ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)
УДК 37.013:78.07
ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© Р.К.Хурматуллина
Статья раскрывает содержание опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогической системы формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя музыки. Анализируются результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
Ключевые слова: организационно-структурная модель, компоненты системы, оцениваемые показатели музыкально-педагогической деятельности, музыкальное исполнительство, рефлексия, музыкально-педагогическое общение, индивидуальный творческий стиль.
Отечественное образование вновь испытывает дефицит педагогических кадров. По сообщению замглавы Министерства образования и науки РТ Андрея Поминова, «Татарстану увеличили госзаказ на обучение медиков, педагогов, инженеров - на 5-6 процентов» [1].
Проблема подготовки педагогических кадров вновь актуальна, как актуальна и проблема формирования индивидуального творческого стиля деятельности учителя.
На материале профессиональной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы мы предложили педагогическую систему, которая бы обеспечивала формирование и развитие индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя (далее - ИТСД).
Мы исходили из предположения, что эффективное формирование индивидуального творче-
Из таблицы видно, что система содержит несколько компонентов.
ского стиля деятельности будущего учителя возможно, если реализовать педагогическую систему, основанную на единстве целевого, управленческого, содержательного, процессуального и личностного компонентов ее структуры.
Выдвинутая гипотеза требовала решения следующих задач:
1. изучить состояние проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической теории и практике;
2. разработать научно-обоснованную систему формирования индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя;
3. проверить эффективность разработанной системы.
Суть разработанной нами системы представлена в Таблице № 1.
1-ый компонент, целевой, предполагает создание целевой установки будущего учителя на максимальное раскрытие своего индивидуально-
Таблица№ 1
го творческого потенциала и проявления его в учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности.
Управленческий компонент касается самой организационной структуры педагогической деятельности, ее условий. Его задача - спланировать и организовать деятельность, необходимую для максимального проявления творчества.
Задача содержательного компонента заключается в подборе учебного материала, формирующего творческое мышление и творческий стиль деятельности.
Процессуальный компонент включает в себя технику проведения учебно-практической деятельности с обязательным включением элементов педагогического творчества.
Назначение личностного компонента - раскрытие индивидуальных особенностей, своеобразия творческих проявлений студента - будущего учителя.
В качестве основных видов деятельности, формирующих индивидуальный творческий стиль будущего учителя, мы выделили следующие: учебно-теоретическую, учебно-практическую, учебно-эвристическую, коммуникативную, игровую, оценочно-контрольную, корректировочную и самостоятельную. Это те виды деятельности, в которые необходимо вовлекать, вводить студентов, чтобы этот стиль во время учебы и практики формировался.
Система была конкретизирована содержанием профессиональной подготовки учителя музыки общеобразовательной школы и через разработанный нами курс лекций, семинарских занятий, задач и заданий, введенных в содержание специальных и психолого-педагогических дисциплин, организацию педагогической практики, апробирована на музыкальном факультете Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета [2].
Эксперимент проводился в течение 3-х лет. Наряду с экспериментальной была определена контрольная группа, в которую были включены студенты с достаточно высоким уровнем допро-фессиональной подготовки: закончившие городские (Казанские) детские музыкальные школы; имеющие среднее специальное образование, т.е. закончившие музыкальные, музыкально-педагогические училища, при этом некоторые из них обладали опытом практической работы в школе. Экспериментальная группа состояла в основном из выпускников сельских школ, часть из которых не имела музыкального образования даже в рамках детской музыкальной школы. Таким образом, объективно уровень профессиональной подготовки студентов контрольной группы был вы-
ше, что ставило проверку эффективности разработанной нами модели в более жесткие условия.
В развитии индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности было выделено 5 уровней: от очень низкого (1-й уровень) до высокого творческого (5-ый уровень).
Уровень развития определялся, с одной стороны, методом экспертных оценок со стороны преподавателей музыкального факультета всех основных специальностей, с другой - методом самооценок, в ходе так называемого зачета по школьной программе, который проводится на музыкальном факультете в форме моделируемого фрагмента школьного урока. В качестве оцениваемых показателей были предложены следующие:
1. музыкально-исполнительская выразительность, проявляющаяся в творчески продуктивном использовании музыкально-иллюстративного материала и передаче эмоционально-образного содержания музыки;
2. мастерство речи, выражающееся в отсутствии монотонности, в увлеченности, артистизме, вариативности содержания, нестандартном изложении материала;
3. умение организовать музыкальное творчество учащихся, которое проявляется в характере постановки вопросов, создании атмосферы сотворчества и выборе наиболее эффективных методов музыкально-эстетического развития и воспитания;
4. рефлексия, связанная с самостоятельным творческим целеполаганием, умением «слушать и слышать себя со стороны».
Итоговый срез оценивался экспертной комиссией в том же составе уже непосредственно в ходе педагогической практики на «государственном уроке» либо на предварительных к нему уроках.
Анализ результатов контрольного среза на заключительном этапе формирующего эксперимента показал, что уровень развития индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности по всем оцениваемым показателям в экспериментальной группе (ЭГ) оказался выше, чем в контрольной (КГ), о чем свидетельствует данная гистограмма (Таблица №2). Различия в группах здесь представлены по интегральным показателям.
