DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-455-461
О.М. Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
0.M. Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
А.А. Елистратова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
A.A. Elistratova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;
Ю.Ю. Чайковская - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
Yu.Yu. Tchaikovsky - student Tsiolkovskiy Kaluga State University;
И.А. Дзирун - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],
1.A. Dzirun - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL: CURRENT STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
Аннотация. Валютное регулирование России является мощным механизмом, который позволяет вывести экономику страны на новый перспективный уровень и позволит улучшить благосостояние населения. В настоящее время система валютного регулирования имеет определенные достоинства и недостатки.
В статье рассмотрены и проанализированы данные работы ФТС России по проведению проверок и соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства. Проанализирована работа системы управления рисками в рамках валютного законодательства РФ, приведены актуальные данные о применении мер по минимизации рисков в системе валютного контроля таможенными органами. Сделаны общие выводы о системе валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также о таможенных органах, как значительной части системы валютного регулирования и валютного контроля, непосредственно влияющих на её развитие и актуальное состояние. Даны советы по совершенствованию деятельности таможенных органов в рамках системы валютного регулирования и валютного контроля.
Abstract. Russia's currency regulation is a powerful mechanism that allows bringing the country's economy to a new promising level and will improve the well-being of the population. Currently, the system of currency regulation has certain advantages and disadvantages.
The article considers and analyzes the data of the work of the Federal Customs Service of Russia on conducting inspections and compliance by foreign trade participants with the requirements of the currency legislation. The work of the risk management system within the framework of the currency legislation of the Russian Federation is analyzed, current data on the application of measures to minimize risks in the system of currency control by customs authorities are presented. General conclusions are drawn about the system of currency regulation and currency control in the Russian Federation, as well as about customs authorities as a significant part of the system of currency regulation and currency control, directly affecting its development and current state. Advice is given on improving the activities of customs authorities within the framework of the system of currency regulation and currency control.
Ключевые слова: таможенные органы, валютный контроль, валютное регулирование, валютное законодательство.
Keywords: customs authorities, currency control, currency regulation, currency legislation.
Валютное регулирование - это законодательная форма реализации валютной политики государства, которая подразумевает часть общеэкономической, и денежно-кредитной политики государства, нацеленной на усиление валютно-финансового положения страны, поддержания высокого уровня платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступ-
ления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, контролю за перемещением капитала за границу и привлечение инвестиций, а также деятельности по укреплению и стабилизации российского рубля.
Валютное регулирование предполагает деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, осуществление контроля за валютными операциями, оказание влияния на валютный курс рубля, ограничения, связанные с использованием иностранной валюты.
Под валютным контролем понимается контроль со стороны государства за порядком проведения процедур приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты, реализация валютных операций и перемещением валюты через таможенную границу страны. Создание результативного финансового правового механизма валютного контроля является значимым условием обеспечения экономических интересов государства. В тоже время, финансово-правовой механизм не должен ущемлять права подконтрольных субъектов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля. Их суть сводится к тому, что:
- приоритет отдается экономическим мерам, связанным с осуществлением государственной политики в области валютного регулирования;
- не допускается необоснованное вмешательство государства и государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- имеет место единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- государство обеспечивает защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в процессе реализации валютных операций.
Валютный контроль обладает общими чертами финансового контроля, но также имеет и специфические черты:
1) контроль за соответствием проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых разрешений и лицензий для осуществления этого вида деятельности;
2) контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательство по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
3) контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте;
4) контроль за полнотой и объективностью учета и отчетности по валютным операциям.
Таким образом, валютный контроль является частью государственной системы финансового контроля и осуществляется с целью обеспечить соблюдение в стране валютного законодательства.
Одним из важнейших объектов валютного регулирования вступает внешнеэкономическая деятельность. В связи с тем, что валютный контроль - это только часть контроля, которая осуществляется в области внешнеэкономической деятельности государством комплексно, то этот вид контроля не может осуществляться обособленно от других видов.
