4. Rockmore Т. On Constructivist Epistemology. Lanham, 2008.
5. Марон А.Е. Формирование и актуальные проблемы исследования Института образования взрослых РАО: исторические вехи. Человек и образование. 2013; 3: 11 - 14.
6. Томилин А. Н., Фомичева О.В. Технология формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов факультета военного обучения: учебно-методическое пособие. Новороссийск: ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, 2012.
7. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: монография. Москва: Владос, 2001.
8. Шаталова Н.П. Конструктивное обучение: Теория и практика: монография. Барнаул: БГПУ, 2007.
9. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. Крас- ноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011.
10. Томилин А.Н., Худик В.А. Развитие военно-психологической теории и практики профессиональной мотивации офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
11. Шаталова Н.П. Учимся работать в школе конструктивного обучения: учебное пособие. Барнаул: БГПУ, 2006.
12. Шаталова Н.П. К концепции о конструктивном обучении. Народное образование. 2006; 4.
13. Шаталова Н.П. Применение информационных технологий с точки зрения конструктивного обучения и его нано-технологий. Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Дудковской И.А., Ижденевой И.В., Шахматовой А.Б. Новосибирск: Немо-Пресс, 2011.
References
1. Pedagogicheskie tehnologiidistancionnogo obucheniya. Pod redakciej E.S. Ро^а. Moskva: Akademiya, 2006.
2. Bunyatova F.D. Pedagogicheskaya tehnologiya konstruktivnogo obucheniya. 'Ejdos. Internet-zhurnal. 2007; 1 marta. Available at: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0301-5.htm
3. Knyazeva E.N., KurdyumKiv S.P. Osnovaniya sinergetiki. Chebvek, konstruiruyuschijsebya i svoe buduschee. Moskva: KimKniga, 2006
4. Rockmore T. On Constructivist Epistemology. Lanham, 2008.
5. Maron A.E. Formirovanie i aktual'nye prablemy issledovaniya Instituta obrazovaniya vzraslyh RAO: istoricheskie vehi. Chebvek i obrazovanie. 2013; 3: 11 - 14.
6. T^milin A. N., Fomicheva O.V. Tehnologiya fármimvaniya gotovnosti k liders^j deyatel'nosti u kursantov fakul'teta voennogo obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Novorossijsk: GMU im. F.F. Ushatova, 2012.
7. Sham^a T.I. Upravlenie obrazovatel'nymisistemami: m^^graf^a. Moskva: Vlados, 2001.
8. Shatabva N.P. Konctruktivnoe obuchenie: Teoriya ipraktika: m^^graf^a. Barnaul: BGPU, 2007.
9. Shatabva N.P. Azbuka konstruktivnogo obucheniya: m^^graf^a. Kras- noyarsk: OOO «Nauchno-innovacюnnyj centr», 2011.
10. ^milin A.N., Hudik V.A. Razvitie voenno-psihologicheskoj teorii i praktiki professional'noj motivacii ofícera-vospitatelya: m^^graf^a. Novorossijsk: GMU im. F.F. Ushatova, 2010.
11. Shatabva N.P. Uchimsya rabotat' vsh^le konstruktivnogo obucheniya: uchebnoe posobie. Barnaul: BGPU, 2006.
12. Shatabva N.P. K toncepcii о konctruktivnom obuchenii. Narodnoe obrazovanie. 2006; 4.
13. Shatabva N.P. Primenenie informacionnyh teh^^g^ s tochki zreniya konstruktivnogo obucheniya i ego nano-tehnologij. Aktual'nyepmblemy obucheniya infármatike v vysshejisrednejsh^ly: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj tonerencn. Pod redakciej Dudtovstoj I.A., Izhdenevoj I.V., Shahmatovoj A.B. Novosibirsk: Nemra-Press, 2011.
