Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.144/146
Диагностика сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний
Т. В. Никитина
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний,
г. Пермь
А.НН°тация. Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в ведомственном вузе. Цель работы - определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний на основе интерпретации данных контрольного среза. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта.
Ключевые
слова: профессиональная коммуникативная компетенция, ве-
домственный вуз, курсант, анкетирование, констатирующий эксперимент.
Дата поступления статьи в редакцию: 19 января 2018 г.
К уровню подготовки сотрудников правоохранительных органов, в целом, и уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), в частности, предъявляются особые требования, так как эффективность выполнения должностных обязанностей и профессионализм - во многом залог общественного спокойствия и укрепления государственной власти.
Сотрудникам УИС в рамках профессиональной подготовки помимо знаний закона, нормативно-правовой документации необходимы определённые коммуникативные способности: умение убеждать, заинтересовывать, учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника. Но, как показывает практика, уровень коммуникативной компетенции многих со-
трудников УИС не отвечает современным требованиям, предъявляемым к деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является противоречие между возрастающей потребностью в специалистах с высоким уровнем владения профессиональной коммуникацией и отсутствием приемлемой методической системы формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих офицеров УИС. К формированию коммуникативной компетенции на протяжении длительного времени обращено внимание исследователей. К изучению проблем формирования речевой культуры обращались М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, А. М. Пешковский, А. А. Шахматов, Л. В. Щерба Ю. Д. Апресян, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Головин, М. В. Панов, В. Г. Костомаров, и др. В последние годы возрос интерес к проблематике формирования профессиональной коммуникативной компетенции (S. Brumfit and K. Johnson [15], R. Rossner and R. Bolitho [17], D. Nunan [16], В. Ф. Аитов [1], Л. С. Зникина [4], О. Ю. Искандарова [6] и др.), коммуникативной компетенции сотрудников силовых структур (Л. Н. Аксёнова [2], Т. Г. Лукова [8], Д. И. Новоселецкая [12]), культуры речи сотрудников УИС (Г. А. Гиренок [3], Н. П. Тюменева [14]), коммуникативной компетенции юристов (О. М. Косянова [7], Т. И. Магомедова [9] и др.); коммуникативной компетенцией кинологов не занимался никто.
Однако единая методическая система совершенствования речевой деятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном вузе сегодня не представлена, что свидетельствует о недостаточной изученности вопроса формирования коммуникативной компетенции курсантов.
Цель исследования - определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе интерпретации данных констатирующего эксперимента.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
провести анкетирование курсантов и профессорско-преподавательского состава;
определить уровень коммуникативных и организаторских склонностей курсантов;
оценить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции, используя метод самооценки курсантов и контрольно-измерительные материалы.
Определение уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России осуществлялось в рамках контрольного этапа педагогического эксперимента, нацеленного на выявление эффективности реализации модели методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов на протяжении всего периода обучения в ведомственном вузе. Доказательством эффективности педагогического эксперимента мы считаем положительную динамику по всем структурным компонентам профессиональной коммуникативной компетенции после организации педагогического эксперимента в ведомственном вузе при подготовке будущих сотрудников УИС, обучающихся по направлениям подготовки Юриспруденция 40.03.01 (профили «Организация охраны и конвоирова-
ния в УИС» и «Организация режима в УИС») и 36.03.02 - Зоотехния (профиль «Кинология») в Пермском институте ФСИН России.
Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России мы использовали несколько взаимодополняющих методик: авторскую анкету для курсантов, авторскую анкету для преподавателей, методику «Самооценка профессиональной коммуникативной компетенции», методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей (В. В. Синявский, В. А. Федорошин) [13].
Достоверность получаемых выводов на основе используемых методик обеспечивалась сопоставлением данных, полученных каждой отдельной методикой. В целом были применены методы исследования, адекватные предмету исследования.
