Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского'

Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1907
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ / ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ МЕТОДИКА / ECOLOGICAL CULTURE / COMPONENTS OF ECOLOGICAL CULTURE OF PERSONALITY / DIAGNOSIS OF MOTIVATION / VALUE-NORMATIVE METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутова Ирина Петровна, Осинцева Наталия Викторовна

Данная статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя. Авторы исходят из того, что процесс развития этих компонентов отражает динамику становления исследуемого личностного качества. Определена сущность и уточнено понятие экологической культуры личности. Выявлены ее основные структурно-функциональные компоненты. Особое внимание уделено развитию мотивационного компонента, связанного со становлением у студентов ценностно-смысловых образований (мотивов, потребностей и т. д.), которые в целом определяют их направленность на экологосообразную деятельность. Проведен анализ методик, посвященных вопросам формирования экологической культуры и воспитанности учащихся. Исследование показало, что в большинстве из них не рассматривается вопрос о выявлении характера личностных диспозиций испытуемых. Для решения проблемы исследования обосновывается возможность применения ценностно-нормативного метода, разработанного профессором Г. Е. Залесским для диагностики ценностно-мотивационных образований личности. В статье представлена авторская разработка и результаты апробации варианта диагностической методики. Отмечается, что данная разработка позволяет оценить уровень развития интринсивной экологической мотивации студентов и соответствующего ей типа поведения. Доказано, что с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов экологической культуры личности когнитивного, мотивационного и поведенческого возможно получить предварительную типологию уровня экологической культуры испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шутова Ирина Петровна, Осинцева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Level of Formation of Motivational, Activity and Behavioral Components of Ecological Culture of Personality of Future Teacher: Application of Method by G. E. Zalessky

This article deals with the problem of diagnostics of level of formation of motivational and behavioral components of ecological culture of the future teacher’s personality. The authors believe that the process of development of these components reflects the dynamics of formation of the investigated personality traits. The essence and the notion of ecological culture of personality is determined. Its basic structural and functional components are revealed. Special attention is paid to the development of the motivational component associated with the development in the students of axiological and conceptual structures (motives, needs, etc.), which in general determine the focus on ecology friendly activities. The analysis of the methods devoted to questions of formation of ecological culture and education of students is made. The study showed that most of them do not address the issue of identifying the nature of the personal dispositions of the subjects. To solve the problem of the study, the possibility of applying the value-normative method developed by professor G. E. Zalessky for the diagnosis of the value-motivational units of personality is proved. The authors present their development and results of testing of the diagnostic methods. It is noted that this development allows to assess the level of development of intrinsiv ecological motivation of students and the corresponding type of behaviour. It is proved that, given the nature of the interaction of three critical components of ecological culture of the individual cognitive, motivational and behavioral it is possible to obtain a preliminary typology of level of ecological culture of the subjects.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского»

Шутова И. П. Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельност-но-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г Е. Залесского / И. П. Шутова, Н. В. Осинцева // Научный диалог. — 2017. — № 4. — С. 273—287. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-4-273-287.

Shutova, I. P., Osintseva, N. V. (2017). Diagnostics of Level of Formation of Motivational, Activity and Behavioral Components of Ecological Culture of Personality of Future Teacher: Application of Method by G. E. Zalessky. Nauchnyy dialog, 4: 273-287. DOI: 10.24224/2227-12952017-4-273-287. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА

^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 37.033

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-4-273-287

и I. Fi I С Н' S

PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-

Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского

© Шутова Ирина Петровна (2017), orcid.org/0000-0003-3481-6334, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия), basinskaya.irina@yandex.ru.

© Осинцева Наталия Викторовна (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования, Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия), osinland@mail.ru.

Данная статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя. Авторы исходят из того, что процесс развития этих компонентов отражает динамику становления исследуемого личностного качества. Определена сущность и уточнено понятие экологической культуры личности. Выявлены ее основные структурно-функциональные компоненты. Особое внимание уделено развитию мотивационного компонента, связанного со становлением у студентов ценностно-смысловых образований (мотивов, потребностей и т. д.), которые в целом определяют их направленность на экологосообразную деятельность. Проведен анализ методик, посвященных вопросам формирования экологической культуры и воспитанности учащихся. Исследование показало, что в большинстве из них не рассматривается вопрос о выявлении характера личностных диспозиций испытуемых.

