130_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14.015.62 Е.М. Приходько
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье представлено диагностическое исследование уровня сформированности профессионально важных качеств будущих юристов. При этом понятие «профессионально важные качества» рассматривается как индивидуально-психологические особенности личности студента, влияющие на успешность освоения и эффективность выполнения им в будущем выбранной профессиональной деятельности. Опираясь на результаты проведённой диагностики, автор выделяет три уровня: низкий, средний и высокий, которые включают признаки подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Отмечается, что переключение с одного уровня на другой количественно и качественно меняет параметры, характеризующие степень выраженности факторов, влияющих на процесс формирования профессионально важных качеств будущих юристов.
Ключевые слова: профессионально важные качества, студенты юридического вуза, профессиональная деятельность, профессиональное самосознание.
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. Качество высшего образования определяется через профессионально важные качества обучающихся, в дальнейшем обеспечивающие выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Любая профессия предъявляет к специалисту определенные требования, на основании которых выделяются профессионально важные качества, умения и навыки, которыми он должен обладать.
Отечественные специалисты в области психологии труда (В.Д. Шадриков, А.К. Маркова и др.) обращаются к проблеме профессионально важных качеств личности специалиста. Анализ литературы по проблеме формирования профессионально важных качеств студентов-юристов (С.С. Алексеев, Л.В. Васильев, М.И. Еникеев, A.B. Запорожец, А.Э. Жалинский, В.И. Новоселов, Н.И. Овчинников, И.М. Резниченко, Г.Г. Шиханцев, В.Ф. Яковлев, и др.) показывает сложность этого процесса, часто берущего начало и продолжающегося за пределами вуза.
Под профессионально важными качествами (ПВК) мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности студента, влияющие на успешность освоения и эффективность выполнения им в будущем выбранной профессиональной деятельности.
Как отмечает А.К. Маркова, ПВК условно делятся на две группы. В первую группу, связанную с профессиональным самосознанием и включённую нами в его структуру, входят: мотивы, цели, а также интересы, необходимые для профессионального труда [3].
Во вторую - включены различные способности: профессиональные, общечеловеческие, специальные, общепрофессиональные, специально профессиональные, профессиональный тип мышления. Всё это - интегральные качества, обусловливающие успешность любой, в том числе юридической деятельности [2].
В исследовании участвовали 300 студентов Саратовской юридической академии (г. Астрахань): по 60 - с первого по пятый курс. Опираясь на результаты целенаправленного изучения процесса формирования ПВК, а также на результаты проведенной диагностики, мы выделили в развитии профессионально важных качеств три уровня: низкий, средний и высокий, включающие показатели подготовленности к будущей профессиональной деятельности. Выделение трех уровней развития позволяет увидеть динамику формирования ПВК, как движение внутри каждого уровня, так и переключение с одного уровня на другой [4. С. 94]. Развитие личности студента юридического вуза внутри одного из уровней сопровождается интериоризацией и субъективизацией позиции, в результате чего вся система отношений не только становится личностно окрашенной, но и реализуется в активной деятельности субъектов [5]. Переключение же с одного уровня на другой количественно и качественно меняет параметры, характеризующие степень выраженности факторов, влияющих на процесс формирования профессионально важных качеств.
Особенности формирования ПВК студентов юридического вуза рассматривались в развитии с первого по пятый курсы: выявлялись движущие силы развития, основные противоречия характерные
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2016. Т. 26, вып. 4
для процесса профессионального обучения в вузе. Рассматривался процесс развития ПВК от первого к пятому курсу внутри каждого уровня.
К низкому уровню сформированности профессионально важных качеств мы отнесли будущих юристов, показатели которых оказались ниже вычисленного доверительного интервала, к среднему -, получившие баллы в пределах такого интервала, к высокому - будущие юристы, показатели которых выше вычисленного доверительного интервала среднего арифметического. Для подтверждения выявленных особенностей использовались наиболее характерные высказывания и суждения будущих юристов о себе, представленные ими в сочинениях, беседах, а также по данным наблюдений.
Можно сказать, что полученные результаты по тесту Р. Кеттелла - это следствие сформирован-ности у студентов всех курсов неадекватного образа профессионала-юриста и стремления к его достижению. Так как знания о профессии и о профессионале - один из важнейших факторов становления профессионального самосознания будущих юристов, обладающих регулирующей функцией [6. С. 61], то неверное представление о них задает неверный вектор развития личностных качеств студентов, что отражая в творческом компоненте (саморазвитие, самосовершенствование).
