Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ'

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Римма Арташессовна, Угренинова Мария Александровна, Сизова Ольга Алексеевна

В статье раскрываются теоретико-методические основы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Проводится параллель с возрастными особенностями развития ребенка. Рассматривается важность музыкального искусства в дошкольном воспитании и развитии. В рамках работы проводится анализ научных трудов в области психолого-педагогических исследований. Анализируются исследования отечественных педагогов, занимающихся изучением специфики данной проблематики. Раскрываются основные термины и понятия в области музыкально-педагогической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Римма Арташессовна, Угренинова Мария Александровна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF MUSICAL ABILITIES: SPECIFICS AND INSTRUMENTATION

The article reveals the theoretical and methodological foundations for the development of musical abilities in preschool children. A parallel is drawn with the age-related characteristics of the child's development. The importance of musical art in preschool education and development is considered. As part of the work, the analysis of scientific works in the field of psychological and pedagogical research is carried out. Analyzed are the studies of domestic teachers who study the specifics of this issue. The basic terms and concepts in the field of musical and pedagogical diagnostics are revealed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ»

Литература:

1. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов- магистров) // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. -№ 3 (16). - С. 120-123.

2. Харламова Н.С. Профессионально ориентированный текст как объект обучения // Вестник МГЛУ. -2016. - Выпуск 9 (748). - С. 118-126.

3. Таканова О.В. Профессиональная направленность как один из основополагающих принципов педагогической деятельности. // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики. // Сборник трудов IX научно-методической конференции - Кострома: Изд. КГТУ, 2015. - С. 223-224

4. Ильичёва Н.В. Аннотирование и реферирование: учеб. пособие/ Ильичёва Н.В., Горелова А.В., Бочкарёва Н.Ю. - Самара: изд-во Самарского госуниверситета, 2003. - 100 с.

5. Анисов А.М. Что такое наука? // Вестник РУДН. - 2011. - № 3. - С. 120-130.

6. Лукьянченко М.В., Зайцев А.А. Растениеводство. - М: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014. - 118 с.

Педагогика

УДК 37

проректор по учебной работе, заведующий кафедрой фортепиано, профессор Ульянова Римма Арташессовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородская государственная

консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород);

преподаватель кафедры продюсерства и музыкального

образования Угренинова Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель кафедры продюсерства и

музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация. В статье раскрываются теоретико-методические основы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Проводится параллель с возрастными особенностями развития ребенка. Рассматривается важность музыкального искусства в дошкольном воспитании и развитии. В рамках работы проводится анализ научных трудов в области психолого-педагогических исследований. Анализируются исследования отечественных педагогов, занимающихся изучением специфики данной проблематики. Раскрываются основные термины и понятия в области музыкально-педагогической диагностики.

Ключевые слова: музыка, музыкальные способности, развитие, дошкольный возраст.

Annotation. The article reveals the theoretical and methodological foundations for the development of musical abilities in preschool children. A parallel is drawn with the age-related characteristics of the child's development. The importance of musical art in preschool education and development is considered. As part of the work, the analysis of scientific works in the field of psychological and pedagogical research is carried out. Analyzed are the studies of domestic teachers who study the specifics of this issue. The basic terms and concepts in the field of musical and pedagogical diagnostics are revealed.

Keywords: music, musical abilities, development, preschool age.

Введение. Старший дошкольный возраст является одним из важнейших этапов развития ребенка: в этот период формируются новые психологические механизмы игровой и социальной деятельности, а также совершенствуется процесс саморегуляции. В возрасте 5-7 лет дети уже стараются самостоятельно объяснить и осмыслить полученную информацию. Поэтому, при разрабатывании подходов к музыкальному воспитанию, прежде всего, должно лежать знание того, что данный возраст - это не период подготовки к усвоению музыкальной программы в последующих этапах, а абсолютно «самоценное явление» при вхождении в искусство познания музыки.

Изложение основного материала статьи. Достаточно длительное время не прекращаются споры о том, насколько ранним должен быть процесс различения и развития музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста.

В своих исследованиях Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, Г.Р. Шашкина и О.Л. Сергеев обращают внимание на то, что сегодня в условиях детского сада в основном проводится диагностические исследования по следующим компонентам развития музыкальных способностей: «точность музыкального слуха», «чувства ритма» и «развитию музыкальной памяти». Существует система специально разработанных тестов, которые позволяют нам достаточно точно определить уровень развития той или иной способности [61.