Для решения проблемы исследования обосновывается возможность применения ценностно-нормативного метода, разработанного профессором Г. Е. Залесским для диагностики ценностно-мотивационных образований личности. В статье представлена авторская разработка и результаты апробации варианта диагностической методики. Отмечается, что данная разработка позволяет оценить уровень развития интринсивной экологической мотивации студентов и соответствующего ей типа поведения. Доказано, что с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов экологической культуры личности — когнитивного, мотивационного и поведенческого — возможно получить предварительную типологию уровня экологической культуры испытуемых.

Ключевые слова: экологическая культура; компоненты экологической культуры личности; диагностика мотивации; ценностно-нормативная методика.

1. Введение

Остроту экологической проблемы, в глобальном масштабе затрагивающей вопрос выживания человечества, подчеркивает тот факт, что указом президента 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии. Естественно, не остаются без внимания педагогической общественности и проблемы экологического образования.

Экологическое образование сегодня входит в новую стадию своего развития, «фактически, речь идет о создании образа новой модели экологического образования — образования для устойчивого развития» [Захлебный и др., 2008, с. 151]. Главной особенностью его является «общекультурная, деятельностная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде» [Там же, с. 152]. Целью экологического образования провозглашается формирование экологически культурной личности. Понимание экологической культуры как цели образования вызрело внутри теории и методики экологического образования и получило педагогическое обоснование в работах С. Н. Глаза-чева, А. Н. Захлебного, В. А. Игнатовой и др. [Глазачев, 1998; Захлебный и др., 2012; Игнатова, 1998].

Особый смысл и актуальность эта цель приобретает в процессе подготовки будущего учителя, транслируясь через личность которого в сознание учеников, экологическая культура будет способствовать становлению новой ментальности общества, основанной на требованиях экологического императива.

Понятие «экологическая культура» (далее — ЭК) носит отчетливый полисемантический характер и трактуется исследователями по-разному в силу сложности и многогранности самого феномена культуры. В контексте нашего исследования мы рассматриваем ЭК как интегративное качество личности, являющееся внутренним регулятором отношения человека

к природной среде, проявляющееся в ценностных ориентациях и реализующееся во всех видах деятельности, направленных на познание, освоение и сохранение природы.

По своей внутренней структуре ЭК будущего учителя опосредуется единством и взаимодействием всех сфер его личности и выражает ее направленность на вопросы взаимодействия с природной средой, а также на работу по экологическому воспитанию школьников. Направленность, являясь ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой, оказывает организующее влияние на все остальные компоненты ЭК личности, в качестве которых нами выделены ко гни -тивный, морально-нравственный, эмоционально-волевой, мотивационный и деятельно стно-поведенческий. Через развитие этих компонентов в процессе специально организованного педагогического воздействия можно проследить динамику формирования ЭК. Каждый из них, являясь специфическим функциональным образованием, в равной мере относящийся к структуре и поведения, и сознания, лежит в основе выделения критериев и показателей ЭК личности. Взятые же в единстве, они взаимосвязаны, являясь одновременно и причиной, и следствием развития друг друга. Очевидно, что чем сильнее их взаимодействие, тем выше уровень ЭК человека.

Направленность, рассматриваемая в психологических теориях личности как «основная жизненная позиция» (Б. Г. Ананьев), «смыслообра-зующий мотив» (А. Н. Леонтьев), выявляется в изучении всего спектра внутренних побудительных сил личности: целей, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, интересов, идеалов, взглядов, убеждений, отражающих ее мировоззрение. Последние детерминированы прежде всего мотивационной сферой личности, «основными составляющими которой являются мотивы, цели и потребности» [Немов, 2003, с. 467].

Таким образом, мотивационный компонент ЭК можно определить как совокупность мотивов, целей, потребностей, побуждающих личность к соблюдению норм и требований экологического и нравственного императивов при осуществлении деятельности и выборе способов поведения в экологически значимых ситуациях.

Развитие мотивационного компонента в процессе экологического образования связано со становлением у студентов перечисленных выше ценностно-смысловых образований, которые в целом определяют их готовность к экологической деятельности, в том числе и эколого-педагогической. Психологическая готовность к экологически сообразной деятельности была выделена нами в качестве одного из критериев ЭК студентов. В качестве по-

казателя же выступил характер мотивов, определяющих направленность поведения и деятельности в экологически значимых ситуациях.

