А.В. МОЛОЖАВЕНКО (Волгоград)
диагностика супервизорских возможностей в определении уровней и условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога
Приводится анализ результатов диагностического исследования состояния супервизорских возможностей и способностей педагогов, педагогов-психологов и преподавателей психологии в контексте определения уровней постподготовки внутри ее стадий и этапов, а также условий гуманитаризации в системе непрерывного послевузовского психологического образования.
Ключевые слова: наставническая, коррекционная, консультативная, экспертная супервизия; становление и развитие компонентов психологической компетентности; практико-ориентированная психологическая подготовка; развитие, совершенствование внутриличностных/межличностных компонентов и целостной общей психологической культуры; психологическая постподготовка; среднестатистический, сравнительный и корреляционный анализ величин значимости; модель условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога.
Экспериментальное диагностическое исследование супервизорских возможностей проводилось с педагогами, педагогами-психологами и преподавателями психологии средних и высших образовательных учреждений. Объектом диагностики был определен процесс гуманитаризации психологической постподготовки педагога в системе послевузовского психологического образования [2]. Предмет диагностики - определение уровней постподготовки педагога внутри ее стадий и этапов. Цель диагностического исследования - построение модели условий реализации технологических средств в процессе гуманитаризации психологической постподготовки педагога [1].
При этом мы определили, что в образовательной среде школы и вуза в процессе гуманитаризации психологической постподготовки специалисту необходимы следующие виды супервизии: наставническая, кор-
рекционная, консультативная и экспертная. Мы исходили из следующей гипотезы.
1. В процессе наставнической супервизии, осуществляемой внутри стадии становления компонентов психологической компетентности в рамках этапа практико-ориентированной психологической подготовки молодого специалиста в соответствии с принципом непрерывности, педагог успешно адаптируется к условиям образовательного учреждения и определяет необходимость оптимизации собственных возможностей и способностей в профессиональной деятельности. Но педагоги не готовы проводить с молодым специалистом в период его профессиональной адаптации наставническую супервизию, что определяет появление затруднений в комплексном становлении и развитии у молодого специалиста компонентов психологической компетентности. Соответственно, становится невозможным и обучение этого специалиста наставнической супервизии в период его профессиональной адаптации.
2. На стадии развития компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки в соответствии с принципом системности предполагается, что педагог освоил наставническую супервизию и во взаимодействии с супервизором-корректором, во-первых, эффективно справляется с синдромом психического выгорания и, во-вторых, обучается коррекционной супервизии. Следовательно, в ходе сессии по поводу профессиональной деятельности молодого специалиста супервизор-наставник развивает внутри-личностные компоненты собственно психологической культуры на соответствующем этапе. В ходе коррекционной суперви-зии могут иметь место затруднения в становлении и развитии у педагога данных компонентов. Речь идет о прохождении двух уровней: а) уровня насыщения внутрилич-ностных компонентов собственно психологической культуры через расширение границ профессионального опыта (своевременная профилактика и минимизация синдрома психического выгорания); б) уровня развития супервизором-наставником внутрилич-ностных компонентов в процессе обучения коррекционной супервизии.
3. Благодаря обучению коррекционной супервизии супервизор-наставник становится супервизором-корректором. В данной
© Моложавенко А.В., 2009
связи возникает необходимость в прохождении педагогом этапа насыщения опытом и развития межличностных компонентов собственно психологической культуры. Мы выделяем два его уровня: а) уровень насыщения межличностных компонентов собственно психологической культуры эффективным профессиональным опытом в процессе консультативной супервизии; б) уровень развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения педагога консультативной супер-визии. При этом в осуществлении и обучении консультативной супервизии проявляются проблемы в освоении педагогом возможностей построения рефлексивных партнерских отношений в полисубъектном взаимодействии супервизора-корректора и супервизора-консультанта по поводу профессиональной деятельности супервизора-наставника, который, в свою очередь, су-первизирует молодого специалиста, непосредственно взаимодействующего с обучающимися в образовательной среде.
4. На следующей стадии модели процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога определяется необходимость ориентации на принцип целостности, что содержательно выражается в совершенствовании специалистом составляющих и целостной общей психологической культуры. На этапе совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе заключительной психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-консультанта ему следует освоить уровень интеграции компонентов собственно психологической культуры в процессе экспертной супервизии, осуществляемой супервизором-экспертом. На данном уровне в супервизор-ском процессе у педагога происходит одновременное взаимодействие нескольких психических инстанций. В процессе экспертной супервизии должен развернуться своеобразный внутренний полилог между прежними и новыми образами значимых Других во внутреннем плане, что определяет взаимопроникновение этих позиций. сложности в интеграции компонентов собственно психологической культуры затрудняют вхождение супервизора-консультанта во внутренний полилог и выбор направления совершенствования компонентов собственно психологической культуры через объединение внутренних объектов в более общие категории, обладающие новой целостностью, тре-
бующей нового совершенствования. Данный процесс осуществляется на следующем уровне совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения супервизора-консультанта экспертной супервизии.
