МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х
численности населения России, а также увеличение многодетных семей. Также возросла продолжительность жизни до 71 года, это большие достижения для нашей развивающейся страны.
Главная задача социальной политики помощь нуждающимся и дать реализовать себя людям которые хотят развитии и могут помощь улучшению государства. В эти задачи входят: обеспечение адресности социальной поддержки, увеличение инструментов социальной политики, усовершенствовать рынок труда, развить новые отрасли человеческого капитала. Особая поддержка будет выделена многодетным семьям. Материнский капитал очень сильно выручает нуждающихся семей. Эту программу Правительство более усовершенствовало, расширило сферу применений и продлило сроки. Также будут выплачиваться пособии и предоставят жилье многодетным семьям. Ведь увеличение рождаемости хорошо влияет на экономику. Также улучшиться жизнь пожилых людей. Уровень жизни пожилых людей это признак благополучия страны. Например, предоставят качественную медицинскую помощь и вырастут условия для активного образа жизни. Им можно создать комплексную программу помощи. Примеров станет программы развитых и прогрессирующих стран. Движение жизни старшего поколения не должна останавливаться, она должна развиваться с современным миром на ровне.
Действенность рынка труда измеряется с уровнем безработицы. Она должна исчезнуть. Если мы хотим улучшить и развить качество роста, то эти факты не повод для успокоения. Нам нужно решить задачу по созданию рабочих мест. Конечно же эти решения не обойдутся без коренных изменений производства, без восстановлений старых заводов, без сокращений рабочих, без изменений условии труда. Способность конкурировать гарантирует улучшение благополучия людей в России, и в целом повысит нашу страну на новый уровень. Россию впереди ожидают многие трудности, как конкуренция между другими странами, финансовые стычки, соперничество за международные рынки и инвестиции. Глупо ожидать прихода хорошей сырьевой конъюнктуры. Юрисдикции для бизнеса должны быть доступными и привлекательными. Экономика развивается и улучшается тогда, когда бизнес доверяет государству. От правительства требуется решительные и эффективные действия, чтобы преодолеть трудные ситуации и улучшить условия. Иногда даже не допустимы промахи и не предоставляется шансы для экспериментов. В таких жестких условиях, и при соблюдениях всех правил результаты приведут к успеху и развитию экономики. Эти результаты улучшат жизнь людей нашей страны и помогут достичь высоких уровней в мире.
Список использованной литературы:
1. Махиянова А.В. Казань в зеркале социально-экономических преобразований (по итогам социологических исследований в 2008-2014 гг.) Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2014. - 50 с.
2. Махиянова А.В. Социальный портрет сельского жителя: методика построения и основные характеристики. - Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ, 2015. - 98 с.
© Юсупова А.А., Саетгараева С.А.,2016
УДК 336.7
Ягупова Е. А.
к.э.н., доцент кафедры «Государственных финансов и банковского дела» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Доморников А.Н.
к.юр.н., ст. преподаватель кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин
АНО «ООВО» Университет экономики и управления
г. Симферополь 2016 г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СБЕРБАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
ПАО «Сбербанк России» является не только старейшим на сегодняшний день, но и крупнейшим
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
российским банком. Начав свой путь в середине позапрошлого века, Сбербанк сегодня занимает прочные позиции в отечественной банковской системе. Он является самой крупной банковской организацией не только по масштабам осуществляемых операций, но и по охвату регионов страны. Основной задачей Сбербанка является обеспечение поддержки населения в непростой экономической ситуации с помощью обеспечения доходности их вкладов. Для этого банк имеет достаточно высокую надежность, что обусловливает осторожное его поведение и сбалансированность политики в сфере кредитования. Задачей банка на ближайшие годы является расширение перечня оказываемых услуг и предложений населению и другим клиентам новых современных видов банковских продуктов. В статье рассмотрен исторический аспект развития Сбербанка, его сегодняшние виды деятельности, новые продукты и услуги.
Ключевые слова
Сбербанк России, госбанк, кредит, банковские операции, интернет-банкинг.
ПАО «Сбербанк России» — крупнейший банк в России и СНГ с самой широкой сетью подразделений, предлагающий весь спектр инвестиционно-банковских услуг. Учредителем и основным акционером Сбербанка является Центральный банк РФ, владеющий 50% уставного капитала плюс одной голосующей акцией; свыше 40% акций принадлежит зарубежным компаниям. Около половины российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредит в России приходятся на Сбербанк [1].
