ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.072
Е.А. Волошена
магистрант, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
г. Ростов-на-Дону О.Н. Истратова
канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
г. Ростов-на-Дону
ДИАГНОСТИКА познавательной активности детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-36-01006
Аннотация. В статье раскрывается понятие познавательной активности, выделены ее компоненты характерные для старшего дошкольного возраста. Описан комплекс диагностического материала для всестороннего изучения познавательной активности старших дошкольников, и представлены результаты исследования познавательной активности с применением данного диагностического комплекса.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательная активность, структура и компоненты познавательной активности, диагностика познавательной активности.
E.A. Voloshena, Southern Federal University, Rostov-on-Don
O.N. Istratova, Southern Federal University, Rostov-on-Don
DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN PRE-SCHOOL AGE
Abstract. The article reveals the concept of cognitive activity, highlights its components typical of preschool age. We describe a complex diagnostic material for a comprehensive study of cognitive activity older preschoolers, and present the results of studies of cognitive activity with the use of the diagnostic complex.
Keywords: preschool age, cognitive activity, the structure and components of cognitive activity, diagnostics of cognitive activity.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, как в психологии, так и в педагогике, является исследование познавательной активности. В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей детей и получении определенного уровня академических знаний учащимися, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в новых государственных стандартах.
Педагоги, озабоченные данной проблемой, разрабатывают различные программы по развитию познавательной активности на отдельных занятиях для дошкольников и школьников. Для более продуктивной работы этих программ и оценки их эффективности необходимо знать первоначальный уровень развития познавательной активности детей. Часто исследователи сталкиваются с проблемой подбора диагностического инструментария, так как существует множество методик для изучения данного качества, однако они имеют узконаправленный характер. Особенно остро данная проблема стоит при изучении познавательной активности дошкольников. В связи с этим целью нашего исследования стало составление комплекса методик, направленных на изучение всех компонентов познавательной активности старших дошкольников.
Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность
дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации [1, 4, 11].
Данное качество является сложным структурным образованием, наиболее разработанная и дифференцированная модель, которого была описана Т.А. Гусевой применительно к студенческому возрасту. Данная модель включает мотивационно-потребностный, регуляторный, динамический, результативный и рефлексивный блоки, каждый из которых содержит в себе ряд соответствующих компонент [3]. Однако особенности развития детей в дошкольном возрасте не позволяют применять в полной мере данную структуру.
Так, особенностью мотивационно-волевой сферы старших дошкольников является то, что на данном этапе целенаправленность действий, соподчинение мотивов, произвольность деятельности, которые обеспечивают возможность сдерживать ребенку свои непосредственные желания в требующих этого ситуациях, только развиваются. Важную роль в деятельности дошкольников играют мотивы, связанные с интересом к деятельности, познавательные мотивы, мотивы установления положительного взаимоотношения с другими людьми, мотивы достижения успеха, нравственные и общественные мотивы, однако еще отсутствуют мотивы личностного роста, характерные для старших возрастов [5, 8].
Несмотря на то, что для дошкольного возраста характерны яркие, непроизвольные чувства, резко «вспыхивающие» и так же быстро угасающие, старшие дошкольники в значимых и требующих самоконтроля ситуациях уже могут сдерживать свои чувства, регулировать или скрывать их проявления [8]. Наряду с эмоциональной регуляцией у старших дошкольников начинают развиваться такие качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, ответственность, обеспечивающие волевую регуляцию поведения. Важным моментом является становление самосознания (более высокая, в сравнении с предыдущими возрастными этапами, осознанность мотивов собственной деятельности, более объективная оценка своих способностей, качеств личности и поведения, однако еще наблюдается тенденция к завышенной самооценке) [5, 8].
В развитии познавательной сферы дошкольников также существуют свои особенности. Основным видом мышления выступает наглядно-образное, которое позволяет ребенку при решении каких-либо задач опираться не на конкретные действия и предметы, а на представления о них. Однако многие дети старшего дошкольного возраста показывают наличие зачатков понятийного мышления, его отдельных элементов. С развитием мышления тесно связаны и изменения в речи ребенка. К концу дошкольного возраста помимо качественных, происходят и функциональные преобразования (речь становится средством мышления и участвует в постановке цели и планировании деятельности) [8].
Таблица 1 - Структура познавательной активности старших дошкольников
Блоки Компоненты
Мотивационно-потребностный Любознательность Познавательный интерес Познавательная потребность
Регуляторный Самостоятельность Настойчивость Инициативность Произвольность эмоциональных проявлений
Деятельностный Вопросительно-исследовательская активность Познавательная позиция
Результативный Объективные показатели познавательной деятельности
Рефлексивно-оценочный Самооценка своей познавательной активности
На основании структуры познавательной активности студентов, разработанной Т.А. Гусевой, и перечисленных выше особенностей старшего дошкольного возраста, структуру познавательной активности старших дошкольников можно представить следующим образом (смотри табл. 1).
