Секция
«ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА И КОСМОНАВТИКИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ»
УДК 1 (075.8)
Е. С. Агеева Научный руководитель - И. С. Лысенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ КОСМОС В ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ
Рассматриваются диалектические основания в представлениях о космосе на примере философии Аристотеля.
Идея всеобщей связи, на которой основывается диалектическая методология, была сформулирована ни одну тысячу лет назад. Однако она не получала должного развития. И в настоящее время обращение к диалектической основе мироустройства представляет собой важнейший шаг на пути решения многих глобальных проблем.
Сегодня в эпоху глобализации многих процессов, идея всеобщей связи и единства мира приобретает невероятную актуальность. Космос во все времена рассматривался как источник гармонии, прообраз совершенства. И в этой связи представляет актуальность изучение именно диалектических представлений о космосе. Сегодня мы вступили в эпоху активного освоения космоса, и если человечество осознает простую мысль о том, что Вселенная это не только скопление звёзд, но это, прежде всего, единство человека и космоса, то мы сможем продвинуться далеко вперёд в вопросах сохранения жизни человечества. Целью нашей работы является раскрытие особенностей диалектической концепции космоса Аристотеля.
Идеи всеобщей связи, единства мира содержится уже в мифологических представлениях о мире. В них человек и вся окружающая его природа в целом представлялись двумя устремленными друг к другу живыми существами. Так первобытные люди считали, что Млечный Путь - это дорога, устланная соломинками, выпавшими из мешков небесных жителей, везущих их на телеге [1, с. .9]. Во многих культурах присутствует идея мирового древа, которое является прообразом единства Вселенной (макрокосмоса) и Человека (микрокосмоса). При этом структура дерева включала уже тогда множество противоположностей, которые представлялись как единое целое: верх-низ, небо-земля, огонь-влага, день-ночь, благоприятное и неблагоприятное время года. По существу, такие прообразы об устройстве Вселенной представляли собой совершенную картину мира, где всё взаимообусловлено, все взаимосвязано.
В дальнейшем идея совершенства станет основой формирования и развития диалектической методологии. Аристотель развивал идею совершенства на примере упорядоченности, гармоничности элементов космоса. Ведь гармония и есть упорядоченность, совершенство. Он раскрыл понятие совершенного:
«Законченным, или совершенным..., называется то, вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть.» [2, с. 128]. По убеждению Аристотеля, гармония элементов космоса означает завершенность этих элементов друг в друге. Аристотель так же сформулировал и важное определение гармонии. Он пишет: «Говоря о гармонии, мы имеем в виду два ее значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которые так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь.» [2, с. 128].
О возникновения космоса великий философ говорит, что он появился в результате перехода некоторых элементов из одного состояния в другое. Если бы эти элементы всегда находились в одном состоянии, а в другом находиться не могли, то космос и не возник бы [3, С. 294]. Другими словами, Аристотель основывается в своих размышлениях на принцип развития и идею перехода количественных изменений в качественные, которые через многие столетия будут оформлены в соответствующий закон диалектики. Всеобщую связь явлений он заметил в затмениях. Ведь они возникают только тогда, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем. Также в диалектичное противоречие вступают как движение, вес, так и появление и исчезновение.
В своих представлениях о совершенном космосе Аристотель основывается на модели космоса Евдокса, но он значительно усовершенствовал эту концепцию, внеся в неё диалектические основания. У Евдокса лишь одна сфера каждой планеты вращается с востока на запад, а остальные три - с запада на восток. Аристотель дополнил эту картину мира тремя внутренними сферами для каждой планеты, которые были противодействующими трем уже существовавшим сферам. Благодаря этому нововведению, по направлению к Земле, на каждую последующую планету действовало лишь суточное вращение.
