12. Филоненко Т.А. Play the movie (Смотрим фильм): Современный английский язык на материале видеофильмов «Шрек», «Шрек-2». -Самара: Изд-во МИР, 2009. - 59 с.
13. http://kiniska.com/drama/2338-zemlya-obetovannaya.html
14. Hatam A.H. and Shafiei S.The evaluation of the effectiveness of ESP courses in enhancing technical translation proficiency: a case study of ESP course for mechanical engineering students, English Language Teaching, Vol. 5, № 5, pp. 68-79,May 2012.
15. Hossain Md.J.ESP needs analysis for engineering students: a learner centered approach, Presidency University, Vol. 2, № 2, pp. 16-26, July 2013.
Поступила в редакцию 27.02.2014; в окончательном варианте 01.04.2014
UDC 372.881.111.1
ESL STUDENTS' TOLERANCE DEVELOPMENT
I.U.Sukhanova1, T.A.Filonenko2
Samara State Technical University 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100 :E-mail: [email protected] 2 E-mail: [email protected]
This article is devoted to the problem of using authentic videos with ESL students. The authors emphasize that nowadays all sciences and technologies are interrelated. We have developed the cross-cultural material based course-books concept and consider them extremely significant from the point of view of main pedagogical goals achievement. The conclusions are proved by theoretical and practical studies.
Key words: ESP,cross-cultural competence, cross-cultural communication.
Original article submitted 27.02.2014; revision submitted 01.04.2014
Irina Y. Sukhanova (PhD), Associate professor, the department of foreign languages. Tatiana A. Filonenko (PhD), Associate professor, the department of foreign languages.
УДК 378
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ВЕКТОРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В.П. Сухинин, М.В. Горшенина
Самарский государственный техническийуниверситет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Понятие «образовательная среда» является важной характеристикой образовательного процесса. Представлена диагностика образовательной среды вуза с помощью ме-
Валентин Павлович Сухинин, доктор педагогических наук, профессор, проректор по управлению филиалом Самарского государственного технического университета. Маргарита Владимировна Горшенина, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Педагогика и управление социальными системами».
189
тода векторного моделирования. Выявляются педагогические условия, позволяющие стимулировать образовательную активность студентов.
Ключевые слова: образовательная среда, векторное моделирование образовательной среды, типология образовательной среды, мотивация.
Социально-экономические преобразования в России вызывают необходимость модернизации не только экономики и производства, но и образования. Образование становится главным воспроизводителем «интеллектуального капитала», основным оружием конкурентной борьбы как для индивидуумов,так и для компаний. Если компания хочет привлечь и удержать людей, то она должна предоставить им возможность учиться [1].
В последнее время в различных публикациях по педагогике, социологии, философии всечаще встречается понятие «образовательное пространство». Нередко оно отождествляется с понятиями «образовательная среда», «образовательное поле». Имеющаяся путаница в понятиях вызвана тем, что до сих пор не сложилось единого определенияпонятия «образовательное пространство» (определение данного понятия отсутствует в БСЭ, «Педагогическом словаре», «Словаре русского языка», «Педагогической энциклопедии» и др.). Приведем определения данного понятия некоторыми авторами.
И.А. Сурина понимает под образовательным пространством «упорядоченность социальных взаимодействий в образовательном измерении и их результат, ожидаемый в процессе импликации общественного и личностного, объективного и субъективного начал социальной реальности» [2].
Ю.Н.Михайлова считает, что образовательное пространство - «это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, студентами, их родителями и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования» [3].
Ряд исследователей трактуют образовательное пространство как особый вид пространства, место, охватывающее личность и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого становится приращение индивидуальной культуры студента [4].
По мнению Л.Л. Редько и Р.М. Чумичёвой, образовательное пространство -«это целостное единое образование, состоящее из взаимообусловленных и взаимодействующих линий-пространств, ступеней, пластов, «сред» социально -образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в пространстве является входящим элементом» [5].
