Научная статья на тему 'Диалектика философских воззрений С. Л. Франка'

Диалектика философских воззрений С. Л. Франка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
586
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / METAPHYSICS OF UNITY / COMMUNITY / SOCIAL BEING / RUSSIAN PHILOSOPHY / SOCIAL IDEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыбина Лариса Борисовна

В статье исследуется историко-философский аспект трактовки проблем, идей и вопросов, включенных в оригинальную философскую систему С.Л. Франка. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ и осуществляется попытка показать взаимосвязь проблем человека и общества, проблемы бытия и всеединства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialectic philosophical beliefs of S.L. Frank

This article examines the historical and philosophical aspect of the treatment of problems, ideas and items included in the original philosophical system of S.L. Frank. The set of religious and philosophical, journalistic works and is an attempt to show the relationship problems of individuals and society, the problems of existence and unity is analyzed.

Текст научной работы на тему «Диалектика философских воззрений С. Л. Франка»

УДК 1(091)

Рыбина Лариса Борисовна

Костромская государственная сельскохозяйственная академия

larisa.rybina.2014@mail.ru

ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ С.Л. ФРАНКА

В статье исследуется историко-философский аспект трактовки проблем, идей и вопросов, включенных в оригинальную философскую систему С.Л. Франка. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ и осуществляется попытка показать взаимосвязь проблем человека и общества, проблемы бытия и всеединства.

Ключевые слова: метафизика всеединства, общество, общественное бытие, русская философия, общественный идеал.

С.Л. Франк - один из выдающихся представителей русской религиозной философии Серебряного века. Как и В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой,

Н.О. Лосский, он стремился к созданию цельного и систематически продуманного учения. Его историко-философская часть наследия велика. С.Л. Франку принадлежит много работ по философии. Основу его философской системы образует трилогия: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества». Также его перу принадлежат работы «Методология общественных наук», «Введение в философию», «Смысл жизни», «Непостижимое», «Свет во тьме», «Реальность и человек» и др.

Многогранность произведений, широта охватываемых проблем, оригинальные способы их разрешения обусловили неослабевающий интерес к исследованию творчества С.Л. Франка. В.В. Зеньков-ский о нем писал: «По силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще, - не только среди близких ему по идеям. Мы имеем в произведениях Франка очень стройную, продуманную систему, - только по вопросам эстетики, да по философии истории он ограничился случайными замечаниями. Но логика, гносеология, метафизика, антропология, этика - разработаны им (в духе метафизики всеединства) очень глубоко, с превосходным знанием основной литературы. Сама философская позиция Франка, систематическая в основном ее принципе, исключительно благоприятно отразилась в разработке отдельных проблем» [1, с. 802]. Темой нашего исследования является рассмотрение вопроса о диалектике философских воззрений С.Л. Франка на одну из них - проблему общественного идеала.

Прежде чем подойти к созданию собственной теории об обществе, философ производит анализ имеющихся социальных концепций первоначально в работе «Очерк методологии общественных наук», а затем в труде «Духовные основы общества». Анализируя западноевропейскую социальную философию нового времени, С.Л. Франк отметил, что она пополнила мировую общественную мысль целым рядом новых направлений, таких как рационализм, историзм, натурализм, ма-

териализм, позитивизм. Философ дал всестороннюю характеристику сильных и слабых сторон каждой из общественных теорий и пришел к выводу о том, что они односторонне, под узким углом исследуют человеческое общество. Эта односторонность не устраивает С.Л. Франка, и он заявляет о необходимости создания целостной общественной теории.

С.Л. Франк считает, что философским обоснованием построения единой обобщающей социальной науки является всеединство. Оно и становится, прежде всего, объектом его исследования. Основные характеристики всеединого бытия С.Л. Франк сформулировал в своей работе «Предмет знания», посвященной проблемам гносеологии. Мы согласны с выводами, сделанными исследователем взглядов С.Л. Франка О.А. Назаровой в статье «О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка» [2], согласно которым именно свойства Абсолютного всееди-ного бытия и легли в основу универсальной философской методологии С.Л. Франка. Описанная

О.А. Назаровой система методологических принципов используется философом для раскрытия содержания различных сфер бытия, в том числе и социального.

