УДК 339
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
С. А. Агамагомедова, С. С. Капустина
ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
S. A. Agamagomedova, S. S. Kapustina
Аннотация. Актуальность и цели. В канун годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне является актуальным изучение опыта организации таможенного дела в тот период истории страны. Рассмотрение вопросов таможенного контроля, борьбы с контрабандой, организации системы таможенных органов СССР в военное время позволит использовать опыт тех лет для повышения эффективности деятельности таможенной службы в современный период. Цель работы - проанализировать основные особенности деятельности таможенных органов в период Великой Отечественной войны. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа трудов Ю. Г. Кисловского, специализировавшегося на вопросах истории таможенного дела. В работе использованы материалы официального сайта Федеральной таможенной службы. Результаты. Исследованы вопросы реализации таможенного контроля, специфики таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых по ленд-лизу и в качестве благотворительной помощи в военный период; проанализированы особенности контрабанды, рассмотрены условия борьбы с ней в период войны. Выводы. Изучение организации таможенной деятельности и опыта таможенного контроля в совершении таможенных операций в условиях военного времени позволяет учесть их в обеспечении национальной безопасности таможенными органами в современный период. Кроме того, освещение вопросов таможенной политики в контексте исторического опыта способствует воспитанию патриотизма у молодежи.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, таможенные органы, ленд-лиз, таможенный контроль, таможенный досмотр, контрабанда.
Abstract. Background. On the eve of the anniversary of the Great Victory in the Great Patriotic War is a topical study of the experience of the organization of customs business in a given period of national history. Questions customs control in wartime, combat smuggling, the organization of the customs authorities of the USSR in the period under review will enable the experience of those years to improve the efficiency of the customs service in the modern period. Purpose - to analyze the main features of the customs authorities during the Great Patriotic War. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved by analyzing the sources such as the works of JG Kislovsky, specializing in the history of customs matters. Also has benefited the official website of the Federal Customs Service. Results. The problems of implementation of customs control in the war period, the specifics of customs operations in respect of goods transported under Lend-Lease and as a charity; The features of contraband during the Second World War, conditions for combating it. Conclusions. The study of questions of the organization of customs activities during the Second World War allows you to explore the experience of customs control and customs operations in wartime, and to take into account its national security by the customs authorities in the modern period. Besides coverage of customs policy in the context of historical experience promotes patriotism among young people.
Key words: Great Patriotic War, customs authorities, Lend-Lease, customs control, customs clearance, smuggling.
В мае 2015 г. мы празднуем 70-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это событие является важным для всех нас. В канун годовщины великой Победы актуальным является обращение к тем трагическим дням в истории нашей страны. Победу ковали все: взрослые и дети, мужчины и женщины, на фронте и в тылу. Победу приближали люди разных возрастов и разных профессий. Мы затронем деятельность таможенников в период Великой Отечественной войны.
Во время войны 1941-1945 гг. основные функции, задачи, направления и формы деятельности советских таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая руководствовалась, с одной стороны, задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой - настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.
Таможенные органы участвовали в оборонных мероприятиях по созданию материальной базы на случай войны. Вспоминает нарком Внешторга А. И. Микоян: «В 1939 году у Сталина возникла идея закупить на случай войны стратегические материалы, которых у нас было мало, и создать запас, о котором абсолютно никто не знал бы. За довольно короткий срок было закуплено за границей значительное количество высококачественного остродефицитного стратегического сырья: каучук, олово, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, кобальт, висмут, кадмий, магний, ртуть, алмазы, ферровольфрам, феррованадий, ферромолибден, феррохром, ферромарганец, ферроти-тан, ферросилиций, молибденовый концентрат и др. Первоначально все это хранилось на таможенных складах, расположенных в приграничных районах» [1].
