^elektricheskoj seti (Methods of parameters adaptive identification of electric network equivalent circui). The abstract of the Ph. D. thesis, Yekaterinburg, UGTU(UPI), 2000, 23 p.
3. Zakaryukin V. P., Kryukov A. V., Shulgin M. S. Principy postroeniya sistem elektrosnab-zheniya zheleznodorozhnogo transporta (Railway transport power supply system's principles). Irkutsk, 2014. 166 p.
4. Kryukov A.V., Zakaryukin V.P., Shulgin M. S. Identification of power lines and transformers parameters [Parametricheskaya identifikaciya linij 'elektroperedachi i transformatorov]. Irkutsk: ISTU - IrGUPS, 2012. 96 p.
5. Bardushko V. D., Zakaryukin V. P., Kryukov A. V. Identification of power lines parameters on the phase coordinates basis [Parametricheskaya identifikaciya linij 'elektroperedachi na osnove faznyh koordinat]. Modern technologies. System analysis. Modeling. - Sovremennye tehnologii. Sis-temnyj analiz. Modelirovanie, 2011, no. 1 (29), pp. 140 - 147.
6. Zakaryukin V. P., Kryukov A. V. Slozhnonesimmetrichnye rezhimy elektricheskih sistem (Asymmetrical modes of electric systems). Irkutsk: ISU, 2005, 273 p.
7. Zakaryukin V. P., Kryukov A. V. Metody sovmestnogo modelirovaniya sistem tyagovogo i vneshnego elektrosnabzheniya zheleznyh dorogperemennogo toka (Methods of traction and external power supply system's modeling of alternating current railroads). Irkutsk: ISTU, 2011, 170 p.
8. Joe Chow. Synchrophasor Data and Their Application in Power System Control, 49th IEEE Conference on Decision and Control Workshop "Smart Grids: New Challenges for Control System Society,12/14/2010.
9. C. Borda, A. Olarte, H. Diaz, PMU-based Line and Transformer parameter estimation. 978-1-42443811-2/09. 2009 IEEE.
10. D. Shi1, D. J. Tylavsky, K. M. Koellner, N. Logic, D. E. Wheeler, Transmission line parameter identification using PMU measurements. European Transactions on Electrical Power, 11.2010.
УДК 621.331:621.311.4:621.314
Е. Ю. Салита, Т. В. Ковалева, А. В. Никонов
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ ВЕНТИЛЕЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ
На тяговых подстанциях электрических железных дорог эксплуатируются различные преобразователи, в состав вентильных конструкций которых входят силовые вентили штыревого и таблеточного типа. При таком разнообразии вентильных конструкций становится актуальной проблема несоответствия объемов и качества информации о характеристиках и диагностических параметрах силовых полупроводниковых вентилей требованиям надежной работы системы электроснабжения. Для возможного прогнозирования нормальной работы диодов и тиристоров необходимы новые приборы и простые технологии профилактического диагностирования, соответствующие государственным и отраслевым стандартам и инструкциям. Одним из наиболее точных методов, позволяющих не только определить исправность вентилей, но и дать прогноз по сроку их службы, является метод диагностирования по повторяющемуся импульсному обратному току. Этот метод положен в основу создания прибора для измерения импульсных обратных токов (ПОИТ), который применяется на Западно-Сибирской железной дороге. С помощью этого прибора проведена диагностика около 30 тысяч вентилей, по результатам которой осуществлена отбраковка неисправных вентилей, спрогнозировано состояние вентилей на перспективу. Анализ статистики проведенных исследований позволил определить ряд мероприятий для повышения надежности работы преобразователей тяговых подстанций.
Широкомасштабное внедрение средств технического диагностирования устройств электроснабжения, в том числе силовых вентилей преобразователей тяговых подстанций, является одним из инновационных технических решений, на которые ориентирована железнодорожная энергетика в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 и Энергетической стратегией ОАО «РЖД» [1, 2].
На тяговых подстанциях электрических железных дорог постоянного тока Российской Федерации эксплуатируется более 2030 выпрямителей и 48 инверторов и выпрямительно-инверторных преобразователей. В составе преобразователей используются вентильные конструкции типа УВКЭ, ПВКЕ, ПВЭ, ТПЕД, В-ТПЕД, ТПДЕ-Ж, В-МПП-Д, В-ТПП, БП1, ВИПЭ, И-ПТП, В-ПТЕ, БП2 и другие, созданные с использованием силовых вентилей (диодов и тиристоров) различных типов и классов. Модернизация и перевод преобразователей на двена-дцатипульсовые схемы выпрямления ведется в основном на базе силовых диодных блоков типа БСЕ, выпускаемых опытным заводом Всероссийского электротехнического института (ВЭИ) [3 - 5].
