Научная статья на тему 'Диалектика ортодоксии в опыте русской философско-религиозной культуры'

Диалектика ортодоксии в опыте русской философско-религиозной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ДИАЛЕКТИКА / ОРТОДОКСИЯ / ГЕТЕРОДОКСИЯ / ФЕОФАН ЗАТВОРНИК / ТРАДИЦИЯ / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / CHRISTIANITY / DIALECTICS / ORTHODOXY / HETERODOXY / THEOFAN THE RECLUSE / TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойко Павел Евгеньевич, Бухович Анна Борисовна, Бухович Евгений Викторович

Осмысление феномена ортодоксии для христианской культуры не теряло своей актуальности, более того остается таковым и в ситуации рубежа тысячелетий. Сложившиеся исторические традиции в своем множестве и разнообразии лишь подчеркивают внутреннее логическое единство, апеллируя к нему. Русская религиозная философия приступает к рассмотрению этой проблемы, исходя из византийского православия, но при этом пользуясь западноевропейскими достижениями и оформляя собственное оригинальное видение. В своем особенном она подходит к исследованию всеобщего ортодоксии как ее диалектики. Ввиду актуальности неоортодоксального дискурса в современной религиозной философии, остроту и оригинальность рассматриваемой теме придает укорененность в аскетической традиции, что демонстрируется в учении святителя Феофана Затворника Вышенского. При изучении выбранной проблемы с помощью метода понятия возможно достижение цели как всеобщей диалектики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectics of Orthodoxy in the Experience of Russian Philosophical and Religious Culture

Understanding of the phenomenon of orthodoxy for Christian culture has not lost its topicality, moreover, it remains such in the situation of the turn of the Millennium. The existing historical traditions in their variety and diversity only emphasize the internal logical unity, appealing to it. Russian religious philosophy begins to consider this problem on the basis of Byzantine Orthodoxy, but at the same time taking advantage of Western European achievements and making its own original vision. In its special way it approaches the study of universal orthodoxy as its dialectics. Neo-orthodox discurse in modern religious philosophy is urgent. The ascetic tradition is orthodox. The topic we are considering concerns the problem of St. Theofan the Recluse of Vysha proves it in his teaching. When studying the selected problem we can use the method of concept to achieve our object as the universal dialectics.

Текст научной работы на тему «Диалектика ортодоксии в опыте русской философско-религиозной культуры»

УДК 1(130.11)

ДИАЛЕКТИКА ОРТОДОКСИИ В ОПЫТЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

П.Е. Бойко, А.Б. Бухович, Е.В. Бухович

DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-12-15

Точное наблюдение Г.К. Честертона: «Легко быть безумцем, еретиком, проще всего идти на поводу у века, труднее всего шагать, как шел» [1, с. 119-120] может быть положено в основание размышлений об ортодоксии, ее истории и месте в человеческой культуре. Проблема ортодоксии относится к разряду вечных. Применительно к европейской, христианизированной цивилизации, она рассматривается в плоскости христианского вероучения. Сказать что здесь сильны влияния исторически сложившихся традиций - не сказать ничего. Вопрос состоит в возможности понимания ортодоксии как господствующей традиции, и наоборот. Говоря о ситуации третьего тысячелетия христианства в западной цивилизации из сферы логического, игнорирование исторического контекста невозможно и контрпродуктивно. К примеру, в современной интеллектуальной культуре, со всем ее разнообразием, сильны тенденции возвращения к ортодоксии как неоортодоксальный интерес к патристическим исследованиям и вообще рецепция раннехристианской мысли (в частности, проект радикальной ортодоксии Дж. Милбанка). Здесь возникает противоречие в самой же структуре раннехристианского дискурса - он как ортодоксален (святоотеческое наследие), так и гетеродоксален (еретические учения). Оказывается, что ортодоксия, традиционно понимаемая как верное, правильное учение, самими же ортодоксальными учениями мыслится как логика опыта.