Историография деятельности таможенных органов в период войны включает, к сожалению, ограниченное число источников. Наиболее ценными являются исследования в области исторического краеведения, основанные на данных ведомственных и региональных архивов. Освещение деятельности таможен СССР в 1941-1945 гг. невозможно без приведения всей совокупности статистических данных о внешней торговле государства [1]. Но в данной статье главный акцент сделан на выделении основных форм таможенной деятельности в военное время, что позволяет в общих чертах представить специфику функционирования таможенных органов в сложнейший период истории государства.
Вторжение фашистов на территорию СССР нанесло серьезный урон всем предприятиям и организациям страны, государственным органам, в том числе и таможенным. В первые годы войны 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными фашистами. Многие таможни лишились своих зданий, которые были разрушены гитлеровцами. Первые бои Великой Отечественной войны унесли жизни многих сотрудников таможенных органов СССР. Наиболее пострадали Таллиннская (на сумму 5 746 117 руб.), Рижская (на сумму 750 965 руб.), Туапсинская (на сумму 460 050 руб.) таможни. Всего ущерб, нанесенный таможенной системе в годы Великой Отечественной войны, составил 8 642 878 руб.
На таможни возлагались новые задачи, в основном это пропуск грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста. И если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то
начиная с 1945 г. они шли массовым потоком, что накладывало на личный состав таможен дополнительную нагрузку и большую ответственность.
Ленд-лиз представлял собой систему передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и т.п., которая осуществлялась Соединенными Штатами Америки в страны - союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США в 1941 г. и имел в том числе и прямое действие на все поставки военных грузов и продовольствия в СССР.
Ленд-лиз (от англ. lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду, внаем) - государственная программа, по которой США передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.
Концепция этой программы давала Президенту Соединенных Штатов полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Закон о ленд-лизе предусматривал следующие условия:
- поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
- переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов);
- в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны быть возвращены после войны в США.
Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд долл. США (эквивалентно примерно 610 млрд долл. в ценах 2008 г.), из которых 31,4 млрд было поставлено в Великобританию, 11,3 млрд - в СССР, 3,2 млрд - во Францию и 1,6 млрд - в Китайскую Республику. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил 7,8 млрд долл., из которых 6,8 млрд пришлись на Великобританию и страны Содружества.
В советской историографии была распространена позиция, согласно которой помощь по ленд-лизу была незначительной и составляла всего около 4 % средств, затраченных государством на войну. Кроме того, специалисты утверждали, что по ленд-лизу преимущественно поставлялись устаревшие виды вооружения (танки, авиация и др.). В свою очередь зарубежные ученые утверждали, что победа над Германией была определена именно западным оружием, что поставки по ленд-лизу сыграли решающую роль в победе над фашистской Германией и Советский Союз не справился бы с гитлеровцами без этой помощи. Сегодня в государствах бывшего СССР отношение к помощи союзников несколько изменилось. Специалисты в этих странах обращают внимание на то, что по ряду позиций поставки имели немаловажное значение как в плане значимости количественных и качественных характеристик поставляемой техники, так и в плане доступа к новым образцам вооружения, видам техники и промышленного оборудования.
Первоначально выпуск ленд-лизовских товаров производился таможенной службой под уплату государственной пошлины. В 1942 г. только одной Мурманской таможней было перечислено в бюджет таких платежей на
сумму более 30 млн руб. 31 декабря 1942 г. было прекращено взимание государственной пошлины нашими таможенными органами и товары по ленд-лизу стали пропускаться как благотворительные грузы. Данные товары поступали из-за границы в адрес Исполнительного комитета Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Всесоюзного Общества культурной связи с заграницей (ВОКС), а также частей и соединений Красной Армии и Военно-Морского флота. Благотворительные грузы, поступающие в адрес всех других советских организаций, пропускались таможенными учреждениями только с разрешения народного комиссариата внешней торговли (НКВТ). Обо всех грузах, которые поступали в благотворительных целях в адрес иных организаций, предлагалось немедленно докладывать по телеграфу в Главное таможенное управление (ГТУ) с указанием отправителя и получателя, наименования, количества и веса груза, и только с разрешения ГТУ производить выпуск в свободное обращение.
Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения в список беспошлинных грузов входили медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.
С 1942 г. поток беспошлинных грузов стал настолько массовым, что с 1943 г. руководство таможен получило право самостоятельно пропускать данные виды товаров с проведением таможенного оформления и досмотра на общих основаниях, что значительно упростило и ускорило таможенные операции.
Таможенный досмотр судна производился после окончания санитарно-карантинного осмотра. Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа независимо от того, было это судно советским или иностранным.
Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в порту под контролем двух сотрудников таможни: одного на судне, второго на причале.
Если таможенники обнаруживали поврежденные или подмоченные грузы, ими составлялся акт таможенного досмотра. Данный документ составлялся сотрудником таможни в присутствии капитана и аварийного комиссара. В акте таможенного досмотра должны были быть отмечены степень повреждения товаров, их целостность и пригодность к употреблению по прямому назначению или использованию в иных целях, коррекция в цене, если она отличалась от их первоначальной стоимости. Недостача или обнаружение излишков груза также фиксировалось таможенниками в составляемых актах таможенного досмотра. Если судно должно было покинуть страну, то разрешение на отход судна из порта осуществлялось с разрешения таможни. Советские таможенники ставили на документах отметки об окончании определенных таможенных операций.
Военные суда (как советские, так и иностранные) не подлежали таможенному досмотру. Таможенному контролю подлежали иностранные товары, выгружаемые с бортов военных судов, по предварительному извещению таможни командиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих товаров. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей членов экипажа военного судна, списанных на берег. При выгрузке с военных кораб-
лей провизии на внутренний рынок их выпуск разрешался только с уплатой таможенных платежей [2].
Поставки союзников в Советский Союз товаров по ленд-лизу позволяли ликвидировать прорывы на самых критических участках фронта, особенно это касалось новой техники. Помощь была своевременной как в военном, так и экономическом отношении. По приблизительным подсчетам, союзники поставили нам автомобилей почти в два раза, пороха почти в 3 раза, телефонного провода в 15 раз, а паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в нашей стране в годы войны. Зачастую поставлявшейся современной технике (вездеходам, радиолокационной аппаратуре, гидроакустическим станциям, электронасосам, пневмоинструментам, многоканальным телефонным станциям) в СССР вообще не было аналогов.
В первые послевоенные годы многие эксперты по-разному определяли долю западных поставок по сравнению с общим объемом производства в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны. Председатель Государственного плана СССР Н. Вознесенский определил данную долю как 4 %, по оценкам же западных специалистов, реальная доля ленд-лизовских поставок в объеме советского промышленного производства с учетом активных поставок вооружения по ленд-лизу через Дальний Восток была в пределах 10 %. Американский историк У. Кимболл называл цифру в 7 %, а другой американец, Д. Херринг, - в 10-11 %.
Но независимо от анализа экспертов доли поставок в СССР грузов по ленд-лизу очевидна неоценимая помощь западных союзников в борьбе советского народа против фашистской Германии и их сателлитов [2].
Должностные лица таможенных органов СССР в период Великой Отечественной войны руководствовались в работе системой законодательных и нормативных актов военного времени, среди которых следует назвать приказы, распоряжения и инструкции НКВТ СССР и ГТУ, а также Таможенным Кодексом СССР 1928-1931 гг. с дополнениями. Таможенный тариф СССР 1930 г. регламентировал сбор таможенных пошлин. Следует отметить, что таможенные пошлины военного времени взимались в виде определенного процента с фиксированной цены товара, т.е. показателя, который сейчас в таможенном деле называется таможенной стоимостью.
Основные функции таможенной деятельности в 1941-1945 гг. - контрольная и фискальная - реализовывались через:
- контроль над пропуском грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзного общества культурных связей с заграницей и других организаций;
- контроль над выпуском и пропуском грузов, транспортных средств, пассажиров из СССР и в СССР;
- борьбу с контрабандой и убытками во внешней торговле;
- тарификацию грузов и взимание таможенных пошлин.