Кроме этого в системе космоса Аристотеля существовало восемь так называемых небес, которые передавали свое движение друг другу. К этим небесам были прикреплены, известные в то время, планеты. В каждом из них насчитывалось семь сфер, движущих данную планету. На восьмом небе были неподвижно закреплены все звезды.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Для Аристотеля Вселенная состоит из четырех обычных элементов (земли, воды, воздуха и огня) и пятого - небесного - эфира. Эти элементы представляют собой ряд сфер, вращающихся вокруг Земли. При этом сферы вращаются вокруг своей оси с различными, но постоянными скоростями. Ось каждой внутренней сферы упиралась в следующую сферу, и все они были наклонены друг к другу под определенным углом. По Аристотелю, первопричиной всего этого движения является «первый двигатель» - особая вращающаяся сфера, расположенная за сферой «неподвижных звезд», которая и приводит в движение все остальное. Земля занимала центральное место и над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха, огня, эфира и перводвигателя.
Таким образом, можно сказать, что ничто не существует как отдельный цельный объект. Все, что есть
во Вселенной, состоит из мельчайших частиц, которые составляют одно целое. Каждая такая частица в совокупности с другими частицами подчиняются единым принципам и законам диалектики.
Библиографические ссылки
1. Турсунов А. Человек и мироздание. Взгляд науки и религии. М. : Советская Россия, 1986. 208 с.
2. Чуринов Н. М. Древнегреческая философия как протофилософия права // Теория и история. 2011. № 2 (20).
3. Аристотель. О небе // Сочинения. В 4-х т. Т. 3. Кн. 1 : пер.: Н. В. Брагинской, Т. А. Миллер, А. В. Лебедева, В. П. Карпова, П. Д. Рожанский, М. : Мысль, 1981. 613 с.
© Агеева Е. С., 2013
УДК 159.9.07
Д. А. Бастрикин, В. В. Фомина Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НАРРАТИВНЫЕ СХЕМЫ И КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КОСМОСА
Рассматривается нарративный подход с позиции западной философии, то есть принципа антропоцентризма и дуализма. Однако, нужно понимать, что понятие нарратива ещё молодо и развивается, поэтому нарративный подход также может быть рассмотрен с позиции русских философов - принципа единства противоположностей.
Актуальность темы исследования определяется в значительной степени ролью коммуникации в формировании человека в современном обществе. Нарра-тив как механизм коммуникации рассматривается в качестве стержневого способа общения между людьми и как методологический подход в процессе познания, включая познание космоса.
Новизна исследования показать, что нарративный подход является в современном западном понимании формой номиналистского философско-методологи-ческого теоретизирования.
Цель работы исследование космоса с позиции нарративного подхода, и рассмотрение нарратива с позиции антропоцентризма.
В XX веке зарубежный философ и исследователь науки Карл Поппер предложил выделить методологический эссенциализм (реализм) и методологический номинализм. Тем самым он показал, что западная фи-лософско-методологическая традиция теоретизирования предполагает неоднородность науки в соответствии с реалистской философско-методологическим основанием и номиналистским философско-методологическим основанием. Но с другой стороны эти методологические традиции имеют общее философское основание: принцип дуализма и принцип антропоцентризма [1].
Одним из современных номиналистских теоретико-методологическим подходом является нарративный подход. Его основателем является Майкл Уайт.
Данный подход ассоциируется с идеями постмодернизма, а именно идеями Мишеля Фуко - «Знание и власть», идеями феминизма, идеями Жана Лиотара -«Языковые игры», а также идеи Льва Выгодского -«Взаимосвязь мышления и речи у детей»...
Основная идея человек - автор своей жизни, не открывает, а создает, конструируется, поэтому нет истины, следовательно, нет экспериментов и теорий.
Нарратив - это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния.
Как мы видим, нарративный подход направлен на описание, повествование, но не занимается поиском истины. Из его высказывания можно сделать вывод, что философско-методологическая традиция нарратива основана на принципе антропоцентризма, в нашем исследовании космоса поиск смыслов. Нарратив рассматривает космос как паутину смыслов, а ее анализ не как экспериментальный, нацеленный на поиск закона, а как диалогический, понимающий интерактивный предлагающий поиск значений и раскрытие социальных механизмов формирующих человеческий опыт.
По мнению Брокмейера, нарративный подход реализуется через автобиографию, воспоминания, идентификацию.
В автобиографическом произведении комбинируются зачастую самые разные фигуры и слои времени