УДК 94(470.4)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА ПО ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ (1864 - 1917 гг.)
Земства - органы местного самоуправления, появившиеся в результате земской реформы 1864 г, - сыграли значительную роль в культурно -хозяйственной и политической жизни царской России. Одной из составляющей земской реформы было становление и развитие земской школы и формирование кадров для нее. Подбору учительских кадров придавалось особое значение, так как дать качественные знания мог в первую очередь учитель со специальной подготовкой. Многообразие этническо -го состава населения и особенная языковая ситуация изучаемых нами регионов приводили к необходимости готовить учителей для преподавания также и на национальных языках. Проводя общероссийскую образовательную политику земства Поволжья и Урала старались приспособить начальную школу к местным условиям. Вопросы подготовки и повышения квалификации учительского персонала регулярно обсуждались на земских собраниях.
В начале 1870-х гг были открыты Казанская (1871 г.), Вятская (1872 г.), Самарская (1873 г) земские учительские школы, а всего - 10 подобных учреждений по всей стране [25. С. 34]. Были созданы Порецкая учительская семинария в Симбирске (1872 г) и Пензенская учительская семинария (1874 г) [4]. В Казанской губернии действовали Казанская учительская семинария (1872 г) и Казанская татарская учительская школа (1876 г.) [18. С. 107]. Отдельные земства способствовали подготовке учителей, выделяя пособия правительственным семинариям и частным школам. На указанные мероприятия дополнительно изыскивали средства Симбирское земство с 1872 г., Самарское и Пензенское земства с 1874 г, Саратовское - с 1875 г Уфимское земство ограничилось содержанием стипендиатов в казенных семинариях. Пермское и Пензенское земства имели стипендиатов в педагогических классах женских гимназий [2. С. 503 - 504].
К концу 1880-х гг. Министерство просвещения резко изменило свой взгляд на порядок учреждения земских учительных школ. Циркуляром от 14 декабря 1890 г усложнялись процедура создания и правила заведо -вания учебными заведениями [24], что затормозило проявление земской инициативы в деле педагогической подготовки учителей народных школ. Действующие школы стали закрываться. Открытие новых земских учитель -ских школ надолго прекратилось. В 1890-е гг. продолжали действовать лишь Казанская земская школа для образования учительниц (1871 г.), Санкт-Петербургская земская учительская школа (1872 г.), Самарская школа для образования сельских учительниц (1872 г.), Тверская женская учительская школа П.П. Максимовича (1882 г.) и Александровская учительская семинария в г Рязани (1885 г.) [25. С. 42 - 43]. В Уфимской губернии действовала Бирская инородческая учительская школа (1889 г.) [21. С. 107 - 108]. Правительственная политика ограничения земских учи -тельских школ только усугубила проблему педагогических кадров. Ощущалась значительная нехватка учителей. Так, в Вятской губернии на одного земского учителя приходилось до 80 учеников, в Пермской - до 96, в Московской - до 85, в Тверской - до 94 [17. С. 29].
Земские учительские школы существенно отличались от казенных учи -тельских семинарий продолжительностью учебного курса, более качественным преподаванием. Курс казенных семинарий был определен в 3 года, а земских был рассчитан на более продолжительное время. Так, в Самарской школе он составлял 6 лет, в Санкт-Петербургской и Тверской -5 лет, в Казанской и Рязанской - 4 года. Программы этих учебных заведений широко обсуждались на земских собраниях.
Многонациональный состав жителей Казанской губернии побуждал земства решать вопросы подготовки кадров для нерусских школ. В связи
М.С. Низамова,
кандидат исторических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Казанского института экономики управления и права
с этим в Казанской земской школе для подготовки учительниц в качестве обязательных преподавались языки народов Поволжья. В эту школу принимали воспитанниц разных национальностей. С 1876/77 учебного года в школе было введено преподавание чувашского языка и приняты ученицы из уездов, где преобладало чувашское население: Цивильский, Чебоксарский, Мама-дышский, Лаишевский и Тетюшский уезды. С 1877/78 учебного года было введено преподавание марийского языка и приняты на учебу воспитанницы из Царевококшай-ского, Мамадышского, Тетюшского и Казанского уездов [5. С. 78 -79].
Необходимо отметить, что кроме земских школ начальную грамоту давали также школы церковно-приходские, в которых был невысокий образовательный ценз преподавателей. Так, например, в Казанской губернии в 1905 г. более 50% учителей церковно-приходских школ не имели свидетельств на право преподавания [9]. В это же время в земских школах губернии 52,5% учителей имели специальное или среднее образование и 47,5% - начальное или домашнее образование [18].
