Относительно сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, нарушения служебной дисциплины, а также просчеты и упущения в работе. Анализируется вся имеющаяся информация. При необходимости проводятся дополнительные обследования. В обязательном порядке проводятся индивидуальная беседа, экспертные опросы.
Формы заключения:
р1 — р2 — положительный прогноз на дальнейшую службу;
рЗ — посредственные результаты, дальнейшая служба возможна лишь при наличии высокого профессионализма и коррекции определенных личностных качеств;
р4 — отрицательный прогноз, дальнейшая служба нежелательна
Причины отрицательного прогноза: алкогольная зависимость; возможность асоциального поведения; проявления профессиональной деформации с затрудненной коррекцией личностных качеств. Получившие отрицательный прогноз сотрудники на таможне не работают, причины увольнения при этом различные.
Пролонгированный отбор имеет две ступени:
1) до получения первоначального звания.
2) на протяжении всего времени, пота сотрудник работает в таможне.
Профессионально-психологический отбор, проводимый в два этапа, повышает надежность деятельности психолога, делает прогноз более достоверным и информативным, помогает отобрать информативные критерии проверю! эффективности профессионально-психологического отбора и отдельных психодиагностических методик.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ психологов ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ НА СЛУЖБУ
Психолог УВД М.А.Яковлева
г. Стерлитамак
В настоящее время профессиональный отбор в органы внутренних дел состоит из нескольких последовательных этапов, на каждом из которых по определенным критериям отбора решается вопрос о годности кандидата к службе: социально-правовой (возраст, образо-
вание, прописка и т. д.), медицинский (состояние здоровья физического и психического), психологический (определение психологической предрасположенности к той или иной специальности в ОВД), а также используется так называемая профессиональная проба — испытательный срок, по окончании которого принимается решение о возможности кандидата работать в органах внутренних дел.
Цель данной статьи — показать необходимость проведения еще одного отбора — первичного, где основную роль играет психолог ОВД, и описать процедуру и последовательность работы психолога ОВД с каждым кандидатом на службу.
Каковы же основные причины, обосновывающие необходимость проведения первичного отбора кандидатов на службу ?
Во-первых, это причины экономические. В настоящее время более 50 % желающих поступить на службу в ОВД вдут туда из отсутствия возможности трудиться по специальности. Положительным моментом здесь для сотрудников кадровых аппаратов и психолога является возможность выбора из числа кандидатов, наиболее подходящих по своим деловым и личным качествам к службе в ОВД. Отрицательным является то, что большинство из тех кандидатов, кто устраиваются в ОВД без четко сформированной мотивации, затем находят работу в других местах. Следствием этого стала возросшая сменяемость кадров среди личного состава. Чтобы уменьшить поток случайных людей, поступающих в ОВД, необходим первичный отбор. Такой отбор уже на первом этапе сохранит затраты времени и денег как самого кандидата, так и тех, кто ведет отбор в ОВД — работников ВВК и ЦПД.
Второй причиной является следующее: во время обследования в ЦПД кандидаты на службу обмениваются информацией (не всегда достаточно точной и чаще всего играющей для них отрицательную роль) и к моменту собеседования с психологом ЦПД обычно знают, как "правильно" ответить на вопрос о мотивах своего поступления на службу. Кроме этого, на тестовые задания также нередко отвечают "по подсказке". Приходя же к психологу органа внутренних дел, кандидаты не знакомы ни с процедурой обследования, ни с вопросами, которые им будут заданы, поэтому в ответах своих не успевают скор-ректироваться. Этот момент хорош тем, что позволяет сразу выявить мотивационную направленность кандидата, его действительные способности и эмоциональное состояние и
проводить качественный отбор уже на первоначальном этапе.
Есть еще причина, по которой, на наш взгляд, необходимо проведение первичного отбора. Нередки случаи, когда на службу в ОВД человек приходит устраиваться сразу же после службы в армии или в данный момент человек переживает нечто тяжелое.Естественно, его состояние усталости или эмоциональных переживаний отражается на результатах обследования не в лучшую сторону. Проходит время, и результаты тестирования кандидата оказываются не столь уж плохими. После обследования в ЦПД все данные сохраняются, человека нередко относят к группе риска, тогда как в другое время этого бы не произошло.Здесь нет "подгонки под ответ", т.е. стремления влиять на результаты тестирования. При обследовании в ЦПД проходит большое число кандидатов, и ЦДП лишь констатирует факт (наличие неудовлетворительного состояния), а психолог ОВД может разобраться, временное это состояние или черта личности, и предложить кандидату прийти для поступления на службу спустя некоторое время, а уже затем определить, отказать ему или продолжить оформление на службу.
