Научная статья на тему 'Диагностика системы образования Курской области'

Диагностика системы образования Курской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / formation economy / the general education / a preschool education / general education financing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова И. Г.

В статье проведен анализ состояния системы общего образования в Курской области в 2001-2008 гг., раскрыты проблемы финансирования общего образования, выявлены элементы дошкольного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF SYSTEM OF THE GENERAL EDUCATION KURSK AREA

In article the analysis of a condition of system of the general education in Kursk area in 2001-2008 is carried out, problems of financing of the general education are opened, elements preschool and an additional education are revealed.

Текст научной работы на тему «Диагностика системы образования Курской области»

УДК 159.9:37.015.3

ДИАГНОСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2010 И. Г. Ершова

канд. экон. наук, доц. каф. маркетинга и управления персоналом e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье проведен анализ состояния системы общего образования в Курской области в 2001-2008 гг., раскрыты проблемы финансирования общего образования, выявлены элементы дошкольного и дополнительного образования.

Ключевые слова: экономика образования, общее образование, дошкольное образование, финансирование общего образования

В настоящее время известно, что, несмотря на различные минусы, государственная образовательная система Советского Союза обеспечивала населению широкую доступность и высокий уровень образования. В 1989 г. в РСФСР грамотность взрослого населения являлась практически сплошной - 99,8 %; все школьники и студенты обеспечивались учебниками; посещаемость учебных заведений детьми была очень высокой. Профессия преподавателя считалась престижной.

Глубокий экономический кризис, охвативший постсоветскую Россию, модернизация и реструктуризация производства нашли отражение в резком сокращении объема валового внутреннего продукта, росте безработицы и бедности, снижении государственных расходов на социальные нужды. Все это, естественно, негативно сказалось на отечественной системе образования, привело к ухудшению ее качественных параметров.

Нами исследовано состояние системы общего образования (дошкольного, школьного и дополнительного) Курской области в 2001-2008 гг.

Курская область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации, образована 13 июня 1934 г., разделена на 28 районов, включает 10 наиболее крупных городов, среди которых Курск, Железногорск, Курчатов, Льгов, Щигры, Рыльск, Обоянь, Дмитриев-Льговский, 22 поселка городского типа и 480 крестьянских селений. Численность постоянного населения на начало 2009 г. составила 1156 тыс. чел., в том числе городского 968,1 тыс. чел.

Территория Курской области лежит на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности и занимает 29,8 тыс. кв. км. Курская область граничит с Орловской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Липецкой областями и с юго-западной и западной стороны к ней примыкает Сумская область (Украина).

Достаточно удобное географическое положение области способствует развитию внутренних и внешних экономических и культурных связей. Через нее проходят важные автомобильные магистрали, которые соединяют центральные регионы с восточными и юго-восточными.

На предоставлении общего образования специализируются школьные учебные заведения, однако основы интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности закладываются в системе дошкольного образования.

В 2008 г. в Курской области 28403 ребенка, или 46.1% детей соответствующего возраста, посещали дошкольные образовательные учреждения. В сравнении с 2001 г. их численность увеличилась на 2427 чел., или 8,5 % (рис. 1).

2001 г.

□ посещают детские сады □ не посещают детские сады

2008 г.

□ посещают детские сады □ не посещают детские сады

Рис. 1. Доля детей, посещающих детские сады по Курской области в 2001 г. и 2008 г.

Однако сеть дошкольных учреждений, в связи с передачей их под офисы, за аналогичный период сократилась на 40 единиц (14%) (рис. 2). В результате этого в 2008 г. на 100 мест приходилось 108 детей. Переуплотненность дошкольных учреждений характерна для городской местности, где по отдельным поселениям на 100 мест приходится более 120 детей.

Рис. 2. Число дошкольных образовательных учреждений в Курской области в 2001-2008 гг.

Основная доля дошкольных образовательных учреждений (в 2008 г. - 64,9%) сосредоточена в городах и поселках городского типа, в них охват детей дошкольным образованием составляет 58,3% против 17,1% в сельской местности (табл. 1).

Дошкольные образовательные учреждения в Курской области в 2001-2008 гг. (на конец года)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в % 43,5 43.9 44.5 44.8 44.7 45.9 46.5 46.1

В том числе: в городах и поселках городского типа 60,5 61.1 62.5 61.6 60.7 61.0 60.7 58.3

в сельской местности 15,8 15.3 13.2 13.7 14.0 14.9 15.9 17.1

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, чел. 95 98 102 106 106 109 108 108

В том числе: в городах и поселках городского типа 107 109 112 114 116 118 114 114

в сельской местности 56 59 59 66 64 66 77 72

Источник: Сводный статежегодник Курской области. 2009: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2009.С. 116.