Уже в середине 1890-х гг. земствами был поднят вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения в стране и об усилении подготовки учительских кадров. В 1908 г. правительством был принят закон о введении всеобщего начального обучения. Земства усилили работу по подготовке учительских кадров. К 1913 г. в Казанской губернии действовала земская школа для образования народных учительниц и была налажена работа татарской учительской школы [7. С. 36]. В Уфимской губернии функционировали Благовещенская учительская семинария и Бирская инородческая учительская школа, а также педагогические курсы в 7 местах [20]. В Пензенской губернии, в г. Саранске и г Инсаре, дополнительно были открыты две учительские семинарии [3]; кроме того, действовала Татищев -ская женская ремесленная школа [19]. Таким образом, земства и власть заложили фундамент новой образовательной политики. К сожалению, Первая мировая война помешала этому процессу
Земства проявляли заботу и о повышении квалификации учителей. До середины 1870-х гг во время школьных каникул для учителей устраивались съезды и курсы. На учительских съездах 1870-х гг преподаватели осваивали теорию и практику педагогики, знакомились с новыми достижениями в этой области. Также рассматривались вопросы развития учащихся, гуманного отношения к ним, поднимались проблемы недостатка наглядных пособий и книг для внеклассного чтения [1. С. 71]. В начале 1890-х гг. начался период ограничений и запретов со стороны правительства. Это побудило земства вместо съездов организовать для учителей разного рода специально-педагогические курсы: садоводства, огородничества, пения, ручного труда, сельского хозяйства, пчеловодства [11; 25. С. 55]. Курсы предоставляли возможность учителям общаться. Шел обмен опытом, обсуждались учебно-воспитательные проблемы, рассматривались вопросы взаимоотношений населения и школы. В 1891 г. в Симбирской губернии состоялись временные педагогические курсы для учителей чувашских начальных училищ [12]. В конце 1890-х гг. количество земских педагогических курсов значительно уве-
личилось. Все земства выделяли средства на временные курсы и учительские съезды [17. С. 25 - 26]. На подобные курсы в Казанскую губернию уже в начале ХХ в. съезжались учителя Самарской, Симбирской, Нижегородской, Пермской губерний [13]. В Поволжском регионе в числе лучших были также пензенские педагогические курсы, проходившие с участием учителей из других губерний [6. С. 10].
Для повышения образовательного уровня основной массы учителей земства Поволжского и Уральского регионов уже к 1910 г стали устраивать не только специально -педагогические, но и общеобразовательные учительские курсы. Инициатором такого начинания явилось Саратовское губернское земство. Затем к организации общеобразовательных учительских курсов приступили Тамбовское, Вятское, Пермское и другие земства. Программа курсов ежегодно совершенствовалась. Курсы дополнялись организацией выставки наглядных учебных пособий и учебников, рекомендуемых для приобретения губернским земством [22. С. 1 - 3]. В Казанской губернии курсы устраивались и для татарских учителей [14]. Так, например, попечитель Казанского учебного округа ходатайствовал о выделении 1250 руб. на проезд и содержание учителей начальных татарских училищ Астраханской, Казанской, Симбирской и Вятской губерний, вызванных на педагогические курсы при Казанской татарской учительской школе в августе 1898 г. [15]. Съезды и курсы способствовали консолидации учительства, педагогическому поиску передовых учителей и земских гласных.
Земство не оставляло без внимания и вопросы самообразования учителей. В связи с затруднительным материальным положением не все учителя могли позволить себе выписывать газеты и журналы. Учителей, регулярно читающих периодику, например, в Казанской губернии было только 59% [10. С. 64]. В 1890-е гг при земских управах стали открываться учительские библиотеки, которые предоставляли учителям возможность пользоваться книгами и периодическими изданиями общеобразовательного и педагогического характера. В учительских библиотеках имелись книги и журналы по разным отраслям знания. Учительские библиотеки, созданные на средства в основном уездных земств и регулярно пополняющие фонды, были во всех уездах, однако ассигнования на эти цели были различными. Так, в Казанской губернии на пополнение учительской библиотеки Свияжского земства ежегодно выделялось 60 руб., а Чебоксарское земство этой же губернии расходовало 30 руб. в год [16]. Необходимо отметить, что до конца 1890-х гг земская деятельность по организации специальных учительских библиотек была крайне затруднена. Только 11 мая 1898 г. Сенат восстановил полное право земств учреждать учительские библиотеки [8. С. 9 - 10].
