УДК 94(471.08
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ В Х1Х - XX ВВ.
Статья посвящена исследованию одной из актуальных и малоисследованных в современной историографии проблем, касающихся истории социального призрения в дореволюционной России. В связи с этим закономерно обращение к такой стороне российской истории, как деятельность церковно-приходских попечительств в России Х1Х века в осуществлении социального призрения нуждающихся.
Ключевые слова: церковный приход, благотворительность, социальная работа
Внимание к истории общества как к процессу крупномасштабной и долговременной трансформации, позволяющее формировать, с учетом социоэтнических детерминант, современную практическую социальную политику возникает в современный период в контексте проводимых социальных реформ. В связи с этим представляет несомненный научный и практический интерес вопрос о благотворительной деятельности церковноприходских попечительств в Х1Х в.
Начиная с ХУ1 в. деятельность по социальному призрению нередко сосредотачивалась в церковных приходах, которые являлись не только церковной, но и земской единицей общественного самоуправления. Согласно установившемуся обычаю, подтвержденному затем Стоглавым Собором 1551 г., избрание священников и церковнослужителей являлось прерогативой собрания прихожан. Приходское общество владело всем имуществом церкви, ее казной, землей, так как приход составлял административную, податную, земскую и территориальную единицу. В приходе концентрировалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Поэтому естественно, что приходы стали центрами социального призрения.
Исследователи отмечают1, что в писцовых книгах упоминается о существовании при всех приходских церквах богаделен, «скудельниц», «божьих домов» и т.д. Социальная поддержка приходов выражалась в самых разнообразных формах. Жители прихода были осведомлены о материальных нуждах каждой семьи, поэтому приходская благотворительность гораздо лучше соответствовала действительным нуждам бедных, чем милостыня. Можно было предполагать, что земско-приходская деятельность получит дальнейшее развитие. В действительности этого не произошло. Парадигма помощи и поддержки уже в ХУ1 - первой половине ХУ11 вв. сильно изменяется. Власть набирает организационную и законодательную силу, ограничивает роль Церкви в благотворении, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. В XVII в. окончательно сложилась система крепостного права. На территории приходов свободного населения практически совсем не осталось, поэтому и значение их как земских самоуправляющихся единиц значительно ослабло. Кроме того, со времен Ивана Грозного высшее духовенство начинает предъявлять права на церковную кассу приходов и постепенно добивается этого. К концу XVIII в. право прихода избирать священника заменяется назначением свыше. Интерес населения к приходу постепенно уменьшается и его деятельность все больше начинает ограничиваться рамками церковного устройства. Вместе с падением значения прихода падает и приходская благотворительность.
1 См., напр.: Никитин Е. Христианская благотворительность. М.: Изд-во Типо-Литографии И.М. Машистова, 1907; Папков А.А. Древнерусский приход. Краткий очерк церковно-приходской жизни в Восточной России до ХVIII века и в Западной России до ХVII века. Сергиев-Посад: 2-я типография А.И. Снегиревой, 1897; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. Сочинение Г. Ульгорна. СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1899.
Е.П. БЕЛОНОЖКО
Белгородский государственный университет
e-mail: belonozko@bsu.edu.ru
Восстановление благотворительной деятельности приходов началось с отменой крепостного права. Одним из следствий буржуазного развития России стала пауперизация масс, порождавшая босячество, пьянство, преступность. В этой ситуации государство для смягчения ситуации решило использовать православный приход. 2 августа 1864 г. был принят закон о приходских попечительствах при православных церквах. Это означало, что гарантом благотворительного вспомоществования станет теперь не государство, а приход. Согласно этому законодательному акту приходские попечительства были обязаны заботиться: «1) о содержании и удовлетворении нужд приходской церкви...; 2) о том, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами содержания, а в случае недостатка сих средств, об изыскании способов для увеличения оных; з) об устройстве домов для церковного причта; 4) об изыскании средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведывание которыми лежит также на обязанности Попечительства; 5) вообще об оказании бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, а также о погребении неимущих умерших и о содержании в порядке кладбищ»2. Этот закон вошел в Устав об общественном призрении. Он не восстановил старинной земской деятельности приходов в полном объеме, хотя в этом направлении были сделаны некоторые попытки, как в самом тексте закона, так и в применении его в жизни.
