УДК 378
ДИАГНОСТИКА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-
БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
З.Ф. Зарипова, Л.Р. Загитова
Аннотация. Нефтегазовая отрасль имеет стратегическое значение для экономики страны; ее современное состояние актуализирует императив повышения качества профессиональной подготовки. Эффективность поведения и деятельности во многом определяются мотивационными процессами, поэтому изменения мотивационной сферы человека являют собой важный этап формирования личности в процессе обучения. Эмпирически построенный мотивационный портрет студента-бакалавра позволяет увидеть типичные характеристики, учебные проблемы, ценностные ориентации современного студента; достижения и просчеты профориентационных мероприятий; сильные и слабые стороны образовательной организации. Все это даст возможность определить программу совершенствования профессиональной подготовки. В статье представлены анализ результатов анкетирования бакалавров - будущих работников нефтегазовой отрасли, выявляющего мотивы выбора профессии и института; тип профессиональной мотивации. Определены рекомендации и обоснованы механизмы повышения качества подготовки.
Ключевые слова: мотивация, мотив выбора профессии, мотив профессиональной направленности, качество подготовки, нефтегазовое образование, среда квазипрофессиональной реальности.
DIAGNOSTIC OF PROFESSION CHOICE MOTIVES AMONG STUDENTSBACHELORS IN CONNECTION WITH THE TRAINING QUALITY
IMPROVEMENT FOR FUTURE OIL AND GAS INDUSTRY EMPLOYEES
Z. Zaripova, L. Zagitova
Abstract. Oil and gas industry has strategic importance for nation's economy. Its present position makes it actual to increase professional training quality. Behavior and activity efficiency is greatly defined by motivating processes; therefore changes in motivating sphere are the important stage of personality formation during the period of studying. Empirically made motivational portrait of a student gives us possibility to point out typical characteristics, problems in studying, present student's values, strong and weak points of professional and teaching activities. All in all it will give the possibility to draw the programme of professional training improvement. Analysis of future oil and gas industry employees' survey is introduced in this article. It shows the motives of profession and institute choice and type of professional motivation. Recommendations are given and ways of training quality improvement are justified.
Keywords: motivation, profession choice motive, professional motive, training quality, oil and gas education, quasiprofessional reality.
Нефтегазовая отрасль Республики Татарстан (НГО РТ) - одна из базовых подсистем экономики России. НГО РТ активно развивается за счет мероприятий по улучшению освоения действующих месторождений природных ресурсов, находящихся на поздней стадии разработки, совершенствования разведочных работ, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения эффективных методов воздействия на пласт с целью интенсификации добычи нефти и увеличения коэффициента нефтеизвлечения. Бурное развитие получили методы гидроразрыва пластов, физические и химические методы увеличения нефтеотдачи. В условиях инновационно развивающейся нефтегазовой отрасли образование должно реагировать изменениями. Вызовы, стоящие перед НГО РТ, предопределяют проблемное поле
нефтегазового образования. С целью эффективного решения проблем необходимо обновление интеграции образования и производства, что обеспечит переход на качественно новый уровень подготовки высококвалифицированных кадров.
Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ), входящий в научно-образовательный нефтегазовый кластер РТ, ориентирован преимущественно на подготовку кадров для ПАО «Татнефть». На условиях сотрудничества с АГНИ компания содействует: внедрению современных методов обучения на основе информационно-коммуникационных технологий; привлечению топ-менеджеров и лучших инженерных кадров компании для повышения качества образовательного процесса; проведению совместных научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и нормативно-технологических услуг (НТУ); созданию инновационных научно-исследовательских структур; созданию базовых кафедр предприятий, обеспечивающих практическую подготовку при реализации отдельных частей образовательной программы (предметов, курсов, модулей, практик), согласно ст. 27 Федерального Закона об образовании; разработке и внедрению в учебный процесс совместных инновационных магистерских программ. Реализация образовательных программ невозможна без стратегического партнерства с предприятиями - работодателями. Цель стратегического партнерства - обеспечение качества подготовки кадров посредством объединения интеллектуальных, материальных, корпоративных ресурсов. Само собой разумеется, никакого поступательного движения в обеспечении качества не состоится, если личность студента-бакалавра не настроена на будущую деятельность в нефтегазовой отрасли, не видит потребности в соответствующей профессии. То есть достижение желаемых результатов в подготовке кадров, помимо прочего, зависит от мотивации учащихся получить образование в образовательных учреждениях высшего образования нефтегазового профиля. В решении этих проблем не последнюю роль играет анализ процесса профессионального самоопределения бакалавров - будущих работников нефтегазовой отрасли, в частности, особенностей их мотивации выбора профессии.