Статья поступила в редакцию 08.11.15
УДК 37
Yudina A.M., postgraduate, Department of Personality Psychology and Special Education, Vladimir State University n.a. A.G. and
N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSIS OF CORRELATIONS OF COMMUNICATION COMPONENTS IN LIBERAL ARTS EDUCATION IN THE PROCESS OF FORMING SOCIAL AND CULTURAL TOLERANCE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS. The article describes a diagnostic experiment to determine factors that affect a level of differentiation of social and cultural tolerance among high school students. The structure of the socio-cultural tolerance is not uniform, as correlated with different socio-cultural institutions on the general and individual levels. The author carries out an analysis of experimental results and correlations, through which the perception of a more integrated socio-cultural tolerance in the worldview level in a specific regional and cultural environment. The article reveals the special characteristics of communication in the education of social and cultural tolerance among high school students; the work presents some recommendations for the formation and education of the principles of social and cultural tolerance among high school students.
Key words: socio-cultural tolerance, high school students, pedagogical conditions, principles of tolerance, modern society, social stereotypes, communication, social integration, modernization of education.
А.М. Юдина, аспирант каф. психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный
университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА КОРРЕЛЯЦИЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье описан диагностический эксперимент по выявлению факторов, влияющих на развитие дифференциацию уровня социокультурной толерантности у старшеклассников. Структура социокультурной толерантности неоднородна, так как коррелирует с разными социально-культурными институтами на общем и индивидуальном уровнях. В статье приведён анализ результатов эксперимента и показаны корреляции, посредством которых происходит более интегрированное восприятие социокультурной толерантности на мировоззренческом уровне в условиях конкретной регионально-культурной среды. Выявлены особенные свойства коммуникации при воспитании социокультурной толерантности у старшеклассников. Разработаны рекомендации по формированию и воспитанию принципов социокультурной толерантности у старшеклассников.
Ключевые слова: социокультурная толерантность, старшеклассники, педагогические условия, принципы толерантности, современное общество, социальные стереотипы, коммуникация, социальная интеграция, модернизация образования
Исследование проблем формирования социокультурной толерантности (далее СКТ) у старшеклассников требует разработки новых и уточнения имеющихся диагностических методик для комплексного изучения степени её сформированности. Для выявления факторов влияния на уровень сформированности СКТ у старшеклассников было проведено в несколько этапов
анкетирование. В анкету были включены вопросы, связанные с этнической, национальной, мировоззренческой толерантностью к сложности и неопределенности окружающего мира. В исследовании приняли 230 старших школьников 10 - 11 классов г. Владимира: МАОУ СОШ № 39, МОУ СОШ № 34, МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ № 2.
В ходе эксперимента выявилось, что старшеклассники не обладают высоким уровнем сформированности СКТ. Крайне остро воспринимается «Другой», под которым может пониматься представитель другой национальной, культурной, мировоззренческой, социальной принадлежности. Не просто воспринимаются общепринятые нормы и взгляды, принятые в обществе. Нигилизм старшеклассников в такой форме достаточно интересен: эксперимент показывает, что происходящее отрицание - это отрицание отрицания старшеклассником. Данный процесс не привносит в мировоззрение порядка, не повышает индивидуальные социальные роли в социально-культурной среде. Нигилизм такого рода переполнен стереотипами и крайне настороженно воспринимает СКТ как неопределённость к сложности мира вокруг. Анализ результатов анкетирования подтверждает, что 80% старшеклассников обладают крайне низким уровнем СКТ, 15% -обладают пониженным уровнем СКТ, тогда как только 5% - обладают средним уровнем СКТ.
Подавляющее число респондентов всех опросов отмечают, что толерантность важная для цивилизационного развития категория, но толерантность воспринимается только как пустая форма без содержания. Так если в вопросе присутствует слово толерантность, то старшеклассники отвечают в пределах социальных и правовых норм, но если вопрос анкеты описывает конкретную ситуацию, направленную на проявление СКТ как личностного качества, то происходит обратный эффект - старшеклассник выбирает достаточно категоричные варианты ответа. Значимость личного пространства (неготовность впустить в него «Другого»), подсознательный страх перед «Другим», открытая неготовность к диалогу формируют формализм в поведении старшеклассника и оценке себя и «Другого».