При таком разнообразии вентильных конструкций и преобразовательных агрегатов тяговых подстанций становится актуальной проблема несоответствия объемов и качества информации о характеристиках и диагностических параметрах силовых полупроводниковых вентилей требованиям надежной работы системы электроснабжения. Дистанции электроснабжения часто не имеют необходимого комплекса аппаратуры для определения параметров и проведения испытаний полупроводниковых вентилей, а имеющиеся приборы не всегда обеспечивают необходимую точность измерений. Для возможного прогнозирования нормальной работы диодов и тиристоров необходимы новые приборы и простые технологии профилактического диагностирования [6].
Технологии диагностических испытаний должны соответствовать государственным и отраслевым стандартам и инструкциям. В соответствии со стандартом СТО РЖД 12.003-2011 и изменениями к нему от 01.10.2013 штыревые вентили должны проверяться по тепловому сопротивлению, а таблеточные - по импульсному обратному току 1р^м. При этом в соответствии с ГОСТ 24461-80 проверке по току 1яш подлежат силовые вентили, не подразделяемые на штыревые и таблеточные.
Согласно упомянутым стандартам и инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тяговых подстанций (ЦЭ-936) одним из основных параметров-критериев годности таблеточных вентилей является повторяющийся импульсный обратный ток. Значение импульсного обратного тока соответствует мгновенному значению обратного тока в момент времени, который соответствует амплитуде максимально допустимого повторяющегося импульсного обратного напряжения. Формы импульсов подаваемого напряжения и измеряемого тока, обусловленные указанным ГОСТом, представлены на рисунке 1.
Существующие в настоящее время методы контроля состояния вентилей полупроводниковых преобразователей тяговых подстанций (проверка распределения тока между параллельными ветвями диодов или тиристоров, обратного напряжения между последовательно соединенными вентилями), регламентируемые инструкцией ЦЭ-936 и стандартом СТО РЖД 12.003-2011, не позволяют спрогнозировать их надежность.
Срок службы и надежная работа преобразователей зависят от величины и цикличности нагрузок. Использование подвижного состава нового типа и рост грузоперевозок приводят к увеличению и неравномерности тяговых нагрузок. Вследствие этого в преобразователях возрастает число отказов штыревых диодов из-за их перегрева («теплового старения»). Внутреннее тепловое сопротивление штыревых диодов начинает возрастать после пяти - шести лет эксплуатации, поэтому измерение внутреннего теплового сопротивления штыревых вентилей является актуальной задачей. Для преобразователей тяговых подстанций предусмотрена диагностика штыревых диодов по тепловому сопротивлению в соответствии с указанными выше инструкцией и стандартом. Приборы для измерения тепловых сопротивлений
80 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 3(23) 2015
=
Рисунок 1 - Формы импульсов подаваемого напряжения и измеряемого тока
вентилей ИТСВ-1 были изготовлены в 1978 г. Московским электромеханическим заводом. В настоящее время количество приборов ИТСВ-1 значительно сократилось вследствие старения. Методики поверки приборов нет, поэтому отсутствует объективная оценка теплового контроля вентилей и, как следствие, определение их предотказного состояния. Например, на Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД) в наличии имеется 11 приборов ИТСВ-1, из которых пять находятся в нерабочем состоянии, а шесть - не поверены.
На применяемых в настоящее время вентильных конструкциях В-ТПЕД, ТПДЕ-Ж, В-МПП-Д и силовых блоках БСЕ количество таблеточных диодов в последовательной цепи сведено к минимуму из-за использования вентилей высокого класса. Величина повторяющегося импульсного обратного тока является показателем вентильной прочности силового полупроводникового прибора. Способы функционального диагностирования полупроводниковых преобразователей (в том числе основанные на инфракрасном излучении) позволяют определить неисправность преобразователя лишь при полном пробое вентиля. В то же время потеря вентилем класса ведет к увеличению обратного напряжения, приходящегося на включенные последовательно с ним вентили, и, соответственно, к более интенсивному их старению. Своевременное выявление увеличения импульсного обратного тока вентилей позволит повысить надежность преобразователей на разных стадиях эксплуатации.