Основными формами таможенного контроля, применявшимися в целях
выявления всех ненормальностей и дефектов, влекущих потери во внешнеторговых операциях, установления данных, необходимых для исчисления причитающихся за грузы таможенных сборов, получения всех сведений для таможенной статистики, в военное время являлись:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- таможенное наблюдение;
- таможенный досмотр;
- таможенный осмотр;
- проверка идентификации товара;
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем, ведение отчетной документации.
Проверка и досмотр военных грузов фактически производились на складах после выгрузки, на колесах без выгрузки, когда грузы провозились по всем видам дорог, в процессе перегрузки-выгрузки транспортных средств, при перегрузке-выгрузке судов. В соответствии с приказом ГТУ № СЦ-45 от 31 декабря 1942 г. «О применении минимальных и максимальных ставок таможенных пошлин» грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались по минимальным ставкам таможенного тарифа. Что касается грузов для дипломатов, работников консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа, то к ним применялись максимальные ставки таможенного тарифа.
Одной из особенностей деятельности таможенников в годы войны была работа по пропуску благотворительных грузов. Приказом ГТУ № 44 от 31 декабря 1942 г. отменялись разрешения НКВТ на ввоз благотворительных товаров. Это накладывало на личный состав таможен ответственность и значительную дополнительную нагрузку. Благотворительные грузы, поступавшие в адрес Исполкома Союза Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Всесоюзного Общества Культурной Связи с заграницей, Красной Армии и Военно-Морского Флота, пропускались таможенными учреждениями в каждом отдельном случае с разрешения НКВТ. В соответствии с приказом ГТУ от 13 апреля 1943 г. № 1/оп «О беспошлинном пропуске благотворительных грузов» начальникам таможен было предоставлено право самостоятельно, без разрешения НКВТ, пропускать данный вид товаров с проведением таможенного оформления и досмотра. Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования, количества и веса груза. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз». Документы на пропущенные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ [1].
О работе таможенных органов в рассматриваемый период наглядно свидетельствуют данные статистики. В 1942 г. пересекали границу и прошли через таможни страны в обе стороны 205 914 чел., в 1943 г. - 93 563 чел. Из них прибыло из-за границы 51 053 пассажира, выехало за границу 42 510 чел. Кроме того, через границу последовало в упрощенном порядке 463 338 чел. Досмотрено 3665 судов, 1386 самолетов, 3133 паровоза, 71 391 вагон [3, с. 163-164].
Накануне Великой Отечественной войны во внешней торговле Советского Союза и Беломорья произошли значительные изменения. Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война, минирование Северного и Балтийского морей, объявление Лигой Наций 14 декабря 1939 г. Советского Союза агрессором и
исключение его из своих рядов в связи с войной против Финляндии привели к значительной международной изоляции СССР. Англия и Франция запретили вывоз многих групп товаров в Советский Союз. Значительно сократился экспорт леса из портов Европейского Севера, а также заход судов заграничного плавания в Архангельский порт. Все это существенно снизило объемы работы советской таможни. Ситуация меняется в последние годы войны, и возникает необходимость увеличения количества таможенных органов, расширения ведомства. Процесс этот происходит постепенно: в 1944 г. были открыты 22 таможни, 5 таможенных постов, организованы 42 временных поста для пропуска переселенцев, благотворительных грузов и обслуживания портов Крайнего Севера. Позже количество таможенных органов выросло. В 1944 г. в таможенные органы были приняты 337 человек, из них 180 инвалидов Великой Отечественной войны. Кроме того, из таможенного ведомства выбыли 123 сотрудника. Нехватка личного состава в этот период составляла 350 человек.
