УДК 330.101.8
Леоненко Е.А., к.э.н.
доцент кафедра маркетинга экономический факультет ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева Российская Федерация, г. Саранск ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОНДИТЕРСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (НА
ПРИМЕРЕ ОАО «ЛАМЗУРЬ»)
В статье проведен анализ конкурентоспособности исследуемого объекта по основным направлениям его деятельности с использованием маркетингового инструментария. Рассмотренный инструментарий позволил нам не только оценить фактическое состояние предприятия, но и определить его место в отрасли среди более сильных конкурентов. Целью исследования является - выявление наиболее перспективных механизмов и инструментов развития компании. Для этого в работе анализируются наиболее перспективные ценовые сегменты, торговые марки исследуемого объекта и продуктовый портфель в целом.
Ключевые слова: маркетинг, мониторинг, инструменты, экономический потенциал, принципы, маркетинговый мониторинг, стратегия, сценарий, метод, оценка конкурентоспособности
Leonenko E.A.
PhD, Associate Professor of Marketing Chair of Economy faculty Mordovia N.P. Ogarev State University, Russian Federation, Saransk DIAGNOSTICS OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE CONFECTIONERY ENTERPRISE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA (ON THE EXAMPLE OF LAMZUR OJSC)
Abstract
The article analyzes the competitiveness of the object under study in the main areas of its activity using marketing tools. The considered tools allowed us not only to assess the actual state of the enterprise, but also to determine its place in the industry among the stronger competitors. The aim of the study is to identify the most promising mechanisms and tools for the development of the company. To do this, the paper analyzes the most promising price segments, trademarks of the object under study and the product portfolio as a whole.
Keywords: marketing, monitoring tools, economic potential, principles, sociometric monitoring, strategy, scenario method, the evaluation of competitiveness
Объектом нашего исследования является одного из крупнейших производителей кондитерских изделий в ПФО и России в целом ОАО «Ламзурь». В настоящее время предприятие представляет собой
высокотехнологичную кондитерскую фабрику с ассортиментом более 450 наименований, с объемом выпуска более 30 тыс. тонн кондитерских изделий в год. [1].
Вся продукция предприятия подкреплена сертификатом качества и экспортируется в 11 стран СНГ, Балтии, Западной Европы и объем продаж стремительно растет. В 2016 году доля экспорта от всех продаж компании составляет 20%, в то время как 2015 году эта цифра составляла всего 12% [2].
Торговый знак «Ламзурь» прочно ассоциируется с понятиями традиций, гарантий качества, а также сочетает новейшие технологии производства с использованием качественного экологически чистого сырья, опытом квалифицированных специалистов. Высокое конкурентное преимущество предприятия подтверждено не только продукцией высокого высокого качества, но и многочисленными призами и наградами самых разнообразных всероссийских и зарубежных конкурсов и выставок.
Задачей нашего исследования является оценка эффективности мониторинга успешного присутствия на рынке, проводимое предприятием. ОАО «Ламзурь» имеет географически обширный рынок сбыта, в связи с этим, невозможно проанализировать деятельность ОАО «Ламзурь» без исследования структуры и динамики отрасли, в которой данная компания работает.
Одна из основных причин низкой информативности исследовательской работы предприятия в этой области - неполное понимание связи между мониторингом рынка и конкурентоспособностью компании. Информацию, полученную в ходе мониторинга, необходимо четко разделять на использующуюся при реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности компании на рынке и помогающую компании эту стратегию формулировать. Конечно, существует и множество других важнейших факторов, которые необходимо принимать во внимание, однако понимание взаимосвязи между полученной информацией и стретегией развития предприятия - важный шаг к обеспечению рыночной устойчивости в отрасли.
Необходима трехэтапная оценка для анализа эффективности мониторинга рыночной среды, проводимое предприятием: - оценка конкурентоспособности предприятия; - исследование существующего уровня и качества мониторинга рынка; - анализ влияния маркетингового мониторинга на обеспечение конкурентоспособности компании.
Для реализации первого этапа оценки уровня маркетингового мониторинга рынка проведем анализ конкурентоспособности ОАО «Ламзурь», которая характеризует конечные результаты деятельности компании и определяет ее место на рынке в долгосрочной перспективе. Для оценки конкурентоспособности кондитерской компании целесообразно применить экспертную оценку, многоугольник конкурентоспособности, матрицу Бостонской Консалтинговой группы, матрицу Маккинзи.
Определим конкурентные позиции ОАО «Ламзурь» по таким критериям, как качество товара, широта ассортимента, рыночная цена, известность продукции, эффективность сбыта, уровень обслуживания и деятельность по продвижению. Экспертные оценки были получены с помощью метода «Дельфи». В качестве экспертов выступили 10 человек, в составе которых были представители каждого отдела предприятия, двое сотрудников маркетингового агентства, чьими услугами пользовалось ОАО «Ламзурь» и один специалист компании «Маркет-Эксперт».