В 1997 г. по рекомендации сотрудников ОмГУПСа и работников ЗСЖД электрические параметры вентилей силовых блоков БСЕ и методика контроля импульсного обратного тока 1яям были внесены предприятием-изготовителем в инструкцию по эксплуатации блоков и групповой паспорт диодов. Данные значения, измеренные при температуре (25±10) °С, не должны превышать: для диодов ДЛ133-500-14 1яям = 2 мА; для диодов ДЛ123-320-12 и ВЛ7-320-12 при напряжении ия = 1,0 кВ 1я = 200 мкА; для диодов Д453-2000-24 при напряжении ия = 1,5 кВ 1я = 1,5 мА, а при напряжении ияям = = 2,4 кВ 1яям = 5 мА; для диодов ДЛ153-2000-20 при напряжении ия = 2,0 кВ 1яям = 5 мА (20
В Омском государственном университете путей сообщения было разработано и изготовлено переносное устройство для измерения импульсных обратных токов силовых вентилей УИИОТСВ. Основным недостатком устройства является устаревшая элементная база, из-за чего оно является тяжелым и громоздким, а использование аналоговых измерительных приборов неудобно при наличии нескольких пределов измерения [7].
Переносная установка серии АДИП (автоматический диагностический измеритель параметров), выпускаемая НПЦ «Альфа-Ритм», позволяет производить испытания вентилей от 4 до 32 классов по напряжению и измерять значения токов от 0,1 до 70 мА. Погрешность измерений данной установки составляет ± 10 %. По принципу действия установка очень сложна. Форма импульса, подаваемого на испытуемый вентиль, приведена на рисунке 2 и определяется согласно ТУ завода-изготовителя, что не запрещено ГОСТ 24461-80.
Для диагностирования обратной ветви вольт-амперной характеристики вентилей департаментом электрификации и электроснабжения Министерства путей сообщения было рекомендовано устройство диагностики преобразователя типа УДП-1. Способ диагностирования данным устройством заключается в том, что на вентиль подается обратная полуволна импульсного напряжения, амплитуда которой составляет 80 % напряжения класса испытуемого вентиля. Полупроводниковый прибор считается выдержавшим испытание, если в процессе
мА при температуре 140 °С).
Рисунок 2 - Испытательный импульс напряжения и кривая тока, формируемые установкой АДИП
проверки показания устройства не отличаются от указанного значения более чем на 10 %. Результат диагностирования по такой методике заключается только в определении целостности вентиля. Информацию, позволяющую осуществлять прогнозное диагностирование, т. е. по результатам периодических измерений фиксировать значения параметров, определять характер и тенденции их изменения, получить в данном случае невозможно. Кроме того, описываемый метод диагностирования не соответствует требованиям ГОСТ 24461-80. Вследствие неэффективности диагностирования вентилей устройство УДП-1 в настоящее время практически не используется.
Таким образом, используемые устройства для определения импульсного обратного тока диодов и тиристоров либо сконструированы на устаревшей элементно-технической базе, либо не полностью отвечают требованиям, изложенным в инструкции ЦЭ-936 и ГОСТ 2446180. В связи с этим департаментом электроснабжения ОАО «Российские железные дороги» была поставлена задача выполнить работы по созданию прибора для диагностики диодов и тиристоров, отвечающего следующим требованиям:
ручная плавная установка напряжения класса силового диода (тиристора) - в пределах от 8 до 40;
индикация напряжения на трехразрядном цифровом индикаторе, погрешность установки напряжения класса - не более ± 15 %;
формирование на силовом диоде (тиристоре) испытательного импульса напряжения с амплитудой, соответствующей установленному напряжению класса URRM (UDRM);
измерение импульсных токов в обратном (IRRM) и закрытом (IDRM) состоянии вентиля в следующих пределах:
I диапазон - от 0,1 до 0,99 мА;
II диапазон - от 1 до 9,99 мА;
III диапазон - от 10 до 70 мА;
индикация тока Irrm (Idrm) на трехразрядном цифровом индикаторе с погрешностью измерения не более 10 %;
защита от пробоя силовых диодов и тиристоров при превышении импульсного обратного тока более:
I и II диапазоны - 12,5 мА;
III диапазон - 75 мА.