Споры о судьбе церковно-приходской общины традиционны для русского общества. В них десятилетиями участвовали не только священнослужители приходов или иерархи церкви, но и деятели науки и культуры, правительственные чиновники. Эту проблему подпитывали две точки зрения - узкая и широкая интерпретация понятия «православный приход». В Российском законодательстве сложилось неканоническое, узкое толкование, согласно которому правом юридического лица обладал только церковный храм. В то же время большинство священнослужителей представляло приход в соответствии с канонами как церковную общину. Только при этом условии следовало ожидать формирования церковно-приходской единицы - самостоятельной и самоуправляющейся, со своим храмом, клиром, имуществом и представительством, своими благотворительными учреждениями, попечительным советом. Такая интерпретация опиралась, как уже было сказано выше, на историческую традицию.
Закон о приходских попечительствах 1864 г. отразил две тенденции. С одной стороны, духовенство и епархиальные власти не могли уступить собранию прихожан приобретенных прав по замещению вакантных священнослужительских мест, по распоряжению церковным имуществом, финансами и т.п. С другой стороны, было очевидным, что без участия самих прихожан общественная жизнь приходских организаций не может быть восстановлена. В таких условиях, когда было необходимо соблюсти интересы и духовных властей, и общественных деятелей, положение о приходских попечительствах при православных церквах не могло быть цельным и последовательным актом. Главной задачей попечительства признавались не благотворительность и даже не начальное обучение грамоте, а благоустройство и благосостояние церкви и причта. Право на устройство приходских попечительств предоставлялось епархиальным архиереям.
В состав попечительств должны были входить: местные священнослужители, а также представители от прихожан, избираемые на определенный срок общим собранием. Членом попечительства должен был быть также церковный староста, в сельских приходах - волостные старшины. Таким представительством устанавливалась связь приходской организации с местными светскими органами. Председательство в попечительствах принадлежало не настоятелю церкви, а лицу, избираемому общим собранием прихожан.
Источниками денежных и материальных средств для приходских попечительств должны были стать добровольные пожертвования, как от прихожан, так и от посторонних. Причем сбор пожертвований производился дифференцированно: 1) в пользу церкви; 2) в пользу причта; 3) для школы и благотворительных учреждений. Если таких пожертвований оказывалось недостаточно для удовлетворения всех нужд, то попечительство, посоветовавшись с самыми почтенными прихожанами, предлагало назначить определенный сбор, единовременный или постоянный, деньгами или натурой, со всех прихо-
2 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. ХХХ1Х. Отделение первое. Ст. 41144.
жан. Это предложение выносилось на обсуждение общего собрания прихожан, и, если оно одобряло его, то предложение становилось обязательным для выполнения всеми.
Попечительства были обязаны связываться с другими местными общественными организациями, т.е. попечительными советами, обществами для вспомоществования приходским бедным, больницами, приютами, школами и, таким образом, содействовать, по мере возможности, улучшению и расширению сферы их деятельности.
Двойственный характер закона о приходских попечительствах вызвал недоумение и затруднения в применении его на практике. Светские представители приходских попе-чительств стремились к осуществлению в попечительствах земских начал. Представители духовенства, напротив, хотели видеть в них нечто вроде учреждений, созданных в помощь церковному причту, которые являлись бы лишь исполнительным органом прихода по хозяйственной части.
В 1885 г. Московским земством был поднят вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать приходских священников. Однако Синодом этот вопрос был решен отрицательно. В результате приходские попечительства не внесли в дело общественного призрения того вклада, какой могли бы внести. Не обладая статусом юридического лица, приходские попечительства не могли свободно распоряжаться средствами. Более того, им то и дело приходилось переводить деньги прихожан на епархиальные нужды. Тем не менее, их вклад в эту сферу социальной жизни нельзя и недооценивать.
Цифровые ведомости о церковно-приходских попечительствах стали появляться в отчетах только с 1868 г., хотя этих учреждений было немало открыто по епархиям уже в первые годы после издания Положения 2 августа 1864 г. Так, согласно отчета обер-прокурора Синода за 1870 г. в 1869 г. были открыты церковно-приходские попечительства: в Литовской епархии - 228, Рязанской - 144, Новгородской - 77, Смоленской - 50, Вологодской - 36, Киевской - 38, Подольской - 33, Вятской - 28, Черниговской - 28, Самарской - 273. В сферу их деятельности входила раздача бедным пищи и одежды, наем квартиры, выдача денежных пособий, содержание приютов для малолетних и престарелых, содержание и воспитание детей из бедных семей в учебных и ремесленных заведениях, оказание медицинской помощи больным и т.д.