Старший дошкольный возраст является самым продуктивным возрастом, когда можно поднять уровень не только музыкальных способностей, но и способностей в других образовательных областях. По мнению Б.М. Теплова [111 и А.В. Запорожца [41, именно старший дошкольный возраст наиболее соответствует всем требованиям и условиям, которые располагают к поднятию уровня музыкальных и творческих способностей.

Старшие дошкольники эмоционально отзывчивы, с интересом относятся к занятиям творческой направленности, мышление работает интенсивно. Поэтому именно в это время педагоги должны научить

детей активно воспринимать и «переживать» музыкальные произведения. В данный период детская музыка может пробудить в детях творческую активность, эмоциональную отзывчивость и эмпатию.

Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы - все это разные грани музыкальной деятельности, которая доступна ребенку этого возраста.

Среди множества методик, направленных на развитие певческого голоса детей старшего дошкольного возраста, можно выделить одну из самых эффективных: «Методику музыкального воспитания и развития ребенка» Н. А. Ветлугиной, крупного специалиста-исследователя - заведующей лабораторией эстетического дошкольного воспитания [3].

Совместно с Е.Н. Тиличеевой, Н.А. Ветлугина создала «Музыкальный букварь», в котором особое внимание уделено развитию детского музыкального слуха. Рассматривая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, Н.А. Ветлугина говорит о том, что «на пятом и шестом году жизни ребенок способен к целостному восприятию образа. Наряду с этим, он способен выделять и различать средства «музыкального языка» и использовать их в исполнении песен» [3].

Определяя значение пения, Н.А. Ветлугина опирается на слова К.Д. Ушинского о том, что «песня способна несколько отдельных чувств слить в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце». Наряду с этим, автор подчеркивает, что «пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения».

Перед детьми старшего дошкольного возраста стоит целый ряд задач при освоении процесса пения. К ним можно отнести не только формирование певческих умений и навыков исполнения, но и развитие музыкального слуха, расширение диапазона голоса ребенка, избавление от «гудения» у не совсем точно поющих детей, помощь в самовыражении и эмоциональной исполнительской деятельности, обучение ребенка самостоятельному исполнению песни, как в сопровождении инструмента, так и a capella.

Н.А. Ветлугина утверждает, что для решения названных задач необходимы вокальные и хоровые навыки. К вокальным навыкам автор относит звукообразование, дыхание и дикцию. К хоровым -взаимодействие ансамбля (правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра) и строя (точного, чистого певческого интонирования) [8].

Когда велись интенсивные научные разработки относительно музыкальной ритмики, то в этом направлении достигли достаточно больших успехов ряд отечественных и зарубежных педагогов, психологов, музыкантов, музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Среди них необходимо отметить Е.В. Конорову, В.И. Гринера, Н.П. Збруеву, М.А. Румер, А.В. Кинеман, Н.А. Ветлугину, М.Л. Палавандишвили.

Что касается практической работы именно с детьми дошкольного возраста в области музыкальной ритмики, то необходимо отметить таких известных исследователей, как Н.А. Метлова, Л.С. Генералова, С.Д. Руднева, Т.П. Ломова, Ю.А. Двоскина и др.

В старшем дошкольном возрасте, как в периоде развития, ребенок имеет очень большую потребность в движениях, которая обусловлена интенсивным ростом, поэтому необходимо учитывать важность «моторического» развития, а также всестороннего развития методом сочетания музыки и движений.

Именно в движении ребенок познает окружающий мир более эффективно и с наилучшими результатами. Для этого в дошкольных организациях предусмотрены различные виды игр, танцевальных занятий, при проведении которых просто необходимым атрибутом является музыкальное сопровождение, так как это помогает интенсивности и раскрепощенности движений.

Другая особенность заключается в том, что у всех детей музыкальные способности проявляются в разный период времени, и отличаются по своей интенсивности и предметной направленности. Кто-то проявляет все способности в раннем детстве, на первом году жизни, что свидетельствует о яркой музыкальности ребенка.

У части детей музыкальные способности раскрываются значительно позже, поэтому предсказать музыкальное будущее того или иного ребенка достаточно сложно. Для этого необходимо проводить диагностику музыкальных способностей ребенка примерно два раза в год в условиях дошкольных организаций.

Воспитатели и педагоги детского сада в процессе воспитания чувства ритма используют в процессе повышение рациональной организации движений, а также непосредственно работоспособность старших дошкольников в процессе овладения движениями как навыками и умениями, которые представляют также не только музыкальное, но физическое развитие.

