УДК 1(091)
Рыбина Лариса Борисовна
Костромская государственная сельскохозяйственная академия
larisa.rybina.2014@mail.ru
ДИАЛЕКТИКА ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ С.Л. ФРАНКА
В статье исследуется историко-философский аспект трактовки проблем, идей и вопросов, включенных в оригинальную философскую систему С.Л. Франка. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ и осуществляется попытка показать взаимосвязь проблем человека и общества, проблемы бытия и всеединства.
Ключевые слова: метафизика всеединства, общество, общественное бытие, русская философия, общественный идеал.
С.Л. Франк - один из выдающихся представителей русской религиозной философии Серебряного века. Как и В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой,
Н.О. Лосский, он стремился к созданию цельного и систематически продуманного учения. Его историко-философская часть наследия велика. С.Л. Франку принадлежит много работ по философии. Основу его философской системы образует трилогия: «Предмет знания», «Душа человека», «Духовные основы общества». Также его перу принадлежат работы «Методология общественных наук», «Введение в философию», «Смысл жизни», «Непостижимое», «Свет во тьме», «Реальность и человек» и др.
Многогранность произведений, широта охватываемых проблем, оригинальные способы их разрешения обусловили неослабевающий интерес к исследованию творчества С.Л. Франка. В.В. Зеньков-ский о нем писал: «По силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще, - не только среди близких ему по идеям. Мы имеем в произведениях Франка очень стройную, продуманную систему, - только по вопросам эстетики, да по философии истории он ограничился случайными замечаниями. Но логика, гносеология, метафизика, антропология, этика - разработаны им (в духе метафизики всеединства) очень глубоко, с превосходным знанием основной литературы. Сама философская позиция Франка, систематическая в основном ее принципе, исключительно благоприятно отразилась в разработке отдельных проблем» [1, с. 802]. Темой нашего исследования является рассмотрение вопроса о диалектике философских воззрений С.Л. Франка на одну из них - проблему общественного идеала.
Прежде чем подойти к созданию собственной теории об обществе, философ производит анализ имеющихся социальных концепций первоначально в работе «Очерк методологии общественных наук», а затем в труде «Духовные основы общества». Анализируя западноевропейскую социальную философию нового времени, С.Л. Франк отметил, что она пополнила мировую общественную мысль целым рядом новых направлений, таких как рационализм, историзм, натурализм, ма-
териализм, позитивизм. Философ дал всестороннюю характеристику сильных и слабых сторон каждой из общественных теорий и пришел к выводу о том, что они односторонне, под узким углом исследуют человеческое общество. Эта односторонность не устраивает С.Л. Франка, и он заявляет о необходимости создания целостной общественной теории.
С.Л. Франк считает, что философским обоснованием построения единой обобщающей социальной науки является всеединство. Оно и становится, прежде всего, объектом его исследования. Основные характеристики всеединого бытия С.Л. Франк сформулировал в своей работе «Предмет знания», посвященной проблемам гносеологии. Мы согласны с выводами, сделанными исследователем взглядов С.Л. Франка О.А. Назаровой в статье «О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка» [2], согласно которым именно свойства Абсолютного всееди-ного бытия и легли в основу универсальной философской методологии С.Л. Франка. Описанная
О.А. Назаровой система методологических принципов используется философом для раскрытия содержания различных сфер бытия, в том числе и социального.
Но общество имеет и специфические черты, обладает априорными, вытекающими из самой его сущности закономерностями. Впервые они были отмечены С.Л. Франком в 1925 году в статье «Религиозные основы общественности», которая была опубликована в первом номере журнала «Путь». Позднее в работе «Духовные основы общества» они получили дальнейшее углубление. Опираясь на анализ онтологической природы социального бытия, он отмечает вечные и универсальные по своему существу нормативные принципы общественной жизни, которые и должны лечь в основу формирования общественного идеала. Согласно Франку, последняя цель человеческой жизни - возможно полное воплощение полноты божественной справедливости, реализация самой жизни во всеобъемлющей полноте, глубине, гармонии ее первоначальной основы. Из этой общей цели общественной жизни вытекает иерархическая структура тех отдельных начал, которые в своей совместности ее
80
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
© Рыбина Л.Б., 2013
выражают. Наиболее общими и первичными из таких начал является, по мнению С.Л. Франка, триединство начал служения, солидарности и свободы.
