Научная статья на тему 'Диагностика уровней сформированости деятельностных способностей у обучающихся'

Диагностика уровней сформированости деятельностных способностей у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ / ЦЕНТР СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ "ШКОЛА 2000…"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Валентиновна

Автор обосновывает важность решения проблемы формирования деятельностных способностей у обучающихся и делится опытом их формирования и диагностики уровня их сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней сформированости деятельностных способностей у обучающихся»

Одной из важнейших задач организации работы по введению и использованию портфолио в предпро-фильной подготовке и профильном обучении школьников является подготовки и проведение мониторинга.

Общие подходы к организации мониторинга моделей портфолио. Очевидно, мониторинг на промежуточных этапах должен и может решать вопросы методической поддержки учителей, использующих в эксперименте различные модели портфолио. На итоговых этапах обучения - начало 8 и конец 9 класса, разработка инструментария для проверки моделей портфолио (папки индивидуальных достижений) проводится рабочей группой в МОС и результаты анализируются и обобщаются (по всей выборке учащихся).

На промежуточных этапах обучения разработка инструментария, сбор и обобщение информации о моделях портфолио может проводиться на уровне школы или на уровне региона. В этих условиях может быть использован контроль с учетом особенностей разных регионов и по классам с разными профилями.

При проверке моделей портфолио на уровне региона соответствующий региональный центр получает информацию от школ, анализирует ее, обобщает. При этом краткий отчет региона строится по определенной схеме с использованием выбранных заранее показателей. Для написания такого отчета регион обеспечивается соответствующими рекомендациями, специально разработанными рабочей группой. Регион может получить от школ информацию большего объема, чем необходимо для краткого отчета, которую он использует для решения своих исследовательских задач.

При проверке содержания портфолио на уровне школы школа сама анализирует полученные результаты. При этом регион может получать от школы интересующую его информацию.

Разработка инструментария для проведения мониторинга на разных этапах процесса обучения. Для получения информации необходимой органам образования для принятия обоснованных решений мониторинг на итоговых этапах обучения должен осуществляться по единому инструментарию, разработанному на уровне региона. Итоговыми этапами можно считать начало и окончание обучения в 8-9 классах и 10-11 классах.

Инструментарий мониторинга на промежуточных этапах обучения должен максимально учитывать особенности региона и дальнейшего выбора профиля учащимися.

Мониторинг в конце учебного года (в апреле) проводится с использованием инструментария, ядро которого определяется регионом, что позволит регионам сделать краткий отчет (рекомендации по составлению отчета и соответствующие показатели определяются регионом). Регионы и школы могут дополнять полученный инструментарий с учетом специфики школ, особенностей учебников и целей, определяемых регионами.

Мониторинг в течение учебного года в 9 классах проводится с использованием инструментария, разрабатываемого самой школой или предлагаемого школе регионом.

Для достижения целей мониторинга необходимо:

• определить состав инструментария для проведения мониторинга моделей портфолио;

• разработать систему универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки моделей портфолио и позволяющих выявить динамику ее изменения и особенности с учетом избираемого профиля;

• разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выделения факторов, оказывающих влияние на модели и содержание, наполнение портфолио;

• разработать единый план проведения мониторинга моделей портфолио на определенный период, необходимый для проявления тенденций ее изменения;

• разработать технологию организации и проведения мониторинга.

Вопросы для проведения мониторинга введения портфолио

1. Как организована информационная работа с родителями, учащимися по работе с портфолио?

2. Какие модели портфолио используются в образовательных учреждениях?

3. Опишите, какие модели портфолио удалось или предполагается реализовать, включая следующие вопросы:

- разделы (портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, др.)

- содержание разделов (основные документы и материалы)

- формы оценки каждого раздела (балльная, качественная, др.) и критерии оценивания.

4. Каково отношение к портфолио учеников, родителей и учителей к портфолио в рамках профильного обучения и продолжения образования и трудовой деятельности?

5. Имеются ли другие цели, кроме построения образовательного рейтинга при формировании портфолио ученика?

6. Какие документы и материалы (уровень и содержание) собирают учащиеся в портфолио?