Таким образом, земства взяли на себя заботу о подготовке и повышении квалификации учительского персонала. Сформировав лучшие учительские кадры, органы местного самоуправления смогли противопо-ставить системе упрощенной грамотности церковноприходских школ, в которых дети учились всего лишь один год, более высокий уровень земской трехгодичной школы. Земству принадлежит заслуга привлечения к делу учительства женщин, так как дореформен-
ная школа учительниц почти не знала [23. С. 48; 17. С. 42]. В губерниях Поволжского и Уральского регионов земская политика в подготовке учительского персонала представляется как единое целое, несмотря на то что земства не имели права общаться между собой. Создавая новое учительство, земства старались повысить его роль на селе и в жизни школы. Народные учителя принимали деятельное участие в местных просветительных обществах, в устройстве народных чтений для неграмотного и полуграмотного населения. Благодаря учителю, прежде всего его классной и внеклассной деятельности, школа становилась универсальным социокультурным очагом на селе. В целом, земству удалось создать тип народного учителя, которому доверял народ и который стал наряду с земским врачом или агрономом символом служения своему народу
1. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1895 гсд / под ред. Р. Попова. Пермь, 1895.
2. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет: в 4 т. СПб., 1909 - 1911. Т. 1.
3. ГАПО. Ф. 136. Оп.1. Д. 561. Л. 1.
4. ГАПО. Ф. 136. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.
5. Двадцатипятилетие Казанской земской школы для об -разования народных учительниц. 1871 - 1896: историческая записка / сост. А. Ершов. Казань, 1897.
6. Доклад Пензенской губернской земской управы об уча -стии Пензенского губернского земства в развитии народного образования в 1900 г. Пенза, 1900.
7. Доклад XXVII очередному Казанскому губернскому зем-скому собранию «О мерах для большего развития народного образования». Казань, 1902.
8. Звягинцев Е.А. Учительские библиотеки, их значение, организация и список книг. М., 1905.
9. Иванович В. К положению инородческих школ // Вестник воспитания. 1905. № 1.
10. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие в сельских школах. Казань, 1905 (процентное отношение подсчитано нами).
11. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 22 - 23.
12. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 671. Л. 36.
13. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 81; Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 81; Д. 1053. Л. 49.
14. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 107; Ф. 81. Оп. 1. Д. 213. Л. 2, 6.
15. НАРТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 859. Л. 37.
16. НАРТ. Ф. 81. Оп. 2. Д. 631. Л. 27 - 28; Д. 632. Л. 2.
17. Обзор деятельности земств по народному образованию по данным за 1898 год. СПб., 1902.
18. Обзор Казанской губернии за 1913 год. Казань, 1914.
19. Обзор Пензенской губернии за 1913 год. Приложение № 14. Пенза, 1914.
20. Обзор Уфимской губернии за 1913 год. Приложение № 40. Уфа, 1914.
21. Памятная книжка Уфимской губернии на 1889 год. Уфа, 1889.
22. Пермское губернское земство: отчет об организации первых общеобразовательных курсов для народных учителей Пермской губернии в 1913 году. Пермь, 1913.
23. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб, 1900.
24. Циркуляр министра народного просвещения 14 дек. 1890 г. № 19652.
25. Чарнолуский В.Н. Земство и народное образование. СПб., 1910 - 1911. Ч. 1.
УДК 94(470.44)47
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ДВОРЯН И ВЫБОРЫ В СОСЛОВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ в первой половине XIX века (по материалам Среднего Поволжья)
12 марта 1801 г тираническое правление Павла I, вызывавшее острое недовольство в кругах дворянства, было насильственно прервано. Вошедший на престол Александр Павлович предпринял ряд мер, направленных на восстановление дарованных благородному сословию прав и привилегий. 15 марта 1801 г. был отменен запрет дворянам избирать чиновников в уездные и земские суды. 2 апреля 1801 г император подписал манифест о действительности положений Жалованной грамоты дворянству 5 мая 1801 г. была подтверждена погубернская организа -ция благородного сословия. Таким образом, к участию в губернских дво -рянских собраниях вновь стало привлекаться большинство российских потомственных дворян. Правом голоса обладали те из них, кто владел поместьем и был старше 25 лет; правом избираться на должности -получавшие со своих деревень не менее 100 руб. ежегодного дохода. Отстранялись от участия в деятельности сословных учреждений лица, не состоявшие на государственной службе или не получившие обер-офи-церский чин.
С.В. Першин,
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (г. Саранск)