На основе экспертных оценок рассчитаем индексы конкурентоспособности предприятий [3]. Для сравнения были взяты следующие компании: ОАО «АККОНД», КФ КФ «Нева»,
кондитерская корпорация «ROSHEN»; ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» (таблица 1).
Таблица 1 - Оценка факторов конкурентоспособности основных конкурентов ОАО «Ламзурь» на территории Республики Мордовия
Факторы конкурентоспособности Вес, % «Ламзурь» (К0) «АККОНД» (К1) (К2) «Нева» (К3) «ROSHEN» (К4) «Пензенская кондитерская фабрика» (К5)
Качество товара 17,8 4,0 4,7 4,5 4,6 4,7 4,0
Широта ассортимента 14,2 4,5 4,5 4,3 3,7 3,6 3,5
Рыночная цена 15,3 4,5 4,3 4,2 4,4 4,1 3,9
Известность продукции 14,5 4,4 4,3 4,4 4,3 4,4 3,7
Эффективность сбыта 13,6 4,0 4,7 4,3 4,4 4,7 4,0
Уровень обслуживания 14,3 3,5 4,6 4,4 4,6 4,1 3,6
Продвижение бренда 10,3 4,1 4,1 4,3 4,4 4,5 3,5
ИТОГО: 100 29 31,2 30,4 30,4 30,1 26,2
Среднее значение - 4,143 4,457 4,342 4,342 4,3 3,743
На основе представленных в таблице данных рассчитывается обобщенный показатель конкурентоспособности, равный отношению индекса конкурентоспособности ОАО «Ламзурь» к индексу
конкурирующего предприятия (при
/ > 1
конкурентная позиция ОАО
«Ламзурь» выше, чем у конкурента, а при 1п < 1 ОАО «Ламзурь» имеет слабее конкурентные позиции).
Обобщенный показатель конкурентоспособности находится по
формуле:
1 = к.
п ^
Кп , (2.3)
где 1п - обобщенный показатель конкурентоспособности;
К
0 - индекс конкурентоспособности ОАО «Ламзурь»;
К
п - индекс конкурирующей фабрики.
= К0=41443 = 0,926
1 К 447,63
= К, = 41443 = 0,953 2 К 434,91 К 0 414,43
Ц = — =--— = 0,953
3 К 435,03
= К0 = 41443 = 0
4 К4 430,21
= К0 = 41443 = 1,102
К 376,15
Из полученных расчетов видно, что лишь по сравнению с «Пензенской кондитерской фабрикой» обобщенный показатель конкурентоспособности больше единицы. В соответствии с этим ОАО «Ламзурь» занимает позиции ниже основных конкурентов: ОАО «АККОНД», КФ КФ «Нева» и
кондитерская корпорация «Roshen» [4].
Для определения конкурентоспособности основных кондитерских фабрик, представляющих свой ассортимент на территории Республики Мордовия, был также построен многоугольник конкурентоспособности вышеназванных компаний (рис. 1).
Качество товара
Эффективность сбыта Известность продукции
™ ОАО "Ламзурь" "Акконд"
-"81а8й" -"Нева"
"ЯовЬеп" и "Пензенская кондитерская фабрика"
Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности предприятий - производителей кондитерских изделий представленных на рынке РМ
Из рисунка видно, что наиболее конкурентоспособным предприятием на кондитерском рынке Республики Мордовия является ОАО «АККОНД». КФ и КФ «Нева» занимают идентичные позиции. Кондитерская
корпорация «Roshen» имеет сильные конкурентные позиции по категориям - качество товара, эффективный сбыт и деятельность по продвижению.
ОАО «Ламзурь», находится на 5-ой позиции по
конкурентоспособности среди сравниваемых кондитерских фабрик, имеет самый широкий ассортимент (наравне с ОАО «АККОНД») и самую выгодную для потребителя цену. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» занимает самые слабые позиции по всем категориям.
Таким образом, ОАО «Ламзурь» целесообразно активизировать свою маркетинговую деятельность (маркетинговые исследования и мониторинг рынка, уровень обслуживания клиентов, деятельность по продвижению продукции и т.д.) для достижения конкурентных преимуществ на уровне остальных представителей отрасли.
Для выявления конкурентных преимуществ компании мы провели экспертную оценку предприятия в различных ценовых сегментах, в которых оно представлено, по основным критериям (опыт, наличие инвестиционных ресурсов и др.). В качестве экспертов выступили также сотрудники отдела маркетинга, 7 представителей топ-менеджмента компании и 4 специалиста консалтинговой компании «Маркет-эксперт» [4].
Конкурентные преимущества ОАО «Ламзурь» в каждом ценовом
сегменте были определены путем суммирования произведений оценки критерия и соответствующего веса критерия (таблица 2).