7. Каков «вес» портфолио в суммарном образовательном рейтинге ученика и кто его определяет?

8. В каком виде вы предполагаете оформлять портфолио и его разделы (зачетная книжка, итоговая ведомость, вкладыш в аттестат)?

9. Как оцениваются материалы и документы в портфолио?

10. Какое количество школ и учащихся собирают папки индивидуальных достижений?

11. Как в муниципальной сети осуществляется сертификация документов и материалов учащихся?

12. Кто курирует работу с портфолио в образовательном учреждении, муниципальной сети?

13. Где он хранится?

14. В чем основные трудности в работе с портфолио (сбор документов, их оценивание и конвертация, отсутствие информации, не понимание целей или другое)?

15. Как учитывается портфолио при зачислении на профиль?

16. Какие проблемы встречаются при работе с портфолио (технические, содержательные)?

17. Кто определяет модель портфолио в вашей муниципальной сети?

18. Что явилось наиболее значимым в портфолио при зачислении на профиль (указать профиль)?

Для обеспечения эффективного введения портфолио выпускника наиболее актуальными являются следующие направления работы:

А) Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;

Б) Разработка единых для различных образовательных учреждений МОС или всего региона требова-

ний к организации проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности учащихся и критериев их оценивания;

В) Систематизация проводящихся в регионе конкурсов и конференций, определение статуса отдельных мероприятий (районного, городского, регионального и т.д.);

Г) Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

Д) Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки, профессионального образования и культуры.

Автор обосновывает важность решения проблемы формирования деятельностных способностей у обучающихся и делится опытом их формирования и диагностики уровня их сформированности.

Кузнецова Светлана Валентиновна,

зам. директора по УВР МОУ гимназия № 2 «Квантор» г.о. Коломна кзуНдИШу а ndex.ru

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Как можно диагностировать уровни формирования деятельностных способностей?

т

Ключевые слова: стандарты второго поколения; деятельностный подход к обучению; сформиро-ванность познавательных и личностных способностей; содержание учебных программ; требования к организации обучения; учебная деятельность; диагностика уровней сформированности; Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»

Еще в древние времена люди пытались определить критерии обучения подростков. В спартанских школах для мальчиков уже существовал набор дисциплин, по которым шло обучение, и было жестко прописано, какими навыками должен обладать выпускник. Да и нынешнему ученику педагоги постоянно твердят: за партой ты должен получить обязательный минимум знаний, без этого не прожить.

Как показали события «перестройки» 80-90-х годов 20 века советская система образования была абсолютно не адаптируема к другим условиям. Из-за этого произошли огромные потрясения, когда хорошо образованные люди оказались плохо адаптированы к новым социальным условиям.

Сегодняшние образовательные технологии ориентированы на обучение в коллективе, Причем в большом. Сегодня это особенно актуально: в глобальном

мире, пронизанном коммуникациями, человек вовлечен в социальную жизнь гораздо больше, чем 100 лет назад. Мы должны учитывать не только экономические, но и массу других факторов: что надо ребенку, чтобы он достиг успеха в жизни; чтобы, не проявляя инфантилизма, смог адаптироваться, если вдруг изменятся условия вокруг него, и т.д. При этом для успешной социализации человек должен быть широко образован.

В настоящий момент разрабатываются стандарты образования второго поколения. Разработчики стандартов анализируют общественное мнение - их интересуют те требования к школе, которые выдвигают родители. Но пока почти три четверти семей больше всего волнует, как школа подготовит их чад к поступлению в высшее учебное заведение. Между тем школа не должна быть просто передаточным механизмом меж-

ду детским садом и ВУЗом. Школа должна подготовить человека к будущей жизни, сделать его полноценным членом общества.

Как утверждают эксперты в области образования, новый стандарт изменит учебную нагрузку. Он будет основываться на медицинских нормах, на физиологических возможностях детского организма в зависимости от возраста. Школьников будут разгружать. Но это не значит, что они получат меньше знаний. Речь идет о повышении разнообразия в формах обучения: больше станет внеклассных занятий, исследовательской деятельности. Много внимания будет уделяться таким формам учебы, где востребованы активность и инициатива ученика. Согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению, который закреплен в самом определении целей образования (статья 14 закона об образовании), а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Здесь возникают вопросы:

> Понимают ли ученики и учителя, что в действительности представляет собой учебная деятельность ?

