Проблемы современной школы
Петренко Е. Г.
♦
Диагностика состояния коммуникативной компетентности младшего школьника
Младший школьный возраст характеризуется как особо чувствительный к развитию способности ребенка выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно ее изучать. В данном возрасте ребенок может упорядочивать объекты по различным признакам, способен представить в уме и показать очередность выполненных или предстоящих к выполнию действий, в состоянии запомнить пространство, в котором был, хотя изобразить его графически не сможет. Воображение в этом возрасте представлено в 2-х основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Познание ребенка достигает весьма высокого уровня развития, которое и обеспечивает свободное усвоение государственных стандартов начальной школы. В этот период у школьника достаточно хорошо развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, ролевое поведение, умение общаться с другими людьми. Сформированы личностные особенности: интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. Если у младшего школьника хорошо развита избирательность, осмысленность, предметность, то можно говорить о хорошем развитии восприятия. Внимание становится произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Мышление развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Немаловажное значение имеет и степень развития коммуникативных и волевых черт личности.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. У поступившего в школу ребенка начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Психологи утверждают, что дети в младшем школьном возрасте вполне способны усваивать более сложный материал при правильных формах и методах обучения. Главная задача педагога - вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся с учетом индивидуальных возможностей каждого. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых, считает Р. С. Немов, объясняя это молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако, и здесь внимание
ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. За первые 4 года учения в начальной школе очень заметен прогресс в умственном развитии. Это происходит потому, что детский интеллект развивается в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.
Основываясь на том, что коммуникативная компетентность рассматривается как фактор личностного развития человека, условие его саморегуляции, можно предположить, что вопрос о влиянии учебно-воспитательного процесса на формирование коммуникативной компетентности младших школьников актуален в данный возрастной период.
Ребенок впервые попадает в сферу учебно-воспитательного процесса, впервые сталкивается с определенными условиями педагогического взаимодействия. Раньше его общение строилось по типу симпатии или антипатии, а в условиях школы, когда все учащиеся погружены в одну общую ведущую деятельность для каждого -учебную, необходимо общение со всеми участниками. Причем по результатам исследования Г. А. Цукерман очень велико влияние сотрудничества и взаимодействия детей между собой в процессе учебной деятельности. Ею были получены данные о том, что дети работающее в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, то есть у них более успешно формируются рефлексивные действия. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми и является необходимым условием психологического развития ребенка. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение вставать на точку зрения другого развиваются только при общении детей между собой. В школе есть все необходимые условия для организации такого общения, возникает необходимость в определенном опыте общения, который активно осваивается учащимися под руководством педагога.
Уровень коммуникативного развития - это одно из условий существования общественного индивида, которое выполняет многообразные функции в процессе формирования и функционирования личности: передача социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека и его образа жизни, воздействие на сознание и поведение людей и является сферой реализации личностью своих сущностных сил. Коммуникативные контакты учащихся охватывают особую категорию реально существующих отношений, а именно субъект-субъектных отношений. В эту категорию отношений входят практически все виды межличностных отношений, в которые включаются школьники и учителя в педагогическом процессе.
В начале работы было проведено исследование по изучению исходного уровня коммуникативного развития учащихся. В исследовании участвовало 126 учащихся с первого по четвертый класс. Были выделены основные показатели уровня коммуникативного развития учащихся, отобраны наиболее результативные методики, рекомендованные для данного возраста детей. Исследовались следующие параметры - статус ребенка в группе сверстников, симпатии и антипатии детей в детских группах, социальная приспособленность, которая заключает в себе умение ребёнка ориентироваться в социальных системах, наличие или отсутствие агрессивности, конфликтности, умение выбрать адекватный способ взаимодействия с партнером в конкретной ситуации. Отдельной, не менее важной стороной исследования были конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми. Например, авторитет родителей и эмоциональная привязанность к ним; способность или неспособность индивида изменять исходную позицию даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий (эгоцентризм); постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека (эмпатия); стремление к уединению, наличие любознательности, доброжелательности, стремление к взаимопомощи. Было уделено внимание и развитию самооценки, т.к. от уровня самооценки зависит успешность установления социальных контактов. Отношение школьников к самому себе формируется и изменяется в процессе самопознания. Наиболее важное значение для самопознания имеет общение со значимыми лицами (друзья, родители, учителя), в котором учащиеся нередко получают о себе открытую информацию в оценочных терминах. Если у школьника взаимоотношения сложились не совсем удачно (нет друзей, конфликтные отношения со взрослыми, не удается занять удовлетворяющую позицию), то это отражается и на познании им себя, его результат бывает искаженным.
