Научная статья на тему 'Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х–1950-х гг'

Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х–1950-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ / БОРЬБА ЗА МИР / КОНФЕРЕНЦИИ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ / MUSLIMS / STRUGGLE FOR PEACE / CONFERENCES / THE COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадуллин Вячеслав Абдулович

В статье рассматривается методика привлечения советских мусульман к борьбе за мир под руководством партийно-государственных структур Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technique of involving the Soviet Muslims to fight for a peace under the leadership of the party and state bodies of the Soviet Union is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Деятельность Советского государства по привлечению мусульман к борьбе за мир в 1940-х–1950-х гг»

Вячеслав АХМАДУЛЛИН

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МУСУЛЬМАН К БОРЬБЕ ЗА МИР В 1940-х-1950-х гг.

В статье рассматривается методика привлечения советских мусульман к борьбе за мир под руководством партийногосударственных структур Советского Союза.

The technique of involving the Soviet Muslims to the fight for peace under the leadership of the party and state bodies of the Soviet Union is considered in the article.

Ключевые слова:

мусульмане, борьба за мир, конференции, Совет по делам религиозных культов; Muslims, struggle for peace, conferences, the Council for Religious Affairs.

АХМАДУЛЛИН Вячеслав Абдулович — к.и.н., доцент Военного университета МО РФ

slavaah@yandex.ru

В годы Великой Отечественной войны СССР получил богатый опыт использования возможностей мусульман для решения задач внутренней и внешней политики. Анализ этого опыта позволяет выделить ряд направлений такой работы: обращения съездов мусульман с призывом напрячь силы ради победы; объ -явление джихада нацистам, а погибших за Родину — шахидами; выступления мусульманских руководителей на митингах перед советскими и зарубежными гражданами; издание пропагандист ских материалов, в т.ч. кинофильмов о повседневной жизни, празд -никах и съездах мусульман; радиовыступления известных советских мусульман, транслируемые на СССР и зарубежье; поощрение вла стями патриотических проповедей мулл; интервью иностранным СМИ председателя Совета по делам религиозных культов (СДРК) И.В. Полянского и курируемых им мусульманских лидеров; сбор средств и передача их в соответствующие фонды и т.д.1

Эта деятельность, в частности, была проанализирована МИД Великобритании. В апреле 1945 г. это ведомство составило справку о методах воздействия СССР на мир ислама, в которой утвержда лось, что СССР стремился помешать установлению влияния Запада в мусульманском мире2.

После Великой Отечественной войны партийно государственные органы СССР главное внимание уделяли вовлечению конфессий в движение, именуемое борьбой за мир. Анализ архивных докумен -тов позволил выделить методику, главные направления и итоги этой деятельности.

В 1947 г. духовные управления были задействованы в мероприя -тиях по прекращению агрессии Голландии в Индонезии. Вопрос о привлечении руководителей Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) и Духовного управления мусульман Закавказья (ДУМЗАК) к выступлениям по радио с вещанием на Индию, Иран, Ирак был согласован с заместите лем Председателя СМ СССР К.Е. Ворошиловым и заместителем главы МИДа СССР А.Я. Вышинским3. Однако эффективность

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 6991, оп. 3, д. 1, л. 14, 47; д. 4, л. 109; д. 6, л. 3, 5, 48, 66; д. 8, л. 11, 26, 53, 55, 58; д. 10, л. 26; д. 12, л. 58; д. 20, л. 8-11, 44-65, 199; д. 21, л. 68; д. 24, л. 56, 81, 87, 327-328, 345, 368, 374; д. 25, л. 151-152; д. 29, л. 36; д. 30, л. 77, 182, 199, 343.

2 Прибалтика и геополитика. 1935-1945 гг. Рассекреченные документы Службы внешней разведки Российской Федерации. - М., 2009, с. 414-416.

3 ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 50, л. 199, 220; д. 965, л. 30.

этих мероприятий не всегда была высо кой. По свидетельству М.Г. Вахабова — секретаря ЦК КП(б) Узбекистана по пропаганде, выступление по радио пред седателя САДУМ И. Бабахана не вызвало реакции со стороны зарубежных СМИ1. В 1949 г. председатель Духовного управ ления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Г.З. Расулев подготовил и передал в СДРК обращение к мусульманам мира о поддержке созыва Всемирного конгресса сторонников мира и принятии мер против новой войны2. Заместитель председателя СДРК Ю.В. Садовский 9 мая и 15 августа 1950 г отправил в ТАСС заявления деятелей рели -гиозных объединений СССР о присоеди -нении к воззванию Стокгольмской сессии постоянного комитета Всемирного кон -гресса сторонников мира. Эти документы наряду с лидерами советских католиков, лютеран, адвентистов, иудеев, старооб-рядцев, буддистов подписали И. Бабахан, Г.З. Расулев, Ахунд-Ага Али - Заде (пред -седатель ДУМЗАК), X - К. Гебеков (предсе -датель Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК)3. Анализ этих обращений позволяет утверждать, что они готовились людьми, которые не имели глубоких познаний в исламе: вместо слова «Аллах» употребляется слово «Бог», вместо «аят» — «стих», вместо «Коран» — «коран».

