IV
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378
Е.А. Воронина, М.Л. Курьян, А.А. Шутов ДИАГНОСТИКА УВЛЕЧЕННОСТИ УЧЕБОЙ КАК ЭЛЕМЕНТ «СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО» ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
В работе анализируется вопрос увлеченности студентов учебой, которая может выступать значимым измерением качественности вуза, а также выступать предиктором положительного отношения выпускников вуза к будущей работе. В результате анкетирования, проведенного в Нижегородском кампусе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), выявлен уровень сформированности увлеченности учебой и определена его взаимосвязь с академическими характеристиками студентов. Понимание личностных устремлений студентов в рамках образовательного процесса позволит более четко представить роль вуза в создании благоприятной атмосферы обучения и формировании собственного положительного имиджа.
Ключевые слова: увлеченность учебой, Утрехтская шкала увлеченности (UWES), высшее образование, характеристики студенчества.
Введение
Одно из центральных мест в системе «качественности» высшего образования занимают студенты, которые в современных условиях воспринимаются как клиенты-потребители образовательных услуг [1], чья удовлетворенность или неудовлетворенность напрямую влияет на успешность функционирования вуза и его имидж.
Значимость опыта студентов, связанного с получением высшего образования, привела к распространению критической педагогики [2], концепции обучения, центрированного на учащихся (student-centered approach), «открытой» учебной программы (open curriculum) [3]. Роль обратной связи от студентов и фактора их субъективного переживания получения опыта, связанного с высшим образованием, подтверждают фундаментальные научные исследования [4-6].
Повышенное внимание к характеристикам студенческого контингента объясняется также тревожной статистикой, связанной с выбытием студентов из вуза и показателями «до-водимости» студентов [7, 8].
Исследование восприятия студентами собственных переживаний в процессе приобретения высшего образования и оценивания ими личностных траекторий, формирующихся внутри вуза, значимо для получения актуальной информации об особенностях студентов, а также определения областей, требующих улучшения образовательного процесса.
Включенность студентов в жизнь университета, их участие в аудиторной и внеаудиторной работе, отношения со сверстниками и преподавателями, заинтересованность в учебе, - все это является индикаторами «студенческой вовлеченности» - степени погруженности студентов в университетскую деятельность [9]. Важнейшим компонентом данной вовлеченности выступает отношение студентов к процессу обучения в вузе - увлеченность учебой. Понимание выраженности учебной активности может помочь составить картину общей
удовлетворенности обучением в вузе, служить определенным критерием образовательной успешности учащихся, измерением их академического развития и формирования предпосылок для будущего профессионального становления.
Постановка проблемы
Увлеченность представляет собой положительное психическое состояние, связанное с эмоционально-когнитивным и мотивационным уровнями личности. Следовательно, увлеченность учебой - это активное участие учащихся в приобретении образования, сопровождаемое желанием и готовностью затрачивать ряд усилий, энергии и временных ресурсов на данный процесс, будучи при этом полностью сосредоточенными на учебе [10].
Все больше исследователей склоняются к тому, что с психологической точки зрения учеба в вузе идентична трудовой деятельности, так как она характеризуется структурированным, подчиняющимся правилам поведением, имеющим четкую целевую установку [11]. Содержание увлеченности учебой, таким образом, может быть проанализировано в тех же измерениях, что и понятие «увлеченность работой» [10], которое является компонентом модели «усиленного инвестирования в трудовую деятельность» (heavy work investment) [12]. Увлеченность учебой - по аналогии с увлеченностью работой - ведет к положительному отношению к осуществляемой деятельности, сопровождаемым ощущением «психоэмоционального благополучия» [13]. Исследователи [10] выделяют три характеристики данного состояния: энергичность (vigor), энтузиазм (dedication) и поглощенность (absorption). Другими словами, это восприятие профессионального/учебного опыта как стимулирующего, вызывающего прилив сил, значимого и важного, связанного с высокой степенью концентрации и погруженности.
