ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.3
Карпинский Константин Викторович
кандидат психологических наук, доцент Гоодненский государственный университет им. Я. Купалы, Республика Беларусь
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА
В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования дезинтеграции смысла жизни и ее негативных последствий для развития личности. Вводится и обосновывается понятие дезинтегрированного смысла жизни, доказывается гипотеза об его детерминирующей роли в возникновении смысложизненного кризиса в развитии личности.
Ключевые слова: смысл жизни, смысложизненный кризис, неоптимальный смысл жизни, дезинтегрированный смысл жизни.
Одним из психологических кризисов развития личности в качестве субъекта собственной жизни является смысложизненный кризис. С самых общих позиций его можно определить как длящееся состояние личностного развития, которое вызвано неразрешимыми или неразрешенными противоречиями в поиске и практической реализации смысла индивидуальной жизни. Смысложизненный кризис в развитии личности отличается высоким полиморфизмом, т.е. вариативностью закономерностей возникновения, течения и исхода. Понятие смысложизненного кризиса охватывает достаточно широкий круг кризисных явлений, развивающихся на основе противоречий в системе отношений личности с собственной жизнью как целым. У истоков каждой психологической разновидности смысложизненного кризиса стоит свой специфический тип бытийных противоречий. Систематизация сложившихся представлений о причинах и условиях возникновения смысложизненного кризиса позволяет выделить три его психологические разновидности: а) кризис бессмысленности, который наступает из-за отсутствия смысла в жизни и невозможности его отыскать; б) кризис смыслоутра-ты, который порождается потерей смысла жизни в критической ситуации и невозможностью его восстановить; в) кризис неоптимального смысла жизни, который возникает вследствие принятия личностью смысла жизни с неадекватными содержательными и структурно-функциональными свойствами и невозможностью его продуктивно реализовать (Карпинский, 2010).
В психологической науке наименее изучены кризисы неоптимального смысла жизни. Неопти-
мальный смысл жизни отягощает жизнедеятельность личности противоречиями особого рода. Их специфика заключается в том, что смысл присутствует в жизни и требует своей реализации, но, обладая выраженными дизрегуляторными, дисфункциональными свойствами, он создает по ходу жизнедеятельности такие затруднения, которые препятствуют его продуктивному воплощению. Кризис в данном случае возникает по причине рассогласования между стремлением личности реализовать смысл жизни и невозможностью сделать это на должном уровне продуктивности. В проводимых нами теоретико-эмпирических исследованиях выявлены различные виды неоптимального смысла жизни - нереалистический, конфликтный, неконгруэнтный и т.д. Каждый из них по-своему осложняет самореализацию и мешает продуктивной жизнедеятельности личности. Так, например, нереалистический смысл жизни труден для реализации ввиду несогласованности с неповторимыми биографическими обстоятельствами и индивидуальными возможностями конкретной личности. Конфликтный смысл жизни сужает перспективы самореализации личности в силу того, что в его структуре сходятся несовместимые ценности: за успешное осуществление одних ценностей личность расплачивается нереализованностью других. Попытки реализации личностью неконгруэнтного смысла жизни натыкаются на осуждение и противодействие со стороны ее ближайшего социального окружения, которое ориентировано на другие смысложизненные ценности. Продуктивность индивидуальной жизнедеятельности в данном случае страдает из-за противоречивости смыс-
ложизненных ориентаций личности и ее социального окружения.