Таким образом, диагностическое исследование супервизорских возможностей и способностей позволит определить степень освоения специалистом соответствующих этапов и уровней стадийной модели с целью разработки технологических оснований процесса гуманитаризации психологической постподготовки в системе непрерывного психологического образования педагога.
В диагностическом исследовании приняли участие педагоги (111 чел.) и педагоги-психологи средних общеобразовательных учреждений (108 чел.), преподаватели психологии вузов (47 чел.). Общее количество испытуемых - 266 человек. Диагностика проводилась с помощью анкетирования. Анкета содержательно представляет собой перечень вопросов (35), ответы на которые респонденты оценивают по девятибалльной шкале в позитивном, негативном или социально желаемом контексте.
Педагоги средних общеобразовательных учреждений достаточно высоко оценивают свои возможности и способности в качестве супервизоров-наставников и супервизоров-консультантов, ниже - в качестве супервизоров-корректоров и супервизоров-экспертов. Следовательно, имеются выраженные затруднения в прохождении уровней этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-наставника в ходе коррекционной супер-визии (см. рис. 1).
В целом педагоги-психологи наиболее высоко оценивают свои супервизор-ские возможности и способности по качеству наставничества и консультирования, ниже - по коррекции и экспертизе. также они испытывают затруднения в освоении этапа насыщения и развития внутри-личностных компонентов собственно психологической культуры, но уже на уровне обучения коррекционной супервизии. Это создает проблемы и на уровнях этапа насыщения и развития межличностных компонентов в процессе психологической пост-
Рис. 1. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей (педагоги)
Рис. 2. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей
(педагоги-психологи)
Рис. 3. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей
(преподаватели психологии)
шш
0- Наставн. Коррекция Консульт. Эксперт. Средний
□ Педагоги 3,72 2,45 3,78 3,06 3,25
□ Педагоги-психологи 4,06 2,64 3,69 2,83 3,31
■ Преподаватели психологии 3,78 2,81 3,76 3,94 3,57
4
3
2
1
Рис. 4. Средние значения оценки супервизорских возможностей и способностей
(все специалисты)
подготовки педагога-психолога в качестве супервизора-корректора (рис. 2).
Преподаватели психологии определяют приоритет в освоении наставнической, консультативной и экспертной супервизии. Наименьшее среднее значение зафик-
сировано по оценке состояния коррекционной супервизии. Следовательно, имеются затруднения в обучении преподавателей психологии как супервизоров-корректоров консультативной супервизии на уровне развития межличностных компонентов
Рис. 5. Значимость различий средних значений оценок специалистов
собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки. Соответственно, имеют место проблемы в прохождении следующей стадии по совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки и самообразования (см. рис. 3).
Анализ средних показателей позволил определить, что все респонденты достаточно высоко оценивают качество наставнического опыта, обучение которому происходит на этапе комплексного становления компонентов психологической компетентности в процессе практикоориентированной психологической подготовки молодого специалиста во взаимодействии с супервизором-наставником на соответствующей стадии. Сложности всех испытуемых локализованы на этапах стадии развития компонентов собственно психологической культуры: у педагогов - в процессе прохождения коррекционной супервизии; у педагогов-психологов - при обуче-
нии коррекционной супервизии; у преподавателей психологии - при прохождении и обучении консультативной супервизии. Соответственно, прохождение и обучение педагогов и педагогов-психологов экспертной супервизии на следующей стадии (совершенствование компонентов собственно психологической культуры) также проблематично, а для преподавателей психологии - освоение уровней заключительного этапа по совершенствованию составляющих и целостной психологической культуры (см. рис. 4).
Представленные ниже данные свидетельствуют о статистически достоверных различиях средних показателей оценки специалистами собственных суперви-зорских возможностей и способностей (р>0,0001), подтверждаемых расчетами по критерию Крускалла-Уоллиса (см. рис. 5, табл. 1).