История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в 1987 году — на базе государственных трудовых сберегательных касс был создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который также работал и с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.
В июле 1990 года постановлением Верховного совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, который был юридически учрежден на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. В том же 1991 году Сбербанк перешел в собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации. Во многом благодаря поддержке ЦБ РФ и повышению комиссий за расчетное обслуживание Сбербанку удалось выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ 1998 года (в тот момент доля государственных долговых обязательств в активах банка составляла 52%, а на кредитный портфель приходилось всего 21% нетто-активов).
В сентябре 2012 года ЦБ РФ продал 7,6% акций Сбербанка частным инвесторам за 159 млрд рублей, или почти за 5 млрд долларов. На текущий момент Центробанк остается контролирующим акционером (у регулятора 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция). Миноритарными акционерами выступают более 226 тыс. юридических и физических лиц, в том числе иностранные институциональные инвесторы, которым принадлежит 47,68% акций Сбербанка.
У крупнейшей кредитной организации РФ три дочерних банка на территории СНГ — в Казахстане, в Украине и в Белоруссии — и еще три «дочки» в Европе: Sberbank Europe AG со штаб-квартирой в Австрии (создан на основе приобретенного «Сбербанком» в 2012 году Volksbank International AG, управляет сетью из девяти дочерних банков в восьми странах Центральной и Восточной Европы — Словакии, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии и в Украине), DenizBank A. S. в Турции (99,85% акций куплено также в 2012 году) и Sberbank (Switzerland) AG со штаб-квартирой в Цюрихе. Кроме того, работают представительства Сбербанка в Китае и Германии и филиал в Индии.
В 2012 году Сбербанк закрыл сделку по объединению с инвестиционной компанией «Тройка Диалог» (преобразована в корпоративно-инвестиционную структуру Sberbank CIB, а розничный банк «Тройка Диалог» осенью 2013 года продан группе частных инвесторов). Также в 2012 году была закрыта сделка по покупке Сбербанком у французской группы BNP Paribas мажоритарного пакета в ее дочернем российском розничном банке (сейчас СП функционирует как Сетелем Банк, доля «Сбербанка» — 74%).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
Банк лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц (свыше 1 млн). На рынке частных вкладов Сбербанк России является монополистом — контролирует 46,4% рынка (основная масса депозитов физлиц приходится на так называемые пенсионные вклады в рублях). Стоит отметить, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком, в немалой степени способствует система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения. Через Сбербанк зарплату получают около 11 млн человек, а пенсии — 12 млн. Банком эмитировано более 30 млн пластиковых карт, количество установленных банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств) [5].
Исторически сложившаяся развитая территориальная сеть (более 18,3 тыс. подразделений, в том числе 17 региональных банков) способствует успехам банка на рынке розничного кредитования. Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк ОнЛ@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 17 млн и 13 млн активных пользователей, соответственно. В 2010 году Сбербанк отменил все комиссии по выдаче ипотеки, потребительских и автокредитов, а также объявил о запуске программы кредитования частных лиц по индивидуальным ставкам. В 2011 году банк объявил о планах выйти на рынок экспресс-кредитования совместно с BNP Paribas (бренд Cetelem). Контрольный пакет последнего Сбербанком уже выкуплен. В 2012 году Сбербанк обогнал прежнего лидера в сегменте кредитных карт — банк «Русский Стандарт» — по объему выданных займов (свыше 150 млрд рублей).
Сбербанк предлагает розничным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг, включая депозиты, различные виды кредитования (потребительские кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Все розничные кредиты выдаются по технологии «Кредитная фабрика». Сбербанк России обслуживает все группы корпоративных клиентов. Банк также предлагает депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты. В активах вновь привлеченные средства преимущественно распределены в кредитный портфель, вложены в высоколиквидные активы, векселя и акции. Лидирующие позиции в ресурсной базе банка традиционно занимают средства на счетах и вклады частных лиц, остатки на расчетных и депозитных счетах корпоративных клиентов, собственные средства (капитал и резервы), привлечение от банков (межбанковские кредиты) и пр. В структуре нетто-активов занимает кредитный портфель, главным образом состоящий из долгосрочных (выданных на срок свыше года) кредитов, портфель ценных бумаг (преимущественно состоит из облигаций и госбумаг), денежные средства в кассе и на корсчете в ЦБ и т.д.