Качество подготовки курсантов ведомственного вуза зависит от способностей и готовности профессорско-преподавательского и командного состава к формированию профессиональной коммуникативной компетенции у будущих сотрудников УИС. Проведение педагогического эксперимента было нацелено на повышение уровня коммуникативной компетенции профессорско-преподавательского и командного состава в рамках спецкурса «Коммуникативная компетенция профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России», и/или постоянно действующего семинара «Школа молодых преподавателей», и служебной подготовки. В нём приняли участие 110 преподавателей (с опытом педагогической работы от 1 года до 30 лет) и 20 офицеров командного состава (со стажем службы в данной области от 1 года до 20 лет), что позволяет сделать вывод об объективном характере полученных данных. Отметим, что до проведения педагогического эксперимента 82 % преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и 23 % преподавателей других кафедр считали, что они готовы формировать коммуникативную компетенцию курсантов, необходимую для будущей профессиональной деятельности; 65 % респондентов - частично, а 4 % - не готовы, остальные - затруднялись ответить на этот вопрос. Оценивая свою профессиональную компетентность по формированию коммуникативной компетенции курсантов в баллах, 34 % оценили в 1 (низкий балл); 66 % указали 2 (средний балл). Высокий балл - 3 никто из преподавателей себе не выставил.
Опрос преподавателей на предмет того, должна ли, по их мнению, преподаваемая ими дисциплина формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов, показал, что 30 % респондентов ответили отрицательно; 70 % - положительно, так как будущая профессия предполагает общение с личным составом, взаимодействие с должностными лицами учреждений [11, с. 23-24].
После проведения эксперимента были получены следующие данные: 100 % преподавателей кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин и 75 % преподавателей других кафедр отмечают свою готовность формировать коммуникативную компетенцию курсантов; 25 % опрошенных полагают, что частично. Определяя свою профессиональную компетентность по формированию коммуникативной компетенции курсантов в баллах, 12 % преподавателей оценили в 1 (низкий балл); 69 % указали 2 (средний балл), 19 % - 3 (высокий балл).
Кроме того, 90 % преподавателей считают, что преподаваемая ими дисциплина должна формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов.
Представим динамику самооценки профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в отношении готовности к формированию у курсантов коммуникативной компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Динамика самооценки компетентности профессорско-преподавательского состава в отношении готовности к формированию коммуникативной компетенции у курсантов (до и после педагогического эксперимента)
Самооценка в баллах До эксперимента После эксперимента
Низкий 34 % 12 %
Средний 66 % 69 %
Высокий 0 % 19 %
Оценивая свою профессиональную компетентность в отношении формирования коммуникативной компетенции курсантов в баллах, 95 % офицеров командного состава оценили в 1 (низкий балл), 5 % указали 2 (средний балл), 3 (высокий балл) никто себе не выставил. При этом 35 % офицеров командного состава готовы формировать коммуникативную компетенцию курсантов, необходимую для их будущей профессиональной деятельности; 50 % респондентов - частично, а 5 % - не готовы, остальные - затруднялись ответить на этот вопрос. После проведения педагогического эксперимента 10 % офицеров командного состава выставили себе высокий (3) балл, 65 % - указали средний (2) балл, 25 % - низкий (1) балл. 65 % офицеров готовы формировать коммуникативную компетенцию курсантов, 35 % - частично.
Отразим динамику самооценки профессиональной компетентности командного состава в отношении готовности к формированию у курсантов коммуникативной компетенции (табл. 2).
Таблица 2
Динамика самооценки профессиональной компетентности командного состава в отношении готовности к формированию коммуникативной компетенции курсантов (до и после педагогического эксперимента)
Самооценка в баллах До эксперимента После эксперимента
Низкий 95 % 25 %
Средний 5 % 65 %
Высокий 0 % 10 %
Результаты самооценки профессиональной компетентности профессорско-преподавательского и командного состава по формированию коммуни-
кативной компетенции курсантов свидетельствуют о том, что среди профессорско-преподавательского и командного состава увеличилось количество респондентов со средним и высоким баллом и значительно снизилось их число с низким баллом.
