Научная статья на тему 'Диагностика готовности студентов отделения информатики на примере математических наук'

Диагностика готовности студентов отделения информатики на примере математических наук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности студентов отделения информатики на примере математических наук»

9. Кандаурова Г.С., Васьковский В.О., Каримов М.Ф. Магнитные свойства аморфных пленок кобальт - гадолиний // Abstracts of Conference of the CMEA countries on the physics of magnetic materials. - Jaszowies - Vrozlaw, 1980. - p. IV - 4.

10. Каримов М.Ф., Кандаурова Г.С. Влияние магнитной предыстории на доменную структуру аморфных пленок Gd-Co различного состава // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т. 51. - Вып. 3. - С. 663-666.

11. Иванов В.Е., Кандаурова Г. С., Каримов М.Ф., Сва-

лов А. В. Стабилизация доменных границ в аморфных пленках гадолиний - кобальт // Физика металлов и металловедение. - 1995. - Т. 79. - № 3. - С. 59-64.

12. Каримов М.Ф., Ахияров К.Ш. Подготовка учителей-исследователей в условиях интеграции образования и науки // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеграции образования на пороге XXI века». Часть I. - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1999. - С. 158-167.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

М.С. Мирзоев,

докторант кафедры информатики и дискретной ма

В условиях модернизации российского образования проблема подготовки высококвалифицированных специалистов является особенно значимой и актуальной. Это обусловлено тем, что одна из важнейших задач основной школы - подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием выполнения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

Становление информационного общества невозможно без информатизации образования. Ведущую роль в этом процессе должны сыграть учителя информатики.

В сборнике нормативных документов для учителей информатики (федеральный компонент государственного стандарта общего среднего образования), выделены три уровня учебного предмета по информатике: пропедевтический (изучение информатики в младших классах), базовый в основной школе и профильный в старшем звене [2].

Базовый уровень учебного предмета направлен на формирование и развитие общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования.

Профильный уровень учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, способностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

На этапе профильной подготовки впервые введены элементы математической логики, комбинаторики, теории вероятностей и статистики, которые составляют базовую основу профессионализма подрастающего поколения во всех сферах деятельности. Именно при изучении элементов математической логики, комбинаторики и теории вероятностей у учащихся наиболее успешно формируются и развиваются такие качества ума, как способность к абстрагированию, дедуктивное и алгоритмическое мышление, логическое мышление, гибкость мыслительных процессов, интуиция, критичность мышления, лаконичность, вычислительная способность, способность к обобщению, способность классифицировать геометрические объекты, сообразительность и другие, которые составляют основу развития математической культуры.

Поэтому математическая наука является основой формирования интеллекта будущего специалиста. Ис-

ематики МПГУ

кусство рассуждения, строгость математических выводов, доказательств, вычисления, обобщения, интуиция помогают учащимся и студентам успешно ориентироваться не только в своей учебной деятельности, но и в социальных, экономических и других жизненно важных проблемах.

Цель, содержание и структура обоих уровней направлены на формирование и развитие целостной системы универсальных знаний, умений и практическое применение приобретенные знаний средствами информационных технологий.

Добавление новых разделов математики при профильной подготовке выпускников общеобразовательных школ потребует более квалифицированных специалистов в сфере образования. Прежде всего это касается педагогических вузов. Перед педагогическими вузами стоит острая проблема - подготовить высококвалифицированных и компьютерно-грамот-ных специалистов. Среди всех педагогических направлений особое значение имеет подготовка учителя информатики, так как именно он является главным носителем и проводником новых информационных технологий в педагогических учреждениях.

Профильный этап обучения в общеобразовательных школах предъявляет к учителю информатики новые требования, ставит перед педагогическим вузом новые задачи. Нынешний учитель информатики должен:

- быть готовым к работе в образовательных учреждениях различного типа и профиля;

- уметь организовывать изучение информатики по различным учебным программам и учебникам, а также на различных уровнях усвоения учебного материала;

- уметь формировать и развивать навыки компьютерной грамотности.