Матрицы интеркорреляций подтверждают наличие положительной корреляционной связи, определяющей тенденцию
Таблица 1
Результаты расчетов по критерию Крускалла-Уоллиса
Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза
Значение критерия 12,297 9,244 16,110 71,153
Число степеней свободы 2 2 2 2
Уровень значимости 0,002 0,010 0,000 0,000
Таблица 2
Матрица интеркорреляций показателей супервизии у всех респондентов (коэффициент корреляции Пирсона)
Наставничество Коррекция Консультирование Экспертиза
Наставничество Коэффициент корреляции 1 0,569* 0,644* 0,422*
Уровень значимости 0,000 0,000 0,000
Коррекция Коэффициент корреляции 0,569* 1 0,555* 0,703*
Уровень значимости 0,000 0,000 0,000
Консультирование Коэффициент корреляции 0,644* 0,555* 1 0,555*
Уровень значимости 0,000 0,000 0,000
Экспертиза Коэффициент корреляции 0,422* 0,703* 0,555* 1
Уровень значимости 0,000 0,000 0,000
* Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
Таблица 3
Модель условий гуманитаризации психологической постподготовки педагога
Образовательная среда Субъекты ОС — участники эксперимента Принцип гуманитаризации Направления процесса гуманитаризации Условия реализации процесса гуманитаризации
Средние общеобразовательные учреждения Специалисты (педагоги, педагоги-психологи) Системность Становление и развитие компонентов собственно психологической культуры Групповая развивающая работа (психологическая постподготовка)
Специалисты (педагоги, педагоги-психологи) Целостность Совершенствование компонентов собственно психологической культуры Система просветительских мероприятий (заключительная психологическая постподготовка)
Высшие образовательные учреждения Преподаватели психологии Целостность Совершенствование составляющих и целостной общей психологической культуры Индивидуальное консультирование (психологическая самоподготовка)
взаимообусловленности изменений показателей супервизии у специалистов: если значения одной из четырех переменных возрастают, то значения других также имеют тенденцию к возрастанию. Другими словами, если педагог успешно осваивает коррекционную супервизию, то и другие виды супервизии имеют тенденцию к повышению эффективности (табл. 2).
Анализ направленности ответов специалистов показал выраженный их позитивный характер: 88,7% - педагоги;
92,9% - педагоги-психологи; 95,2% - преподаватели психологии. Социально желаемые ответы в большей степени представлены у педагогов (8,7%), в меньшей степе-
ни - у педагогов-психологов и преподавателей психологии (4,8% и 4,6%). Негативный характер ответов представлен наиболее низко: 2,6% - педагоги; 2,3% - педагоги-психологи; 0,2% - преподаватели психологии. Следовательно, можно говорить о стойком желании специалистов повышать качество собственного психологического образования.
Таким образом, не подтвердилось предположение о том, что педагоги не готовы использовать собственные возможности и способности в качестве супервизора-наставника (1). Следовательно, комплексное состояние компонентов психологической компетентности позволяет специалистам осуществлять
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
наставническую супервизию. Полностью нашло свое подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2) и частично - в консультативной и экспертной супервизии (3,4).
На основании результатов диагностического исследования было разработано экспериментальное содержание модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе непрерывного психологического образования (см. табл. 3).
Литература
1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Солов-цова; под ред. Н.М. Борытко. М., 2008.
2. Моложавенко А.В. Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога в системе его непрерывного образования / А.В. Моложавенко // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. №6 (30). С. 153 - 157.
3. Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А. На-следов. М.; СПб., 2005.
Supervisor potential in the determination of levels and conditions of humanization of a teacher psychological postpreparation diagnosis.
The analysis of the results of the diagnostic research of the state of supervisor potential and the capacity of teachers, teachers-psychologists and teachers of psychology in the context of determination of levels of post-preparation within its stages and phases as well as of the conditions of humanization in the system of continuous postgraduate psychological education is cited.
Key words: tutorial, compensatory, consultative, expert supervision, formation and developement of components of psychological competence; practice-oriented psychological preparation, development, mastering personal/interpersonal components and integrit general psychological culture; psychological post-preparation; average, comperative and correlational analysis of values of significance, the model of conditions of humanization of psychological post-preparation of teachers.
М.Х. мизова
(Нальчик)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ
Описано исследование профессиональной адаптации руководителей в процессе прохождения курсов повышения квалификации в ИПК и ПРО КБГУ с целью выявления зависимости адаптационных процессов от стиля управления. Дан детальный анализ особенностей адаптивности руководителей в процессе реализации новой образовательной парадигмы и доказано, насколько разные стили руководства могут определять степень адаптивности специалистов.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, адаптивность, образовательная деятельность, стиль управления.
В рамках Комплексного проекта модернизации образования в школах Кабардино-Балкарии внедряются новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новая система оценки качества образования - и все это обостряет проблему адаптации учителя и руководителя к изменениям профессиональной среды.
до сих пор в науке профессиональная адаптация рассматривалась, в основном, по отношению к специалистам, начинающим свой профессиональный путь. Между тем необходима адаптация к изменяющимся условиям профессиональной деятельности педагога и руководителя с опытом работы, что до сих пор не было предметом исследования.
Целью нашего исследования является анализ реальных и потенциальных последствий изменений в системе образования для руководителей, а также выявление зависимости профессиональной психологической адаптации руководителя от стиля управления.
теоретической основой исследования явилось представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям нового содержания образования, изменяющего социальную среду, затрагивающего все уровни функционирова-
© Мизова М.Х., 2009