Таблица 2 - Оценка конкурентных преимуществ ОАО «Ламзурь» в различных ценовых сегментах рынка кондитерской продукции
Сегмент оценки Low middle high lux
вес оценка вес оценка вес оценк вес оценка
Наличие инвестиционных средств 0,25 2 0,25 2 0,3 2 0,2 2
Опыт на рынке 0,1 3 0,1 2 0,1 1 0,25 1
Отлаженные каналы дистрибуции 0,05 4 0,05 4 0,05 1 0,1 1
Связи с поставщиками 0,05 6 0,05 6 0,01 2 0,05 1
Профессионализм маркетинга 0,2 8 0,2 8 0,25 5 0,2 2
Возможности развития 0,15 8 0,15 8 0,1 4 0,05 2
Наличие инноваций 0,15 3 0,15 6 0,1 1 0,05 1
Итого 4,55 4,9 2,52 1,35
Взвешенная по среднему 1,37 1,47 0,76 0,41
ОАО «Ламзурь» имеет наибольшие конкурентные преимущества в ценовом сегменте «middle», на втором месте сегмент «low». В данных ценовых сегментах у предприятия наибольший опыт работы на рынке, профессионализм маркетинговой деятельности и отлаженные каналы дистрибуции.
Относительно ассортиментных позиций отметим, что в сегменте «middle» лидируют карамель и затяжное печенье. В сегменте «low» подобные позиции занимают мармелад и зефир. Высоким ценовым сегментам предприятие уделяет внимания меньше, но последнее время наблюдается рост затрат на продвижение продуктов из данного сегмента. Особенно здесь выделяются конфеты в коробках и фасованный шоколад.
Судя по оценкам, самые низкие возможности развития имеет сегмент «lux», что объясняется малой долей категории граждан с доходом, позволяющим купить подобную продукцию.
Стратегию компании по охвату рынка в общем виде можно определить как стратегию концентрированного роста. Это видно из анализа продуктового портфеля предприятия, проведенного с использованием
матрицы БКГ. Она отличается высоким эффектом издержки / объем и стабильным уровнем дифференциации, главным стратегическим решением для ОАО «Ламзурь» в этом случае будет дальнейшее наращивание производственных мощностей. На рисунке 2 представим матрицу БКГ в обобщенном виде.
Высокий
Рост рынка
Низкий
Высокий Низкий
Доля рынка по отношению к основным конкурентам
1 - конфеты фасованные и пралиновые
2 - карам ель фасованная
3 - печенье путь развития
4 - зефир, мармелад, карамель леденцовая
помадные конфеты,
5 - шоколадные конфеты, печенье
6 - ирис
7 - леденцовая карамель, конфеты в коробках
Рисунок 2 -Анализ продуктового портфеля ОАО «Ламзурь» с использованием матрицы БКГ
Матрица свидетельствует о насыщенности продуктового портфеля, который имеет торговые марки во всех сегментах матрицы.
Рыночными лидерами имеющегося ассортимента являются такие торговые марки как БонАмур, конфеты Lirissimo, печенье Рускон, Агреже, леденцовая карамель «ICE FRUT» [4]. Именно они требуют наибольшего к себе внимания со стороны руководства, так как приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, однако нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
Карамель леденцовая, карамель фруктово-ягодная, неглазированные помадные конфеты, мармелад, вафли и т.п. являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель - «сбор урожая», так как она обеспечивает наибольшую долю дохода предприятия.
К товарам, не имеющим возможности роста относятся представителя
Звезды ^ ~Трудн с©— 1 1е,дети а> ©
!0 © О
четвертой и пятой группы из продуктового портфеля (рис.2.), требующие пристального внимания, поскольку это продукты находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров нецелесообразно, так как связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения.
Товары шестой седьмой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
Матрица McKinsey позволит нам проанализировать эффективность управления продуктовым портфелем продукции
ОАО «Ламзурь». С ее помощью возможно принимать решения по эффективному использованию потенциала компании в зависимости от различных уровней привлекательности рынка (рис. 3).
Высокая
Конкурентоспособность Средняя
Низкая
«
к н
ы р
ь т с о н ь
п
е т а к е
п и
и р
В
я а к о с
ы В
к
я
н
д
е р
и
я
а к з и Н
Помадные конфеты
Жировые пралиновые конфеты
Рисунок 3 - Матрица МсЮшеу для ОАО «Ламзурь»
Из рисунка видно, что помадные конфеты характеризуются высокой конкурентоспособностью и высокой привлекательностью рынка. Для этого направления предприятие оптимизирует усилия и направляет их на активное дальнейшее продвижение.
ОАО «Ламзурь» продолжает инвестиции по расширению ассортимента жировых пралиновых конфет и конфет в коробках (новые «вкусы», необычные формы конфет), изменения упаковки. Однако, это нецелесообразно в сложившейся ситуации, поэтому их производство в ОАО «Ламзурь» необходимо постепенно завершать. Это подтверждается и исследованием продуктового портфеля [5] (рис. 2.)