Для современной культуры характерны рецепция постметафизических и постхристианских категорий мышления («постхристианское -

Бойко Павел Евгеньевич - доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Кубанского государственного университета, 350040, г Краснодар, Ставропольская, 149, e-mail: pboyko@mail.ru;

Бухович Анна Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии и религиоведения Курского государственного университета, 350000, г. Курск, Радищева, 33, e-mail: abxoxlov@yandex.ru;

Бухович Евгений Викторович - аспирант, преподаватель кафедры философии Кубанского государственного университета, 350040, г. Краснодар, Ставропольская, 149, e-mail: yevgenybukhovich@gmail.com.

что не означает нехристианское» [2, с. 198]), и, в частности, преодоление концепции демифологизации - как апперцепция демифологизации [3]. Важной чертой, отличающей ортодоксальную теологию христианства от религиозной метафизики, является то, что можно назвать наличием «сотериологической доминанты» [4].

В этой связи актуальность приобретает проблема диалектики ортодоксии и, в частности, ее проявленность в поле религиозного (и не только мистического) опыта, ортопраксии. Это вопрос причастности божественному. Для святоотеческого синтеза серьезное рассмотрение этой темы продемонстрировано в [5]. Не вдаваясь в подробности, приведенные в указанной работе, отметим, к примеру, что по гетеродоксальному учению такого автора, как Евагрий Понтийский, «внешнему противопоставляется духовное познание, и ему одному открыта самая сущность вещей. Оно доступно лишь чистым "созерцателям", т. е. "чистому уму", свободному от всяких страстей, который и становится capax Dei» [6, с. 74-75]. Блаженство же «состоит в познании сотворенного мира, а через него - и Самого Бога. <...> познание, приобретенное через духовную любовь» [там же, с. 79].

Продолжая неумолимого в своем тонком вопрошающем радикализме Честертона, можно его же мыслью переформулировать проблему: «Если вы видите зерно здравого смысла в шелухе христианства, возьмите само это зерно, но зачем вам шелуха?» [1, с. 169], - вот вся тщетность апелляции к здравому смыслу неортодоксального мышления, и он продолжает: «Почему вы не можете взять положительную сторону христи-

Pavel Boyko - Kuban State University, 149, Stavropols-kaya Street, Krasnodar, 350040, e-mail: pboyko@mail.ru;

Anna Bukhovich - Kursk State University, 33, Radischeva Street, Kursk, 305000, e-mail: abxoxlov@yandex.ru;

Yevgeny Bukhovich - Kuban State University, 149, Stav-ropolskaya Street, Krasnodar, 350040, e-mail: yevgenybukhov-ich@gmail.com.

анства..., отбросив все прочее, все эти абсолютные, непостижимые догмы?» [там же]. А ведь в абсолютности «непостижимых догм» и кроется правильный ответ, верное понимание самого вопроса (ответ на который может заканчиваться словами: «И я вижу, как, громыхая, мчится по векам колесница, дикая Истина правит ею и тусклые ереси падают перед ней» [там же, с. 120]).

По ортодоксальной мысли святителя Феофана Затворника Вышенского, человек вместе с Богом образуют единство, необходимое в деле возвращения человечества и всего космоса к Творцу - спасения через усыновление человека Господу. Для человека «снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения <...> оживотворение нас, умерщвленных грехом, или дарование нам новой жизни» [7, с. 11] невозможно. Для Бога это возможно, но посредством жертвы. «Жертва сия есть смерть -и смерть человека. Она вначале определена правдою Божией в казнь за грех; ее предлагает Богу и кающийся грешник, вопия: возьми жизнь, только помилуй и спаси, хотя тут же чувствует, что его смерть не сильна спасти его» [там же, с. 13]. Поэтому для спасения человека нужна жертва самого Бога: «Загладить вину рода человеческого принесением подобающей жертвы и восполнить недостаток правды его могут только смерть и богатство правды Богочеловека. Следовательно, оправдание рода человеческого невозможно без воплощения Бога» [там же, с. 22]. Благодаря этой жертве «новое человечество через нового родоначальника и главу имеет назначение восстановить в себе сие потерянное единение» [там же, с. 25]. Богочеловек, взявший путем своей крестной смерти грехи мира за все человечество, и давший возможность спасения каждому человеку, создает на земле свою Церковь, которая является абсолютно необходимым условием спасения, потому что только в ней, «посредством освящающей "энергии" Святого Духа» [8, с. 45-46], возможно "единение с Отцом" [там же, с. 45].