В военное лихолетье работа таможенников была сопряжена с постоянным риском, требовала от них особого профессионализма, бдительности и мужества. Благодаря усилиям сотрудников таможенных органов в кратчайшие сроки была налажена четкая работа по приему поступавших в СССР вооружений, боевой техники, транспортных средств и оборудования, продовольствия и других необходимых для ведения боевых действий и обеспечения обороноспособности страны грузов. Значительный поток этих грузов шел в нашу страну через Иран. По южному направлению в Советский Союз доставлялись самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин. Не менее напряженная работа велась таможенными органами и на Дальнем Востоке. Так, через дальневосточные границы осуществлялись поставки продовольствия, медикаментов, химикатов и других товаров из США и Великобритании. Через порт Находка, например, были ввезены десятки тысяч тонн продовольствия.
В эти тяжелые для страны времена особое место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой, прежде всего продовольственных грузов, а также с нелегальным вывозом культурных ценностей. В годы войны пресечение незаконного перемещения товаров в местах пропуска пассажиров требовало от таможенников высокого профессионализма и бдительности [4].
Контрабанда во время Великой Отечественной войны имела определенные особенности. В военный период она состояла в том, что провоз товаров осуществлялся с применением изощренных способов сокрытия и с использованием должностными лицами служебного положения. Как показывает практика, зачастую нарушителями использовался «метод прикрытия» документами, свидетельствовавшими о секретном характере поставки. Незаконный провоз контрабандных товаров нередко осуществлялся с использованием упаковки, опечатанной гербовыми сургучными печатями. Кроме того, контрабанда перемещалась под видом ленд-лизовского или возвратного груза, а также трофейного товара.
В первые годы войны наименование объектов контрабанды составляли товары, имеющие потребительский характер: табак, спички, сода питьевая, черный перец, краски для тканей и т.д. Позднее номенклатура товаров имела
строго дефицитное направление, а именно: шелковые предметы ширпотреба, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, изделия из золота, серебра, платины - на ввоз, валюта и валютные ценности - на вывоз.
Основными субъектами таможенных правонарушений являлись пассажиры и члены команд транспортных судов союзных конвоев. Следует отметить, что доля задержаний предметов контрабанды при ввозе составляла в среднем 85 %, а при вывозе - 15 % от общего объема.
Перед уполномоченным по борьбе с контрабандой ставились следующие задачи:
- организация борьбы с контрабандой на транспортных и пассажирских перевозках;
- ведение конфискационного производства;
- начисление таможенной пошлины на предметы, ввозимые сверх установленных норм моряками заграничного плавания и пассажирами;
- ведение графика досмотрового наряда;
- учет и реализация конфиската.
Если таможенником выявлялся товар, перемещаемый с сокрытием от таможенного досмотра, то им составлялся протокол по делу о контрабанде. Примечательно, что в военный период наказание за контрабанду, а именно конфискация товаров и наложение штрафа, назначалось постановлением начальника таможни. Лицо, привлекаемое к административной ответственности за контрабанду, имело право обжаловать постановление начальника таможни в Главном таможенном управлении в двухнедельный срок.
Малочисленность личного состава, его необученность сказывались на качестве работы по борьбе с контрабандой. Однако в этих тяжелейших условиях контрабандный промысел во многих случаях пресекался таможенниками и пограничниками. Рассмотрение динамики контрабанды показывает тем не менее ее увеличение. Если в 1942 г. было задержано контрабанды на сумму 1 978 957 рублей, то в 1943 г. она составила 3 906 976 руб. [4].
В связи с трудностями по обеспечению населения в годы Великой Отечественной войны промышленными и продовольственными товарами контрабанда на южных границах СССР возросла в период с 1941 по 1945 г. в 6 раз. Если рассматривать количество контрабанды на каждого задержанного в рублевом выражении, то оно составляет 14 тыс. руб. на 1 чел.
В последние годы войны значительно увеличилось число лиц, пересекающих таможенную границу. Это резко осложнило обстановку в области таможенного контроля. В 1943 г. через контрольно-пропускные пункты пограничных войск проследовало 37 533 человека. Это количество превышало аналогичный показатель 1940 г. в 20 раз.
Статистика пограничных войск показывает, что контрабанда обнаружилась у 26 тыс. проезжающих, хотя внутренний рынок был буквально завален товарами иностранного происхождения. Номенклатура товаров составляла швейные иглы, драгоценности, изделия из золота, серебра, платины. Предметами экспортной контрабанды были валюта и валютные ценности [4].