Еще одной разновидностью неоптимального смысла жизни является дезинтегрированный смысл жизни. В общенаучном значении дезинтеграция определяется как нарушение функциональной и структурной целостности системы, вследствие которого она утрачивает специфические свойства и функции либо распадается и прекращает свое существование. Чтобы спроецировать это общенаучное понятие на смысл жизни, последний должен быть рассмотрен как системное личностное образование, имеющее многоуровневое строение и поликомпонентный состав. В наших исследованиях мы исходим из того, что смысл жизни является сложной психической системой, которая включает в свой состав разномодальные компоненты, локализованные на разных уровнях психического отражения и выполняющие разнотипные регуляторные функции. В первую очередь, он должен быть охарактеризован как особое образование смысловой сферы личности, которое лежит за пределами индивидуального сознания. На этом уровне смысл жизни существует в форме динамической системы смысловых структур и процессов, совместно обеспечивающих смысловую регуляцию автобиографического познания, направленного на построение субъективной картины жизненного пути, и практической деятельности, направленной на преобразование обстоятельств индивидуальной жизни. Системообразующими, ядерными компонентами смысла жизни выступают наиболее устойчивые, обобщенные и значимые ценности личности. На осознанном уровне смысл жизни презентирован как комплекс феноменов мотивационной, аффективной и когнитивной модальности. Мотивационный компонент составляют субъективно переживаемые побуждения, стремления и притязания, которые обусловлены реально сформировавшимися и необязательно осознаваемыми смысложизненными ценностями личности. Аффективный компонент образуют эмоциональные переживания, которые личность испытывает в процессе практической реализации смысложизненных ценностей. Когнитивный компонент представлен смысложизненными ориентациями - осознанными представлениями личности о содержании и соподчинении тех ценностей, которые она считает главными в своей жизни. Будучи психическим регу-
лятором индивидуальной жизнедеятельности, смысл жизни объективируется вовне, что позволяет вести речь и о его конативном компоненте. Данный компонент представлен общей интенци-ональной направленностью повседневной жизнедеятельности, т.е. устойчивым предпочтением личностью определенного предметно-ценностного содержания и связанных с ним занятий и видов деятельности, на которые затрачивается большая часть временных, энергетических, материальных и прочих жизненных ресурсов.
Обрисовав контуры смысла жизни как системного (разноуровневого и сложносоставного) психического образования, вернемся теперь к обсуждению вопроса о сущности и проявлениях его дезинтеграции. Дезинтеграция смысла жизни может прослеживаться в «вертикальном» и «горизонтальном» измерениях. Дезинтеграция «по вертикали», или межуровневая дезинтеграция наблюдается тогда, когда сознательные представления личности о своих смысложизненных ценностях и их значимости существенно расходятся с неосознанными, но реально действующими смысложизненными ценностями и их объективно установившейся иерархией. Дезинтеграция «по горизонтали», или внутриуровневая дезинтеграция проявляется в рассогласовании представленных в сознании смысложизненных ориентаций, переживаний, побуждений и реальной смысловой направленности повседневной жизнедеятельности личности. Внутриуровневая дезинтеграция может быть системной, когда имеет место взаимное рассогласование всех компонентов индивидуального смысла жизни, или парциальной, когда имеет место рассогласование двух компонентов индивидуального смысла жизни. В качестве примеров последней можно привести когнитивно-аффективную дезинтеграцию, при которой личность видит смысл своей жизни в одних ценностях, а субъективную удовлетворенность ей доставляет реализация совсем других ценностей, или мотивационно-конативную дезинтеграцию, при которой личность испытывает побуждение реализовать одни ценности в своей жизни, а на практике посвящает все время и силы другим ценностям.
Предметом проведенного нами эмпирического исследования явилась внутриуровневая системная и парциальная дезинтеграция смысла жизни. Общая гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что дезинтегрированный смысл жизни, будучи разновидностью
неоптимального смысла жизни, препятствует продуктивной жизнедеятельности и способствует возникновению смысложизненного кризиса в развитии личности. Она конкретизировалась в частных исследовательских гипотезах: 1. Существует прямая связь между уровнем системной и парциальной дезинтеграции смысла жизни и интенсивностью переживания личностью смысложизненного кризиса: чем сильнее дезинтеграция смысла жизни, тем острее течение кризиса.
