УДК 340.12
Горбань Владимир Сергеевич
кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории и истории
государства и права, заместитель декана
юридического факультета
Северо-Кавказского федерального
университета
gorbanv@gmail.com
Vladimir S. Gorban
PhD in law, Associate Professor, Department of theory and history of state and law, Vice-Dean of the Faculty of law, North-Caucasus Federal University gorbanv@gmail.com
Диалектика понятия против
ДИАЛЕКТИКИ ЦЕЛИ: О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НОВИЗНЫ с позиции СРАВНЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ И ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ ИЕРИНГА
Dialectic of concept
against dialectic of purpose: on the problem of continuity and novelty by comparing of hegel s philosophy and jhering s legal theory
Аннотация. Предметом исследования является проблема влияния философского учения Гегеля на формирование и развитие правовой теории Иеринга. В исследовании не только констатируется значение гегелевской философии для формирования правового мировоззрения Иеринга, но и прослеживается непосредственное влияние отдельных теоретических концептов в формировании правовой теории Иеринга и ей развитии. Исследовании основано на анализе широкого спектра оригинальных сочинений мыслителей, большая часть которых по-прежнему не переведена, в том числе некоторых ранее не известных сочинений Иеринга.
Ключевые слова: Иеринг, Гегель, диалектика развития, идея права, осуществление права, цель в праве, правовая действительность.
Annotation. The object of research is the problem of influence of Hegel"s philosophical doctrine on forming and development of Jhering "s legal theory. In the research is stated not only value of Hegelian philosophy for forming of legal outlook of Jhering, but also is traced direct influence of some theoretical concepts in forming of Jhering "s legal theory and its development. The research is based on the analysis of the wide range of original works of thinkers most of which part is still not translated, including some earlier not known Jhering "s works.
Keywords: Jhering, Hegel, dialectic of development, idea of law, implementation of law, purpose in law, legal reality.
1. В истории политической и правовой мысли
имя одно из самых известных правоведов XIX в.
.
,
применены как преемственные, так и новые принципы и концепты философского и социогу-манитарного знания. Правовые воззрения Иеринга формировались под влиянием различных школ и течений философской, общественно-политической и правовой мысли его времени. В системе теоретических концептов его учения о праве прослеживается влияние античной философии (огабенно Гераклита и софистов), философии индивидуализма, гносеологических принципов материалистического эмпиризма, философии Монтескье, британских эмпириков (Бен, ), ,
,
юридической образование. Новизна правовой теории Иеринга проявлялась в применении
структурно-функционального анализа при ис-, -
го подхода к праву, в формулировании оригинальной теории социальных изменений и соци-,
развития признаётся право, в обосновании субъективного права посредством категории «интересов» и возведении его в ранг атрибута достоинства личности и др. Общая характеристика идеологической направленности правовой теории Иеринга может быть определена следующей формулой - сильнейшая апологетика права.
Существенную роль в формировании и развитии теоретической схемы правого учения Иеринга играли различные теоретические концепты философского учений Гегеля. Гегелевская филосо-, , -
действие на характер и манеру расширения предметной области современной Иерингу юриспруденции в проектируемой им правовой теории. С , -
работкой априорных основных понятий правоведения, объявляя при этом философию спекулятив-
ной. С другой же стороны, философия, в частности, философия Гегеля, предлагала сильнейшую
, ,
справедливому выражению М. Хайдегера, уже невозможно себе представить более высокую точку самосознания духа [9, с. 16].
Среди различных теоретических концептов философского учения Гегеля, влияние которых прослеживается в правовой теории Иеринга, выделяются такие, как: идея прогрессирующего диалектического развития; право как идея, которая должна осуществляться; ограниченная критичность идеи права, диалектика понятия, которая в правовой теории Иеринга модифицируется в диалектику цели, проблема связи права и цели, значение факторов принуждения, борьбы, интересов, различения видов неправа, волевая теория и некоторые другие.
Предметом настоящего исследования являются такие концепты, как-то: идея права; диалектическая формула осуществления идеи права (право не должно быть лишь субъективной идеей, которая бы не осуществлялась); диалектика цели. Методологически эффективным является исследование связи философского учения Гегеля и правовой теории Иеринга посредством выделения отдельных теоретических концептов геге-, ,
анализируются, подвергаются творческой модификации и приложению к анализу, познанию и интерпретации права и правовой действительности в учении Иеринга.
