Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СИНТЕЗ'

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СИНТЕЗ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гегель / диалектика / спираль истории / свобода / противоречие / тезис / антитезис / Hegel / dialectics / spiral of history / freedom / contradiction / thesis / antithesis

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кагарманов И. А., Шайсламова М. М.

В статье исследуется гегелевская концепция диалектической спирали, согласно которой история человечества развивается через череду противоречий и их преодоление, направляя общество к более высоким уровням свободы и осознанности. Гегель интерпретирует исторический процесс как движение от тезиса к антитезису и синтезу, где каждый новый виток спирали включает в себя предыдущие достижения, трансформируя их в более зрелые формы общественного бытия. В статье также обсуждается влияние этой концепции на философию Маркса и экзистенциалистов, а также рассматриваются её ограничения, связанные с избыточной абстрактностью и идеализацией исторического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICAL SPIRAL OF HISTORY IN HEGEL'S PHILOSOPHY: DEVELOPMENT OF HUMAN FREEDOM VIA CONTRADICTIONS AND SYNTHESIS

The article explores the Hegelian concept of the dialectical spiral, according to which the history of mankind develops through a series of contradictions and their overcoming, directing society to higher levels of freedom and awareness. Hegel interprets the historical process as a movement from thesis to antithesis and synthesis, where each new turn of the spiral includes previous achievements, transforming them into more mature forms of social existence. The article also discusses the influence of this concept on the philosophy of Marx and the existentialists, as well as its limitations related to excessive abstraction and idealization of the historical process.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СИНТЕЗ»

УДК 1(091) Кагарманов И.А., Шайсламова М.М.

Кагарманов И.А.

студент 4 курса Факультет экономико-математический Нефтекамский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Нефтекамск, Россия)

Научный руководитель: Шайсламова М.М.

канд. наук, доц., Нефтекамский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Нефтекамск, Россия)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ ИСТОРИИ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЯ И СИНТЕЗ

Аннотация: в статье исследуется гегелевская концепция диалектической спирали, согласно которой история человечества развивается через череду противоречий и их преодоление, направляя общество к более высоким уровням свободы и осознанности. Гегель интерпретирует исторический процесс как движение от тезиса к антитезису и синтезу, где каждый новый виток спирали включает в себя предыдущие достижения, трансформируя их в более зрелые формы общественного бытия. В статье также обсуждается влияние этой концепции на философию Маркса и экзистенциалистов, а также рассматриваются её ограничения, связанные с избыточной абстрактностью и идеализацией исторического процесса.

Ключевые слова: Гегель, диалектика, спираль истории, свобода, противоречие, тезис, антитезис.

История человечества, по мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, — это бесконечный поиск, в котором каждая эпоха несёт в себе противоречия и порождает более сложные и глубокие формы общественного бытия и понимания свободы. Гегель предложил рассматривать развитие человечества не как линейное накопление опыта, а как спиральное движение, где каждое новое состояние возникает из напряжённого взаимодействия предыдущих противоречий и их преодоления [2, с. 12-19].

В основе этого взгляда лежит диалектический метод, который Гегель сделал центральным в своей философии. Диалектика представляет собой процесс, где развитие происходит через три этапа: тезис, антитезис и синтез. Тезис — это исходная позиция, идея или состояние общества, с которым оно вступает в противоречие (антитезис), и разрешение этого противоречия даёт синтез — новое, более развитое состояние. Этот процесс можно сравнить с движением спирали: каждый новый виток поднимается на новый уровень, не отвергая полностью прежнее, но перерабатывая его и добавляя к нему новые элементы [2, с. 20-28].

Гегелевское понимание истории как спирального процесса ставит под сомнение традиционное линейное представление, в котором развитие общества происходит поступательно, в едином направлении. Для Георга Вильгельма Фридриха Гегеля история — это не просто прогресс, это борьба, кризисы и синтез, где в каждом новом витке спирали общество возвращается к прежним вопросам, но на более высоком уровне, с более зрелым пониманием и новыми возможностями.

Для Гегеля история человечества — это, прежде всего, история развития свободы. В ранних обществах свобода была ограниченной и часто подчинялась природе и инстинктам. Первобытные люди не имели полной автономии, их жизнь была тесно связана с природными циклами и выживанием [2, с. 88-95]. В этих условиях свобода была скорее абстрактной, чем реальной. Но с возникновением первых организованных сообществ, как, например, ранних

царств и государств, понятие свободы начинает трансформироваться, и человек обретает не только привязанность к природе, но и статус в обществе.

В теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля каждое новое состояние общества возникает как разрешение противоречий предыдущего этапа. Например, феодальное общество, в основе которого лежали сословные привилегии, породило внутренние конфликты, что привело к буржуазным революциям [3, с. 58-66]. Эти революции разрушили старые формы зависимости, открыли путь для нового общественного порядка, но породили противоречия между трудом и капиталом [5, с. 150-159]. Таким образом, спиральное развитие подразумевает, что прогресс достигается не просто путём отказа от старого, но через его преобразование. Новое состояние общества интегрирует некоторые аспекты старого, но в более сложной и зрелой форме. Спираль истории — это движение вперёд, при котором каждая новая эпоха охватывает, преображает и переосмысляет достижения и проблемы предыдущих эпох.

Идея диалектической спирали Гегеля оказала значительное влияние на социальную и политическую философию, особенно на Карла Маркса, который адаптировал диалектический метод для анализа экономических отношений. Маркс предположил, что историческое развитие обусловлено не только абстрактными идеями, но и материальными условиями — в первую очередь, экономическими отношениями. Исторический материализм Маркса, как и диалектика Гегеля, рассматривает историю как последовательность сменяющихся формаций, где каждая экономическая система рождает свои противоречия и в конечном счёте уступает место новой.

Некоторые философы также указывают, что гегелевская диалектика порой упускает из виду непредсказуемость истории и исключает возможности альтернативных путей развития, которые не подчиняются строгой логике диалектического синтеза. В своей работе В. Л. Абушенко подчёркивает, что гегелевская модель истории, хотя и вдохновляющая, нуждается в доработке для учёта реальной многовариантности развития исторических процессов [1].

Заключение.

Гегелевская теория диалектической спирали предлагает увлекательный и глубокий взгляд на историю как на процесс, движимый внутренними противоречиями и стремлением к свободе. Через противоречия и синтез, через борьбу и трансформацию, каждое поколение создаёт новую ступень, на которой строится следующий виток. Эта идея остаётся актуальной и вдохновляющей, предоставляя философам, историкам и социологам мощный инструмент для анализа человеческого прогресса. И хотя диалектическая модель не может объяснить все аспекты истории, она напоминает нам о сложной и непрерывной борьбе за свободу, развернувшейся на протяжении веков, и о том, что человеческая история — это не просто череда событий, а движение к более глубокому пониманию и свободе, которые открываются с каждым новым витком спирали.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абушенко В.Л. «Теория и история историографии» Б. Кроче // История философии. Энциклопедия. - URL: http: //velikanov.ru/philosophy/teorij a_i_istorij a_istoriografii_ kröche. asp;

2. Гегель Г. В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб.: Наука, 1993. -С. 126;

3. Губин В.Д., Стрелков В. И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. - М.: РГГУ, 2007. - 330 с.;

4. Губман Б.Л. Смысл Истории: очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991. - 192 с.;

5. Кантор К.М. Двойная спираль истории: историософия проектизма. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - Т. 1: Общие проблемы. - 904 с.;

6. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -270 с

Kagarmanov I.A., Shaislamova M.M.

Kagarmanov I.A.

Ufa University of Science and Technology (Neftekamsk, Russia)

Scientific advisor: Shaislamova M.M.

Ufa University of Science and Technology (Neftekamsk, Russia)

DIALECTICAL SPIRAL OF HISTORY IN HEGEL'S PHILOSOPHY: DEVELOPMENT OF HUMAN FREEDOM VIA CONTRADICTIONS AND SYNTHESIS

Abstract: the article explores the Hegelian concept of the dialectical spiral, according to which the history of mankind develops through a series of contradictions and their overcoming, directing society to higher levels of freedom and awareness. Hegel interprets the historical process as a movement from thesis to antithesis and synthesis, where each new turn of the spiral includes previous achievements, transforming them into more mature forms of social existence. The article also discusses the influence of this concept on the philosophy of Marx and the existentialists, as well as its limitations related to excessive abstraction and idealization of the historical process.

Keywords: Hegel, dialectics, spiral of history, freedom, contradiction, thesis, antithesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.