В 2018 г. было проведено анкетирование студентов-бакалавров всех четырех курсов Энергомеханического факультета АГНИ. На вопросы анкеты ответили в общей сложности 126 человек, в их числе студенты-бакалавры направлений подготовки: 13.03.02
Электроэнергетика и электротехника, 15.03.02 Технологические машины и оборудование, 15.03.05 Конструкторско-технологическое
обеспечение машиностроительных производств, 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств. Средний возраст опрашиваемых - 20 лет. Для опроса использованы: анкета, разработанная коллективом Экспериментального
педагогического центра Братского
государственного университета, дополненная и адаптированная для проводимого исследования; методика Дубовицкой Т.Д. определения уровня профессиональной направленности; методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир) в модификации А.Реана [1-3]. Цель исследования - изучение представлений о
мотивах выбора профессии, поступления в АГНИ; выявление типа профессиональной мотивации; обоснование механизмов повышения качества подготовки и определение соответствующих рекомендаций.
Мотивации и мотивам посвятили исследования В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, П.Я. Гальперин, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, МШ. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. В процессе анализа существенно расходящихся взглядов
исследователей на сущность мотивации в качестве рабочего определения мы приняли следующее: «Мотивация - побуждение, вызывающее к активности организма и определяющее ее направленность» [4, с.293]. Мы исходим из того, что, понимая мотивы, вызывающие активность студента - бакалавра, можно целенаправленно влиять на его поведение и деятельность. Необходимость сравнительного исследования мотивов выбора профессии студентами-бакалаврами обусловлена также анализом формирующегося отношения к выбранной сфере деятельности, и тем, что мотивация связана с конечными целями обучения. Мотивация выбора профессии может продемонстрировать предысторию ее формирования. Разумеется, выбор вуза и профессии определяется не одним мотивом, а целым их комплексом. Нас интересовала структура индивидуальной мотивации респондентов, иерархия их отдельных мотивов. Информация, полученная в процессе исследования, крайне важна для более точной и целенаправленной оптимизации процесса профессиональной подготовки.
«Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью» [5, с.270]. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что самой весомой причиной выбора профессии для респондентов явился интерес к будущей профессии. Диагностика мотивов демонстрирует в целом, что ярко выражен интерес к будущей профессии у 38,9% первокурсников, 40,4% второкурсников, 44% третьекурсников, 66,7% выпускников. Таким образом, примерно у половины участников анкетирования выявлен доминантный тип профессиональной мотивации, согласно классификации мотивов выбора профессии по Э.С. Чугуновой. Тип мотивации влияет не только на эффективность будущей профессиональной деятельности, но и на личность [6, с.313]. На
первый взгляд, явное преобладание устойчивого интереса к профессии является предпосылкой для успешного обучения в вузе. Данный ресурс нужно конструктивно использовать - а для этого формирование универсальных и
профессиональных компетенций, как результатов обучения, можно осуществлять с опорой на личностно значимый интерес к профессии. Однако практика показывает, что только высокого изначального интереса, желания стать компетентным и конкурентоспособным инженером нефтегазовой отрасли, недостаточно. Чрезмерные ожидания в отношении выбранной профессии могут вызвать завышенные ожидания, что может привести в перспективе к еще большим разочарованиям в правильности выбора профессии. Для исключения этой опасности, необходимо включение в учебный процесс технологии контекстного обучения и опора на квазипрофессиональную реальность [1]. Вслед за А.А. Вербицким, А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум указывают, что «творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной» [3, c.155].
