Научная статья на тему 'Диагностирование автотракторных генераторов по параметрам выходного напряжения'

Диагностирование автотракторных генераторов по параметрам выходного напряжения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
473
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР / РАЗМАХ ПУЛЬСАЦИИ НАПРЯЖЕНИЯ / ОСТАТОЧНЫЙ РЕСУРС / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / AUTOTRACTOR GENERATOR / AMPLITUDE / VOLTAGE RIPPLE / RESIDUAL LIFE / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Филатов Михаил Иванович, Пузаков Андрей Владимирович, Миркитанов Владимир Ильич

Главную роль в обеспечении электроэнергией потребителей на автомобилях и тракторах выполняет генератор, выход из строя которого может привести к последствиям разной тяжести. В связи с этим является актуальной проблема диагностирования текущего состояния автотракторных генераторов, особенно для сельхозпроизводителей, финансовые средства которых на приобретение новой генераторной техники и постоянного её ремонта существенно ограничены. Результаты анализа существующих методов диагностирования показали, что наиболее эффективными в плане экономичности, достоверности, оперативности и высокой информативности являются осциллографические методы. На кафедре технической эксплуатации и ремонта автомобилей Оренбургского государственного университета разработан метод экспресс-диагностирования генератора, который позволяет проводить оценку технического состояния любых синхронных вентильных генераторов без снятия с автомобиля или трактора по параметрам выходного напряжения путём сопоставления полученного значения размаха пульсации с допустимым. Рассматриваемый метод можно отнести к экспресс-методам на основании минимальной трудоёмкости (менее 3 чел.-мин.) и ограниченного числа диагностируемых параметров (среднее значение и размах пульсации выходного напряжения). В качестве основного диагностического параметра принят размах пульсации выходного напряжения как наиболее чувствительный к неисправностям генераторов. Для определения диагностических параметров авторы предлагают снимать осциллограммы на силовом выходе автотракторного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи, что позволит исключить сглаживающее действие аккумуляторной батареи на форму осциллограмм выходного напряжения и повысит их информативность. Предложена схема выполнения экспресс-диагностирования. Проанализированы результаты диагностирования автотракторных генераторов предлагаемым методом. Доказано, что применение предложенного диагностического параметра позволяет оценить остаточный ресурс автотракторных генераторов и будет способствовать повышению эффективности эксплуатации автомобилей и тракторов за счёт снижения простоев в ремонте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Филатов Михаил Иванович, Пузаков Андрей Владимирович, Миркитанов Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF AUTOTRACTOR GENERATORS BY THE PARAMETERS OF OUTPUT VOLTAGE

The main role in providing electricity to consumers of vehicles and tractors is played by the generator, the failure of which may result in after-effects of different gravity. Hence, the problem of diagnosing the current state of automotive tractor generators, especially for farmers with rather limited financial resources for purchasing of new generator equipment and its constant repair, is really urgent today. The results of analysis of existing methods of diagnosis show that the most effective in terms of efficiency, reliability, promtitude and high information content are the methods of oscillography. The scientists of the Department of Technical Maintenance and Repair of Vehicles of the Orenburg State University have developed the method of express-diagnosis of generators, which allows the assessment of technical condition of a synchronous valve generator, without removing it from the vehicle or tractor, by the parameters of output voltage, by means of comparing the obtained ripple amplitude value with the feasible one. The above method can be considered as an express method on the basis of its minimum labor input (less than three men/min) and the limited number of diagnosed parameters (the mean value and ripple amplitude of the output voltage). The ripple amplitude of the output voltage is taken as the main diagnostic parameter which is most sensitive to the malfunctions of the generator. To determine the diagnostic parameters, it is suggested to take the oscillograms at the power output of the autotractor generator after disconnecting it from the battery, which is to eliminate the battery smoothing effect on the form of oscillogram values of the output voltage and to improve their informative content. The scheme of performing the express diagnosis is suggested. The results of the proposed method of autotractor generators diagnosis have been analyzed. It is proved that application of the proposed diagnostic parameter will make it possible to assess the residual life of autotractor generators and will enhance the operational efficiency of vehicles and tractors by reducing their repair downtime.

Текст научной работы на тему «Диагностирование автотракторных генераторов по параметрам выходного напряжения»

Диагностирование автотракторных генераторов по параметрам выходного напряжения

М.И. Филатов, д.т.н., профессор, А.В. Пузаков, ст. преподаватель, В.И. Миркитанов, д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО Оренбургский ГУ

Главную роль в обеспечении электроэнергией потребителей на автомобилях и тракторах выполняет генератор. Отказы генераторов составляют около 21% всех отказов электрооборудования автомобилей. Выход из строя генератора может повлечь последствия разной тяжести — от выхода из строя аккумуляторной батареи или электронных устройств до возникновения дорожно-транспортного происшествия (например, происходит отключение электроусилителя рулевого управления). В связи с этим возникает необходимость в получении оперативной и достоверной информации о текущем состоянии автотракторных генераторов.

