УДК 811.161.1 (072.3)
ПУЗАНКОВ А E.H.
доктор педагогических наук, профессор, директор департамента научно-методической и издательской деятельности, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Email: [email protected] ЛЕВШИНА Э.С.
учитель русского языка и литературы, Гимназия № 7, г. Подольск, Московская область
UDC 811.161.1 (072.3) PUZANKOVA E.N.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Department of scientific-methodical and publishing
activities
E.mail: [email protected] LEVSHINA E.S.
Teacher of Russian and literature, Gymnasium No7,
Podolsk, Moscow region.
ДИАГНОСТИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО И РЕЧЕВОГО КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
DIAGNOSIS AND IMPROVEMENT OF LANGUAGE AND SPEECH COMPONENTS OF FIFTH-GRADE PUPILS' LANGUAGE ABILITY
В данной статье предлагается реализующая концепцию развивающего обучения система диагностирующих и одновременно развивающих языковую и речевую составляющие языковой способности задания для учащихся 5-х классов.
Ключевые слова: языковая способность, «чувство языка», логико-языковые операции, выразительность устной и письменной речи,образный строй языка (речи),эмоциональная сторона речи учащихся.
In this article, we propose the system which implements the concept of developing education, for diagnosing and at the same time developing the language and speech components of language ability tasks for fifth-grade pupils.
Keywords: language ability, "sense for language", logical-linguistic operations, expressiveness of speech and writing, figural structure of language (speech), emotionality ofpupils'speech.
Язык является важнейшим средством не только социального. но и духовного, нравственного, интеллектуального, творческого развития личности. Поэтому важнейшей задачей обучения русскому языку в школе является формирование творческой языковой личности, совершенствование языковых способностей учащихся.
Языковые способности традиционно рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, способствующие быстрому и прочному овладению языком.
Языковая способность - это прижизненное, онтогенетическое образование, ведущую роль в формировании и развитии которого играет среда, обучение и воспитание, а природной предпосылкой является наличие задатков, анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы.
Языковая способность имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя интеллектуальный (общий) и специальный компонент (состоящий из речевой и языковой части), ядром которой является «чувство языка», языковая интуиция. В языковую способность личности также входят логико-языковые и творческие компоненты, обуславливающие умение учеников совершать логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.
Однако при традиционном обучении родному язык}'
в школе не происходит ожидаемого развития важнейших компонентов языковой способности учащихся.
Это обусловлено, прежде всего, сложностью и недостаточной изученностью психофизиологической природы языковой способности, её структуры, основных компонентов (необходимых для языкового развития личности) и периферийных её элементов, неразработанностью проблемы в методической литературе. Поэтому развитие языковой способности при обучении русскому языку в школе представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.
Важнейшим недостатком традиционного обучения в школе является доминирование изучения русского языка как системы уровневых единиц, что проявляется в формализации обучения языку в школе и приводит к ослаблению семантического аспекта исследования языковых явлений, его коммуникативной направленности.
Лингвистические термины, определения и правила заучиваются учащимися, как правило, механически, происходит подмена языковых понятий житейскими представлениями о языковых явлениях. Школьники не могут оперировать лингвистическими понятиями при построении связных монологических высказываний о языке, недостаточно владеют значениями языковых единиц, сущностью языковых категорий, наибольшие затруднения испытывают при изучении абстрактного
© Пузанкова E.H., Левшина Э.С. © Puzankova E.N., Levshina E.S.
языкового материала - грамматики языка
У большинства учащихся оказывается недостаточно сформированным умение производить семантический анализ. Различные виды языкового разбора усваиваются учениками как списки формальных признаков языковых фактов. Не происходит осознанного совершенствования учениками логико- языковых операций. «отслеживания» способа действия и переноса его на другой учебный материал.
Школьники оказываются неготовыми к творческой деятельности с языковым материалом (его трансформации, конструированию и оценке).
Психолингвистические, лингводидактические и философские исследования подтверждают наличие в любом творческом акте эмоциональной активности, работы образного мышления и интуиции человека. Русский язык как учебный предмет обладает уникальными возможностями для совершенствования творческого компонента языковой способности личности, образного и эмоционального строя речи учащихся, их «языкового чутья».
Языковая способность учащихся формируется при условии взаимосвязанного развития ее логико-языковых и творческих компонентов:
- навыков семантического анализа языковых единиц всех уровней;
- навыков логико-языковых операций с языковым материалом (сравнение, дифференциация, классификация, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование) и творческой деятельности (трансформация, конструирование, оценка);
- языкового чутья, проявляющегося на уровне системы языка и речи;
- выразительности устной и письменной речи (образные и эмоциональные средства языка);
Выделенные компоненты в реальной языковой деятельности не существуют изолированно один от другого, а функционируют как единая трансформирующаяся система. Поэтому совершенствование одного из названных компонентов окажет развивающее воздействие на всю многокомпонентную систему.