Исследования показали, что высокий уровень коммуникативного развития имеют 26% учащихся, средний уровень - 54%, низкий уровень - 20%. Более глубокий анализ результатов выявил основные проблемные зоны в коммуникативном развитии учащихся. Прежде всего, это нарушение внутрисемейных связей (13%), сложности во взаимоотношениях с одноклассниками (15%), ярко выраженный эгоцентризм у детей (23%), тенденция к агрессивному решению конфликтных ситуаций (44%). Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций детей. По мнению Л.С. Выготского, психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных вовнутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Высшие психические функции происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Эти отношения являются движущей силой развития, формой существования новых психических функций.
Ведущим видом деятельности учащихся младшего школьного возраста является учебная деятельность. Именно в ней в основном и организуется их процесс общения, т.к. 59% учащихся имеют друзей в школе, 21% - во дворе дома, в котором живет, и лишь 4% - в спортивных секциях и кружках.
Воспитание и обучение происходят в процессе общения детей с педагогами и со сверстниками, т.е. сама природа и сущность педагогического процесса предполагают наличие целенаправленного и эффективного по своим результатам общения. Исследования Г.А. Цукерман показали, что у детей, работающих в форме
кооперации со сверстниками, быстрее формируются рефлексивные действия, ребенок быстрее переходит от центрации к децентрации, что позволяет ему овладевать способностью вставать на точку зрения другого человека, развивает способность к эмпатии.
Для того чтобы определиться с тем, какими должны быть условия для дальнейшего развития учащихся, было проведено исследование влияния учебно-воспитательного процесса на коммуникативное развитие учащихся.
Важным аспектом в организации процесса общения является умение ясно и точно, без затруднений выражать свои мысли. Исследование уровня развития активного словарного запаса учащихся показало, что количество детей, имеющих низкий уровень развития активного словарного запаса выше в классах, обучающихся по программе 1-3 (61%), чем в классах, обучающихся по программе 1-4 (58%). Это говорит о том, что дети, раньше попадающие в условия, требующие определенного специально организованного процесса общения, раньше накапливают этот опыт. Речь учащихся становится связной, используемые предложения более распространенными, развиваются умения правильно и грамотно выражать свои мысли, рассуждать, приводить аргументы в пользу правильности того или иного ответа. В первых классах 9% учащихся допускают ошибки в построении предложений, в 4-х классах таких ошибок дети не допускают. Ошибок в правильности построения предложений становится тем меньше, чем дольше ребенок обучается специально организованным приемам и способам построения предложений в учебном заведении.
Этот же вывод касается и вопросов знаний детей о различных способах поведения в конкретных жизненных ситуациях, в 1-х классах учащиеся могут предложить до 3-х вариантов, а в 4-х классах - 6-7 различных способов. Значит, учебно-воспитательный процесс создает условия и для развития осведомленности учащихся в вопросах выбора способов поведения в конкретных ситуациях. Исследования помогли предположить и обратную связь. Ребенок, имеющий проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, как правило, сталкивается с трудностями в обучении, организации поведения. Из 25 человек, имеющих низкий уровень коммуникативного развития, 64% детей имеют трудности в обучении или воспитании.
Нельзя ограничиваться только влиянием учебной деятельности на коммуникативное развитие учащихся. Т.к. дети организуют своё общение не только на уроке, но и после него - в подготовке праздников и мероприятий, в играх, на прогулках и в домашней обстановке. Поэтому необходимо было выяснить и степень влияния внеучебной деятельности на интересующую нас проблему. Основной задачей этого исследования было изучить принятие коммуникативной среды учащимися, особенностей семейной атмосферы, типа воспитания и проследить влияние этих факторов на коммуникативное развитие учащихся.