В качестве наиболее значимых личностных ценностей старшеклассники в 80% ответов выбирают закрытость в противовес открытости, сохранение стереотипа, стремление к самоутверждению в противовес состраданию, риску, подразумевающему личную ответственность. Такой индивидуализм, опирающийся на достаточно сумбурные представления о социальном счастье берёт за основу низкий уровень духовности, низкое значение духовных ценностей вообще при хорошем интеллектуальном развитии старшеклассника. Большинство учащихся старших классов не обладает должным уровнем СКТ. Диагностическая карта ярко иллюстрирует, что 40% не принимает ценностей «Другого», не вступает в процесс социокультурной коммуникации, 50% в недостаточной степени обладает сформированной этнической, национальной толерантностью, но все это сходит на нет, когда касается взаимодействий с «Другим » в социокультурном контексте. Во многом это объясняется низкой информационной культурой старшеклассников, крайне отрывочными знаниями о множественности социокультурных демократических процессов, проходящих в мировой глобальной системе. Такая ситуация формирует и дифференцирует проблемы в межличностном общении, особенно, если оно проходит в нестандартных социальных ролевых схемах.
Информация, полученная в процессе изучения показателя социализированности старшеклассников, показывает интересную взаимосвязь между такими категориями как СКТ, самовоспитание и искусство. Дети, которые показали хороший уровень СКТ (50%) и пониженный уровень СКТ (20%) отвечали на эти два блока вопросов по-разному. Старшеклассники, вовлечённые в творческую деятельность, интересующиеся искусством, обладающие пониманием прекрасного, читающие качественную литературу более склонны проявлять интерес по отношению к «Другому», так как высокий уровень духовной культуры, расширяет кругозор, способствует более качественному эмоциональному развитию. Ребёнок, интересующийся иррациональными формами познания, более склонен безболезненно заменить местоимение «Я» местоимением «МЫ», более заинтересован в рассмотрении разных сторон одного явления. То есть, отношение к искусству выступает индикатором СКТ. Рассмотрение шкал: Самовоспитание, отношение к здоровью, природе, адаптированность и автономность позволяют заключить, что старшеклассники набрали достаточно большие суммы баллов по этим категориям (87%), что актуализирует проблему индивидуализации и коммуникации. С одной стороны, такая взаимообусловленность выглядит весьма необычно. Ребёнок, стремящийся к индивидуализации, должен бы быть более коммуникационно и социально активен, но происходит обратное. Получается пассивная нравственность, индифферентная социальная активность формируют некий дуализм. С одной стороны, понятные социальные нормы, с другой
стороны - не связываемое с ними содержание. Всё это создает определённые трудности в формировании СКТ посредством личностного начала, а не социально-нормативного шаблона у старшеклассника. В ходе исследования было установлено, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения развития социокультурной интолерантности у детей. В связи с этим, необходимо реализовывать системный подход для формирования СКТ у старшеклассников, а не применять точечные меры от ситуации к ситуации. Важно учитывать, что формирование СКТ у старшеклассников неразрывно связано с саморазвитием и является процессуальным видом деятельности, включающим элементы иррационального восприятия, эвристического мышления, восприятия социокультурной среды. Исходя из этого, содержательный компонент выстраивается посредством применения: принципов самоактуализации (старшеклассник самостоятельно выбирает степень индивидуального участия в социокультурной среде, но это стремление участвовать необходимо развивать и поддерживать); принципов индивидуализации (старшеклассник в рамках своей мировоззренческой парадигмы уникален, но для установления диалога с «Другим» необходимо педагогическое обеспечение процесса осознания индивидуальности и уникальности «Другого»); субъектности и креативности (творчества) (здесь старшеклассник посредством активного вовлечения в творческую деятельность на эмоционально-рациональном уровне проходит процесс инкультурации на микро и макроуровнях).
