ПСИХОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 2. С. 113-117.
УДК 93(571.1)
Е.Ю. Киселева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ДИАГНОСТИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality
Изучение общения на протяжении ряда лет является актуальной проблемой для ученых, исследователей, педагогов-практиков, общественно-политических деятелей в связи с огромной востребованностью организаторских и коммуникативных способностей личности. Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации.
Говоря о подростковом возрасте, где общение является ведущей деятельностью, мы все чаще сталкиваемся с тем, что при общении у подростков обнаруживаются такие черты, как хвастливость, высокомерие, эгоцентричность либо, наоборот, неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, безынициативность, низкий самоконтроль, непредсказуемые реакции на критику и нереальные притязания и т. д. Такое общение в современной психологии принято называть затрудненным. Затрудненное общение, по мнению различных авторов, чаще всего вызвано искажениями в одном или нескольких компонентах общения (поведенческом, аффективном, когнитивном или ценностно-смысловой сфере). Целью данной статьи является формирование диагностического блока, необходимого для исследования затрудненного общения личности с учетом указанных выше компонентов общения.
1. Среди методик, исследующих поведенческую составляющую затрудненного общения, рассмотрим прежде всего методики СУМО и КОСКОМ, разработанные В.Н. Куницыной [8]. В опросник «Саморегуляция и успешность межличностного общения» входят основные шкалы: «свойства, облегчающие общение» и «свойства, затрудняющие общение» и дополнительные шкалы: «рефлексивность», «доверие», «уверенность», «понимание других людей», «мотивов их поведения», «адаптивность», «гибкость»; «манипулятивный стиль общения» и др. Опросник «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» служит для измерения социальной компетентности как сложного многоуровневого психологического образования, в который входит социально-психологическая компетентность. К настоящему времени тест состоит из 15 основных шкал таких, как «имидж», «эгокомпетентность», «коммуни-
© Е.Ю. Киселева, 2008
кативная компетентность», «вербальная
компетентность», «оперативная социальная компетентность» и др.
Одной из наиболее известных методик, применяемых для описания поведения в конфликтной ситуации, является «Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса (см. об этом: [5]), где выделяются способы поведения: соперничество, приспособление,
компромисс, избегание и сотрудничество.
В своем исследовании мы остановили свой выбор на методике «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой [15]. В данной методике изучается 28 показателей техники общения, которые могут быть объединены в 4 группы:
1) вербальные средства общения;
2) экспрессивные средства общения;
3) показатели эмпатии;
4) навыки общения.
Эта методика наиболее соответствует целям нашего исследования, так как посвящена поведению личности в обычных, повседневных ситуациях общения, а не только в ситуации конфликта, и направлена специфически на изучение поведенческого компонента в общении.
2. Одной из методик, исследующих эмоциональную составляющую затрудненного общения, является методика РР1 - «Оренбургский личностный опросник» [8]. Основные шкалы РР1: нервозность/стабильность; эмоциональная незрелость/спонтанная агрессивность; депрессивность; фрустриро-ванность; возбудимость; общительность; спокойствие; реактивная агрессивность; открытость/ замкнутость.
Другие методики исследования эмоциональной составляющей поведения посвящены в основном изучению эмпатии, например «Экспресс-диагностика эмпатии», разработанная И. М. Юсуповым [18], которая содержит 6 шкал, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.
«Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В.А. Лабунской [9], позволяет изучать характеристики когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии. Здесь уровень развития способности к распознанию эмоциональ-
ных состояний объекта эмпатии и степень точности-инверсии их распознания определяется в зависимости от модальности переживаний и пола объекта эмпатии.
Наиболее традиционной методикой исследования эмпатии является «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (см. об этом: [17]). Она используется для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Эту методику мы решили использовать как наиболее надежную, проверенную в многолетних исследованиях.
3. Одной из первых методик, исследующих когнитивную составляющую затрудненного общения, был тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Сал-ливена [8]. Методика, адаптированная Е.С. Алешиной-Михайловой, включает в себя 4 субтеста, три из которых составлены на невербальном стимульном материале и один - на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта Дж. Гилфорда: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.
Тест «Двадцать вопросов» N.E. Waxler’а предназначен для выявления коммуникативных отклонений. Впервые методика была использована F.A. Mosher, J.R. Hornsby в 1966 г. Позднее эта методика была адаптирована для изучения семейного взаимодействия N.E. Waxier в 1974 г. Адаптация методики в нашей стране была выполнена Г.И. Саганенко [13].