Отличительной особенностью российского Сбербанка от других банков страны является исключительно важная социальная роль, которую он играет в России в силу сложившихся на протяжении десятилетий социальных и экономических условий. Территориальные отделения Сбербанка, находящиеся, без преувеличения, в каждом уголке страны, находятся всегда в числе лидеров (а в большинстве случаев -безусловными лидерами) среди отделений других коммерческих банков. Отделения Сбербанка в отдаленных уголках РФ не только принимают платежи за коммунальные услуги, но и осуществляют выплату зарплат, пенсий и пр. По причине ориентированности на нужды далеко не самых обеспеченных граждан страны некоторые отделения банка - убыточны. Однако, поддержка правительства в лице Госбанка постоянно ощущается Сбербанком, что не может не приводить к определенным нареканиям, связанным с тем, что выполняющий функцию регулирования на государственном уровне ЦБ, одновременно - самый крупный акционер самого крупного банка страны [3].
На 1 сентября 2016 года нетто-активы банка — 22 706,33 млрд рублей (1-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) — 2 875,02 млрд, кредитный портфель — 15 269,97 млрд, обязательства перед населением — 10 800,35 млрд. [1].
В 2017 году чиновники рассчитывают получить от Центробанка 50 млрд рублей в виде дивидендов по акциям Сбербанка, следует из пояснительной записки к проекту бюджета ближайшей трехлетки. У Сбербанка нет жестких обязательств, но он стремится платить акционерам 20% чистой прибыли. Учитывая, что госбанк платит равные дивиденды на привилегированные и обыкновенные акции, можно говорить о том, что чиновники ориентируются на чистую прибыль Сбербанка по итогам 2016 года в 0,5 триллиона рублей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
ЦБ перечислит в бюджет дивиденды по акциям Сбербанка за 2016 год до 1 августа следующего года, указано в проекте бюджета на 2017—2019 годы. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли по международным стандартам. Отчетность по МСФО за девять месяцев госбанк еще не опубликовал, а его результаты за полгода составили — 263,1 млрд рублей. По РСБУ Сбербанк заработал за девять месяцев 376,7 млрд рублей. Получается, что в IV квартале его чистая прибыль должна быть не менее 123 млрд рублей, или 41 млрд в месяц. В последнее время Сбербанк зарабатывал больше: в сентябре 2016 года его чистая прибыль составила 53,9 млрд рублей, в августе — 47,8 млрд, в июле — 45,6 млрд. [1].
Банк все время стремится разнообразить свои продукты и услуги. Так, в России появился первый «умный» город — безналичный и «бесконтактный». Это районный центр Зеленодольск в Татарстане с населением около 100 тыс. Человек. Как уточняется, Сбербанк обеспечил POS-терминалами 70% торгово-сервисных точек Зеленодольска — от крупных сетевых магазинов до предпринимателей на продуктовом рынке: все они принимают к оплате карты по бесконтактной технологии. Кроме того, 70% совершеннолетних жителей города, а это 55 тыс. человек, получат от Сбербанка «Карту жителя Республики Татарстан». В свою очередь правительство Татарстана обеспечило город социальной, медицинской, транспортной инфраструктурой, которая позволяет использовать один инструмент — карту — для ежедневных потребностей горожан.
Проект в Зеленодольске реализован на основе технологии mchip и бесконтактного решения платежной системы MasterCard. «Объединение усилий Сбербанка и правительства республики позволило создать современную городскую экосистему, которая приносит инновации в повседневную жизнь горожан — прокомментировал запуск проекта президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. — В Зеленодольске мы доказали, что возможен полный уход от наличных денег. Мы планируем распространить решение, примененное в Татарстане, на другие регионы страны»[2].