2. Лейтмотивом одного из основных сочинений Иеринга - «Дух римского права на различных ступнях его развития» является диалектическая формула: правовое понятие и его осуществле-.
понятия права и его осуществлении опирается на определение Гегелем предмета философии права. По мнению Гегеля, «философская наука о праве имеет своим предметом идею права -понятие права и его осуществление» [2, с. 59].
Философия права вообще для Иеринга играет , -
ства, расширяющего гносеологические возможности теоретического анализа права. Он и не пытается следовать полностью какой-либо фи-лософско-правовой традиции и системе. Он также изначально не пытается создать свою собственную философско-правовую систему. Соот-,
лишь как вспомогательное средство или точнее , -
ные понятия, принципы, идеи. Цель заимствования объясняет он сам, как образование и развитие общего учения о праве. Последнее, те. общее учение о праве, не тождественно филосо-, .
быть самостоятельная теоретическая юридиче-, -
,
отдельно выделяемого им эмпирико-сравни-.
проявлений последнего должна стать, по Иерин-гу, новая юридическая наука - сравнительное правоведение [13, с. 15]. В этой связи он не кри-
тически рассматривает философскую систему
,
логико-понятийные концепты.
Конечно, Иеринг вроде бы отрицает абсолютные, метафизические идеи. Он пытается следовать, хотя и не всегда закономерно, выдвинутому им принципу относительности права и нравственности, их исторически изменчивой, постоянно эволюционирующей обусловленности. В гегелевской концепции философии дух в мировой истории изначально содержит в себе программу своего развития: «... подобному тому как зародыш содержит в себе всю природу дерева, вкус, форму плодов, так и первые проявления духа виртуально содержат в себе всю историю»
[1, с. 22]. С точки зрения гегелевской системы , -
чальной форме должно содержать также, как зародыш дерева все свои будущие существенные качества и признаки или первоначально разворачивающийся и проявляющий себя в мировой истории дух - всю мировую историю. В
учении Иеринга право - это не только относи, -
ственно его интерпретировать, но и правовая идея или идея права. Идея права не может быть .
, -
. -
, ,
,
идей самой с собой. Он, конечно же, оставляет
его без объяснений, так как попытки объяснить
, ,
привели бы к очевидному отступлению от принципа относительности и всеобъясняющего исто.
Идея права по своей природе предполагает идеальный образ права, те. того права, которое может и должно быть. Образ должного права таким образом содержится уже в самой идее права, которое стремится к постоянному обновлению и совершенству. Право может быть явле-, -
, -
щества, с которыми в духе Ш.-Л. Монтескье Иеринг связывает понимание права. Соответственно в истории право может быть старым и новым, существующим и нарождающимся, становящимся, вечнообновляющимся. Но идея таковой быть . , пишет не о «старой» и «новой» правовой идее, а лишь о конфликте правовой идеи самой с собой.
Во втором томе второй части «Духа римского » -
ния к тому, что представляет собой идея права. Опять же явно обращаясь к Гегелю, понимавшему право как идею, Иеринг заявляет, что очевидной заслугой философии его времени явля-
, , -
ниматься как идея (дословно - «етмостоятель-ность права в идее») [15, с. 21].
Весьма схожим моментом для обоих мыслите- -
критичность идеи права. В гегелевской концепции философии права естественноправовая
идея трансформируется в идею права. Такая трансформация была сопряжена с тем, что
«идея права» утратила значительную часть кри-
,
. -временных знатоков философии права Гегеля акад. В.С. Нерсесянц заметил, что сто гегелевской же концепции правопонимания и философии права в целом получается, что «идея пра-» ( ),
не должна (по логике доктрины) быть долженствованием, обладать смыслом, значением, функцией, статусом и потенциалом должного» [5, с. 203]. В.С. Нерсесянц видел в этой двойственности причину непоследовательности и многих внутренних противоречий гегелевской философии права [5, с. 203].