Различные аспекты образовательного пространства рассматриваются в работах И.Л. Беккер,С.К. Бондыревой,Г.В. Жеребятниковой,В.Н. Журавчик,В.А. Касторновой, Н.Б. Погребова, Э.К. Самерхановой,И.К. Шалаева,В.А. Ясвинаи др. Все авторы отмечают следующие характерные черты образовательного пространства: структурированность, организованность и содержательность.
В процессе функционирования образовательное пространство создает внутри себя образовательную среду. Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательная среда - это совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность [6].
190
В.А. Ясвин определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ееразвития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7]. Автор выделяет три основных компонента образовательной среды:
- пространственно-архитектурный -архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки и пр.;
- социальный - определяет характер взаимоотношений между студентами, студентами и преподавателем в процессе обучения;
- психодидактический -включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом профессиональные компетенции, организацию обучения.
Создавая ту или иную образовательную среду вуза, мы тем самым воздействуем на определенные факторы мотивации студента. По двухфакторной модели мотивации Ф. Герцберга, пространственно-архитектурный компонент образовательной сре-дыобеспечивает наиболее важные для студента гигиенические факторы, а социальный и психодидактический компоненты - факторы мотивации, такие как общность, значимость, причастность, карьерный рост. Человек также может формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая индивидуальную образовательную траекторию или занимаясь самообразованием. Следовательно, для повышения качества обучения необходимо создать такую образовательную среду вуза, которая максимальным образом мотивирует студентов к обучению, к освоению профессии.
Современные психологи Н. Хоув и У. Штраус утверждают, что каждому временному отрезку соответствует свое поколение людей со своими определенными особенностями в поведении. С начала прошлого века прошло шесть поколений. Нынешние студенты - это поколение «У», поколение сети, они являются потребителями различных медиаресурсов: Интернет, социальные сети, компьютерные игры и т. д. Это поколение не стремится получить глубинное, фундаментальное образование, оно предпочитает развитие сразу в нескольких областях. Люди этого типа обладают высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией к окружающей среде. Из этого следует, что мотивировать таких людей не просто. Вместе с тем они легко адаптируются к корпоративной сети, уверены в себе, нацелены на результат.
Развивая идеи Я. Корчака, В.А. Ясвин предлагает методику векторного моделирования образовательной среды. Образовательная среда рассматривается в системе координат «свобода - зависимость» и «активность - пассивность» (рис. 1).
Данная методика использовалась для определения образовательной среды филиала СамГТУ в г. Сызрани. Было проведено анкетирование среди студентов 1-4-х курсов и среди студентов, обучающихся на базовой кафедре ОАО «Тяжмаш».
Классическая школьная система, как правило, ориентирована на догматическую образовательную среду, поэтому студенты-первокурсники в начале адаптационного периода в вузе испытывают определенную долю растерянности и их оценка образовательной среды варьируется от «безмятежной» до «творческой». После прохождения периода адаптации оценка образовательной среды студентами 1-го и 2-го курсов практически совпадает и попадает в зону карьерной среды активной зависимости (рис. 2).
Анкетирование показало, что 83,9 % студентов оценили образовательную среду Сф СамГТУ как карьерную среду активной зависимости, 9,2% студентов по-прежнему считают среду догматической, 6,7% студентов оценивают среду как карьерную среду зависимой активности и лишь 0,2% студентов полагают, что
создана творческая образовательная среда. Полученные результаты объясняются тем, что в большинстве своем студенты относятся к среде прагматично, как к средству удовлетворения потребности в карьере. Карьерная среда активной зависимости ориентирована на интересы преподавателя. Существующая рейтинговая система оценки деятельности студентов стимулирует у них определенную активность, но интересы студентов по-прежнему не учитывает. Попытки преподавателей привлечь студентов в НИРС путем выставления дополнительных баллов рейтинга также не способствуют развитию инициативы у студентов.