Бланковая методика «Самооценка-25» -СО-25 [8, с. 524], разработанная В.Н. Ку-нициной, измеряет степень развития 25 свойств личности, относящихся преимущественно к социальному интеллекту. Свойства объединены в следующие блоки: 1 - сноровка, хватка; 2 - свойства социального интеллекта; 3 - коммуникативная компетентность; 4 - социальная компетентность.
Исследователи И.П. Шкуратова (1994) и А.Л. Южанинова (1990) связывают характеристики социально-перцептивной
сферы субъекта общения с такими составляющими когнитивного стиля, как полезависимость - поленезависимость,
понятийная дифференцированность и когнитивная сложность - простота. Стилевой параметр полезависимости - поле-независимости описан Г. Уиткиным в связи с изучением эффекта «фигура-фон» в тестах пространственной ориентации и эффекта «часть-целое» в перцептивных тестах: «Стержень-рамка», «Регулирование положения тела», «Включенные фигуры» (см. об этом: [7, с. 289-290]).
Методики диагностики понятийной сложности являются следующим когнитивным стилевым параметром. С их помощью выявляются индивидуальные различия в особенностях интерпретации происходящего, обусловленные уровнем развития дифференциации и интеграции понятий в рамках индивидуальной понятийной системы. Полюс «конкретности» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий, полюс абстрактности - их высокой степенью (методики «Завершение предложений», «Я верю, что...») (см. об этом: [7, с. 299-301]).
Еще одним когнитивным стилевым параметром являются методики исследования когнитивной простоты - сложности. Тест «Техника репертуарных решеток» (Repertory Grid Technique), предложенный Дж. Келли (1955), является методом изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру (см. об этом: [16, с. 35]).
Согласно исследованиям ряда авторов [9; 17; 18], субъекта затрудненного общения отличает низкий уровень развития некоторых социально-перцептивных способностей: 1) понимания другого человека; 2) эмпатии; 3) идентификации; 4) психологической проницательности, - поэтому, рассматривая вышеперечисленные методики, при изучении когнитивной составляющей затрудненного общения необходимо исследовать не столько особенности рефлексии и общий интеллект, сколько интеллект социальный. Поэтому из перечисленных методик мы отдали предпочтение методике СО-25, с помощью которой надеемся изучить уровень социального интеллекта у субъектов затрудненного общения.
4. Методики, диагностирующие ценностно-смысловую сферу личности,
условно можно разделить на несколько блоков.
• Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности либо мотивационной тенденции.
В тесте ценностных предпочтений Г. Оллпорта, Ф. Вернона и Г. Линдсея (см. об этом: [1, с. 4]) для каждого из шести идеальных типов Шпрангера выделена та или иная ведущая, определяющая личностный тип ценность: 1. Полезность - для экономического типа личности. 2. Форма или гармония - для эстетического типа. 3. Открытие истины - для теоретического типа. 4. Любовь к людям - для социального типа. 5. Единение - для религиозного типа. 6. Власть - для политического типа.
Для выявления личностных ценностей индивида существует тест личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS - Edvards Personal Preference Schedule) (см. об этом: [3, с. 222-223]). Тест Эдвардса построен по принципу попарных сравнений отдельных высказываний, характеризующих личные предпочтения обследуемого. К этой же группе тестов можно отнести ряд методик, позволяющих установить различные типы направленности личности, но не изучающих ее ведущие ценности непосредственно. В частности, для определения личностной направленности («на себя», «на общение», «на дело») в настоящее время используется «ориентационная анкета» (ОА), разработанная
Б. Бассом (1967) (см. об этом: [12]).
Б.И. Додоновым (1978) была предложена классификация «ценных» эмоций, благодаря которой возможно определение эмоциональной направленности личности. На этой основе им разработан опросник эмоциональной направленности личности (ЭНЛ), выявляющий следующие типы эмоциональной направленности: альтруистические, коммуникативные, глориче-ские, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонические и акизитивные.
• Методики, направленные на исследование ценностной системы, или иерархии ценностных ориентаций личности.
Среди методик этого блока сегодня наиболее распространен тест М. Рокича
(RVS - Rokeach Value Survay). В нашей стране на основе теоретических положений М. Рокича о системе ценностей личности И. Г. Сениным был предложен собственный опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (см. об этом: [11, с. 345]), который позволяет оценить выраженность восьми терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя и т. д.); а также их представленность в различных сферах жизни.
• Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности.