Политика и программы в области формирования СКТ у старшеклассников должны способствовать улучшению взаимопонимания между детьми, развитию готовности к диалогу с «Другим» и становлению положительной самооценки. Актуализация воспитательного потенциала учебных предметов и такие формы внеучебной деятельности, как классные часы и коллективные дела, взаимно дополняя и обогащая, друг друга, значительно повышают возможности воспитания СКТ у старшеклассников. Таким образом, построение процесса формирования СКТ у старшеклассников соответствует сложившимся в отечественной педагогике этапам формирования интегративных нравственных качеств личности и включает в себя: во-первых, эмпатичность, доходчивость и эмоциональность материала, актуализирующего социокультурные ценности в учебной и внеу-чебной деятельности; во-вторых, обсуждение, сравнение точек зрения школьников в рамках процесса диалога [1], аргументация своей позиции, обоснование собственных оценок, поступков, отношений, явлений социокультурной действительности в связи с ситуацией расширения миграционных процессов в обществе; в-третьих, организация различных интересных для коллектива дел.
Приобретение старшеклассниками знаний о явлениях социокультурной действительности и их сущности, исторических событиях, нормах и ценностях гражданского общества, музыки, искусства представителей различных культур, а также активное мысленное проектирование разных ситуаций школьниками крайне важно [2]. В разработанной нами программе «Социокультурное развитие Владимирской области: макрокультурный уровень» было рассмотрено своеобразие владимирской социокультурной среды. Особенный интерес у старшеклассников вызвала возможность аналитического сопоставления историко-культурного материала и выявление посредством этого особенностей своего региона. Сравнивая процессы образования во Франции, Англии, Германии, старшеклассники заинтересованно обсуждали, что, и мужская Владимирская гимназия так же была знаменательна тем, что из её стен вышло целое созвездие крупных учёных, государственных и политических деятелей с мировым именем. Ряд выпускников Владимирской гимназии стали впоследствии известными деятелями русской науки и культуры. Среди них были братья Столетовы, П.И. Лебедев-Полянский, Т.Ф. Осиповский и др.
Констатирующий эксперимент выявил, что дезорганизация индивидуального времени приводит к излишней агрессии и понижении самооценки ребенка. Это определяет важность пересмотра индивидуального режима, а также варианты планирования досугового времени старшеклассников (в рамках концепций тайм менеджмента). Так, для достижения личных целей необходимо умение их грамотно ставить и целенаправленно достигать, так как это будет постепенно способствовать восходящей горизонтальной мобильности. Социокультурная толерантность как педагогическая категория предполагает плюрализм дефиниций: с одной стороны, она - добродетель, присущая человеку, с
другой - социальная привычка, облегчающая адаптацию старшеклассника в общество. Но и в первом и во втором случае социокультурная толерантность важна для социума как конкретная сфера деятельности, социальная норма, поскольку за пределами диалога мировая система подвержена небывалым рискам, исключающим как цивилизационное развитие, так и индивиду-
Библиографический список
альное. Привлечение регионального материала на макро- и микроуровнях способствует более антропоцентрическому восприятию смыла без свойственного современности релятивизма в категориях. Воспитание социокультурной толерантности в таких условиях поднимает уровень индивидуального образования и коммуникационные навыки ребёнка.
1. Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа - материал к спецкурсу). Санкт-Петербург: Издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1996.
2. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: научно-методические материалы. О.В. Хухлаева, М.Ю. Чибисова Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.
References
1. Ahayan T.K. Issledovaniya aksiologicheskih problem vospitaniya uchaschihsya (nauchnaya shkola - material k speckursu). Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo LGPI im. A.I. Gercena, 1996.