Контрабандная деятельность в годы войны не получила широкого распространения, но она была ощутима в условиях жесткой экономии и нехватки промышленных и продовольственных товаров.
За мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны при приеме стратегически важных грузов, их охране и содействии быстрейшему продвижению на фронт, таможенники награждались орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Особо отличившимся таможенным коллективам вручались переходящие Красные Знамена ГТУ НКВТ СССР.
Со дня победы России над фашизмом прошло уже 70 лет. На сегодня в Российской Федерации проживают 42 ветерана-таможенника, которые прошли суровое испытание Великой Отечественной войной [5].
Кроме того, по мнению Ю. Г. Кисловского, война наложила особый отпечаток на деятельность таможенников. Она вскрыла недостатки в подготовке кадров и потребовала экстренных мер по перестройке всей деятельности таможенного ведомства [3, с. 167].
К 1945 г. значительно меняется качественный состав советских таможенников. После окончания Великой Отечественной войны подавляющая часть работников таможенных органов состояла из людей, имевших опыт таможенной работы не более года, а опытные таможенные работники составляли не более 12-15 % от личного состава. Большинство таможенников имели минимальный стаж службы. В связи с этим было решено организовать Инспекцию ГТУ, на которую были возложены обязанности ревизии и инструктажа таможенных органов. В 1945 г. был издан ряд нормативно-правовых актов, согласно которым в целях качественного подбора и предварительной подготовки лиц, вновь направляемых на работу в таможенные органы, был организован резерв ГТУ из 75 работников. Уделялось внимание так называемой первоначальной подготовке советских таможенников. Так, в Московской таможне была организована шестинедельная стажировка с изучением таможенного дела для работников сухопутных таможен, а в Рижской таможне - для портовых таможен [1].
Новое поколение таможенников помнит о погибших отцах и дедах, чтит память своих старших коллег, мужественно исполнявших свой профессиональный долг и проявляет неустанную заботу о ныне здравствующих ветеранах.
Предложенный нами краткий обзор темы выявляет проблемы, степень изученности которых не позволяет осветить все направления деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. История деятельности таможенных органов в военный период требует дальнейшего исследования. Основное место в исследованиях деятельности таможен в годы Великой Отечественной войны уделяется таможенному оформлению поставок ленд-лиза, меньше внимания уделяется изучению фискальной функции таможенных органов, вопросам тарификации товаров и взиманию пошлин. Отсутствуют точные данные о доле таможенных сборов в доходной части государственного бюджета СССР за годы войны. Не изучен вопрос взаимодействия на местах таможенных органов и организаций, участвовавших во внешнеторговых операциях, разгрузке-выгрузке и транспортировке и охране грузов, а также слабо освещен вопрос инспектирования представителями НКВТ деятельности таможен в военное время.
Список литературы
1. Воронин, С. И. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны / С. И. Воронин, Г. М. Луговая, Н. В. Шишкина. - URL: http://museum.customs.ru (дата обращения: 26.12.2014).
2. Подвиг таможенников в Великой Отечественной войне. - URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2007/02/23/0001 (дата обращения: 26.12.2014).
3. Кисловский, Ю. Г. История таможни государства Российского / Ю. Г. Кисловский. - М. : Автор, 1995.
4. Кисловский, Ю. Г. Контрабанда: история и современность / Ю. Г. Кисловский. -М. : Автор, 1996.
5. Официальный сайт ФТС России. - URL: http://www.customs.ru
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Капустина Светлана Сергеевна студентка,
Пензенский государственный
Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of state-legal disciplines, Penza State University
Kapustina Svetlana Sergeevna student,
Penza State University
университет
E-mail: [email protected]
УДК 339 Агамагомедова, С. А.
Деятельность таможенных органов в годы Великой отечественной войны /
С. А. Агамагомедова, С. С. Капустина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 1 (13). - С. 198-207.