2. Методика

Основную трудность в исследовании ЭК, равно как и каждого из выделенных выше ее структурно-функциональных компонентов, составляет измерение и оценка их состояния. В частности, диагностика уровня, состояния развития экологической мотивации и поведенческих предпочтений студентов на констатирующем этапе экспериментальной работы имеет важное значение для разработки технологии формирования ЭК студентов, а после проведения формирующего эксперимента является необходимым условием выяснения степени ее эффективности.

В соответствии с этим поиск был направлен на выявление методик, в которых предметом диагностики является изучение особенностей формирования ценностно-мотивационных образований (экологических мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, убеждений) или исследуется структура мотивационной сферы личности (направленность ведущих мотивов, а также их иерархия).

Анализ методик, наиболее часто применяемых для исследования состояния ЭК испытуемых, показал, что направлены они главным образом на выявление уровня знаний об основных принципах, нормах и закономерностях взаимодействия в системе «общество-природа» и потребности в таких знаниях, на изучение готовности учащихся к экологически правомерному поведению. В рамках этого направления исследований используются опросники, анкеты, задачи на ценностный выбор, опирающиеся в основном на самооценку обучаемых (А. Ю. Борисенко, Т. Б. Польская, А. П. Сидельковский, Е. В. Экзерцева и др.). Однако из предмета диагностики в них выпадают вопросы о динамике мотивационной сферы: стало ли полученное знание основой принятия решений, сформировано ли позитивное личное отношение к нему, равно как и потребность поступать в соответствии со своими экологическими знаниями. Иными словами, превратились ли знания в смыслообразующие мотивы (убеждения) личности.

Те же немногие исследователи, которые непосредственно ставят вопрос о диагностике характера экологической мотивации обучаемых (об особенностях складывающихся у них ценностных ориентаций, убеждений, установок), не приводят данных о диагностической процедуре по выявлению направленности их поведения в экологически значимых ситуациях (С. Д. Де-рябо, Л. Я. Лаврененко, И. Т. Гайсин, Н. А. Лызь, В. А. Ясвин и др.). В качестве средств диагностики здесь также используются в основном опросники,

методики ранжирования и парных сравнений, проективные и ассоциативные методики, личностные и ситуативные тесты, которые отдельные авторы предлагают сочетать с методом включенного наблюдения.

Определенный интерес для нашей работы представляет разработанная авторским коллективом В. И. Панова «методика психологической диагностики экологического сознания в контексте экологичности поведения» [Панов и др., 2010, с. 76], построенная на ситуациях экологического выбора.

Обобщая результаты анализа методик диагностики ценностно-моти-вационных образований, можно сформулировать некоторые выводы. Для изучения характера мотивации человека наиболее часто используются так называемые «опросно-анкетные» методы. Однако (и в этом мы согласны с мнением исследователей [Герасимова, 2009, с. 118; Салтыкова, 1999, с. 4; и др.]) опросники, как и другие рассмотренные выше методики имеют ограниченные возможности, поскольку позволяют выявить лишь знаемые, а не реально действующие мотивы. Кроме того, зачастую вследствие понимания испытуемым, чего от него ожидают, даже адекватно осознанные мотивы обычно искажаются при тестировании: демонстрируются одобряемые мотивы и маскируются порицаемые. Наконец, характерной особенностью всех этих методик является то, что содержание их недостаточно строго опирается на данные о взаимосвязи и взаимозависимости двух основных компонентов экологической ориентировки: мотивационных и поведенческих предпочтений.

Устранить эти ограничения в решении проблемы диагностики цен-ностно-мотивационных образований личности позволяет ценностно-дея-тельностная концепция, разработанная Г. Е. Залесским, в основе которой лежит представление об особенной роли социальной (ценностно-смысловой) ориентировки в формировании личностно-смысловых образований (мотивов, ценностных ориентаций, убеждений, установок).

