ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА -БУДУШЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Общекультурная компетенция, структура коммуникативной компетенции бакалавра - будущего учителя математики.
На современном этапе развития системы образования России компетентнос-тный подход в нормативных документах обозначен как новая парадигма обновления его качества. Среди общекультурных компетенций, которыми должен обладать будущий учитель, особое место занимает его коммуникативная компетенция, являющаяся для учителя не только ключевой, но и профессиональной. В этой связи изучение различных аспектов формирования коммуникативной компетенции будущего учителя, в том числе и методических, является актуальным в теории обучения.
В настоящее время существует противоречие между достаточной изученностью общих вопросов, связанных с понятием, общей структурой и классификацией компетенций и слабой разработанностью методики их формирования у бакалавров — будущих учителей. В основе решения этих методических проблем обучения лежат диагностические структурные модели этих компетенций как необходимое условие для разработки методического ресурса их формирования.
В настоящей статье нами предпринята попытка выявления и обоснования специфики коммуникативной компетенции бакалавров — будущих учителей математики и ее структуры. Методологическим и теоретическим основанием разработки структуры коммуникативной компетенции являются Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень: бакалавр), а также работы И.А. Зимней, А.В. Хуторского, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Л.В. Шкериной, Г.С. Саволайнен, Е.В. Прозоровой, В.А. Адольфа и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что не существует однозначной трактовки понятия «коммуникативная компетенция». В работах А.В. Хуторского, Е.В. Прозоровой и Н.Н. Савельевой под коммуникативной компетенцией учителя понимается комплекс взаимосвязанных коммуникативных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и опыта их применения на практике, необходимых ему для осуществления продуктивной коммуникативной деятельности по отношению к окружающим [Хуторской, 2003; Прозорова, 2000].
Интерес для нашей работы представляет исследование И.А. Зимней, в котором уточняются характеристики компетенции: владение знанием содержания компетенции; готовность к её проявлению и, соответственно, опыт её проявления в различных ситуациях; отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения, а также эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетенции [Зимняя, 2006]. Эти характеристики должны быть со-
ответствующим образом отражены в структуре коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики.
К настоящему времени не сформировалось единого подхода к структурированию коммуникативной компетенции будущих учителей. В.А. Адольф, Д.А. Иванов и другие выделяют необходимые знания, умения, способы деятельности, личностные качества для эффективного общения (например, давать обоснованный ответ на вопрос; корректно задавать вопрос собеседнику; делать выводы; и др.). И.А. Зимняя, Л.В. Шкерина, Н.Н. Савельева, И.И. Рыданова и другие выделяют в структуре коммуникативной компетенции от трёх до шести компонентов, наполняя их соответствующим содержанием. Среди этих компонентов обязательно присутствуют когнитивный, праксиологический и аксиологический.
В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень: бакалавр) среди общекультурных компетенций выделены такие, как: способен логически верно строить устную и письменную речь; способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики [Федеральный ..., 2009].
В стандартах общеобразовательной школы определены требования к овладению учащимися информационно-коммуникативной деятельностью: поиск и извлечение информации из источника, созданной в различных знаковых системах; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства и др. [Новые..., 2004]. Будущий учитель математики должен не только успешно осуществлять перечисленные действия, но и осознавать необходимость целенаправленного формирования их у учащихся средствами математики и быть готовым к его реализации. В этом и проявляется специфика коммуникативной компетенции будущего учителя математики [Шкерина, 2010].
Придерживаясь точки зрения большинства учёных (И.А. Зимняя, Л.В. Шкерина, Е.В. Прозорова, Н.Н. Савельева, Г.С. Саволайнен и др.), в коммуникативной компетенции будущего учителя математики мы будем выделять следующие компоненты: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Проецируя эту общую структуру компетенции на специфику профессиональной деятельности учителя математики, мы выявили структуру каждого из трех общих компонентов коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики и представили ее в терминах: «владеет», «умеет», «готов», «способен», «осознает». Использование таких терминов в описании структурной модели коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики позволило нам, с одной стороны, получить модель, соответствующую требованиям ФГОС ВПО к результатам подготовки бакалавра педагогического направления, а с другой — сделать эту модель диагностической. То есть так корректно и точно описать все элементы коммуникативной компетенции, что становится возможной разработка адекватного инструмента для выявления степени сформирован-ности у студентов каждого из этих элементов. Выявленную структуру коммуникативной компетенции бакалавра представим в виде таблицы.