Проблема развития языковой способности учащихся не ограничивается рамками какой-либо отдельной темы, а должна решаться на материале различных разделов школьного курса русского языка (фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса).
При обучении русскому языку в школе необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию следующих важнейших структурных компонентов языковой способности. 1) Общего компонента а) логического мышления - владения логико-языковыми операциями; б) образного мышления: умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы, находить цветовые, графические эквиваленты и символическое изображение изучаемых языковых явлений). 2) Специального языкового компонента (восприимчивости к семантике языковых единиц всех уровней, лексическим и грамматическим значениям, осмысления
языковой теории). 3) Специального речевого /творческого/ компонента (способности к звуковому воображению, словотворчеству, владения умением построения связных лингвистических высказываний, умением строить художественный текст, насыщенный тропами, фигурами речи, владения средствами интонационной выразительности устной речи, впадения средствами эмоциональной выразительности письменной речи).
Показателями развития языковой способности являются: 1) владение семантикой языка (а) способность осознанно совершать логико-языковые операции, (б) способность к языковому творчеству (уровни развития творческого компонента логического мышления. лингвистической интуиции, образного строя речи, эмоциональной выразительности устной и письменной речи); 2) владение языковой формой.
Качественными показателями развития творческого /речевого/ компонента языковой способности можно считать оригинальность, динамизм, эмоциональность, образность, разнообразие грамматических форм и конструкций высказывания.
Формированию языковой способности учащихся служит система развивающих у пражнений, состоящая из:
1. Логико-языковых заданий.
2. Творческих заданий:
- по развитию языковой догадки,
- по развитию творческого компонента логического мышления,
- по развитию образного строя языка (речи) и образного мышления,
- по развитию эмоциональной стороны речи учащихся.
Работа по развитию языковой способности учащихся предполагает продвижение учеников от этапа выполнения заданий на анализ, дифференциацию, обобщение, абстрагирование, классификацию и пр. данных (готовых), языковых фактов через этап выполнения заданий на трансформацию языкового материала (его редактирование, изложение) к его конструированию (словотворчеству, написанию лингвистических сочинений разных жанров, сочинений с лингвистическим заданием, художественных текстов, насыщенных образными, экспрессивными средствами родного языка) и, наконец, оценке (объяснению роли языковых средств в создании художественного образа, разграничению узуса и окказиональности и т.д.). Подробнее см. также работы авторов данной статьи [1-9].
Приведем примеры диагностических и одновременно развивающих заданий, которые можно предложить учащимся 5-х классов для выявления уровня развития собственно-языкового и речевого компонента языковой способности, сформированной к началу обучения в среднем звене общеобразовательной школы.
Логико-языковые задания Фонетика (на анализ и сравнение):
Из каких звуков состоит слово кукушка?
Лексика (иа анализ и сравнение):
Найдите среди данных слов а) близкие по значению, б) имеющие противоположные значения:
1. Трусость, смелость, мужество.
2. Добрый, злой, сердечный.
3. Радоваться, печалиться, грустить.
Словообразование (на анализ):
1. Найдите среди данных родственные, одно коренные слова:
Вода, водяной, водитель, водный, водит.
2. Подберите однокоренные слова к словам.
Соль, звонок, рыба.
Морфология (на обобщение и классификацию):
Сгруппируйте слова.
1. обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: кто? и что? :
2. обозначающие действие и отвечающие на вопросы: что делает?, что делал?, что делать?:
3. обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Библиотека, голубое, ветер, журчит, перелетные, черемуха, зеленеет, читать, стройка, жеребенок, лечил, ласковый, помогай, лисий, каменный.
Синтаксис (на анализ):
1. Найдите главные и второстепенные члены предложения :
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли.
(По И. Соколову-Микитову).
2. Спишите. Поставьте, где нужно, точку, вопросительный или восклицательный знаки.
Клюет
Что в речке ни ерша... Клюет
Щука, Река струится Кто
лещ, не спеша Щука
судак Челнок Лещ
А в челноке качает Судак
сидит рыбак рыбака Не лещ,
Но ни леща, А что рыбак Не щука —
ни судака Сидит Сам
еще не выловил и ждет рыбак
пока А рыба носом клю
И нет ни щуки Рыба не клюет
(А. Шибаев)
Творческие задания по развитию логического мышления
Фонетика (на рассуждение): Чем отличается гласный тук от согласного?
Лексика На редактирование текста Вставьте в текст пропущенные слова.