2. Существует обратная связь между уровнем системной и парциальной дезинтеграции смысла жизни и общим уровнем осмысленности жизни: чем сильнее дезинтеграция смысла жизни, тем ниже его смыслообразующий потенциал по отношению к индивидуальной жизнедеятельности личности. 3. Существует обратная связь между уровнем системной и парциальной дезинтеграции смысла жизни и субъективной удовлетворенностью жизнью: чем сильнее дезинтеграция, тем ниже удовлетворенность личностью собственной жизнью. 4. Дезинтегрированный смысл жизни обусловливает переживание личностью смысложизненного кризиса.
В исследовании приняли участие 233 человека в возрасте от 18 до 72 лет, в том числе 73 мужчины и 160 женщин. Сбор эмпирических данных осуществлялся при помощи следующих методик:
1. Опросник смысложизненного кризиса -стандартизированный личностный тест, который измеряет выраженность у испытуемого субъективных переживаний, обусловленных затруднениями и противоречиями в поиске и практической реализации смысла в жизни [1].
2. Опросник «Источники смысла жизни» -комбинированная проективно-психометрическая методика, которая позволяет выявить содержательные и структурно-функциональные особенности
смысла жизни испытуемого, в том числе внутриуровневую системную и парциальную дезинтеграцию [1]. Путем сплошного перебора компонентов, образующих смысл жизни, были получены шесть показателей парциальной дезинтеграции: «когнитивный - аффективный» (Cog - Afí), «когнитивный - мотивационный» (Cog - Mot), «когнитивный - конативный» (Cog - Con), «аффективный - мотивационный» (Aff - Mot), «аффективный - конативный» (Aff - Con), «мотивационный -конативный» (Mot - Con). Общий показатель дезинтеграции смысла жизни испытуемого рассчитывался путем суммирования значений шести показателей парциальной дезинтеграции.
3. Шкала «Цель в жизни» из опросника психологического благополучия К. Рифф, которая служит для определения уровня общей осмысленности жизни испытуемого, а точнее - наличия ценностей, целей и занятий, придающих смысл его жизни [2].
4. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Ди-нера - стандартизированный личностный опросник, предназначенный для диагностики общего уровня субъективной удовлетворенности испытуемого собственной жизнью в целом [3].
Гипотезы, сформулированные в настоящем исследовании, являются разнотипными и подразумевают использование различных методов статистического анализа эмпирического материала. Первая, вторая и третья гипотезы относятся к классу корреляторных гипотез, которые гласят о наличии и форме функциональной связи между переменными. Они проверялись посредством непараметрического корреляционного анализа по методу Спирмена. При оценке его результатов, отраженных в таблице 1, обращают на себя внимание высокозначимые отрицательные корреляции смысложизненного кризиса с осмыслен-
Таблица1
Результаты корреляционного анализа
Психологические Смысложизненный Осмысленность Удовлетворенность
переменные кризис жизни жизнью
Осмысленность жизни (по К. Рифф) -0,63***
Удовлетворенность жизнью (по Э. Динеру) -0 40*** 0 23***
Общий уровень дезинтеграции СЖ 0 41*** -0,26*** -0,42***
Дезинтеграция СЖ (Cog - Aff) 0 29*** -0,16* -0,24***
Дезинтеграция СЖ (Cog - Mot) 0,30*** -0,28*** -0 27***
Дезинтеграция СЖ (Cog - Con) 0 37*** -0,20** -0 39***
Дезинтеграция СЖ (Aff - Mot) 0,36*** -0,24*** -0 23***
Дезинтеграция СЖ (Aff - Con) 0,09 -0,05 -0,24***
Дезинтеграция СЖ (Mot - Con) 0,34*** -0,19** -0 41***
Примечания * p < 0, 05, ** p < 0, 01, *** p < 0, 001
ностью (Я = -0,63, р < 0,001) и удовлетворенностью жизнью (Я = -0,40, р < 0,001). Кризисному состоянию сопутствуют отсутствие или неясность жизненных ценностей и целей, а также острая неудовлетворенность личности уровнем продуктивности собственной жизни.
