УДК 811.161.1
ДИАХРОНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО РАЗВИТИЯ
Михаил Кимович Чирейкин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций, тел. (383)361-09-51, е-mail: [email protected]
В статье освещаются определенные этапы трансформации исторического текста в его развитии. Подчеркивается неразрывность этих процессов с определенными социально-экономическими и историческими условиями.
Ключевые слова: бытование текста, эстетически значимый объект, исторический процесс.
DIACHRONY OF HISTORICAL WORK AS FACTOR OF ITS DEVELOPMENT
Mikhail K. Chireikin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Candidate of Philological Sciences, assistant professor of Foreign Languages and Intercultural Communications Department, tel. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
The article deals with some stages of a historical text transformation in its development. The interrelation of these processes with some social, economic and historical conditions is underlined.
Key words: historic process, text existence, aesthetically valued object.
Если рассматривать исторический текст как сложный материально-духовный объект, то можно предположить, что он имманентно содержит в себе целый ряд неотъемлемых взаимосвязанных свойств. Он может выступать и в качестве исторического источника, и как памятник истории и культуры. Подобные характеристики проявляются лишь в определенных условиях и зависят от среды бытования текста.
Изучение природы исторического текста, его генезиса во всех его проявлениях может не только обеспечить понимание процесса его трансформации из «вещи в себе» в эстетически значимый объект, но и оказать конструктивное воздействие на организацию важнейших процессов в литературном творчестве в целом, в его архитектонике. При этом первой возникает проблема разграничения понятий «собственно исторический текст» и «эстетически значимый объект». Если рассматривать ее в системе родовидовых связей, то становится очевидным, что родовым понятием выступает «собственно исторический текс». Принимая определение исторического текста как материального объекта с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве, необходимо отметить, что проявление его неотъемле-
мых черт (оперативность и ретроспективность) обусловлено причинно-следственными связями как внутреннего, так и внешнего свойства.
Как правило, исторический текст создается в определенных целях в процессе функционирования общества, государства и развития личностных отношений, становясь инструментом и одновременно продуктом исторического процесса как непрерывной смены условий, знаний, содержаний в их непосредственном явлении.
При этом функциональная заданность исторического текста является его неотъемлемой качественной характеристикой и обладает свойством утрачиваться в ходе изменения пространственно-временной среды бытования текста, обусловленным социально-экономическими, политическими и культурными процессами, происходящими в обществе. Собственно «оперативная» составляющая исторического текста угасает, начинает проявляться неотъемлемое свойство ретроспективности, заложенное в нем с момента возникновения.
Сам механизм уменьшения оперативных массивов исторического текста, сохраняемых для ретроспективной информации, зависит, прежде всего, от ценности, присущей ему не от природы и не только в силу внутренней структуры заключенной в нем информации, а потому что он активно вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных социальных отношений. Меняется пространственно-временная среда бытования текста - изменяется и ценность, и принципы, и критерии ее установления. Не каждый исторический текст может выступать в роли эстетически значимого, хотя в каждом историческом тексте с момента возникновения заложена данная сущностная характеристика. В определенном смысле метаморфоза исторического нарратива понижает его значение как достоверного источника фактов, но вместе с тем прочно связывает с поэтикой и риторикой.
Хотя четкая граница здесь продолжает существовать: историк говорит о том, что действительно случилось, а поэт - о том, что могло бы случиться.
Историческое произведение в определенном смысле некий знаковый объект, связанный с прошлым и в настоящий момент актуализирован и становится публичным достоянием. Его информация как бы извлекается из социальной памяти и вновь включается в современное общественное сознание. При этом дистанция времени существенно меняет сущностные характеристики исторического текста в целом.
Важно подчеркнуть, что становясь неотъемлемым компонентом реальности настоящего, исторический текст конкретизирует общее представление о памятнике, главным критерием которого выступают общечеловеческие гуманитарные ценности, отраженные в нем.
Таким образом, понятие «исторический текст» имеет свою эволюцию в различных областях человеческой деятельности и сферах жизни. Изучение механизмов трансформации исторических текстов, наполнении их эстетической составляющей на более поздних этапах времени позволяет выявить многие сегодняшние явления в их динамике.
И, если мы будем говорить о литературе, то вскрытие подобных механизмов во многом может помочь осветить особенности художественной системы литературных памятников прошлых эпох, рассмотреть особенности жанров, стилей художественных методов, отличающиеся от системы литературы нового времени. Проникновение в художественный мир произведения других эпох, открытие мира его героев, рассмотрение произведения в контексте фактически межкультурного диалога может осуществляться посредством различных комментариев текста, сопоставлением его разных редакций, наблюдением за развитием сюжета и композиционных частей, анализом хронологических перестановок, образов культуры в художественном пространстве текста, авторскими приемами типизации образов и т.д. Таким образом, делается попытка максимального приближения современника к авторской культурной эпохе, к авторской модели мира.
В отличие от текстов Нового времени, которые являются однородными по времени и месту издания, исторический текст (например, средневековый) может представать во множестве вариантов (списков) и, соответственно, сохранять следы разночтения, сотворчества многих переписчиков и редакторов.
Все это еще раз доказывает, что мир художественных произведений - явление не пассивного восприятия действительности, а активного ее преобразования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
2. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
3. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. - М., 1998.
4. Чирейкин М. К. Исторический текст в контексте диалога культур // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГТА, 2014. Т. 2. - С. 82-84.
5. Шабалина Л. А. Реализация концепции поликультурного образования в рамках дисциплины «межкультурная коммуникация» // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). -Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 85-90.
6. Яковлева А. А. К вопросу о понятии «термин» в современной лингвистике // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГТА, 2014. Т. 2. - С. 91-96.
© М. К. Чирейкин, 2015