Научная статья на тему 'Диахронический аспект анализа функционирования ценностей в истории культуры'

Диахронический аспект анализа функционирования ценностей в истории культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЭТИКА / ЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цороев Салман Султанович

Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становится ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диахронический аспект анализа функционирования ценностей в истории культуры»

УДК 316.752 ББК 60.5 Ц - 81

Цороев Салман Султанович, преподаватель Ингушского государственного университета.

ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

(рецензирована)

Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становится ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей.

Ключевые слова: ценности, аксиология, культура, сознание, личность, этика, эстетика.

Tsoroev Salman Sultanovich, lecturer of Ingush State University.

DIACHRONIC ASPECT OF ANALYSIS OF VALUES FUNCTIONING IN THE HISTORY OF CULTURE

Valuable content ofphenomena and objects of reality encourage people to work. Being constantly in the world of alternatives, people are forced to choose, and the criterion of the choice is value, the achievement of which performs the function of regulating human behavior.

Keywords: values, axiology, culture, consciousness, personality, ethics, aesthetics.

Кардинальная ломка всех ценностей, подлинных и мнимых, предпринятая в последние годы, затронула суть каждого из нас, всего российского государства. Ныне отбрасываются отжившие ценностные ориентиры и программы, реставрируются другие, транслируемые опытом человечества, рождаются новые ценностные представления. Человеку не диктуется какая-либо идеология, та или иная ценность. Он сам определяет свои ценностные приоритеты. Однако в контексте социальных преобразований, происходящих сегодня в России, этот процесс сложен. Как известно, сегодня человек стоит перед дилеммой: выбрать либо путь, основной ценностью которого является ориентация на все возрастающее материальное производство и потребление, либо - путь, основанный на приоритете духовных ценностей.

Это диктует необходимость возрождения культурных и нравственных ценностей, выработанных многовековым человеческим опытом. Именно в этот момент в действие вступает человек, который определяет дальнейший путь развития, основанный на ценностной ориентации.

Вопросам происхождения и функционирования категории "ценность" уделяют внимание различные современные социальные и гуманитарные науки. Первоначально "ценность" как категория рассматривалась, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой стороны - в психологии. На рубеже XIX - XX вв. складывается новая философская дисциплина -теория ценностей или аксиология.

Традиционно ценность определялась как свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Но, безусловно, такое понимание, сближающее ценность с полезностью, не может удовлетворить глубинный нравственно -философский интерес к данной проблеме. В самом общем виде ценности имеют три особенности: во-первых, они характеризуются одновременно как объективные и субъективные; во-вторых, все то, что людям представляется положительным, имеет смысл лишь в силу наличия своего антипода; в-третьих, соотношение между противоположностями ограничивается некоторым субъективно определяемым пределом, за которым дискуссия о ценностях теряет свой смысл.

Философское же понимание ценности предполагает следующие особенности: «ценность» и «сущность человека» - понятия однопорядковые; осознанность ценности; воплощенность ценности в человеческой жизни в той или иной форме; противопоставленность ценности как должного идеала и реальности; включенность ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека[8]. Таким образом, «ценность» - многозначное понятие, которое используется в сфере обыденного

сознания, отражая то, что осознается и переживается личностью, как актуальная значимость, как смысл и идеал; ценность характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности.

Ценности восходят к проблеме, поставленной Сократом: «Что есть благо?» Она возникла в эпоху обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Причиной тому явился кризис афинской демократии. Проблема Сократа - основной вопрос теории ценностей. Этим вопросом он совершил переворот в традиционной системе ценностей. По Сократу, истинные ценности - сокровища души, которые составляют «познание». Рассматривая вопрос о взаимоотношении знания и добродетели у Сократа, отметим, что, говоря о знание, которое носит всеобъемлющий характер. Оно определяет правильный выбор линии поведения и образа деятельности для достижения счастья. Выдвигая свою концепцию этического знания, Сократ, с одной стороны, приходит к выводу о том, что во всех добровольных действиях знание добра является необходимым и достаточным условием для творения добра, а с другой - этическое знание способно преодолеть пропасть, разделяющую мысль и действие, в состоянии стереть грань между сущим и должным[3]. Таким образом, различие бытия и долженствования становится предпосылкой аксиологии. Оно присуще тем философским направлениям XIX и XX веков, которые признавали волю в качестве высшей духовной способности в человеке.

В современной же интерпретации ценности - это: «значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям индивида, социальной группы, общества в целом; социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям, способным удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям; нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания»[6].

Являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, ценности занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, связаны с реальной деятельностью человека, формулируются как идеалы, жизненные цели, модели должного, задающие спектр параметров желаемых преобразований действительности.

Подходы к классификации ценностей многообразны. Наиболее часто называют такие их группы: этические, эстетические, экономические, индивидуальные, групповые, общечеловеческие, социальные, политические, духовные, физиологические, экологические, биологические; вечные, постоянные, временные, переменные. «С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности); на относительные и абсолютные; на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические»[9].