Утренние лучи Выплыло на... красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый ... полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся..., выпорхнул из ..., поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную ....
Второй луч упал на зайчика. Передернул ушами ... и весело ...по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной... на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух ... крыльями и запел: ...!
Четвертый луч попал в улей . Выползла пчелка из восковой кельи,... на окошечко, расправила ... и полетела ... медок с ... цветов.
Пятый луч попал на постельку к маленькому лентяю: светит ему прямо в ..., а он повернулся на ... бок и опять заснул. (По К.Д. Уишнскому)
Словообразование Изложение лингвистического текста Перескажите текст:
Родственные слова имеют общую часть, с одним и тем же значением: гриб, грибок, грибной.
Общая часть родственных слов называется корнем: цветы, цветочек, цветет, цветник.
Родственные слова называются также однокорен-ными словами.
Морфология (на построение лингвистического рассуждения): Какие слова мы называем существительными, прилагательными, глаголами?
Синтаксис
(на конструирование языкового материала) Составьте словосочетания: сущ. + прилаг., глагол + сущ.
Составьте предложения: а) повествовательное, б) вопросительное, в) восклицательное.
Творческие задания по развитию языковой догадки Фонетика
(На анализ и построение аналогий, ассоциаций):
1. Как звучит падающий снег?
2. Как звучит утро?
3. Прочти слово, переставив буквы наоборот. Напиши слова, которые получились:
4. Шорох, домок, лов.
5. Подберите рифму к словам: Бор, гость, точка.
Лексика
(па исправление языковых ошибок) Найдите лексические ошибки:
1. Врачиха выписала мне лекарство.
2. Он был невежей в музыке.
3. Я поднимался по экскаватору, (на шутливое толкование слов):
Дайте шутливое толкование словам: супница, ряженка, пилка.
Словообразование (на языковой анализ): Назовите слово русского языка, которое соответствует придуманному ребенком.
Паукина, мокресс, кашлюш, кружинка, песковатор.
Морфология
(на языковой анализ и исправление языковых ошибок):
1. Определите, какими частями речи являются необычные слова, употребленные автором.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хлипкие шорьки Пырялись но наве, И хрюкотализелюки. Как мюмзики в мове.
(Л. Кэрролл)
2. Найдите морфологические ошибки, исправьте
их.
• Ихнее решение мне не понравилось.
• Он ложит книгу в парту.
• В кинотеатре было много свободных местов
Синтаксис (на исправление языковых ошибок): Найдите ошибки в построении предложений.
1. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
2. Бабушка восьми лет отвезла внука на юг.
Творческие задания по развитию образного мышления Фонетика
(на символическое изображение языковых понятий): Попробуйте с помощью рисунка передать смысл понятий: звонкие и глухие согласные.
Фонетика и лексика (На анализ языковых средств создания образности): Какие слова, звуки помогают автору создать яркую, красочную картину?
Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют. А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небе, что оконца.
(И. А. Бунин) Фразеология
(На объяснение значений - анализ - фразеологизмов): Как вы понимаете выражения:
1. Как снег на голову.
2. Не в своей тарелке.
3. Бить баклуши.
4. Вешать нос.
5. Кот наплакал.
Словообразование (па символическое изображение языковых явлений): Покажите в рисунках, как изменяются значения слов при словообразовании.
аптека —> аптекарь —» аптекарша вода + падать —* водопад
Морфология (на выбор цветового и графического эквива-
лента изучаемого языкового явления):
Каким цветом вы бы покрасили существительные, прилагательные, глаголы? Почему?
Какую геометрическую фигуру выбрали для этих частей речи? Почему?
Творческие задания по развитию эмоциональной стороны речи
Фонетика (На построение ассоциаций):
Какие звуки связываются вами с 1) хорошим настроением, 2) грустным, 3) неприятны вам?
Лексика и синтаксис (на анализ языковых средств создания настроения):
Какое настроение передано в тексте? Какие слова, звуки предложения использовал автор? А. СНЕ1 'ОВИК Б. МЫ К ВАМ
Я потону от лу- ИДЕМ...
чей обязательно. Мы к вам идем!
Ой, несите мне скорей Идем к вам вдвоем! круг спасательный! Идем к вам в гости
(О. Скаченное) Вдвоем с
удовольствием!
(Э. Мошковская) Морфология
(на построение ассоциативных связей, определение эмоционального восприятия учениками изучаемых грамматических явлений):
Какие части речи вам нравятся? Не нравятся? Почему?
Задания по диагностике речевой компетенции
I. На восприятие текста-описания:
Прочитайте Текст. Ответьте на вопросы. Перескажите текст.
Золотой луг
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой , а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (А/. Пришвин)
1. В какое время луг казался золотым, в какое зеленым?