> Какое место в учебной деятельности занимают учащиеся и педагог?

> Что является исходным материалом и продуктом учебной деятельности?

> Какова структура учебной деятельности?

> Какие деятельностные способности, и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности?

В Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» ведутся исследовательские работы, целью которых является дать ответы на выше обозначенные вопросы.

В последнее время много разговоров о качестве российского образования. Эта тема стала популярна не только в среде ученых и профессионалов, но и в обществе в целом. Любая проблема, связанная с качеством образования, так или иначе, связана с его оценкой или измерением. И здесь возникают серьезные объективные проблемы, так как образование и его элементы относятся к нематериальным объектам, для которых еще слабо проработан аппарат квалиме-трии.

Тем не менее, диагностика уровней сформированности общих способностей, обусловливающих успешность обучения, в частности общих мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и других, реализация специальных коррекционных или развивающих эти способности программ становится сегодня уже вполне привычным или, во всяком случае, хорошо известным делом.

Гораздо проблематичнее обстоит дело в области диагностики, измерения и анализа программ развития субъектно-деятельностных способностей, которые могут и должны быть сформированы уже в учебной деятельности при надлежащей форме ее организации и внесении элементов методологического содержания в учебно-воспитательный процесс.

В структуре учебной деятельности, которая построена сотрудниками Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ на основе результатов методологических исследований, проведенных Г.П. Щедровицким, О.С. Анисимовым, Ю.В. Громыко и описана в монографии «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии» Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубыше-ва М.А., Петерсон В.А., условно можно выделить два шага. Первый шаг направлен на выяснение того, чему надо научиться, цель второго - самому найти нужные знания и умения, приобрести новые способности. Исследователями1 выделены четыре группы способностей, которые системно формируются в ходе учебной деятельности:

1. Общекультурные (додеятельностные) способности, которые нужны человеку для того, чтобы обустроить свою будущую жизнь в социокультурном мире в соответствии с культурными ценностями общества.

2. Способности к фунционирующей деятельности, то есть к деятельности, в которой не требуется коррекция нормы. К этим способностям относятся понимание и принятие норм (требований) деятельности, адекватное самоопределение в ней и реализация, а при необходимости - коррекция своей деятельности, приспосабливание ее к нормам в случаях отклонения.

3. Способности к деятельности, в которой требуется коррекция нормы.

4. Способности к деятельности, в которой требуется коррекция собственных способностей и системы ценностей.

1 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться».-М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...»

Для диагностики выше названных групп способностей необходимо иметь соответствующие инструменты, позволяющие достаточно надежно опознавать внешне проявляемые и наблюдаемые качества и свойства, свидетельствующие о наличии или отсутствии соответствующих способностей, измерять возможные уровни их сформированности. Работа по созданию и апробации соответствующего педагогического инструментария проводится в рамках экспериментальной деятельности Ассоциации «Школа 2000...» и Центра систем но-деятельностной педагогики «Школа 2000. , » АПК и ППРО РФ.

Наша школа, как и ряд других инновационных площадок ЦСДП «Школа 2000...» в Московской области, участвует в этой экспериментальной работе. И хотя опыт этой работы у нас небольшой, но результаты убеждают, что исследования по этой проблеме важны и очень нужны.

В декабре 2006 года 25 учеников пятого класса приняли участие в мониторинге уровней сформированности знаний и пониманий общей системы нормативных требований к учебной деятельности. Следует отметить, что никакой разъяснительной работы со стороны учителя не проводилось, с понятием «учебная деятельность» дети знакомы не были. Из результатов проведенного анкетирования было видно, что учащиеся не понимают: что значит уметь учиться, что я в- 100 ляется результатом их учебной деятельности и кому эти результаты в первую очередь нужны.