В 2006 г. сотрудниками Дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) ЗСЖД и кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» ОмГУПСа был изготовлен макетный образец прибора для диагностики диодов и тиристоров, а впоследствии - и сам прибор для измерения импульсных обратных токов (ПОИТ), и разработана инструкция по его эксплуатации [6]. Прибор создан на современной микроэлектронной элементной базе, отличается низкой стоимостью, простотой в применении, имеет небольшие габариты (410^130x360 мм), массу не более пяти килограммов. Методика измерения обратных токов вентилей этим прибором не отличается от методики, разработанной для устройства УИИОТСВ, т. е. диагностирование проводится в соответствии с требованиями инструкции ЦЭ-936 и ГОСТ 24461-80. В конструкции прибора предусмотрены регулятор напряжения, повышающий трансформатор, формирователь импульсов, блок управления и защиты, микроконтроллер, многоканальный АЦП, измерительные делитель и шунты, индикационное табло и клавиатура. Для работы прибора требуется выносной ЛАТР-2М и высоковольтный трансформатор типа ОЛ-0,63/6У1.
Проведенные калибровочные испытания прибора для диагностирования диодов и тиристоров показали, что относительная погрешность измерений устройства в диапазоне от 500 до 3000 В составляет не более 1,6 %.
Метод диагностирования исправного состояния вентилей путем измерения импульсных обратных токов имеет высокую эффективность. Диагностические испытания с использованием прибора ПОИТ, проведенные на тяговых подстанциях ЗСЖД, позволили своевременно выявить диоды с тенденцией к повышению импульсного обратного тока и повысить эксплуатационную надежность выпрямителей.
82 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 3(23) 2015
1
В 2013 г. изготовлен второй экземпляр прибора ПОИТ, который используется для диагностики силовых вентилей преобразовательных агрегатов в дистанциях электроснабжения без привлечения работников ДЭЛ ЗСЖД.
По состоянию на начало 2015 г. на тяговых подстанциях постоянного тока ЗСЖД эксплуатируется 326 выпрямительных и 10 выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИПов). Основной схемой выпрямления на дороге является двенадцатипульсовая. По этой схеме работает 225 преобразователей, что составляет 67 % от их общего числа. Из 110 преобразователей, выполненных по щестипульсовой схеме, 50 имеют сложную нулевую схему, а 60 - мостовую. На тяговой подстанции Омск установлен один двадцатичетырехпульсовый преобразователь. При этом в 170 преобразователях использованы вентильные конструкции на штыревых, а в 166 - на таблеточных вентилях.
В составе эксплуатируемых выпрямительных преобразователей находятся морально и физически устаревшие вентильные конструкции УВКЭ-1, ПВКЕ-2, ПВЭ-3 и ПВЭ-5, выполненные на штыревых диодах типа ВЛ200. Вентильные конструкции УВКЭ-1 и ПВЭ-3 имеют принудительное воздушное охлаждение. Замена указанных конструкций на современные, такие как В-ТПЕД, ТПДЕ-Ж, В-МПП-3,15к и блоки БСЕ, в состав которых входят таблеточные вентили, позволила бы значительно снизить потери электроэнергии и трудозатраты на их техническое обслуживание. Таблеточные вентили характеризуются следующими преимуществами перед штыревыми: меньшие масса и габариты, высокая циклостойкость без старения контактов, оптимальный температурный режим за счет двухстороннего теплоотвода, стабильность теплового сопротивления, механическая устойчивость конструкции и контактов при электродинамических и термических воздействиях сверхтоков короткого замыкания.
В вентильных конструкциях типа ТПЕД и В-ТПЕД используются лавинные вентили, основное преимущество которых перед нелавинными заключается в большей устойчивости к перенапряжениям. Лавинные вентили имеют защитное (охранное) кольцо, предотвращающее поверхностный пробой.
Из 10 эксплуатируемых на ЗСЖД ВИПов восемь - на штыревых вентилях (ВИПЭ-1 и ВИПЭ-2) и два - на таблеточных (И-ПТП-2,4к-4к). По срокам эксплуатации ВИПы распределяются следующим образом: со сроком службы 30 и более лет - 7 шт., менее 30 лет - 3 шт. Выпрямительная часть преобразователя ВИПЭ-2 состоит из вентильных конструкций типа ПВЭ-3.