С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса, которые опираются на идеальные представления о профессии. В течение всех лет обучения этот показатель неуклонно снижается [3]. В связи с этим необходимо проектировать в институте среду квазипрофессиональной реальности как важнейший образовательный ресурс
профессионального становления студентов-бакалавров. Прообраз этой среды концептуально задает корпоративная социальная сеть (КСС) ПАО «Татнефть». Погружение в практико-ориентированную среду, максимально приближенную как по содержанию, так и форме профессиональной деятельности к условиям производства, обеспечивается участием студентов - бакалавров в выполнении реальных проектов по решению актуальных проблем прикладной области. В проектах КСС в качестве исполнителей работают более 200 студентов. Компонентами среды квазипрофессиональной реальности на первом этапе становятся проектируемые в данный момент конструкторское бюро и лаборатория по изучению и внедрению альтернативных источников энергии.
На втором месте по распространенности и значимости мотив «следовать при выборе профессии совету родителей». Благодаря совету
родителей, выбрали профессию 33,3% первокурсников, 45,2% студентов второго курса, 27,8% и 26,6% соответственно студентов третьего и четвертого курсов. Доля респондентов, последовавших совету родителей при выборе профессии и вуза, варьирует примерно от четверти до половины, в зависимости от возраста. Можно предположить, что определенная доля родителей имеет правильное представление об учебных способностях своих детей, и соответствующая часть респондентов выбрала профессию и вуз недостаточно самостоятельно, под влиянием семьи. Таким образом, у внушительной части респондентов выявлен конформистский (суггестивный) тип
профессиональной мотивации.
Разочарование вызывают показатели по следующим мотивам выбора профессии: «учителя посоветовали», «привлекла известность вуза». Советом учителя при выборе профессии воспользовался только 1 студент из 126 респондентов. Низкие результаты по причине «привлекла известность вуза» служат основанием для размышлений ректорату и НПР вуза о низкой эффективности профориентационной кампании. 11,9% второго и 26,6% четвертого курсов обосновали выбор профессии известностью вуза. Студенты первого и третьего курсов вообще не руководствовались при выборе профессии информацией о вузе. Показатели по указанному мотиву выбора сигнализируют о том, что следует критически переосмыслить комплекс
механизмов, реализующих профориентацию и поддерживающих информационный имидж вуза. Можно предположить, что в РТ и близлежащих регионах России еще только формируется привлекательный имидж АГНИ. Это вполне объяснимо для образовательной организации высшего образования, реализующей обучение в региональном масштабе. Значит, необходима специальная работа, позитивно отражающаяся на презентации института, способствующая формированию и развитию соответствующего образа. Особое внимание необходимо сосредоточить на создании точек «роста» - условий, ситуаций, PR - акций, направленных на улучшение имиджа АГНИ. Эти точки «роста» должны стать прообразом более эффективной и современной системы нефтегазового образования Республики Татарстан, отвечающей в условиях ухудшения макроэкономических показателей
долговременным интересам экономики России.
В современных условиях личность все более обособляется от социума, создавая с помощью информационно-коммуникационных систем
собственный мир. В результате интересы личности, вовлеченной в виртуальную реальность, вступают в имманентный конфликт с традиционными в обществе ценностями и мотивами. В этих условиях традиционный механизм профориентации не отвечает свои задачам. Результаты анкетирования
подтверждают предположение о том, что налицо острая необходимость пересмотра методов, форм и средств профориентационной деятельности вуза. В настоящее время, в условиях конкуренции, обостряется проблема поиска актуализированных принципов профориентации. Безусловно, делаются попытки по решению частных вопросов: принимаются программы совершенствования профориентационной работы, проводятся форумы по пропаганде инженерной профессии. Тем не менее, на развитие нефтегазовой отрасли начинает влиять недостаток высококвалифицированных кадров нового типа, способных на внедрение инновационных прорывных технологий в нефтегазовом производстве в условиях поздней стадии разработки месторождений.