Например, на вопрос «Что значит уметь учиться?» 30% учащихся ответили: «Хотеть учиться», еще 30% считали, что: «Уметь учиться - это значит внимательно слушать учителя и выполнять все его указания и требования», остальные учащиеся затруднились дать ответ.

Вопрос о результатах учебной деятельности показал, что 80% учащихся ориентируются на оценку, и именно ее считают главным своим достижением.

Но наибольшее недоумение вызвал у учащихся вопрос об основных частях или этапах, из которых состоит процесс учебной деятельности. Ответы пятиклассников были самыми разнообразными: «начало, середина и конец», «теория и практика», «начальная школа, среднее звено, старшие классы» и т.д.

Ответы учеников оценивались с помощью ключей по трех бальной шкале (0-1-2).

Первое анкетирование дало практически нулевой результат.

Далее с этой же группой учеников был проведен урок общеметодологической направленности «Что значит «уметь учиться»»? Основной целью этого урока было

формирование представлений об учебной деятельности и функциях учебной деятельности. С этого урока началась планомерная работа по внедрению понятия «учебная деятельность» с образовательный процесс. Через три недели было произведено повторное анкетирование. Полученные данные исследования и дальнейшая работа в классе подтвердили эффективность урока «Что значит «уметь учиться»»? и его исключительную необходимость, пятиклассники действительно стали задумываться о своей роли и роли учителя в образовательном процессе. Ответы учеников более приближены к «ключу», что показано на диаграммах.

Для того, чтобы успешно учиться, надо уметь это делать.

А что значит уметь учиться? 2 балла

Полный (примерный) ответ: « уметь, во-первых, когда сам что-то делаешь, и не получается, понять, выяснять чему тебе надо научиться), и, во-вторых, уметь самостоятельно (как условие) найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось» - 2 балла.

Неполный ответ: пропущен один из двух выделенных существенных компонентов умения учиться и/или не указаны необходимые условия для его проявления, содержащиеся в полном ответе-1 балл.

Что является результатом учебной деятельности?

Полный (примерный) ответ: «Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог».-2 балла.

Неполный ответ: пропущен один из двух выделенных существенных компонентов результатов учения (новые знания и новые умения) и/или не указаны необходимые условия для их проявления -1 балл.

1^—/

Г —I 1 * 1 г

□ 1-е тестирование

□ 2-е тестирование

1 балл,'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 балла,°/

80-

60-

40-

20-

0-

□ 1-е тестирование

□ 2-е тестирование

1 балл,%

2 балла,%

Из каких основных частей или этапов состоит процесс учебной деятельности?

Полный (примерный) ответ: «Он состоит из двух основных частей. Вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось. - 2 балла.

Неполный ответ: пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его возникновения, начала и завершения, содержащиеся в полном ответе -1 балл.

100

80

60

40

20

0

Коллектив учителей-экспериментаторов с большим интересом отнесся к работе по созданию измерителей и готов ее продолжать.

Сценарий урока в Технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон «Математика, 5 класс», часть 2

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема: «Сложение десятичных дробей».

Автор: Кузнецова С.В., зам. директора, учитель математики высшей квалификационной категории гимназии № 2 «Квантор» г.о. Коломна,

Основные цели:

1) сформировать способность к сложению и вычитанию десятичных дробей;

2) повторить и закрепить запись десятичных дробей, сложение смешанных чисел.

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.

Организаиия учебного проиесса на этапе 1:

- Добрый день. Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?

(Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек красной ©, желтой , зеленой ©. Таким образом можно выяснить настроение учащихся и ободряющими словами настроить учеников на успех, снять волнение.)

- В какой деятельности вы сейчас находитесь? (В учебной.)

1 1

1балл,% 2 балла,%

- Из каких частей состоит учебная деятельность? (Надо выяснить чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения.)

(На доске открываются карточки.)

- Но прежде чем выяснить, чего мы не знаем, что необходимо сделать? (Выяснить, что нам известно.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение выражений, не выполняя вычислений, выражение обыкновенных дробей в виде десятичных дробей, сложение десятичных дробей.