Одним из основных направлений развития ритмического слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения является игра на детских музыкальных инструментах. Ребенку необходимо донести при этом, что сыграть мелодию «на слух» можно только тогда, когда у него уже имеются некоторые музыкально-слуховые представления о том, как расположены звуки в данной мелодии (по высоте), а также необходимо наличие начальных представлений о ритме (длительности звуков).

Л.В. Малахова при исследовании вопросов развития способности «чувства ритма» говорит о том, что в процессе обучения дошкольники со временем чувствуют и воспроизводят музыкальный ритм посредством различного рода движений, например, с помощью хлопков или ходьбы. Далее педагоги уже могут поручить дошкольникам самостоятельно сыграть на определенных инструментах: бубне, колокольчиках, барабане, металлофоне, деревянных ложках и т.д.

Безусловно, что в начале подобного обучения дошкольнику необходима помощь взрослого, так как он помогает детям «попасть в такт», а в последующем ребенок уже обычно сам может поймать тот или иной ритм мелодии. При такой работе задания, которые даются дошкольникам, выглядят следующим образом: предлагается воспроизвести уже знакомую ранее мелодию со словами при помощи одного звука, но ритм должен при этом быть достаточно точным и соответствовать ритму стихов песенки [5].

Также музыкальный руководитель в своей работе достаточно часто использует метод «прохлопывания» исполняемого ритмического рисунка или сам подыгрывает ребенку на музыкальном инструменте, ведь именно так детям легче уловить ритм.

После того, как дошкольники прослушали определенную музыкальную мелодию в исполнении музыкального руководителя (обычно несколько раз), они пробуют определить «единицу пульсации», то есть

разобраться какие длительности - самые короткие, какие - самые долгие. Далее при помощи повторного прослушивания должен определиться темпо- и метроритм мелодии.

Как уже отмечалось, музыкальное развитие ребенка происходит у каждого ребенка по-разному, поэтому и в дошкольную организацию они приходят с различным уровнем музыкального опыта, который до детского сада полностью зависел от их родителей. Обычно воспитателем берется за основу положение, что исходный музыкальный слух необходимо и можно развивать, независимо от того, обладает уже ребенок этой способностью или еще нет.

0.Н. Арсеневская обращает внимание на то, что в связи с тем, что в детских дошкольных учреждениях, занятия и игры на движения обычно происходят совместно в тесной взаимосвязи, ритмических слух практически у каждого ребенка на музыкальных занятиях совершенствуется планомерно, и, в общем, непринужденно. Дети дошкольного возраста склонны к подражанию, поэтому все движения под музыку практически всегда наделяются игровым смыслом, и ребенок охотно принимает участие, в такого рода занятиях [21.

Необходимо отметить, что для того чтобы добиться осознанности ритмического развития песен, сначала необходимо сделать так, чтобы дошкольники получили осознанное ощущение равномерной пульсации и могли передать ее достаточно точно при помощи определенных движений, например, в танце. Дети должны сделать это без помощи взрослого.

Перед тем, как приступить к исполнению какой-либо песни, необходимо провести выделение ритма для дошкольников, например, с помощью хлопков. Далее необходимо произносить песни в достаточно медленном темпе, для того, чтобы дошкольники могли воспринимать расчленение звуков и слов и в соответствии с этим следовать ритму песни. Для начала необходимо выбирать такой музыкально-песенный репертуар, в котором парные восьмые и четверти присутствуют сразу с первых нот мотива.

Когда производится работа по развитию ритмического слуха, необходимо уделять пристальное внимание расстановке пауз. Другими словами, дошкольники должны научиться ощущению равномерной пульсации, которая и предопределяет ритмический рисунок. Для того, чтобы паузы были правильно поставлены, необходимо сначала их показывать определенно выбранным для этого движением со стороны взрослого. Это движение обязательно должно отличаться от движения, которым обозначаются нотные длительности. Данное условие обязательно при развитии чувства ритмического слуха, оно поможет дошкольникам по движениям почувствовать основные отличия звучания звука и певческой паузы.

Выводы. Бесспорно, что музыка, воздействуя на воображение и эмоциональность ребенка, является фундаментальной основополагающей для развития творческих способностей. С помощью этого вида искусства дети начинают не только более чутко различать весь спектр человеческих эмоций, но и лучше осознавать свои собственные, тем самым раскрывая свой внутренний мир. Детское музыкальное творчество очень важно для полноценного и всестороннего развития личности ребенка.

Литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 112 с.

2. Арсеневская, О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы. Занятия, игры, упражнения. - М.: Учитель, 2017. - 204 с.

3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 240 с.

4. Запорожец, А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1996. - 247 с.

5. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей. - М.: Феникс, 2016. - 144 с.

6. Медведева, Е.А., Комисарова, Л.Н., Шашкина, Г.Р., Сергеев, О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М.: Академия, 2012. - 224 с.

7. Медведева, Т.Ю. Вокальное исполнительство как средство формирования у ребёнка ценностного отношения к труду / Т.Ю. Медведева, М.Д. Дикаркина // Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 26-28 апреля 2018 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. -С. 44-46.

8. Медведева, Т.Ю. Особенности формирования музыкального вкуса / Т.Ю. Медведева, А.Н. Медведев // Культура, образование и искусство: традиции и инновации: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов, преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, студентов научно-практической конференции, посвященной 110-летию нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, 22 апреля 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 30-32.

9. Медведева, Т.Ю. Роль творческой деятельности в эстетическом воспитании подрастающего поколения / Т.Ю. Медведева, Д.М. Фомина // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2018 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 131-133.

10. Назарова, Ю.А. Развитие способности восприятия художественного образа у учащегося в процессе обучения в детской школе искусств / Ю.А. Назарова, В.А. Карнаухова // Культура, образование и искусство: партнерство семьи и дополнительного образования в формировании профессиональных ценностей : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 26-28 апреля 2018

года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 111-114.

11. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия, 2011. - 384 с.

12. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. - М.: Юрайт. Высшее образование, 2020. - 214 с.

13. Шацкая, В.Н. Детский голос: Экспериментальное исследование / В.Н. Шацкая. - М., 1970. - 234 с.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются инновационные образовательные технологии системы профессионального образования, анализируются аспекты их внедрения в практическую деятельность, соотносится их содержание и описание с требованиями к содержанию. Инновационные технологии активно применяются в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся. Вместе с тем, авторами подчеркивается особая актуальность применения технологии перевернутого обучения, VR-обучения с применением симуляций и дистанционного образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, технологии обучения, формирование компетенций, активность обучающегося, инновации в образовании.

Annotation. In this article, the authors consider innovative educational technologies of the vocational éducation system, analyze the aspects of their implementation in practice, correlate their content and description with the requirements for the content. Innovative technologies are actively used in the process of forming students' professional competencies. At the same time, the authors emphasize the particular relevance of using the technology of flipped learning, VR learning with the use of simulations and distance education.

Keywords: vocational education, learning technologies, the formation of competencies, student activity, innovations in education.

Введение. Профессиональное образование является сложнейшей многофункциональной системой, направленной на комплексную подготовку обучающихся. В ходе образовательной деятельности педагогом используются различные методы и средства обучения, которые позволяют в наиболее сжатые сроки достигать наивысшей результативности и эффективности. Так, образовательная система Российской Федерации нацелена на применение инновационных технологий в образовании, которые, при должном построении и четкой организации учебного процесса, могут в разы улучшить результативность и качество обучения. Кроме того, процесс внедрения и практического применения инновационных технологий становится ключевой проблемой для педагогов профессионального обучения, поскольку важно не только грамотно встроить данные технологии в процесс учебного занятия, но и внести некоторые корректировки в собственный подход к организации деятельности обучающихся, сдвинув вектор с традиционного, к инновационному.

Формулировка цели статьи - рассмотреть основные инновационные технологии профессионального образования, а также выявить их характерные особенности и способы практического применения.

Изложение основного материала статьи. Динамичность современного мира становится ключом к возросшей потребности не только в качественном, но и актуальном образовании. Стоит отметить, что наивысшая эффективность образования отражается в его способности перестраиваться под текущую экономико-социальную обстановку и иные внешние условия. Применение педагогами инновационных технологий в образовательном процессе направленно на привлечение обучающихся в образовательный процесс с активной позиции обучения. Так, введение и грамотное применение инновационных технологий повышает эффективность и качество образования. Множество исследователей доказали факт того, что внедрение инновационных технологий способствует повышению эффективности достижения образовательных целей и задач, росту результативности обучения, повышению уровня мотивации студентов, а также вовлечению обучающихся в активную деятельность как в рамках учебного процесса, так и за ними [1].

Так, под инновационными технологиями понимаются особые формы и методы, сочетающиеся со способами и умениями педагога в организации учебного процесса, направленные на организацию активного обучения с позиции реализации потенциальных возможностей обучающегося. Стоит отметить, что инновационные образовательные технологии строятся по принципу взаимосвязи трех главнейших (системообразующих) компонентов - использование современного содержания, методов обучения, а также формирование современной инфраструктуры обучения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.