Спектр эффективных методов и инструментов профориентации, как мы полагаем, включает: методику социального сетевого опроса; выход профориентационных мероприятий в социальные сети; организацию
профессиональных проб на различных молодежных, научно-образовательных форумах; организацию виртуальных профессиональных проб в рамках летних онлайн-школ.
Среди редко названных мотивов - «другие причины» выбора профессии, в том числе: «не хватило баллов для поступления в другие вузы»; «так сложилось»; «наиболее привлекательное будущее в материальном плане». Поверхностная мотивация (даже достаточно сильная), связанная с прагматическим соображением, не обеспечит подлинного вхождения в профессию, само образование может не стать жизненной ценностью для этих студентов. Выяснилось, что примерно у 11% опрошенных студентов доминирует ситуативный тип профессиональной мотивации. Преобладание мотива с опорой на материальную заинтересованность не удивляет, в очередной раз мы сталкиваемся с проявлением внешней мотивации в выборе профессии. Студенты, на чей выбор повлияли родители, и главным мотивом которых является материальная обеспеченность в будущем, как показывает практика, не стремятся к высоким достижениям в процессе учебы, меньше других проявляют инициативу, избегают участия в учебно-исследовательской деятельности, в проектах
профессиональной направленности. Мы руководствуемся тем, что процесс развития личности в процессе обучения в институте должен учитывать и быть направленным на коррекцию ценностно-смыслового настроя студентов. При этом мы основываемся на мнении Е.П. Ильина: «Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности» [5, с.271], [6, с.311]. Направленность мотивации, структура ценностно-смысловой сферы являются предметом целенаправленного и
систематического педагогического воздействия.
Анализ ответов респондентов показал, что только 7 (5,6%) из них поступили в институт под влиянием агитации студентов или представителей АГНИ, что еще раз подтверждает недостаточную работу института среди потенциальных абитуриентов. Помимо прочего, тем самым подтверждается необходимость внесения изменений в довузовское образование, реализуемое на подготовительных курсах института. Для целенаправленного влияния на ценностный выбор будущей профессии учащимися, ориентированными на поступление в нефтегазовый вуз, нужно формировать иной формат среды довузовской подготовки. Мы склонны полагать, что необходимо выявление системы теоретических и методических основ оптимального формирования модели учащегося подготовительных курсов АГНИ, позволяющей на выходе получить более образованного и качественного подготовленного будущего студента. Качество довузовской подготовки на подготовительных курсах института в значительной степени определит положительную предысторию формирования адекватной мотивации, адаптацию выпускников школ и их успешность в процессе обучения в высшей школе, косвенно отразится на их успешном становлении в будущей профессии. Проблема состоит в том, чтобы сформулировать системообразующие критерии определения качества подготовки школьников, обучающихся на подготовительных курсах.