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде правил;

индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Организаиия учебного проиесса на этапе 2:

- В какой большой теме мы с вами сейчас работаем? (Десятичные дроби.)

- Вспомните план, по которому идет изучение любой темы? (1. Определение, 2. Свойства, 3. Сравнение, 4, Арифметические действия).

(Карточки с этапами плана вывешиваются на до-ску.)

- Что из перечисленного мы уже изучили? (Определение, свойства и сравнение десятичных дробей.)

- К какому шагу приступим на этом уроке? (Будем изучать арифметические действия с дробями.)

- С какого действия начнем? (Конечно со сложения.)

- Сформулируйте тему урока. (Сложение десятичных дробей.)

(Тема записывается в тетради и на доске).

- Ребята, а почему вообще возникла потребность в десятичных дробях? Чем не угодили обыкновенные дроби? (Десятичные дроби очень похожи на натуральные числа.)

- Чем? (Записью.)

- Повторим алгоритм десятичной записи.

(Один ученик у доски собирает «мозаику» из частей алгоритма десятичной записи А1.)

- А еще? (Многие действия с десятичными дробями, например округление или сравнение, выполняются почти так же, как и с натуральными числами.)

(На доске постепенно открывается схема С1.)

- Подумайте, какие алгоритмы надо повторить, чтобы затем сконструировать новый способ действий.

□ 1-е тестирование

□ 2-е тестирование

4) зафиксировать

(Алгоритм сложения натуральных чисел и алгоритм сложения обыкновенных дробей.)

(Ученики выполняют задание «Светофор» с помощью сигнальных карточек © © ©).

(Таблица Т1 с заданием начерчена на доске)

(Устно проговариваются алгоритмы сложения натуральных чисел и смешанных чисел А2, последний прикрепляется на доску. Для сложения натуральных многозначных чисел можно вывесить замечание АЗ об удобстве сложения «в столбик» ).

(Проверяется алгоритм десятичной записи А1).

- Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковы?

25

7,08+3,25 и 7 — + 3-10 100

(Нет, т.к. целые части дробей совпадают, а дробные - нет).

12 27

4,12+5,27 и 4— + 5— (Да, в этих суммах ела гае-100 100 у 7

мые одинаковы, но различаются записью).

- Выполните сложение и запишите ответ десятичной дробью.

12 27 39

(4,12 + 5,27 = 4—+ 5—= 9—= 9,39).

100 100

100

- Так каким образом можно сложить десятичные дроби? (Заменить их соответствующими обыкновенными дробями или смешанными числами, Выполнить сложение по известным алгоритмам.)

- Итак, что мы повторили? (Алгоритмы десятичной записи, алгоритмы сложения натуральных и смешанных чисел).

- Какой следующий шаг? (Пробное действие.)

- В чем оно заключается? (Это задание на новый способ действий. Нельзя сказать, умею я что-то делать или нет, если я никогда не пробовал это сделать.)

- Всегда ли пробное действие получается сразу? (Нет.)

- Но расстраиваться мы не будем, ведь наш девиз...

(Девиз К2 вывешивается на доску).

Задание для индивидуального затруднения:

Выполнить сложение: 1,27+ 8,2674.

- На выполнение задания дается 10 секунд....

-Время вышло. У кого нет ответа?

(Учащиеся поднимают руки.)

- Как выполняли задание? (Переходили к смешанным числам.)

- Что же не получилось? (Не успели выполнить сложение. Алгоритм громоздкий, не хватило времени).

- У кого есть ответ? Как выполняли задание? (Ответы фиксируются на доске, их может быть несколько. Учащиеся рассказывают свой способ действий. Это может быть даже сложение столбиком.)

- Какая сложилась ситуация? (Кто-то не получил ответа. У тех, кто выполнил сложение получились разные ответы. Предложенных нами новых способов дей-

ствии нет на доске и в наших конспектах, мы их никогда не записывали).

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сложения и вычитания десятичных дробей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) согласовать цель и тему урока: сложения десятичных дробей.

Организаиия учебного проиесса на этапе 3:

- Итак, какое задание надо было выполнить? (Сложить десятичные дроби).