Срок службы 260 преобразователей (77,4 % от их общего числа) превысил нормативное значение. Выпрямительные агрегаты на некоторых тяговых подстанциях эксплуатируются более трех нормативных сроков. В настоящее время наблюдаются недостаточные темпы обновления выпрямителей (в течение последних пяти лет замена выпрямителей вообще не производилась). Все это может привести к существенным негативным последствиям.
За последние 15 лет было заменено и модернизировано всего лишь 35 (10,4 % от их общего числа) преобразовательных агрегатов. Большая часть вентильных конструкций преобразователей на штыревых вентилях (90 %) эксплуатируется более двух нормативных сроков. Темпы старения преобразователей на таблеточных вентилях значительно ниже. Только 55,4 % преобразователей превысили нормативный срок эксплуатации.
За период с 2006 по 2014 г. проведено испытание по току 1кям около 30 тысяч вентилей преобразователей тяговых подстанций ЗСЖД. Результаты испытаний показали: наибольший процент отбракованных вентилей имеют вентильные блоки типа БСЕ (7,7 %) и конструкции ТПДЕ-Ж (9,2 %). В их составе используются нелавинные вентили типа Д453-2000 и отсутствуют защитные ЯС-цепи, подключаемые к выводам вентильных обмоток трансформатора. Нелавинные диоды в отличие от лавинных не выдерживают даже кратковременных импульсов перенапряжений, выходящих за пределы регламентированных для них значений (основной их недостаток).
Результаты проверки силовых вентилей по току 1яям подтверждают преимущество ла-
винных вентилей над нелавинными.
Штыревые лавинные диоды ВЛ200 при длительной эксплуатации имеют низкий процент отказов (1,5 %). В настоящее время они не производятся, что вызывает их дефицит и не позволяет производить своевременную замену при повреждении диодов в эксплуатируемых преобразователях. Высокую надежность показали вентили ДЛ153-2000 (отбраковано 0,3 %). Из 720 вентилей лишь два не прошли испытания по току IRRM. Несмотря на конструкцию, вентили ДЛ133-500 имеют высокую повреждаемость (4,1 %). Влиять на результаты проверки могут как условия работы преобразователя, так и климатические факторы, поэтому чем больше вентилей проверено, тем объективнее результаты испытаний.
По итогам оценки состояния вентильных конструкций преобразователей тяговых подстанций ЗСЖД необходимо выполнение следующего ряда мероприятий.
1. Продолжить перевод преобразователей с шести- на двенадцатипульсовую схему.
2. Вентильные конструкции УВКЭ-1, ПВКЕ-2, ПВЭ-3 как не отвечающие современным требованиям модернизировать с использованием блоков БСЕ.
3. Вентильные конструкции ПВЭ-5 и ТПЕД-3150 переводить на двенадцатипульсовые схемы с использованием вентилей, предусмотренных конструкцией и прошедших диагностические испытания по значению тока /ддм согласно требованиям ГОСТ 24461-80, либо с использованием блоков БСЕ.
4. Высвободившиеся после модернизации вентильных конструкций блоками БСЕ исправные штыревые диоды использовать для замены диодов, отбракованных в других преобразователях.
5. В случае применения в вентильных конструкциях нелавинных вентилей параллельно ОПН следует включать защитные ЯС-цепи без предохранителей.
6. Для замены вентилей ВЛ200 в вентильных конструкциях ПВЭ-5 можно использовать штыревые вентили типа ДЛ161-200, цена которых без учета НДС в ценах 2015 г. составляет 1980 р. за штуку. Это будет в 1,5 - 2 раза дешевле (в зависимости от схемы выпрямления), чем приобретение блоков БСЕ (без учета потерь электроэнергии и затрат на техническое обслуживание).
7. Управлению электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД:
рассмотреть вопрос о включении проверки штыревых диодов по току IRRм в стандарт СТО РЖД 12.003-2011;
обеспечить дистанции электроснабжения приборами для измерения тока IRRM и внутреннего теплового сопротивления (ИТСВ) силовых вентилей на современной элементной базе;
приобретать вентильные конструкции на лавинных вентилях.
Список литературы
1. Черемисин, В. Т. Основные направления реализации Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.09 «Об энергосбережении...» в холдинге «Российские железные дороги» [Текст] / В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 2 (2). - С. 119 - 123.
2. Гапанович, В. А. Энергетическая стратегия и электрификация российских железных дорог [Текст] / В. А. Гапанович, С. Н. Епифанцев, В. А. Овсейчук; Под ред. Г. П. Кутового. -М.: Эко-Пресс, 2012. - 196 с.