Федеральная таможенная служба занимает отдельное место в системе органов валютного контроля. Получение данного статуса значительно увеличило роль ФТС России в реализации контроля за валютными операциями в сфере внешнеэкономической деятельности. Как орган валютного контроля ФТС России имеет право издавать нормативные правовые акты, осуществлять взаимодействие с банками, налоговыми органами и другими ведомствами по вопросам осуществления валютного контроля.
Основными направлениями валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемого таможенными органами, являются:
- контроль за соблюдением участниками ВЭД требований по своевременному оформлению и перерегистрации бухгалтерских и отчетных документов;
- контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
- контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
- контроль за эквивалентностью и своевременностью встречных поставок при исполнении контрактов по внешнеторговым бартерным сделкам;
- контроль за перемещением наличных денег и денежных инструментов через границу. Валютный контроль осуществляется таможенными органами с применением системы
управления рисками (далее - СУР). Данные о реализации применения СУР за 2018-2020 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели применения таможенными органами СУР в сфере валютного контроля в 2018-2020 гг., ед.
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020г. в % к
2018 г. 2019 г.
Количество возбужденных таможенными органами дел по административным правонарушениям 41 562 48 246 27 081 65,1 56,1
Количество уголовных дел, возбужденные таможенными органами 505 543 420 83,2 77,3
Количество решений об отказе в выпуске товаров 27 263 29 084 22 561 82,7 77,6
Количество решений о запрете ввоза\вывоза товаров 13 000 17 668 10 657 81,9 60,3
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в 2020 году количество дел по административным правонарушениям значительно уменьшилось по сравнению с 2018 г. и 2019 г. на 14 481 и 21 165 дел соответственно. Количество возбужденных таможенными органами уголовных дел в 2020 г. также снизилось и составило на 85 дел (16,8 %) меньше, чем в 2018 г., и на 123 дела (22,7 %) меньше, чем в 2019 г. Существенное снижение данных показателей обусловлено введением ограничения на перемещение граждан в связи с пандемией СОУШ-19. Количество решений об отказе в выпуске товаров в 2020 г. составило 22 561, что на 4 702 решения (17,3 %) меньше, чем в 2018 г., и на 6 523 решения (22,4 %) меньше, чем в 2019 г. Количество решений о запрете ввоза\вывоза товаров в 2020 г. снизилось на 18,1 % и 39,7 % по сравнению с 2018 г. и 2019 г. соответственно. Это объясняется внедрением мероприятий, направленных на совершенствование автоматизированного категорирования лиц, осуществляющих таможенные операции.
Проведя анализ данных показателей, можно сказать о том, что все они значительно снизились в 2020 году. Исходя из этого, можно сделать вывод об успешной реализации системы управления рисками в таможенных органах, в том числе в рамках валютного регулирования и валютного контроля. Согласно данным таможенной службы за 2018-2020 гг. в результате применения мер по минимизации рисков таможенными органами в 2020 году было взыскано более 21,3 млрд. руб., в 2019 году - более 32 млрд. руб., в 2018 году - более 21,5 млрд. руб. В 2020 году результативность применения всех мер по минимизации рисков возросла до уровня 50,1 % (в 2019 году - 48,1 %). Обеспечена автоматизация процесса выявления рисков на уровне 90 % (в 2019 году - 85 %).
Одним из самых значительных направлений развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и валютного контроля является совершенствование и развитие субъектно-ориентированной модели СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска лица, совершающего таможенные операции.
Согласно докладу Коллегии ФТС от 28 мая 2021 г., за последние годы ФТС России провела полномасштабную работу по реорганизации валютного контроля на принципы выборочно-сти с использованием риск-ориентированного подхода. Внедрение сводного электронное досье по всем контрактам каждого участника ВЭД, создание информационного ресурса, позволяющий оценить уровень риска участника ВЭД, раздел мониторинга валютных операций в АИС
ЦРСВЭД (автоматизированная информационная система «Центральный реестр субъектов ВЭД»), осуществление централизации региональных баз данных валютного контроля.