Ещё один диагностируемый показатель творческого компонента профессионального самосознания - стремление студентов к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональном плане. Как показала анкета Н.Т. Селезнёвой («Самооценка уровня проектирования, моделирования и регуляции самосовершенствования: личного и профессионального»), существует определённая динамика в развитии этих уровней. Так, 57 % студентов 1-го курса показали активное отношение к овладению умениями саморазвития и 43 % - пассивное отношение. На 2-м курсе активное отношение намного снижается (52 %), а пассивное возрастает до 48 %. У студентов 3-го курса активное отношение к процессу овладения умениями самосовершенствования составило 55 %, а число пассивных уменьшилось до 37 % - из-за появления студентов с отрицательным отношением к этому процессу (8 %). На 4-м курсе незначительно увеличивается процент студентов, показавших отрицательное отношение к приобретению умений самосовершенствования (9 %); на 5-м курсе оно возрастает до 11 %; соответственно сокращается число студентов с активным отношением (48 %).
Можно предположить, что незначительное преобладание активного отношения над пассивным в процессе овладения умениями саморазвития у студентов 1-го курса, сменяется практически равными долями этих отношений у студентов 2-го курса; на последующих же курсах наблюдается тенденция к уменьшению пассивного отношения, тогда как появляется отрицательное, постепенно возрастающее с каждым курсом.
Таким образом, на основе полученных результатов можно говорить о наличии у студентов всех курсов желания личностно-профессионального самосовершенствования и саморазвития, однако неадекватный образ профессионала задаёт изначально неверный вектор эти процессам, что отражается в характере развития их профессионально важных личностных качеств.
Обращаясь к особенностям когнитивного компонента профессионального самосознания студентов, отметим, что чем раньше формируется адекватное знание об избранной профессии, тем вероятнее эффективная самореализация личности [2]. Однако полученные нами данные указывают на не-сформированность у студентов всех курсов четких представлений о профессиональной деятельности юриста и требованиях, предъявляемых его личности.
Это подтверждают результаты анкетирования на тему «Какими качествами должен обладать юрист-профессионал?». Выяснилось, что большая часть студентов на всех курсах (1 курс - 71 %, 2 курс -64 %, 3 курс - 61,5 %, 4 курс - 46 %, 5 курс - 42 %) показала низкую степень осведомлённости о ПВК юриста. Заметно, что степень осведомлённости повышается на 4 и 5 курсе, но незначительно.
Полученные результаты позволили сделать вывод о низком уровне (1, 2, 3 курс) и среднем уровне (4, 5 курс) развития когнитивного компонента профессионального самосознания большинства студентов.
Студенты, благодаря знаниям о выбранной профессии, производят оценку собственных знаний, личностных качеств, прогнозируют успешность предстоящей деятельности. Результаты анализа по методике «Самооценка деловых и личностных качеств юриста» позволили оценить механизм развития следующего показателя когнитивного компонента профессионального самосознания - самооценку себя как профессионала. Можно определить ее как адекватную. Этот вывод следует из того, что полученные оценки не противоречат выявленным особенностям личностных качеств студентов по тесту Р. Кеттелла.
132
2016. Т. 26, вып. 4
Е.М. Приходько
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
А именно: значения самооценок студентов постепенно повышаются с каждым курсом от уровня «развиты в небольшой мере» (1, 2, 3 курс) до «развиты в достаточно большой мере» (4, 5 курс).
Интерес представляют качества, получившие наиболее низкие и высокие баллы. Так, на всех курсах наиболее несформированными качествами признаны: «нестандартность мышления» (5,2 балла); «инициативность» (5,8 балла); «организаторские способности» (5,2 балла); «проницательность» (4,8 балла). Низкие значения самооценок также отмечаются у студентов младших курсов -«эмоциональная устойчивость» (4,6 балла); у студентов 2, 3, и 4 курсов - «гуманизм» (4,7 балла).
Наиболее сформированы, по мнению студентов всех курсов, такие качества, как: «ответственность» (7,3 балла); «целеустремленность» (6,9 балла); к ним прибавляются также на младших курсах - «стремление к истине и торжеству справедливости» (7 баллов) и «энергичность» (8 баллов); на 3 курсе - «способность к работе» (6,8), на старших курсах - «трудолюбие» (6,5 балла), «настойчивость» (8,3 балла) и «такт» (6 баллов).
Таким образом, можно подытожить, что наиболее не сформированы, по мнению самих студентов-юристов, качества, необходимые для осуществления реконструктивной (интуиция, мышление, общий и специальный интеллект, т. е. антиципация), организационной (организаторские способности в общении с людьми) и коммуникативной (эмоциональная устойчивость) деятельности. Относительно наиболее сформированных качеств прослеживается следующая тенденция: на младших курсах студенты высоко оценивают необходимые в социальной деятельности юриста качества (стремление к истине и торжеству справедливости, ответственность), на старших курсах эти качества по сформиро-ванности отходят на второй план, а на первом остаются качества, указывающие на рост рационализма (трудолюбие, целеустремленность, настойчивость).
Следующие диагностируемые нами показатели сформированности ПВК будущих юристов (удовлетворенность сделанным выбором, оценочное отношение к профессии и личностный смысл юридической деятельности) позволили судить о характере и степени развития двух компонентов: эмоционально-ценностного и мотивационного.
