_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 128
А.С.Алексишин
Аспирант СибГАУ, г. Красноярск, РФ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ
Аннотация
В статье доказывается что деятельность индивида оказывает разное влияние на общество в зависимости от того, в каком типе общества она осуществляется, и какая стратегия воплощается в жизнь.
Ключевые слова
Социальный прогресс, индивидуалистическое общество, коллективистское общество, пассионарность,
антиэнтропийный процесс.
В условиях интенсивного развития общества человек активно осваивает природу и окружающий мир, преобразовывает его в соответствии со своими потребностями. И естественным образом возникает вопрос -как повлиять на социальные процессы, что бы они вели к созиданию, развитию? Что нужно делать людям, что бы законы развития общества представали, прежде всего, как законы социального прогресса? Для сохранения целостности общества и гармонии всех его частей возникает необходимость в поиске некой деятельности, социально оформленной практики, которая бы позволила идти по пути эффективного развития. Основной деятельностью человека является труд, проявляющийся во всех сферах общественной жизни. Как замечает А.А. Богданов в труде «Тектология - Всеобщая организационная наука», работа присуща любому живому существу, а труд только человеку. Труд означает деятельность человека как разумного существа, который свой разум использует, в том числе и на благо другим людям.[1] Однако, последствия процесса труда существенно различаются в зависимости от выбранной стратегии поведения, которая в свою очередь детерминируется типом общества. Руководствуясь исторически сложившимися моделями мира, Универсалистской и Космической, выявляются два основных типа общества -индивидуалистический и коллективистский. Жизнеспособность индивидуалистического типа общества детерминируется основополагающими принципами метафизики - принципами дуализма, антропоцентризма, эгоцентризма и т.д. Коллективистский тип общества задается принципами диалектики -принципом единства мира, принципом детерминизма, принципом всеобщей связи явлений.
В рамках индивидуалистического общества принцип дуализма - удвоения действительности -раскрывается в первичности либо идеального, либо материального. Отсюда выявляются две основных стратегии поведения в процессе труда. При первичности идеального в качестве духовного потенциала человека, реализация индивида как субъекта труда ставится выше, чем благополучие окружающего мира. Трудовая деятельность выступает как процесс следования определенной технологии для получения результата. При этом средства и последствия такой деятельности значения не имеют, важен только результат. Отсюда исходит привязанность к последовательности действий (технологии), а также карьеризм, прагматизм, утилитаризм, религиозный фанатизм и т.п. Для минимизации разрушительных последствий такого типа трудовой деятельности, роль государства заключается в стабилизации общественной жизни. В этих целях предусматривается определенный договор между правящей элитой государства и обществом. Данный договор навязывается обществу, который может предусматривать утилитаристский прогресс, возможность повышения уровня жизни общества, завышенные стандарты качества его жизни и т.п. с тем расчетом, чтобы общество согласилось с принципами и средствами, на основе реализации которых этот уровень и качества жизни будут достигаться. Однако следствием реализации таких договоров может быть и социальный прогресс, но цена данного социального прогресса, как правило, весьма высока. В конечном счете, такой социальный прогресс может обернуться тяжелейшими социальными последствиями, к числу которых относится ряд глобальных проблем современности, мировые войны и т.п.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
Другая стратегия поведения основана на том, что материальное (окружающий мир) ставится выше самореализации индивида (идеальной сущности, духовного мира человека). Здесь трудовая деятельность выступает как процесс спонтанный, случайный. Каждый волен делать то и так, как сочтет нужным, что порождает такие элементы жизни общества как безбожие, бездуховность, служение мамоне и т.д. Трудовая деятельность является, главным образом, деятельностью потребительского толка. При этом государство занято охраной прав и свобод индивидов и занимает позицию невмешательства в саморегулирующиеся процессы общественной жизни. Это иной вариант технологической деятельности, в рамках которого каждый сам устанавливает технологию достижения собственных целей. Неотъемлемыми элементами данной трудовой стратегии являются антропоцентриз, прагматизм, утилитаризм и т.п.
Жизнеспособность другого типа общества - коллективистского - определяется принципами диалектики. Н.М. Чуринов пишет: «С точки зрения диалектики, труд есть деятельное совершенство - это деятельностное оформление антиэнтропийного процесса.»[2,с.15] Труд выступает как упорядочивание пространства, того мира, в котором мы существуем. Труд как созидательная деятельность гармонизирует внутренний мир человека и его окружающий мир, поэтому такая деятельность имеет созидательный характер. Через совершенство отношений человека и окружающего его мира осуществляется гармония, организованность, слаженность, упорядоченность и т.д. Внутренний потенциал человека придает окружающему миру ещё большее совершенство. В обществе, которое функционирует по принципам единства мира и всеобщей связи явлений, человек, действуя на благо, связан с другими людьми, а потому общество также получает от этого благо. А благо это есть движение к совершенству. В этих условиях жизнедеятельности общества государство призвано следовать законам развития общества и обеспечивать такие условия общественной жизни, которые бы позволяли обществу двигаться по пути прогресса во всех сферах общественной жизни. Трудовая деятельность направлена на устранение энтропии между природой и обществом, при этом государство регулирует и поддерживает антиэнтропийные процессы. Так, о различии деятельности в условиях индивидуалистического общества (элиты) и коллективистского (авангарда) Н.М. Чуринов пишет: "Пассионарность общественной элиты раскрывает ее эгоизм, стремление господствовать, навязывать обществу свою волю и т.д. Именно в этих значениях пассионарности элита представляет собой часть общества большую, чем целое. Пассионарность же авангарда - это его устремленность к антиэнтропийному прогрессу, способность посредством пассионарной индукции объединить общество на пути совершенствования общественных отношений, способность направить разрешение социальных противоречий в русло созидания и т.д. Так, пассионарная часть общества -авангард - предстает как нечто большее, чем целое общество."[2, стр.500]
Итак, деятельность индивида оказывает разное влияние на общество в зависимости от того, в каком типе общества она осуществляется, и какая стратегия воплощается в жизнь:
1) стратегия, направленная на укрощение пассионарности народа, на уничтожение его духовности, укрепление пораженческих настроений, состояния паники, безверия, нигилизма, уныния, дискредитацию народа, его исторических завоеваний и т.д.
2) стратегия, направленная на повышение пассионарности народа, на обеспечение его творческого подъема, готовности к подвигам, к самопожертвованию ради достижения обоснованных целей по принципу "Господь сотворил нас великими".
Таким образом, первая стратегия может быть определена как стратегия поощрение процессов роста социальной энтропии, а вторая стратегия - как поощрения антиэнтропийных процессов в обществе.
Список используемой литературы:
1. Богданов А. А. Тектология — Всеобщая организационная наука [электронный ресурс] // URLL: http://royallib.com/book/bogdanov_aleksandr/tektologiya_vseobshchaya_organizatsionnaya_nauka.html
2. Чуринов Н. М. Совершенство и свобода: Философские очерки. — 3-е изд. доп. — Новосибирск : СО РАН, 2006.
© Алексишин А.С., 2016