Но общество имеет и специфические черты, обладает априорными, вытекающими из самой его сущности закономерностями. Впервые они были отмечены С.Л. Франком в 1925 году в статье «Религиозные основы общественности», которая была опубликована в первом номере журнала «Путь». Позднее в работе «Духовные основы общества» они получили дальнейшее углубление. Опираясь на анализ онтологической природы социального бытия, он отмечает вечные и универсальные по своему существу нормативные принципы общественной жизни, которые и должны лечь в основу формирования общественного идеала. Согласно Франку, последняя цель человеческой жизни - возможно полное воплощение полноты божественной справедливости, реализация самой жизни во всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии ее первоначальной основы. Из этой общей цели общественной жизни вытекает иерархическая структура тех отдельных начал, которые в своей совместности ее

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

© Рыбина Л.Б., 2013

выражают. Наиболее общими и первичными из таких начал является, по мнению С.Л. Франка, триединство начал служения, солидарности и свободы.

Рассмотрение С.Л. Франком онтологической природы общества тесно связано с анализом соотношения «я» - «ты» - «мы», который в большей или меньшей мере проводится практически во всех работах философа. Согласно Франку, личное само-бытие «я» не есть обособленная инстанция, а конституируется первичным единством «я» и «ты», которое выражается в форме «мы». Философ пишет: «Не только отдельный член единства, будучи неотделим от другого, тем самым неотделим от целого, не только «я» немыслимо вне объемлющего его единства «мы», но и наоборот: единство «мы» внутренне присутствует в каждом «я», есть внутренняя основа его собственной жизни» [4, с. 61]. Данное соотношение, осуществляемое в форме единства раздельности и взаимопроникновения, возможно благодаря укорененности непосредственного самобытия в абсолютной реальности или во всеедином бытии. Философия «мы» позволяет С.Л. Франку сделать важный вывод о том, что онтологическое единство имманентно присуще человеческому бытию. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то чисто внешняя форма человеческой жизни. Она есть, по мнению С.Л. Франка, необходимое и имманентное выражение онтологического всеединства, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Он заключает, что общество «не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а есть их первичное внутреннее единство - исконное многоединство, или соборность, как специфическая форма бытия» [4, с. 64].

Личность и общество рассматриваются философом в обязательной связи с высшим онтологическим началом - Богом, в отношении с которым они равнозначны не в принципе утверждения в своих правах, а в принципе осознания своих нравственных обязанностей.

Однако С.Л. Франк критиковал идею гармонии личности с обществом, которая фактически вела к поглощению одного начала другим: либо акцент делался на значимости общественных форм, из которых выводилась идея личности, либо общественные формы ставились в исключительную зависимость от личного совершенствования. В противоположность этому, С.Л. Франк, исходя из понимания личности и общества как начал соотносительных, но не совпадающих, утверждал идею антиномии личного и общественного. Личность и общество не только постоянно взаимодействуют в рамках исторического развития, но и находятся в вечном антагонизме, не допускающем их окончательного примирения. С.Л. Франк пишет: «“Мы” и “я”, общество, как единство, как живое целое, и личность, выступают в общественном бытии

<...> в качестве двух самостоятельных, противостоящих друг другу инстанций, каждая из которых притязает на абсолютное значение и сознает себя абсолютным началом» [4, с. 110].

Итак, согласно С.Л. Франку, общество конституируется двумя началами - соборным началом «мы» и нравственным началом Божественной правды. Они взаимосвязаны между собой. Разрешение общественных противоречий С.Л. Франк видел в начале соборности как первичном единстве «я» и «мы», в солидарности, достигаемой в общем служении высшим ценностям, той верховной правде, которая стоит и над обществом в целом, и над каждой человеческой личностью в отдельности.

Анализ проблемы общественного идеала предполагает рассмотрение таких вопросов, как соотношение абсолютного и относительного, утопии как формы общественного идеала. С.Л. Франк с социально-философских позиций критиковал преувеличение роли тех или иных отвлеченных политических принципов в жизни общества и человека. К анализу метафизических истоков кумиротворче-ства философ обращался в своих работах «Философские предпосылки деспотизма» (1907), «Этика нигилизма» (1909), «Крушение кумиров» (1924) и многих других. С.Л. Франк, выводя основные нормативные принципы общественной жизни, определяющие подлинно объективный идеал из онтологической природы общества, в вопросе понимания соотношения абсолютного и относительного предупреждал против их смешения. Согласно Франку, конкретные общественные идеалы относительны не только в том смысле, что зависят от эмпирических условий, от условий времени и места, но и в том, что ни один из них не есть абсолютное осуществление правды.