В 2008 г. из общего числа дошкольных учреждений более 53% составляли детские сады, более 17% - детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, более 22% - детские сады комбинированного вида и около 8% - центры развития ребенка.

Одним из главных факторов, влияющих на качество дошкольного образования, является образовательный уровень педагогических кадров. В 2008 г. высшее образование имели только 42.6% педагогических работников, а более половины -56.9% - среднее профессиональное образование (незначительная часть - 0,5 % -

начальное профессиональное)

Вместе с тем следует отметить высокий уровень подготовки педагогов различного профиля (рис. 3). Это логопеды, дефектологи, психологи и педагоги дополнительного образования, 88,4% из них имеют высшее профессиональное образование, а учителя-дефектологи все имеют высшее дефектологическое образование.

педагоги дополнительного образования педагоги-психологи учителя-дефектологи учителя-логопеды инструкторы по физической культуре музыкальные работники воспитатели заведующие, заместители заведующего

2 5

1 70,5

1 5

193,8

0

1 100

1 1,9

198,1

157,9

Г" Г\|

166,1

0) со со

1 66,5

| 33

0) N СО

160,2

1 1 1 1 1 1 3 20 40 60 80 100 120

□ высшее профессиональное □ среднее профессиональное

Рис. 3. Уровень образования педагогов-специалистов ДОУ в 2008 г.

В 2008 г. в учреждениях дошкольного образования 319 детей обучались по программе начальных классов.

Вместе с тем в самой системе образования дошкольное образование не рассматривается как основное, а реализация программ общего образования осуществляется в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов.

На начало 2008/09 учебного года в Курской области действовало 830 дневных общеобразовательных учреждений, где обучалось 110,0 тыс. чел., что на 53,7 тыс. чел. (32,8 %) меньше, чем в 2001/02 учебном году (рис. 4). Сокращение количества школьников в Курской области обусловлено известными демографическими проблемами: всплеск рождаемости, наблюдавшийся в первой половине 80-х гг. и достигший пика в 1987 году, сменился резким ее падением в 1988-2000 гг., приведшим к естественному снижению численности детей школьного возраста. За этот период сократилось и число дневных учреждений на 60 единиц (6,7 %), в основном в сельской местности, где закрыто 58 школ (7,8 %).

1000

900

800

700

600

500

400

300

200

100

890 887 883 879 875 867 854

741 738 733 730 727 719

707 683

149 149 150 149 148 148 147 147

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

- Ч^сло общеобразовательных учреждений, всего в городах и поселках городского типа в сельской местности

830

Рис 4. Число общеобразовательных учреждений и численность учащихся по Курской области

в 2001-2009 гг.

Таблица 2

Сменность занятий в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях^ по Курской области в 2001-2008 гг. ______________________(на начало учебного года)____________________

2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Число общеобразовательных, учреждений, ведущих занятия: в одну смену, единиц 690 696 687 687 700 694 686

в % от общего числа учреждений 79.2 80.2 79.5 79.9 82.2 82.7 84.2

в две и три смены, единиц 181 172 1772) 1732) 1522) 1452) 1292)

в % от общего числа учреждений 20.8 19.8 20.5 20.1 17.8 17.3 15.8

Численность учащихся, занимавшихся: в первую смену, тыс. человек 126.2 119.8 113.8 108.2 103.4 99.0 95.0

в процентах от общей численности учащихся 83.6 83.8 85.7 87.2 88.4 89.2 89.3

во вторую и третью смены, тыс. чел. 24.9 23.2 19.02) 15.82) 13.62) 11.92) 11.42)

в % от общей численности учащихся 16.4 16.2 14.3 12.8 11.6 10.8 10.7

ц Без специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии. 2) Общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в три смены, не было.

Источник: Сводный статежегодник Курской области. 2009: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2009.- с. 118.

Сокращение численности учащихся общеобразовательных учреждений приводит к тому, что сокращается число школ, работающих в две смены. В 2002 году таких школ было 181, в 2008 г. - 129 (уменьшение на 29%). В 2008 г. во вторую смену обучалось 11.4 тыс. школьников, что составляет 10.7% от общей численности учащихся (табл. 2). Начиная с 2004 г. в Курской области нет школ, ведущих занятия в три смены.

В последнее десятилетие в системе общего образования появились гимназии, лицеи (табл. 3). В 2008 г. в области было 6 гимназий и 7 лицеев, где проходили обучение 8510 детей, или 7,7% общей численности учащихся общеобразовательных школ. В сравнении с 2001 г. число учащихся, обучающихся в гимназиях, увеличилось на 13,08%, а в лицеях, наоборот, уменьшилось на 3.3%.