Кроме того, во время формирующего педагогического эксперимента у курсантов проводились промежуточный контроль, тестирование и анкетирование, на основании их результатов вносились изменения в программно-методическое обеспечение реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.
В конце опытно-экспериментальной работы была проведена контрольная диагностика, основанная на сравнении результатов исследования до проведения эксперимента и после него.
Проведённая опытно-экспериментальная работа показала значительные изменения в результатах сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.
Так, на основе требований ФГОС ВО к результатам освоения программы бакалавриата нами была проведена методика «Самооценки профессиональной коммуникативной компетенции курсантов» среди курсантов контрольной (далее - КГ) и экспериментальной (далее - ЭГ) групп. КГ - 76 человек, из них: 51 курсант - обучающиеся по направлению подготовки Юриспруденция и 25 -Зоотехния; ЭГ - 74 человека, из них: 48 курсантов - обучающиеся по направлению подготовки Юриспруденция и 26 - Зоотехния. Согласно данной методике курсанту было необходимо оценить себя по девятибалльной шкале и определить свой уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции на основе выставления себе баллов, характеризующих владение профессиональной коммуникативной компетенцией.
До проведения эксперимента наименьший балл на основе самооценки курсантов как КГ, так и ЭГ был «выставлен» по следующим критериям: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); курсантами, обучающимися по направлению подготовки Юриспруденция, оценивали способность владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7) [10, с. 137]. После проведения педагогического эксперимента у курсантов КГ данные способы действия по-прежнему вызывали затруднение, тогда как у курсантов ЭГ выставленный балл вырос. Наблюдается положительная динамика у курсантов ЭГ, которые показали более высокие результаты по всем показателям сформи-рованности коммуникативной компетенции. Изменения результатов у курсантов КГ были незначительными.
Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов нами были разработаны диагностические методики, включавшие следующие группы заданий.
Первая группа заданий позволила выявить уровень сформированности лич-ностно-мотивационного критерия коммуникативной компетенции курсантов. В качестве диагностической методики применялось написание эссе «Нужны ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности?». Данная тема была предложе-
на курсантам, обучающимся как по направлению подготовки Юриспруденция и Зоотехния. Анализ эссе выявил следующие результаты. После проведения опытно-экспериментальной работы эссе курсантов ЭГ (74 человека) были более аргументированными; содержали конкретные примеры и иллюстрации собственных мыслей (не менее трёх), а не «общие слова»; были достаточно пунктуационно, орфографически и стилистически грамотными. В своих эссе курсанты демонстрировали чёткое осознание необходимости высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции для своей будущей профессиональной деятельности.
Курсанты КГ (76 человек) были более сдержанны при ответе на вопрос «Нужны ли элементарная орфографическая и пунктуационная грамотность и культура речи в моей профессиональной деятельности?». В эссе встречались такие фразы, как: «Зачем мне русский язык? Кинолог должен уметь общаться с собаками...», - или преобладали высказывания о низкой значимости коммуникативной компетенции для будущей профессии, текст эссе был невыразителен.
Вторая группа заданий позволила выделить уровень сформированности когнитивного критерия коммуникативной компетенции курсантов. С этой целью использовалось выполнение компетентностно-ориентированного теста, который включал в себя следующие задания:
1) позволяющие курсантам продемонстрировать свою коммуникативную грамотность (владение всеми видами речевой деятельности; способность воспринимать чужую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной форме);
2) предполагающие включение курсанта в различные коммуникативные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности.
Данные задания относятся к разному уровню сложности и включают в себя закрытые (одиночного и множественного выбора, соотнесения вариантов, определения последовательности) и открытые вопросы.
Анализ полученных результатов свидетельствует о повышении процента успеваемости и качества успеваемости обучающихся (табл. 3).