Таблица
Диагностическая структурная модель коммуникативной компетенции
будущего учителя математики
Компоненты
когнитивный пр аксиологический аксиологический
1 2 3
• Студент владеет знаниями о способах постановки целей предстоящей коммуникативной деятельности (формулирование целей на основе внешних целей, предъявленных преподавателем, и внутренних потребностей к самосовершенствованию, учитывая анализ результатов предшествующей коммуникации); • владеет знаниями о способах построения модели предстоящей коммуникации: определение участников, содержания, методов и средств осуществления, разработка плана; • владеет знаниями о видах и формах коммуникации; • владеет знаниями о правилах ведения диалога, монолога, полилога, диспута и участия в них; • владеет знаниями о правилах письменной коммуникации; • владеет знаниями о правилах работы в Интернете; • владеет знаниями о способах самоконтроля процесса коммуникации (достижение поставленной цели, выполнение составленного плана, следование правилам); • Студент умеет самостоятельно формулировать и ставить перед собой цели предстоящей коммуникативной деятельности на основе внешних целей, предъявленных преподавателем, и внутренних потребностей к самосовершенствованию, учитывая анализ результатов предшествующей коммуникации; • готов составлять модель предстоящей коммуникации, определяя участников, содержание, методы и средства её осуществления и разрабатывая план действий; • умеет корректно и грамотно формулировать вопросы субъектам коммуникации; • умеет аргументированно обосновывать ответы на вопросы субъектов коммуникации; • способен формулировать альтернативные ответы, дополнять и принимать ответы собеседников; • умеет использовать в выступлении высказывания других субъектов коммуникации; • способен использовать логические операции в общении (анализ выступлений других, обобщение сказанного, выявление противоречий в рассуждениях); • владеет устной математической речью; • способен чётко и последовательно излагать свои мысли по обсуждаемому вопросу; • умеет развёрнуто и обоснованно рассуждать и готов обучать этому учащихся; • умеет объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах и готов обучать этому учащихся; • способен использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; Студент осознаёт ценность: • знаний как самостоятельно формулировать реальные цели предстоящей коммуникации и способов составления плана действий; • знаний видов, форм, этапов и правил ведения коммуникации; • знаний способов самоконтроля процесса коммуникации и рефлексии её результата; • знаний способов выявления основных условий эффективной коммуникативной деятельности. • умений постановки цели предстоящей коммуникативной деятельности; • умений построения плана действий предстоящей коммуникации на основе определения её субъектов, содержания, методов и средств осуществления, разработки её плана; • умений использовать в учебной и повседневной деятельности знаний форм, видов и правил ведения коммуникации;
Окончание табл.
1 2 3
• владеет знаниями о способах рефлексии результата коммуникации (анализ и оценка полученного результата, его сопоставление с заданной целью, выявление и анализ отклонений результатов от составленной модели, характеристика участия других субъектов и достижения ими поставленных целей); владеет знаниями о способах выявления основных условий эффективной коммуникативной деятельности (формулирование реальных целей своей коммуникации, сбалансированность целей и плана действий, своевременное составление модели, соблюдение правил, своевременный анализ отклонений от плана и внесение корректив в него, соот-носимость целей всех субъектов коммуникации, внесение корректив в предстоящую коммуникацию на основе анализа предшествующей) • умеет свободно работать с текстами разных стилей и понимать их специфику, готов обучать этому учащихся; • умеет получать нужную информацию из различных источников (книги, журналы, электронные учебники, Интернет и т. п.) и готов обучать этому учащихся; • готов создавать собственные тексты произвольного стиля; • умеет писать математические тексты различных форм представления информации (в том числе графики, диаграммы, рисунки, таблицы) и готов обучать этому учащихся; • способен самостоятельно и своевременно производить самоконтроль процесса коммуникации, выполнения намеченного плана, соответствия поставленных целей и полученных промежуточных результатов; • готов рефлексировать прошедшую коммуникативную деятельность, т. е. анализировать полученные результаты коммуникации, выявлять отклонения от её построенной модели, характеризовать вовлечённость, участие других субъектов коммуникации, а так же достижения ими поставленной цели; • умеет выявлять условия, обеспечивающие эффективную организацию коммуникации; • владеет опытом применения коммуникативных знаний, умений и способов деятельности • умений проведения самоконтроля процесса коммуникативной деятельности и рефлексии её результата; • опыта применения на практике коммуникативных знаний, умений и способов деятельности
Представленную структуру коммуникативной компетенции бакалавра — будущего учителя математики мы рассматриваем как концептуальную основу для разработки образовательных программ по дисциплинам каждого цикла основной образовательной программы ФГОС ВПО. При проектировании содержания, методов, форм обучения и воспитания и контрольно-измерительных материалов необходимо следовать в том числе и принципу соответствия структуре коммуникативной компетенции будущего учителя математики.
Таким образом, результаты исследования, представленные в настоящей статье, направлены на разрешение обозначенной выше проблемы — разработки методики формирования коммуникативной компетенции бакалавров — будущих учителей математики в процессе предметной подготовки.
Отметим, что исследуемая компетенция не является прямой аддитивностью рассмотренных выше компонентов. В реальной деятельности они взаимосвязаны
и взаимообусловлены, что необходимо учитывать в исследовании методических
проблем формирования и развития коммуникативной компетенции студентов.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Компететностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
2. Новые государственные стандарты школьного образования. М.: Астрель: АСТ, 2004. 446 с.
3. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2000. № 2. С. 191-202.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». Квалификация (степень) - бакалавр, 2009.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
6. Шкерина Л.В., Саволайнен Г.С. Динамическая модель качества подготовки учащихся общеобразовательной школы с позиции компетентностного подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 292 с.
7. Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра — будущего учителя математики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010. № 2. С. 97-102.