УДК 061.3:622.8:658.3-052.2:622.33 © А.Н. Карпов, А.И. Буйницкий, А.В. Ошаров, Ю.А. Килин, О.А. Лапаева, 2018
Деятельность руководителя предприятия: структура работы, факторы, критерии оценки результатов
— Р01: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-1-7-12 -
В статье представлены основные результаты работы группы руководителей ПЕ, которые в рамках конференции 26-30 июня 2017 г. «Промышленная безопасность, экология, охрана и медицина труда в СУ ЭК. Итоги 2016 года. Задачи 2017 года» прорабатывали возможности повышения эффективности своей деятельности. При оценке участниками группы своей деятельности выявлено, что функции развития производственной системы с целью обеспечения жизнеспособности предприятия в условиях предстоящего ухудшения ситуации на мировом рынке угля уделяется недостаточно времени и внимания. Для повышения уровня жизнеспособности предприятия и ценности деятельности как директора, так и персонала целесообразно освоить функцию управления непрерывным развитием предприятия. Ключевые слова: руководитель, деятельность, структура, факторы, критерии оценки, результат, полезная работа, бесполезная работа, вредная работа, ценность руководителя, жизнеспособность.
«В управлении есть последовательность: сначала наведи порядок в близком, потом наведи порядок в далеком; сначала наведи порядок в распоряжениях, потом наведи порядок в наказаниях; сначала наведи порядок среди сильных, потом наведи порядок среди слабых; сначала наведи порядок в большом, потом наведи порядок в малом; сначала наведи порядок в своей жизни, потом приводи к порядку других.»
Китайский полководец Чжугэ Лян (181-234)
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня практически у любого руководителя имеются проблемы повышения эффективности своей деятельности, определяемые не его личностными качествами или конкретной производственной ситуацией, а носящие принципиальный, системный характер. В большей мере эти затруднения универсальны и характерны для сложившейся современной российской практики управления предприятиями, организациями, компаниями [1, 2].
Для изменения такого положения, по мнению авторов и участников семинара, недостаточно отдельных улучшений в области менеджмента, применения модного зарубежного управленческого инструментария - необходимо разбираться с тем, что и как делает руководитель, а главное, с какой целью [3, 4].
С целью поиска резервов повышения эффективности деятельности руководителя авторами была проведена оценка ее структуры, предложены критерии и факторы, влия-
КАРПОВ Андрей Николаевич
Управляющий филиалом АО «СУЭК-Красноярск» «Бородинское погрузочно-транспортное управление», 663981, г. Бородино, Россия, e-mail: К[email protected]
БУЙНИЦКИЙ Александр Иванович
Первый заместитель генерального директора АО «Разрез Березовский», 662305, г. Шарыпово, Россия, e-mail: [email protected]
ОШАРОВ
Алексей Владимирович
Генеральный директор АО «Разрез Изыхский», 655650, с. Белый яр, Республика Хакасия, Россия, e-mail: [email protected]
КИЛИН Юрий Алексеевич
Канд. техн. наук, первый заместитель генерального директора АО «Разрез Назаровский», 662200, г. Назарово, Россия, e-mail: [email protected]
ЛАПАЕВА
Оксана Анатольевна
Канд. экон. наук, старший научный сотрудник Челябинского филиала Института горного дела УрО РАН, 454048, г. Челябинск, Россия, е-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ^■
ющие на результаты деятельности. Проработана и предложена более эффективная структура деятельности, переход к которой позволяет улучшить связи и отношения в цепочке «руководитель ^ подчиненный», на этой основе повысить ценность и руководителя, и персонала [5, 6, 7].
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Деятельность современного руководителя протекает в сложных, противоречивых, быстро меняющихся условиях. Высокий темп изменений в жизни и на производстве, необходимость оперативного принятия важных управленческих решений в условиях дефицита времени и информации, наличие кризисных ситуаций различной природы - эти и многие другие факторы предъявляют повышенные требования к личностным и профессиональным характеристикам руководителей, набору их компетенций, управленческим навыкам [4, 8].
Утратило актуальность существовавшее долгое время представление о том, что высшее образование служит работнику своеобразной гарантией эффективной работы на долгие годы. Образование современного руководителя должно быть ориентированным на профессиональный успех, быть непрерывным и продолжаться на протяжении всей карьеры. Сегодня требуются все более современные управленческие инструменты, и руководитель, претендующий на звание успешного, должен осваивать прогрессивные подходы к построению отношений со своими подчиненными и коллегами, с внутренней организационной и внешней средой функционирования предприятия [9, 10].
