ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. И. ФРЕЙМАНА НА ДОЛЖНОСТИ ТАМБОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО АРХИТЕКТОРА
И. Ю. Позднякова
Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация
В современном развитии проектирования и реставрации церковной архитектуры важно соблюдать преемственность традиций храмового строительства, чему способствует изучение и сохранение историко-архитектурного наследия. Статья посвящается исследованию деятельности В. И. Фреймана на должности тамбовского епархиального архитектора и анализу его работ, выполненных для Духовной консистории. Проведённое исследование позволяет ознакомиться с особенностями проектирования провинциальной церковной архитектуры в начале ХХ века и даёт возможность применения этого опыта в современных условиях. В качестве иллюстративного материала приведены архивные источники, обработанные при помощи компьютерных технологий.
Ключевые слова: епархиальный архитектор, В.И. Фрейман, церковная архитектура, неорусский стиль, византийский стиль
ACTIVITY OF V. I. FREJMAN ON A POST OF THE TAMBOV EPARCHIAL ARCHITECT
I. Pozdnyakova
Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract
In modern development of church architecture projection and restoration it is important to observe continuity of traditions of temple building. It could be promoted by studying and preservation of historical and architectural heritage. Article is devoted to research of activity of V.I.Freyman on a post of the Tambov eparchial architect and to the analysis of its works executed for the Duhovnaya consistoria. The carried out research allows familiarising with features of provincial church architecture projection in the beginning of the XX-th century and gives an opportunity to apply this experience in modern conditions. As an illustrative material the archival sources transformed by computer technologies.
Keywords: diocesan architect, V.I.Freyman, church architecture, Neorussian style, Byzantian style
В.И. Фрейман родился в Воронеже 14 мая 1875 года в семье учителя рисования Тамбовского реального училища коллежского советника Ивана Петровича Фреймана (1841-1912). Будучи австрийским подданным, И.П. Фрейман уважал русскую культуру. Сын решил продолжить начинания отца, и, как и он, поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. В конце 1901 года В.И. Фрейман успешно ее закончил и был удостоен звания художника-архитектора и права на ношение серебряного академического знака за проект здания столичной Городской думы. После выпуска работал на строительстве Санкт-Петербургского Политехнического Института.
Свою деятельность в Тамбове В. И. Фрейман начал с выполнения заказов епархии. Еще до приезда на родину, в июне 1902 года, он участвовал и победил в конкурсе на замещение вакантной должности епархиального архитектора. Среди прочих на эту должность претендовали: М.В. Никитенко, работавший в Ельце, а затем в Козлове, московский архитектор Н.И. Садовников, И.Н. Раевский, проектировавший в Иркутской, Олонецкой, Оренбургской губерниях. 19 сентября 1902 года на должность епархиального архитектора был назначен и утвержден архиепископом Тамбовским и Шацким Дмитрием (Ковальницким) В.И. Фрейман с окладом 1500 рублей в год и правом пользования земскими лошадьми для разъезда по делам службы. [1, с. 8 - 66]
Наиболее значительной работой В. И. Фреймана в должности епархиального архитектора стала реконструкция Духовной семинарии. Проект реконструкции был выполнен в 1909 году. Комплекс Духовной семинарии занимал большую часть квартала. Главный корпус, протяженностью более 150 м, выходящий на Набережную улицу был построен в 1847 году. Второй корпус на Семинарской улице возведен по проекту архитектора Н. В. Урюпина в 1823 году. В начале ХХ века это здание воспринималось как один из лучших образцов тамбовской архитектуры эпохи классицизма. Об этом доме автор «Памятников старинной архитектуры России» Г. К. Лукомский писал: "В Тамбове также хорош фасад (по переулку) Духовной семинарии - двухэтажный корпус, украшенный колоннадой". [2, с. 1503 - 1509] По проекту реконструкции новая угловая вставка объединила существующие здания в единое целое. Главный корпус подвергся основательному переустройству. С сохранением основных высотных акцентов был надстроен третий этаж. Домовая церковь, располагавшаяся в центральной части главного здания, была переведена во вновь выстроенное помещение. [3, с. 205] Таким образом, Фрейман добился четкого разделения учебной составляющей, занимавшей все крыло со стороны Набережной улицы и общественной части (церкви и библиотеки), размещавшейся в специально выстроенных зальных помещениях. Архитектор сохранил