Диагностика в процессе разработки стратегии социально-экономического развития
муниципального образования Diagnostics in the process of developing a strtegy for the socio-economic development of
the municipality
it M МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 330.322 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15059 Вершинин Юрий Борисович,
к.э.н., доцент Института экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет (УлГУ), г. Ульяновск Вершинина Е.Л.,
доцент Института экономики и бизнеса, декан Заволжского экономико-гуманитарного факультета (ЗГВФ) Ульяновского государственного университета (УлГУ), г. Ульяновск
Vershinin Jury, assistant professor, Ulyanovsk state university, Ulyanovsk
Vershinina Elena, assistant professor, the dean of Ulyanovsk state university, Ulyanovsk
Аннотация. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разработанная компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи, большое внимание уделяет первичной диагностике уровня развития муниципалитета. Определение ключевых факторов достигнутого уровня его развития, а также поиск направлений совершенствования предоставляемых населению услуг является основных результатом проводимой диагностики. Оценка качества жизни в городе по мнению его жителей и оценка инвестиционной привлекательности и качества предпринимательского климата в Ульяновске проводились на основе опроса населения и предпринимателей города. Summary. The strategy-2030 of the socio-economic development of the municipality "Ulyanovsk City", developed by the Strategy Partners Group (Moscow) in cooperation with the authors of this article, pays great attention to the primary diagnostics of the municipality
development level. Determining the key factors of its development and the search for ways to improve the services provided to the population are the main results of the diagnostics. The assessment of the quality of life, the investment attractiveness and the quality of the business climate in Ulyanovsk were carried out on the survey of the common citizens and entrepreneurs of the city.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципального образования, первичная диагностика уровня развития муниципалитета, инвестиционная привлекательность.
Key words: the strategy of the socio-economic development of the municipality, primary diagnostics of the municipality development level, the investment attractiveness.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разрабатывалась компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи в 2015-16 гг. Она легла в основу всех дальнейших разрабатываемых инвестиционных стратегий города Ульяновска [1].
Город Ульяновск расположен в центре промышленного развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа, в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении важных международных транспортных коридоров №2, 3 «Транссибирский» и №9 «Север-Юг».
Город Ульяновск - административный центр Ульяновской области, входящий в состав Приволжского федерального округа. Расположен в центре европейской части России на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волга (Куйбышевское водохранилище) и Свияга, в 893 км к востоку от Москвы.
Город Ульяновск расположен на двух берегах реки Волга в окружении зон лесостепи и лиственных лесов, разделён на четыре района: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. Территория города (общая площадь в пределах городской черты) - 625,0 км2.
Городу Ульяновску присущи большинство проблем, имеющиеся у муниципальных образований ПФО [2], а также он во многом является специфической городской агломерацией, расположенной в регионе Среднего Поволжья и «зажатой» между сильными в экономическом плане соседями - Татарстаном и Самарской областью.
Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года была предпринята руководством МО с целью повышения хозяйственной самостоятельности и «...реализации права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть
публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [3]. Кроме того, преследовалась цель выработки самостоятельной инвестиционной политики [4], являющейся в условиях несовершенства законодательной базы местного самоуправления эффективной частью политики региона
[5].
Разработка Инвестиционной стратегии складывалась из следующих частей:
1. Анализ текущего социально-экономического состояния города, включающий:
- Оценка текущего уровня социально-экономического развития Ульяновска
- Анализ структуры экономики Ульяновска и предварительное выявление приоритетов
2. Стратегическая диагностика конкурентоспособности города:
- Оценка качества жизни в городе на базе опроса населения
- Оценка инвестиционной привлекательности и качества предпринимательского климата в городе Ульяновске
- Анализ ключевых текущих инструментов стратегического управления городом и выбор целевой модели управления развития Ульяновской агломерацией
- Выявление ключевых сценариев развития города в зависимости от внешних и внутренних факторов
3. Разработка стратегического видения развития города Ульяновск до 2030 года и плана реализации стратегии:
- Разработка стратегического видения и стратегических целей развития Ульяновска на 2030 год
- Разработка плана (дорожной карты) реализации стратегии.