Необходимость инвестиций (временных и финансовых) в профессиональный рост и личностное развитие руководителя с целью его постоянного совершенствования обусловлена, прежде всего, динамическими характеристиками среды и являются необходимыми условиями обеспечения конкурентоспособности как руководителя на рынке труда, так и предприятия на рынке капитала и ресурсов [3, 11].
Что же такое деятельность руководителя предприятия, и каковы ее особенности? Как повысить ее результативность и ценность?
Деятельность первого руководителя - это прежде всего связь со всеми многообразными аспектами деятельности предприятия, она соединяет воедино весь коллектив, создает системный характер труда и получаемых результатов. Специфика такой деятельности заключается в ее индивидуально-совместном характере - персональная ответственность руководителя сочетается с ответственностью взаимодействующих участников производственного процесса. В этой двойственности деятельности руководителя кроется одна из опасностей, хорошо знакомая профессионалу и подстерегающая новичка, - доминирование оперативной работы, переходящее в цейтнот.
СТРУКТУРА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Чрезмерная загруженность руководителя текущей, оперативной работой не позволяет ему уделять должное внимание важнейшим перспективным вопросам развития предприятия. В то же время многие из руководителей не вполне понимают, чем они могли бы наполнить свой трудовой день при освобождении их от «текучки». Поэтому остается открытым вопрос: что в большей степени опреде-
ляет цейтнот - перегрузка «сиюминутным» или отсутствие у руководителя видения альтернативной деятельности?
Такая ситуация характерна не только для директора/ управляющего, но и для начальников участков, служб, цехов, мастеров. Большинство руководителей много работают, но чаще всего, несмотря на все старания, не всегда удается добиться требуемых резул ьтатов. В итоге нехватка времени становится оправданием, которое чаще всего приходится слышать руководителю, когда он обнаруживает, что очередные договоренности с подчиненным сорваны [4].
Впрочем, и сами руководители объясняют нарушение своих обязательств той же нехваткой времени: нет времени на обдумывание решений, разработку стратегии и отлаживание бизнес-процессов. При этом всегда находится время на «текучку» и «латание дыр», возникающих из-за игнорирования решения важных и срочных задач. Нет времени и на поиск причин. Зачастую они представляются подчиненным руководителю в таких формах: «человеческий фактор», «менталитет», «рассказ о борьбе с трудностями - трудностей много, времени мало», «борьба всегда героическая, а то, что нет результата - судьба» [3, 4].
По нашему мнению, главная причина заключается в неправильной расстановке приоритетов, нерациональной организации труда, неэффективном планировании работы и отсутствии полноценного анализа того, что делаем и как [11].
Экспертная оценка текущего состояния деятельности и результатов работы руководителя показала, что более 50% времени руководителя тратится на ненужную (бесполезную и вредную) работу (рис. 1).
Полезная работа - это работа, приносящая блага, улучшающая процессы и пригодная для достижения поствленных целей (сконцентрированная на решении текущих и будущих задач).
Бесполезная работа - это работа, не приносящая пользу. В результате бесполезно затрачиваются ресурсы, снижается безопасность и эффективность деятельности.
Вредная работа - работа, ухудшающая безопасность I и эффективность. В результате приходится что-то переделывать, приводить в порядок процесс, участок, цех, предприятие с дополнительными затратами ресурсов (сконцентрированная на решении прошлых, невыполненных работ).
Рис. 1. Структура работы руководителя (по результатам оценки участников группы) Fig. 1. Manager's performance structure (based on group's assessment results)
Таблица 1
Фактическое распределение времени деятельности руководителя по типам выполняемой работы, % (по результатам оценки участников группы на семинаре)
Тип работы Работа выполняется: Итого
за подчиненного за себя за вышестоящего руководителя
Полезная 15 30 5 50
Бесполезная 15 15 0 30
Вредная 5 15 0 20
Всего 100% 35 60 5 100
Кроме этого, как показывает практика, любой руководитель, в силу определенных факторов, выполняет работу как за себя, так и за подчиненного, за своего вышестоящего руководителя (табл. 1). Такое положение закладывается в модель деятельности руководителя и сохраняется как норма в культуре производства предприятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
По факту жизни руководитель зачастую становится заложником своей системы деятельности. Нередко единственным способом управления у руководителя остается «грохнуть кулаком по столу». Это не следствие «невменяемости» подчиненных, специфики предприятия или ситуации, а традиционная «загнанность в угол» самого руководителя, то есть невозможность организовать и осуществить полноценную профессиональную деятельность.