Анализ мотивов выбора профессии показал, что на 1-м месте (94 % выборов) определяется мотив «профессия одна из важнейших в обществе»; второе место разделяют мотивы «большая заработная плата» (90 %) и «возможность достичь социального признания» (89 %).
Структура значимых факторов, определяющих отношение студентов к профессии юриста, идентична на разных курсах, хотя имеются небольшие различия в порядке, связанные с изменением ценностно-ориентационной структуры, а также с возрастанием информации о специфике выбранной профессии. Выявлено, что фактор общественной важности профессии - ведущий у студентов 1-го и 2-го курсов; затем снижается постепенно до четвертого места у студентов 5-го курса. Видно, что устойчивое преобладающее значение во всех выборках студентов имеют факторы высокой заработной платы и возможности достижения социального признания.
Наряду с привлекательными факторами, высокий коэффициент значимости получили два негативных фактора: долгий рабочий день и возможность переутомления. Заметим, что такие важные факторы, как возможность самосовершенствования и возможность постоянного творчества ни на одном курсе не вошли в пятерку значимых. Эти данные говорят о том, что у студентов плохо выражена ориентация на творчество и самосовершенствование в будущей профессии.
Как показало исследование, не всегда ожидание творческих элементов в профессии обусловливает отношение к ней, влияя на её выбор и удовлетворённость им. Подавляющее большинство обследованных нами будущих юристов на всех курсах удовлетворены сделанным выбором - 88 % студентов, 6,3 % сделали бы другой выбор, а 5,7 % ответили, что пошли бы работать. В результате выявлено, что у студентов-юристов удовлетворенность выбором профессии в первую очередь объясняется социальной значимостью и престижностью данной профессии, которая открывает возможности достичь социального благополучия и признания. Неудовлетворённость же проявляется у незначительного числа студентов.
Изучение мотивов учебной деятельности выявило, что на первые 4 места по совокупной выборке вышли такие мотивы, как «стать высококвалифицированным специалистом» (96 % выборов), «получить диплом» (95,2 %), «приобрести глубокие прочные знания» (94 %) и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (91 %). Мотивационная структура учебной деятельности у студентов на всех курсах равнозначна, за исключением изменения предпочтений того или иного мотива.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2016. Т. 26, вып. 4
По результатам изучения особенностей развития мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов можно констатировать, что студентами в процессе овладения профессией юриста движут, прежде всего, фактор престижа профессии и возможность достижения посредством неё социального благополучия и признания. С этой целью они стремятся стать квалифицированными специалистами, хотя такие важные мотивы, как постоянное самосовершенствование и возможность творчески реализоваться в профессии остаются у них в процессе личностно-профессионального роста на втором плане.
В ходе эксперимента все испытуемые составили группы с различным уровнем развития профессионально-важных качеств, а усреднение этих уровней для каждого курса выявило динамику их развития, что подтвердило нашу гипотезу об уровневом и стадиальном характере развития профессионально-важных качеств.
Профессиональное самосознание явилось системообразующим компонентом всей системы профессионально важных качеств студентов. Оно определяет развитие всех остальных компонентов, являясь тем условием, которое усиливает или ослабевает их действие. Без его активного функционирования влияние других компонентов на профессионально важные качества значительно ослабевает. Таким образом, прослеживается иерархия взаимосвязей между всеми компонентами исследуемого процесса у будущих юристов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 320 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Изд-во Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 349 с.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
4. Приходько Е.М. Динамика формирования профессионально важных качеств будущих юристов в системе высшего профессионального образования // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 91-97.
5. Прохорова Т.Н., Аблова О.Н. Особенности развития профессионального правосознания будущих юристов в системе высшего образования // Изв. Южного федерального ун-та. Педагогические науки. 2013. № 8. С. 105-112.
6. Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности // Научный журнал Моск. гуманитарного ун-та «Знание. Понимание. Умение» Москва. 2007. № 3. С. 60-63.
Поступила в редакцию 07.10.16
E.M. Prikhod'ko
DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN STUDENTS OF LAW
The article presents a diagnostic study of the level of formation of professionally important qualities in future lawyers. The concept of "professionally important qualities" is considered as individual psychological characteristics of an individual student, which affect the success of development and the efficiency of performance in the selected future professional activity. Based on the diagnostics results, the author distinguishes three levels in the development of professionally important qualities: low, medium and high, which include signs of readiness for the future professional activity. It is noted that the switching from one level to another quantitatively and qualitatively changes the parameters characterizing the degree of intensity of factors influencing the process of formation of professionally important qualities in future lawyers.
Keywords: professionally important qualities, students of law of a university, professional activity, professional identity.
Приходько Евгения Михайловна, аспирант кафедры Prikhod'ko E.M.,
педагогики и профессиональных технологий Canidate of Pedagogy, Associate Professor
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» Astrakhan State University
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20А Tatishcheva st., 20A, Astrakhan, Russia, 414056
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]