Научная статья на тему 'Действия работодателя в условиях пандемии COVID-19 и после'

Действия работодателя в условиях пандемии COVID-19 и после Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1004
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / трудовое право / рабочее место / дистанционная работа / коронавирусная инфекция / пандемия / aw / labor law / workplace / remote work / coronavirus infection / pandemic

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович, Майстренко Анна Григорьевна

В статье рассматриваются вопросы влияния права на трудовое право в период пандемии. На основе анализа отечественной законодательной базы частично рассмотрено влияние права на трудовое право и принимаемые меры работодателями для создания условий работы в период пандемии и как изменятся требования к рабочим местам после пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYER’S ACTIONS IN PANDEMIC COVID-19 AND POST-PANDEMIC CONDITIONS

The article discusses the impact of the law on labor law during the pandemic. Based on the analysis of the domestic legal framework, the impact of the law on labor law and the measures taken by employers to create working conditions during the pandemic and how the requirements for jobs will change after the pandemic are partially considered.

Текст научной работы на тему «Действия работодателя в условиях пандемии COVID-19 и после»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10413 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

кандидат юридических наук, e-mail: g.maystrenko@yandex.ru, ORCID-0000-0001-5668-615X

МАЙСТРЕНКО Анна Григорьевна,

доцент кафедры гражданского и предпринимательского права,

кандидат юридических наук, Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ, г. Москва,

e-mail: annamajstrenko@yandex. ru

ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПОСЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния права на трудовое право в период пандемии. На основе анализа отечественной законодательной базы частично рассмотрено влияние права на трудовое право и принимаемые меры работодателями для создания условий работы в период пандемии и как изменятся требования к рабочим местам после пандемии.

Ключевые слова: право, трудовое право, рабочее место, дистанционная работа, ко-ронавирусная инфекция, пандемия.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

senior researcher of the PKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

MAYSTRENKO Anna Grigorievna,

candidate of law, associate Professor of Department of Civil and Entrepreneurial Law, All - Russian Academy of Foreign Trade, the of Ministry of Economic Development of the Russia

EMPLOYER'S ACTIONS IN PANDEMIC COVID-19 AND POST-PANDEMIC CONDITIONS

Annotation. The article discusses the impact of the law on labor law during the pandemic. Based on the analysis of the domestic legal framework, the impact of the law on labor law and the measures taken by employers to create working conditions during the pandemic and how the requirements for jobs will change after the pandemic are partially considered.

Key words: aw, labor law, workplace, remote work, coronavirus infection, pandemic.

Практически все что сейчас говорится и пишется в мире так или иначе касается беды, имя которой COVID-19. В разное время человечество сталкивалось с различными заболеваниями: чума, холера, спид. Но появление нового заболевания коронавирусной инфекции в нашу эпоху глобализации характеризуется прежде всего быстрыми темпами распространения по миру. С каждым днем количество заболевших и погибших от коронавирусной инфекции в мире растет в геометрической прогрессии. Начиная со времени объявления пандемии ВОЗ с марта месяца в мире заболело более 6 млн. человек и умерло свыше 300 тыс. человек [1].

Все это повлияло на все отрасли экономической деятельности государств. До августа 2020 года в России будут вынуждены прекратить свою деятельность порядка 1 миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. Такой неутешительный прогноз сделали в бизнес-объединениях «Опора России», Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Деловой России». Бизнес почти в каждой сфере оказался под влиянием короновирусной инфекции и вынужден был адаптироваться в условиях постоянно меняющихся «правил игры» [2]. Законодательными и исполнительными органами государственной власти были приняты различные меры, направленные на поддержку представителей бизнеса и снижение негативных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

последствий. В условиях данной обстановки Правительством РФ 1 апреля 2020 года принят Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [3], где были внесены значительные изменения, касающиеся как различных отраслей права, так и сфер ведения бизнеса (далее - Закон № 98-ФЗ).

В рамках одной статьи невозможно охватить все направления изменений и влияния права на предпринимательскую деятельность в период пандемии и после него. Поэтому особое внимание будет уделено трудовому праву, которое оказалось одним из самых уязвимых перед случившейся пандемии.