АКТИВНОСТЬ
Типичная творческая среда ^
\
\
СВОБОДА <-
Типичная безмятежная среда
/
/
/
/
Типичная карьерная среда
ЗАВИСИМОСТЬ
\
\ Типичная
^^ догматическая среда
ПАССИВНОСТЬ Рис. 1. Модель образовательной средыВ.А. Ясвина
АКТИВНОСТЬ Карьерная среда
зависимой активности
СВОБОДА
/ \
/ \ ✓ \
Карьерная среда активной зависимости
ЗАВИСИМОСТЬ
ПАССИВНОСТЬ Рис. 2. Векторная модель образовательной средыСф СамГТУ
Восприятие образовательной среды вуза студентами старших курсов меняется в сторону карьерной среды зависимой активности (76,6% студентов).17% студентов по-прежнему считают еесредой активной зависимости, 0,1% -догматической средой; увеличивается число студентов, считающих образовательную среду вуза творческой. Это объясняется тем, что на старших курсах увеличивается доля заданий, имеющих практическую направленность, возрастает доля индивидуальной работы, меняется характер взаимодействия между преподавателем и студентом. Преподаватель
начинает играть роль тьютора, но при этом его доминирующая роль в процессе обучения сохраняется, что не позволяет сделать образовательную среду вузатворческой.
Аналогичные результаты были получены и для студентов, обучающихся на базовой кафедре ОАО «Тяжмаш» (см. таблицу), за исключением того, что большинство этих студентов изначально оценивают образовательную среду как среду зависимой активности. Такая среда более адекватна задачам личностно-профессионального развития студентов, поскольку позволяет им самим создавать для себя новые развивающие возможности, используя предлагаемые средой ресурсы.
Оценка студентами ОАО «Тяжмаш» образовательной среды вуза, %
Тип среды Ку рс
1-й 2-й 3-й 4-й
Догматическая среда 13,3 7,6 0,1 0
Карьерная среда активной 19,5 13,8 17,6 9,8
зависимости
Типичная карьерная среда 0,2 0 0 0,1
Карьерная среда зависимой 67,0 78,5 80,0 82,1
активности
Творческая среда 0 0,1 2,3 8,0
Безмятежная среда 0 0 0 0
Данные результаты объясняются особенностями организации образовательного процесса в данных группах:днем студенты находятся на рабочих местах, а вечером учатся в аудиториях. Но и здесь доля студентов, оценивающих образовательную среду базовой кафедры как творческую, невелика.
Каждая образовательная среда формирует свой тип личности. П.Ф. Лесгафт и Я. Корчак [7] отмечают, что для карьерной среды активной зависимости характерны ложь, иерархия, формализм, злорадство,чтоона формируету обучаемого такие качества, как симулирование, заискивание, хитрость, подхалимство. Карьерная среда зависимой активности характеризуется бездуховностью, высокомерием, завистью, материальным поощрением, формирует честолюбивую личность, основными качествамикоторой становятся упорство, расчет, самоуверенность, любовь к власти. Как показывает опыт работы в«Тяжмаш»-группах, эти студенты действительно стремятся к реальным достижениям. Эмпирическими характеристиками творческой среды являются свобода, творчество, терпимость, нравственность, уважение, что позволяетформироватьу студентов смелость, предприимчивость, склонность к постоянной деятельности и энтузиазм. Именно такие личности и востребованы на современном производстве. Увеличение доли таких студентов в «Тяжмаш»-группах, с нашей точки зрения, объясняется феноменом «духа организации».
