Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / аутизм / нарушения интеллектуального развития
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гудилина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»

31

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Гудилина О.Н.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети, аутизм, нарушения интеллектуального развития

Актуальность. Вопросы диагностики нарушений интеллекта у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сейчас особенно актуальны. Степень нарушений коммуникации и речи и уровень интеллекта не связаны между собой, поэтому мы не можем говорить о том, что все дети c выраженным коммуникативными нарушениями имеют снижение интеллекта. Своевременная и адекватная диагностика состояния интеллекта может значительно улучшить качество жизни и реабилитационный потенциал детей с РАС. Подбор и создание благоприятных условий для развития ребёнка с РАС значительно раскрывает его потенциальные возможности.

Цель: выявить наличие или отсутствие связи между показателями уровня интеллектуального развития и выраженностью проявлений РАС у детей.

Материалы и методы. Одним из распространённых тестов диагностики уровня интеллектуального развития является тест Векслера. В связи с нарушением коммуникативной функции речи и эмоционально волевыми нарушениями проведение теста Векслера для детей с РАС имеет свои особенности. Тест Векслера должен проводиться в знакомой для ребёнка обстановке, со знакомым специалистом, у которого с ребёнком установлен доверительный контакт. Время проведения зависит от работоспособности ребёнка, тест может проводиться в 2 или 3 захода. Условия проведения также могут быть не обычны, например, на гимнастическом мяче, или лёжа в пуфах, в связи со специфическими особенностями концентрации внимания ребёнка. Для подкрепления мотивации ребёнка можно использовать жетонную систему поощрений. Нами была проведена диагностика 22 детей с РАС в возрасте 6-12 лет. Оценивался коэффициент интеллекта по тесту Векслера, а также выраженность проявлений РАС по тесту АТЕК. Статистический анализ проводили при помощи непараметрических статистических методов, использовали коэффициент корреляции Спирмена и статистический пакет «Statistica 7.0» («StatSoft Inc.»).

Результаты. Выявлено отсутствие связи между степенью тяжести РАС и развитием интеллекта (коэффициент корреляции Спирмена 0,15 при уровне значимости р = 0,05). Показано, что ребёнок с тяжёлой степенью РАС может развивать свой интеллектуальный потенциал при создании благоприятных условий. Такими внешними условиями может быть, например, приглушённый свет или тихая любимая мелодия, а также знакомая доброжелательная обстановка и наличие подробных инструкций и чёткого распорядка дня. Данные условия могут снижать степень напряжения и уменьшать число и силу аффективных вспышек, тем самым улучшая качество учебной деятельности. Для каждого ребёнка эти условия различны.

Заключение. Уровень интеллектуального развития ребёнка не связан со степенью тяжести РАС. Своевременная и адекватная диагностика развития интеллекта может значительно улучшить качество жизни и реабилитационный потенциал детей с РАС.

* * *

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА — ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Гузик Е.О.

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова: индекс здоровья, информированность о факторах риска здоровью, эффективность деятельности по здоровьесбережению

Актуальность. На протяжении последних десятилетий сохраняются тенденции снижения уровня здоровья детей и подростков в период получения общего среднего образования. Для профилактики заболеваний в период обучения в Республике Беларусь реализуется межведомственный профилактический проект «Школа — территория здоровья». Актуально не только проведение мероприятий по здоровьесбережению, но и оценка их результативности.

Цель: определить эффективность реализации проекта «Школа — территория здоровья» в Республике Беларусь.

Материалы и методы. Для определения эффективности мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения, нами разработана «Методика оценки эффективности реализации проекта «Школа здоровья», в которой предусмотрены следующие критерии: выполнение мероприятий проекта «Школа здоровья» по результатам аттестации; состояние здоровья учащихся по данным самооценки; индекс здоровья; информированность учащихся о факторах риска, влияющих на здоровье; сфор-мированность у учащихся установки на сохранение здоровья. Для оценки эффективности реализации проекта «Школа — территория здоровья» проводится сравнение полученных результатов с данными предыдущего учебного года. По данным экспертиз нами сформирована база, включающая 2066 учебных объектов (УО) республики с охватом 896 066 учащихся.

Результаты. Анализ материалов, представленных специалистами, свидетельствует, что в 2022/2023 учебном году по результатам аттестации в 846 УО (40,9% от обследованных) на 3 балла и улучшены показатели выполнения мероприятий проекта «Школа — территория здоровья». В УО, реализующих проект «Школа здоровья», для самооценки здоровья учащихся использовалась «Анкета по выявлению жалоб на состояние здоровья», отражающая жалобы на наличие функциональных нарушений и хронических заболеваний. В этом учебном году удельный вес учащихся, имеющих менее 3 жалоб на состояние здоровье, составил 63,1%, что на 6% больше, чем в 2021/2022 учебном году. Оценка индекса здоровья свидетельствует о том, что 36,8% учащихся в течение учебного года ни разу не болели, что на 7,2% больше относительно 2021/2022 учебном году. По данным анализа анкеты по изучению мотивации учащихся к сохранению здоровья информированность учащихся о факторах риска, влияющих на здоровье и сформированность у них установки на сохранение здоровья, составила 77,5% и 72,1% соответственно. Положительная динамика составила 5% и 5,4% учащихся соответственно. При комплексной оценке реализации проекта «Школа — территория здоровья» эффективная деятельность по здоровьесбережению определена в 66,1% УО, где обучаются 65,9% учащихся.

Заключение. Реализация проекта «Школа — территория здоровья» достаточно эффективна, что свидетельствует о целесообразности дальнейшего продвижения мероприятий по здоровьесбережению.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.