ПРАКТИКА
психология, социология
Исследования проблем делинквентных подростков
Вали Енгалычев, Ирина Моисеева
ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Аннотация. Авторами обозначена компетенция судебного эксперта-психолога при исследовании детской личности. Рассматриваются особенности производства разных видов судебно-психологической экспертизы, в которых несовершеннолетние являются подэкспертными. Указаны типичные ошибки экспертных исследований несовершеннолетних и даются рекомендации по предотвращению возможных ошибок.
Ключевые слова: психодиагностика; детская личность; судебно-психологическая экспертиза, компетенция эксперта-психолога; типичные ошибки.
Abstract. The authors show the competence of the forensic expert-psychologist in the study of children's personality. They examine the features of the production of different types of forensic psychological expertise of the subject which are minors. Also indicated the typical errors of expert research of minors and recommendations to prevent them.
Keywords:psychodiagnostics; children's personality; forensic psychological expertise; the competence of the expert-psychologist; typical errors.
Актуальность экспертных исследований с участием несовершеннолетних
Компетенция судебного эксперта-психолога
Обоснование необходимости комиссионного исследования
На современном этапе развития судебно-психологи-ческой экспертизы все большую актуальность приобретают экспертные исследования с участием несовершеннолетних. При этом наиболее часто встречаются случаи, когда эксперт-психолог вынужден работать с малолетними детьми. Участие детей в качестве подэкспертных не только определяет специфику традиционных видов судебно-психологической экспертизы, но и формирует комплекс новых задач, решение которых входит в компетенцию судебного эксперта-психолога. Кроме того, на сегодняшний день в практике Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского накоплен ряд особенностей психологической диагностики детской личности, требующих не только учета и непосредственного применения, но и научного обобщения. В связи с этим нами определены как общие, так и специфические особенности производства судебно-психологической экспертизы с участием несовершеннолетних.
Компетенция судебного эксперта-психолога может рассматриваться не только как квалификационные характеристики, права и обязанности эксперта, определенные процессуальным законодательством Российской Федерации, но и как комплекс знаний, умений и владений в области проведения конкретного вида судебно-психологической экспертизы. Очень важным при назначении судебно-психологической экспертизы с участием несовершеннолетнего является учет направления профессиональной подготовки эксперта — он должен иметь психологическое или психолого-педагогическое образование. Также немаловажен и учет профессиональной подготовки по экспертной специальности — она должна соответствовать программам подготовки по судебно-пси-хологической экспертизе. Более того, крайне желательно, чтобы в плане этой программы содержались теоретические и практические дисциплины, определяющие подготовку эксперта по работе с детьми.
На наш взгляд, экспертно-психологическая работа с несовершеннолетними — это сфера повышенной моральной и профессиональной ответственности по отношению к ребенку, и зачастую заключение судебно-психологиче-ской экспертизы является единственным доказательством в суде, позволяющим психологически обезопасить ребенка и защитить его законные интересы. Именно поэтому целесообразно осуществлять производство судебно-психологической экспертизы в отношении несо-
Пространственно-
временные
особенности
экспертного
исследования
несовершеннолетних
Классификации возрастных периодизаций несовершеннолетних
вершеннолетнего (а особенно малолетнего ребенка) комиссионно. Более того, в комиссию должны входить эксперты-психологи, способные не только решить поставленные экспертные задачи, но и установить доброжелательные отношения с ребенком, обеспечить его психологическую защиту, а также психологически поддержать его, если он находится в трудной жизненной ситуации [1]. Еще одним обстоятельством, требующим комиссионного производства судебно-психологиче-ской экспертизы с несовершеннолетними, является объективность проведенного исследования.
Особое значение для получения объективных результатов психодиагностического исследования детской личности имеет его организация [2—4]. При производстве очного этапа судебно-психологической экспертизы необходимо правильно выбрать время проведения психодиагностического исследования: режим дня несовершеннолетнего, посещающего учебные учреждения, не должен быть нарушен, вечернее или ночное время суток исключается. Также необходимо обратить внимание на место проведения психодиагностического исследования: оно должно не только соответствовать санитарным нормам, но и обеспечивать здоровьесберегающий режим. Как правило, для этих целей используется кабинет следователя либо специальная комната в экспертном учреждении. Сама процедура диагностического исследования должна осуществляться с перерывами (например, делать их после каждого часа). При этом в случае с несовершеннолетними подэкспертными психодиагностическое исследование не рекомендуется проводить более четырех часов [5; 6]. Если же проведение судебно-психологической экспертизы требует больше времени, психодиагностическое исследование делится на части и осуществляется в различные дни.