Согласно Г. Е. Залесскому, «социальная ориентировка <...> — это психическая ориентировка в условиях некоторой общественной ситуации, в которой субъекту необходимо осуществлять поведение <...> Задачей такой ориентировки <.> является категоризация ситуации, ее оценка и определение (выбор) мотива, целей, операций, будущего действия, поступка» [Залесский, 1994, с. 23]. Теоретическая модель ее была реализована в разработанном автором методе «вовлечения испытуемых в жизненные ситуации путем систематического изменения условий одной и той же задачи» [Залесский, 1994, с. 46—55]. В основу его положены следующие принципы: «1) использование задач на социальную ориентировку и вклю-

ченных в их условиях "сбивающих факторов" в качестве основного типа экспериментальных заданий; 2) организация этих задач путем логической развертки, когда поиск решения одной задачи ведется в меняющихся условиях; 3) выявление степени устойчивости качеств, которые обусловили характер выбираемых в опыте способов решения диагностических заданий» [Приводится по: Каминская, 2010, с. 16].

Разработка вариантов ценностно-нормативной методики (ЦНМ) применительно к разным сферам социальных ценностей и психической деятельности в этих сферах была продолжена и описана учениками Г. Е. За-лесского [Герасимова, 2009; Каминская, 2010; Михайлов, 2005; Редькина, 1992; Салтыкова, 1999 и др.].

По замыслу Г. Е. Залесского, ЦНМ должна включать особую систему задач, состоящую из двух серий — «К» и «Д», выстроенных в определенной последовательности и моделирующих в условиях эксперимента принятие решений в изменяющейся ситуации конфликта ценностей. Специфика этих задач заключается в том, что они содержат ценностную проблемную ситуацию. Конфликт в них задается различностью ценностей, на которые опирается испытуемый при теоретически и эмпирически мотивированном подходе к ответу на предложенный в задаче вопрос, и, по сути, является конфликтом между научными и житейскими убеждениями личности.

Первый принцип метода Г. Е. Залесского был реализован посредством разработки двух серий задач на социальную ориентировку в экологически конфликтных ситуациях. Примеры таких задач представлены в приложении 5 к авторской диссертации [Шутова, 2001, с. 255—262]. Задачи серии «К» предназначены для выявления личной значимости требований экологического императива и осознания его студентами как возможного регулятора поведения в экологически значимых ситуациях. Задачи серии «Д» направлены на выявление типов ведущих экологических мотивов, которыми, по мнению испытуемых, следует руководствоваться при выборе способа поведения в каждой из конкретных ситуаций, представленных в серии задач «К».

Конфликт ценностей в блоке задач серии «К», которые решаются в первую очередь, задается столкновением мнений различных групп людей о выборе способа поведения в экологически конфликтной ситуации. Противоречивое отношение к данной ситуации отдельных людей и социальных групп является тем самым «сбивающим фактором», заставляющим испытуемого «запустить» собственную систему экологических ценностей (усвоенных норм, принципов, правил), с помощью которых им будет оцениваться личная и общественная значимость ситуации и осуществляться выбор мотивов и поступков.

Материалом для построения задач этой серии являлся набор проблемных экологических «жизненных» ситуаций. При этом крайне важно, чтобы эти ситуации были именно «жизненными», то есть касались не столько глобальных экологических проблем человечества, сколько региональных, местных, были бы близки как бытовой, так и будущей педагогической деятельности студентов. Близость содержания задач к сфере жизнедеятельности актуализирует их и повышает мотивацию к их решению.

Реализация второго принципа достигалась тем, что проблемная экологическая ситуация, обозначенная в исходных задачах обеих серий, развивалась в целом блоке последующих задач, которые предъявлялись испытуемым путем их логической развертки, то есть каждая из последующих задач являлась логическим продолжением предыдущей. Процедура предъявления задач пошаговая, что также является своего рода сбивающим обстоятельством — для чистоты эксперимента: оценивая проблемную ситуацию одной задачи, студент не должен догадываться о развитии ситуации в следующей. Вместе с текстом каждой задачи выдавалась карточка-задание, в которой требовалось определить отношение испытуемого к представленной в задаче ситуации, принять и мотивировать решение о выборе собственного способа поведения. Процедура организовывалась до выполнения последней задачи.

Для выявления ведущих мотивов поведения в ситуациях задач серии «К» и определения степени их устойчивости (третий принцип методики), как уже было отмечено, предназначены задачи серии «Д». Здесь студентам предлагается принять позицию одного из участников дискуссии, каждый из которых представляет основные типы ведущих экологических мотивов и аргументированно обосновывает их преимущества. Задачи этой серии также содержат сбивающие факторы, усложняющие процедуру выбора ведущего мотива и позволяющие выявить степень устойчивости экологической мотивации. Такими помехами являются прежде всего экономические факторы, утилитарные мотивы природопользования, авторитет выступающего, эффект присоединения к большинству и т. п.