Рис.1. Факторы, формирующие инвестиционную привлекательность МО. Источник: здесь и далее - аналитика Strategy' Partners Group.
Основные допущения и ограничения при формулировании выводов первого этапа: Анализ текущего социально-экономического состояния города
- Результаты первого этапа разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года содержат оценку текущего уровня социально-экономического развития Ульяновска относительно городов сравнения и анализ структуры экономики Ульяновска с выявлением приоритетных отраслей
- Выводы первого этапа основаны прежде всего на открытых статистических данных и доступных результатах различных опросов, а также на результатах интервью с руководством предприятий.
- В ходе второго и третьего этапов в результаты диагностики города, в том числе в определение сильных и слабых сторон Ульяновска, возможно внесение уточнений, так как полученные на первом этапе выводы требуют верификации посредством анкетирования жителей и предприятий города.
Предварительные выводы по результатам оценки текущего уровня социально-экономического развития и анализа структуры экономики Ульяновска (рис.2.):
Возможности для развития
Управленческая команда в области и городе достаточно эффективно работает и нацелена на стратегическое развитие территории;
- Предприятия Ульяновска активны в вопросах повышения эффективности бизнеса и снижении издержек, демонстрируя примеры на уровне лучшей российской практики;
- Активные и ориентированные на развитие муниципальные инфраструктурные предприятия;
- Достаточно хороший уровень общего образования;
- Наличие критических компетенций в ряде промышленных секторов;
- Активный малый и средний бизнес в секторах производства FMCG (ТНП);
- Хороший темп роста объема внешней торговли и высокие темпы прироста притока прямых иностранных инвестиций
Ключевые проблемы В структуре экономики города преобладают локальные и бюджетные сектора услуг;
- Новые рабочие места в «новой экономике» пока не могут скомпенсировать потерь в занятости на «старопромышленных» предприятиях;
- Городу не хватает «критической массы» концентрации населения и бизнеса;
Тупа Набережные Челны Ярославль Рязань
154 им* 171 ш- 206 ш-к 214 кмг
430 2,2 1ЫЕ чел.,'км2 522 ^ а. 1 ТЫС Ч4±л7ил^ И2 ^ 3 гыс.чт/км2 530 ^ 2.4 1ЫС чел./иг
Тольятти Оренбург Ижевск Ульяновск
315 кн2 259 гн= Г 315 км: * 622 кмг 1'
71 е 5.1 ТЫС ЧШ11 ни? 560 2,2 тыс чел ■■ км? 6Э7 2 гыи чел .' КМ'' 640 Н ]—Ш
Рис.3. Площадь схожих по численности населения МО РФ.
- Город «растянут» в пространстве (рис.3) и разделен на два ключевых центра притяжения, что увеличивает затраты на инфраструктуру;
Товары и успуш
Работа
Досуг и отдых
Социальный климат
Окружающая среда
Медицинское обслуживание
Жилье
Образование
Рис.4. Удовлетворенность населения МО «город Ульяновск» (по результатам опросов).
- Город недостаточно привлекателен для проживания молодежи;
- Высокий уровень заболеваемости обычными и «социальными» заболеваниями;
- Проблемы с бизнес- и туристической инфраструктурой: авиасообщение, недостаток качественных гостиниц, выставочных и офисных площадей.