Проведенный анализ демонстрирует невысокие конкурентные преимущества в среднем ценовом сегменте ОАО «Ламзурь» по отношению к основным конкурентам, несмотря на широкий ассортимент и самую
выгодную для потребителя цену. В таблице 3 представим обобщенный анализ по всем категориям продукции ОАО «Ламзурь».
Таблица 3 - Анализ ассортиментных групп продукции ОАО _«Ламзурь»_
Ассортимент Позици я по БКГ По МакКи нси ЖЦ П Динамика рентабельност и за последние 7 лет Перспек -тивы рынка Вывод
1 Конфеты
Помадные конфеты Трудные дети Выс. рост Положит. Высокие Продвигать
Конфеты в коробках Звезды Сред. рост Положит. Очень высокие развивать
Пралиновые конфеты Дойные коровы Низ. рост Положит. Очень высокие развивать
Шоколадные конфеты Трудные дети Сред. рост Положит. Очень высокие развивать
2 Мармелад Трудные дети Сред. рост Положит. Имеются Инвестировать
3 Зефир Трудные дети Сред. спад Отриц. Имеются Изменить коммуникац. политику
4 Печенье
Печенье-сэндвич Собаки Сред. спад Отриц. Отсут. Убрать из ассортимента
Печенье сахарное Собаки Сред. спад Отриц. Отсут. Убрать из ассортимента
Печенье затяжное Дойные коровы Выс. рост Положит. Высокие развивать
Печенье фасованное Звезды Выс. рост Положит. Имеются Инвестировать
Крекер Собаки Низ. спад Отриц. Отсут. Убрать из ассортимента
5 шоколад
Формовой шоколад Дойные коровы Низ. рост Положит. Высокие развивать
6 карамель
Карамель молочная Трудные дети Сред. Спад Отриц. Не большие Инвестировать
Карамель леденцовая Трудные дети Сред. Спад Положит. Не большие развивать
Карамель фасованная Дойные коровы Сред. Спад Отриц. Отсут. развивать
Ирис Звезды Сред. рост Положит. Очень высокие развивать
Важнейшим направлением деятельности ОАО «Ламзурь» остается производство конфет в коробках, шоколада, вафель и зефира, для которых используется стратегия проникновения на рынок. Рыночными лидерами остаются уже на протяжении длительного времени торговые марки БонАмур, конфеты Lirissimo, печенье Рускон, Агреже, леденцовая карамель «ICE FRUT». Анализ ассортиментных групп отражает целесообразность убрать из ассортимента предприятия несколько позиций: помадные конфеты, печенье-сэндвич, печенье сахарное глазивированное и крекер.
Вторым этапом анализа эффективности мониторинга рыночной среды, является исследование существующего уровня и качества мониторинга рынка;
Система маркетингового мониторинга рынка
ОАО «Ламзурь» в области предоставления необходимой оперативной информации для принятия управленческих решений представлена тремя подразделениями компании (рис. 4)
Отдел продаж
Отдел маркетинга
Отдел закупок
Задают направления оптимизации ассортимента и повышения выручки
Информируют о поведении конкурентов и потребителей
Информация о поставщиках, динамике уровня цен, качестве и сроках поставки
Рисунок 4 - Основные подразделения-потребители информации о результатах социометрического мониторинга рынка в ОАО
«Ламзурь»
Представленные подразделения работают во взаимосвязи и зависимости друг от друга в едином информационном поле по заданным в схеме направлениям. Однако, их работа не всегда эффективна. Проанализируем основные показатели необходимые для комплексной оценки уровня маркетингового мониторинга рынка. Начнем с анализа основных показателей деятельности предприятия за 2015-2017 гг. [1,2,3]. (таблица 4.).
Таблица 4 - Основные финансовые показатели деятельности ОАО «Ламзурь» за 2015-2017 гг.
Показатель 2015г. 2016г. 2017г. Абсолютное отклонение 2015г. от 2017г., тыс. руб. Темп роста 2015г. к 2017г., %
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг тыс. руб. 2 089 773 2 408 375 2 864 982 775209 118
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 1 826 82 2 2 124 581 2 500 258 673436 112,07
Валовая прибыль, тыс. руб. 262 951 283 794 364 724 101773 161,98
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 54 743 7 729 60 901 6158 108,02
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 2 750 3 424 5 082 2332 248,48
Краткосрочная кредиторская задолженность всего, тыс. руб. в т.ч. 605177 643493 684608 79431 113,13
Прибыль до налогооблажения 6 137 10 659 15 271 9134 249
Коммерческие расходы 106 598 148 102 161 352 54754 151
Управленческие расходы 101 610 127 963 142 471 40861 140
Рентабельность продаж, % 2,19 2,32 2,12 - -
За период 2015-2017 гг. наблюдается положительная динамика в виде увеличения выручки от реализации продукции на 775,209 млн. руб. (37%), валовой прибыли на 101,773 млн. руб. (38,7%), коммерческих расходов на 54,754 млн. руб. (51,3%), управленческих расходов на 40,861 млн. руб. (40,2%), чистой прибыли на 2,332 млн. руб. (84,8%). Маркетинговые и сбытовые расходы напрямую зависели от финансового результата предприятия предшествующего периода. За 3 года данная категория расходов выросла на 51,3%, в то время как чистая прибыль предприятия увеличилась на 84,8%. Это свидетельствует о сбалансированном сочетании маркетинговых и сбытовых расходов с выручкой предприятия. Этому способствует рост объемов реализации ассортиментных групп. В последние годы самый быстрый темп роста выручки происходил по ассортиментным позициям ОАО «Ламзурь», представленным в таблице 5.