Оплатить счет в ресторане можно будет через мобильное приложение Сбербанка «Сбербанк Онлайн». Такая опция стала доступна в заведениях общественного питания, в которых установлена система учета Tillypad. Уточняется, что интеграция системы автоматизации ресторанов Tillypad с мобильным приложением «Сбербанк Онлайн» завершилась в сентябре. Для расчета в ресторане не понадобятся ни банковская карта, ни наличные деньги. Все, что нужно клиенту Сбербанка, — занести в приложение номер чека или клубной карты. Оплата пройдет мгновенно, и дожидаться официанта или своей очереди в кассу не обязательно [5]. Пользователям приложения также доступны все привилегии программы лояльности «Спасибо». Историю оплаченных счетов и информацию о начислениях по бонусной программе можно увидеть в «Личном кабинете». Также пользователям приложения предоставляется доступ к порталу Dnev.info, куда автоматически выгружаются данные по счетам из ресторанов, оплаченным через «Сбербанк Онлайн». Здесь можно вести персональный дневник питания, а также оценивать сервис, конкретные блюда и атмосферу посещенных заведений. Владельцам и менеджерам ресторанов интеграция приложения с порталом дает инструмент для контроля и мотивации персонала [5]. Для «Сбербанка Онлайн» интеграция с системой автоматизации Tillypad стала еще одним шагом в сторону расширения спектра возможностей мобильного приложения. Такой функционал на сегодняшний день не имеет аналогов в России, но, возможно, в самом ближайшем будущем станет неотъемлемой частью сервиса в лучших заведениях общественного питания страны. Схема оплаты через банковское мобильное приложение универсальна для заведений всех типов: классических ресторанов, фастфудов, сервисов по доставке готовых блюд, free-flow-концепций и клубов, а также подходит для всех типов интернет-банкинга, отмечают разработчики.
На сегодняшний день Сбербанк является главной опорой финансовой стабильности России, предоставляет всевозможные банковские услуги и продукты своим клиентам, активно работает над внедрением инновационных программ. Все это позволяет Сбербанку удерживаться среди лидеров банковского рынка нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Банки.ру, официальный сайт.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.banki.ru
2. Сбербанк России, официальный сайт.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sberbank.ru
3. Сбербанк России: вклады, кредиты, ипотека, переводы.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
http: //www .sberbankir.ru
4. Ягупова Е.А., Арудов Д.А. Возникновение и развитие безналичных расчетов в Российской Федерации //Финансовые рынки и инвестиционные процессы сборник трудов III Международной научно-практической конференции. 2016. -С. 94-97
5. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.tillypad.ru
© Ягупова Е.А., Доморников А.Н., 2016
УДК 338.462:658.155
Яцишина Кристина Сергеевна
магистрант КубГАУ, г.Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Сидорчукова Елена Вячеславовна канд. экон. наук, доцент КубГАУ, г.Краснодар, РФ
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются причины низкой рентабельности деятельности организаций курортной отрасли. Предлагаются пути повышения эффективности деятельности организаций санаторно-курортной сферы. Оценивается влияние сезонности на деятельность данных организаций.
Ключевые слова
Сезонность, эффективность функционирования, маржинальный доход, выручка.
Организация отдыха на Черноморском побережье является важной составляющей инвестиционной привлекательности Краснодарского края. Ежегодно большое количество отдыхающих приезжают в регион, пользуясь услугами различных санаториев, пансионатов и домов отдыха. Однако далеко не все санаторно-курортные организации имеют высокий уровень рентабельности и экономической эффективности.
Основными сдерживающими факторами эффективного функционирования большинства санаторно-курортных организаций является сезонностьэтого бизнеса, низкий уровень развития производственногопотенциала и узость предлагаемого ассортимента услуг. Так, многие санаторно-курортные организации осуществляют прием отдыхающих только в летние месяцы, тем самым отказываясь от возможности получить больше прибыли, осуществляя в осенне-весенний и зимний периоды исключительно расход денежных средств, заработанных во время курортного сезона.
В данной статье на примере ОАО «Пансионат отдыха «Энергетик», расположенного в с. Дивноморское г. Геленджика, и осуществляющего прием отдыхающих в период с июня по сентябрь. Учитывая тот факт, что пансионат оказывает и широкий ассортимент медицинских услуг, то считаем возможным переход на круглогодичный режим работы. В этой связи нами выполнен расчет
основных показателей деятельности пансионатапри круглогодичном режиме работы.
На основании статистической информации выполнен расчет средней заполняемости курортных организаций Краснодарского края и ОАО «Пансионат отдыха «Энергетик» с июня по сентябрь(таблица1).Вычисленное среднее значение отклонения заполняемости исследуемой организации от заполняемости организаций края, позволило определить, что заполняемость ОАО «Пансионат отдыха «Энергетик» за период с октября по май может составлять 25,4 %.