Конкурентоспособность и структура экономики
- Бизнес-портфель Ульяновска в 2013 году Портфель отраслевых кластеров
- Рейтинг доступности поставщиков бизнес-услуг
- Рейтинг качества бизнес-услуг Развитие секторов бизнес-услуг
- Рейтинг качества НИИ1
- Рейтинг уровня сотрудничества предприятий с ВУЗами и НИИ в области НИОКР Развитие инновационной инфраструктуры
Уровень развития малого и среднего бизнеса
- Выручка малого и среднего бизнеса
- Инвестиции малого и среднего бизнеса в основной капитал
- Численность работников малого бизнеса Интеграция в российскую и международную экономику
- Объем внешней торговли
- Торговый баланс
- Доля чистого экспорта в ВРП2
- Чистый экспорт на душу населения
- Объём притока и накопленных ПИИ3
Вывод - группа факторов «Конкурентоспособность и структура экономики» относится скорее к сильным сторонам города. Сильные стороны группы факторов
Предприятия Ульяновска очень активны в вопросах операционной эффективности, снижения издержек и избавления от непрофильных активов (выявлены образцы лучшей практики национального уровня, что говорит о повышенной устойчивости предприятий в случае кризиса)
- Средний уровень качества бизнес-услуг
- Среднее качество услуг НИИ для потребностей местного бизнеса и средний уровень сотрудничества компаний с НИИ
- Средний уровень и хорошие темпы развития малого и среднего бизнеса
- Достаточно высокие темпы роста притока ПИИ при пока еще среднем объеме привлеченных ПИИ
Слабые стороны группы факторов Доля занятых в промышленности относительно невелика и продолжает сокращаться
- Относительно низкая доступность поставщиков бизнес-услуг даже для текущего уровня спроса
- Относительно низкий объём внешней торговли
- Достаточно низкий уровень положительного сальдо торгового баланса
- Относительно низкая доля экспортной составляющей в объеме экономики Занятость в экономике Ульяновска сконцентрирована в основном в производстве и
сфере услуг: доходы занятых в инфраструктурных секторах играют незначительную роль для города
Уровень оплаты труда в Ульяновске растет примерно такими же темпами, что и в других городах, но при этом остается довольно низким (рис.5).
Бизнес и туристическая инфраструктура
Доступность и качество офисных площадей
- Средняя стоимость аренды офисных помещений
- Рейтинг доступности офисных площадей Выставочные площади
- Количество выставочных площадок
- Размер выставочных площадей
- Рейтинг доступности выставочных площадей Гостиницы
- Количество гостиничных номеров
- Количество гостиниц Административные условия ведения бизнеса
- Рейтинг уровня безопасности и качества административной инфраструктуры для бизнеса
- Рейтинг уровня административного климата, безопасности и коррупции для малого и среднего бизнеса
Сильные и слабые стороны Ульяновска по группе факторов «Бизнес и туристическая инфраструктура»
Относительно широкий выбор гостиниц и достаточно высокая обеспеченность гостиничными номерами
- Предприятия в целом оценивают уровень административных условий ведения бизнеса на среднем уровне
- Качество и цена гостиничных номеров оставляет желать лучшего
- Уровень доступности офисных площадей на уровне ниже среднего
- Относительно низкий уровень доступности и качества выставочных площадей
- Представители малого и среднего предпринимательства достаточно негативно оценивают уровень административных условий для ведения бизнеса
Сильные и слабые стороны Ульяновска по группе факторов «Человеческий капитал и образование»
Сильные стороны - Относительно хорошая демографическая ситуация: средний уровень рождаемости и низкий уровень смертности
- Продолжительность жизни на уровне выше среднего
- Относительное среднее качество экологической обстановки
- Относительно хорошая обеспеченность школьными учителями, преподавателями начального, среднего и высшего профессионального образования
- Относительно хорошие результаты по обязательным предметам ЕГЭ
Слабые стороны - Доля молодого населения ниже среднего
- Заболеваемость жителей выше средней по РФ и быстро растет по большинству групп заболеваний
- Относительно высокий уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями
- Быстрый рост уровня выбросов вредных веществ в атмосферу
- Население Ульяновска и Ульяновской области недостаточно активно вовлекается в здоровый образ жизни
- Масштабный миграционный отток из города населения в возрасте от 25 до 34 лет (рис.6)
- Уровень охвата детей услугами дошкольного образования и обеспеченность детских садов высококвалифицированными кадрами находится на уровне ниже среднего
- Относительно низкий рейтинг УлГУ по сравнению с ВУЗами городов сравнения
- Существует потенциал более активного повышения квалификации работников предприятий.
Рис.7. Расположение Ульяновской области на карте России.