Данное позитивное отношение к процессу обучения связано с самоэффективностью личности [14], то есть верой в собственные силы и успех в осуществлении той или иной деятельности и достижение целей [15]. Высокий уровень увлеченности способен привести к более заметным образовательным сдвигам и личностному развитию [16]. Следовательно, увлеченность учебой может определенным образом отражаться на качестве «постуниверситетской» жизни, в частности, способствовать формированию предпосылок для успешной трудовой деятельности в будущем [17]. Кроме того, рассматриваемое положительное переживание образовательного процесса переносится на источник данного переживания [18], в данном случае - вуз; что означает подтверждение эффективности его образовательных практик.
В российских и западных исследованиях увлеченность учебой рассматривалась преимущественно как компонент учебно-познавательной деятельности [19, 20], в рамках изучения личностных атрибутов [21] и эмоционального состояния личности [11]. Однако детально выраженность данного феномена в рамках образовательного процесса конкретного вуза не изучалась. Подобное изучение, однако, может иметь «диагностическую» значимость и позволить достаточно объективно замерить степень усилий и временных затрат, инвестируемых студентами в образовательный процесс, и, следовательно, сделать выводы относительно общего ощущения благополучной обстановки в вузе и возможности перенесения данного переживания в послевузовскую жизнь, в том числе, перспективное трудоустройство.
Таким образом, изучение увлеченности учебой как самостоятельного предмета исследования заслуживает отдельного внимания. Особый интерес представляет выявление взаимосвязей данного состояния с академическими характеристиками студентов.
Основными вопросами настоящего исследования являются следующие.
1. Каков уровень сформированности и выраженности увлеченности учебой в престижном вузе?
2. Связана ли увлеченность учебой с академическими характеристиками исследуемой группы (успеваемость, курс, специализация и пр.)?
Описание исследования
Исследование проводилось среди студентов бакалавриата и магистратуры Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ в июне 2015 г. Участие в опросе было добровольным и анонимным. Приглашение принять участие в исследовании и ссылка на электронную форму с вопросами были разосланы на электронные адреса групп, после чего в течение 9 дней ответы студентов фиксировались в электронной форме.
В анкетировании приняли участие 259 человек, из них 205 женщин и 54 мужчины в возрасте от 17 до 22 лет. Наиболее активными оказались студенты 1, 2 и 3 курса (66, 64 и 59 человек соответственно), студенты старших курсов и магистратуры проявили меньшую активность: 4 курс - 42 человека, магистранты - 28 человек. Что касается активности участия в опросе со стороны представителей различных образовательных траекторий, распределение было следующим:
• «Бизнес-информатика»: 35 человек, что составляет около 19% от общего числа студентов бакалавриата Нижегородского кампуса на этом направлении
• «Менеджмент»: 81 человек, примерно19%
• «Прикладная математика и информатика»: 22 человека, 15%
• «Программная инженерия»: 15 человек, около 22%
• «Филология»: 11 человек, 18%
• «Фундаментальная и прикладная лингвистика»: 10 человек, 19%
• «Экономика»: 65 человек, около 16%
• «Юриспруденция»: 20 человек, 8%
• Магистратура (все направления): 28 человек, 7%.
По успеваемости опрашиваемые были разделены на несколько групп (от низкого уровня к высокому):
1. Низкий уровень успеваемости (4-5 баллов по десятибалльной шкале): 8 человек
2. 5-6 баллов: 21 человек
3. 6-7 баллов: 62 человека
4. 7-8 баллов: 83 человека
5. 8-9 баллов: 66 человек
6. 9-10 баллов: 19 человек
Сбор эмпирических данных был проведен с использованием «Утрехтской шкалы увлеченности учебой - UWES-S». UWES-S - это адаптированная для образовательного контекста «Утрехтская шкала увлеченности работой», разработанная и апробированная под руководством В. Шауфели [22]. «Утрехтская шкала увлеченности учебой» состоит из 14 вопросов: 5 вопросов относятся к компоненту «энергичность», 5 - «энтузиазм», 4 - «поглощенность». В части формулировок за основу была взята русскоязычная версия опросника UWES [13], при этом, в соответствии с работой В. Шауфели, была осуществлена аналогичная терминологическая замена: «работа» - «учеба, занятия».