Характерно, что четверть родителей, выбравших для своих детей спецшколы, исходили из того, что специализация связана с иностранным языком; 11 % семей, чьи дети учатся в гимназии, обосновывают свой выбор наличием в них преподавателей, гарантирующих серьезную языковую подготовку. Даже часть сельских жителей акцентирует этот фактор.

Таблица 3

Гимназии и лицеи 1) в Курской области в 2001-2008 гг.

(из общего числа дневных общеобразовательных школ, на начало учебного года)

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Число гимназий 5 6 7 7 7 6 6 6

количество учащихся, чел. 4112 5965 5376 5512 5344 4936 4750 4650

Число лицеев 6 6 6 6 6 6 7 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количество учащихся, чел. 3984 3789 3807 3577 3492 3347 3849 3860

1) По данным Комитета образования и науки Курской области

Наряду с государственной сетью общеобразовательных учреждений в Курской области действует одно негосударственное - Курская православная гимназия, где в 2008 году обучалось 215 учащихся (0.2% от общего числа).

По данным Комитета образования и науки Курской области, для детей с отклонением в развитии с 2001 г. в области стабильно работает 15 специальных (коррекционных) образовательных учреждений; в 2008 г. обучением в них было охвачено 1650 чел., что на 20% меньше, чем в 2001 году. Среди специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 11 (73.3%) для детей с отклонениями в развитии головного мозга в них обучаются 1283 чел. (77.8% от общей численности).

Кроме того, в составе учреждений общего образования функционируют специальные (коррекционные) классы в которых в 2008 г. обучалось 2022 учащихся, что на 148 (7.9%) больше, чем 2007 г., но на 761 чел. (27.3%) меньше, чем в 2001 г.

В системе общего образования созданы вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения, которые являются демократичным и доступным видом образовательного учреждения для работающей молодежи (табл. 4). На территории Курской области с 2003 г. действуют 14 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в которых в 2008 г. обучалось 1966 тыс. чел. (на 13.4% меньше, чем в 2001 г.).

Государственные и муниципальные вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения^ в Курской области в 2001-2009 гг.

(на начало учебного года)

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Число учреждений 13 13 14 14 14 14 14 13

В них учащихся, человек 2179 2166 2116 1939 1928 1860 1888 1966

в том числе в классах: 1-9 742 796 698 723 728 632 635 525

10-11 (12) 1437 1370 1418 1216 1200 1228 1253 1441

Численность учителей, человек 314 351 322 283 283 253 263 233

Из них имеют основную работу 125 129 115 117 137 132 115 126

1) По данным Комитета образования и науки Курской области

В 2008 г. окончили среднюю школу и получили аттестат об основном общем образовании 11643 учащихся, о среднем (полном) общем образовании 8697 учащихся, что меньше уровня 2001 г. на 6531 чел. и 3051 чел. соответственно (рис. 5).

Рис. 5. Количество выпускников общеобразовательных учреждений по Курской области в 2001-2008 гг.

Качество образования зависит от профессионализма, знаний и опыта учителей. Качественный состав педагогов в общеобразовательных учреждениях с каждым годом улучшается. 2008 году 81,7 % из них имели высшее профессиональное образование, 14,9 % - среднее специальное педагогическое образование и только 1,9 %

- среднее профессиональное (непедагогическое) и среднее (полное) общее образование (в основном в сельских школах), также была выделена группа лиц с неполным высшим профессиональным образованием (1,5 %).

В общей численности учителей и руководителей общеобразовательный учреждений 85,9 % занимают женщины.

Существенную роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи играют учреждения дополнительного образования.

В настоящее время в Курской области насчитывается 171 образовательное учреждение дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе: 77 - системы образования, 46 - спорта и 48 - культуры. В них обучается 111,1 тыс. детей в возрасте от 6 до 17 лет, что на 7 тыс. детей больше, чем в 2001 г. При этом следует отметить, что один ребенок может посещать учреждения с различными направлениями развития. Большее количество детей сосредоточено в центрах внешкольной работы, в домах (дворцах) для детей и подростков (50,9 %), в которых в 2008 г. работало 4020 различных объединений (на 10,4% больше, чем в 2001 г.).

Одним из самых массовых и популярных является художественное дополнительное образование. В области с 2001 г. стабильно работает 47 учреждений дополнительного образования художественной направленности (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств), в них обучаются 13,2% от общей численности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования (рис. 6).

2008 г.