классицистическую стилистику в отделке фасадов. При оформлении новой надстройки на главном корпусе он дублировал декор второго этажа. Треугольные фронтоны, расположенные по краям и центру были заменены горизонтальными карнизными тягами, так как главный акцент - купол домовой церкви, был перенесен в угловую часть здания. Весьма деликатно В. И. Фрейман отнесся к старому корпусу 1823 года, поэтому существенных изменений в его облике не произошло. Чтобы выделить значимость и самостоятельность этого здания, архитектор возвел треугольный фронтон над колоннадой. Новый угловой блок стал главным смысловым и композиционным акцентом всего здания, и был так же оформлен в стилистике примыкающих построек. Помимо купола, домовую церковь выделяли арочные и овальные окна второго этажа. Архитектору удалось удачно включить новый объем в структуру сложившегося комплекса, придав ему совершенно новую пространственную схему. В этой работе определились характерные черты творчества В.И. Фреймана -построение асимметричных композиций с образованием сложных силуэтных линий зданий, тщательная прорисовка поверхностей с целью улучшения декоративных качеств фасадов. (Рис. 1)
.V 3 ■". Тш'У.п ь. Д^ъпиша г.'чм ил||1:1
Рис. 1. Тамбовская духовная семинария. Открытка начала ХХ века
В 1912 году В. И. Фрейман запроектировал новый корпус трапезной для женского Вознесенского монастыря. [4, с. 2 - 9] Здание было возведено на границе монастырской территории рядом с основным келейным корпусом. Как и все второстепенные постройки, новая трапезная была построена из красного кирпича. Плоская поверхность главного фасада здания замыкалась ризалитом. Высокая скатная кровля была украшена коньком с узорной решеткой. (Рис. 2) Лаконичная простота фасада выгодно оттенена мелким орнаментальным декором, непременным атрибутом неорусского стиля. Проектируя трапезную, архитектор проявил себя как высококлассный специалист в области гражданского строительства.
Рис. 2. Проект трапезной при Вознесенском женском монастыре в Тамбове. Архитектор Фрейман В. И. (публикуется впервые)
В 1914 году накануне прославления святителя Питирима, в малом храме Предтеченско-Трегуляевского монастыря было решено создать придел во имя этого святого. [5, с. 2 - 4] Благодаря прямоугольным выступам по четырем углам церкви Спаса Нерукотворного новый престол был создан без особых затруднений: с южной стороны между пилонами была возведена новая стена с треугольным фронтоном. Согласно первоначальному проекту фронтон был представлен в виде фигурного
кокошника, а окна оформлены килевидными наличниками. (Рис. 3) В окончательном варианте было принято решение сделать пристройку, сохранив стилистику основного здания, с треугольным фронтоном и со строенным окном под единым полуциркульным арочным декором.
Рис. 3. Проект расширения каменного храма в Предтеченско-Трегуляевском монастыре. Архитектор Фрейман В. И. (публикуется впервые)
Основная доля проектов архитектора приходится на сельское строительство. На протяжении всего XIX века приход являлся средоточием религиозной и социальной жизни. Дело просвещения и борьбы с расколами в селах организовывалось на базе церковно-приходских школ. В Моршанском уезде проживало большое число раскольников разного толка. В моршанских деревнях, особо нуждавшихся в миссионерской и просветительской помощи, в срочном порядке возводились церкви-школы. Этот тип здания появился в конце XIX века и включал в себя непосредственно блок церкви и помещения для занятий. Новые типологические особенности таких храмов дали возможность архитектору проектировать в русле нехарактерного ассиметричного построения объемов. В проекте церкви-школы в деревне Ниловке Моршанского уезда (1910г.) (Рис. 4) Фрейман применил древнерусский принцип хоромного строительства - поместил вспомогательные кабинеты в отдельную пристройку. [6, с. 1 - 6] Классная комната являлась связующим звеном между церковью и «учительским корпусом». Если следовать традиционной схеме, то помещение, названное классом являлось трапезной церкви и при необходимости могло выполнять эту функцию. Живописность объемов была подчеркнута асимметричной постановкой колокольни, которая разделяла церковные и не церковные помещения. Как опытный функционалист, Фрейман выделяет декором лишь «культовые» части здания - кубовитый объем церкви, апсиду и колокольню, оставляя нетронутыми поверхности стен школы. Небольшое здание церкви-школы, перекрытое скатными кровлями, умеренно украшенное малыми луковицами, одним рядом кокошников и фигурными наличниками производит впечатление изящной легкости и благородной простоты. В 1913 году в селе Шача Моршанского уезда был предложен к строительству проект такой же церкви-школы из дерева.