2. Mezhkul'turnaya kompetentnost'pedagoga vpolikul'turnom obrazovatel'nomprostranstve: nauchno-metodicheskie materialy. O.V. Huhlaeva, M.Yu. Chibisova Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.
Статья поступила в редакцию 27.10.15
УДК 028.02
Yakovleva N.S., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING OF A BIBLIOTHERAPEUTIC PROCESS IN LIBERAL ARTS COLLEGES. The article is dedicated to modeling of a bibliotherapeutic process in secondary vocational institutions. The author mentions that bibliotherapy enables students to develop creative thinking and to form skills of a literary text analysis, it also forms creative understanding of works of art expression. The research work describes bibliotherapeutic approach to socio-cultural rehabilitation of disabled students, enrolled in a liberal arts college, promoting their harmonious personal and professional development. An algorithm of bibliotherapeutic classes with students is described. The author analyzes some selected works of world literature that have signs of the therapeutic potential.
Key words: bibliotherapy, reading, reader, book, literature, words, college, school, bibliotherapist, psychology.
Н.С. Яковлева, аспирант МГИК, г. Москва, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ГУМАНИТАРНОМ КОЛЛЕДЖЕ
Статья посвящена моделированию библиотерапевтического процесса в среднем профессиональном учреждении. Библиотерапия позволяет студентам развить образное мышление и сформировать навыки анализа художественного текста сформировать творческое понимание произведений искусства слова. В статье описан библитерапевтический подход к социокультурной реабилитации студентов-инвалидов, обучающихся в гуманитарном колледже, способствующий их гармоничному личному и профессиональному развитию. Показан алгоритм проведения библиотерапевтического занятия с обучающимися, отобраны и проанализированы произведения мировой художественной литературы, обладающие библиотерапевтическим потенциалом.
Ключевые слова: библиотерапия, чтение, читатель, книга, литература, слово, колледж, учебное заведение, библи-отерапевт, психология.
Проблемы библиотерапии как эффективного метода социокультурной реабилитации раскрываются в работах отечественных учёных А.И. Шапошникова, Е.О. Матвеевой, И.В. Казарино-вой, Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.А. Тушевской [1; 2; 3; 4; 5; 6].
В задачи учебного заведения входит не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. Проблемы юношеского возраста обрушиваются на неокрепшую психику ещё недавнего ребёнка, вызывая изменения в его поведении и недоумение, раздражение у родителей. Эмоциональная возбудимость в юношеском возрасте повышена, что связанно с гормональной и физиологической перестройкой организма, бурными психическими процессами. Психическая неуравновешенность, смена настроения, раздражительность, тревожность, замкнутость, застенчивость - эти черты характера, проявляются в подростковом возрасте, что осложняет отношения с окружающими, ведёт к конфликтам со сверстниками и родителями.
Сегодня в среднем профессиональном учебном заведении обучается большое количество студентов со статусом «инвалид детства». Осознание своей ненужности, неполноценности, ущербности, желание решить свои проблемы приводит обучающихся колледжа в кабинет библиотерапии.
Литературное произведение может вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное. Библиотерапия позволяет через призму сложных судеб героев литературных произведений
найти и понять суть проблем студентов. Правильно подобранное литературное произведение позволит раскрыться студенту и начать говорить о своей проблеме.
Вмешательство библиотерапевта в педагогический процесс обусловлено многими причинами. Библиотерапия была использована для того:
- чтобы проявить индивидуальное самосознание;
- чтобы улучшить понимание студентом своего поведения или мотиваций;
- чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;
- чтобы помочь определить студенту свои интересы и склонности;
- чтобы облегчить последствия стресса;
- чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;
- чтобы показать студенту, что есть более чем одно решение данной проблемы;
- чтобы помочь студенту обсудить проблему более свободно;
- чтобы помочь студенту спланировать правильный путь действий в решении проблемы;
- чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации, достичь психологической зрелости.
Реализация библитерапевтического подхода к социокультурной реабилитации студентов - инвалидов помогает добить-