Ценность результатов руководителя определяется не столько объемами производства, сколько эффективностью и безопасностью этого производства. Руководителю платят за то, чтобы он вырабатывал нужные для этого решения и обеспечивал с помощью управления деятельностью сотрудников их реализацию. Поэтому руководи-
Критерии оценки дея
тель ни в коем случае не должен работать за подчиненных. По сути, это не только двойные расходы времени и денег, а «медвежья услуга», поскольку руководитель сам не развивается и не позволяет развиваться подчиненному [9, 12].
Для повышения ценности результатов деятельности руководителя необходима системная работа над собой и с командой единомышленников. Для оценки руководителя как лидера и результатов его деятельности могут быть использованы уже известные инструменты (табл. 2).
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Основываясь на своем опыте, авторы определили основные факторы, влияющие на деятельность руководителя и ее результаты:
- наличие/отсутствие у руководителя цели. Цель - конечный результат, на который направлен процесс деятельности руководителя. Отсутствие ясной, четко понимаемой цели и путей ее достижения препятствует доведению возможностей руководителя до их полного и качественного исполнения;
- отсутствие или выбор неэффективного способа достижения цели. Способ - прием, метод, порядок действий. Выбор неэффективного способа достижения цели либо
Таблица 2
льности руководителя
Критерий Сущность критерия
Рациональное Критерий определяется как:
распределение - отношение времени для перспективного планирования (П) ко времени для оперативной работы и
рабочего времени решения «вчерашних» задач (ОВ) К = П/ОВ; - отношение времени «для себя» ко времени «для других» К2 = ДС/ДД
Стиль руководства [5] Роль руководителя в подготовке и принятии решений (семь стилей лидера по У. Шмидту и Р. Танненбауму)
Тип руководства [13] - Профессиональный (универсальный). - Корпоративный (партнерский, согласованный). - Творческий (инновационный). - Патриархальный (авторитарный). - Нулевой (не участвующий в процессе управления)
Уровень руководства [13] - Идеальный - способность быть источником развития своей организации благодаря резерву. - Эталонный - надежное функционирование в режиме достижения максимально возможных показателей. Позволяет обеспечить накопление запасов и результатов для развития своей организации. - Нормальный - функционирование в режиме средних показателей. Позволяет обеспечить устойчивое воспроизводство за счет собственных ресурсов. - Аварийный - функционирование в режиме «латания дыр». Обеспечивается расходованием внутренних резервов и запасов. - Нежизнеспособный - отсутствие способности к самостоятельному функционированию. Обеспечивается внешними ресурсами.
Качество функционирова- Матрица поведения организации (матрица Гейгера) - позволяет определить уровень единства во
ния предприятия [14] взаимодействии и взаимоотношениях людей на четырех социальных уровнях: индивидуальном, групповом, межгрупповом и общесистемном
его отсутствие приводят к нерациональному использованию рабочего времени, увеличивают сроки достижения конечного результата, либо результат не достигается;
- квал ификация - способность человека делать что-либо с определенным качеством. Профессионализм - подготовленность и навыки руководителя. От уровня профессионализма руководителя зависит правильность постановки цели и способов ее достижения;
- стиль лидерства (руководства). От стиля лидерства зависит, как выстраивается структура связей между руководителем и сотрудниками;
- вовлеченность - отношение сотрудников к своей работе, которое мотивирует выполнять ее как можно лучше. Вовлеченность влияет на качество результата и затраты времени на достижение цели;
- реализуемый руководителем функционал - формирование коллектива, способного достигать поставленных целей;
- уровень доверия - уровень уверенности в добросовестности руководителя и сотрудников. От этого зависит соотношение распределения деятельности руководителя по видам работ(полезная, бесполезная, вредная работа; за себя, за подчиненного, за вышестоящего руководителя);
- расстановка приоритетов - ранжирование задач по важности для достижения цели. Качество расстановки приоритетов обеспечивает жизнеспособность предприятия;
- видение перспективы - картина того состояния предприятия, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем с учетом опасностей и возможностей;
- способность к саморазвитию - это процесс осознанного, целенаправленного развития себя как руководителя в условиях изменяющейся окружающей среды.
