УДК 159
С. Р. Асланова, Н. Т. Гусейнова
Диагностические критерии раннего детского аутизма: основные подходы
В статье рассматривается асинхрония развития детей, при которой одновременно имеют место признаки и ретардации, и акселерации, в частности, синдром раннего детского аутизма. Выделены диагностические критерии аутизма, три дефицитарных сферы у детей с аутизмом: коммуникация, социализация и воображение. Рассмотрены концепции, где акцент делается на аффективных расстройствах, разбитые на 2 группы: эмоциональные нарушения и когнитивные нарушения. В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствующие о связи заболевания с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.
Ключевые слова: синдром, ранний детский аутизм, стереотипы поведения, эмоциональные нарушения, коммуникативные проблемы социолизация, задержка речевого развития.
S. R. Aslanova, N. T. Guseynova
Diagnostic Criteria of Early Infantile Autism: Main Approaches
In the article asynchrony of children's development when there are signs and retardations, and accelerations, in particular, the syndrome of early infantile autism is considered. Diagnostic criteria of autism are defined, three diminished spheres in children with autism, namely: communication, socialization and imagination. Concepts are regarded where the emphasis is placed on affective frustration, broken into 2 groups: emotional disorders and cognitive disorders. Within the psychoanalysis autism is considered as a result of the early psychogenic influence caused by the indifferent, cold relation from the mother. The early psychological stress, specific pathology of the parental and children's relations, according to the authors of this concept, lead to pathological development of the personality. However the results of numerous researches of patients with autism testifying about its attachment with organic and genetic factors, and also studying of interaction of mothers with children suffering from autism allowed us to disprove the statement that personal features of mothers and their negative attitude to the child act as a reason of this disease development.
Keywords: syndrome, early infantile autism, behavioural, emotional disorders, communication problems, socialisation, speech delay.
При работе с детьми с отклонениями в развитии часто встречаются жалобы на нарушения поведения, проявляющиеся в первую очередь в виде трудностей социального взаимодействия. Для многих детей с такого рода проблемами характерна асинхрония развития, при которой одновременно имеют место признаки и ретардации, и акселерации. Наиболее типичной моделью асинхронного развития можно назвать синдром раннего детского аутизма (РДА).
Согласно международной классификации болезней, выделяются следующие диагностические критерии аутизма:
1. Качественные нарушения реципрокного взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
— неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию;
— неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;
— отсутствие социоэмоциональной зависимости, что проявляется как нарушенная реакция на других людей, отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;
— отсутствие общих интересов или достижений с другими людьми.
2. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:
— задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
— относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития);
— повторяющаяся и стереотипная речь;
© Асланова С. Р., Гусейнова Н. Т., 2016
— отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр или (в более младшем возрасте) подражательных игр.
3. Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
— поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
— внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам;
— стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы;
— повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
Качественные нарушения социального взаимодействия, необычно интенсивные или ограниченные, стереотипные поведение, интересы и активность (аналогичные проявлениям РДА) выделяются в качестве диагностических критериев синдрома Аспергера, для которого характерно отсутствие клинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития.
Обобщая перечисленные поведенческие феномены и интерпретируя их с точки зрения психологических особенностей развития, многие исследователи выделяют три дефицитарные сферы у детей с аутизмом: коммуникацию, социализацию и воображение.
Аутизм, впервые описанный Лео Каннером в 1943 г., продолжает вызывать большой интерес. Разработано множество психологических теорий, пытающихся объяснить его природу. В некоторых из них основной акцент делается на эмоциональных нарушениях, которым приписывается ведущая роль в развитии аутистических проявлений.
В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отношением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие о его связи с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позволили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности
матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болезни.
Другие концепции, где акцент делается на аффективных расстройствах, можно разбить на 2 группы. Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма - эмоциональные нарушения. По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства также определяют взаимодействие с миром у больных аутизмом, однако сами они производны от специфических когнитивных нарушений.
Наиболее последовательной и детально разработанной концепцией, относящейся к первой группе, мы считаем теорию В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Согласно этой концепции, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:
— нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;
— снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком. Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и маловынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций - это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непосредственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней аффективной регуляции позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма.