В целом общее количество попечительств было достаточно велико. Так, например, к 1871 г. насчитывалось 7596 церковно-приходских попечительств4, в 1890 г. было уже 13424 попечительства5, 1894 г. - 14 747, а в 1899 г. - 18 232. Всего по России к 1905 г. действовало 19434 попечительства, к 1907 г. - 20045. Больниц при церквах в эти годы было соответственно 62 и 64, богаделен - 879 и 8536. Однако возникавшие приходские попечительства были недолговечными. В 1893 г. возникло 872 попечительства, а закрылось 6897. Причина недолговечности, по официальным данным того времени, в недостатке средств и разногласиях между членами попечительств.
Общий расход приходских попечительств на поддержание и украшение церквей, содержание причтов, церковно-приходских школ и благотворительных учреждений в 1894 г. достигал 2 801 991 руб. В 1899 г. этот расход увеличился более чем на 1 млн. При этом на нужды храмов расходовалось 78,5% этих средств8. Вместе с тем, результаты социальной работы попечительств выглядели следующим образом: в 1899 г. при православных церквах состояло 68 больниц на 905 кроватей. Из этого числа на частном и общественном содержании было 49 больниц на 673 кровати. Богаделен на частном и общественном содержании было 772 на 9 549 чел., на церковном и казенном - 96 на 1 369 чел.9 По
3 Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого по ведомству православного вероисповедания за 1871 год. СПб.: Синодальная типография, 1872. (Приложения). С.124.
4 Там же. С.120.
5 Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 по 1890-91 гг. СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1897. С.139.
6 Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине ХХ - начале Х1Х вв. М.: Новый хронограф, 2002. С.114.
7 Российский Государственный исторический архив (далее РГИА). Ф.797. Оп.97. Ед. хр. 642. Л.124.
8 См.: Трудовая помощь. 1908. №5.
9 Там же.
данным за 1903 г. в Курской епархии при церквах существовало 3 больницы на 44 чел. и 25 богаделен на 194 чел.10
В начале ХХ в. в церковной и светской печати были поставлены вопросы о проведении церковной реформы, призванной поднять ее авторитет, материальный и моральный уровень духовенства. Размышления духовных журналистов над задачами, поставленными жизнью перед Церковью в области семейных отношений, в социальной и благотворительной работе, в деле народного просвещения, приводили к выводу о необходимости реформы церковного прихода. Несмотря на недостатки Положения 2 августа 1864 г. приход, тем не менее, считался подходящей общественной единицей, наиболее близко знающей практические нужды своих членов, и, следовательно, приходская благотворительность отвечала реальным потребностям нуждающихся в помощи. В конце декабря 1904 г. петербургский митрополит Антоний (Вадковский) от имени столичного духовенства направил Николаю II записку «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви» с изложением неотложных реформ. Предлагалось разрешить созыв совещания всех архиереев и компетентных представителей приходского духовенства и мирян для выработки условий автономного существования Церкви. Предлагалось также предоставить церковному приходу определенную автономию и статус юридического лица, обладающего правом собственности.
18 ноября 1905 г. Св. Синод издал постановление об устройстве и возрождении приходской жизни, которое было вызвано требованиями времени и общественным мнением, ввиду происходившей революции. Это не требовало ломки существующей организации приходов и новой реформы. Предписывалось учреждение церковно-приходских советов, избранных общим собранием прихода. Трудно сказать, насколько удалось реализовать данное предписание Синода. Впоследствии, накануне Первой мировой войны, вновь вернулись к этому вопросу. При решении вопроса «О приходе» в Св. Синоде и редактировании «Положения о приходе», в заседаниях участвовал как присутствующий член Св. Синода святитель Серафим (1908 г.) и счел своим долгом внести записку, которую затем напечатали по распоряжению обер-прокурора.
Был разработан законопроект о коренной реформе управления церковным приходом, предусматривавший объединение жителей города и села вокруг своих приходских храмов; дать приходам полную финансовую самостоятельность; возложить на них устройство школ и больниц, домов для престарелых, бедных и немощных. К 1914 г. был разработан законопроект о коренной реформе управления приходом с внесением этого проекта в Государственную думу и Государственный совет, но с началом Первой мировой войны это обсуждение было отложено.