Таблица 5 - Объем продаж различных марок кондитерской _продукции ОАО «Ламзурь» в 2016-2017гг._
Марки продукции компании 2016 2017
Рынок России Рынок Республики Мордовия Зарубежные рынки Рынок России Рынок Республики Мордовия Зарубежные рынки
«Птичья радость» Пломбир, тонн 271 154 100 231 159 110
Суперфрукт, тонн 150 120 80 154 127 84
Ып881шО, тонн 25 35 175 21 43 180
Итого в стоимостном выражении 25 500 000 17 595 000 20 214 320 28 550 455 23 135 215 26 300 172
Причины снижения объема продаж некоторых товарных групп объясняется падением спроса, но данное объяснение может иметь различные причины. Одна из них - отсутствие комплексного регулярного маркетингового мониторинга, что не позволяет предприятию уследить за появляющимися конкурентными с обновленными товарами в отрасли. Таким образом, вторая половина 2017 года характеризуется появлением новых марок у главных конкурентов ОАО «Ламзурь», что оттянуло внимание потребителей на товары - новинки.
Использованные источники:
1. Годовой отчет за 2015 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.moris.ru
2. Годовой отчет за 2016 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.moris.ru
3. Годовой отчет за 2017 год ОАО «Ламзурь» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.moris.ru
4. Леоненко Е. А., Колчина Н. О. Инвестиционная привлекательность регионов финно-угорской группы в разрезе муниципальных образований // Муниципалитет: экономика и управление. 2017. №4 (21). С 46-56
5. Мониторинг рынка: наращивание стратегических преимуществ GIA. ИКФ «АЛЬТ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://www.cfin.ru/ management/strategy/plan/ market_monitoring. shtml
6. Мониторинг сайтов конкурентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. step-by-step.ru/services/marketing-agency/data-capture-methods/1312/1379/
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление, 7-е изд. / Аакер Д. -СПб.: Питер, - 2007. - 496 с.
8. Агапова Л.В. Мониторинг как инструмент инвентаризации научно -производственного потенциала предприятия / Л.В. Агапова, А.Н. Цветков. -М.: Финансы и статистика. - 2009. - 529 с.
9. Анализ и мониторинг всех предприятий «АКДИ Экономика и жизнь», №12, 31.03-04.04.2003 г. http://www.akdi.ru/prb/2003/04-04/ahd.htm
10. Ананьева Т. Е. Кризис и маркетинг: на пути от рынка к клиенту / Ананьева Т. Е. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2010. - №1 (85). - С.4-12.
11. Акофф Р. Планирование деятельности фирмы / Р. Акофф - М.: Финансы и статистика, 2009. - 240 с.
12. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В.В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 107-111.
13. Ассэлъ Г. Маркетинг: Принципы и стратегия / Г. Ассэлъ - М.: Инфра-М, 2011. - 804 с.
14. «АсКонд» и Koelnmesse — за укрепление «шоколадных» позиций России на мировом рынке [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nkoapmp.org , http://www.ascond.ru/index-ea=1&ln=1&chp
15. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. / И.К. Беляевский - М.: Финансы и статистика. -2009. - 320 с.
16. Березин И. С. Практика исследования рынков / И. С. Березин - М.: Бератор Пресс, 2009. - 376 с.
17. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В.Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №5(25). - 776 с.
18. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е.В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 13-18.
19. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2011. - 752 с.
20. Боровкова Т.И. Мониторинг развития системы образования / Т.И. Боровкова, И.А. Морев - Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. - 2004 - с. 352.
21. Бушмелева Г.В. Содержание категории «мониторинг социально-экономических и экологических процессов» (www.bali.ostu.ru/umc/zj2006_2.php).
22. Гасангаджиева Р.Г. Мониторинг промышленных предприятий как инструмент эффективной экономической политики / Вопросы структуризации экономики. - №6. - 2010. - С. 32-33.
23. Горлачев П.В. Финансовый мониторинг реального сектора экономики регионов России в рыночных условиях / П.В. Горлачев // Вопросы экономики. - №5 - 2011. - С. 35-38.
24. Гордеев А. Экономика предприятия пищевой промышленности.
Учебник. / А. Гордеев. - М.: Агроконсалт, 2011. - 616 с.