В труде «Этика нигилизма» С.Л. Франк критикует мировоззрение, основанное на полном отрицании абсолютных ценностей. В работе «Достоевский и кризис гуманизма» он рассматривает, как ошибочные взгляды на место человека в социальном бытии приводят к утопиям. В этом труде философ говорит о кризисе гуманизма. Под гуманизмом здесь он понимает веру в «человека как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному - в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом» [3, с. 361]. Философ приходит к выводу, что такой гуманизм должен окончательно погибнуть, а на его место придти правильное понимание роли и места человека в составе всеединого бытия.

Итак, С.Л. Франк убежден, что любые социально-политические идеалы относительны. По его мнению, ошибочно считать конечным идеалом общественной жизни и какой-либо отдельный отвлеченный принцип.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

81

Анализируя проблему общественного идеала, С.Л. Франк подробно рассматривает религиозные вопросы. Он считает, что «общественная жизнь, будучи в качестве духовной жизни жизнью в Боге, имеет своим единственным, конечным назначением осуществление своей истинной онтологической природы во всей ее конкретной полноте, т. е. «обо-жение» человека, возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты божественной правды» [4, с. 107]. Проведя философский анализ понятия «соборность», философ приходит к выводу, что «религиозность и соборность есть в основе своей одно и то же или две стороны одного и того же всеопределяющего начала человеческой жизни» [4, с. 59]. Из этого С.Л. Франк заключает, что именно на основах религиозности и должно быть построено человеческое общество.

Религиозные представления С.Л. Франка наиболее полно раскрываются в произведении «С нами Бог. Три размышления», написанном в 1941 году.

В последних своих работах, в частности в книге «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949), С.Л. Франк обращается к задачам христианской политики в современную ему эпоху. Также он пытается найти пути их решения. С.Л. Франк отмечает, что перед обществом стоят две основные взаимосвязанные задачи: поддержание и охрана накопленного в прошлом духовного достояния и дальнейшее совершенствование жизни.

Итак, С.Л. Франк дал полный обзор состояния современной социальной теории. Во-первых, он рассмотрел главные теоретические направления. Во-вторых, он выстроил их в исторической ретрос-

пективе и показал превалирующие тенденции развития и необходимость создания обобщающей социальной науки. В-третьих, Франк отметил основные характеристики Абсолютного всеединого бытия, что позволило ему выработать свою универсальную систему теоретических и методологических принципов, которая используется им для анализа содержания различных сфер бытия. Также он указал основные характеристики социальной философии, определенные спецификой ее предмета -человеческого общества и социальных явлений. Особое внимание С.Л. Франк уделил наиболее актуальным вопросам социального знания: проблеме реальности общества; проблеме фактов; проблеме отношения универсального и индивидуального; реального и идеального; проблеме основной формы знания в обществоведении; проблеме общественного идеала и методе его определения.

Библиографический список

1. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект; Раритет, 2001. -880 с.

2. Назарова О.А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка // Вопросы философии. - 2008. - №5. -С. 104-115.

3. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - С. 360-367.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. -С. 13-146.

УДК 101.1:316

Сатурин Алексей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Saturin1986@mail.ru

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

В статье обозначаются некоторые признаки современного российского общественного сознания, предпринимаются попытки проследить связь разнородных социальных и культурных явлений современной действительности с философией постмодернизма.

Ключевые слова: общественное сознание, постмодернизм, трайболизация, глокализация, кризис общественного сознания.

Процессы мифологизации массового сознания, проявляющиеся в трайбализа-ции общества и росте числа субкультур, подверглись тщательному анализу еще в 70-х гг. XX в. Наибольшее развитие данные идеи нашли в творчестве Э. Тоффлера и его континентального коллеги М. Маффесоли. Одна из существенных черт данных теорий - постулирование усталости современного общества от демифологизирующей культуры эпохи модерна [4, с. 181]. Как писал

М. Маффесоли, современный человек всё более сосредотачивает своё внимание на целях, находящихся в непосредственной близости, которые напрямую затрагивают его [8, с. 278]. Проблема противоречия между реальной жизнью малых социальных групп и миром идеологических построений идеологов власти рассматривается Маффесоли как признак нарождения новой социальности. Итак, если взять в скобки усталость общества от политической и профсоюзной деятельности и рост числа

82

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

© Сатурин А.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.