Приходской устав был принят только 18 апреля 1918 г. В основу управления в приходе был положен принцип выборности, подотчетности избранных органов избиравшим их собраниям причта и прихожан. В каждом приходе собрание избирало на 3 года церковный совет в числе 20 человек. На нем председательствовал настоятель прихода - приходской священник. При нем был его заместитель - обязательно из мирян. Для ведения хозяйственно-имущественных дел прихода избирался церковный староста. В церковные старосты могли быть избраны и женщины.
В течение семи десятилетий, прошедших после 1918 г., все религиозные организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно лишены возможности заниматься делами милосердия. Однако всего лишь за несколько лет, прошедших с тех пор, как Русская Православная Церковь вновь обрела право осуществлять социальное служение, в эти сложные и трудные для всех годы Церковью в области социального призрения было сделано немало.
Первые шаги на ниве диаконического служения были связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 г. в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, традиционно многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств Церкви.
10 Леонтьева Т.Г. Указ. соч. С.18.
Так, например, широкую известность получили церковные детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. В Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Петербурге и Ставрополе функционируют школы сестер милосердия, а для ухода за тяжелобольными на дому в Воронежской, Йошкар-Олинской, Калужской, Московской и Тамбовской епархиях созданы патронажные службы. Ежегодно несколько тысяч малообеспеченных жителей Москвы и других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной клинической больнице Московского Патриархата. Сотни престарелых и инвалидов проживают в приходских и монастырских богадельнях ряда епархий. Немалое внимание Церковь уделяет лечению алкоголиков и наркоманов. Кроме того, в целом ряде епархий в церковных приходах функционируют благотворительные столовые, открыты специальные магазины для малоимущих; опекаются интернаты для престарелых и инвалидов, школы-приюты, детские дома, психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры; незамедлительно оказывается помощь пострадавшим от стихийных бедствий и в чрезвычайных ситуациях; созданы благотворительные общества, православные братства и сест-ричества. Иными словами, от Калининграда до Чукотки, от Таймыра до Северного Кавказа — везде и всюду через приходы Русской Православной Церкви, а их на сегодняшний день более 18 тысяч, оказывается благотворительная помощь неимущим и нуждающимся вне зависимости от их возраста, национальности, религиозных или политических убеждений. Церковь сегодня энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни. Хочется надеяться, что и в будущем социальное служение Русской Православной Церкви, осуществляемое клиром и мирянами, будет расширяться на благо тех, кому требуется поддержка и помощь, кто ждет от нас сочувствия и участия.
На территории Белгородской области совместными усилиями администрации области и епархии 10 октября 1997 г. был создан Территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов, освященный во имя блаженной Ксении Петербургской в с. Горки Красненского района. В соответствии с Договором о сотрудничестве, заключенным между епархией и управлением социальной защиты населения, священнослужители духовно обслуживают закрепленные за каждым приходом приюты, дома престарелых, интернаты и детские дома на территории епархии. Созданы и действуют сестричества милосердия при Марфо-Мариинском женском монастыре и при храме св. великомученика и целителя Пантелеимона во 2-й городской больнице г. Белгорода. В хирургическом отделении 1-й городской больницы оборудован и освящен храм во имя целителя Луки. Богослужения в нем совершают священники белгородских храмов.
Церковно-приходские попечительства в допетровской Руси являлись традиционным центром социальной помощи нуждающемуся населению. По мере становления и укрепления абсолютизма в России, развития крепостничества роль приходов в благотворении падает. Попыткой восстановить их роль был закон от 2 августа 1864 г., который носил двойственный характер и не мог удовлетворить ни светских, ни церковных деятелей. Это вызвало дискуссии в печати в начале ХХ в. по коренной реформе управления приходом, однако реформа начала реализовываться лишь в 1918 г. и была свернута большевистской властью. Восстановление социального служения РПЦ началось с 1991 г.
THE ACTIVITY OF THE CHURCH-PARISH TRUSTEESHIPS IN THE REALIZATION OF THE SOCIAL OVERSIGHT IN RUSSIA IN XIX - XX CENTURY
The article is devoted to research of one of the actual and scantily studied problems in a modern historiography concerning the history of social oversight in pre-revolutionary Russia. In this connection the reference to such side of the Russian history, is natural as the activity of the church-parish trusteeships in Russia XIX centuries in realization of social oversight requiring.
Key words: parish, charity, social work.
E.P.BELONOZHKO
Belgorod State University e-mail: belonozko@bsu.edu.ru