Научная статья на тему 'Диагностика уровня финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот"'

Диагностика уровня финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ECONOMIC SECURITY OF THE ENTERPRISE / FINANCIAL SECURITY OF THE ENTERPRISE / SOLVENCY / LIQUIDITY / FINANCIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальцова Дания Равильевна

В статье рассматривается состояние показателей ликвидности и платежеспособности ПАО «Аэрофлот». Проводится оценка финансовой эффективности деятельности предприятия. Выявляются основные риски и угрозы ПАО «Аэрофлот».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня финансовой безопасности ПАО "Аэрофлот"»

УДК 657.1

Ковальцова Дания Равильевна, студент экономического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (dany199720@mail.ru)

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПАО «АЭРОФЛОТ»

Аннотация. В статье рассматривается состояние показателей ликвидности и платежеспособности ПАО «Аэрофлот». Проводится оценка финансовой эффективности деятельности предприятия. Выявляются основные риски и угрозы ПАО «Аэрофлот».

Ключевые слова. Экономическая безопасность предприятия, финансовая безопасность предприятия, платежеспособность, ликвидность, финансовый потенциал.

Kovaltsova Daniya Ravilevna, the student of the faculty of Economics, National Research Mordovia State University, Saransk (dany199720@mail.ru)

DIAGNOSIS OF THE LEVEL OF FINANCIAL SECURITY OF PJSC "AEROFLOT»

Annotation. The article considers the state of liquidity and solvency indicators of PJSC Aeroflot. An assessment is made of the financial performance of the enterprise. The main risks and threats of PJSC «Aeroflot» are revealed.

Keywords: economic security of the enterprise, financial security of the enterprise, solvency, liquidity, financial potential.

Публичное акционерное общество «Аэрофлот - российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот» или Общество) было учреждено в соответствии с Постановление Правительства РФ от 28.07.1992 года №527 «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации». Учредителем для ПАО «Аэрофлот» служит Правительство Российской Федерации.

Целью ПАО «Аэрофлот» является построение компании международного класса, взяв за основу лучшие традиции гражданской авиации России. В головную компанию Группы ПАО «Аэрофлот» входят авиакомпания «Россия», «ДонАвиа», «Оренбургские авиалинии», «Аврора» и «Победа».

Для того чтобы провести оценку финансовой эффективности деятельности предприятия, я предлагаю построить зонную теорию. С ее помощью, мы сможем определить основные риски ПАО «Аэрофлот», влияющие на его финансовую составляющую и эффективность.

Представим все индикаторы в таблице 1.

Таблица 1 - Индикаторы финансовой составляющей ПАО «Аэрофлот».

Наименование показателя 2015 г. 2016 г. 2017 г. Порог. значение

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,34 0,42 0,35 0,2-0,3

Коэффициент текущей ликвидности 1,50 1,90 1,30 2,0-2,5

Коэффициент промежуточной платежеспособности и ликвидности 0,80 1,10 0,80 0,7-0,8

Коэффициент финансовой независимости 0,44 0,51 0,43 Выше 0,5

Коэффициент финансовой напряженности 0,54 0,47 0,55 Не более 0,5

Рентабельность активов 2,80 10,20 9,10 10%

Рентабельность собственного капитала 4,08 4,10 4,35 20%

Построим лепестковую диаграмму по представленным финансовым показателям за 2017 год.

Коэффициент абсолютной

ликвидности 175

Рентабельность собственного 109 Коэффициент текущей

_ 173100 _

Коэффициент

п г 1ПП промежуточной

Рентабельность активов 177 100 г

' ' ' платежеспособности и

ликвидности

95 92

Коэффициент финансовой Коэффициент финансовой

напряженности независимости

Рисунок 1 - Оценка остроты угроз финансовой эффективности деятельности

ПАО «Аэрофлот»

На основании рисунка 1 можно сделать следующие выводы. В зоне стабильности находятся показатели абсолютной ликвидности организации, рентабельности активов и собственного капитала. Они не несут никаких угроз финансовой составляющей экономической безопасности организации и не требуют дальнейшего мониторинга.

Коэффициенты промежуточной платежеспособности и ликвидности, финансовой независимости, финансовой напряженности находятся в зоне умеренного риска. Фактические значения данных индикаторов лишь незначительно превышают пороговые значения. Такая ситуация также не представляет значительных угроз, но требует внимания, так как может перейти в зону значительного риска, либо в зону стабильности.

В зоне значительного риска находится один индикатор финансовой составляющей экономической безопасности организации - коэффициент текущей ликвидности. Это говорит о том, что оборотные активы не в достаточной степени покрывают краткосрочные обязательства. Данная тенденция требует значительного внимания и разработки мероприятий, способных предотвратить переход данного индикатора в зону критического риска

Таким образом, анализ рассмотренных индикаторов показал, что в 2017 году финансовая деятельность организации была эффективна, как и механизм обеспечения финансовой составляющей экономической безопасности организации. В ходе индикативного анализа была выявлена лишь одна угроза. Прежде всего, это связано с эффективным использованием всего имущества компании и грамотным использованием иных оборотных активов.