60

50

40

30

20

10

0

48 46 48

26

3 1 1

центры в нешкольной работы, дома (дворцы) для детей и подростков

станции юных техников, натуралистов, турист

спортивные и туристско-краеведческие школы

Детско-юношеские

спортивные

школы2)

Детские музыкальные, художественные школы и школы искусств3)

Рис. 6. Учреждения дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности по

Курской области в 2008 г.

Система общего образования в Курской области функционирует в условиях хронического недофинансирования. Средств, выделяемых школам из бюджета, не хватает даже на то, чтобы обеспечить учителям уровень заработной платы, приближающийся к среднему по стране.

В 2007 г., по данным Министерства финансов, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на общее образование составили 512.3 млрд. руб. Следует отметить, что на долю Москвы и Московской области приходится более 15% Российского бюджета и около 60% бюджета ЦФО. Удельный вес Курской области составил 0.7% и 2.6 % соответственно, или 3.5 млрд. руб., из них 2.4 млрд. руб., или около 70%, - расходы и начисления на оплату труда (табл. 6).

Расходы консолидированного бюджета Курской области на образование в расчете на одного обучающегося составили: на общее образование - 30.2 тыс. руб., на начальное профессиональное образование - 26.1 тыс. руб., на среднее

профессиональное образование - 40.3 тыс. руб., или на 19,4 %, 26,7 % и 30,6% соответственно меньше, чем по Российской Федерации в целом. По расходам

бюджетных средств на образование в расчете на одного обучающегося Курская область среди регионов ЦФО занимала по среднему профессиональному образованию

- 6 место, общему образованию - 11 и начальному профессиональному образованию -13 место (табл. 7).

Таблица 6

Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на общее образование, млн.

рублей

2006 2007

Всего из них расходы на оплату труда

Российская Федерация 472863 512274 330030

Центральный федеральный округ 133671 85591

Курская область 2827 3465 2394

Источник: www.minfin.ru

Таблица 7

Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на образование в расчете на _________________одного обучающегося в 2007 г., тыс. рублей_______________

Общее Начальное Среднее

образо- профессио- профессио-

вание нальное нальное

Регион образование образование

Российская Федерация 37.4 35.6 58.0

Центральный федеральный округ 43.0 33.1 86.3

Курская область 30.2 26.1 40.3

Источник: www.minfin.ru

По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений Курской области в 2007 г. составила 5552.5 руб., что на 2536.2 руб. ниже среднероссийской и на 4146.6 руб. ниже, чем среднемесячная зарплата по регионам ЦФО. Однако она превысила уровень Рязанской, Тамбовской и Смоленской областей на 5, 1,7 и 0,7 % соответственно (табл. 8).

Таблица 8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений - всего

(по данным Росстата), руб.

2007 год 2006 год

Российская Федерация 8088.7 6013.2

Центральный федеральный округ 9699.1

Курская область 5552.5 4461.9

Источник: www.gks.ru

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования по Курской области составила 6442.4 руб., что на

3210.7 руб. ниже, чем по Российской Федерации, и на 5757.4 руб. ниже зарплаты по ЦФО (табл. 9).

В сложившейся ситуации многое из того, что необходимо учителям для работы, они вынуждены покупать за свой счет: канцтовары, профессиональную литературу и учебники, расходуя на это почти две трети своей заработной платы.

Таблица 9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования - всего, руб.

2007 год 2006 год

Российская Федерация 9653.1 8926.8

Центральный федеральный округ 12199.8

Курская область 6442.4

Источник: www.gks.ru

Одним из существенных факторов, воздействующих на состояние системы образования в Курской области, являются процессы демографических изменений. Это вызывает необходимость принятия ряда опережающих мер по сохранению потенциала системы образования. Эти меры должны быть дифференцированы по отношению к различным уровням образования и регионам Российской Федерации.

Другим фактором влияния на развитие системы образования является «бесплатное» школьное образование, которое сопряжено со значительными реальными финансовыми расходами населения, что приводит к уменьшению образовательных возможностей для определенных категорий детей, особенно для тех, кто живет в сельской местности и происходит из менее обеспеченных семей.

Библиографический список

Демографический ежегодник Курской области: стат. сб. Курск: Курскстат, 2009.

193 с.

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации 2008: стат. сб. М.: Росстат, 2008. 668 с.

Регионы России: стат. сб.: в 2 т.: Т. 1. Т. 2. Офиц. изд. М.: Московский изд. дом, 2000. 604 с.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: статистический сборник. М.: Росстат, 2008. 999 с.

Сводный статежегодник Курской области. 2009: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2009. 118 с.

www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов)

www.gks.ru (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.