Обработка полученных эмпирических данных согласно задачам данного исследования проводилась следующими методами:
• в качестве инструмента обработки данных применялся программный пакет для статистического анализа STATISTICA, версия 10.0;
• анализ базовых характеристик был выполнен путем расчета основных статистик (среднее значение, стандартное отклонение, проверка эмпирических данных на нормальность распределения, проверка на внутреннюю согласованность, наименьшее и наибольшее значение).
Описание и анализ результатов
В ходе проверки на внутреннюю согласованность русской версии опросника, полученный коэффициент надежности (а Кронбаха) составил 0,92.
Респонденты отмечали свою степень согласия с каждым утверждением анкеты (0 -полное несогласие, 6 - полное согласие). Для расчета общего уровня увлеченности учебой вычислялся интегральный показатель. Затем, для определения выраженности каждой из шкал, рассчитывался средний показатель по каждому фактору (табл.1).
Таблица 1
Данные описательной статистики по увлеченности учебой
Факторы увлеченности Среднее Стандартное Мин. Макс.
значение отклонение значение значение
«энергичность» 2,92 1,08 0,00 5.60
«энтузиазм» 3,44 1,12 0,20 6,00
«поглощенность» 2,92 1,17 0,00 5,75
общий показатель увлеченно- 3,07 1,02 0,14 5,43
сти
Сопоставив полученные данные со среднестатистическими нормами [цит. по 23; 24], можно отметить, что общий уровень увлеченности студентов соответствует средним значениям. Количество студентов, общий уровень увлеченности учебой которых имеет значение от среднего к высокому, составляет 149 человек (57% от общего числа выборки). Однако увлеченность учебой у респондента считается сформированной в том случае, если все три фактора имеют достаточный уровень выраженности. В рамках данного исследования было выявлено 75 студентов (29% от общего числа выборки), чьи показатели увлеченности учебой по трем факторам находятся в диапазоне от среднего до очень высокого значения. Кроме того, учитывая стандартное отклонение и минимальные значения шкал, можно предположить, что среди респондентов существуют достаточно заметные различия, выявить которые возможно, замерив и проанализировав общие показатели увлеченности учебой у разных групп.
В зависимости от образовательной программы присутствуют различия в выраженности увлеченности учебой. Данные представлены в табл. 2.
Таблица 2
Увлеченность учебой на разных образовательных направлениях
Образовательная программа: Общая Стандартное
увлеченность отклонение
«Менеджмент» 3,3166 0,99
«Прикладная математика и информатика» 3,1331 0,79
«Юриспруденция» 3,1155 1,20
«Бизнес-информатика» 2,9939 1,14
«Экономика» 2,8868 0,98
«Лингвистика» 2,8429 0,84
«Программная инженерия» 2,8333 0,94
«Филология» 2,8182 1,25
Три направления: «Менеджмент», «Прикладная математика и информатика» и «Юриспруденция» имеют показатель увлеченности учебой немного выше среднего, среди остальных направлений отмечается низкая общая увлеченность.
Расчет показателей у студентов разных курсов позволил выявить определенные различия в их увлеченности учебой. Данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Увлеченность учебой на разных курсах
Увлеченность учебой у студентов начальных курсов заметно выше, чем у студентов третьего курса. Наиболее высокий уровень увлеченности учебой отмечается на последнем курсе бакалавриата. Студенты магистратуры также имеют уровень увлеченности учебой выше среднего по выборке. Объяснением данной ситуации может являться предположение, что новоиспеченные студенты, в недавнем прошлом пережившие вступительные испытания, с особым рвением относятся к учебе в вузе. На третьем году обучения, когда статус учащегося престижного университета закрепляется в их сознании и превращается в некую данность, могут развиваться более «циничные» настроения, приводящие к «энергетическому» спаду. Новая волна энтузиазма на выпускном курсе бакалавриата, скорее всего, вызвана предельной концентрацией усилий для успешного получения степени и дальнейшего профессионального совершенствования при обучении в магистратуре, поступление в которую является серьезным, осознанным шагом.
Наконец, были обнаружены заметные различия показателя увлеченности учебой у студентов с разными уровнями академической успеваемости. Рассмотрим их подробнее.