Ответы на следующий вопрос: «Как изменилось Ваше отношение к математике в процессе обучения в институте?» оказались вполне ожидаемыми. Около 28% респондентов считают, что математику следует изучать глубже. 31% опрошенных студентов-бакалавров отмечают, что переосмыслили отношение к математическим дисциплинам. Укажем, что все направления подготовки, реализуемые на ЭМФ АГНИ, являются математикоёмкими. Следующие ответы служат поводом для размышлений
преподавателям, ведущим математические дисциплины на 1 и 2 курсах. 8,7% опрошенных студентов входят в проблемную зону, так как считают, что математику следует изучать меньше. Сюда же можно отнести 20% респондентов, указавших, что отношение к математике не изменилось - они ее не понимают. Среди них - 19,4% студентов 1 курса и 23,8% студентов 2 курса. Это объясняется тем, что обучение математике в техническом вузе с одной стороны ограничено информационными целями, с другой - нехваткой аудиторного времени на ее изучение, с третьей - неподготовленностью к восприятию математических дисциплин выпускников школ, а точнее их односторонним восприятием сущности математики. Один из самых распространенных и тяжелых недостатков школьной подготовки, по справедливому мнению А.Я. Хинчина, высказанному еще в 1946 г., есть формализм математических знаний и навыков. «Не в меньшей степени формализм математических знаний тормозит работу окончивших среднюю школу в высших учебных заведениях. Высшая математика, с которой они здесь встречаются, по самому духу своему не допускает внешнего, чисто формального подхода» [7, с.107]. Игнорировать проблемы в обучении математики опасно, т.к. интеллектуализация
профессиональной деятельности инженера детерминирует рост требований к его общеобразовательной и профессиональной подготовке. Требования к навыкам труда сохраняют свое значение, но умение анализировать технико-экономическую
информацию, способность и готовность быстро и
правильно оценивать нестандартные ситуации, принимать верное решение, критически мыслить, умение продуктивно работать в команде все в большей мере выходят на первый план. Обучение и будущая профессиональная деятельность есть разные виды деятельности. В рамках обучения математике студент-бакалавр находится в искусственном знаково-опосредованном мире дисциплины и искусственно созданных формах деятельности, практически не связанных с профессиональной. Поэтому необходимым компонентом в процессе обучения математике должно стать аргументированное разъяснение тех или иных математических понятий и методов, используемых в будущей конкретной практической деятельности. Мы склонны полагать, что формирование положительного отношения к математическим дисциплинам существенно отразится на эффективности учебного процесса, преодолении
интеллектуальной и познавательной пассивности студентов-бакалавров и, помимо прочего, косвенно - на формировании их положительного отношения к будущей профессии. Все это требует определенного уровня профессиональной и педагогической квалификации преподавателей, состояния материальной, дидактической базы и учебно-методического сопровождения. Таким образом, процессу освоения математических дисциплин следует задать профессионально-ценностный ориентир.
Следующий вопрос анкеты направлен на выявление степени самоопределения в выборе профессии на момент опроса. Результаты ответов представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Распределение мнений студентов ЭМФ на вопрос анкеты «Как изменилось Ваше отношение к учебе в процессе обучения?»
Курс Всего
Мнение 1 2 3 4
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
Выбрал(а) свою 19 52,8 22 52 13 72,2 26 86,7 80 63,5
профессию и учусь с
удовольствием
Выбрал(а) свою 10 27,8 13 31 1 5,6 0 0 24 19
профессию, но учусь
без удовольствия
Выбрал(а) не свою 6 16,7 5 12 1 5,6 4 13,3 16 12,7
профессию, но учусь
с удовольствием
Выбрал(а) 1 2,7 2 5 3 16,6 0 0 6 4,8
не свою профессию,
учусь без
удовольствия
Всего 36 100 42 100 18 100 30 100 126 100
Анализ мнений по данному вопросу показал, что внушительная часть респондентов (76,2%) учится с удовольствием, причем число студентов, выбравших «свою» профессию, превышает число студентов, выбравших «не свою» профессию, в 5 раз. Число студентов, выбравших «не свою» профессию, но учащихся с удовольствием, первоначально уменьшается от курса к курсу, но тенденцию нарушает 4 курс. Наблюдается также от курса к курсу незначительный рост по числу студентов, выбравших «не свою» профессию и учащихся без удовольствия.
Тестирование студентов-бакалавров по методике Т.Д. Дубовицкой направлено на выявление уровня профессиональной
направленности (ПН), проявляющегося в степени
Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу
«сильный - слабый»), но и качественно [3, с.164]. Результаты исследования по методике К. Замфир в модификации А. Реана показали, что 37% респондентов имеют внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности. Для них характерна высокая познавательная потребность в процессе обучения, общественная и личностная значимость профессиональной деятельности. Такая ориентированность будет стимулировать процесс профессионального самоопределения. 49% продемонстрировали внешнюю
положительную мотивацию. Эти студенты ориентированы на материальные стимулы, успех в карьере, престиж профессии. Это вполне объяснимо: современные студенты опережают предыдущее поколение в стремлении к материальным благам, престижу, успеху. У 14% студентов ярко выражена внешняя отрицательная мотивация. В профессиональной деятельности они будут руководствоваться мотивами избегания наказания, критики, негативных моментов. Таким
стремления к овладению профессией [2]. Результаты обработки представлены на диаграмме, см. рисунок 1. Число студентов с высоким уровнем ПН в процентном отношении увеличивается от 50% на первом курсе до 73% на четвертом, наблюдается незначительное снижение у второго курса. Число студентов с низким и средним уровнем ПН неуклонно снижается от курса к курсу. На 1 и 4 курсах студентов с низким уровнем ПН нет. Значительный процент студентов-бакалавров ЭМФ с высоким и средним уровнем ПН снова служит основанием необходимости развития компонентов среды квазипрофессиональной реальности.