В сентябре 1950 г. президиум Советского комитета защиты мира утвердил квоты для делегатов на II Всесоюзную конференцию сторонников мира: из 1 130 чел. 15 должны были представлять конфессии СССР4. И. Бабахан стал делегатом II Всесоюзной конференции сторонников мира и членом Советского комитета мира. Впоследствии к списку, по мере необходимости, добав -лялись новые фамилии. Так, в список участников III Всесоюзной конференции сторонников мира были добавлены еще 9 религиозных деятелей, один из них — муф -тий Ш. Хиялетдинов (ДУМЕС)5.

И. Бабахан и Ахунд -Ага Али - Заде при -нимали участие в работе республикан -ских конференций сторонников мира в г. Ташкенте и г. Баку. В 1951 г. СДРК орга -

1 Там же, д. 965, л. 216.

2 Там же, д. 527, л. 36-38.

3 Там же, д. 70, л. 102-117, 204-220, 279-286.

4 Там же, д. 71, л. 48.

5 Там же, д. 79, л. 123, 124.

низовал радиовыступления Али - Заде, Ш. Хиялетдинова, И. Бабахана, муллы московской мечети Х.Ф. Насрутдинова. Они обращались к единоверцам Востока по вопросам борьбы за мир6. По реко -мендации СДРК руководители духовных управлений отправляли за границу статьи, посвященные борьбе за мир и свободе совести в СССР7.

Постоянное участие религиозных деятелей из СССР в борьбе за мир вызывало вопросы у гостей СДРК. Но И.В. Полянский умел давать ответы. В ряде встреч в 1951 г., в частности с деле -гатами Всемирного конгресса сторонни ков мира, он объяснял, что религиозные лидеры из СССР считают своей нрав ственной обязанностью участвовать в борьбе за мир вместе со всем народом8. Правда, он не говорил, что эта борьба ложилась на все конфессии тяжелым финансовым бременем, фактически была особым налогом со стороны государства. С мая 1958 г. по август 1959 г. созданный в СССР Фонд защиты мира получил от конфессий страны и их руководителей 3 млн 244 тыс. руб. Московская патриархия сдала 500 тыс. руб., САДУМ — 200 тыс., ДУМЕС — 50 тыс., мусульмане г. Казани — 5 тыс., мусульмане г. Астрахани — 3 тыс. и т.д.9

С годами этот алгоритм шлифовался, к пропагандистской деятельности добав лялись все новые штрихи для создания позитивного образа СССР. Так, во вто -рой половине 50 х гг. в работе с ино странцами акценты делались на вклад мусульман в победу над гитлеровской Германией и в послевоенную борьбу за мир. Например, заместитель председателя СДРК В.И. Гостев 2 ноября 1956 г. в беседе с мусульманской делегацией Индонезии подчеркивал, что советское мусульман -ство стало на защиту своего Отечества и призвало верующих к всемерной защите Родины. Поэтому «советский народ ока -зывает духовенству большое доверие, в том числе и мусульманское духовенство, как у советского народа, так и у нашего правительства — находится в почете»10.

В феврале 1952 г. И.В. Полянский и пред -

6 РГАСПИ, ф. 17, оп. 132, д. 497, л. 55-56; ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 967, л. 104.

7 ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 85, л. 171-172.

8 Там же, д. 8, л. 237, 261.

9 Там же, д. 196, л. 39-40.

10 ГАРФ, ф. 6991, оп. 4, д. 60, л. 33.

седатель Совета по делам РПЦ (СДРПЦ) Г.Г. Карпов попросили ЦК ВКП(б) разре -шить разработку мероприятий по созыву конференции всех религиозных объеди -нений СССР по вопросам защиты мира. Первая межконфессиональная конфе -ренция религиозных объединений СССР состоялась 9—12 мая 1952 г. в г. Загорске. От 27 религиозных объединений СССР было 74 делегата, из них 14 — от всех четырех духовных управлений мусуль -ман. От мусульман СССР выступили Ш.Ш. Хиялетдинов, Али - Заде, замести -тель председателя САДУМ З. Бабаханов, и.о. председателя ДУМСК М.Г. Курбанов. Конференция приняла ряд обращений: к религиозным объединениям и верующим всего мира, к И.В. Сталину, к Всемирному совету мира1.

Особого упоминания заслуживают собы -тия 1956 г. на Ближнем Востоке и реакция на них со стороны государственных струк -тур СССР, в т.ч. МИДа, СДРК и духов -ных управлений мусульман. Франция, Англия, Израиль, скоординировав свои действия, начали боевые действия про тив Египта. В ночь на 7 ноября англо -франко израильские войска прекратили боевые действия, во многом благодаря жесткой реакции руководства СССР. По официальным и неофициальным каналам в разгар войны и после нее всех участ -ников конфликта оповестили о том, что духовные управления мусульман собрали значительные суммы денег для помощи единоверцам в Египте. Были составлены списки добровольцев - мусульман, которые желали срочно поехать в Египет под видом туристов. Многие из них имели богатый опыт ведения боевых действий, полу -ченный в годы Великой Отечественной войны. Со стороны саудитов руководству СССР было сделано предложение: в ответ на вербовку Израилем летчиков - евреев на Западе прислать в Египет военных специ -алистов — мусульман из Средней Азии2. В заявлении ТАСС от 10 ноября 1956 г. гово -рилось, что руководство страны получает «многочисленные заявления советских

1 Материалы конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященной вопросу защиты мира, 9—12 мая 1952 г. — Загорск, 1952, с. 137-142, 174-177, 213-219, 225-227, 236241, 289-307; Известия, 1952, 13 мая.