Феофан Затворник характеризует душевные чувства, которые «происходят вследствие изменений, происходящих в душе от свойственной ей деятельности. Они разделяются на теоретические, практические и эстетические» [7, с. 316]. В контексте исследуемой проблемы особый интерес представляют собой теоретические - привитие «вкуса к истине» и развитие желания и умения «наслаждаться ею». По святителю Феофану: «Чувство истины - свойственная природе человека способность сердцем, без

сторонней помощи, узнавать истинный порядок вещей, истинные их свойства. Так, по одному чутью узнают брата, врага, друга, сыновей, нужное лицо и то, как в каком случае поступить» [там же, с. 423].

Итак, согласно нашей гипотезе, Феофан Затворник использует тончайшую диалектику христоцентричного символа, пронизывающую теологию и христианской откровение. Рассуждая в ключе христологического и тринитарного догматов, ставя Христа в центр мышления и бытия, духа и мироздания - тем самым усиливая и переобозначая всеобщую диалектику классической философской мысли, - вышенский затворник разрабатывает всеобщую диалектику спасения, Богообщения как процесса и результата духовного совершенствования-возрастания во Христе Иисусе, через преодоление антиномий рассудочного способа мышления. Таким образом, можно говорить о конкретном тождестве (и далеко не только в гегелевском или же шеллинговском смысле) мышления и бытия во Христе Иисусе, как пребывают в отношении абсолютного тождества, которое и делает возможным разумное познание Бога, необходимое Богообщение, Божественная сущность и Божественные энергии. Это становится возможным только в преодолении представленческой формы мышления, что осуществимо и осуществляется только в христианстве, в восхождении мышления в форме понятия и далее в форме идеи в ее конкретности во Христе и ко Христу, к Пресвятой Троице.

Таким образом, из икономического пространства, характеризующего отношения Бога и Его творения, проблема ортодоксии трансформируется в онтологическую. Вопрос правильного понимания отношений служит критерием истинности не то что учения (это само собой разумеется), а Божественного и внутрибожест-венного бытия, Его природы. Подобного рода переход характерен для классической философской мысли - как аналог, а точнее, - как продолжение принципа конкретного тождества мышления и бытия. «Единственное безусловное познание есть познание абсолютного тождества. <.> Разум есть одно с абсолютным тождеством <...> Все, что есть, есть само абсолютное тождество» (курсив наш. - П.Б.) [9, с. 40-42]. В современной православной теологии ортодоксальность может быть выражена в следующих положениях: «1) Мир не божествен и нуждается в спасении. 2) Человек есть существо теоцент-ричное. 3) Христианское богословие христоцен-трично. 4) Подлинная экклезиология персона-

листична. 5) Подлинное понятие Бога троично» [10, с. 278].

По меткому замечанию Честертона, в продолжение мысли, с которой мы начали эту статью: «Легко быть модернистом, снобом, легко угодить в одну из тех ловушек, которые - мода за модой, секта за сектой - стоят на пути Церкви. Легко упасть, падают под самыми разными углами, а стоят - только под одним» [1, с. 120]. А ведь это исповедание «критерия всеобщности» ортодоксии [11], как отчеканенное Августином «Суждение всего мира достоверно [secu-rus judicat orbis terrarum]» [там же, с. 319-320]. Возникновение единства из многообразия и наоборот - сквозная тема для христианской герменевтики - вопрос традиции и свободы, традиции и традиционализма. «Традиция - это живая вера мертвых; традиционализм - это мертвая вера живых» [там же, с. 9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Честертон Г.К. Ортодоксия. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2014. 208 с.