В соответствии с выделенными компонентами познавательной активности для старшего дошкольного возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:
- методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [2];
- методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности [2];
- методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич), «Модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту» (Э.А. Баранова), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности [2];
- методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений [6];
- методики «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова) и «Оценка вопросительных проявлений у детей» (Т.А. Серебрякова), направленные на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач [2];
- методика «Идеальный компьютер» (М.А. Холодная), применяемая для изучения меры открытости познавательной позиции [9];
- бланк оценки результатов познавательной деятельности дошкольников, предлагаемый воспитателям для мониторинга объективных результатов в таких занятиях, как окружающий мир, развитие речи, грамота, математика;
- авторская модификация методики «Лесенка», представляющая собой 7 лесенок с описаниями, соответствующими основным компонентам познавательной активности. С помощью данной методики выявляется адекватность и уровень самооценки ребенком своей познавательной активности по компонентам, описанным выше.
Таблица 2 - Результаты исследования познавательной активности старших дошкольников
Компоненты Методики Уровень,%
Низ. Сред. Выс.
Любознательность «Сказка» 41,9 - 58,1
Познавательный интерес «Волшебный цветок» 37,8 44,9 17,3
Познавательная потреб- «Таинственное письмо» 7,1 35,7 57,2
ность Познавательная потребность дошкольника (В.С. Юркевич) 0 25,5 75,5
Самостоятельность «Изучение волевых проявлений» 5,1 48 46,9
Настойчивость (Г.А. Урунтаева) 44,9 - 55,1
Инициативность 50 - 50
Произвольность эмоцио- 42,9 - 57,1
нальных проявлений
Вопросительно- «Вопрошайка» 75,5 - 24,5
исследовательская активность Оценка вопросительных проявлений у детей (Т.А. Серебрякова) 0 45,9 54,1
Мера открытости познава- «Идеальный компьютер» 45,9 54,1 0
тельной позиции
Объективные показатели по- Оценка результатов познава- 11,2 62,2 26,6
знавательной деятельности тельной деятельности
Самооценка своей познава- Методика Уровень 4 54,1 41,9
тельной активности «Лесенка» Адекватность 7,1 44,9 48
Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, во-первых, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории, а во-вторых, они направлены на работу исследователя не только с детьми, но и с их родителями и воспитателями. Это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов.
В апробации диагностического комплекса приняли участие 98 детей в возрасте 6-7 лет, воспитывающиеся в детских садах г. Таганрога, их родители и воспитатели. Результаты диагностики познавательной активности представлены в виде таблицы 2.
Как видно из таблицы, для детей старшего дошкольного возраста характерно проявление примерно в равной степени как выраженной, так и не выраженной любознательности. Наблюдается, в основном, проявление низко- и средневыраженного познавательного интереса, но при этом выявляется средняя и высокая степень напряженности познавательной потребности. Изучение волевых проявлений позволило выяснить, что отсутствие и наличие инициативности, настойчивости и произвольности эмоциональных реакций, как и наличие среднего и высокого уровня развития самостоятельности, обнаруживается у старших дошкольников в одинаковой степени.
По оценке родителей, 54% детей имеют высокий уровень развития вопросительно-познавательной активности, а остальные - средний. Однако обследование детей с помощью методики «Вопрошайка», предполагающее непосредственное взаимодействие исследователя с ребенком, показало, что только 25% детей имеют проблемный тип постановки и решения задач, то есть высокий уровень вопросительно-исследовательской активности. По оценке воспитателей познавательной деятельности дошкольников, большая часть детей (62%) получили средние показатели, высокие результаты познавательной деятельности были выявлены у 27%, а низкие - у 11% детей. При этом результаты оценки познавательной деятельности дошкольников коррелируют с результатами обследования их познавательной активности, что свидетельствует о необходимости развивать в детях их собственную, природную активность для более успешного дальнейшего обучения в школе. Также в ходе исследования было выявлено, что для старших дошкольников характерна средняя и высокая самооценка своей познавательной активности. При этом адекватную самооценку проявляют 45% детей, а у 48% наблюдается завышенная самооценка своей познавательной активности, что может объясняться возрастными особенностями.
Особенно значимые результаты были получены при исследовании меры открытости познавательной позиции. Так как в дошкольном и даже в младшем школьном возрасте еще не развито абстрактно-логическое мышление, позволяющее мыслить и оперировать абстрактными, объективированными категориями, дети еще не в состоянии проявлять открытую познавательную позицию. Однако тенденция к этому наблюдается в форме смешанной познавательной позиции, которую проявили 54% респондентов. Данные результаты имеют особую практическую значимость, так как методика «Идеальный компьютер» не использовалась ранее для обследования данной возрастной категории.
Таким образом, в ходе нашего исследования был подобран комплекс методик, позволяющих изучить уровень развития познавательной активности старших дошкольников по компонентам, выделенным для данной возрастной категории. Апробация данного диагностического комплекса показала его эффективность, возможность всестороннего изучения познавательной активности детей, что может быть использовано для формулирования более точных рекомендаций для педагогов и родителей по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 1968. - 139 с.
2. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет // Вопросы психологии. - 2007. - № 4 - С. 45-55.
3. Гусева Т.А. Стили познавательной активности личности студентов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2009.
4. Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / ред.-сост. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. -Ростов-на-Дону, 2008. - 2-е изд.. - 349 с. - (Серия «Психологический практикум»).
6. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
7. Прихожан Н.В. Познавательная активность // Школьный психолог. - 2010. - № 43.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2001. -
272 с.
10. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2005. - 392 с.