Поэтому особое место в системе образования занимает педагогическое образование, характеризующееся переходом от предметно-ориентированных технологий к технологиям личностно-ориентированного образования, направленным на интеллектуальное развитие будущих педагогов, на формирование и развитие их творческого потенциала, который послужит основой для становления профессиональной компетентности.

В становлении учителя информатики большое значение имеет его математическая подготовка в процессе обучения в педагогическом вузе. Математическая наука не только развивает логическое мышление, воображение, но также составляет теоретическую основу для

применения информационной технологии к плохо формализуемым объектам, к числу которых относится социология, педагогика, психология, лингвистика и другие гуманитарные дисциплины.

Теория доказательств является одной из основных частей математики. Проблема обучения учащихся, студентов доказательству являлась и является одной из первоочередных в предметах математического цикла. Это обусловлено и тем, что осуществляемый процесс гуманизации образования предполагает направленность обучения на развитие личности, на формирование ее свойств, что возможно лишь в контексте обучения доказательству. Хотя в общеобразовательной школе понятие «доказательство» рассматривается интуитивно, тем не менее каждому ученику приходится процесс доказательства анализировать и понимать с более широких позиций.

В формировании математической культуры обучаемых важное место занимает умение находить закономерности в рассматриваемых понятиях (проблемах), обосновать их и применять на практике. Хотя в классической математике теорема считается доказанной тогда и только тогда, когда она логически выведена из других ранее доказанных предположений или аксиом.

Практика показывает, что большинство учащихся не могут справиться с математическими задачами, включающими доказательство. Основная причина - непонимание учащимся сути самого понятия «доказательство». Одним из возможных способов ликвидации данной причины может быть предлагаемый алгоритм изучения понятия «доказательство» в курсе «Элементы математической логики»:

1) дать определение доказательства в рамках аксиоматической теории;

2) объяснить, что такое аксиома, привести перечень аксиом, используемых при построении теории доказуемых формул;

3) описать основные правила, участвующие в построении класса доказуемых формул (в получении теоремы) в аксиоматической теории, а также понятие выводимости из совокупности формул данной теории;

4) рекурсивным образом построить класс доказуемых формул. При этом соблюдать основные принципы дидактики (принцип последовательности, принцип от простого к более сложному и другие);

5) в виде примера описать процедуру доказательство для каждого закона логики, например для логического закона тождества, (| х ^ х);

6) раскрыть суть теоремы дедукции, привести примеры ее использования на практике;

7) рассмотреть различные виды теорем (прямая, обратная, противоположная, обратно противоположная).

Наиболее эффективно данный алгоритм реализовать в виде компьютерной системы, включающей обучающий и контролирующий процесс обучения в школе и вузе. При этом компьютерная система включает различные методы обучения. Совокупность этих методов составляет потенциальный успех учащихся и студентов при изучении того или иного предмета в школе и ВУЗе.

При составлении компьютерной диагностической системы возможны несколько вариантов. Один из них может включать следующие этапы:

1. Создание базы данных, включающей таблицы с

психолого-педагогическими признаками, характеризующими математические способности обучаемых; таблицы с вопросами и задачами для выявления соответствующего признака; оценки экспертов по степени значимости рассматриваемых признаков соответствующего математического направления.

2. Создание учебного программного комплекса, позволяющего выявить уровень сформированности у испытуемого того или иного психолого-педагогического признака по соответствующим вопросам и задачам относительно конкретной математической деятельности.

3. Проверка тестовой программы на экспериментальной и контрольной группах.

4. Определение адекватности, валидности, надежности, результативности, эффективности составленного учебного программного комплекса.

5. Составление документации к данной программе и рекомендаций по внедрению учебного программного комплекса в сфере образования.