Помимо общих особенностей, следует указать и на специфику проведения психодиагностического исследования несовершеннолетних в зависимости от вида судебно-психологической экспертизы, поскольку каждый из них позволяет получить психологические особенности и осуществить их учет в следственной практике для отдельного возрастного периода. Например, О.Д. Ситковская выделяет несовершеннолетних (от 5 до 18 лет) и малолетних (до 5 лет) участников следственных действий [7], а И.И. Мамайчук определяет возрастные периоды детей, участвующих в следственных действиях, в соответствии с отечественной периодизацией психического развития [8]. Однако достаточно часто для
Основные составляющие психологического портрета несовершеннолетнего
Особенности
производства
судебно-
психологической экспертизы свидетелей и потерпевших
Эксперт-психолог должен
диагностировать развитие психических функций
подобной классификации используется возраст наступления уголовной ответственности [6]: лицо, достигшее 14-летнего возраста, считается малолетним и подлежит уголовной ответственности по отдельным преступлениям; лицо, достигшее 16-летнего возраста, подлежит полной уголовной ответственности; лицо, достигшее 18-летнего возраста, является совершеннолетним и считается дееспособным. Учитывая возрастные особенности несовершеннолетних, эксперт-психолог не только подбирает детские варианты методов и методик, но и использует соответствующие возрасту формы, стимульный материал и инструкции для их проведения.
Построение психологического портрета несовершеннолетнего для заключения судебно-психологиче-ской экспертизы может быть осуществлено на основании типологии индивидуально-личностных свойств, иерархической структуры личности или по другим основаниям [9]. Однако интерпретация полученных результатов обязательно должна включать темпераменталь-ные и характерологические особенности ребенка, особенности его познавательной сферы, в том числе кона-тивных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, индивидуально-психологические особенности; в отдельных случаях может быть диагностирована и направленность его личности.
При этом следует отметить, что выбор психодиагностического инструментария для исследования личности ребенка может быть обусловлен и различными экспертными задачами или даже комплексом этих задач, в соответствии с которыми экспертом-психологом планируется и осуществляется производство традиционных видов судебно-психологической экспертизы [2].
1. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших (несовершеннолетние могут выступать в качестве свидетеля либо в качестве потерпевшего и давать следствию показания о юридически значимой ситуации, а также участвовать в иных следственных действиях). В этом случае основной задачей эксперта-психолога при работе с несовершеннолетним будет установление его способности правильно воспринимать и понимать содержание событий или действий, сохранять информацию о них и впоследствии правильно ее воспроизводить.
Эксперту-психологу следует обратить особое внимание на уровень развития процессов восприятия, внимания, мышления и памяти несовершеннолетнего. Именно благодаря профессиональному применению экспери-
Особое внимание следует уделять диагностике внимания
Необходим учет особенностей памяти детей
Особенности проведения судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
ментально-психологических методов, изучающих эти процессы, эксперт-психолог может оказать значительную помощь следственным органам в оценке достоверности показаний, даваемых несовершеннолетним. В процессе оценки восприятия следует учитывать, что большую роль здесь играет первое впечатление, однако при этом процесс восприятия характеризуется содержательностью, последовательностью, планомерностью. В своих показаниях, например, подростки способны отразить особенности увиденного, дать полную характеристику воспринятому: правильно описать внешность преступника, последовательность совершаемых действий, указать время и место совершения преступления.
Значимую роль играет и внимание. У малолетних свидетелей оно, как правило, носит непроизвольный характер, что может повлечь за собой искажения в сообщаемой ими информации. Но чем старше ребенок, тем более произвольным становится его внимание. Однако здесь не следует пренебрегать диагностическими данными о темпераментальных особенностях несовершеннолетнего, поскольку при восприятии и воспроизведении информации может проявляться низкий уровень концентрации, устойчивости и распределения внимания, ввиду неуравновешенности процессов торможения и возбуждения нервной системы.
Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, к примеру, при запоминании только научается обобщать и систематизировать материал, лучше запоминает то, что эмоционально для него значимо. А для того, чтобы оптимизировать процесс припоминания, подростку предлагают рассказать об интересующем следствие событии подробно и последовательно, вспомнить отдельные эпизоды, воспроизвести их с середины или с конца, провести допрос на месте происшествия. Мышление же и в первом, и во втором случае носит конкретно-образный характер и только приобретает черты логического, системного, доказательного. Поэтому необходимо учитывать, что ребенок может не только ошибочно воспринимать внешнюю сторону событий, но и не понимать их внутреннее содержание [6].
2. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого (несовершеннолетний выступает в качестве подозреваемого или обвиняемого; оценке подвергаются не только его показания, но и индивидуально-психологические особенности, способные повлиять на его поведение в юридически значимой ситуации, а также в ходе следственных действий). Здесь
Эксперту-психологу
целесообразно
изучить
психологические
особенности
подэкспертного
Особенности производства судебно-психологи-ческой экспертизы несовершеннолетнего потерпевшего
Важно понимать эмоциональные переживания потерпевших
экспертной задачей может выступать не только психологическая или комплексная оценка уровня психического развития ребенка, но и выявление его способности в полной мере осознавать опасный характер своих действий, а также руководить ими.
С целью выявления этой способности эксперту-психологу целесообразно подробно изучить индивидуально-психологические особенности подэкспертного. Очень важную роль в решении поставленных задач играют патохарактерологические данные о личности несовершеннолетнего, индивидуально-типологические особенности и сопряженные с ними социально-психологический и когнитивный стиль взаимодействия [9]. Влияющими на поведение несовершеннолетнего в юридически значимой ситуации или в ходе следственных действий чаще всего оказываются такие особенности, как тревожность, агрессивность, сензитивность, спонтанность, интроверсия либо экстраверсия, эмотивность, ригидность, импульсивность, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию или лжи.
3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступле-ПНЯХ (несовершеннолетний выступает в качестве потерпевшего; оценке подвергается возможное виктимное поведение жертвы, а также понимание ею сексуальной направленности действий посягателя). В комплекс экспертных задач в этом случае входит оценка психического состояния, индивидуально-психологических особенностей жертвы, особенностей исследуемой ситуации, а также способности правильно понимать характер и значение совершенных с нею действий, а также оказывать осознанное сопротивление.
Важным для анализа поведения потерпевших несовершеннолетних является понимание их эмоциональных переживаний. Например, можно встретить такие особенности характера, как повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, преобладание возбуждения над торможением, быстрая смена настроения, склонность к страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств, стремление к самоутверждению, чувство коллективизма, товарищества, долга, чести, упрямство, критиканство, чувство взрослости, склонность ко лжи и др. Особенно сложной является работа с застенчивыми, ранимыми, робкими, замкнутыми подростками [10—12]. Психосексуальное развитие может характеризоваться демонстрацией полового поведения, установок и ориентаций, в которых проявля-
Особенности
производства
судебно-
психологической
экспертизы
по семейным делам
Значение
исследования
скрытых
психологических
причин,
определяющих
трудности
в развитии
Типичные экспертные ошибки применения психодиагностических методик
ется половое влечение, могут присутствовать эротические фантазии и переживания.
4. Судебно-психологическая экспертиза по семейным делам (в процесс производства включен не только ребенок, но и его родители; осуществляется оценка влияния каждого из них на развитие и воспитание несовершеннолетнего). К числу экспертных задач относятся: исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, психическое состояние ребенка, изучение системы ценностей и отношений, стиль воспитания каждого родителя. Кроме того, глубокому изучению подвергаются особенности сложившейся ситуации и система межличностных отношений не только между родителями, но и между родителями и ребенком в целом, а также между каждым из родителей и ребенком. Особенностью этого вида судебно-психологической экспертизы является наличие задачи, заключающейся в прогнозировании психического и личностного развития ребенка с учетом различных вариантов условий его общения с родителями и другими родными и близкими.
В настоящее время в сферу решения этой задачи входит объективное исследование не только личностных особенностей ребенка, но и часто скрытых психологических причин, вызывающих трудности в обучении и развитии. Эти причины нередко лежат в сфере семейных и межличностных взаимоотношений, в большей степени определяемых родителями. Помимо этого, говоря о несовершеннолетнем, следует помнить, что в настоящее время система обучения детей претерпевает серьезные изменения, вследствие чего трудности в обучении лежат не в сфере имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а в сфере овладения метапредмет-ными образовательными результатами [13—15]. Они заключаются в успешном формировании универсальных способов действия, основанных на развитии определенных индивидуально-психологических особенностей ребенка. Поэтому, когда ребенок оказывается в ситуации развода родителей, возникает вопрос о характере влияния каждого из родителей на процесс формирования и дальнейшего развития у ребенка умения учиться и овладевания образовательными результатами.
