УДК 362.7.8
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171 )-22-29
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
© Елена Викторовна ДЕЕВА, Марина Александровна БОЛДИНА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Аннотация. Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, актуализируют проблему помощи и социальной защиты детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Исследовавшие эту область отмечают отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. Диагностика как технология социальной работы позволяет выделить уровень сформированности навыков самостоятельной жизни, скорректировать программы подготовки к самостоятельной жизни детей. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрена как процесс сбора информации о социальной проблеме с целью разработки программы ее решения, включая консультирование, коррекцию, терапию, реабилитацию. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период. Диагностический инструментарий подбирается с учетом направления учреждения, специфики социума, пола, возраста, образования, жизненного опыта воспитанника; на основе выделенных параметров, критериев и показателей самостоятельности. Важными показателями сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, являются знания о жизнедеятельности в различных сферах и соответствующем поведении; способность воспитанников к осознанному выбору, овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения; ответственность и активность при разрешении проблемы. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет оценить их уровень, степень сформированности и своевременно выстроить алгоритм действий по разрешению проблем конкретного ребенка для более эффективной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков.
Ключевые слова: самостоятельность детей-сирот и детей без попечения родителей; социальная диагностика; подготовка к самостоятельной жизни
Социально-экономические процессы, происходящие в обществе, актуализируют проблему социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Воспитание ребенка в специализированных учреждениях (интернат, дом ребенка, детский дом, социальный приют, социально-реабилитационный центр) становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме.
Так, в Тамбовской области нередко противоправные действия совершают выпускники интернатных и других специализированных учреждений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Отмечаются и случаи суицидальных поступков среди детей данной категории [1].
Многие исследователи, занимающиеся проблемой подготовки детей, которые остались без попечения родителей (И.А. Бобылева, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, И.В. Дуб-
ровина, Е.И. Казакова, Л.Л. Митяев, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.В. Орлова, А.И. Панов, А.М. Прихожан, С.В. Савенкова, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга, Н.Н. Юдин-цева и др.), отмечают отсутствие у выпускников навыков самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. Выпускники интернатных и других специализированных учреждений испытывают трудности при обучении в профессиональных образовательных учреждениях, при устройстве на работу, получении жилья, обустройстве быта, общении с людьми, их отличает слабый уровень правовых, экономических знаний.
Подготовку к самостоятельной жизни И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социаль-
ных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания» [2].
Для более успешной социализации и эффективной интеграции ребенка-сироты в общество необходимо проводить диагностику сформированности навыков самостоятельной жизни. Данные диагностики позволят выделить «проблемные точки», скорректировать программы подготовки к самостоятельной жизни детей.
«Диагностика детей-сирот имеет свои особенности, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой самой обследуемой группы, с другой - спецификой собственно диагностической деятельности» [3; 4].
Выпускникам специализированных учреждений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, свойственны следующие особенности:
- отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п.;
- трудности в общении со взрослыми и сверстниками, подчиненно-отчужденная позиция по отношению ко взрослым, сложные конкурентные негативные отношения по отношению к сверстникам;
- нарушения в развитии чувственной сферы, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, отсутствие жизненных навыков (бытовых, экономических, социальных, трудовых);
- несформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- отсутствие позитивного опыта семейной жизни;
- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
- слаборазвитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;
- плохое состояние здоровья;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь;
- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.) [5].
Диагностику сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваем как процесс сбора информации о социальной проблеме с целью разработки программы ее решения, включая консультирование, коррекцию, терапию, реабилитацию [6].
В данном случае объектом социальной диагностики выступает самостоятельность ребенка-сироты. Как отмечает Л.М. Шипи-цына, целью и критерием всей воспитательной работы учреждения является воспитание творческой самостоятельности; важно сформировать у воспитанника самостоятельность мышления, инициативу, ответственность, поисковую активность, предприимчивость [7].
В.В. Плешивцев дает следующее определение самостоятельности: самостоятельность - термин, обозначающий одну из самых важных личностных характеристик, которая выражается в способности и умении человека ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, социально и морально приемлемыми способами без постоянного руководства и практической помощи со стороны (включая нестандартные ситуации) [8].
Основными характеристиками самостоятельности являются:
- способность задавать цель;
- достигать ее без посторонней помощи и подсказки;
- принятие решений с учетом ситуаций и условий;
- уверенность в возможности и правильности пути достижения цели;
- проявление ответственности, инициативности, деятельности.
Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни детей-сирот организуется как во время пребывания ребенка в учреждении, так и в постинтернатный период. Соответственно, решаются две основные группы задач диагностики:
1) исследование уровня социального развития ребенка; выявление уровня сфор-мированности тех или иных качеств в различных сферах - бытовой, учебной, социальной; выявление готовности к самостоятельной жизни, личностное и профессиональное самоопределение; выявление сформирован-ности у воспитанников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе;
2) исследование степени успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускника сиротского учреждения; выявление проблемы для оказания адресной помощи по своевременному предоставлению жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии, первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте и др.
Технология диагностики самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на двух уровнях:
- системная диагностика (диагностика и коррекция проблем, характерных для учреждения в целом);
- диагностика индивидуального социального развития ребенка.
Методы диагностирования, применяемые в социальной работе с детьми, должны подбираться с учетом направления учреждения (реабилитационное, коррекционное, профилактическое и т. д.), специфики социума (город, поселок, село), состояния ребенка (социального, эмоционального), пола, возраста, образования, жизненного опыта [8].
По нашему мнению, диагностика навыков самостоятельной жизни детей-сирот должна быть направлена не только на определение уровня настоящего развития ребенка, но и потенциальных возможностей, степени обучаемости в различных сферах. В связи с этим при проведении диагностики, прежде всего, важно сопровождать ребенка,
чтобы помочь ему выполнить поставленные перед ним задачи [9].
Диагностика сформированности самостоятельных навыков включает в себя такие методы, как социальное картографирование, социальная паспортизация, анкетирование, тестирование, социальная экспертиза, социальный мониторинг.
Параметры, критерии и показатели, которые выделяются в структуре самостоятельности, закладываются в методике диагностики.
В.В. Плешивцев разработал критерии и показатели самостоятельности детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Мотивационно-целевой компонент самостоятельности - способность поставить перед собой цель.
Функциональный компонент самостоятельности - наличие совокупности средств -знаний, умений и навыков, которыми обладает личность для достижения цели.
Ценностно-смысловой компонент самостоятельности - приверженность социально и морально приемлемым способам достижения цели.
В качестве критериев, определяющих независимость ребенка, были приняты:
- умение формулирования собственной цели, обосновывая необходимость ее достижения;
- самостоятельная деятельность и поведение, которые не опираются на руководство и постороннюю помощь со стороны;
- социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов ее достижения [8].
Готовность к самостоятельной жизни сирот-выпускников рассматривают в следующих аспектах, которые могут быть положены в основу диагностического инструментария:
- социальная готовность (сформиро-ванность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформирован-ность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределе-
ние, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);
- физическая готовность (сформиро-ванность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).
Для разработки диагностического инструментария, например, социальных карт и паспортов для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, необходимо учитывать, что во всяком возрасте на том или ином этапе жизни важными проявлениями независимости в различных аспектах жизнедеятельности являются образование, организация быта, социальная жизнь.
В возрасте от 7 до 11 лет ребенку важно проявлять свою независимость в области образовательной деятельности, в возрасте 15-16 лет независимость важно проявить в учебно-профессиональной деятельности, в возрасте 18-19 лет начинается профессиональное самоопределение. К тому же молодые люди этого возраста могут обретать еще одну область проявления своей самостоятельности - семейную жизнь.
Кроме того, важными параметрами являются самостоятельность ведения здорового образа жизни и эмоциональное состояние при решении возникающих проблем.
Соответственно, сферы проявления самостоятельности в жизнедеятельности воспитанника должны быть отражены в социальной карте в разделах: «Образование», «Навыки самообслуживания и ведения быта», «Социальная и семейная жизнь», «Профессиональная самореализация», «Здоровье», «Эмоциональное состояние и поведение».
В разделе «Образование» оценивается выполнение домашних заданий воспитанником, посещение занятий, хорошее поведение в учебном заведении, формирование дружеских отношений в классе и их сохранение, интересы ребенка, участие во внеурочных мероприятиях (олимпиады, викторины, конкурсы и т. п. ).
Раздел «Навыки самообслуживания и ведения быта» отражает степень сформиро-
ванности навыков в бытовой жизни: поддержка порядка в комнате, приготовление пищи, мытье посуды, стирка и глажка белья, использование бытовых приборов, забота о внешнем виде, распоряжение материальными средствами, пользование услугами различных специалистов.
Раздел «Социальная и семейная жизнь» отслеживает такие параметры, как организация свободного времени, посещение общественных мест, регистрация личных документов, применение полученных знаний о своих правах и обязанностях в различных ситуациях, общение с должностными лицами, разрешение межличностных и семейных конфликтов, поддержание доброжелательных взаимоотношений в семье и с большинством окружающих, планирование своего будущего, участие в ведении быта и воспитании детей.
В разделе «Профессиональная самореализация» закреплены такие параметры, как выбор профессии, устройство на работу, установление добрых отношений с коллегами по работе, конструктивное разрешение неизбежно возникающих рабочих конфликтов.