Рассмотрение С.Л. Франком онтологической природы общества тесно связано с анализом соотношения «я» - «ты» - «мы», который в большей или меньшей мере проводится практически во всех работах философа. Согласно Франку, личное само-бытие «я» не есть обособленная инстанция, а конституируется первичным единством «я» и «ты», которое выражается в форме «мы». Философ пишет: «Не только отдельный член единства, будучи неотделим от другого, тем самым неотделим от целого, не только «я» немыслимо вне объемлющего его единства «мы», но и наоборот: единство «мы» внутренне присутствует в каждом «я», есть внутренняя основа его собственной жизни» [4, с. 61]. Данное соотношение, осуществляемое в форме единства раздельности и взаимопроникновения, возможно благодаря укорененности непосредственного самобытия в абсолютной реальности или во всеедином бытии. Философия «мы» позволяет С.Л. Франку сделать важный вывод о том, что онтологическое единство имманентно присуще человеческому бытию. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то чисто внешняя форма человеческой жизни. Она есть, по мнению С.Л. Франка, необходимое и имманентное выражение онтологического всеединства, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Он заключает, что общество «не есть просто совокупность, внешняя связь и взаимодействие индивидов, а есть их первичное внутреннее единство - исконное многоединство, или соборность, как специфическая форма бытия» [4, с. 64].
Личность и общество рассматриваются философом в обязательной связи с высшим онтологическим началом - Богом, в отношении с которым они равнозначны не в принципе утверждения в своих правах, а в принципе осознания своих нравственных обязанностей.
Однако С.Л. Франк критиковал идею гармонии личности с обществом, которая фактически вела к поглощению одного начала другим: либо акцент делался на значимости общественных форм, из которых выводилась идея личности, либо общественные формы ставились в исключительную зависимость от личного совершенствования. В противоположность этому, С.Л. Франк, исходя из понимания личности и общества как начал соотносительных, но не совпадающих, утверждал идею антиномии личного и общественного. Личность и общество не только постоянно взаимодействуют в рамках исторического развития, но и находятся в вечном антагонизме, не допускающем их окончательного примирения. С.Л. Франк пишет: «“Мы” и “я”, общество, как единство, как живое целое, и личность, выступают в общественном бытии
<...> в качестве двух самостоятельных, противостоящих друг другу инстанций, каждая из которых притязает на абсолютное значение и сознает себя абсолютным началом» [4, с. 110].
Итак, согласно С.Л. Франку, общество конституируется двумя началами - соборным началом «мы» и нравственным началом Божественной правды. Они взаимосвязаны между собой. Разрешение общественных противоречий С.Л. Франк видел в начале соборности как первичном единстве «я» и «мы», в солидарности, достигаемой в общем служении высшим ценностям, той верховной правде, которая стоит и над обществом в целом, и над каждой человеческой личностью в отдельности.
Анализ проблемы общественного идеала предполагает рассмотрение таких вопросов, как соотношение абсолютного и относительного, утопии как формы общественного идеала. С.Л. Франк с социально-философских позиций критиковал преувеличение роли тех или иных отвлеченных политических принципов в жизни общества и человека. К анализу метафизических истоков кумиротворче-ства философ обращался в своих работах «Философские предпосылки деспотизма» (1907), «Этика нигилизма» (1909), «Крушение кумиров» (1924) и многих других. С.Л. Франк, выводя основные нормативные принципы общественной жизни, определяющие подлинно объективный идеал из онтологической природы общества, в вопросе понимания соотношения абсолютного и относительного предупреждал против их смешения. Согласно Франку, конкретные общественные идеалы относительны не только в том смысле, что зависят от эмпирических условий, от условий времени и места, но и в том, что ни один из них не есть абсолютное осуществление правды.