Сложно назвать даже примерное количество нормативных актов, которые были приняты последнее время и коснулись в той или иной мере всех работодателей.

Разрабатывая различные меры поддержки бизнеса, руководство страны неоднократно подчёркивало, что материальная помощь организациям разной формы собственности, будет представлена только при соблюдении штатного расписания не ниже 95% укомплектованности. Работодателям напрямую запретили проводить сокращения штата или численности организации, принуждать работников к увольнению, отправлять в отпуск без сохранения заработной платы.

В силу Указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206 [4] и от 02.04.2020 № 239 [5] предприятия в своей работе обязаны были руководствоваться рекомендациями Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.03.2020 [6]. Данный документ дал разъяснения на работников каких организаций не распространялся режим нерабочих оплачиваемых дней (далее НОД). Организации , не вошедшие в этот список должны были перевести работников либо на НОД, либо на удаленную работу. При этом в трудовом законодательстве нет понятий ни первого, ни второго. Приходилось обращаться к подзаконным актам, разъяснениям, выпускаемых Минтрудом, Роспотребнадзором и т.д. В отсутствие четких, а иногда и противоречивых указаний, это приводило к еще большему количеству вопросов и сложностей.

В связи с эти многим работодателям приходилось действовать на свой страх и риск. Обобщая требования, предъявляемые к организациям, можно выделить следующие действия: обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой; оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому; при поступлении запроса незамедли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

тельно представлять информацию обо всех контактах заболевшего новой коронавирусной инфекцией в связи с исполнением им трудовых функций и обеспечить проведение дезинфекции помещений, где находился заболевший; не допускать на рабочее место и/или территорию организации) лиц с повышенной температурой, лиц, прибывших из стран с неблагополучной ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, а также работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции; перевести граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции с их согласия на дистанционный режим работы или предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск.

Все эти требования и необходимость быстро принимать сложные решения в условиях пандемии коронавируса высветило множество пробелов в трудовом праве.

Например, требование (рекомендация) как перевести работников на удаленную работу. Уже с первых шагов стало очевидно, что удаленная работа (понятие отсутствующее в трудовом законодательстве) и не тождественно дистанционной работе, регулируемой гл. 49.1 Трудового кодекса РФ (Далее ТК РФ). Хотя Роструд дал разъяснение, что удаленная работа - это перевод на дистанционную работу [7], не все юристы поддерживают такую точку зрения. Не ставя цель подробного рассмотрения этих отличий в данной статье, можно выделить некоторые моменты. Так дистанционная работа - это отдельный вид трудового договора и оговаривается при приеме на работу, удаленная работа -это дополнение к уже существующему трудовому договору, которое оформляется на определённый период. При этом у отдельных работников возможен смешанный вариант, когда он приходит на работу 2 раза в неделю, остальное время работает удаленно. При дистанционной работе рабочее время и время отдыха устанавливается самостоятельно работником, при удаленной в отдельных организациях рабочее время сохранилось в стандартном варианте (чтобы обеспечить общую работу компании) и работники утром и в течении дня «выходили» на планерку, совещание онлайн. Обязаны были в определенное время находится на связи с работодателем или клиентами. Различаются требования и к обязанности работодателя по охране труда. Так специальной оценки условий труда на дистанционной работе не проводится. К оформлению документов также предъявляются разные требования. Дистанционная работа может оформляться путем обмена электронными документами (то есть подписываться электронными подписями). Оформление дополнительного соглашения должно быть бумажном виде. Хотя мы все пони-

маем, что у работодателя не было возможности оформить эти соглашения надлежащим образом и в лучшем случае работники получили их по почте. Что не приравнивается к электронному документообороту и после окончания эпидемии коронавируса должно быть оформлено надлежащим образом, то есть подписаны обычным способом.