Обратимся к вопросу интерпретации и обработки выполнения студентами системы заданий ЦНМ.

Обработка результатов выполнения студентами заданий серии «К» позволила получить данные о ситуативной направленности поведения в экологически значимых ситуациях. Были определены три группы испытуемых, обозначенные индексами «АК», «ВК», «С» и представляющие поведенческие типы, которые мы условно обозначили как экологический, конформный и потребительский.

В группу «АК» вошли испытуемые, выбирающие способы поведения, соответствующие требованиям экологического императива. Сбивающие факторы не смогли изменить направленность их поведенческих актов, что свидетельствует о сформированной у них устойчивой готовности руководствоваться экологическими нормами и принципами при выборе способов поведения.

Группу «ВК» составили студенты с противоречивым, неустойчивым выбором поведения: в одних ситуациях избираемые поступки носили социально правомерный характер, в других — не соответствовали экологическим нормам и требованиям, реагируя на сбивающие факторы и легко принимая мнение большинства.

В группу «С» вошли испытуемые, выбирающие поступки, несовместимые с экологическими требованиями и нормами. В большинстве конфликтных ситуаций данные студенты были намерены строить свое поведение на основе привычных житейских прагматических убеждений.

Результатом выполнения заданий серии «Д» явилось получение данных о «спектре» ведущих экологических мотивов студентов. Также были определены три группы испытуемых, обозначенные индексами «Ад», «Вд», «Сд», соответствующие уровням сформированности мотивационного компонента — высокому, среднему и низкому. В основу выделения уровней положены два критерия — устойчивость и направленность экологической мотивации.

К высокому уровню («Ад») были отнесены студенты, отдавшие предпочтение мотивам, полностью соответствующим нормам поведения экологически культурной личности.

Средним уровнем развития мотивационного компонента («Вд») обладают испытуемые, которые демонстрируют ситуативную ориентировку. Как правило, это студенты с противоречивым типом мотивационной направленности, использующие эмоционально притягательные паттерны поведения и мотивации, как социально одобряемые, так и не одобряемые.

К низкому уровню («Сд») мы отнесли студентов, которые при решении задач серии «Д» неизменно поддерживали позиции тех людей, которые призывали к игнорированию экологических требований, демонстрируя тем самым наличие исключительно утилитарных мотивов, потребительского отношения к природе.

3. Экспериментальное исследование

Педагогический эксперимент проводился на факультете технологии и предпринимательства (ФТиП) Ишимского государственного педагогиче-

ского института им. П. П. Ершова в 1998—2000 гг. В эти годы на факультете обучалось более 500 студентов, из них в эксперименте приняли участие 411 человек. Также были привлечены 52 студента физико-математического факультета. Всего эмпирической работой было охвачено 463 студента. В последующие годы эксперимент с использованием ценностно-нормативной методики был неоднократно повторен, но с участием меньшего количества студентов в связи со снижением количества обучающихся. Результаты эксперимента 1998—2000 гг. неизменно находят подтверждение в последующие годы, даже отмечена некоторая тенденция к снижению процентного количества активных природозащитников среди респондентов.

Цель первичной диагностики заключалась в получении данных о состоянии развития мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры студентов после изучения базовой дисциплины экологической подготовки «Экология» и предварительной оценке (по совокупности полученных данных) уровня сложившейся у студентов ЭК.

В частности, рассмотрим результаты выполнения студентами задач серии «К», по которым можно судить о сформированной психологической готовности студентов к правомерному поведению в экологически значимых ситуациях после изучения курса «Экология» (табл. 1).

Таблица 1

Направленность и устойчивость экологического поведения

Факультеты Серия «К»

«Ак» «ВК» «Ск»

Физико-математический 2 16 34

52 чел. 3,85 % 30,77 % 65,38 %

Технологии и предпринимательства 17 145 249

411 чел. 4,14 % 35,28 % 60,58 %

Итого: 463 чел. 19 161 283

4,1 % 34,77 % 61,12 %

Анализ результатов выполнения студентами обоих факультетов заданий серии «К» привел к выводу о том, что готовность к экологически верному поведению в полной мере сформирована только у 19 человек. Этим студентам присуща социально адекватная направленность и устойчивость поведения в смоделированной ситуации конфликта экологических ценностей. Они были отнесены к экологическому поведенческому типу.