- Вам это удалось? (Нет. У нас нет согласованного ответа).

- Значит возникло...? (Затруднение).

- В каком месте оно возникло? (Ответы могут быть различными.) (Сложение с помощью алгоритма сложения смешанных чисел занимает много времени, Мы выполнили сложение, но не можем обосновать свои действия).

- В чем причина затруднения? (Нет удобного алгоритма сложения десятичных дробей).

- Сформулируйте цель урока. (Научиться быстро складывать десятичные дроби)

- Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? (Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей)

(Цель и задача вывешиваются на доску КЗ,К4).

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить проект выхода из затруднения.

Организаиия учебного проиесса на этапе 4:

- Итак, в начале урока мы выяснили связь между десятичными дробями с натуральными числами и обыкновенными дробями. Алгоритм сложения смешанных чисел мы уже использовали. Что еще можно попробовать? (Обратиться к натуральным числам, Позаимствовать у них способ сложения «в столбик»).

- Но не забудьте, что десятичные дроби - это числа с целой и дробной частью, как смешанные числа.

- Каким будет план ваших действий? (Будем использовать сложение «в столбик», с учетом алгоритма сложения смешанных чисел.

Реализация построенного проекта.

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер пробного знания.

Организаиия учебного проиесса на этапе 5:

Организуется работа в группах, (лучше в четверках), по реализации созданного плана. Четверки работают фломастером на белых альбомных листах или индивидуальных досках. План реализуется на задании пробного действия. Результаты работы групп вывешиваются на доске. Анализируются результаты. Ответы могут быть разные, как и ошибки. После подробного анализа на доске останутся только верные варианты К5, неверные снимаются.)

- Почему в этой записи у вас запятая расположена под запятой? (Это связь со смешанными числами. Целая часть складывается с целой, а дробная - с дробной).

- Если в конце числа 1,27 нули не приписаны, задать вопрос: С чем сложить цифры 7 и 4 в числе

8,2674 ? (Добавим нули в конце числа 1,27)

- Что это нам дает? (Мы уравниваем количество разрядов в обоих числах. Приписывание нулей в конце дробной части не меняет десятичную дробь.)

- Сформулируйте алгоритм сложения десятичных дробей.

(Работа идет фронтально. Алгоритм А4 фиксируется на доске).

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? (Создать удобный алгоритм сложения десятичных дробей).

- Вам удалось с ней справиться? (Да).

- Запишите в тетрадь выполненное задание пробного действия.

- Как вы думаете, поможет вам новый алгоритм достичь цели сегодняшнего урока? (Да).

- Каков следующий шаг? (Отработать умения, закрепить алгоритм, потренироваться).

- В паре со своим соседом проговорите созданный алгоритм.

(Можно эту работу проводить стоя.)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Организаиия учебного проиесса на этапе 6:

- Выполните действия: а) 2,3 + 8,4 ; б) 19,53+1,47 ; в)243, 004+3,21

(Ученики по очереди у доски).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организаиия учебного проиесса на этапе 7:

- Можете ли вы теперь уверенно сказать, что научились складывать десятичные дроби? (Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя).

(Самостоятельная работа «Вертушка» подразумевает работу в четверках. Учащимся на кар-

точках К6-К9 раздаются задания четырех вариантов. Выполнив задания, ученики меняются карточками по кругу. В результате у всех выполнено по 4 примера).

(Выполняется самопроверка по эталону. Кар-точки-эталоны раздаются каждому ученику. Учащиеся проверяют себя. Если допущена ошибка, то отмечается шаг алгоритма, в котором она допущена).

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: использование нового содержания для определения дальнейших действий с десятичными дробями.

Организаиия учебного проиесса на этапе 8:

- Ребята, а какое действие неразрывно связано с сложением? (Вычитание. Это обратные действия).

- Как вы думаете, сильно ли будут отличаться друг от друга алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей? (Нет).

- Что нужно изменить в алгоритме сложения, чтобы получить алгоритм вычитания? (Слово сложить заменить словом вычесть.)

- Проверьте правильность своего предположения на примере задания пробного действия :9,5374-1,27 (К11)

(Наше предположение верно).