Даже этих моментов достаточно, чтобы понять сколько «пробелов» выявилось в трудовом законодательстве и какая большая работа предстоит для устранения этих пробелов: от научных исследований до правовых экспериментов. Например, одним из первых «трудовых» экспериментов станет введение электронного документооборота. Сама идея начала обсуждаться еще в 2018 г. [8], но современные реалии внесли свои коррективы и 24 апреля 2020 г. Президент РФ подписал ФЗ № 122, регулирующий использование электронных документов, связанный с работой [9].

В продолжение этой работы Минкомсвязь РФ предложил провести эксперимент по дистанционному использованию усиленной неквалифицированной подписи при предоставлении услуг и осуществлении иных действий с использованием федеральной государственной системы [10].

Эксперимент планируют провести среди добровольно согласившихся организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан с 1 июня 2020г. по 1 июня 2021г. Физические лица смогут использовать через портал Госуслуг неквалифицированную электронную подпись при подписании различных документов, в том числе и подписании документов, возникающих в рамках трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Проводимый эксперимент добавит к уже введённым электронным трудовым книжкам и электронные трудовые договоры. И сделает возможным переход на электронную форму всего кадрового документооборота.

Приведенные примеры законотворческой работы только часть предстоящих глобальных изменений не только в трудовом праве, но во многих отраслях российской правовой системы.

Любые сильные потрясения приводят к изменениям и сегодняшняя ситуация не исключение. Готовясь к выходу из пандемии все понимают, что многие требования, введенные в период коро-навируса, будут продолжать действовать еще

достаточно долгое время. Так уже в новых Правилах профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19 [11] указан целый ряд мероприятий, которые должны будут выполнять все работодатели. Большинство из них повторяются из предыдущих правил: организация дезинфекционного режима на предприятии, то есть дезинфекция оборудования и инвентаря, проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использование оборудования по обеззараживанию воздуха, создание запаса дезинфицирующих средств; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; обеспечение соблюдения всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; использование мер социального разобщения, ограничение проведения массовых мероприятий.

В общем, все эти мероприятия можно разделить на три основные группы:

- предотвращение заноса инфекции на предприятие (в организацию),

-принятие мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в коллективах на предприятиях (в организациях),

- другие организационные мероприятия по предотвращению заражения работников.

Необходимо учитывать, что часть организаций , которые не прекращали свою деятельность, уже исполняют многие из рассмотренных требований, но есть и большое количество компаний, которые после выхода из карантина столкнуться с этими новыми для них требований. Что в сложных экономических условиях ляжет дополнительным грузом на работодателей. А ведь за невыполнение рассмотренных выше требований санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса теперь могут привлечь к административной или даже уголовной ответственности [12 ].

И хотя на период COVID-19 плановые проверки работодателей приостановлены, но внеплановые (по жалобам работников) и особенно после окончания пандемии могут обернуться для работодателей и новыми штрафами и новыми судебными тяжбами.

На наш взгляд, невозможно добиться исполнения всех существующих и вводимых требований к работодателям только за счет ужесточения ответственности, штрафов и новых нормативных предписаний. Должны быть предложены меры, направленные на поощрение и стимулирование добросовестных работодателей. И здесь воз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

можны разные варианты: введение дополнительного критерия снижения категорий риска деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в части охраны труда и трудового законодательства, снижение процентной ставки кредитования таких работодателей, дополнительные налоговые льготы, субсидии, предложение различных грантов и другие.

Ведь сейчас время для взаимной поддержки и большой работы на стабильное будущее и бизнеса и государства, которая может продлиться не один год. А значит, потребует перестройки и переосмысления многих новых норм и правил, появившихся после эпидемии коронавируса.

Список литературы:

[1] https://coronavirus-monitor.ru/statistika/

[2] Конференция «Промышленная медицина в условиях пандемии». 23 апреля 2020 г. «Возможности и роль системы ТПП РФ по поддержке промышленности представили на конференции «Промышленная медицина в условиях пандемии»// https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/ kombio/news/357725/

[2] Письмо Торгово-промышленной палаты РФ от 26 марта 2020 г. N ПР/0315 Об организации работы по выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе// Консультант +

[3] Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»//»Собрание законодательства РФ», 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2028

[4] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»// «Собрание законодательства РФ», 30.03.2020, N 13, ст. 1898

[5] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»// «Собрание законодательства РФ», 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2082

[6] Письмо Минтруда России от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696// http://government.ru/orders/ selection/401/39285/

[7] Письмо Роструда от 09.04.2020 № 0147-03-5//КонсультантПлюс.