Результаты анализа существующих методов диагностирования [1] показали, что наиболее эффективными в плане экономичности, достоверности, оперативности и высокой информативности являются осциллографические методы.

Широко известен способ, основанный на визуальном сопоставлении полученных при диагностировании осциллограмм с типовыми, соответствующими конкретной неисправности автотракторного генератора [2, 3]. Однако реально снятые осциллограммы из-за сглаживающего воздействия аккумуляторной батареи значительно отличаются от типовых, что не позволяет достоверно определить неисправности генератора [4].

Кроме того, типовые осциллограммы характерных неисправностей генераторов приводятся для конечной стадии их развития (обрыв и замыкание обмотки или диода выпрямителя и т.д.), что существенно затрудняет определение неисправностей на начальной стадии развития и их своевременное устранение.

Материал и методы исследования. На основании проведённого анализа было решено принять в качестве основного диагностического параметра размах пульсации выходного напряжения (AU) как наиболее чувствительный к неисправностям генераторов [5, 6].

Основным фактором, снижающим информативность данного диагностического параметра, является сглаживающее воздействие аккумуляторной батареи (рис. 1).

Для исключения данного фактора предлагается подключать к генератору активную нагрузку с одновременным отключением его от батареи [4]. Недостатком данного способа является отсутствие подобной нагрузки в условиях автотранспортных предприятий.

Для определения диагностических параметров нами предлагается снимать осциллограммы на силовом выходе автотракторного генератора, предварительно отключив его от аккумуляторной батареи (рис. 2). Тем самым исключается сглаживающее действие аккумуляторной батареи на форму осциллограмм выходного напряжения и повышается их информативность [7, 8].

Диагностирование выполняется в следующей последовательности: отсоединяют силовой провод автотракторного вентильного генератора, подключённый к положительной клемме аккумуляторной батареи; присоединяют положительный щуп переносного осциллографа к силовому выводу генератора, отрицательный щуп осциллографа — к отрицательной клемме аккумуляторной батареи

Генератор исправен

Генератор неисправен

При подключённой аккумуляторной батарее

Без аккумуляторной батареи

шшш

Рис. 1 - Влияние АКБ на информативность осциллограмм выходного напряжения автомобильных генераторов

Рис. 2 - Предлагаемая схема проведения диагностирования генератора:

В+ - силовой вывод генератора, Э+ - вывод на контрольную лампу, О - автотракторный генератор, ОБ - аккумуляторная батарея, Р§ - цифровой осциллограф

либо к другому месту, имеющему надёжный контакт с корпусом (массой) автомобиля или трактора; осуществляют запуск двигателя автомобиля или трактора; включают переносной осциллограф и записывают осциллограмму выходного напряжения генератора в память осциллографа либо на подключённый к нему flash-накопитель.

Разработанный метод экспресс-диагностирования позволяет проводить оценку технического состояния любых синхронных вентильных генераторов без снятия с автомобиля или трактора по параметрам выходного напряжения путём сопоставления полученного значения размаха пульсации с допустимым.

Рассматриваемый метод можно отнести к экспресс-методам на основании минимальной трудоёмкости (менее 3 чел.-мин.) и ограниченного числа диагностируемых параметров (среднее значение и размах пульсации выходного напряжения).

Результаты исследования. Результаты диагностирования автотракторных генераторов предлагаемым методом, расположенные в порядке возрастания наработки, приведены на рисунке 3. Установлено, что размах пульсации выходного напряжения работоспособных генераторов с увеличением наработки монотонно возрастает, не достигая, однако, предельных или допустимых значений [9]. Размах пульсации генераторов с электрическими неисправностями значительно превышает допустимые значения, позволяя использовать этот параметр для определения технического состояния.

Разброс значений диагностического параметра генераторов с неисправностями объясняется различием в характере возникших неисправностей и случайностью процесса их развития.

Так как в случайном процессе, характеризующем изменение диагностического параметра, можно выделить тренд (англ. trend — тенденция, уклон), то

становится возможным использование результатов диагностирования предложенным методом для прогнозирования остаточного ресурса автотракторных генераторов [10].

При оценке остаточного ресурса автотракторных генераторов исходим из следующего положения:

Д = пр - ?т V ?пр' (1)

где — остаточный ресурс автотракторного генератора, %;

$пр — предельное значение диагностического параметра, В;

SТ — текущее значение диагностического параметра, В.

Для определения остаточного ресурса в тыс. км пробега используем выражение:

£ост = ¿о • д > (2)

где ЦОСТ — остаточный ресурс генератора, тыс. км; Ц0 — наработка на отказ, тыс. км.