Для оценки транспортной, логистической и коммунальной инфраструктуры Ульяновска использовался ряд показателей:
Транспортная, логистическая и коммунальная инфраструктура(рис.7 и 8)
- Густота дорог относительно территории МО
- Густота дорог относительно числа жителей МО Транспортная система города
- Отношение количества пассажиров основных видов наземного общественного транспорта к численности населения
- Число маршрутов основных видов общественного транспорта на 100 тыс. жителей Общественный транспорт
- Объём складских помещений (м3), приходящийся на 1 км2
- Объём складских помещений (м3), приходящийся на 1 млн руб. ВРП2 субъекта РФ Логистическая инфраструктура
Коммунальные сети города
- Степень износа коммунальных сетей
- Уровень обновления коммунальных сетей
- Цена электричества
- Объём потребления различных видов коммунальных услуг.
Рис.8. Расположение основных районов г.Ульяновска.
Сильные стороны
Быстрые темпы роста протяженности дорог
- Хорошая обеспеченность дорогами относительно числа жителей
- Высокая обеспеченность трамвайными маршрутами
- Относительно низкая цена на электроэнергию для всех потребителей
- Достаточно низкий уровень потребления жителями холодной воды и тепловой энергии
Слабые стороны
□
Относительно низкая плотность населения города
- Густота дорог относительно площади территории находится на уровне ниже среднего
- Низкий пассажиропоток и обеспеченность маршрутами общественного транспорта
- Относительно средний уровень перевозки жителей трамваями
- В сравнении с другими городами перевозка жителей троллейбусами не развита
- Низкая обеспеченность маршрутами троллейбусов
- Автобусный общественный транспорт практически не развит
- Уровень обеспеченности складскими помещениями ниже среднего
- Относительно средняя степень износа уличной водопроводной и канализационной сети, однако износ быстро увеличивается из-за низких темпов обновления и ремонта сети
- Степень износа уличной газовой сети выше среднего и постепенно увеличивается
- Потребление электроэнергии жителями на уровне выше среднего. Жилищная, социальная и общественная инфраструктура Доступность и качество жилья
- Жилищная обеспеченность
- Площадь жилья, вводимого в эксплуатацию
- Доля ветхого и аварийного жилья в общей жилой площади
- Доля населения, проживающего в аварийном и ветхом жилье
- Удельный вес населения, переселенного из ветхого и аварийного жилья
- Удельный вес семей, получивших жилье, в числе семей, стоящих в очереди на жилье
- Доступность жилья по цене
- Стоимость жилищного кредита Обеспеченность школами, детскими садами
- Загруженность детских садов
- Обеспеченность школами Обеспеченность больницами, поликлиниками
- Обеспеченность населения врачами
- Обеспеченность населения средним медицинским персоналом
- Обеспеченность населения поликлиниками
- Обеспеченность населения больничными койками Обеспеченность спортивными сооружениями
- Обеспеченность населения стадионами
- Обеспеченность населения спортивными площадками
- Обеспеченность спортивными залами
- Обеспеченность плавательными бассейнами
- Обеспеченность детско-юношескими спортивными школами Обеспеченность культурными объектами
- Обеспеченность и уровень участия населения в платных культурных мероприятиях
- Посещаемость театров и обеспеченность населения местами в театрах
- Посещаемость музеев и обеспеченность населения музеями
- Численность учащихся в школах искусств и обеспеченность населения школами искусств.
Сильные стороны - Средний уровень жилищной обеспеченности
- Относительно низкая стоимость жилья в сравнении с уровнем доходов населения
- Обеспеченность школами находится на относительно среднем уровне
- Относительно высокая обеспеченность средним медицинским персоналом
- Обеспеченность поликлиниками выше среднего, но постепенно сокращается
- Средний уровень обеспеченности спортивными залами и плавательными бассейнами
- Относительно высокая посещаемость музеев
- Обеспеченность школами искусств в Ульяновской области относительно высокая Слабые стороны - Относительно низкие темпы наращивания строительства жилья
- Быстрый рост доли ветхого и аварийного жилья
- Быстрый рост доли населения, проживающего в ветхом и аварийном жилье
- Относительно сложная ситуация с улучшением жилищных условий отдельных граждан и семей
- Относительно высокая загрузка детских садов
- Относительно низкая обеспеченность врачами
- Ульяновск уступает большинству городов сравнения по обеспеченности больничными койками
- Относительно низкая обеспеченность стадионами
- Средняя обеспеченность платными культурными мероприятиями
- Уровень участия населения в платных культурных мероприятиях относительно низкий
- Относительно низкие обеспеченность театрами и посещаемость театров. Эффективность государственных услуг
Бюджетная эффективность
- Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета муниципальных образований
- Уровень исполнения бюджета муниципальных образований по расходам Эффективность деятельности органов власти
- Рейтинг эффективности направлений политики региональной администрации.