2. В какое время луг казался золотым, в какое зеленым?
3. Почему луг менял свой цвет?
II. На восприятие рассказа:
Прочитайте и перескажите текст. Отважный пингвиненок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок закрыл глаза и ... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни н удивленнопосмотрел на море.
Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)
II. На проверку техники чтения(правильности. беглости и интонационной выразительности): Прочитайте текст.
Сколько голосов у дождя? Он бил по стеклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутемной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса все ширилась и светлела. (В. Бурлак)
Телефон (отрывок)
Я три ночи не спад, Кого?
Я устал. Бегемота!
Мне бы заснуть, Наш бегемот провалилеяв
Отдохнуть... болото...
Но только я лег — Провалился в болото?
Звонок! Да!
—Кто говорит? И ни туда, ни сюда!
—Носорог. О, если вы не придете, —
Что такое? Он утонет, утонет в болоте.
Беда! Беда! Умрет, пропадет Бегемот!!!
Бегите скорее сюда! Ладно! Бегу! Бегу!
В чем дело? Если смогу, помогу!
Спасите! Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить бегемота!
(К. Чуковский) IV. На умение составлять текст-описание (или повествование) по предложенному рисунку: Составьте рассказ к данному рисунку. Озаглавьте
его.
V. На развитие воображения:
Рассмотрите рисунок. Расскажите, какой сон мог видеть мальчик.
VI. На умение составлять рассказ по сюжетным картинкам:
Составьте рассказ по сюжетным картинкам. Дайте название своему рассказу.
мальчик.
Библиографический список
1. Левшина Э.С. Развитие образного строя речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка и литературы// Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. №1(70). С. 207-208.
2. Пузанкова Е.Н. О семантическом аспекте изучения языковых явлений// Образование и общество. 2016. № 2 (97). С.41-44.
3. Пузанкова Е.Н. Развитие способности интонирования и конструирования различных текстов в соответствии с целями высказывания на уроках русского языка// Ученые записки Орловского государственного университета. 2016, № 1 (70). С.231-233.
4. Пузанкова Е.Н. Сформированное^ логико-языковых операций учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы// Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (54). 2013. С. 380 - 383
5. Пузанкова Е.Н. С формирование сть образного строя речи и образного мышления учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы на основе работы с художественным текстом// Ученые записки Орловского государственного университета. № 5 (55). 2013. С.260-262
6. Пузанкова Е.Н. Урок-игра «В поисках смысла...» (Развитие выразительности устной речи. 5-6 классы)// Русский язык вшколе. 1995. №5. С. 41-44.
7. Пузанкова Е.Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку: Монография. Орел, 2004. 347 с.
8. Пузанкова Е.Н. Формирование языковой способности учащихся//Русская словесность. 1997. №4. С. 48 - 53
9. Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении русскомуязыку// Русский язык вшколе. 1992. №2. С. 4-8.
References
1. Levshina E.S. Development of the figurative structure of 5-7-th-gradepupils'speech on the lessons of Russian language and literature// Scientific notes of Orel State University. 2016. No 1 (70). Pp. 207-208.
2. Puzankova E.N. About the semantic aspect of studying linguistic phenomena//Education and society. 2016. No 2 (97). Pp. 41-44.
3. Puzankova E.N. Development of the ability of intonation and construction of the various texts in accordance with the statement purposes on the lessons of the Russian language// Scientific notes of Orel State University. 2016. No 1 (70). Pp. 231-233.
4. Puzankova E.N. The formedness of the logical-linguistic operations of 5-11-th-gradepupils of the secondary school// Scientific notes of Orel State University. 2013. No4 (54). Pp. 380-383.
5. Puzankova E.N. The formal ion of imagery speech structure and figurative thinking of 5-11-th-gradepupils of the secondary school on the basis of work with a literary text // Scientific notes of Orel State University. 2013. No 5 (55). Pp. 260-262.
6. Puzankova E.N. The Lesson- game "In search of meaning..." (The development of expressiveness of the oral speech. 5-6 grades)// TheRussianlanguageinschool. 1995. No. 5. Pp. 41-44.
7. Puzankova E.N. Hie formation of pupils'language ability in teaching the Russian language: Monograph. Orel, 2004. 347 p.
8. Puzankova E.N. The formation of pupilsTinguistic abilities Russian literature. 1997. No. 4. Pp. 48-53.
9. Puzankova E.N. Linguistic development of pupilswhen teaching the Russian language// Russian language in school. 1992. No. 2. Pp. 4-8.9.
VII. На знание сказок:
Рассмотрите рисунки. Назовите каждую сказку (или ответьте на вопрос: про кого или про что эта сказка). Перескажите ту из них, которую любите больше или знаете лучше.