Таблица 3
Успеваемость (по 10-балльной шкале) Общая увлеченность Стандартное отклонение
«4-5» 1,9554 0,83
«5-6» 2,4829 1,01
«6-7» 2,8893 0,99
«7-8» 3,1649 0,87
«8-9» 3,3626 0,99
«9-10» 3,2594 1,35
В рамках исследования В. Шауфели [22] была подтверждена гипотеза о наличии положительной взаимосвязи между успеваемостью и увлеченностью учебой. Студенты, получающие высокие оценки, ощущают себя более энергичными, испытывают энтузиазм в отно-
шении своей учебы и часто переживают положительные эмоции от самого процесса обучения. Результаты данного исследования подчиняются тем же тенденциям - наиболее сильные студенты имеют уровень увлеченности, заметно превышающий показатели учащихся с низкой успеваемостью.
Рассмотрев некоторые характеристики респондентов в связи с общей увлеченностью учебой, представляется целесообразным провести анализ компонентов этого явления и взаимосвязей между ними.
Респонденты продемонстрировали все уровни выраженности шкал увлеченности, от очень низкого до очень высокого (рис. 2)
Рис. 2. Распределение уровней выраженности увлеченности учебой
Наиболее высокое среднее значение, равное 3, 439 (о=1,13), имеет компонент «энтузиазм»: преданность учебе, чувство значимости своих усилий, воодушевления и гордости в отношении учебы; при этом, в отличие от других компонентов, минимальное среднее значение по всем вопросам составило 0,2 (т.е. участники исследования хотя бы на один вопрос из этого блока не ответили полным несогласием), максимальное:6,0 (некоторые студенты были полностью согласны со всеми утверждениями из блока, касающегося энтузиазма).
Среднее значение фактора «поглощенность» равняется 2,9256 (о=1,18); очевидно, что студентам знакомы ощущения концентрации и погружения в учебный процесс, переживания удовольствия от полной включенности, чувство того, что время пролетает незаметно, желание не отвлекаться от процесса обучения. При этом, среди участников были выделены и те, кто отметил полное отсутствие такого опыта. Максимальное значение компонента:5,75.
Компонент «энергичность» - активность, готовность к значительным усилиям, настойчивость и решительность при возникновении сложностей в работе [25] - имеет среднее значение 2,8146(о=1,09). Как и в случае оценки фактора «поглощенности», некоторые респонденты в ответах указали, что никогда не испытывали подобных ощущений в отношении своего обучения. Максимальное значение компонента: 5,6.
Взаимосвязь факторов увлеченности представлена матрицей корреляций (табл. 4). При оценке значимых (р<0,05) корреляций использована классификация по силе связей [26]:
выше 0,7 - сильная; 0,5-0,7 - средняя; 0,3-0,5 - умеренная; 0,2-0,3 - слабая; ниже 0,2 - очень слабая.
Таблица 4
Матрица коэффициентов корреляции для взаимосвязей факторов увлеченности учебой
Spearman Rank Order Correlations. p <,05000
«энергичность» «энтузиазм» «поглощенность»
«энергичность» 0,792589 0,677682
«энтузиазм» 0,792589 0,631434
«поглощенность» 0,677682 0,631434
Хотя все корреляции являются значимыми и достаточно сильными, следует отметить, что фактор поглощенности имеет меньший коэффициент корреляции с энергичностью (0,67) и энтузиазмом (0,63), чем корреляция между этими двумя факторами (0,79).
Подводя итог анализа результатов опросника, следует отметить, что в рамках выборки присутствуют заметные различия в зависимости от выделенных групп респондентов, а также в уровнях выраженности отдельных факторов увлеченности учебой.
Заключение
Увлеченность учебой близка к среднему уровню и имеет различный уровень выраженности на разных факультетах. Обнаруживается связь увлеченности с академической успеваемостью. Также, студенты младших и старших курсов более увлечены учебой, чем студенты третьего курса бакалавриата.
Из трех факторов увлеченности можно отметить большее тяготение к компоненту «энтузиазм» и меньшее к компоненту «энергичность», при этом более заметно выражена внутренняя взаимосвязь факторов «энергичность» и «энтузиазм»; вероятно вследствие своей природы компонент «поглощенность» воспринимается более обособленно и ситуационно относительно образовательного процесса.