Обращает на себя внимание схожесть всех показателей по двум факультетам. Несколько увеличенный процент студентов групп «Ак» и «Вк»

на ФТиП можно объяснить, на наш взгляд, тендерными различиями испытуемых, которые проявляются не только в поведении и взглядах, но и в ценностях. Девушек, количество которых больше на этом факультете, как показало включенное наблюдение за студентами, экологические проблемы волнуют больше, чем юношей. Подтверждает это и тот факт, что группа «Ад» представлена абсолютным большинством лиц женского пола. Специального исследования этого фактора мы не проводили, но, видимо, в какой-то мере здесь срабатывает «материнский инстинкт» — сберечь Природу как среду обитания для будущего потомства.

Для выяснения вопроса о том, какими ведущими мотивами руководствовались испытуемые, выбирая способы поведения в конфликтных ситуациях экологического характера, приведем результаты выполнения заданий серии «Д» (табл. 2).

Таблица 2

Направленность и устойчивость экологической мотивации

Факультеты Серия «Д»

«Ад» «Вд» «Сд»

Физико-математический 2 20 30

52 чел. 3,85 % 38,46 % 57,69 %

Технологии и предпринимательства 18 166 227

411 чел. 4,38 % 40,39 % 55,23 %

Итого: 463 чел. 20 186 257

4,32 % 40,17 % 55,51 %

Сопоставление результатов выполнения заданий двух серий позволило, во-первых, получить сведения об устойчивости избираемых студентами типов ведущих мотивов, оценить меру действенности мотива и его роль в регуляции поведения (то есть выяснить, является он действующим или только знаемым). Во-вторых, что особенно важно для нашей работы, с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов ЭК личности — когнитивного, мотивационного и деятельностно-поведенческого — получить предварительную типологию уровня ЭК испытуемых. Мы выделили три уровня сформированное™ ЭК личности: высокий, средний и низкий (табл. 3).

Высокий уровень ЭК, к которому отнесены 20 студентов (4,32 %), мы разделили на два подуровня: к высшему уровню (Ад + АК) мы отнесли 19 студентов (4,1 %). У этих испытуемых сложилась действующая система социально-адекватных экологических мотивов на уровне смыслообразу-

Таблица 3

Предварительная типология испытуемых

Выполнение задании ЦНМ Уровень экологической культуры

высокий средний низкий

Серия «Д» Ад Вд Сд

Серия «К» В К ВК ВК СК

ющих. Убеждение использовать систему имеющихся знаний и придерживаться требований экологического императива устойчиво и осознанно, что и послужило основанием для выбора соответствующих способов поведения, а следовательно, является свидетельством психологической готовности к экологической деятельности, в том числе и профессиональной. Собственно высокий уровень ЭК (Ад + ВК) характерен для одного испытуемого: вполне сложившаяся система мотивационных предпочтений не всегда являлась основанием для выбора поступков, то есть мотивация его не обладает высокой степенью действенности.

К среднему уровню ЭК (Вд + ВК), по выполнению заданий серии «К», мы отнесли 160 студентов (34,56 %). У этих испытуемых четкая система экологической мотивации не сложилась: она противоречива, как и содержание поведенческих актов, что не позволяет отчетливо выделить ведущие мотивы, предопределяющие поведение в экологически значимых ситуациях. Отметим, что из 186 студентов группы «Вд» у 161 человека мотивы функционируют на уровне действующих (один из них был причислен к группе с высоким уровнем ЭК).

В число студентов с низким уровнем ЭК вошли 283 студента (61,12 %), у которых сложилась система «антиэкологической» мотивации, препятствующей выбору экологически сообразных способов поведения. Причем особо тревожным является тот факт, что у 257 человек (случай Сд + СК) мотивы имеют характер действующих, что свидетельствует об исключительно потребительском отношении к природе. В случае (Сд + ВК) — у 25 человек — мотивы функционируют на уровне знаемых и не реализуются в поступках.