25. Дмитриева Н.В. «Научное сообщество студентов XXI столетия». Экономические науки: материалы и итоги XII Студенческой международной заочной научно-практической конференции. / Н.В. Дмитриева, Г.В. Леонидова, Д.И. Наконечный - Новосибирск. Изд-во «СибАК», 2012. - 854 с.
26. Жикина О.В. Мониторинг конкурентоспособности: цели, задачи и проблемы Современное состояние и перспективы развития экономики России: Материалы всероссийской научно-практической конференции / О. В. Жикина - Сборник статей. - Пенза, 2003. - с. 204-206.
27. Кибиткин М.М. Проблемы комплексного подхода к организации и проведении мониторинга предприятий на региональном уровне / М.М. Кибиткин, Е.А. Коваль // Мониторинг предприятий Банком России текущий этап развития. Выпуск II. - М., - ЦБ РФ. - 2012. - 332 с.
28. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. / В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2012. - 432 с.
29. Когут А.Е. Информационные основы регионального социально экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.Е. Рохчин - СПб: ИЭСП РАН, 2007. - 143 с.
30. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для вузов. Пер. с франц. Под ред. Я.В. Соколова. / Б. Коласс - М.: Финансы, ЮПИТИ, - 2013. - 576 с.
31. Клейнер Г.Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний / Мир России, 2011. - №4. - С. 32-33.
32. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. / М.И. Кныш -Спб.: Любавич, 2010. - 284 с.
33. Криворотов В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Проблемы современной экономики - 2011. - №4. - С. 102-104.
34. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой / Б. Кузин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.
35. Колчина Н.О. Маркетинг образовательных услуг // Интеграция образования. 2013. № 4 (73). С. 48-51
36. Колчина Н.О. Регулирование качества жизни регионального социума // Власть. 2011. № 9. С. 19-21.
37. Леоненко Е.А. Фармацевтический маркетинг и связи с общественностью в XXI веке: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5. С. 858.
38. Леоненко Е.А., Колчина Н.О. Маркетинговый мониторинг рынка как инструмент повышения конкурентоспособности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 957-966
39. Леоненко Е. А. Научные взгляды на деловую активность и ее роль в системе управления предприятием / Е.А. Леоненко // Экономика и
предпринимательство. - 2013. - № 6. - С. 319-325.
40. Леоненко Е.А., Комлева Н.С. Анализ бизнес-процесса "воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми" в университете // Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 360-369.
41. Леоненко Е.А. Применение концепции экономического потенциала в развитии и формировании конкурентных преимуществ корпорации // Журнал «Экономика и предпринимательство». 2013. № 9. С.299-306
42. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц - М.: Юрайт-М, 2011. - 224 с.
43. Любушин П.П. Теория экономического анализа: Учебно-методическое пособие / П.П. Любушин - М.: Юристъ, - 2012. - 480 с.
44. Маркетинговый мониторинг рынка как инструмент повышения конкурентоспособности Леоненко Е.А., Колчина Н.О. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 957-966
45. Методические основы проведения маркетингового мониторинга рынка на промышленном предприятии // Леоненко Е.А., Чистяков С.С. Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 722-730.
46. Мониторинг рынка, как технология успеха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.snabsz.ru/article-82.htm
47. Марчанд Д. Использование информации при создании ценности / Д. Марчанд, Э. Хайкс // Маркетинг. - 2012. - № 4(125). - С. 81-86.
48. Маколов В.И. Доминанты инвестиционной политики региона в посткризисный период // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 36. С. 19-24.
49. Неретина Е. А. Бизнес-модель компании, базирующейся на потребительской ценности / Е. А. Неретина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 104-108.
50. Овчинников В.В. Конкурентоспособность российской экономики: текущие проблемы и перспективы / В.В. Овчинников // Россия и совр. мир. -2009. - №2. - С. 103-116.
51. Обзор российского рынка кондитерских изделий-http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=54&md=2&doc=3074
52. Описание рынка и риски «Ламзурь» - [электронный ресурс] - режим доступа: http ://barfin.ru/company/lamzur/market/
53. Открытое акционерное общество «Ламзурь»: к 70-летию / [сост.: Е.М. Голубчик, С.С. Маркова, В.Б. Муравьев, И.Е. Хитрова]. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2015. - 160 с.
54. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер - М.: Междунар. отношения, 2016. - 896 с.
55. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / К.В. Пивоваров - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2011. - 195 с.
56. Пащенко Я. Н. Алгоритм построения системы мониторинга развития хозяйствующих субъектов / Я. Н. Пащенко // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сборник материалов II Всероссийской
научно-практической конференции. - Пенза, 2011. - С. 155-157.
57. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия / М.: Экономика, 2002. -560 с.
58. Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности стран и регионов финно-угорской группы в условиях глобальных культурных и технологических сдвигов Леоненко Е.А., Лашина М.В., Щербакова Е.Г. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 189-199.