3. Повышение эффективности систем тягового электроснабжения переменного и постоянного тока и сокращение потерь электрической энергии в них: Научная монография [Текст] / В. Т. Черемисин, В. А. Кващук и др. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2015. -145 с.
4. Силовые преобразователи тяговых подстанций и электроподвижного состава: Учебное пособие [Текст] / Е. Ю. Салита, Г. С. Магай и др. / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск, 2013. - 131 с.
Информационные технологии, автоматика, связь, телекоммуникации
5. Черемисин, В. Т. Оценка потенциала повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения [Текст] / В. Т. Черемисин, М. М. Никифоров // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2013. - № 2 (14). - С. 75 - 84.
6. Прибор для диагностирования силовых вентилей преобразователей тяговых подстанций [Текст] / Е. Ю. Салита, Т. В. Ковалева и др. // Приборы и методы измерений, контроля качества и диагностики в промышленности и на транспорте: Материалы всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2013. - С. 69 - 75.
7. Диагностика силовых вентилей преобразователей тяговых подстанций [Текст] / Е. Ю. Салита, В. А. Кващук и др. // Электроснабжение железных дорог: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2007. - С. 19 - 23.
References
1. Cheremisin V. T., Nikiforov M. M. The main directions of the implementation of the Federal Law № 261-FZ of 23.11.09 «Concerning energy saving ...» in the holding «Russian Railways» [Osnovnye napravleniya realizatsii Federal'nogo Zakona № 261-FZ ot 23.11.09 «Ob ehnergosbere-zhenii...» v kholdinge «Rossijskie zheleznye dorogi»]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2010, no. 2 (2), pp. 119 - 123.
2. Gapanovich V. A., Epifantsev S. N., Ovseychuk V. A. Ehnergeticheskaya strategiya i ehlek-trifikatsiya rossijskikh zheleznykh dorog (Energy Strategy and the electrification of the Russian railroads). Moscow: Eco-Press, 2012, 196 p.
3. Cheremisin V. T., Kvaschuk V. A., Kondratiev U. V., Salita E. U., Komyakova T. V., Ko-valeva T. V. Povyshenie ehffektivnosti sistem tyagovogo ehlektrosnabzheniya peremennogo i post-oyannogo toka i sokrashhenie poter' ehlektricheskoj ehnergii v nikh (Increasing the efficiency of the traction power supply of AC and DC power and the reduction of electric power losses in it). Omsk: OSTU, 2015, 145 p.
4. Salita E. U., Magay G. S., Komyakova T. V., Kovaleva T. V. Silovyepreobrazovateli tyago-vykh podstantsij i ehlektropodvizhnogo sostava (Power converters of electric traction substations and of the railway stock). Omsk: OSTU, 2013, 131 p.
5. Cheremisin V. T., Nikiforov M. M. Assessing the potential of energy efficiency of the traction power supply system [Otsenka potentsiala povysheniya ehnergeticheskoj ehffektivnosti sistemy tyagovogo ehlektrosnabzheniya]. Izvestiia Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2013, no. 2 (14), pp. 75 - 84.
6. Salita E. U., Kovaleva T. V., Redchits N. V., Kosenko E. S., Kvaschuk V. A., Lapenko N. M. Pribor dlya diagnostirovaniya silovykh ventilej preobrazovatelej tyagovykh podstantsij [The device for diagnosing the traction substation power rectifiers converters]. Materialy vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Materials of Russian scientific and technical conference with international participation). - Omsk, 2013, pp 69 - 75.
7. Salita E. U., Kvaschuk V. A., Lapenko N. M., Shmygin N. N. Diagnostika silovykh ventilej preobrazovatelej tyagovykh podstantsij [The diagnostics of traction substation power rectifiers converters]. Mezhvuzovskii tematicheskii sbornik nauchnykh trudov «Elektrosnabzhenie zheleznykh dorog» (Interuniversity thematic collection of scientific works «Railways power supply»). - Omsk, 2007, pp. 19 - 23.
УДК 621.397.4:519.6
Н. Г. Ананьева, В. В. Петров
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ И ВИДЕОРЕГИСТРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Выполнен анализ особенностей территориально распределенных объектов железнодорожного транспорта для реализации систем видеонаблюдения и видеорегистрации. Предложена трехэтапная методика раз-