Примечательно, что практически все показатели дезинтеграции смысла жизни значимо коррелируют со смысложизненным кризисом, осмысленностью и удовлетворенностью жизнью. Бурно протекающий кризис сопряжен с повышенным уровнем парциальной и системной дезинтеграции смысла жизни. Наиболее тесные взаимосвязи прослеживаются между выраженностью кризисной симптоматики и общим уровнем дезинтеграции, который свидетельствует о системном рассогласовании когнитивного, аффективного, мотивационного и конативного компонентов смысла жизни (Я = 0,41, р < 0,001). Для кризисного состояния весьма характерны «разрывы» между представлениями личности о значимых ценностях и реальной ценностной направленностью жизнедеятельности (Я = 0,37, р < 0,001); между ценностями, которые обладают высокой побудительной силой, и ценностями, которые приносят чувство удовлетворения и счастья (Я = 0,36, р < 0,001); между ценностями, которые реально осуществляются личностью, и ценностями, имеющими наибольшую мотивационную привлекательность (Я = 0,34, р < 0,001). В целом полученные результаты подтверждают первую гипотезу и позволяют утверждать о том, что существует прямая связь между тяжестью кризисного состояния и степенью дезинтегрированности смысла жизни.
Результаты корреляционного анализа выявляют обратную взаимосвязь общего уровня осмысленности жизни с системной и парциальной дезинтеграцией смысла жизни. Между этими переменными наблюдаются статистически значимые отрицательные корреляции, сила которых варьирует от -0,19 до -0,28. Самые сильные корреляции общего уровня осмысленности установлены с показателем системной дезинтеграции (Я = -0,26, р < 0,001), а также с показателем когнитивно-мотивационной дезинтеграции смысла жизни (Я = -0,28, р < 0,001), т.е. с расщеплением в сознании личности ценностных представлений и ценностных побуждений. По итогам корреляционного анализа вторую гипотезу исследования можно считать доказанной: чем выше дезинтеграция смысла жизни, тем слабее его смыслообразую-
щая функция в индивидуальной жизнедеятельности личности.
Имеются веские основания и для принятия третьей гипотезы исследования, предполагающей обратную взаимосвязь удовлетворенности жизнью с уровнем дезинтеграции смысла жизни. Наиболее заметное падение удовлетворенности жизнью отмечается при высокой общей дезинтеграции смысла жизни (Я = -0,42, р < 0,001); при мотивационно-конативной дезинтеграции (Я = -0,41, р < 0,001), т.е. несовпадении ценностей, которые личность желает осуществлять и которым реально следует в повседневной жизни; при когнитивно-конативной дезинтеграции (Я = -0,39, р < 0,001), т.е. расколе между смысложизненными представлениями и теми ценностями, которыми личность практически руководствуется в своей жизнедеятельности. Таким образом, выраженная дезинтеграция смысла жизни сопровождается снижением продуктивности индивидуального жизненного пути и субъективной удовлетворенности жизнью.