59. Томпсон А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа, 12-е изд. / А. Томпсон, А. Стрикленд. - М: Издательский дом «Вильямс», - 2012. - 928 с.
60. Тис Д. Дж. Динамические способности фирмы и стратегическое управление / Д. Дж Тис // Вестник СПбГУ. - 2009. - № 4. - С. 133-185.
References:
1. Annual report for 2015 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru
2. Annual report for 2016 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru
3. Annual report for 2017 JSC "Lamzur" [Electronic resource]: Access mode: http://www.moris.ru
4. Leonenko E. A., Kolchina N. A. Investment attractiveness of the Finno-Ugric group regions by municipalities / / Municipality: Economics and management. 2017. No. 4 (21). Р. 46-56
5. Market monitoring: building strategic advantages of GIA. IKF "ALT" [Electronic resource] Access mode: http ://www.cfin.ru/ management/strategy/plan/ market_monitoring. shtml
6. Monitoring of competitors' sites [Electronic resource]. Access mode: http ://www. step-by-step.ru/services/marketing-agency/data-capture-methods/1312/1379/
71. Aaker D. Strategic market management, 7 th ed. / Aaker D. - St. Petersburg: Peter, - 2007. - 496 p.
8 Agapova L.V. Monitoring as a tool for inventorying the scientific and industrial potential of the enterprise / L.V. Agapova, A.N. Flowers. - M .: Finances and statistics. - 2009. - 529 p.
9 Analysis and monitoring of all enterprises "AKDI Economy and Life", №12, 31.03-04.04.2003 http://www.akdi.ru/prb/2003/04-04/ahd.htm
10 Ananieva TE Crisis and marketing: on the way from the market to the client / Ananieva TE / / Marketing and marketing research. - 2010. - No. 1 (85). - C.4-12.
11. Akoff R. Planning of the company's activities / R. Akoff - Moscow: Finance and Statistics, 2009. - 240 p.
12. Aleshchenko V.V. Theoretical and methodological questions of the competitiveness of the economic system / V.V. Aleshchenko // Marketing in Russia and abroad. - 2009. - №1. - P. 107-111.
13. Assel G. Marketing: Principles and strategy / G. Assel - M .: Infra-M, 2011. -804 p.
14. "AsCond" and Koelnmesse - for strengthening the "chocolate" positions of Russia in the world market [Electronic resource] - Access mode: http://nkoapmp.org, http://www.ascond.ru/index-ea=1&ln= 1 & chp
15.. Belyaevsky I.K. Marketing research: information, analysis, forecast: Proc. Allowance. I.K. Belyaevsky - Moscow: Finance and Statistics. - 2009. - 320 s.
16. Berezin IS The practice of market research / IS Berezin - M .: Berator Press, 2009. - 376 p.
17. Belousov V.L. Analysis of the company's competitiveness / V.L. Belousov // Marketing in Russia and abroad. - 2011. - №5 (25). - 776 sec.
18. Bogomolov I.P. Analysis of the formation of the category of competitiveness as a factor of market superiority of economic entities / I.P. Bogomolova, E.V. Khokhlov // Marketing in Russia and abroad. - 2010. - №1. - P. 13-18.
19. Great encyclopedic dictionary. - 2 nd ed., Pererab. And additional. - M .: "The Great Russian Encyclopedia"; SPb .: "Norint", 2011. - 752 p.
20. Borovkova T.I. Monitoring the development of the education system / T.I. Borovkova, I.A. Morev - Part 1. Theoretical aspects: Textbook. - 2004 - p. 352.
21. Bushmeleva G.V. The content of the category "monitoring of socio-economic and environmental processes" (www.bali.ostu.ru/umc/zj2006_2.php).
22. Gasangadzhieva RG Monitoring of industrial enterprises as an instrument of effective economic policy / Issues of structuring the economy. - №6. - 2010. - P. 32-33.
23. Gorlachev P.V. Financial monitoring of the real sector of the economy of the Russian regions under market conditions / P.V. Gorlachev // Issues of Economics.
- № 5 - 2011. - C. 35-38.
24 Gordeev A. The economy of the food industry. Textbook. A. Gordeev. - M .: Agroconsult, 2011. - 616 p.
25. Dmitrieva N.V. "Scientific community of students of the XXI century". Economic sciences: materials and results of the 12th Student International Correspondence Scientific and Practical Conference. / N.V. Dmitrieva, G.V. Leonidova, D.I. Nakhonechny is in Novosibirsk. Publishing house "SibAK", 2012.
- 854 p.
26. Zhikina O.V. Monitoring of competitiveness: goals, tasks and problems Current state and prospects for the development of the Russian economy: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference / OV Zhikina -Collected papers. - Penza, 2003. - p. 204-206.