Рис. 4. Проект церкви-школы в селе Ниловке Моршанского уезда.
Архитектор Фрейман В.И. (публикуется впервые)
В случае с проектированием сельских храмов, Фрейманом был разработан особый метод составления проектной документации. При таких интенсивных темпах строительства, которое велось в конце XIX - начале ХХ века, единственный епархиальный архитектор не мог справиться с детальным выполнением всех заказов. За время службы в духовной консистории, архитектором было разработано несколько шаблонов, применительно к каменным и деревянным церквям. Существующие заготовки для различных по величине и планировке зданий, выполнялись в виде самой востребованной схемы кораблем. Далее, по желанию заказчика заготовке присваивались атрибуты того или иного стиля. В проектах церквей архитектор активно использовал давний принцип построения новой пластики силуэта за счет варьирования формы куполов. Внешне такой проект носил все черты индивидуальности. «Новгородские» постройки Фреймана в селах Кривце Лебедянского уезда (1911 г.) [7, с. 2 - 18] и Плоское Козловского уезда (1911 г.) [8, с. 1 -7], конструктивно идентичны его же церквям в селах Большой Кустарь Елатомского уезда (1909) [9, с. 2 - 16] и Старые Ольхи Моршанского уезда (1909 г.) (Рис. 5(а,Ь)) [10, с. 1 - 5], выполненным в византийском стиле. Тождественность планировочных решений и размеров маскируется за счёт куполов разной формы и декоративных элементов, принадлежащих к разным стилям. При таком способе проектирования архитектор не тратил время на конструктивные расчёты, а лишь заново переписывал разработанную ранее пояснительную записку.
Рис. 5(а,Ь): а) Проект церкви в селе Кривце Лебедянского уезда, Ь) Проект церкви в селе Большой Кустарь Елатомского уезда. Архитектор Фрейман В. И. (публикуется впервые)
При относительной схожести планов и фасадов оснований поражает разнообразие архитектурных образов, созданных зодчим. Ярким примером является сопоставление проектов церквей с идентичными планировками: для сел Филково Спасского уезда [11, с. 2-7] и Борисовка Лебедянского уезда [12, с. 1 - 4] (оба выполнены в 1910 году). (Рис. 6(а,Ь)) Планы церквей отличаются лишь конфигурацией и размерами трапезной. В первом случае архитектор использовал некоторые атрибуты стиля модерн: скатные кровли, декоративные малые главки, вытянутые шлемовидные покрытия на центральном куполе и колокольне. Во втором - имитировал купола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, столь почитаемой святыни в Тамбовской губернии. Копия этого же проекта бала выдана для строительства жителям села Бычки Тамбовского уезда (1910г.). Следует особо отметить, что имитация куполов Киево-Печерской Лавры была популярна в деревянном строительстве и одинаково любима заказчиками всех сословий.
Рис. 6(а,Ь): а) Проект церкви в селе Филково Спасского уезда, Ь) Проект церкви в селе Борисовка Лебедянского уезда. Архитектор Фрейман В. И. (публикуется впервые)
Надо сказать, что В. И. Фрейман одинаково хорошо выполнял проекты и каменных и деревянных церквей, вне зависимости от размеров и стоимости будущей постройки. В арсенале архитектора были все существующие стили: от неоклассики до модерна и неорусского стиля. С его подачи на территории Тамбовской губернии строились церкви в стиле псковско-новгородского зодчества; никто из местных архитекторов не решался проектировать в этом стиле, ультрановом для Тамбовской губернии.
В должности епархиального архитектора Фрейман проявил небывалую работоспособность, - совмещая выполнение административных обязанностей (освидетельствование местоположения, качества грунта, надзор за строительством, составление документации на плановый ремонт и т. д.), успевал выполнять по 10 - 15 полноценных проектов в год, параллельно курируя 50 из 220 строек по всей епархии. [13, с. 383] Не следует забывать, что одновременно архитектор владел частной мастерской и выполнял массу гражданских проектов. Здесь уместно вспомнить, что еще до прихода Фреймана, при более низких темпах роста в церковном строительстве, его предшественник просил у епархиального начальства о дополнительных помощниках и увеличении жалования. А во время конкурса на вакантную должность в Духовную консисторию была направлена рекомендация о повышении оплаты труда епархиального архитектора от общества гражданских инженеров, но, не смотря на это, Фрейман был утвержден в должности с тем размером жалованья, от которого отказался Ф. Свирчевский. На протяжении всего срока службы у архитектора были сложные отношения с Духовной консисторией из-за недостаточного финансирования.