2 Более подробно см. Ат-Турки Маджид бен Абдель Азиз. Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926 -2004 гг.). - М., 2005, с. 198.

граждан, в среде которых имеется большое число находящихся сейчас в запасе летчи -ков, танкистов, артиллеристов <...> участ -ников Великой Отечественной войны, с просьбой разрешить им направиться в Египет в качестве добровольцев, чтобы вместе с египетским народом бороться за изгнание агрессоров с египетской земли». Указывалось, что в случае продолжения агрессии руководство СССР не будет пре пятствовать выезду добровольцев, поже -лавших защитить египетский народ3.

Партийно - государственный аппарат провел ряд акций в поддержку егип -тян. Был организован субботник, а при -читающиеся за него деньги перечис лены в фонд помощи Египту. В мечетях ДУМЕС имамы оглашали обращение Ш.Ш. хиялетдинова к мусульманам при нять участие в защите мира и заставить агрессоров уйти из Египта. Это обращение было опубликовано и в советских СМИ. Председатель ДУМЕС известил уполно моченного СДРК по БАССР М. Каримова о сотнях телеграмм мусульман, возмущен ных агрессией против Египта, и о сборе денег. Вскоре Ш.Ш. Хиялетдинов пере -числил в Госбанк в фонд помощи Египту 100 тыс. руб. и послал телеграмму прези денту Египта Гамалю Абдель Насеру4.

В августе 1957 г. председатель мутавалли -ата московской мечети X. Айсин говорил иностранным гостям об огромном числе советских мусульман -добровольцев, изъ -явивших желание отправиться воевать в Египет5. Летом 1958 г. религиозная делега -ция Объединенной Арабской Республики (Объединенное государство Сирии и Египта, существовавшее с 1958 по 1971 г.) посетила СССР. На торжественном ужине в честь делегации, организованном има мом ленинградской соборной мечети А.Н. Исаевым, пенсионер М -А. Ахмедшин сказал, что он хотел сражаться с интервен -тами и, убив несколько англичан, принять мученическую смерть. Это вызвало вос торг у гостей6.

Анализ архивных документов позволяет сделать вывод, что все духовные управ -ления мусульман были интенсивно задей

3 Заявление ТАСС в связи с агрессией Англии, Франции и Израиля против Египта // Известия, 1956, 11 нояб.

4 ГАРФ, ф. 6991, оп. 3, д. 535, л. 28-31, 132-135, 144; оп. 4, д. 86, л. 15, 159-162.

5 Там же, оп. 4, д. 86, л. 94.

6 Там же, д. 92, л. 52.

ствованы в мероприятиях Советского го сударства в борьбе за мир. Это позволяло получать именно тот результат, на который рассчитывал партийно государственный аппарат СССР в его идеологической борьбе с Западом. Многие мусульманские делега ции, посещавшие СССР, заявляли о рели гиозной свободе в СССР и клевете Запада о положении религии в СССР, выражали благодарность советскому руководству за отношение к исламу и за сохранение мира на планете.

По убеждению автора, борьба кон фессий за мир позволяла партийно государственному аппарату решать несколько задач: подрывать материаль ную базу конфессий, отвлекать руковод ство советских верующих от деятельно сти по укреплению религии в сознании сограждан, «приручать» руководство кон фессий «пряником» заграничных поез док, поддерживать миф о свободе совести в СССР, формировать положительный образ Советского государства в зарубеж ных странах.

Главным проводником идей партийно государственного аппарата СССР и орга низатором всех мероприятий был СДРК. Руководители мусульман СССР полно

стью принимали рекомендации партийно -государственных органов по участию в различных мероприятиях, направленных на укрепление мира. По мнению автора, лидеры советских мусульман участвовали в борьбе за мир не только из - за понима -ния необходимости этих мероприятий. Не последнюю роль для них играла воз -можность контактов с внешним миром. Сказывалась и перспектива неминуемых санкций со стороны государства за отказ участвовать в таких конференциях, обра -щениях и т. п.

Несмотря на негативные аспекты, необ ходимо признать, что совместная деятель ность партийно государственных органов и духовных управлений мусульман СССР имела немало положительных моментов для сохранения мира на земле. К сожале -нию, сегодня советский опыт взаимодей ствия государства и конфессий на благо мира (в его положительной части) оста -ется почти невостребованным, хотя мог бы быть использован для примирения сто рон, например в дружественной России Сирии. Такая деятельность, безусловно, сказалась бы положительно на авторитете Российского государства и его граждан мусульман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.