Понятие «дух организации» противоположно понятию «общественный ветер», данномуВ.А. Ясвиным [7]. «Общественный ветер» -это общая направленность воздействия на личность существующей социальной среды, что очень важно для поколения «У». Социальная среда всегда действует вопреки направлению действия образовательной средыи меняет еевектор на 45о в сторону «пассивности и зависимости». Оставшихся без преподавателя студентов общественный ветер «сносит» вмалоподвижную догматическую среду, лишенную активных ресурсов карьерной образовательной среды. Такие студенты, как правило, начинают пропускать занятия, становятся замкнутыми и равнодушными. «Дух организации»
всегда направлен в сторону большей активности и свободы, он позволяет изменить вектор образовательной среды в сторону «свободы и активности». Студенты базовой кафедры много времени проводят вместе, общаются через социальные сети, совместно решают производственные и учебные задачи, участвуют в общественных мероприятиях завода и университета, отслеживают карьерный рост друг друга, создавая тем самым конкуренцию. На этапе итоговой аттестации проводится конкурс дипломных работ, победители которого получают существенную премию. Такая образовательная среда способствует формированию мотивационных факторов, таких как общность, значимость, пригодность, обучение. Как результат - повышение успеваемости(в среднем успеваемость групп базовых кафедр на 0,4 балла выше успеваемости в обычных группах). Следовательно, и в обычных группах Сф СамГТУ необходимо создавать такие условия, при которых студенты могут развиваться не только в учебной деятельности, но и в научной, в спорте, творческой, общественной работе. Ежегодно проводимые в филиале конкурсы на лучшую студенческуюгруппу показывают, что лучшей становится та группа, которая не только показывает хорошую успеваемость, но и активно проявляет себя в других видах деятельности.
Победители конкурса в 2013 году показали следующие результаты (из 100 возможных баллов):
- успеваемость - 75 баллов;
- общественная работа - 40 баллов;
- спортивная работа - 100 баллов;
- научная работа - 60 баллов;
- участие в университетских мероприятиях - 40 баллов.
Таким образом, создание творческой образовательной среды остается актуальной задачей современного вуза. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, что существенно повышает не только качество обучения, но и самореализацию человека в социуме. А это особенно важно для людей типа«У».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нордстрем К.,Риддерстрале Й.Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 336 с.
2. Сурина И.А. Образовательное пространство: определение, структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы. Вып. 35. 2010. -С. 250-260.
3. Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. - 2010. - №5. - С.19-25.
4. Университет как центрокультуропорождающее образование. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ 2004. -279 с.
5. Чумичёва Р.М.,Редько Л.Л.Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 24 с.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО,1999. - 538 с.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Поступила в редакцию 17.03.2014; в окончательном варианте 17.03.2014
UDC378
DIAGNOSTICSOFTHEEDUCATIONALUNIVERSITYENVIRONMENT BYMEANSOFVECTORMODELING
V.P.Sykhinin, M.V. Gorshenina
SyzranDepartmentofSamaraStateTechnicalUniversity 45,SovetskayaStr., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
The concept "educational environment" is the important characteristic of educational process. Diagnostics of the educational environment of higher education institution is presented in the article by means of a method of vector modeling. The pedagogical conditions that stimulate the educational activity of students are identified.
Keywords: educational environment, vector modeling of the educational environment, typology of the educational environment, motivation.
Original article submitted17.03.2014; revision submitted 17.03.2014
Valentin P. Sykhinin, the head of the branch of Samara State Technical University in Syzran, doctor of pedagogical sciences.
Margarita V. Gorshenina, thehead pedagogics and management chair social systems, candidateof pedagogical sciences.
УДК 378
КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЯЗЫКОВОЙ ТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Е.В. Сухова, Н.М. Лапшина
Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматриваются критериально-ориентированные тесты учебных достижений и их роль в объективной оценке знаний студентов при обучении иностранному языку. Анализируются типичные ошибки, часто допускаемые при разработке тестов данного типа.
Ключевые слова: оценка, критериально-ориентированный тест, тест учебных достижений, ошибки при разработке теста.
Одним из важных и, пожалуй, самых трудных аспектов работы преподавателя является оценка результатов обучения [1]. Неадекватная оценка знаний - наиболее частая причина конфликтов между студентом и преподавателем. В возникновении таких конфликтов большую роль играют субъективные факторы: необоснованные
Елена Всеволодовна Сухова, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки». Наталья Марковна Лапшина, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки».
195