Базовой потребностью человека является потребность в безопасности и защите. Безопасность - чрезвычайно важный фактор развития человека, от того насколько комфортна среда, в которой живет человек, зависят и особенности построения его контактов с окружающими. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх. Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут проявляться в различных формах поведения: старается привлекать к себе меньше внимания, ведёт себя агрессивно, использует различные
маски, дистанцируясь от других. Если ситуация опасности хроническая, то происходит закрепление этих форм поведения и нарушения взаимоотношений с миром.
Исследования показали, что 38% учащихся имеют сложности с принятием коммуникативной среды в учебном заведении и в семье. Нарушение принятия коммуникативной среды в образовательном учреждении наблюдается у 32%, а 42% - хотели бы изменить внутрисемейную атмосферу, взаимоотношения с родителями. Основными проблемами, с которыми сталкиваются учащиеся, являются отсутствие постоянного друга, человека, с которым можно поделиться своими проблемами, боязнь насмешки со стороны одноклассников при ответах, по поводу внешнего вида; отсутствие должного внимания со стороны родителей. Отношения всех членов семьи, и взрослых, и детей строятся по типу своеобразного круга, подчиняются законам взаимопричинности. Характер взаимодействия, стиль общения взрослых и детей, а также формирующиеся не только у детей, но и у взрослых личностные особенности образуют замкнутый, в некоторых аспектах воспроизводящийся комплексный цикл. Поэтому особенности семейного воспитания тоже оказывают влияние на особенности коммуникативного развития учащихся. Исследования показали, что в семьях учащихся, имеющих низкий уровень коммуникативного развития, преобладают либеральный (9/30%) или неустойчивый (10/33%) типы семейного воспитания. Демократический (5/17%) и авторитарный (6/20%) распространены менее часто.
При либеральном стиле воспитания, предоставляя ребенку свободу во всем, родители чаще всего не понимают или не задумываются над тем, что ребенок не готов ещё нести ответственность за эту свободу. В поведении ребенка отсутствуют четкие представления о нормах и правилах поведения в различных ситуациях, либо эти знания ограничены. Появляются элементы вседозволенности, которые враждебно воспринимаются окружающими, что сказывается на особенностях построения взаимоотношений с окружающими.
При неустойчивом типе семейного воспитания родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Несогласованность в действиях родителей или отсутствие последовательности и противоречивость воспитательных воздействий вызывают растерянность ребенка, нарушение его самооценки, а также возникновение неадекватных форм поведения, которые мешают строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Наиболее благоприятный для развития ребенка, в том числе и коммуникативного, демократический стиль семейного воспитания. Когда родители осознают свою важную роль в становлении и развитии личности ребёнка, одновременно признавая за ним право на саморазвитие. В таких семьях анализируется, какие требования необходимо диктовать ребенку, а какие обсуждать вместе с ним. При таком типе воспитания семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов. По отношению к детям это дает возможность сочетания теплого эмоционального отношения к ним на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви с четко определенными правилами поведения.
При таких отношениях достигается наиболее полное принятие ребенка, сохраняется глубокий контакт, взаимодействие строится по диалогическому принципу, а в пределах, принятых семьей норм поведения, детям предоставляется достаточный простор для личной инициативы. Это готовит ребенка к созданию адекватных форм поведения в обществе при налаживании взаимоотношений с окружающим миром, способствует коммуникативному развитию.
Анализ результатов диагностики позволил подтвердить идею положительного влияния учебно-воспитательного процесса на уровень коммуникативного развития учащихся. Были выделены основные условия, влияющие на коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста: общий уровень развития ребенка, наличие определенных личностных особенностей, благоприятный статус ребенка в детском коллективе, развитие активного словарного запаса, наличие коммуникативных умений, создание коммуникативной среды учащимися.
Диагностика уровней развития коммуникативной компетентности позволила сделать следующие выводы: если учитывать все возникающие факторы при создании необходимых условий для формирования коммуникативных навыков, то такая целенаправленная работа может повысить уровень коммуникативного развития отдельных учащихся.
муни
Литература
1. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. Практическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 159 с.
2. Выготский Л. С., Мышление и речь. Собрание сочинений. - М., 1982-84.
3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
4. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Избр. психол. труды. - М., 1969.