Также, необходимо провести оценку основных рисков ПАО «Аэрофлот». Проблемы оценки рисков компании являются достаточно актуальными, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Задачи по идентификации и анализу рисков являются трудно формализуемыми, это требует для их решения использовать нечетко-логические модели.

Для процесса управления финансовым риском особый интерес представляет механизм его оценки, по которому он может рассчитываться. Можно сказать, что

оценка риска является определением количественного способа величины риска. Ее реализация потребует разработки обоснованной системы показателей, которые определенным образом взаимосвязаны и дополняют друг друга.

На наш взгляд, что необходимо представить реестр возможных финансовых рисков, а также рисков, возникающих в других функциональных составляющих данной организации и, распространяющихся именно в финансовой составляющей, так как они оказывают, прежде всего, влияние на экономическую и финансовую безопасности предприятия. (Таблица 2).

Таблица 2 - Реестр рисков ПАО «Аэрофлот»

Наименование рисков Функциональные составляющая возникновения риска Функциональные составляющие распространения риска

Процентный риск Финансовая Финансовая

Кредитный риск Финансовая Финансовая, политико-правовая

Риск ликвидности Финансовая, политико-правовая Финансовая, политико-правовая

Стратегические риски Финансовая, технико-технологическая Финансовая, технико-технологическая

Риски планирования сети маршрутов Политико-правовая, технико-технологическая Технико-технологическая, финансовая

Риск качества услуг Технико-технологическая Финансовая

Риски авиационной безопасности Силовая Финансовая

Риски безопасности полетов Технико-технологическая Финансовая, технико-технологическая

Кадровые риски Интеллектуально-кадровая Финансовая, информационная

Правовые (юридические) риски Политико-правовая Финансовая, политико-правовая

На основании Таблицы 7 можно сделать вывод, что все представленные риски, даже те, которые не имеют финансового происхождения, в любом случае произведут негативное воздействие на финансовую составляющую предприятия. Это еще раз доказывает то, что она является не только наиболее важной для предприятия, но и наиболее уязвимой.

Для того чтобы составить карту рисков ПАО «Аэрофлот», мы должны проанализировать вероятность наступления каждого риска и тяжесть последствий после их реализации. (Таблица 3)

Таблица 3 - Оценка вероятности реализации и тяжести последствий реализации рисков для

финансовой безопасности ПАО «Аэрофлот».

С •ценка вероятности реализации риска

Наименование риска Оценка в баллах Пояснение

Валютный и товарный ценовой риск 4 Компания ведет свою деятельность через международную сеть, поэтому нестабильность валютного курса, на данный момент, увеличивает вероятность появления рынка. Цены на авиатопливо напрямую зависят от цен на нефть, последние из которых увеличились.

Кредитный риск 2 Компания имеет устойчивую тенденцию развития, что обеспечивает ей уверенность в получении кредита и его обслуживания. Также располагает необходимой и достоверной информацией о банковских организациях, выбирает только надежные.

Риск ликвидности 2 За последние 4 года в копании не наблюдался дефицит денежных средств.

Процентный риск 3 Группы «Аэрофлот» привязаны к рыночным процентным ставкам USD Libor на шесть и три месяца. В 2016 году первые выросли с 0,6117%, до 0,9979%, а вторые увеличились с 0,8423%, до 1,3177% по сравнению с 2015 годом.

Риски планирования сети маршрутов 2 Могут приниматься ошибочные решения в процессе планирования сети маршрутов. Возникают различные геополитические ситуации. Увеличиваются расходы на топливо и возникает вероятность низкой занятости пассажирских кресел.

Кадровые риски 2 Фиксируются незначительные случаи воровства со стороны персонала.

Риски авиационной безопасности 3 Значительное количество террористических группировок, воздушное пиратство, крушение самолетов из-за нарушения технических стандартов.

Риски безопасности полетов 2 Значительный уровень качества технического обслуживания воздушных судов. Не исключаются ошибки эксплуатации и технические неполадки.

Правовые (юридические) риски 2 Несколько исков от группы «Аэрофлот» на производителей самолетов. Организация несет судебные издержки.

Стратегические риски 3 Принятые специалистами компании решения являются субъективными и не могут полностью соответствовать постоянно изменяющимся внешним условиям.

Риск качества услуг 2 Компания является наиболее популярной в стране, занимает первые места в рейтингах авиакомпаний.

Оценка тяжести последствий рискового события

Наименование Оценка в Пояснение

риска баллах

Валютный и 9 Появление убытков, обусловленных возможными неблагоприятными

товарный изменениями валютных курсов. Появление убытков, обусловленных

ценовой риск возможными неблагоприятными изменениями цен закупаемых товаров. Увеличение расходов компании.

Кредитный риск 5 Появляются убытки, обусловленные неисполнением контрагентом -дебитором своих финансовых обязательств.