- Сформулируйте общий (уточненный) алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Рефлексия деятельности.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организаиия учебного проиесса на этапе 9:

Домашнее задание: п.4.2.1 №836

(Ученики отвечают на вопросы фронтально).

- Выполнили вы сегодня условия учебной деятельности?

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли ее достичь?

- Выполнили ли основную задачу урока?

- Какой алгоритм еще удалось получить?

- Что более всего понравилось на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки К12.

(Если ученик поставил все плюсы или есть один плюс-минус, то это оценка 5. 4 ставиться если нет минусов и плюс-минус встречается больше одного раза. Оценка 3 на уроке не ставиться.)

- Напиши, над чем тебе надо еще поработать дома и на следующем уроке.

- Оцените свое настроение на сегодняшнем уроке. (Оценка происходит с помощью цветных карточек® 6) ©. Учащиеся вывешивают их на доску).

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Приложения

к конспекту урока в Технологии деятельностного метода по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон «Математика, 5 класс», часть 2

Тип урока: «Открытие» нового знания Тема: «Сложение десятичных дробей».

Автор: Кузнецова С.В., зам. директора, учитель математики высшей квалификационной категории гимназии № 2 «Квантор» г.о. Коломна.

К1:Структура учебной деятельности (2 шага)

А1: алгоритма десятичной записи

Схема 1 (С1)

Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.

Записать целую часть (она может быть равна нулю).

Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной части.

Записать числитель дробной части.

Т1: Таблица для устного теста «Светофор»

Выполните сложение Красный Желтый Зеленый

3257+143 4687 3300 3400

5 14 19 64 19,64

7 1-12 19 19

10 100 100 200

А2: Алгоритм сложения смешанных чисел.

1. Привести дробные части к наименьшему общему знаменателю.

2. Выполнить отдельно сложение целых частей и сложение дробных частей.

3. Если дробная часть суммы окажется неправильной дробью, то выделить целую часть и прибавить ее к целой части суммы.

4. Если необходимо, сократить дробную часть.

К2

Не ошибается тот, кто ничего не делает!

КЗ К4 К5

ЦЕЛЬ: научиться ЗАДАЧА: вывести 1,2700

быстро складывать удобный алгоритм +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

десятичные дроби. сложения десятичных 8.2674

дробей 9,5374

А4 Алгоритм сложения десятичных дробей

1. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.

2. Уравнять число знаков после запятой.

3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую.

4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.

Кб - К9: Самостоятельная работа «Вертушка»

В-1 В-2 В-3 В-4

Сложи десятичные Сложи десятичные Сложи десятичные Сложи десятичные

дроби дроби дроби дроби

7,5 + 3,25 12,07 + 5,03 264,1 + 5,12 7,32 + 73,2

АЗ

Многозначные натуральные числа удобно складывать «в столбик», записывая друг под другом цифры соответствующих разрядов.

К10: Эталон для самопроверки Самостоятельной работы

В-1 7,5 + 3,25 В-2 12,07+5,03 В-3 264,1+5,12 В-4 7,32+73,2

Уравнять количество цифр после запятой

7,50 + 3,25 264,10+5,12 7,32+73,20

Записать числа в столбик по разрядам, так, чтобы запятая была под

запятой.

Выполнить действия, как с натуральными числами

В результате поставить запятую под запятой

7,50 12,07 264,10 73,20

+ + + +

0,75 5,03 5,12 7,32

8,25 17,10 269,22 80,52

К11

9,5374

1.2700

8,2674

А5 Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей

2. Уравнять число знаков после запятой.

1. Записать дроби в столбик так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4. Поставить в ответе запятую строго под запятой в данных дробях.

«+»- все верно «±» - допущена ошибка « - » - больше половины заданий выполнено неверно.

Фамилия и имя__________________

Оценка_________________________

Над чем еще надо поработать?

К12: Карточка самооценки

Этап урока Оценка (+ ± -)

1. Светофор

2. Конструирование алгоритма сложения десятичных дробей

3. Выполнение упражнений по образцу

4. Вертушка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.