Такой низкий процент убежденных защитников природы (4,32 %) мы можем объяснить только влиянием географического фактора: вуз находится в обширной сельскохозяйственной зоне Тюменской области, и, соответственно, более половины студентов — это выпускники сельских школ, которым, по нашему мнению, более присуще прагматическое отношение к природе, чем выпускникам городских школ. Это подтверждается результатами исследования В. В. Михайлова и О. И. Салтыковой, которые

проводили диагностику уровня экологической воспитанности студентов. По данным Михайлова [Михайлов, 2005, с. 13], высокий уровень зафиксирован у 6 % студентов технического вуза при (п = 100 чел.), по данным Салтыковой [Салтыкова, 1999, с. 74] — у 10,1 % студентов строительных специальностей при выборке (п = 99 чел.).

4. Выводы

1. Установлено, что ценностно-деятельностный подход Г. Е. Залесско-го к процессу усвоения личностью социальных ценностей и разработанная на его основе ЦНМ могут быть применены к различным сферам социальных ценностей, в том числе и социально-экологическим.

2. Учитывая тот факт, что «разработанные ранее конкретные варианты ЦНМ подвергались весьма строгой экспериментальной проверке их состоятельности (валидности и надежности)» [Герасимова,2009, с. 121], обоснована возможность построения модифицированного варианта ЦНМ для изучения закономерностей ценностно-смысловой ориентировки в экологической сфере.

3. ЦНМ позволяет не только выявить направленность поведения испытуемых в экологически-конфликтных ситуациях и характер ведущих мотивов, которыми они при этом руководствуются, но и получить предварительную типологию уровня ЭК испытуемых на основе взаимодействия трех важнейших компонентов ЭК личности — когнитивного, мотивацион-ного и деятельностно-поведенческого.

4. Универсальность ЦНМ как диагностического средства, на наш взгляд, делает возможным ее применение для изучения целого спектра личностных диспозиций субъекта поведения, таких как: экологическое мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и т. д.

5. Выполненное исследование легло в основу разработки методической системы формирования ЭК будущих учителей технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Герасимова А. С. Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 4. — С. 116—121.

2. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя : диссертация в виде научного доклада ... доктора педагогических наук : 10.00.08 / С. Н. Глазачев. — Москва, 1998. — 68 с.

3. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности : монография / Г. Е. Залесский. — Москва : МГУ, 1994. — 138 с.

4. Захлебный А. Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Вестник Международной академии наук. Русская секция. — 2012. — № 1. — С. 39—43.

5. Захлебный А. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире 2008. Устойчивое развитие : экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. — Москва : Издательство МНЭПУ, 2008. — С. 144—170.

6. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся : теория и практика : монография / В. А. Игнатова. — Тюмень : ТГУ, 1998. — 196 с.

7. Каминская Т. Ю. Роль мотивационного компонента образа Я в развитии самосознания школьников : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Т. Ю. Каминская. — Москва, 2010. — 29 с.

8. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / В. И. Панов, М. О. Мдивани, Э. В. Лидская, Ш. Р. хисамбе-ев // Российский научный журнал. — 2010. — № 1 (14). — С. 64—78.

9. Михайлов В. В. Воспитание готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / В. В. Михайлов. — Магнитогорск, 2005. — 24 с.

10. Немов Р. С. Психология : учеб. для вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 4-е изд. — Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 688 с.

11. Осинцева Н. В. Организация педагогического эксперимента и математическая обработка его результатов : учебно-методическое пособие к спецкурсу для учителей технологии / Н. В. Осинцева. — Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2005. — 48 с.

12. Редькина Е. Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся : автореферат диссертации ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Е. Б. Редькина. — Москва, 1992. — 14 с.

13. Салтыкова О. И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. И. Салтыкова. — Москва, 1999. — 136 с.

14. Шутова И. П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / И. П. Шутова. — Москва, 2001. — 262 с.

Diagnostics of Level of Formation of Motivational, Activity and Behavioral Components of Ecological Culture of Personality of Future Teacher: Application of Method by G. E. Zalessky

© Shutova Irina Petrovna (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Physics and Mathematics Disciplines and Professional Technical Education, Tyumen State University (Tyumen, Russia), basinskaya.irina@yandex.ru.

© Osintseva Nataliya Viktorovna (2017), PhD in Education, associate professor, Department

of Physics and Mathematics Disciplines and Professional Technical Education, Tyumen State

University (Tyumen, Russia), osinland@mail.ru.