Существование корреляционных связей между основными переменными исследования позволяет ожидать наличие детерминационных зависимостей между ними и оправдывает постановку детерминистских гипотез. Четвертая гипотеза как раз и принадлежит к классу детерминационных гипотез, так как в ней предполагается влияние дезинтеграции смысла жизни на интенсивность переживания личностью смысложизненного кризиса. Для ее проверки использовался иерархический регрессионный анализ. Назначение данного статистического метода заключается в том, чтобы оценить прибавку объяснимой дисперсии зависимой переменной после введения в регрессионную модель интересующей исследователя независимой переменной. В нашем случае последовательно строились три регрессионные модели, различающиеся набором независимых переменных. Первой оценивалась контрольная модель, в которой в качестве зависимой переменной фигурировал кризис смысла жизни, а в качестве предикторов - статусные характеристики испытуемых. Во второй контрольной модели к числу предикторов присоединялись две психологические переменные - наличие смысла в жизни (осмысленность жизни) и продуктивность его практической реализации (удовлетворенность жизнью). В основной модели набор статусных и психологических предикторов дополнялся основной переменной
Таблица2
Результаты иерархического регрессионного анализа
Предикторы р t p Статистика модели
Контрольная модель со статусными переменными
Пол 0,0009 0,14 0,88 R = 0,29 R2 = 0,084 Г (6, 226) = 3,45 р = 0,003
Возраст -0,184 -1,93 0,055
Уровень образования -0,025 -0,37 0,71
Семейное положение -0,055 -0,44 0,65
Родительский статус 0,27 1,99 0,05
Уровень дохода -0,24 -3,65 0,000
Контрольная модель со статусными и психологическими переменными
Пол 0,062 1,30 0,19 R = 0,72 R2 = 0,518 Г (8, 224) = 30,13 р = 0,000
Возраст -0,255 -3,52 0,001
Уровень образования 0,002 0,035 0,97
Семейное положение 0,19 2,07 0,04
Родительский статус 0,06 0,59 0,55
Уровень дохода -0,042 -0,81 0,41
Удовлетворенность жизнью (по Э. Динеру) -0,30 -5,77 0,000
Осмысленность жизни (по К. Рифф) -0,57 -11,64 0,000
Инкрементный F-тест AR2 = 0,434, Г (2, 224) = 101,02, р = 0,000
Основная модель
Пол 0,062 1,35 0,17 R = 0,744 R2 = 0,554 Г (9, 223) = 30,76 р = 0,000
Возраст -0,29 -4,12 0,000
Уровень образования 0,017 0,373 0,71
Семейное положение 0,209 2,35 0,02
Родительский статус 0,085 0,87 0,38
Уровень дохода -0,026 -0,51 0,60
Удовлетворенность жизнью (по Э. Динеру) -0,235 -4,39 0,000
Осмысленность жизни (по К. Рифф) -0,541 -11,15 0,000
Дезинтеграция смысла жизни 0,215 4,21 0,000
Инкрементный F-тест AR2 = 0,035, Г (1, 223) = 17,73, р = 0,000
исследования - общим уровнем дезинтеграции смысла жизни. Величина прироста объяснимой дисперсии при переходе от одной модели к другой тестировалась при помощи инкрементного Г-критерия Фишера. Результаты иерархического регрессионного анализа представлены в таблице 2.
Статическая проверка первой контрольной модели указывает на то, что социально-демографические характеристики личности значимо влияют на вероятность наступления и интенсивность переживания смысложизненного кризиса ^ = 0,29, R2 = 0,084, F (6, 226) = 3,45, р = 0,003). В совокупности ими объясняется более 8% дисперсии зависимой переменной. При этом наиболее подверженным кризису оказывается чело-
век возраста средней и поздней зрелости (Р = -0,184), воспитывающий детей ф = 0,27) и имеющий сравнительно низкий уровень дохода (Р = -0,24). Между тем роль статусных характеристик личности в генезисе кризиса смысла жизни не следует переоценивать. Они выступают лишь фоновыми условиями, которые содействуют или противодействуют началу кризиса, облегчают или усиливают его течение, помогают или мешают его преодолению при наличии у личности проблем с поиском и реализацией смысла жизни.