Р.К.ХУРМАТУЛЛИНА
Таблица №3. Результаты ЭГ и КГ на начальном и итоговом
1-ый срез
2-ой срез
№ Экспериментальная Контрольная группа
группа
приз- 1-ый срез 2-ой срез 1-ый срез 2-ой срез
нака
М 5 М 5 М 5 М 5
1 2,8 0,55 4,1 0,33 3,4 0,38 4,0 0,17
2 3,1 0,46 4,3 0,42 3,4 0,31 3,7 0,38
3 3,0 0,34 4,2 0,21 3,5 0,37 3,6 0,55
4 2,6 0,39 3,8 0,35 3,2 0,24 3,6 0,23
X 2,9 0,40 4,2 0,23 3,4 0,18 3,7 0,20
Таблица №2. Гистограмма, представляющая результаты ЭГ и КГ на начальном и итоговом срезах формирующего эксперимента.
Из гистограммы видно, что в начале эксперимента исходный уровень владения основными компонентами индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности у студентов контрольной группы выше, нежели в экспериментальной группе.
На заключительном этапе формирующего эксперимента студенты ЭГ находятся на более высоком уровне владения названными компонентами. Сравнительный коэффициент динамики профессионального роста у студентов КГ равен 8,1%, у студентов ЭГ- 31%.
Итоговые данные формирующего эксперимента по всем выделенным параметрам показывают существенную эффективность предложенной системы формирования индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности будущего учителя.
Для проверки значимости полученных различий был использован критерий Стьюдента. Различия оказались достоверными на 0,001-процентном уровне значимости.
Для того чтобы определить, на развитие какого показателя в структуре индивидуального творческого стиля музыкально-педагогической деятельности в наибольшей степени направлено разработанное нами конкретное воплощение модели системы, был использован метод корреляционного анализа, который показал следующее: на 2-ом срезе в контрольной группе так же, как и на 1-ом, наибольшие различия между студентами были по 3-му признаку - «умение организовать музыкальное творчество учащихся» (Р53=0,821).
Выровнялись на 2-ом срезе результаты контрольной группы по уровню музыкально-исполнительской выразительности, стали более контрастны по уровню рефлексии (Р54=0,539).
В экспериментальной группе на первом срезе наибольшие различия в результатах были по уровню музыкально - исполнительской выразительности и мастерству речи, на заключительном этапе формирующего эксперимента по этим двум признакам различия уменьшились (Р51=0,695; Р52=0,702), то есть уровень экспериментальной группы по этим двум признакам выровнялся. В целом же все полученные коэффициенты корреляции между признаками в экспериментальной группе выше, нежели в контрольной, что позволяет сделать вывод: студенты экспериментальной группы стали ярче, индиви-дуальнее, интереснее в своих проявлениях музыкально -педагогической креативности.
Общий анализ результатов первого и второго срезов внутри экспериментальной и контрольной групп показывает эффективность предложенной системы в целом, что подтверждает правильность выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.
Замечено, что каждый учитель при всей самостоятельности творческой индивидуальности, несомненно, несет печать вузовской подготовки. Вот почему, ставя своей целью воспитание индивидуальности, высшая школа сама должна обладать неповторимостью стиля, методов, педагогических технологий, наиболее полно раскрывающих индивидуальный творческий потенциал каждого воспитуемого. Полагаем, что основы творческого стиля учителя можно и нужно закладывать в процессе профессионального обучения, систематически, постоянно вводя студентов в состояние творческого самовыражения, творческих находок, и тогда оно из учебного процесса неминуемо перейдет в деятельность профес-
сионально практическую и станет устойчивой характеристикой личности.
1. Плотникова И. Татарстан сократил призыв экономистов // «Вечерняя Казань». - 2013. - 21 июня // URL: http://www.evening-kazan.ru/articles/
tatarstan-sokratil-prizyv-ekonomistov.html (дата обращения 28.08.2013) 2. Саттарова (Хурматуллина) Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя / На материале профессиональной подготовки студентов музыкально -педагогических факультетов: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1996. - 164с.
TESTING THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL CREATIVE STYLE
IN FUTURE TEACHERS OF MUSIC
R.K.Khurmatullina
The article presents the content of the experimental work aiming to evaluate the effectiveness of the pedagogical system of developing individual creative style in future teachers of music. The results of the ascertaining and formative experiments are analyzed.
Key words: organizational-structural model, components of the system, measured indicators of musical-pedagogical activities, musical performance, reflection, musical-pedagogical communication, individual creative style.
1. Plotnikova I. Tatarstan sokratil prizyv jekonomistov // «Vechernjaja Kazan'». - 2013. - 21 ijunja // URL: http: //www.evening-kazan.ru/articles/tatarstan-sokratil-prizyv-ekonomistov.html (data obrashhenija 28.08.2013) (In Russian)
2. Sattarova (Hurmatullina) R.K. Formirovanie indi-vidual'nogo tvorcheskogo stilja dejatel'nosti budush-hego uchitelja /Na materiale professional'noj podgo-tovki studentov muzykal'no-pedagogicheskih fa-kul'tetov: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 1996. -164 s. (In Russian)
Хурматуллина Резеда Камилевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства Казанского (Приволжского) федерального университета.
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
Khurmatullina Rezeda Kamilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Music Art, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlevskaya Str.,Kazan, 420008, Russia. E-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 30.08.2013