Таблица 3
Результаты выполнения компетентностно-ориентированного теста курсантами Пермского института ФСИН России
Учебный год Успеваемость Качество успеваемости
2012/2013 91,76 58,37
2013/2014 90,87 60,46
2014/2015 95,02 70,26
2015/2016 98,10 73,17
2016/2017 96,91 72,44
Третья группа заданий позволила выделить уровень сформированности де-ятельностно-рефлексивного критерия коммуникативной компетенции курсантов. Для этого разработаны специальные задания, которые необходимо было выполнить курсантам в процессе прохождения преддипломной практики.
Планы-конспекты проведения занятий по служебной подготовке, планы проведения инструктивных занятий, планы подведения итогов несения службы, а также копии служебных документов, подготовленных и оформленных курсантами во время прохождения практики, передаются на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Кроме того, на одном занятии по служебной подготовке, на одном инструктивном занятии и одном подведении итогов несения службы присутствовал преподаватель-филолог (либо занятие записывалось на видео, и запись передавалась на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин института). Данные задания позволяют оценить уровень сформированности деятельностно-рефлексивного критерия профессиональной коммуникативной компетенции.
Также для оценки коммуникативной компетенции курсантов совместно с сотрудниками психологической службы отделения по работе с личным составом было проведено исследование с использованием «Методики оценки коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) В. В. Синявского и Б. А. Фе-дорошина [13] в КГ и ЭГ. Анализ результатов показал, что если до проведения педагогического эксперимента из 150 человек низкий уровень сформирован-ности был определён у 54 %, средний - у 39 %, высокий - у 7 % курсантов, то после его проведения были получены следующие результаты. В ЭГ 69 % курсантов принадлежит к группе с высоким и очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей (0,70 -1,0), средний уровень проявления - у 25 % опрощенных (0,50-0,65), у 6 % респондентов наблюдается низкий уровень коммуникативных склонностей, проявляющийся в значительных трудностях при установлении контакта с собеседником и выступлении перед аудиторией (0,30-0,50). В КГ курсантов высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей продемонстрировал 41 % курсантов (0,70-1,0), средний уровень - 32 % (0,50-0,65), низкий уровень - 27 % курсантов (0,30-0,50) (табл. 4).
Таблица 4
Оценка коммуникативной компетенции курсантов Пермского института ФСИН России по «Методике оценки коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) В. В. Синявского и Б. А. Федорошина (в %)
Уровень КОС До эксперимента После эксперимента
КГ+ ЭГ КГ ЭГ
Высокий 7 41 69
Средний 39 32 25
Низкий 54 27 6
На основе обобщения и анализа полученных результатов эксперимента была проведена контрольная диагностика, которая позволила выявить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов [5, с. 170]. Результаты контрольного этапа эксперимента представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов Пермского института ФСИН России
■ Эяемгмтзгмый Достаточный (1 П:рвй5Мпуть!Й
Анализ результатов формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов Пермского института ФСИН России позволяет сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента значительно возросла доля курсантов, обладающих достаточным и продвинутым уровнями мотивации, ценностной ориентации, установок и потребностей будущего сотрудника УИС в профессиональной коммуникативной компетенции (личност-но-мотивационный критерий). Заметны изменения когнитивного критерия, характеризующегося совокупностью профессиональных коммуникативных знаний, согласно ФГОС ВО и квалификационным требованиям, предъявляемым к сотруднику УИС. Доля курсантов ЭГ, обладающих продвинутым уровнем сформированности деятельностно-рефлексивного критерия (52,70), также увеличилась, по сравнению с КГ (42,10), что свидетельствует о владении практическими умениями и способностью к осуществлению эффективной профессиональной коммуникации, самооценке личностных качеств.
Кроме того, проведённый анализ свидетельствует о том, что в КГ курсантов не произошло существенных изменений в распределении их по выделенным критериям.