¿о =%Ц 'Ъ> (3)

I=1 I=1

где Ц — наработка на отказ 1-го генератора, тыс. км; Г — суммарное число отказов генераторов; п — суммарное число диагностируемых генераторов.

На рисунке 4 графически представлены изменения остаточного ресурса автотракторных генераторов в процессе эксплуатации.

Выводы.

1. Осциллографические методы диагностирования отличаются наименьшей трудоёмкостью и высокой информативностью, однако реально снятые осциллограммы, как правило, значительно отличаются от типовых, что не позволяет достоверно определить неисправности генератора, следователь-

наработка,

Рис. 3 - Изменение размаха пульсации с увеличением наработки

100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

ИСПРАВНОЕ СОСТОЯНИЕ

• £4 * S--*......... у = -0,001 к + 0,8611 • R= =■ 0,0726 • * . НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ДЕФЕКТНОСТИ -г..«. ^ "............. •

■ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ДЕФЕКТНОСТИ ■

Неисправности ■ ■ я

■ ■ ■

■ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДЕФЕКТНОСТИ ■

50

100 150 200

Наработка генератора, L. тыс. км

250

300

Рис. 4 - Изменение остаточного ресурса с увеличением наработки генератора

но, актуальность приобретает совершенствование осциллографических методов диагностирования.

2. Разработан экспресс-метод определения технического состояния генератора по параметру размаха пульсации выходного напряжения. Согласно результатам диагностирования данный параметр позволяет прогнозировать изменение технического состояния генератора под влиянием условий эксплуатации. Данный метод повысил достоверность диагностирования до 92%.

3. Применение предложенного диагностического параметра - размаха пульсации выходного напряжения позволяет оценить остаточный ресурс автотракторных генераторов, что повысит эффективность эксплуатации автомобилей и тракторов за счёт снижения простоев в ремонте.

Литература

1. Пузаков А.В., Филатов М.И. Экспресс-метод диагностирования автомобильных генераторов // Научное обозрение. 2015. № 16. С. 190-199.

2. Набоких В.А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов: учебное пособие. М.: ФОРУМ; НИЦ ИНФРА, 2013. 288 с.

3. Соколов Л.А. Совершенствование изделий автотракторного электрооборудования по результатам диагностирования

дефектов в процессе производства и эксплуатации: дисс. ... канд. техн. наук. М., 2010. 108 с.

4. Гриценко А.В., Куков С.С. Диагностирование автомобильных генераторов по осциллограммам напряжения // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2010. № 2. С. 13-15.

5. Пузаков А.В. Обоснование диагностических параметров автомобильных генераторных установок // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 10 (171). С. 158-163.

6. Филатов М.И., Пузаков А.В. Методика оценки и прогнозирования остаточного ресурса автомобильных генераторов // Автотранспортное предприятие. 2016. № 8. С. 48-50.

7. Пузаков А.В., Филатов М.И. Апробация методики диагностирования автомобильных генераторов в условиях сервисного предприятия // Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации: сб. матер. Междунар. науч. конф., посвящ. 60-летию Оренбургского государственного университета: Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015. С. 120-124.

8. Филатов М.И., Пузаков А.В. Имитирование неисправностей как инструмент диагностирования автомобильных генераторов // Автомобильная промышленность. 2016. № 1. С. 22-26.

9. Пузаков А.В., Ларионов Н.Н. Диагностирование генераторов автомобилей ВАЗ в условиях сервисного предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сб. науч. трудов по матер. междунар. заоч. науч.-практич. конф. Т. 5. Ч. 3. Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2015. С. 74-77.

10. Пузаков А.В., Филатов М.И. Разработка математической модели оценки остаточного ресурса автомобильного генератора // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 3. С. 141-144.

Применение твёрдого антифрикционного композитного материала в конструкции подшипников скольжения

Б.Н. Нуралин, д.т.н., С.М. Куанышев, магистрант, К.М. Куа-нышев, магистрант, Западно-Казахстанский АТУ; М.К. Куанышев, к.т.н., Актюбинский РГУ

Работа подшипников в реальных машинах и механизмах сопряжена с тем, что имеются нерасчётные режимы работы. Опасным является пусковой режим, когда масляный клин во фрикционном контакте подшипника ещё не образовался и за счёт только молекулярной плёнки масла происходит

граничное или даже полусухое трение с повышенным изнашиванием трущихся поверхностей.

Уменьшение толщины масляного клина может происходить в случае потери маслом смазывающих свойств. Потеря смазывающих свойств может быть временной при превышении допустимой температуры смазки, при создании режима надёжного охлаждения масла его свойства восстанавливаются. Постоянная потеря смазывающих свойств происходит при химических изменениях в масле при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.