[8] https://rosmintrud.ru/labour/relationship/377

[9] Федеральный закон от 24.04.2020 N 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

нию электронных документов, связанных с работой»// «Российская газета», N 92, 28.04.2020

[10] О проведении эксперимента по дистанционному использованию усиленной неквалифицированной электронной подписи при предоставлении услуг и осуществлении иных действий с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме//https://regulation.gov.ru/projects/List/ AdvancedSearch#npa=101670

[11] Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»//Российская газета, 27.05.2020// https://rg.ru/2020/05/27/rospotrebnadzor-post15-site-dok.html

[12] Федеральный закон от 01.04.2020 N 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях»//»Собрание законодательства РФ», 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2029

Spisok lite ratury:

[1] https://coronavirus-monitor.ru/statistika/

[2] Konferenciya «Promyshlennaya medicina v usloviyah pandemii». 23 aprelya 2020 g. «Vozmozhnosti i rol' sistemy TPP RF po podderzhke promyshlennosti predstavili na konferencii «Promyshlennaya medicina v usloviyah pandemii»// https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/kombio/ news/357725/

[2] Pis'mo Torgovo-promyshlennoj palaty RF ot 26 marta 2020 g. N PR/0315 Ob organizacii raboty po vydache zaklyuchenij ob obstoyatel'stvah nepreodolimoj sily po dogovoram, zaklyuchaemym mezhdu rossijskimi sub»ektami predprinimatel'skoj deyatel'nosti, i svyazannyh s takoj vydachej konsul'tacij, na besplatnoj osnove//Konsul'tant +

[3] Federal'nyj zakon ot 01.04.2020 № 98-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij»//»Sobranie zakonodatel'stva RF», 06.04.2020, N 14 (chast' I), st. 2028

[4] Ukaz Prezidenta RF ot 25.03.2020 N 206 «Ob ob»yavlenii v Rossijskoj Federacii nerabochih dnej»// «Sobranie zakonodatel'stva RF», 30.03.2020, N 13, st. 1898

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 02.04.2020 N 239 «O merah po obespecheniyu sanitarno-

epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)»// «Sobranie zakonodatel'stva RF», 06.04.2020, N 14 (chast' I), st. 2082

[6] Pis'mo Mintruda Rossii ot 26.03.2020 N 14-4/10/P-2696// http://government.ru/orders/ selection/401/39285/

[7] Pis'mo Rostruda ot 09.04.2020 № 0147-03-5//Konsul'tantPlus.

[8] https://rosmintrud.ru/labour/relationship/377

[9] Federal'nyj zakon ot 24.04.2020 N 122-FZ «O provedenii eksperimenta po ispol'zovaniyu elektronnyh dokumentov, svyazannyh s rabotoj»// «Rossijskaya gazeta», N 92, 28.04.2020

[10] O provedenii eksperimenta po distancionnomu ispol'zovaniyu usilennoj nekvalificirovannoj elektronnoj podpisi pri predostavlenii uslug i osushchestvlenii inyh dejstvij s ispol'zovaniem federal'noj gosudarstvennoj

informacionnoj sistemy «Edinaya sistema identifikacii i autentifikacii v infrastrukture, obespechivayushchej informacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v elektronnoj forme//https://regulation.gov.ru/ projects/List/AdvancedSearch#npa=101670

[11.]Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 22 maya 2020 goda № 15 «Ob utverzhdenii sanitarno-epidemiologicheskih pravil SP 3.1.3597-20 «Profilaktika novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)»//Rossijskaya gazeta, 27.05.2020// https://rg. ru/2020/05/27/rospotrebnadzor-post15-site-dok.html

[12] Federal'nyj zakon ot 01.04.2020 N 99-FZ «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah»//»Sobranie zakonodatel'stva RF», 06.04.2020, N 14 (chast' I), st. 2029

V,

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.