В системе правовых воззрений Иеринга идея права то является абсолютным идеалом, определяющим образ долженствующего в праве, смысл правового и неправового, предопределяющей постоянное обновление права, которое должно
стремится к более совершенному своему состоя,
истории, приобретает относительный масштаб, который явно лишает её критического потенциала в отношении существующего права. При этом как только он сталкивался с проблемой невозможности применить к идее относительный масштаб, он констатировал конфликт идеи самой с собой. Увлекшись в поздний период идеей цели в праве, он пытался сформулировать законченный тип
правопонимания в духе всё той же относительно,
противоречия его крайностей в применении масштаба относительности к анализу права. Объявив цель творцом и единственным источником права, он не мог не признать того, что цель по своей сути всегда содержит определённый образ будущего, если не должного, то по крайней мере желаемого,
к которому она стремится. Этот образ не тожде-, -
чённый характер.
, ,
права с некоторыми оговорками в гегелевской интерпретации, впал в те же крайности и противоречия, которые были характерны для «идеи » .
двойственность в понимании идеи права (то идея права должна быть образом долженствующего, то она не должна быть таковой) и чрезмерная некритичность в отношении правовой действительности.
3.
теоретическую основу для объяснения логики
развития римского права. Можно сказать, «дух », , -
,
изменчивости и разумности всего существующего. Идея исторического понимания процесса воз,
раньше Гегеля предложена исторической шко-. -ческое развитие допускается только для идеи в логике, а в философии истории развитие толкуется как сложный и трудный процесс
Идеальному пониманию права Иеринг не противопоставляет, а добавляет реалистическое понима-.
право как идея осуществляется в действительности, возвращаясь как идея, как дух, к самой себе,
то в учении Иеринга право как ццея - это идеаль-
, ,
того, чтобы право выполняло своё назначение. В реальной действительности право другое, оно есть .
правом действительности и ццеей права ведут к постоянному обновлению права, а различия между правом действительности и теми условиями жизни
общества, которые порождают право. Отсюда Ие-
,
ццеи права в его философско-правовой картине
,
его, а также содержание ццеи права, с точки зрения теории социального утилитаризма. Нравствен, . объективного нравственного порядка. Право как ццеальный образ определяется соответственно
требованием социальной полезности. Правовым , . -
рез право общество реализуется свои цели, но средства для достижения этой цели у права особенные, отличные от средств морали и нравов. В ццее права мыслится идеальный образ гарантированного гражданского общения и совместного со. , -
, .
таком случае есть лишь право деспотии.
Идее права Иеринг противопоставляет «живое право действительности» [15, с. 21], применяя образное сопоставление обоих: «... право действительности отбрасывает тень в одинокий чу» [15, . 21].
Сопоставляя интерпретацию идеи права и права действительности или права жизни в учении Иеринга и абсолютную идею духа, который есть сво-
, ( ), ,
что оба мыслителя понимают право (у Гегеля право есть осуществлённая свобода) с одной стороны
, - ,
реализации эта идея проходит трудный, тернистый
путь, исполненный напряжения и борьбы, преодо-
,
реализации в действительности, обусловленные
интересами, страстями, потребностями, характе-.
логике, которое совершается органически, и развитие, осуществление ццеи в истории, осуществление которой в этом случае сопряжено с напряжённой борьбой.
4. В первом томе «Цели в праве», который вышел в свет в 1877 г., на смену «идеи права» приходит «цель в праве». Для Иеринга это было .
правовед и романист О. Берендс назвал это «прорывом к цели» в праве [11].
В формировании телеологии Иеринга решающими были три фактора.
- , ,
история, интерпретировались Иерингом как фи-
лософия целесообразности, религия эгоизма. Он находил, что все римские учреждения, даже римские боги, - всё служило определённой цели,
всё было подчинено практическому мышлению. - , -
,
оправдания и обоснования его теоретических положений и гипотез является римское право, которым он восхищается и считает образцом правового
мышления, и на основе римского права, как дока, -
таруемое им общее учение о праве. - , , -
нута идеей разума и согласно которой история
есть раскрытие разума, а не нечто происходя, -
ское обоснование для своих профессиональных наблюдений и заключений, сделанных на материале римского права. «Единственная мысль, -, -
софия, это простая идея разума, что разум вла-
, , -
исходило, было разумно» [12, с. 20].
Опираясь на диалектику понятия в философии Гегеля, Иеринг формулирует «диалектику цели» [18, с. 74]. Так, в описании того, что представляет собой организация гражданского оборота, Иеринг приходит к выводу, что «эта организация, может быть, как никакая другая вещь в человеческом мире, является естественным результатом свободного развития цели; это - диалектика, но не логическая диалектика понятия, в которую я не верю, а
.» [18,
. 74].