2. Хабермас Юрген. Граница между верой и знанием. К истории воздействия и актуальному значению философии религии Канта // Хабермас Юрген. Между натурализмом и религией. Философские статьи / Пер. с нем. М.Б. Скуратова. М.: Изд-во «Весь Мир», 2011. 336 с. С. 198-233.

3. Рикер П. Религия и вера. Предисловие к Буль-тману // Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. М.: Академический Проект, 2008. 695 с. С. 512-539.

4. Гаврюшин Н.К. Христианское богословие отличает от метафизики сотериологическая доминанта. [Электронный ресурс]. URL: http://www. bogoslov.ru/text/4492596.html (дата обращения: 21.07.2016 г.).

5. Бирюков Д.С. Тема «причастности» у Никифо-ра Григоры и ее предыстория в святоотеческой мысли // Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. М., 2009. 200 с. С. 113-173.

6. Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Тоска, печаль, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийско-го об акедии. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 192 с.

7. Феофан (Говоров Г.В.), затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. 522 с.

8. Кода Пьеро. Сергей Булгаков: пер. с ит. М.: Изд-во ББИ, 2015. 208 с.

9. Шеллинг Ф.В.Й. Изложение моей системы философии // Ф.В.Й. Шеллинг. Изложение моей сис-

темы философии. СПб.: «Наука», 2014. 264 с.

C. 23-188.

10. Мейендорф Иоанн, прот. Православное богословие в современном мире // Живое Предание. Свидетельство Православия в современном мире. М.: Изд-во «Паломник», 2004. 352 с. С. 266-299.

11. Пеликан Ярослав. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции [100-600]. Т. 1. М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 376 с. С. 319.

REFERENCES

1. Chesterton G.K. Ortodoksiya [Orthodoxy]. Minsk, Belarusian Orthodox Church, 2014, 208 p.

2. Khabermas Yurgen. Granitsa mezhdu veroy i zna-niem. K istorii vozdeystviya i aktual'nomu zna-cheniyu filosofii religii Kanta [The border between faith and knowledge. On the history of influence and the actual importance of the philosophy of religion Kant]. In: Khabermas Yurgen. Mezhdu naturalizmom i religiey. Filosofskie stat'i [Between naturalism and religion. Philosophical articles] Transl. from German. M.B. Skuratov. Moscow, Ves' Mir, 2011, 336 p., pp. 198-233.

3. Riker P. Religiya i vera. Predislovie k Bul'tmanu [Religion and belief. The Preface to Bultmann]. In: Konflikt interpretatsiy. Ocherki o germenevtike [The Conflict of interpretations. Essays on hermeneutics]. Transl. from French I.S. Vdovina. Moscow, Aka-demicheskiy Proekt, 2008, 695 p., pp. 512-539.

4. Gavryushin N.K. Khristianskoe bogoslovie otlichaet ot metafiziki soteriologicheskaya dominant [Christian theology differs from metaphysics, soteriologi-cal dominance], available at: http://www.bogoslov. ru/text/4492596.html (accessed July 21, 2016)

5. Biryukov D.S. Tema «prichastnosti» u Nikifora Grigory i ee predystoriya v svyatootecheskoy mysli [Theme of «involvement» from Nicephorus, Gregory and history in patristic thought]. In: Georgiy Fakra-sis. Disput svt. Grigoriya Palamy s Grigoroy filoso-fom. Filosofskie i bogoslovskie aspekty palamitskikh sporov [The SVT debate. Gregory Palamas Grigoroi philosopher. Philosophical and theological aspects of palamite disputes]. Transl. from Ancient Greeks

D.A. Pospelova Ed. by D.S. Biryukov. Moscow, 2009, 200 p., pp. 113-173.

6. Gavriil (Bunge), skhiarkhimandrit. Toska, pechal', depressiya: Dukhovnoe uchenie Evagriya Pontiysk-ogo ob akedii [Melancholy, sadness, depression: the Spiritual teaching of Evagrius of Pontus about acedia]. Moscow, Publishing house of Sretensky monastery, 2014, 192 p.