Понимание и знание этих факторов руководителем позволяют ему изменить распределение своего времени в пользу полезной работы, обеспечивающей жизнеспособность предприятия (табл. 3).
При этом авторы считают необходимым сохранить выполнение части работы за вышестоящего руководителя, поскольку это дает стимул к саморазвитию и видению новых возможностей решения текущих задач более высокого уровня. Абсолютно избавиться от работы за подчиненного тоже невозможно, такие ситуации имеют место и могут быть использованы для проработки с подчиненными возможностей их профессионального роста.
Для того чтобы такая структура времени стала реальной для руководителя, необходим механизм, позволяющий ее сформировать (рис. 2).
езультат
Высокая жизнеспособность в любых условиях
Повышенная жизнеспособность
Жизнеспособность
Высокий уровень жизнедеятельности
- Повышенный уровень жизнедеятельности
.......... Средний уровень
жизнедеятельности Высокая управляемость в условия кри
ЛИДЕР принимает решение и приглашает подчиненных обсудить его
т
ЛИДЕР представляет проблему, предлагает высказывать идеи, по результатам обсуждения принимает решение
_! 1_
ЛИДЕР представляет
проблему, ограничения, а группа принимает решение
Т
ЛИДЕР руководит,
группа определяет проблему и принимает решение
т
ФАКТОРЫ УСПЕХА: | | Ответственность и доверие Профессионализм
□
Трудовая дисциплина/ избавление от «баласта»
Рис. 2. Механизм и основные факторы повышения эффективности деятельности руководителя (адаптировано по [5])' Fig. 2. Manager's efficiency improvement mechanism and major factors (abridged based on [5])'
Структура факторов успеха и уровень получаемых результатов проработаны с участием кандидатов экон. наук С.И. Захарова, О.С. Шивы-рялкиной, М.Н. Полещук (НИИОГР).
Таблица 3
Рациональное распределение времени деятельности руководителя по типам выполняемой работы, %
(по представлениям участников группы на семинаре)
Тип работы Работа выполняется: Итого
за подчиненного за себя за вышестоящего руководителя
Полезная
80
85
4
3
2
0
5
Вредная
Всего 100% 5 90 5 100
0
5
0
5
Бесполезная 5 5 0 10
Фактическая структура деятельности
Рациональная структура деятельности
Полезная работа
Бесполезная работа
Вредная работа
Рис. 3. Изменение структуры деятельности руководителя Fig. 3. Manager's activity structure modification
По представлениям авторов, главным компонентом механизма повышения эффективности деятельности руководителя, безусловно, является он сам, принимающий на себя роль лидера и реализующий определенный стиль руководства. Стиль руководства формируется под влиянием индивидуальных характеристик и специфических качеств руководителя, а также определяется внутри-организационными факторами успеха, которые создаются и используются руководителем для перевода предприятия на более высокий уровень жизнеспособности [15]. К таким факторам относятся ответственность и доверие, профессионализм, трудовая дисциплина.
Поэтапный переход на более высокий уровень жизнеспособности достигается использованием взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих механизма: стиля руководства и факторов успеха. Базовым фактором является трудовая дисциплина, обеспечивающим - профессионализм; активизирующим - ответственность и доверие.
Использование предложенного механизма позволит изменить структуру деятельности руководителя: доля полезной работы увеличится в 1,7 раза; доля бесполезной работы уменьшится в три раза, а вредной - в четыре раза (рис. 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«До тех пор, пока вы не научитесь управлять временем, не пытайтесь управлять ничем другим.»
Питер Друкер
Управлять эффективно - это не значит, что надо больше работать. Надо разумно действовать, рационально используя выявленные новые возможности и учитывая риски. Это, по сути, главные критерии ценности деятельности любого руководителя, нацеленного на обеспечение жизнеспособности предприятия в условиях высокого темпа изменений на рынках труда, сырья, капитала. В связи с этим необходимо целенаправленно развивать профессионализм, прежде всего первых руководителей (директоров, управляющих) предприятий, от понимания, знания, умения и навыков которых зависят безопасность и эффективность производства как в текущем, так и в долгосрочном периодах.
Список литературы
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 671 с.
2. Malik A. Efficace, hope, optimism and resilience at workplace - positive organizational behavior // International Journal of Scientific and Research Publications. 2013. Vol. 3.