областью гражданского оборота и права, а превращается Иерингом в диалектику всеобщего развития и существования. Нравственность, мораль, мода, такт, обычаи, - всё определяется практиче-.
,
развитие, но и сама усложняется по мере развитая: от простых форм к сложным. Государство также является порождением цели и одновременно
само становится субъектом цели. Подчёркивая
,
указать на то, что диалектика цели понимается в его учении не как единых принцип, предполагающий внутреннюю необходимость развития из себя
( ,
),
Литература:
1. Ге гель. Сочи нения: Философия истории. Перевод с немецкого. / Под ред.: Горохов Ф.А. ( .); .: . . ., . : , 1935. Т. 8. 571 с.
2. . . -/ .: . ., . . ( .
ст. и прим.); пер.: Левина М.И., Столпнер Б.Г. М. : Мысль. 1990. 526 с.
3. . . . -
. 6- . . : . . . -левича. 1915. 508 с.
среды, жизненных условий индивида, общества и государства. П. И. Новгородцев справедливо подчёркивал, что в учении Иеринга «цель имеет ту
,
диалектике понятию: она постоянно испускает из себя новые цели и представляет собой perpetuum mobile всемирной истории» [6, с. 127]. Иеринг полагает, что диалектика цели определяется изменчивостью жизненных условий общества, индивидов и государства. Изменчивые условия среды, а точнее жизненные условия общества (шциально-эвдемонистский вариант) определяют содержание .
является целью права. Из изменчивости жизненных условий Иеринг выводит относительность цели. Иными словами, по мере развития общества, его жизненных условий, которые он классифицирует на различные группы и виды, меняются и цели. Право таким образом способствует существованию и развитию общества. Без права общество лишается необходимого фактора обеспечения своих жизненных условий. Но Иеринг оставил без ответа вопрос о том, что именно определяет историческое развитие общества и его жизненных .
в себе определённую программу развития. Но в учении Иеринга социальное развитие есть некая
данность, а право необходимый, но всё же лишь
,
раскрываются эволюционные способности общества. Кроме того, если Гегель считал, что идея духа, который есть разум, является одновременно и конечной целью развития в мировой истории, то Иеринг в отношении будущего совершенно агно-стичен. Право, по Иерингу, находится в процессе
вечного становления и обновления, а будущее, как , -
либо интеллектуальной формулой.
, -
дельных теоретических концептов и конструктов в философии Гегеля и учении о праве Иеринга позволят сделать вывод о том, что гегелевская философия может обоснованно рассматриваться как теоретическая основа правопонимания .
учения Гегеля об идеи права, диалектическом
развитии идеи в истории, идеи права, которая , -
ли использованы Иерингом как исходные принципы для объяснений закономерностей развития права, его осуществления и значения в совместной жизни людей.
Literature:
1. Hegel. Works: History philosophy. Translated from German. / Under the editorship of: Gorokhov F.A. (Predisl.); Lane: Voden A.M. M., L. : Sotsekgiz, 1935. T. 8. 571 p.
2. Hegel. Legal philosophy. Translated from German / Sost.: Kerimov D.A., Nersesyants V.S. (Vstu p. Art. and comment); Lane: Levina M.I., Stolpner B.G. M. : Thought, 1990. 526 p.
3. Korkunov N.M. Legal philosophy history. The manual to lectures. 6th prod. SPb. : Type. M.M. Stasyule-vich, 1915. 508 p.
4. Нерсесянц B.C. Гегель ; Редкол.: Гулиев В.Е., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. (Отв. ред.). М. : Юрид. лит., 1979. 112 с.
5. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М. : Юристъ, 1998. 352 с.
6. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов / Отв. ред.: Сальников В.П., Сандулов Ю.А. (Сост.). СПб. : Лань, 1999. 192 с.
7. . . / Вступ. ст., сост. и примеч. И.И. Евлампиева. СПб. : Издательство РХГИ, 2001. 543 с.
8. . . -
//
и права. М. : Изд-во ИГиП АН СССР, 1975, Кн. 11. С. 187-196.
9. . . . -тельство с Гегелем в ракурсе вопроса о негативности (1938-1939, 1941); «Введение» в «феноменологию духа» (1942). Пер. с нем. АЛ. Шур. . : « », 2015. 320 .