Также возможно деление ценностей на предметные и субъектные, которые выступают своего рода двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. Первые как его объекты (предметы потребности и интереса, в виде устремлений, почитания, предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые - как выражение того же отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены на язык идеального, мыслимого и представляемого. В связи с этим, предметные ценности являются объектами оценки и предписания, а субъектные - способом и критерием этих оценок и предписания.

«К предметным ценностям относят: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах стихийных бедствиях; потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальные благо и зло, содержащееся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральные добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения»[7].

Субъектными ценностями выступают «общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначения человека, идеалы, нормы и принципы действия)»[7].

Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом

развитии общества. Ценность всегда была предметом исследования философского размышления, но как предмет исследования особого раздела философского знания - аксиологии, как самостоятельная философская проблема, стала оформляться в середине XIX века. Для данного периода было характерно то, что «философия раскрылась в своей подлинной сути. Она произвела переоценку ценностей и попыталась найти безболезненный (культурно-ценностный) выход»[1]. Вместе с тем, ценностные категории возникали и развивались на предшествующих этапах развития философской мысли, прежде чем выйти на первых план в соответствующей социокультурной ситуации.

Возведение понятия ценности в ранг философской категории связано с философией Р.Г. Лотце, опубликовавшего трехтомник "Микрокосмос" (1856-1864)[4]. Термин "аксиология" - (греч. axios - ценный, logos - понятие, учение) -вошел в оборот в начале XX века, впервые был применен французским философом П. Лапи и немецким философом Э. Гартманом1, которые обозначили данным термином новый, ставший, в последствии самостоятельным, раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой.

Разработка проблемы ценности долгое время оставалась своего рода монополией зарубежной философии. Сформировавшаяся в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), она получила широкое распространение в трудах западноевропейских ученых (М. Шелер, Н. Гаутман, Д. Дьюи, Р.Б. Перри, С. Пепер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Ф. Знанецкий и др.)

Неокантианцы пытаются обосновать понятие ценности как центральное понятие философии, требуют преобразования философии, освобождения от позитивистских тенденций. Рассмотрение философии как учения о ценностях дало неокантианцам повод для противопоставления ее всем другим наукам.

Данную идею развивает Г. Риккерт, с его точки зрения, ценность - это нечто трансцендентное по отношению к бытию, что не может быть понято в пределах реальности; это «трансцендентная область значений логических, этических и эстетических суждений, истинность которых не зависит от реальности и подчиняется только требованию всеобщности и общезначимости»[ 10].

Придерживаясь, в общем и целом, риккертовского понимания отнесения к ценности, М. Вебер дает свою версию этой концепции. В акте отнесения к ценности Вебер выделяет две стадии: стадию «оценки объектов», осуществляемую ученым на основе его «ценностных точек зрения», и стадию «теоретико-интерпритационного размышления о возможных отнесениях» этих объектов к ценности. Французский ученый Э. Дюркгейм[2], рассматривает ценностную проблематику в функционалистской традиции, ставит вопрос об источнике ценностей, и приходит к выводу о том, что таким источником в процессе практической деятельности становятся идеалы, т.е. представления человека о том, что еще не существует в действительности. Дюркгейм полагает, что вещи становятся ценностью (обладают ценностью) только тогда, когда они соответствуют воплощенному в них идеалу или выражают идеалы; кроме этого, устанавливает закономерность в развитии систем ценностей, доказывая, что идеалы исторически изменяются вместе с изменением социальных групп, в соответствии с которыми, возникают новые системы ценностей.

Философы утверждают, что научная необходимость категории «ценность» возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире - о соотношении деятельности субъекта (будь то личности, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует. Решая проблему «субъект - объект», можно идти от второго к первому и, наоборот, о первого ко второму. В том случае, если исследователь, двигается от субъекта к объекту и во главу угла ставиться реакция субъекта на отражение, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта, это есть ценностный подход[10].

Содержание понятия «ценность» большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, потребностями общества и человека. С другой стороны - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления обществом и человеком. При этом подчеркивается, что ценность выступает своего рода

1 См.: Философская энциклопедия: В 5-и т. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1960.

формой проявления отношений между субъектом и объектом. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект - субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности. Всякая ценность - цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она - идеал. Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становиться ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей. Таким образом, ценности выступают своего рода свойствами общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, семьи, общества). С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности, поскольку все большую роль в содержании мироощущения, мировоззрения новых поколений начинают играть категории мира, жизни и творчества человека.

Литература:

1. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально -политический журнал. 1995. №6. С. 63.

2. Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения // Социс. 1991. №2.

3. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988. С. 127.

4. Лотце Г. Микрокосмос. М., 1866.

5. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях (Оренбургская школа) // Проблема ценности в философии / Под ред. А.Г. Харчева. М. ; Л.: Наука, 1966. С.137.

6. Словарь социально-гуманитарных терминов / под общ. ред. А.Л. Айзенштадта. Минск: Тесей, 1999. С. 183.

7. Философская энциклопедия. В 5 т. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1960.

8. Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: Философское общество «Слово» : ACT, 2002. С. 620.

9.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М., 1999. С. 507.

10.Харчев А.Г. Искусство как ценность // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева. М. ; Л.: Наука, 1966. 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.