В разделе «Здоровье» оценивается степень физического и умственного развития ребенка, наличие вредных и пагубных привычек, здоровое питание, рациональный режим дня.
Раздел «Эмоциональное состояние и поведение» позволяет оценить адекватность эмоционального поведения в различных ситуациях, в том числе и стрессовых, при разрешении проблемы.
Важна также социально-педагогическая диагностика выпускника интернатного учреждения. Она включает в себя диагностику потребностей в дальнейшем уходе и попечении; диагностику социальной ситуации; изучение уровня развития социального поведения; диагностику отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих; изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения социально необходимых навыков; диагностику развитости «социальной сети» выпускника [4].
По мнению Е.И. Казаковой, Л.М. Шипи-цыной, педагог, проводящий диагностику, должен ориентироваться не столько на исследование внутреннего мира субъекта проблемы, сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.
Ученые выделяют два критерия, присущих названному взаимодействию, позволяющие гарантированно утверждать наличие позитивных процессов в решении проблем развития ребенка - это включенность (увлеченность) ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта) [10].
Важными показателями сформированно-сти навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, являются:
- знания о жизнедеятельности в различных сферах - социальной, бытовой, учебной, профессиональной, семейной, и соответствующем поведении;
- способность воспитанников к осознанному выбору (самостоятельное принятие решений), овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;
- ответственность и активность при разрешении проблемы.
Данные показатели могут быть положены в основу оценки проектов и программ с воспитанниками. В связи с этим усилия специалистов социальной работы, социальных педагогов и воспитателей должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения с помощью деятельности, дающей другой социальный опыт и другие способы взаимодействия; обучение переводу намерений и желаний в план практических действий; повышение самооценки за счет создания ситуаций успеха; включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции, а также создания опыта такого взаимодействия; сочетание групповых и индивидуальных занятий, так как индивидуализация возможна только в группе; моделирование реальных социальных ситуаций, в том числе ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.
Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни ребенка-сироты как технология включает основные этапы:
1) сбор объективной информации о ребенке;
2) анализ поступившей информации;
3) определение проблемного поля;
4) определение контура оценочной системы социально-педагогической деятельности (уточнение и конкретизация параметров,
выбор критериев и показателей диагностики);
5) определение ответственных за исследование и изменения по конкретным параметрам;
6) разработка диагностического инструментария;
7) проведение первичной диагностики;
8) диагностичное целеполагание и прогнозирование перспектив социально-педагогической деятельности по устранению проблем ребенка коллективом учреждения;
9) программирование совместной деятельности ребенка и сотрудников учреждения (разработка программ социально-воспитательной деятельности, блоки проектируются на основе определенных в ходе диагностики параметров).
После начала выполнения программы по формированию навыков самостоятельности у детей-сирот осуществляется мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистами и ребенком [11].
В зависимости от конкретного случая диагностика может проводиться группой специалистов - социальным работником, социальным педагогом, психологом, медицинским работником. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, подбираются адекватные индивидуальные или групповые психологические, педагогические, социально-педагогические и другие виды социальных услуг как средства для их эффективного разрешения.
Для более эффективной работы учреждения по формированию навыков самостоятельной жизни у подопечных должен проводиться системный мониторинг социального развития ребенка, включающий и постинтернатный период.
Таким образом, диагностика сформиро-ванности навыков самостоятельной жизни детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, позволяет оценить их уровень, степень сформированности и своевременно выстроить алгоритм действий по разрешению проблем конкретного ребенка для более эффективной интеграции в общество и профилактики многих противоправных поступков.
Список литературы
1. Таможник Е.Л. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2013 г. URL: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf (дата обращения: 28.08.2017).
2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
3. Посысоев Н.Н., Жедунова Л.Г. Мониторинг эффективности психо лого -педагогического сопровождения трудового воспитания, профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и трудоустройства детей-сирот. Калининград, 2010.
4. Владимирова Н.В., Спаньярд X Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2008.
6. Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Тамбовского университе-
та. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 11 (151). С. 67-72.
7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005.
8. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
9. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 9 (149). С. 101-107.
10. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
11. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 11. С. 167-173.