Это наглядно демонстрирует вторая контрольная модель, в которой наряду с параметрами социального статуса учитываются психологические переменные, отражающие результатив-
ность поиска смысла в жизни и продуктивность его практической реализации личностью. Такими переменными являются, во-первых, общий уровень осмысленности жизни, который служит субъективным индикатором наличия смысложизненных ценностей, а во-вторых, общий уровень удовлетворенности жизнью, который выступает субъективным показателем продуктивности их осуществления в повседневной жизнедеятельности. Вторая контрольная модель оказалась статистически значимой и весьма информативной с точки зрения прогноза смысложизненного кризиса в развитии личности (Я = 0,72, R2 = 0,518, F (8,224) = 30,13, р = 0,000). В совокупности она объясняет около 52% дисперсии зависимой переменной. Наиболее мощными предикторами кризисного состояния оказались бессмысленность, или резко пониженный уровень осмысленности жизни (Р = -0,57) и неудовлетворенность, или резко пониженный уровень удовлетворенности жизнью (Р = -0,30). Из числа статусных переменных свою значимость подтвердил возраст (Р = -0,255), а прежде значимая переменная «родительский статус» сменилась более широкой переменной «семейное положение» (Р = 0,19), за которой скрывается более массивный «груз» жизненных обязательств личности. Получается, что наиболее неблагоприятная ситуация складывается у семейного человека в возрасте, не нашедшего или утратившего смысл в жизни либо не сумевшего его плодотворно реализовать. Логично допустить, что в данном случае имеет место двойной кризис в жизни человека, т.е. наложение ненормативного смысложизненного кризиса на нормативный кризис середины жизни.
Применение инкрементного F-теста для сопоставления двух контрольных моделей показало, что за счет введения психологических переменных прогностические и объяснительные возможности второй модели значительно улучшились в сравнении с первой моделью (АЯ2 = 0,434, F (2,224) = 101,02, р = 0,000). Прирост объема объяснимой дисперсии для показателей смысложизненного кризиса составил 43,4%. И это закономерно, поскольку наличие смысла в жизни и продуктивность его реализации являются двумя основными условиями смысложизненного благополучия личности, а отсутствие смысла в жизни и невозможность его осуществить - основными поводами к развитию смысложизненного кризиса.
Наибольший интерес вызывают статистические параметры основной модели, в которой к двум главным условиям смысложизненного благополучия-неблагополучия было привнесено дополнительное условие - общий уровень дезинтеграции принятого и реализуемого личностью смысла жизни. Основная модель оказалась достоверной (R = 0,744, R2 = 0,554, F (9,223) = 30,76, p = 0,000), а по составу статистически значимых детерминант смысложизненного кризиса повторила вторую контрольную модель. Главное, что заслуживает особого внимания в данной модели, - это наличие у переменной «общий уровень дезинтеграции смысла жизни» независимого влияния на вероятность проявления и интенсивность протекания кризиса в развитии личности. Данная переменная дополнительно объясняет 3,5% дисперсии показателей кризиса, что является статистически значимым преимуществом основной модели по сравнению со второй контрольной моделью (AR2 = 0,035, F (1,223) = 17,73, p = 0,000). Судя по положительному значению регрессионного коэффициента (Р = 0,215), с ростом дезинтеграции смысла жизни повышаются шансы на возникновение кризиса либо происходит обострение ранее возникшего кризисного состояния. Даже при наличии смысла в жизни и некоторых успехов в его реализации, дезинтеграция производит свой кризисогенный эффект в развитии личности. Вместе с тем соотношение регрессионных коэффициентов говорит о том, что наличие дезинтегрированного смысла в жизни все-таки лучше полной бессмысленности с точки зрения влияния на психологическое благополучие личности.
Таким образом, результаты регрессионного анализа свидетельствуют в пользу четвертой гипотезы исследования и позволяют утверждать, что дезинтегрированный смысл жизни является детерминантой возникновения смысложизненного кризиса в развитии личности.
Библиографический список
1. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса. - Гродно: ИЦ ГрГУ им. Я. Купалы, 2008. - 126 с.
2. ПергаменщикЛ.А., ЛепешинскийН.Н. Опросник «Шкалы психологического благополучия К. Рифф»: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика. - 2007. - N° 3. - С. 73-96.
3. Diener E. Assessing subjective well-being: Opportunities and progress // Social Indicators Research. - 1995. - №> 31. - P 103-157.