В труде «Этика нигилизма» С.Л. Франк критикует мировоззрение, основанное на полном отрицании абсолютных ценностей. В работе «Достоевский и кризис гуманизма» он рассматривает, как ошибочные взгляды на место человека в социальном бытии приводят к утопиям. В этом труде философ говорит о кризисе гуманизма. Под гуманизмом здесь он понимает веру в «человека как бы предоставленного самому себе и взятого в отрыве от всего остального и в противопоставлении всему остальному - в отличие от того христианского понимания человека, в котором человек воспринимается в его отношении к Богу и в его связи с Богом» [3, с. 361]. Философ приходит к выводу, что такой гуманизм должен окончательно погибнуть, а на его место придти правильное понимание роли и места человека в составе всеединого бытия.
Итак, С.Л. Франк убежден, что любые социально-политические идеалы относительны. По его мнению, ошибочно считать конечным идеалом общественной жизни и какой-либо отдельный отвлеченный принцип.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
81
Анализируя проблему общественного идеала, С.Л. Франк подробно рассматривает религиозные вопросы. Он считает, что «общественная жизнь, будучи в качестве духовной жизни жизнью в Боге, имеет своим единственным, конечным назначением осуществление своей истинной онтологической природы во всей ее конкретной полноте, т. е. «обо-жение» человека, возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты божественной правды» [4, с. 107]. Проведя философский анализ понятия «соборность», философ приходит к выводу, что «религиозность и соборность есть в основе своей одно и то же или две стороны одного и того же всеопределяющего начала человеческой жизни» [4, с. 59]. Из этого С.Л. Франк заключает, что именно на основах религиозности и должно быть построено человеческое общество.
Религиозные представления С.Л. Франка наиболее полно раскрываются в произведении «С нами Бог. Три размышления», написанном в 1941 году.
В последних своих работах, в частности в книге «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949), С.Л. Франк обращается к задачам христианской политики в современную ему эпоху. Также он пытается найти пути их решения. С.Л. Франк отмечает, что перед обществом стоят две основные взаимосвязанные задачи: поддержание и охрана накопленного в прошлом духовного достояния и дальнейшее совершенствование жизни.
Итак, С.Л. Франк дал полный обзор состояния современной социальной теории. Во-первых, он рассмотрел главные теоретические направления. Во-вторых, он выстроил их в исторической ретрос-
пективе и показал превалирующие тенденции развития и необходимость создания обобщающей социальной науки. В-третьих, Франк отметил основные характеристики Абсолютного всеединого бытия, что позволило ему выработать свою универсальную систему теоретических и методологических принципов, которая используется им для анализа содержания различных сфер бытия. Также он указал основные характеристики социальной философии, определенные спецификой ее предмета -человеческого общества и социальных явлений. Особое внимание С.Л. Франк уделил наиболее актуальным вопросам социального знания: проблеме реальности общества; проблеме фактов; проблеме отношения универсального и индивидуального; реального и идеального; проблеме основной формы знания в обществоведении; проблеме общественного идеала и методе его определения.
Библиографический список
1. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект; Раритет, 2001. -880 с.
2. Назарова О.А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка // Вопросы философии. - 2008. - №5. -С. 104-115.
3. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - С. 360-367.
4. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. -С. 13-146.
УДК 101.1:316
Сатурин Алексей Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Saturin1986@mail.ru
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
В статье обозначаются некоторые признаки современного российского общественного сознания, предпринимаются попытки проследить связь разнородных социальных и культурных явлений современной действительности с философией постмодернизма.
Ключевые слова: общественное сознание, постмодернизм, трайболизация, глокализация, кризис общественного сознания.
Процессы мифологизации массового сознания, проявляющиеся в трайбализа-ции общества и росте числа субкультур, подверглись тщательному анализу еще в 70-х гг. XX в. Наибольшее развитие данные идеи нашли в творчестве Э. Тоффлера и его континентального коллеги М. Маффесоли. Одна из существенных черт данных теорий - постулирование усталости современного общества от демифологизирующей культуры эпохи модерна [4, с. 181]. Как писал
М. Маффесоли, современный человек всё более сосредотачивает своё внимание на целях, находящихся в непосредственной близости, которые напрямую затрагивают его [8, с. 278]. Проблема противоречия между реальной жизнью малых социальных групп и миром идеологических построений идеологов власти рассматривается Маффесоли как признак нарождения новой социальности. Итак, если взять в скобки усталость общества от политической и профсоюзной деятельности и рост числа
82
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
© Сатурин А.А., 2013