This article deals with the problem of diagnostics of level of formation of motivational and behavioral components of ecological culture of the future teacher's personality. The authors believe that the process of development of these components reflects the dynamics of formation of the investigated personality traits. The essence and the notion of ecological culture of personality is determined. Its basic structural and functional components are revealed. Special attention is paid to the development of the motivational component associated with the development in the students of axiological and conceptual structures (motives, needs, etc.), which in general determine the focus on ecology friendly activities. The analysis of the methods devoted to questions of formation of ecological culture and education of students is made. The study showed that most of them do not address the issue of identifying the nature of the personal dispositions of the subjects. To solve the problem of the study, the possibility of applying the value-normative method developed by professor G. E. Zalessky for the diagnosis of the value-motivational units of personality is proved. The authors present their development and results of testing of the diagnostic methods. It is noted that this development allows to assess the level of development of intrinsiv ecological motivation of students and the corresponding type of behaviour. It is proved that, given the nature of the interaction of three critical components of ecological culture of the individual — cognitive, motivational and behavioral — it is possible to obtain a preliminary typology of level of ecological culture of the subjects.

Key words: ecological culture; components of ecological culture of personality; diagnosis of motivation; value-normative methods.

References

Gerasimova, A. S. 2009. Tsennostno-deyatelnostnyy podkhod k psikhodiagnostike uchebnoy motivatsii studentov. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 4: 116— 121. (In Russ.).

Glazachev S. N. 1998. Teoreticheskiye osnovy formirovaniya ekologicheskoy kul-tury uchitelya: dissertatsiya v vide nauchnogo doklada ... doktora peda-gogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Ignatova, V. A. 1998. Formirovaniye ekologicheskoy kultury uchashchikhsya: teoriya ipraktika. Tyumen: TGU. (In Russ.).

Kaminskaya, T. Yu. 2010. Rol motivatsionnogo komponenta obraza Ya v razvitii samosoz-naniya shkolnikov: avtoreferat dissertatsii ... kandidata psikhologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Mikhaylov, V. V. 2005. Vospitaniye gotovnosti studentov k konstruktivnomu povedeniyu v ekologicheski znachimykh situatsiyakh: avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Magnitogorsk. (In Russ.).

Nemov, R. S. 2003. Psikhologiya. (4-ed.). Moskva: VLADOS-PRESS. 1/3. (In Russ.).

Osintseva, N. V. 2005. Organizatsiya pedagogicheskogo eksperimenta i matematiches-kaya obrabotka ego rezultatov: uchebno-metodicheskoye posobiye k spetskursu dlya uchiteley tekhnologii. Ishim: IGPI im. P. P. Ershova. (In Russ.).

Panov, V. I., Mdivani, M. O., Lidskaya, E. V., Khisambeev, Sh. R. 2010. Metodika eksperimentalnogo issledovaniya ekologicheskogo soznaniya: razrabotka i aprobatsiya. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal, 1 (14): 64—78. (In Russ.).

Redkina, E. B. 1992. Vliyaniye osobennostey motivatsii formirovaniya mirovozzreniya na uroven ego razvitiya u uchashchikhsya: avtoreferat dissertatsii ... kandi-data psikhologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Saltykova, O. I. 1999. Problema metoda izucheniya ekologicheskoy vospitannosti uchashchikhsya: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Shutova, I. P. 2001. Metodicheskiye osnovy formirovaniya ekologicheskoy kultury budu-shchikh uchiteley tekhnologii i predprinimatelstva: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Zakhlebnyy, A. N., Dzyatkovskaya, E. N. 2012. Kulturologicheskiy podkhod k sovre-mennomu ekologicheskomu obrazovaniyu. Vestnik Mezhdunarodnoy aka-demii nauk. Russkaya sektsiya, 1: 39—43. (In Russ.).

Zakhlebnyy, A. N., Dzyatkovskaya, E. N. 2008. Razvitiye obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom etape. In: Rossiya v okruzhayush-chem mire 2008 g. Ustoychivoye razvitiye: ekologiya, politika, ekonomi-ka. Analiticheskiy ezhegodnik. Moskva: Izdatelstvo MNEPU. 144—170. (In Russ.)

Zalesskiy, G. E. 1994. Psikhologiya mirovozzreniya i ubezhdeniy lichnosti: monografiya. Moskva: MGU. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.