Ведущая роль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчеркивается и в теории Я. Но^оп. Автор рассматривает аутизм преимущественно как аффективное расстройство с нарушением межличностных отношений. Утверждается, что для аутизма типично врожденное
отсутствие способности воспринимать аффективную экспрессию других и отвечать на нее. Это подтверждается результатами экспериментальных исследований, направленных на изучение способности оценивать эмоциональное выражение лиц. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при аутизме и объясняя ими основные проблемы, возникающие у этих больных, автор, тем не менее, указывает на первичность специфического когнитивного дефицита.
Коммуникативные проблемы у детей с аутизмом интерпретируются в рамках еще одной концепции - как следствие нарушения способности имитации лицевой экспрессии. Основываясь на том факте, что здоровые новорожденные обладают способностью имитировать видимую мимическую экспрессию, авторы постулируют наличие врожденной супрамодальной схемы тела, объединяющей зрительную и проприоцеп-тивную информацию. Имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испытывать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого как «нечто похожее на него самого». Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.
Рассмотренные выше концепции аутизма в качестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства, независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений у подобных больных.
Одна из наиболее известных концепций такого рода - теория U. Frith. К таким необычным способностям относятся, например, высокие показатели при запоминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмысленные звукосочетания, узнавать перевернутые и зашум-ленные изображения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц. В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному выражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т. д. Считая, что и высокие (выше нормативных) показатели при выполнении опреде-
ленных тестов, и трудности при выполнении других - это следствие одной причины, U. Frith предположила, что аутизм характеризуется специфическим дисбалансом в интеграции информации. При аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны от такого «контекстуального принуждения».
Таким образом, большинство современных исследователей указывают на первичный когнитивный дефицит у больных аутизмом.
Несомненно, создание теории аутизма представляет большие трудности. Это связано, прежде всего, с тем, что данное состояние включает спектр симптомов, отражающих и дефицит, и особые способности этих больных. Полноценная концепция с необходимостью должна непротиворечиво объяснять и то, и другое, а также указать первичную причину, лежащую в основе своеобразия развития. Кроме того, поскольку практически все исследователи аутизма признают, что в основе болезни лежит нарушение центральной нервной системы, логично предположить, что у этих больных может быть обнаружен некоторый специфический нейропсихологический синдром, который, в свою очередь, должен быть сопоставим с психологической моделью.
Библиографический список
1. Баллон, А. От действия к мысли [Текст] / А. Баллон. - М. : Иностранная литература, 1956.
2. Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберт, Т. Питере. - СПб., 1998.
3. Заззо, Р. Стадии психического развития ребенка [Текст] / Р. Заззо // Развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1968.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функция [Текст] / Ж. Лакан // Кабинет. Картины мира. -СПб. : Инапресс, 1998.
5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М., 1985.
6. Лебединский, В. В., Никольская, О. С., Баен-ская, Е. Р., Либлинг, М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М., 1990.
7. Лебединская, К. С., Никольская, О. С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991.
8. Ломов, Б. Ф., Сурков, Е. Н. Антиципация и структура деятельности [Текст] / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. - М., 1980.
9. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] /
A. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1979.
10. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. - М., 1988.
11. Найссер, У Познание и реальность [Текст] / У Найссер. - М. : Прогресс, 1981.
12. Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - М., 1997.
13. Печникова, Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом [Текст] : автореф. дис. ... канд. психологических наук / Л. С. Печникова. - М., 1997.
14. Самохвалов, В. П. Эволюционная психиатрия [Текст] / В. П. Самохвалов. - Симферополь, 1993.
15. Самохвалов, В. П., Егоров
B. И. Биология ребуса: Томалала Малубода как зеркало Тробрианских островов [Текст] / В. П. Самохвалов, В. И. Егоров // Кабинет. Картины мира. - СПб. : Инапресс, 1998.
16. Сергиенко, Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст] / Е. А. Сергиенко. - М. : Наука, 1992.
17. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play // The British Journal of Developmental Psychology. 1987. Vol. 5.
18. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Mechanical, behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children // The British Journal of Developmental Psychology. 1986. Vol. 4.
19. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have the «theory of mind» // Cognition. 1985. Vol. 21. № 1.
20. Bower T. G. R. Repetition in human behavior // Early cognitive development. London, 1979.
21. Eisenson 1., Auer J. J., Irwin J. V The psychology of communication. N. Y., 1963. 23. Fogel A., Hannan Т. Е. Manual actions of nine - to fifteen-week old human infants during face-to-face. interaction with their mothers // J. Child development. 1985. Vol. 56. № 5.
Bibliograficheskij spisok
1. Ballon, A. Ot dejstvija k mysli [Tekst] / A. Ballon. - M. : Inostrannaja literatura, 1956.
2. Autizm. Medicinskie i pedagogicheskie aspekty [Tekst] / K. Gilbert, T. Pitere. - SPb., 1998.
3. Zazzo, R. Stadii psihicheskogo razvitija rebenka [Tekst] / R. Zazzo // Razvitie rebenka. - M. : Prosvesh-henie, 1968.
4. Lakan Zh. Stadija zerkala kak obrazujushhaja funkcija [Tekst] / Zh. Lakan // Kabinet. Kartiny mira. -SPb. : Inapress, 1998.
5. Lebedinskij, V V Narushenija psihicheskogo razvitija u detej [Tekst] / V. V. Lebedinskij. - M., 1985.
6. Lebedinskij, V. V, Nikol'skaja, O. S., Baenskaja, E. R., Libling, M. M. Jemocional'nye narushenija v detskom vozraste i ih korrekcija [Tekst] / V. V Lebedinskij, O. S. Nikol'skaja, E. R. Baenskaja, M. M. Libling. - M., 1990.
7. Lebedinskaja, K. S., Nikol'skaja, O. S. Diagnostika rannego detskogo autizma [Tekst] / K. S. Lebedinskaja, O. S. Nikol'skaja. - M. : Prosveshhenie, 1991.
8. Lomov, B. F., Surkov, E. N. Anticipacija i struktura dejatel'nosti [Tekst] / B. F. Lomov, E. N. Surkov. - M., 1980.
9. Lurija, A. R. Jazyk i soznanie [Tekst] / A. R. Lurija. - M. : Izd-vo MGU, 1979.
10. Mid, M. Kul'tura i mir detstva [Tekst] / M. Mid. -M., 1988.
11. Najsser, U. Poznanie i real'nost' [Tekst] / U. Najsser. - M. : Progress, 1981.
12. Nikol'skaja, O. S., Baenskaja, E. R., Libling, M. M. Autichnyj rebenok: Puti pomoshhi [Tekst] / O. S. Nikol'skaja, E. R. Baenskaja, M. M. Libling. - M., 1997.
13. Pechnikova, L. S. Osobennosti materinskogo otnoshenija k detjam s rannim detskim autizmom [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. psihologicheskih nauk / L. S. Pechnikova. - M., 1997.
14. Samohvalov, V. P. Jevoljucionnaja psihiatrija [Tekst] / V. P. Samohvalov. - Simferopol', 1993.
15. Samohvalov, V. P., Egorov V. I. Biologija rebusa: Tomalala Maluboda kak zerkalo Trobrianskih ostrovov [Tekst] / V. P. Samohvalov, V. I. Egorov // Kabinet. Kartiny mira. - SPb. : Inapress, 1998.
16. Sergienko, E. A. Anticipacija v rannem onto-geneze cheloveka [Tekst] / E. A. Sergienko. - M. : Nauka, 1992.
17. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play // The British Journal of Developmental Psychology. 1987. Vol. 5.
18. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Mechanical, behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children // The British Journal of Developmental Psychology. 1986. Vol. 4.
19. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have the «theory of mind» // Cognition. 1985. Vol. 21. № 1.
20. Bower T. G. R. Repetition in human behavior // Early cognitive development. London, 1979.
21. Eisenson 1., Auer J. J., Irwin J. V The psychology of communication. N. Y., 1963. 23. Fogel A., Hannan T. E. Manual actions of nine - to fifteen-week old human infants during face-to-face. interaction with their mothers // J. Child development. 1985. Vol. 56. № 5.