По данным доклада можно выделить еще несколько направлений развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и валютного контроля, такие как:
1) перенастройка и отладка механизмов взаимодействия всех участников системы валютного контроля на основе широкого применения цифровых технологий;
2) формирование эффективной системы совместной работы государственных органов и банков в целях противодействия сомнительным валютным операциям и исключения административной нагрузки на добросовестный бизнес;
3) оперативный обмен информацией с зарубежными партнерами в целях противодействия незаконному выводу капитала.
Смотря на результаты взаимодействия ФТС России с ФНС и ЦБ России можно отметить, что в 2020 году был предотвращен незаконный вывод денежных средств на сумму 21 млн долларов США, а за 1 квартал 2021 года - уже на 35 млн долларов США.
Также в докладе было отмечено, что только после завершения работ по автоматическому анализу разрешительных документов, подтверждающих льготы на базе элементов искусственного интеллекта возможно распространение технологий автовыпуска на другие виды льгот без ущерба качества принимаемых решений. Решение этой задачи запланировано в рамках первого этапа Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.
В государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, ФТС России принимает участие в реализации Подпрограммы «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, валютного регулирования и валютного контроля, драгоценных металлов и драгоценных камней».
Мероприятие нацелено на поиск и устранение нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля и осуществление административного производств. Федеральной таможенной службой России была организована работа по проведению проверок в отношении соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства, а также по осуществлению ведения административного производства по делам об административных правонарушениях. Развитие данной подпрограммы можно просмотреть в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика развития валютного законодательства Российской Федерации за период 2018-2020 гг.
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменения (+;-) в 2020 г. по сравнению с
2018 г. 2019 г.
Проверки за соблюдение участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования 10 690 10 301 6 000 - 4 690 - 4 301
Ведение административного производства по делам об административных правонарушениях (по статье 15.25 КоАП РФ) 13 806 14 591 8 000 - 5 806 - 6 591
По данным таблицы 2 стоит отметить, что тенденция проведения проверок за соблюдение участниками ВЭД требований валютного законодательства стремится к снижению. Это свидетельствует о принятых Министерством финансов России мерах, направленных на послабление в части валютного контроля. Так же можно заметить значительное уменьшение выявленных валютных правонарушений за 2020 год на 5 806 единиц по сравнению с 2018 и на 6591 единиц - по сравнению с 2019 годом. Это можно объяснить изменившимся условиями наступления и меры административной и уголовной ответственности за нарушение российского валютного законодательства.
В анализируемом периоде, а именно в 2020 г. в российское валютное законодательство был внесен ряд изменений. В частности:
1) приостановлены проверки соблюдения валютных правил до 31 мая 2020 г. включительно в связи с пандемией COVГО-19;
2) Банк России снял ограничения на платежи/снятие средств со счетов в других финансовых организациях;
3) теперь нарушения правил репатриации валютной выручки могут караться предупреждением;
4) повышены пороги для возбуждения уголовного дела за невывоз валютной выручки.
В связи со вспышкой COVГО-19 в России Правительство Российской Федерации приостановило инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства до 31 мая 2020 года. Исключение составляли проверки, связанные с валютными нарушениями, по которым истекает срок исковой давности до 1 июня 2020 года.
Одним из наиболее обсуждаемых изменений было распространение валютных правил на иностранные счета резидентов в других финансовых учреждениях. Закон о валютном регулировании допускает зачисление и снятие средств с таких счетов только в случаях, установленных Банком России. 6 апреля 2020 года Банк России опубликовал на своем сайте Указание № 5371-У4, которое разрешает зачисление и снятие денежных средств со счетов в финансовых учреждений без ограничений.
Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, вступившим в силу 12 апреля 2020 года, за невозврат иностранной валюты может быть вынесено предупреждение. Это представляет собой существенное послабление, учитывая, что нерепатриация ранее приводила к немедленному наложению санкций (штраф до 100 % от нерепатрии-рованной суммы).
В то же время в Кодекс об административных правонарушениях внесены положения, согласно которым нарушение правил репатриации на сумму более 100 млн рублей влечет за собой административное взыскание при условии, что данное правонарушение не имеет признаков уголовного деяния. Этот критерий позволяет провести различие между административными и уголовными правонарушениями. Максимальный штраф за правонарушение также установлен в размере 100% нерепатриируемой суммы.
С 12 апреля 2020 г. крупным преступлением для целей уголовной ответственности за невозврат признается невозвращение денежных средств на сумму более 100 млн. руб. (ранее 9 млн. руб.), а особо крупным преступлением является сделка на сумму более 150 млн. руб. (ранее 45 млн. руб.).
Уголовная ответственность за нарушение правил репатриации иностранной валюты теперь будет наступать, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за невозврат денежных средств на сумму более 100 млн. рублей. Нерепатриация в особо крупных размерах по-прежнему остается уголовным преступлением. Эти события указывают на переход к более мягким санкциям за нерепатриацию иностранной валюты.
С 2021 года возможен зачет встречных требований по трансграничным договорам, связанным с оказанием нерезидентам услуг, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России. В этот перечень могут быть включены, например, услуги в области информационных технологий и образовательные услуги. Это изменение направлено на снижение затрат для средних и крупных компаний, особенно работающих в сфере информационных технологий. Внесенные поправки помогли снизить административную нагрузку на российских экспортеров услуг и сократить их валютные накладные расходы в связи с трансграничными операциями.
Таким образом, можно отметить положительные тенденции в области валютного законодательства, но стоит заметить, что ещё предстоит затратить немало усилий до полного совершенства системы.
В настоящее время валютное регулирование не стоит на месте, и задача ФТС поддерживать и усиливать тенденцию усовершенствования валютной политики, так как главной
целью ФТС России в рамках валютного регулирования и валютного контроля является экономическая стабильность и безопасность всей страны. Большая часть задач по валютному регулированию приходится на таможенные органы. С помощью максимального развития цифровых технологий и совершенствования валютного законодательства государственные органы смогут отслеживать валютные операции, незаконный отток капитала из страны, что будет способствовать развитию внешней торговли.
Источники:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)\ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 11.12.2021).
2. Официальный сайт ФТС РФ\ URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2021).
3. Официальный сайт ФНС РФ\ URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 11.12.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
5. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» 2018-2020 гг.
6. Доклад Коллегии ФТС РФ от 28.06.2021t\URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/ 287602 (дата обращения: 11.12.2021).
7. Алексеева Е.В., Габдуллина С.Х. Деятельность ФТС России как органа валютного контроля: практика осуществления и проблемы//Вестник Академии знаний. 2021. № 2 (43). С. 329-333.
8. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России//Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 36-38.
9. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.
10.Петрушина О.М., Сусоева А.В. Направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого ФТС России//В сборнике: НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 70-72.
11.Петрушина О.М., Гажва В.О. Анализ деятельности органов валютного регулирования и контроля в Российской Федерации//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 238-241.
12. Селиверстов И.В., Мигел А.А. Оценка практики реализации и направления совершенствования валютного контроля в торговом обороте//Тенденции развития науки и образования.
2020. № 62-9. С. 76-80. References:
1. Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" from. 10.12.2003 N 173-FZ (latest edition)\ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458 / (date of request: 11.12.2021).
2. The official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation\ URL: https://customs.gov.ru / (date of request: 11.12.2021).
3. The official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation\ URL: https://www.nalog.gov.ru (date of application: 11.12.2021).
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 N 320 (ed. of 23.03.2021) "On approval of the State Program of the Russian Federation "Management of public finances and regulation of financial markets".
5. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" 2018-2020.
6. Report of the Board of the Federal Customs Service of the Russian Federation dated 06/28/2021\ URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/287602 (date of application: 11.12.2021).
7. Alekseeva E.V., Gabdullina S.H. The activity of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body: implementation practice and problems//Bulletin of the Academy of Knowledge.
2021. No. 2 (43). pp. 329-333.
8. Akhmedzyanov R.R., Miguel A.A., Vorobyeva E.D. The state and directions of development of the export control system in Russia//Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). pp. 36-38.
9. Petrushina O.M., Neparko M.V., Guzha V.O. Performance indicators of currency regulation and currency control bodies//Bulletin of Kaluga University. 2019. No. 2. pp. 73-77.
10. Petrushina O.M., Susoeva A.V. Directions for improving currency control carried out by the Federal Customs Service of Russia//In the collection: NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN SCIENCE. collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 70-72.
11. Petrushina O.M., Gazhva V.O. Analysis of the activities of currency regulation and control bodies in the Russian Federation//Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. No. 11 (58). pp. 238-241.
12. Seliverstov I.V., Miguel A.A. Evaluation of the practice of implementation and directions of improving currency control in trade turnover//Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 76-80.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-461-467
П.С. Французенко - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», [email protected],
P.S. Frantsuzenko - National Research University Higher School of Economics.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ИНДЕКСА МОСБИРЖИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИОРВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ STUDY OF CHANGES IN THE MOEX EXCHANGE INDEX DEPENDING ON THE NUMBER OF REGISTERED USERS
Аннотация. Значительные изменения на фондовом рынке могут нести за собой как положительные, так и отрицательные последствия для экономики. В первую очередь влияя на компании, акции которых торгуются на биржевых площадках. Крупнейшим биржевым холдингом России является Московская биржа. И события, происходящие на этой торговой площадке, непосредственно влияют на отечественную экономику.
Изменения биржевых индексов могут происходить вследствие большого количества факторов, которые достаточно хорошо рассмотрены в ряде научных работ. Целью текущей работы также является поиск причин, вызывающих рост индекса Мосбиржи. Но научная новизна настоящей статьи заключается в выборе объекта исследования: зависимости индекса IMOEX от количества пользователей и активных клиентов Московской биржи.
В исследовании применяются следующие методы научного познания: графический, регрессионный и корреляционный анализ. С их помощью удалось установить высокую степень зависимости изменений индекса МосБиржи от возрастания потока новых клиентов на данной биржевой площадке. И что значительный рост котировок в первую очередь связан не с положительными экономическими показателями в стране, а с ростом клиентской базы, т.е. с перемещениями капитала на биржу.
Расчётные данные, полученные в ходе работы, могут быть полезны при составлении биржевых прогнозов, оценок спекулятивной составляющей индексов. В дальнейшем целесообразно будет сосредоточиться на поиске факторов, влияющих на рост численности клиентов биржевых площадок.
Abstract. Significant changes in the stock market can have both positive and negative consequences for the economy. First of all, influencing companies whose shares are traded on stock exchanges. The largest exchange holding in Russia is the Moscow Exchange. And the events taking place on this trading platform directly affect the domestic economy.
Changes in stock indices can occur due to a large number of factors that are fairly well considered in a number of scientific papers. The purpose of the current work is also to find the reasons for the growth of the Moscow Exchange index. But the scientific novelty of this article lies in the choice of the object of study: the dependence of the IMOEX index on the number of users and active clients of the Moscow Exchange.
The study uses the following methods of scientific knowledge: graphical, regression and correlation analysis. With their help, it was possible to establish a high degree of dependence of changes in the Moscow Exchange index on an increase in the flow of new customers on this exchange floor. And that a significant increase in quotations is primarily associated not with positive economic indicators in the country, but with an increase in the client base, i.e. with the transfer of capital to the stock exchange.