№ 10 URL: http: // www.ijsrp.org/research-paper-1013/ ijsrp-p2274.pdf (дата обращения: 15.12.2017).
3. Трусь А.А. Психология управления. Минск: Вышэйшая школа, 2014. 400 с.
4. Фридман А. Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2015. 480 с.
5. Угледобывающее предприятие: руководитель и руководство. Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала) / В.Б. Артемьев, А.Б. Килин, В.А. Галкин, А.М. Макаров. М.: Издательство «Горная книга», 2016. 48 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 31).
6. Роль руководителя и персонала в обеспечении безопасности производства / В.Б. Артемьев, А.И. Добровольский, В.В. Лисовский и др. Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня. М.: Горная книга, 2017. 48 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 32).
7. Lengnick-Hall С.А., Rigsbee C.M. Stratégie Human Resource Management and Supply Chain Orientation, Human Resource Management Review, online August 18, 2012.
8. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. 366 с.
9. Килин, А.Б. и др. Цена и ценность инженерной службы угледобывающего предприятия в условиях инновационного развития / А.Б. Килин, В.А. Азев, А.С. Костарев и др. М.: Изд-во «Горная книга», 2009. 27 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 2).
10. Авилов А., Розманов О., Сидоров Н. Новый взгляд на деятельность руководителя // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3. С. 37-48.
11. Артемьев В.Б., Галкин В.А., Макаров А.М. Резервы повышения безопасности и эффективности производства ОАО «СУЭК» в условиях кризиса // Уголь. 2015. № 2. С. 31-33. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/022015.pdf (дата обращения 15.12.2017).
12. Aguinis H. What is the Value of Human Resource Certification? A Multi-level Framework for Research,
Human Resource Management Review, 2012. Vol. 22. pp. 246-257.
13. Хороший/плохой руководитель: из концепции эффективности деятельности, разработанной на энергоугольных предприятиях Приморского края // Уголь. 2008. Спецвыпуск СУЭК. С.19-21. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/spec2008.pdf (дата обращения 15.12.2017).
14. Гейгер Э., Шеппард К. Предпосылки для эффективного управления (Ассоциация Гейгера, Германия) // Уголь. 2008. Спецвыпуск СУЭК. С. 26-28. URL: http://www.ugolinfo. ru/Free/spec2008.pdf (дата обращения 15.12.2017).
15. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2016. 459 с.
PRODUCTION SETUP
UDC 061.3:622.8:658.3-052.2:622.33 © A.N. Karpov, A.I. Buinitsky, A.V. Osharov, Yu.A. Kilin, OA Lapaeva, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 1, pp. 7-12
Title
enterprise manager performance: activity structure, factors, results assessment criteria
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-1-7-12 Authors
Karpov A.N.1, Buinitsky A.I.2, Osharov A.V.3, Kilin Yu.A.4, Lapaeva O.A.5
1 "SUEK-Krasnoyarsk", JSC branch "Borodinskoe Load and Haul Department", Borodino, 663981, Russian Federation
2 "Berezovsky Open-pit", JSC, Sharypovo, 662305, Russian Federation
3 "Isykhsky Open-pit", JSC, Bely Yar, 655650, Republic of Khakassia, Russian Federation
4 "Nazarovsky Open-pit", JSC, Nazarov, 662200, Russian Federation
5 Chelyabinsk Mining Institute of Ural branch of RAS, Chelyabinsk, 454048, Russian Federation
Authors' Information
Karpov А.N., Manager, e-mail: [email protected]
Buinitsky А.I., First General Director Deputy, e-mail: [email protected]
Osharov А.V., Executive Director, e-mail: [email protected]
Kilin Yu^.. PhD (Engineering), First General Director Deputy,
e-mail: [email protected]
Lapaeva О.А., PhD (Economic), Senior Scientific Assistant, e-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the main results of PE leaders group activities during the conference "Industrial safety, ecology, labor protection and medicine in SUEK. Results of 2016. Tasks of 2017", held on June 26-30, 2017. They reviewed the possibilities of their activities efficiency improvement. The assessment established, that inadequate attention is given to the production system development in order to ensure enterprise viability in the conditions of the global coal market impending deterioration. It is practical to familiarize with the enterprise sustainable development function to improve enterprise viability as well as management and personnel performance value. Figures:
Fig. 1. Manager's performance structure (based on group's assessment results) Fig. 2. Manager's efficiency improvement mechanism and major factors (abridged based on [5])
Fig. 3. Manager's activity structure modification Keywords
Manager, Performance, Structure, Factors, Assessment criteria, Result, Useful activity, Useless activity, Harmful activity, Manager's value, Viability.