10. Behrends O. War Jhering ein Rechtspositivist? : eine Antwort auf Ralf Dreiers Frage / von Okko Behrends // Jherings Rechtsdenken : Theorie und Pragmatik im Dienste evolutionärer Rechtsethik. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht. 1996. P. 235-254.
11. Behrends O. Rudolph von Jhering (1818-1892): der Durchbruch zum Zweck des Rechts / Okko Behrends. Studien zum römischen Recht in Europa.-Budapest.-Bd. 1.1992, P. 58-133.
12. Hegel. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, 1. Aufl., [Nachdr.]. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2007. 567 .
13. Jhering R. Der Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. Erster Teil. Leipzig, 1852. XII. 336 p.
14. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 1, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1866. XIV. 361 p.
15. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 2, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1854. VIII. 320 p.
16. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Th. 2, Abth. 1. 2., verb. Aufl. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1866. VIII. 308 p.
17. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 3, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1865. X. 342 p.
18. Jhering R. Der Zweck im Recht / Rudolf von Ihering. Teil: Bd. 1. 4. Aufl. / Erste Ausg. in volkstümlicher Gestalt. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1904. XX, 445 .
4. Nersesjanz l/KS. Hegel; Redkol.: Guliyev V.E., Zorkin V.D., L.S.'s Mamut (Otv. the edition). M. : Yurid. litas., 1979. 112 p.
5. Nersesyants V.S. Legal philosophy of Hegel. M. : Yurist, 1998. 352 p.
6. Novgorodtsev P.I. Historical school of lawyers / Otv. edition: Glands V.P., Sandulov Yu.A. (Sost.). SPb. : Lan, 1999. 192 p.
7. Trubetskoy E.N. Works on legal philosophy / Vstup. Art., сост. and примеч. I.I. Evlampiyeva. SPb. : RHGI publishing house, 2001. 543 p.
8. Tumanov V.A. Hegel and modern bourgeois legal philosophy // Problems of the state and right. M. : IGIP Academy of Sciences of the USSR publishing house, 1975, V. 11. P. 187-196.
9. Heideger M. Hegel. Negativity. Trial with Hegel in the foreshortening of the question of negativity (19381939, 1941); «Introduction» to «spirit phenomenology» (1942). The lane with is mute. A.P. Shurbelyova. SPb. : «Vladimir Dahl» 2015. 320 p.
10. Behrends O. War Jhering ein Rechtspositivist? : eine Antwort auf Ralf Dreiers Frage / von Okko Behrends // Jherings Rechtsdenken : Theorie und Pragmatik im Dienste evolutionärer Rechtsethik. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht. 1996. P. 235-254.
11. Behrends O. Rudolph von Jhering (1818-1892): der Durchbruch zum Zweck des Rechts / Okko Behrends. Studien zum römischen Recht in Europa.-Budapest.-Bd. 1.1992, P. 58-133.
12. Hegel. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / Hegel, Georg Wilhelm Friedrich, 1. Aufl., [Nachdr.]. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2007. 567 .
13. Jhering R. Der Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. Erster Teil. Leipzig, 1852. XII. 336 p.
14. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 1, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1866. XIV. 361 p.
15. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 2, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1854. VIII. 320 p.
16. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Th. 2, Abth. 1. 2., verb. Aufl. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1866. VIII. 308 p.
17. Jhering R. Geist des römischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung / von Rudolph Jhering. Teil: Th. 3, Abth. 1. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1865. X. 342 p.
18. Jhering R. Der Zweck im Recht / Rudolf von Ihering. Teil: Bd. 1. 4. Aufl. / Erste Ausg. in volkstümlicher Gestalt. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1904. XX, 445 .
19. Petersen J. Die Eule der Minerva in Hegels Rechtsphilosophie. 2. Aufl. Berlin: De Gruyter, 2015. X. 197 p.
20. Pleister W. Persönlichkeit, Wille und Freiheit im Werke Jherings. Ebelsbach: Gremer, 1982. XV. 437 p.
19. Petersen J. Die Eule der Minerva in Hegels Rechtsphilosophie. 2. Aufl. Berlin: De Gruyter, 2015. X. 197 p.
20. Pleister W. Persönlichkeit, Wille und Freiheit im Werke Jherings. Ebelsbach: Gremer, 1982. XV. 437 p.