Поступила в редакцию 29.06.2017 г. Отрецензирована 20.07.2017 г. Принята в печать 03.11.2017 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Деева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Болдина Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для корреспонденции: Болдина М.А., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Деева Е.В., Болдина М.А. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. Вып. 1 (171). С. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-22-29.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171 )-22-29
THE DIAGNOSTICS OF FORMEDNESS OF INDEPENDENT
LIVING SKILLS AMONG ORPHAN-CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AS SOCIAL WORK TECHNOLOGY
Elena Viktorovna DEEVA, Marina Aleksandrovna BOLDINA
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. Social-economic processes taking place in society actualize the problem of social protection and support for children-orphans and children left without parental care. Researchers in the field note the lack of life skills by graduate outside the orphanage. Diagnosis like the technology of social work allows to select the level of development of life skills, to correct the training program for independent living of children. Diagnosis of formation of life skills for children-orphans and children left without parental care is seen as a process of gathering information about social issues in order to develop the program of its decision, including counseling, correction, therapy, rehabilitation. Diagnosis of formation of life skills for children-orphans organized as during the child's stay in the institution, and in the post-orphanage period. The diagnostic tools is selected, taking into account the direction of the institution, the specifics of society, gender, age, education, life experience of the pupil; on the basis of selected parameters, criteria and indicators for independence. Important indicators of formation of life skills by children-orphans and children left without parental care is the knowledge of life in the various areas and appropriate behavior; the ability of pupils to make a conscious choice, mastery of the structure of activities for the implementation of the decision; responsible and active in resolving problems. Diagnosis of formation of life skills for children-orphans and children left without parental care, to evaluate their level, the degree of formation and timely action to build an algorithm to solve the problems of a particular child for a better integration into society and preventing many illegal acts.
Keywords: independence of children-orphans and children left without parental care; social diagnostics; preparation for independent living
References
1. Tamozhnik E.L. Doklad o sostoyanii soblyudeniya i zashchity prav, svobod i zakonnykh interesov detey v Tambovskoy oblasti v 2013 g. [Report on observance and defense of rights, liberty and legal interests of children in Tambov Region in 2013]. (In Russian). Available at: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r 56715.pdf (accessed 28.08.2017).
2. Bobyleva I.A., Zavodilkina O.V. Podgotovka vospitannikov internatnykh uchrezhdeniy k samostoyatel'noy zhizni [Preparation of foster children of boarding schools to independent life]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki - Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Science, 2015, no. 1, pp. 6-15. (In Russian).
3. Posysoev N.N., Zhedunova L.G. Monitoring effektivnosti psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya trudovogo vospitaniya, professional'nogo samoopredeleniya, professional'noy adaptatsii i trudoustroystva detey-sirot [Monitoring of Efficiency of Psychological-Pedagogic Accompaniment of Labour Education, Professional Self-Determination, Professional Adaptation and Job Placement of Orphan Children]. Kaliningrad, 2010. (In Russian).
4. Vladimirova N.V., Spanyard K. Shag za shagom: individual'noe konsul'tirovanie vypusknikov detskikh domov i shkol-internatov [Step by Step: Individual Consulting of Foster Children of Orphan Asylum and Boarding Schools]. Moscow, 2007. (In Russian).
5. Oliferenko L.Y., Shulga T.I., Dementeva I.F. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska [Social and Pedagogic Support of Risk Group Children]. Moscow, 2008. (In Russian).
6. Deeva E.V. Diagnostika sformirovannosti navykov samostoyatel'noy zhizni u detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley [Diagnosis of formation of skills of independent life of orphans and children left without parental support]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2015, vol. 20, no. 11 (151), pp. 67-72. (In Russian).
7. Shipitsyna L.M. Psikhologiya detey-sirot [Psychology of Orphan-Children]. St. Petersburg, 2005. (In Russian).
8. Pleshivtsev V.V. Vospitanie samostoyatel'nosti detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Upbringing of Orphan-Children and Children Left Without Parental Care Independence. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2010. (In Russian).
9. Deeva E.V. Soprovozhdenie detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, v sisteme podgotovki k sa-mostoyatel'noy zhizni [Support of orphans and children, left without parental support in the system of preparation for independent life]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2015, no. 9 (149), pp. 101-107. (In Russian).
10. Shipitsyna L.M., Kazakova E.I. (scientific eds.). Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detey-sirot: sot-sial'no-emotsional'nye problemy [Complex Support and Correction of Children-Orphans' Development: Social-Emotional Problems]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).
11. Boldina M.A., Deeva E.V. Tekhnologii sotsial'noy raboty s det'mi-invalidami [Technology of social work with disabled children]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 11, pp. 167-173. (In Russian).
Received 29 June 2017 Reviewed 20 July 2017 Accepted for press 3 November 2017 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Deeva Elena Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Psychological-Pedagogic and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Boldina Marina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Psychological-Pedagogic and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Boldina M.A., e-mail: [email protected]
For citation
Deeva E.V., Boldina M.A. Diagnostika sformirovannosti navykov samostoyatel'noy zhizni u detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, kak tekhnologiya sotsial'noy raboty [The diagnostics of formedness of independent living skills among orphan-children and children left without parental care as social work technology]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 1 (171), pp. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-22-29. (In Russian, Abstr. in Engl.).