7. Feofan (Govorov G.V.), zatvornik Vyshenskiy. Nach-ertanie khristianskogo nravoucheniya [The vishen-sky recluse. Christian moralizing]. Moscow, Pravilo very, 1998, 522 p.

8. Koda P'ero. Sergey Bulgakov [Sergei Bulgakov]. Transl. from Italy. Moscow, BBI Publ. House, 2015, 208 p.

9. Shelling F.V.Y. Izlozhenie moey sistemy filoso-fii [Presentation of my system of philosophy]. In: F.V.Y. Shelling. Izlozhenie moey sistemy filosofii [A statement of my system of philosophy]. St.-Pe-tersburg, Nauka, 2014, 264 p., pp. 23-188.

10. Meyendorf Ioann, prot. Pravoslavnoe bogoslovie v sovremennom mire [Orthodox theology in the modern world ]. In: Zhivoe Predanie. Svidetel 'stvo Pravo-slaviya v sovremennom mire [Living Tradition. Evi-

dence of Orthodoxy in the modern world]. Moscow, Palomnik, 2004, 352 p., pp. 266-299.

11. Pelikan Yaroslav. Khristianskaya traditsiya. Istoriya razvitiya veroucheniya. Vozniknovenie kafoliches-koy traditsii [100-600] [Christian tradition. The history of the doctrine. The emergence of the Catholic tradition [100-600]]. Vol. 1. - Moscow, cultural center r «Duhovnaya biblioteka», 376 p., p. 319.

30 августа 2018 г.

УДК 141.144

ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГООБРАЗУЮЩИЕ ЕВРАЗИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ НАРОДОВ

ЮГА РОССИИ

М.И. Билалов

DOI 10.18522/2072-0181-2018-95-3-15-23

Я Евразийство как доктрина и сис-Ш"У тема ценностей. Концептуальная разработка евразийской доктрины основана на обобщении исторических ценностей народов, населяющих соответствующее геополитическое пространство. Потому можно рассуждать об определенной системе этнокультурных и религиозных ценностей, предстающих как источник аксиологических императивов. Теоретический понятийный аппарат этой системы, имевший в целом неоднородные истоки, состоит из объединения и обобщения идей и постулатов различных учений, в той или иной подробности изложенный его основоположниками. Есть множество обобщений и комментариев их взглядов. Так, например, Е. Романова [1] излагает специфику этнополитического учения Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева, Г.В. Вернадского, К.А. Чхеидзе и др. через осмысление его основных понятийных терминов "месторазвитие", "высокая религиозность", "этнополитика", рассматривает географические, климатические, почвенные и иные особенности евразийского геополитического пространства.

Задача нашей статьи состоит в осмыслении евразийской цивилизационной идентичности Юга России в контексте современного многообразия ценностных противоречий и столкновения ключевых духовных идеалов культур

Билалов Мустафа Исаевич - доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Левина, 31-а, e-mail: mibil@mail.ru.

Запада и Востока. При этом мы акцентируем внимание на тех ценностях, которые предстают не только сущностными для культуры региона, но и глобализационными и цивилизационными, а также идеологообразующими - выражающими теорию, философию и методологию евразийского духа.

Рассматриваемые цивилизационные ценности носят характер глобализационных, поскольку на их основе реализуется процесс экономической, культурной, религиозной, политической интеграции, охватывающей все сферы взаимодействия и коммуникации людей на огромном геополитическом пространстве. Культивируемые в нем нормы и идеалы человеческого общежития сопоставимы по своим масштабам с европейскими и азиатскими ценностями, некоторые их последних также является универсальными для евразийских нардов, но задача данного исследования - выявить общее как составляющее существо евразийского духа.

Веками, можно сказать, со времени своего появления, европейская цивилизации агрессивно, менторским тоном, навязывала свои ценности Востоку. С эпохи Нового времени Восток покорно подчинялся вестернизации, сциентизму и технологическому превосходству Европы, приведшим в конце концов к глобальным проблемам современности. При этом, как верно подмече-

Mustafa Bilalov - Daghestan State University, 31-a, Levi-na Street, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, e-mail: mibil@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.