Учитывая перечисленные нами экспертные задачи, решаемые в ходе производства судебно-психологиче-ской экспертизы, целесообразным является обобщение рекомендаций, следование которым позволит результативно и на высоком профессиональном уровне осущест-
Цели и задачи
определены
влять психологическую диагностику детской личности. Так, существует целый ряд типичных экспертных ошибок при использовании в работе с детьми методов наблюдения, беседы, а также психодиагностических методов. При использовании метода наблюдения должны
нйблюдения должны быть четко определены цели и задачи наблюдения, пробыть четко
грамма наблюдения в виде перечня исследуемых факторов, отражены способы фиксации полученной информации, учтены внешние обстоятельства наблюдения, а также субъективные данные, относящиеся к личности подэкспертного. Необходимо избегать ситуации, когда в заключении содержатся высказывания, полученные не методом наблюдения, а в результате наблюдательности эксперта.
Использование метода беседы позволяет собрать психологическую информацию о личности подэксперт-ного и закономерностях его поведения в исследуемой ситуации. При этом результаты беседы не должны быть представлены в виде примитивного пересказа полученной от подэкспертного информации. Собранная в ходе беседы информация должна быть проанализирована экспертом во взаимосвязи с материалами уголовного или гражданского дела. Также следует отметить, что в любом виде судебно-психологической экспертизы с участием несовершеннолетних целесообразно проводить экспертную беседу [16]. Результаты экспертной беседы необходимы для дополнения, уточнения и анализа данных, полученных с помощью стандартизированных методов.
Недостойной является ситуация, когда основные выводы по поставленным вопросам формулируются по результатам только проективных методик или на основании применения так называемой экспресс-диагностики, что неизбежно приводит к субъективному восприятию случайных действий или высказываний ребенка, получению формальных данных и примитивной интерпретации. Часто при обработке и интерпретации результатов эксперты выбирают формализованный подход, не позволяющий определить реальный или желаемый характер высказывания ребенка, что крайне важно для правильного понимания произошедшей ситуации и формулирования выводов в заключении судебно-психо-логической экспертизы.
Объективность и обоснованность выводов
1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2010.
2. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебная психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах: вопросы теории и практики. — М., 2015.
3. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. — М., 2010.
4. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: учеб. пособие. — СПб., 2002.
5. Сичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. — М., 2010.
6. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего, обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты). — М., 2010.
7. Ситковская О.Д. Психология свидетельских показаний: научно-методическое пособие. — М., 2006.
8. Мамайчук И.И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних. — СПб., 1995.
9. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — СПб., 2005.
10. Bogels S., Phares V. Father's role in the etiology, prevention and treatment of child anxiety [Electronic resource]: A review and new model // Clinical Psychology Review. - 2008. Vol. 28. - No 4. - P. 539-558.
11. Calkins S.P., Fox N.A. Self-regulatory processes in early personality development [Electronic resource]: A multilevel approach to the study of childhood withdrawal and aggression // Development & Psychopathology. - 2002. Vol. 14. - No 3. - P. 477-498.
12. Ollendick T.H., Benoit K.E. A Parcnt-Child Interactional Model of Social Anxiety Disorder in Youth [Electronic resource] // Clin. Child.Fam. Psychol. Rev. - 2012. Vol. 15. - No 1. - P. 81- 91.
13. Енгалычев В.Ф., Моисеева И.Г. Исследование психологических условий достижения и оценки мета-предметных образовательных результатов у младших школьников в судебно-психологической экспертизе // Вестник Брянского государственного университета. -2015. - № 1. - С. 78-82.
14. Моисеева И.Г. Экспериментальное исследование формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с трудностями в обучении // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. -№ 3 (Т. 20). - С. 27-30.
15. Xiaodong L. Students' Goals Influence Their Learning Innovations in Educational Psychology / ed. Rob-
ert S. Siegler, Florence R. Sullivan. Perspectives on Learning, Teaching and Human Development. — New York. — 2010. — Р. 47.
16. Енгалычев В.Ф., Юнда А.В. Экспертная беседа // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. — М., 2011. — С. 508—509.