В Технике изучения ценностей молодежи и студентов, предложенной Г. Олл-портом и Дж. Гилеспи, исследуемым предлагается написать собственную «автобиографию будущего». Обработка таких автобиографий осуществляется методом контент-анализа, что, в частности, позволяет выявить существующие различия в системе базовых ценностей представителей тех или иных культурных групп [11, с. 345].
В методике Х. Кантрила (см. об этом:
[14]) испытуемому предлагается в свободной форме ответить на ряд открытых вопросов, посвященных степени удовлетворенности жизнью и тем миром, в котором он живет, а также устремлениям и надеждам на будущее.
• Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы.
Ориентация на собственную, «автономную» систему ценностей, интенсивное переживание человеком наличия смысла жизни, связанное с осознанием им ответственности за результаты своей деятельности, в наибольшей степени характерны для самоактуализирующейся личности.
Измеряющий уровень самоактуализации «опросник личностных ориентаций» (POI - рersonaI Orientation Inventory)
Э. Кострома был адаптирован в России Л.Я. Гозманом, М. В. Крезом, М. В. Латинской [4], а также И.Ф. Калиной [6] и стал называться «Самоактуализационный тест» (CAT). Основными, базовыми шкалами CAT являются «шкала компетентности во времени» и «шкала поддержки», дополнительные двенадцать шкал ориентированы на отдельные аспекты самоактуализации:
«ценностные ориентации», «гибкость поведения», «сензитивность к себе», «спонтанность», «самоуважение», «самоприня-тие» и др.
Наиболее известной методикой оценки меры принятия ответственности является шкала локуса контроля Дж. Ротте-ра (см. об этом: [1]). На основе шкалы Роттера и других методик оценки интер-нальности - экстернальности Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина и А.М. Эткинд создали собственный опросник уровня субъективного контроля (УСК) [2]. Тест УСК позволяет измерить общий уровень интерналь-ности, интернальность в области межличностных, семейных отношений, в отношении неудач и др.
• Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций.
Тест Дж. Крамбо и Л. Махолик (1964) «Цель в жизни» (PIL - Purpose in Life) количественно измеряет наличие цели жизни и позволяет тем самым диагностировать степень «экзистенциального вакуума», субъективного ощущения утраты смысла, являющегося следствием «экзистенциальной фрустрации» (см. об этом: [10, с. 3]). Еще один многомерный тест смысложизненных ориентации (СЖО) Дж. Крамбо выявляет общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации («Цели в жизни»; «Процесс жизни»; «Результативность жизни») и два аспекта локуса контроля («Я»; «Жизнь»).
Целям нашего исследования наиболее соответствуют методики CAT и УСК, поскольку они предназначены специфически для исследования сформированности ценностно-смысловой сферы личности.
Таким образом, для определения отклонений в основных сферах общения у субъекта затрудненного общения целесообразно использовать следующие методики и опросники: на поведенческом уровне
- «Измерение техники общения» Н.Д. Тво-роговой [15]; эмоциональном - «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (см. об этом: [17]); когнитивном - СО-25 В.Н. Кунициной [8]; на уровне ценностно-смысловой сферы -САТ Э. Шострома (см. об этом: [4]) и УСК Дж. Роттера (см. об этом: [2]).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анастази А. Психологическое тестирование /
Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 4.
[2] Бажин Е.Ф. Метод исследования субъективного
контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина,
A.М. Эткинд // Психологич. журнал. 1984. № 3 (5). С. 32-37.
[3] Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психоди-
агностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер, 1999. С. 222-223, 389.
[4] Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. М.: Педагогика, 1995. С. 45.
[5] Гоишина И.В. К вопросу о предрасположенно-
сти к конфликтному поведению // Психические состояния: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Крылов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С. 182.
[6] Калина Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия // А. Маслоу. Психология бытия. М.: Смысл, 1997. С. 304.
[7] Когнитивная психология: Учебник / Под ред.
B.Н. Дружинина и Д.В. Ушакова. М., 2002.
C. 289-290, 299-301.
[8] Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголь-ша. СПб.: Питер, 2001. С. 502-504, 506, 524.
[9] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение
и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 592.
[10] Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. С. 3, 8.
[11] Оллпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+, 1998. С. 345.
[12] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- С. 528.
[13] Саганенко Г.И. Исследование когнитивных компонентов общения // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Сб. ст. / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. С. 233- 238.
[14] Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1999. С. 90.
[15] Творогова Н.Д. Измерение техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Беляковой. М.: МГУ, 1992. С. 27-48.
[16] Франселла Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987. С. 35.
[17] Юсупов И.М. Шкала эмоционального отклика / И.М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2003. С. 295-298.
[18] Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. С. 49-56.