Таким образом, в результате проведённого педагогического эксперимента доказана эффективность реализации модели методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в процессе обучения в ведомственном вузе. Исследование подтвердило, что осознание обучающимися процессов коммуникативной компетенции и совершенствования коммуникативных умений во взаимосвязи с профессиональными умениями, создание в обучении ситуаций, позволяющих практиковаться в эффек-
тивном использовании различных коммуникативных ситуаций, существенно повышает уровень профессиональной коммуникативной компетенции каждого курсанта и качества обучения в целом.
Список литературы
1. Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / В. Ф. Аитов. - СПб., 2006. - 362 с.
2. Аксенова, Л. Н. Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. Н. Аксенова. - Челябинск, 2001. - 184 с.
3. Гиренок, Г. А. Формирование коммуникативной компетенции будущих сотрудников УИС в высшей профессиональной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Г. А. Гиренок. - Самара, 2013. - 198 с.
4. Зникина, Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.08 / Л. С. Зникина. - Кемерово, 2005. - 406 с.
5. Зорина, О. С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. С. Зорина. - Н. Новгород, 2016. - 235 с.
6. Искандарова, О. Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста : дис. . д-ра. пед. наук : 13.00.01 ; 13.00.08 / О. Ю. Искандарова. - Оренбург, 2000. - 376 с.
7. Косянова, О. М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02 / О. М. Косянова. - М., 2008. - 516 с.
8. Лукова, Т. Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Т. Г. Лукова. - СПб., 2002. - 146 с.
9. Магомедова, Т. И. Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.02 / Т. И. Магомедова. - Махачкала, 2009. - 463 с.
10. Никитина, Т. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России / Т. В. Никитина // Гуманитарные науки (г. Ялта). -2017. - № 3 (39). - С. 134-138.
11. Никитина, Т. В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов / Т. В. Никитина // Право и образование. - 2017. - № 7. - С. 22-37.
12. Новоселецкая, Д. И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Д. И. Новоселецкая. - Краснодар, 2012. - 203 с.
13. Синявский, В. В. Коммуникативные и организаторские склонности [Электронный ресурс] / В. В. Синявский, В. А. Федорошин // ТЕСТОтека : сайт. - URL: http:// testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html (дата обращения: 12.01.2018).
14. Тюменева, Н. П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. П. Тюменева. - Рязань, 2007. - 223 с.
15. Brumfit, S. The Communicative Approach to Language Teaching / S. Brumfit, K. Johnson. - Oxford : Oxford University Press, 1981. - 240 р.
16. Nunan, D. The learner-centered curriculum. Ed. By M. N. Long, J. C. Richards / D. Numan. - Cambridge : Cambridge University Press, 1993. - P. 44.
17. Rossner, R. and Bolitho R. (eds.) Currants of Change in English Language Teaching / R. Rossner, R. Bolitho. - Oxford : Oxford University Press, 1995. - P. 11.
Testing the Professional Communicative Competence of Cadets in the Universities of the Federal Penal Service
T. V. Nikitina
Perm Institute of the Federal Penal Service, Perm
Abstract. This article is devoted the problem of acquiring the professional communicative competence of cadets in the departmental university. The aim of this work is to determine the level ofprofessional communicative competence of cadets in the universities of the Federal Penal Service on the basis of data interpretation of the experiment. To succeed in research objectives the following methods were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, survey and studying the best pedagogical experience.
Key words: professional communicative competence, departmental University, cadet, questionnaire survey, ascertaining experiment.
Никитина Татьяна Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний
614012 г. Пермь, ул. Карпинского, 125
тел.: 8(495)9821881 e-mail: tanya.perm@mail.ru
Nikitina
Tatyana Vasilevna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Assistant Professor, Assistant Professor of the Humanities, Social and Economic Disciplines Department
Perm Institute of the Federal Penal Service
125 Karpinskiy St, Perm, 614012
tel.: 8(495)9821881 e-mail: tanya.perm@mail.ru