образом, более половины студентов характеризуются внешней мотивацией.
Задачи высшего нефтегазового образования выходят далеко за пределы подготовки функциональных работников и управленческих кадров. Вторая составляющая процесса образования - приобщение к профессиональной культуре может рассматриваться как не менее важная. Необходимо, чтобы студент осознавал себя субъектом будущей деятельности [8]. Результат приобщения к будущей профессии зависит от уровня развития мотивации студенческой молодежи. Регулярное
исследование мотивационной сферы и построение мотивационного портрета студента, внесение корректив опережающего характера в образовательный процесс способствуют поднятию качества подготовки на новый современный уровень. Проведенное
исследование позволило:
- осмыслить на методологическом уровне (подходы, принципы) механизмы координации и консолидации усилий института и предприятий-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
H низкий ■ средний П высокий
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Рисунок 1. - Показатели уровня профессиональной направленности (в%)
работодателей в направлении повышения качества подготовки в АГНИ;
- приступить к проектированию учебных условий, снимающих мотивационное противоречие между тенденцией к деятельности и возможностью ее реализации; рассмотреть КСС ПАО «Татнефть» как смыслообразующий фактор формирования позитивной мотивации, обеспечивающий осознание студентом-бакалавром себя в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности посредством контактов с производственниками в решении реальных производственных задач; актуализировать принцип единства обучения и воспитания посредством усиления мотивационно-ценностных аспектов, обеспечивающих личностное включение студента-бакалавра в среду квазипрофессиональной реальности;
- обосновать комплекс управляющих
воздействий в системе профориентации и поддержке информационного имиджа АГНИ; внести коррективы опережающего характера в среду довузовской подготовки;
- создать комплексы кейс-заданий по математике, формирующих направленность студента-бакалавра на прикладной аспект математики в будущей профессиональной деятельности.
Серьезная довузовская подготовка, грамотная профориентационная деятельность,
мотивационно обеспечивающие технологии обучения, поддержка стремления студентов-бакалавров к творческой деятельности, внедрение инновационных структур автоматически дадут возможность поднять уровень качества подготовки в АГНИ, обеспечат ее целостность, динамичность, практикоориентированность без потери фундаментальности.
1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
2. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2004. - № 2. - С. 82-86.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.
4. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б.
Шапаря. - Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 806 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
6. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия; сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, Логос, 2007. - 855 с.
7. Хинчин А.Я. Педагогические статьи: вопросы преподавания математики. Борьба с методическими штампами / А.Я. Химчин; под ред. Б.В. Гнеденко. - М.: КомКнига, 2006. - 208 с.
8. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека /В.Д. Шадриков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.
Сведения об авторах:
Зарипова Зульфия Филаритовна (г. Альметьевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и информатики ГБОУ ВО Альметьевский государственный нефтяной институт, e-mail: [email protected]
Загитова Лилия Расимовна (г. Альметьевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, декан энергомеханического факультета ГБОУ ВО Альметьевский государственный нефтяной институт, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
Z. Zaripova (Аlmetyevsk, Russia), candidate of pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of mathematics and Informatics in Almetyevsk GBOU State oil Institut, е-mail: [email protected]
L. Zagitova (Almetyevsk, Russia), candidate of pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of energy and mechanics GBOU in Almetyevsk State oil Institute, е-mail: [email protected]