- Предприятия Ульяновской области в целом высоко оценивает политику администрации региона
Рис.9. Результаты эпрэса предпришмателей МО по барьерам бизнеса Для бизнеса не вполне ясны перспективы пространственного и инфраструктурного развития города. Опросы руководителей предприятий выявили ряд общих проблем для всего бизнеса и города (рис.9). Общие выводы исследования:
- Приходящие новые предприятия не могут решить проблему новых рабочих мест в промышленности: они небольшие, с высокой степенью автоматизации, сфокусированы на узких сегментах производственных цепочек;
- Предприятия Ульяновска, в том числе «старопромышленные» и муниципальные, очень активны в вопросах снижения издержек, бережливого производства и оптимизации территории, и в этом направлении в городе есть много хороших практик
Комментарии к результатам предварительного выбора отраслевых приоритетов в структуре экономики города (рис.10):
1й*к оптированная оценка 1фишк?ка1ельиости сектора и качестна условий для его развития в городе
I
S S £
— с
Упрмг • Медлжв» р«лути • Д->1 ибраэиеотке и ризам? пе г«нчис г* * Спер» и здерооып ибраэ июни см*« яшлаи и «оммерчес «ом педеде.иысс тыо
пультурв иражпг« 5» 1 •< Фкнлнсмме услуги V Злеет i 4 Общл шые услуги и про>**е сервисов услуги РОЭИкНмЭЯ "СрГОВЛА ГСа^епит • Строительство jm fj 1»з и вода * i-is>et+fe»H'рамспор' ■
Услуги час! него пассажирского и фазового аетстра^гюрта • Дошколычое и оосцее оорамввпие • НПОиСПО
низкое
Высокое
1имоство условии в городе
Рис 10. Консолидированная сценка привлекательности сектора и качества условий для развит? его в МО.
Приоритеты выбираются отдельно по двум группам секторов: «торгующие» сектора, ориентированные в большей степени на экспорт товаров и услуг за пределы региона и испытывающие конкуренцию со стороны аналогичных отраслевых секторов в других городах, и «локальные» сектора, ориентированные в большей степени на обслуживание внутригородского рынка услуг и не конкурирующие напрямую с аналогичными отраслевыми секторами других городов
Выбор приоритетов осуществляется в соответствии со следующим принципом: к приоритетам относятся сектора, которые имеют наилучшие перспективы для развития, но при этом качество условий в городе для них может быть улучшено в рамках реализации стратегии
Сектора, уже имеющие благоприятные условия для развития в городе, не рассматриваются в качестве приоритетных, поскольку на уровне города недостаточно инструментов для их поддержки [6], [7].
Данный выбор приоритетов являлся предварительным, основанным на результате анализа статистических данных и экспертных оценках, и был уточнен в рамках второго этапа реализации стратегии, после проведения дополнительных интервью, опросов и анкетирования малых и средних предприятий (этапа стратегической диагностики).
Список литературы
1. Решение Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 № 102 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года».
2. Проблемы и перспективы муниципальной реформы в Российской Федерации / Доклад Института экономики РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / рук. авт. коллектива С.Д. Валентей, Т.Я. Хабриева. М., 2008. 100 с.
3. Европейская хартия местного самоуправления / Council of Europe. Страсбург, 1985. URL: http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/ rms/090000168007a105 (дата обращения: ноябрь 2018).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Закон о местном самоуправлении: федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // КонсультантПлюс (дата обращения: ноябрь 2018).
5. Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. URL: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: ноябрь 2018).
6. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления. М.: Общероссийский конгресс муниципальных образований, 2016. 174 с.
7. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е.С. Шугриной. М.: Проспект, 2015. 240 с.