References
1. Bekker G.S. CHelovecheskoe povedenie ekonomicheskiy podhod Izbrannye trudy po ekonomicheskoy teorii [Human performance: economic approach. Selected studies in theoretical economics]: Translation from English. Moscow, GU VShE Publi., 2003, 671 p.
2. Malik A. Efficace, hope, optimism and resilience at workplace - posi-tive organizational behavior. International Journal of Scientific and Re-search Publications, 2013, Vol. 3, No. 10. Available at: http://www.ijsrp.org/research-paper-1013/ijsrp-p2274.pdf (accessed 15.12.2017).
3. Trus' A.A. Psihologiya upravleniya [Management psychology]. Minsk, Vy-sheyshaya shkola Publ., 2014, 400 pJx!4. Fridman A. Vy ili haos Professionalnoe planirovanie dlya regulyarnogo menedzhmenta [You or chaos. Professional planning for regular management]. Moscow, Dobraya Kinga Publ., 2015, 480 p.
5. Artemiev V.B., Kilin A.B., Galkin V.A. & Makarov A.M. Ugledobyvayushchee predpriyatie rukovoditel i rukovodstvo. Otdelnaya statya [Coal mining enter-
prise: manager and management. Separate article]. Gornyy Informatsionno-Analiticheskiy Byulleten' - Mining Information and Analytical Bulletin, Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2016, 48 p. (Series «Mining engineer - manager's library", issue 31).
6. Artemiev V.B., Dobrovolsky A.I., Lisovsky V.V. et al. Rol rukovoditelya i per-sonala v obespechenii bezopasnosti proizvodstva. Otdelnaya statya [Manager's and personnel function in production safety assurance. Separate article]. Gornyy Informatsionno-Analiticheskiy Byulleten' - Mining Information and Analytical Bulletin, Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2017, 48 p. (Series «Mining engineer - manager's library", issue 32).
7. Lengnick-Hall C.A. & Rigsbee C.M. Strategic Human Resource Management and Supply Chain Orientation. Human Resource Management Review, online August 18, 2012.
8. Tolochek V.A. Stili deyatelnosti resursnyy podhod [Operating style: resource approach]. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2015, 366 p.
9. Kilin A.B., Azev V.A., Kostarev A.S. et al. Tsena i tsennost inzhenernoy sluzhby ugledobyvayushchego predpriyatiya v usloviyah innovatsionnogo razvitiya [Coal mining enterprise engineering service price and value under innovative development conditions]. Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2009, 27 p. (Series «Mining engineer - manager's library", issue 2).
10. Avilov A., Rozmanov O., Sidorov N. Novyy vzglyad na deyatelnost rukovoditelya [New vision of manager's activities]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya - Management theoretical and practical issues, 1998, No. 3, pp. 37-48.
11. Artemiev V.B., Galkin V.A., Makarov A.M. Rezervy povysheniya bezopasnosti i effektivnosti proizvodstva OAO «SUEK» v usloviyakh krizisa [Reserves for improving the production safety and efficiency of "SUEK" JSC during the recession]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2015, No. 2, pp. 31-33. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022015.pdf (accessed 15.12.2017).
12. Aguinis H. What is the Value of Human Resource Certification? A Multilevel Framework for Research. Human Resource Management Review, 2012. Vol. 22. pp. 246-257.
13. Horoshiy plohoy rukovoditel Iz kontseptsii effektivnosti deyatelnosti razrabotannoy na enegougolnyh predpriyatiyah Primorskogo kraya [Good / bad manager: from activity performance efficiency concept, developed in Primorski krai energy coal enterprises]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2008, Special issue SUEK, pp.19-21. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/ spec2008.pdf (accessed 15.12.2017).
14. Geiger E., Sheppard K. Predposylki dlya effektivnogo upravleniya (As-sotsiatsiya Geygera Germaniya) [Efficient management prerequisites (Geiger Association, Germany). Ugol' - Russian Coal Journal, 2008, Special issue SUEK, pp. 26-28. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/spec2008.pdf (accessed 15.12.2017).
15. Makhnach A.V. ZHiznesposobnost cheloveka i semi sotsialno-psiholog-icheskaya paradigma [Human and family viability: social and phycological paradign]. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2016, 459 p.