Перспективным направлением представляется более детальное исследование причин низкого уровня увлеченности учебой. Качественное изучение того или иного типа отношения к учебе позволит выявить области вузовской жизни, требующие корректировки. Кроме того, лонгитюдное исследование, связанное с измерением уровня увлеченности учебой у одного и то же студенческого контингента на разных временных отрезках обеспечило бы более глубокое понимание динамической природы рассматриваемого явления.
Библиографический список
1. Kandiko, C. В., & Mawer, M. Student expectations and perceptions of Higher Education. London: King's Leaming Institute. 2013.
2. Freire, P. Pedagogy of the Oppressed: Transl. by Myra Bergman Ramos.: Herder and Herder, Reprint edition, 1972.
3. Caulfield, J. How to design and teach a hybrid course: Achieving student-centered learning through blended classroom, online, and experiential activities.: Stylus Publishing, 2011.
4. Траектории и опыт студентов университетов России. Межвузовский исследовательский проект [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ioe.hse.ru/collaborative_project (Дата обращения 01.06.2015).
5. NSS - The National Student Survey [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. thestudentsurvey.com/ (Дата обращения 01.06.2015).
6. NSS - The National Student Survey [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. thestudentsurvey.com/ (Дата обращения 01.06.2015).
7. Фрумин И. Д., Горбунова Е. В., Груздев И. А. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы [Текст] // Вопросы образования. 2013. №. 2. С. 67-81.
8. Tinto, V. Student Retention and Graduation: Facing the Truth, Living with the Consequences. Occasional Paper 1. : Pell Institute for the Study of Opportunity in Higher Education, 2004.
9. Малошонок Н. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? [Текст] // Мониторинг университета. 2011. Т. 6. С. 11-21.
10.Schaufeli, W. B., Salanova, M., González-Romá, V., & Bakker, A. B. The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach [Текст] // Journal of Happiness studies. 2002. 3(1). pp. 71-92.
11.Ouweneel, E., Le Blanc, P. M., & Schaufeli, W. B. Flourishing students: A longitudinal study on positive emotions, personal resources, and study engagement [Текст] // The journal of positive psychology. 2011. 6(2). pp. 142-153.
12. Snir, R., & Harpaz, I. Beyond workaholism: Towards a general model of heavy work investment [Текст] // Human Resource Management Review. 2012. 22(3), pp. 232-243.
13.Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога [Текст] / Д.А. Кутузова. - дисс. канд. псих. наук. - М., 2006.
14. Olwage, D. Predictors of burnout and engagement of university students. Doctoral dissertation, NorthWest University, Potchefstroom Campus, 2012.
15. Bandura, A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc. 1986.
16.Astin, A. W. Student involvement: A developmental theory for higher education [Текст] // Journal of college student personnel. 1984. 25(4), pp.297-308.
17.Pascarella, E. T. How college affects students: Ten directions for future research [Текст] // Journal of College Student Development, 2006. 47(5), pp. 508-520.
18. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М, 1984. Т. 195.
19. Эфендиев, А.Г. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А.Г. Эфендиев, О.М. Дудина [Текст] // Социологические исследования. 1997. №. 9, С. 41-56.
20. Гарькин, В.П. Динамика учебно-познавательной активности студентов / В.П. Гарькин, И.Е. Столярова [Текст] // Социологические исследования. 2000. №. 12. С. 70-74.
21.Coetzee, M., & Oosthuizen, R. M. Students' Sense of Coherence, Study Engagement and Self-Efficacy in Relation to their Study and Employability Satisfaction. //Journal of Psychology in Africa, 2012. 22(3), pp. 315-322.
22.Schaufeli, W. B., Martinez, I. M., Pinto, A. M., Salanova, M., & Bakker, A. B. Burnout and engagement in university students a cross-national study // Journal of cross-cultural psychology. 2002. 33(5). Pp. 464481.
23. Буенок, А.Г. Юмор как фактор профессионального здоровья менеджеров [Текст] / А.Г. Буенок. -дисс. канд. психол. наук. СПб., 2014
24. Schaufeli, W. B., & Bakker, A. B. UWES. Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary Manual, 2003.
25. Полунина, О.В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей // Психологический журнал. 2009. Т. 27. №. 2. С. 73-85.
26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. -СПб., 1996. - 349 с.