Риск 5 Возникают убытки вследствие неспособности организации

ликвидности обеспечить своевременно и в полном объеме исполнение своих обязательств.

Процентный 3 Может привести к относительному удорожанию заемного капитала за

риск счет расходов компании на процентные платежи.

Риски 8 - уменьшение пассажирооборота компании

планирования - снижение занятости кресел

сети маршрутов - уменьшение выручки

Кадровые риски 8 -потеря ресурсов компании; - разглашение корпоративной тайны - потеря ключевых клиентов и акционеров компании

Риски 10 Незаконные вмешательства, направленные на снижение уровня

авиационной безопасности гражданской авиации. Дополнительные расходы

безопасности компании.

Риски 10 - нанесение вреда жизни и здоровью пассажиров

безопасности - гибель и повреждение ВС; - снижение рейтинга компании

полетов - снижение выручки

Правовые 4 - появление судебных дел по искам контрагентов;

(юридические) - появление судебных дел по искам самой компании;

риски - высокие издержки компании, связанные с судо-производством

Стратегические 9 Снижение выручки компании;

риски Потеря доли рынка авиауслуг, принадлежащей компании; Вероятность банкротства компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Риск качества 7 - убытки, связанные с отказом пассажиров пользоваться услугами

услуг компании

Следующим шагом проводим ранжирование рисков (Таблица 4).

Таблица 4 - Ранжирование рисков ПАО «Аэрофлот»

Наименование риска Вероятность реализации рисков Тяжесть последствий рискового события

Валютный и товарный ценовой риск 4 9 36

Кредитный риск 2 5 10

Риск ликвидности 2 5 10

Процентный риск 3 3 9

Риски планирования сети маршрутов 2 8 16

Кадровые риски 2 8 16

Риски авиационной безопасности 3 10 30

Риски безопасности полетов 2 10 20

Правовые (юридические) риски 2 4 8

Стратегические риски 3 9 27

Риск качества услуг 2 7 14

Наиболее «опасным» риском согласно таблице 9 является валютный и товарный ценовой риск, а также риски авиационной безопасности и стратегические риски.

Таблица 5 - Уровень риска и меры по управлению им.

Влияние Вероятность

Низкая Средняя Высокая

Низкое Процентный риск. Правовые (юридические) риски.

Среднее Кредитный риск. Риск ликвидности.

Высокое Риск качества услуг. Риски планирования сети маршрутов. Кадровые риски. Стратегические риски. Риски безопасности полетов. Риски авиационной безопасности. Валютный и товарный ценовой риск.

По данным проведенного анализа, процентный, правовой, кредитный и риск ликвидности не несут никакой опасности для организации. Они несут самый минимальный ущерб и имеют минимальную вероятность наступления. Данные риски можно игнорировать.

Риск качества услуг, риски планирования сети маршрутов, кадровые и стратегические риски, а также риски безопасности полетов и авиационной безопасности требуют к себе значительного внимания. Специалисты по риск-менеджменту должны отслеживать их состояние. Несмотря на то, что на данный момент вероятность их реализации низкая, они могут нанести очень тяжелый ущерб финансовой безопасности организации.

Валютный и товарный ценовой риск несет на данный момент самую сильную угрозу. Вероятность его проявления средняя, а влияние он способен оказать высокое. Данная ситуация требует срочного реагирования и разработки мероприятий по снижению вероятности реализации данного риска.

Библиографический список

1. Давыдова Е.Ю. Финансовая безопасность предприятия в современных экономических условиях / Е.Ю. Давыдова, А.В. Брякина // Территория науки. -2016. - С. 66-70

2. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности / Н.А. Никифорова. - М.: Дело-Сервис. 2016. - 324 с.

3.Кормишкина Л.А. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. - Изд-во Мордовского университета, 2015. - С. 90, 109-110,

4. Папехин Р.С. Внешние и внутренние угрозы финансовой безопасности предприятия [Текст]: Р.С. Папехин // Финансы и кредит. - 2016. - №4. - С. 56-59.

5. Плугина, Г.И. Учет и оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия на этапе принятия решения / Г.И. Плугина // Вестник СевКавКГТУ. - 2017. - №3. - С. 37-42.

6. Рыхтинкова, Н.А. Особенности применения технологий идентификации рисков в рамках современного риск-менеджмента организации в России / Н.А. Рыхтинкова // Менеджмент в России и зарубежом. - 2016. - №1. - С.101-107.

7. Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / А.С. Шапкин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2015. -680 с.

8. Шарафутдинов Н.С. Оценка рисков в коммерческой деятельности предприятия // Н.С. Шарафутдинов // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2016. - №1. - С.80-83.

9. Яковлева И.Н. Оценка финансовых рисков компании на базе бухгалтерской отчетности / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. - 2016. -№7. - С.14-19.

10. Яковлева И.Н. Управление финансовыми рисками компании / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. - 2015. - №7. - С.24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.