27. Kibitkin M.M. Problems of an integrated approach to the organization and monitoring of enterprises at the regional level / M.M. Kibitkin, E.A. Koval // Monitoring of enterprises by the Bank of Russia current stage of development. Issue II. - M., - the Central Bank of the Russian Federation. - 2012. - 332 p.
28. Kovalev V.V. The financial analysis. Capital Management. The choice of investment. Analysis of reporting. / V.V. Kovalev - Moscow: Finance and Statistics, 2012. - 432 p.
29. Kogut A.E. Information bases of regional socio-economic monitoring / A.E. Kogut, V.E. Rokhchin - SPb: IESP RAS, 2007. - 143 p.
30. Kolass B. Financial management of the enterprise. Problems, concepts and methods: Proc. Manual for universities. Trans. With frants. Ed. I'M IN. Sokolov. / B. Colass - Moscow: Finance, YUPITI, - 2013. - 576 p.
31. Kleiner G.B. Management of corporate enterprises and knowledge economy / World of Russia, 2011. - №4. - P. 32-33.
32. Knysh M.I. Competitive Strategies: Textbook. Allowance. / M.I. Knish - St. Petersburg: Lubavitch, 2010. - 284 p.
33. Krivorotov V.V. Principles and factors of construction of the enterprise competitiveness indicators system / V.V. Krivorotov // Problems of the modern economy - 2011. - №4. - P. 102-104.
34. Kuzin B. Methods and models of firm management / B. Kuzin, V. Yuriev, G. Shakhdinarov - St. Petersburg .: Peter, 2011. - 432 p.
35. Kolchina N.O. Marketing of educational services / / Integration of education. 2013. No. 4 (73). Pp. 48-51
36. Kolchina N.O. Regulation of the quality of life of the regional society // Power. 2011. № 9. With. 19-21.
37. Leonenko E.A. Pharmaceutical Marketing and Public Relations in the 21st Century: Problems and Prospects // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5. P. 858.
38. Lifits I.M. Theory and practice of assessing the competitiveness of goods and services / I.M. Lifitz - M .: Yurayt-M, 2011. - 224 p.
39. Lyubushin PP Theory of economic analysis: Teaching-methodical manual / PP. Lyubushin - M .: Lawyer, - 2012. - 480 p.
40. Marketing monitoring of the market as a tool for increasing competitiveness Leonenko E.A., Kolchina N.O. // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68-1). Pp. 957-966
41. Methodical foundations for marketing monitoring of the market at an industrial enterprise // Leonenko E.A., Chistyakov SS. Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 3-1 (68-1). Pp. 722-730.
42. Monitoring of the market as a technology of success. [Electronic resource]. Access mode: http://www.snabsz.ru/article-82.htm
43 Marchand D. The use of information in the creation of value / D. Marchand, E. Hayks // Marketing. - 2012. - No. 4 (125). - P. 81-86.
44. Makolov V.I. Dominants of the investment policy of the region in the postcrisis period // Economic analysis: theory and practice. 2010. № 36. With. 19-24.
45. Neretina EA Business model of the company based on the consumer value / EA Neretina // Marketing in Russia and abroad. - 2013. - No. 2. - P. 104-108.
46. Ovchinnikov V.V. Competitiveness of the Russian economy: current problems and prospects / V.V. Ovchinnikov // Russia and Sovrem. peace. - 2009. - №2. - P. 103-116.
47. Review of the Russian confectionery market □ http://www.tatzpp.ru/?pg=4&bl=54&md=2&doc=3074
48. Market description and risks "Lamzur" - [electronic resource] - access mode: http://barfin.ru/company/lamzur/market/
49. Open joint-stock company "Lamzur": to the 70th anniversary / [sost.: E.M. Golubchik, S.S. Markova, V.B. Muravyov, I.E. Khitrova]. - Saransk: Mordov. Book. Publishing house, 2015. - 160 s.
50. Porter M. International competition / M. Porter - M .: Intern. Relations, 2016. -896 p.
51. Pivovarov K.V. Business planning: Teaching-methodical manual. / K.V. Pivovarov - M .: ICC "Marketing", 2011. - 195 with.
52. Pashchenko Ya.N. Algorithm for constructing a monitoring system for the development of economic entities / Ya. N. Pashchenko // Stabilization of the economic development of the Russian Federation: a collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference. - Penza, 2011. - P. 155-157.
53. Popov E.V. Market potential of the enterprise / M .: Economics, 2002. - 560 p.
54. Comparative analysis of the investment attractiveness of countries and regions of the Finno-Ugric group in the context of global cultural and technological shifts. Leonenko E.A., Lashina M.V., Shcherbakova E.G. // Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 5-1 (58-1). S. 189-199.
55. Thompson A. Strategic Management. Concepts and situations for analysis, 12th ed. / A. Thompson, A. Strickland. - M: Williams Publishing House, - 2012. -928 p.
56. Tis D.J. Dynamic abilities of the firm and strategic management / D.J. Tees // Bulletin of St. Petersburg State University. - 2009. - No. 4. - P. 133-185.