Владимир Иванович оставил должность епархиального архитектора только в 1915 году. Последней работой В.И. Фреймана были оценочные ведомости тамбовских церквей, составленные в 1924 году. Как и ряд других инженеров, Владимир Иванович стал жертвой процесса «Промпартии», когда по всей стране фабриковались дела о вредительских инженерных организациях. Дальнейшая его судьба после ареста и осуждения неизвестна.
Епархиальный архитектор смог создать самобытные храмовые постройки. Названные выше работы В.И. Фреймана в большинстве своем уникальные объекты, формирующие сегодня представление об образе сельского храма начала ХХ века, определяющие его специфику, не лишённые индивидуальности и наследовавшие местные строительные традиции прежних времён. Безусловно, в них отразилось влияние ведущих архитектурных школ, а также индивидуальные особенности творчества мастера.
Литература
1. Прошения архитекторов о предоставлении им должности епархиального архитектора Тамбовской епархии // ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д 1952
2. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч. 1: Русская провинция. Петроград: «Шиповник», 1916. 303 с.
3. Освящение новоустроенного храма Тамбовской семинарии // Тамбовские епархиальные ведомости. 1911. № 43 С. 1503 - 1509
4. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке здания для трапезной при Вознесенском женском монастыре в Тамбове // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д 3488
5. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о расширении каменного храма в Предтеченско-Трегуляевском монастыре // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д 3836
6. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке церкви-школы в селе Ниловке Моршанского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3351
7. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке церкви в селе Кривце Лебедянского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3349
8. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о ремонте церкви в селе Плоском Козловского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3344
9. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке каменной церкви в селе Большой Кустарь Елатомского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 2791
10. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке церкви в селе Старых Ольхах Моршанского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 2808
11. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке деревянной церкви в селе Филкове Спасского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3000
12. Дело по отношению Тамбовской Духовной Консистории о постройке деревянной церкви в селе Борисовке Лебедянского уезда // ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 2992
13. Протоколы Тамбовского Общеепархиального Съезда депутатов от духовенства и церковных старост январской сессии 1914 года // ТЕВ. 1914. № 10. С. 376 - 385
References (Transliterated)
1. Proshenija arhitektorov o predostavlenii im dolzhnosti eparhial'nogo arhitektora Tambovskoj eparhii // GATO. F. 181. Op. 1. D 1952
2. Lukomskij G.K. Pamjatniki starinnoj arhitektury Rossii v tipah hudozhestvennogo stroitel'stva. Ch. 1: Russkaja provincija. Petrograd: «Shipovnik», 1916. 303 s.
3. Osvjawenie novoustroennogo hrama Tambovskoj seminarii // Tambovskie eparhial'nye vedomosti. 1911. № 43 S. 1503 - 1509
4. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke zdanija dlja trapeznoj pri Voznesenskom zhenskom monastyre v Tambove // GATO. F. 46. Op. 1. D 3488
5. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o rasshirenii kamennogo hrama v Predtechensko-Treguljaevskom monastyre // GATO. F. 46. Op. 1. D 3836
6. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke cerkvi-shkoly v sele Nilovke Morshanskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 3351
7. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke cerkvi v sele Krivce Lebedjanskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 3349
8. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o remonte cerkvi v sele Ploskom Kozlovskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 3344
9. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke kamennoj cerkvi v sele Bol'shoj Kustar' Elatomskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 2791
10. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke cerkvi v sele Staryh Ol'hah Morshanskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 2808
11. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke derevjannoj cerkvi v sele Filkove Spasskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 3000
12. Delo po otnosheniju Tambovskoj Duhovnoj Konsistorii o postrojke derevjannoj cerkvi v sele Borisovke Lebedjanskogo uezda // GATO. F. 46. Op. 1. D. 2992
13. Protokoly Tambovskogo Obweeparhial'nogo S#ezda deputatov ot duhovenstva i cerkovnyh starost janvarskoj sessii 1914 goda // TEV. 1914. № 10. S. 376 - 385
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ И.Ю. Позднякова
Соискатель кафедры «Истории архитектуры и градостроительства», Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR I. Pozdnyakova
The competitor of Chair «History of architecture and town-planning», Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]