Ниже показан фрагмент диагностической программы, где испытуемый должен выбрать все правильные варианты и выделить из них наиболее рациональный. Загрузка вариантов ответа на тестовые задания на экран компьютера происходит с помощью алгоритма случайного выбора. Для каждого раздела изучаемого предмета математического цикла задается некоторая выборка вопросов и задач. После ответа испытуемого результаты сохраняются в массиве ответов. По завершении тестовой процедуры каждому испытуемому соответствует вектор ответов, где имеется информация об уровне сформированости психолого-педагогических признаков по соответствующим направлениям.

Составленная компьютерная диагностическая методика предназначена для выявления уровня сформированно-сти математической подготовленности будущих учителей информатики. В числе диагностических задач: ^ понятие высказывания; ^ алфавит алгебры высказываний (АВ); ^ логические операции над высказываниями; ^ понятие формулы АВ; ^ классификация формул АВ; ^ различные методы установления равносильных формул АВ;

^ таблица основных равносильных формул АВ; ^ логические функции;

^ связь между логическими функциями и формулами АВ;

^ алфавит теории исчисления высказываний (ИВ); ^ формулы исчисления высказываний; ^ перечень аксиом исчисления высказываний; ^ основные правила вывода исчисления высказываний;

^ понятие формального доказательства; ^ примеры доказуемых формул ИВ; ^ понятие формулы ИВ; ^ производные правила ИВ; ^ теорема дедукции;

^ примеры использования теоремы дедукции на практике;

^ примеры на правило доказательства от противного и т. д .;

^ задачи математического анализа и аналитической геометрии.

Тест щ

1-.ТС > (.у > ху]

!={>:,у} Н|-ху ОН 1-х (СЕ.2) ОНЬУ 0.2) ••. -1 л-—»• (т —да! ■■!■■. 1) \- ^ ** (Ц*)У 2)1-

Г Еаэиант 1 Г Вариант 2

^^(АЧ)

4.Ь ПШ 21

(и Я >

2) \- Ь1 -> х)-^ ((У -> >) -» (у ->

|_ х) зу})

(А5) <1)' ППП(2)

Г Вариант 3 Г Вариант 4

'ЭПТИММВТЪНЫ?

|1 -4 Далее

Таким образом, учитывая технологичность и логичность созданной компьютерной диагностической системы, можно провести массовое обследование студентов отделения информатики и математики в условиях многоуровневой подготовки студентов педагогических вузов и выработать обоснованные рекомендации их распределения по направлениям дальнейшего обучения. Данная компьютерная диагностическая система обладает свойством универсальности, что позволяет применять её и в других направлениях.

Литература

1. Мирзоев М.С. Психолого-педагогические признаки для прогнозирования профессиональной

успешности будущих учителей информатики. / Педагогическая информатика, №2, 2004, с. 40-44.

2. Сборник нормативных документов. Информатика ИКТ / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

3. Культура, математика, практика: Сб. статей.- М., 2000.

4. Новиков П. С. Элементы математической логики. -2-е изд.-М., 1986

5. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум! - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002.

6. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. - Саранск, 1991.

НОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

С.А. Смирнов,

магистрант кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Бурно развивающиеся в настоящее время технологии работы в телекоммуникационных сетях открыли новые возможности - дистанционное обучение. Создание программных продуктов, предназначенных для использования в процессе дистанционного обучения, является на сегодняшний день одной из основных задач развития новых информационных технологий в образовании. В связи с этим в настоящее время происходит интенсивное увеличение количества такого рода продукции на отечественном рынке.

Процесс создания электронного средства для дистанционного обучения начинается с определения задач, выполнение которых этот ресурс должен обеспечивать,

разработки его модели (выявления основных содержательных и технических блоков и объединения их в единую структуру) и определения технологических принципов его работы. Следующим шагом является преобразование созданной модели в реальную компьютерную программу, которая при необходимости при дальнейшем использовании может быть доработана. Завершается процесс разработкой методики использования нового электронного средства в процессе дистанционного обучения. Обязательным условием создания эффективного электронного образовательного средства является тесная связка заложенной в информационный ресурс методики обучения конкретному предмету и возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.