Психолог ОВД имеет право не давать кан-дидату никаких гарантий, объяснить ситуацию, чтобы он мог принять решение самостоятельно.
Первичное обследование кандидата на службу необходимо психологу ОВД и для повышения своего профессионального уровня, потому что только практическая работа позволяет на хорошем уровне овладеть основами психодиагностической деятельности. Кроме того, сравнивая результаты своего обследования кандидата с результатами обследования его в ЦПД, можно сделать полезные выводы на будущее, чтобы научиться как можно точнее определять, кому отказать в поступлении на службу уже на первом этапе.
Анализируя результаты работы по первичному отбору кандидатов на службу, можно сделать выводы, которые также послужат обоснованию необходимости первичного отбора. 11% кандидатов, пришедших для устройства в ОВД, получили отказ по результатам первичной психодиагностики. Основными причинами для отказа по частоте встречаемости являются:
• низкий интеллектуальный уровень поступающих на службу;
- характерологические особенности кандидатов, не соответствующие специфике служ-
бы и требованиям, предъявляемым к той или иной должности в ОВД, акцентуации, выход за рамки "нормы", которые позволяют предположить плохие результаты ЦПД (имеется в виду заключение "не рекомендуется");
• несформированность мотивов поступления на службу;
• неадекватное поведение, указывающее на наличие психических расстройств, иногда невоспитанность (социально-педагогическая запущенность).
В последнее время эти принципы встречаются все чаще и обусловлены отсутствием общей программы государства по работе с молодежью. Можно отметить с определенностью, что даже по сравнению с 1995 г. увеличилось число кандидатов, составляющих группу риска, и то, что основной массе поступающих на службу в ОВД присущи:
— отсутствие жизненных интересов, увлечений;
— низкий образовательный уровень;
— неразвитая речь, неумение излагать мысли;
— некритичность по отношению к себе.
Поэтому предположительно, что есть процент "проблемных" кандидатов, и с ними придется работать в основном психологам ОВД, в связи с чем необходимо вести качественный отбор уже на первом этапе.
Работа психолога ОВД с кандидатами на службу подразделяется на два этапа. Первый — первичное собеседование и тестирование кандидата с целью определения возможности дальнейшего оформления его на службу в ОВД. Второй — определение срока стажировки после обследования кандидата в ЦПД в зависимости от наличия в его заключении признаков принадлежности к группе риска.
Первый этап работы начинается с собеседования, входе которого психолог знакомится с кандидатом, изучает мотивы его поступления на службу, данные анамнеза (анкетные данные, образование, общий интеллектуальный уровень, происхождение, прежние места работы, данные о родных, их месте работы, наследственных болезнях и т.п.). Это позволяет сделать выводы о характерных особенностях и воспитании человека, далее — по ходу собеседования — психолог наблюдает за поведением, жестами кандидата и делает выводы о том, насколько данный человек искренен в своих словах, насколько скован, умеет ли устанавливать контакты, соответствует ли его поведение характеру ситуации — т.е. насколько оно адекватно (так как неадекватность может ука-
зать на серьезные отклонения в характере, которые не всегда выявляются в ходе тестирования). На первом этапе необходимо провести небольшое тестирование, которое должно отвечать двум требованиям — его результаты должны быть показательными и достаточно подробно говорить о кандидате, но при этом тестирование не должно служить как бы подготовкой к тестированию в ЦПД, т.е. необходимо применять методики, не используемые в ЦПД.
Основная задача, стоящая перед психологом на втором этапе работы с кандидатом на службу, т.е. после обследования его в ЦПД, — установление испытательного срока в зависимости от группы риска и так же, как на первом этапе, отбор, поскольку иногда кандидатам отказывают в приеме на службу по результатам тестирования в ЦПД.
На втором этапе деятельность психолога представляет собой работу с документами — заключением ЦПД и заключением о приеме на службу. В заключении ЦПД необходимо в первую очередь обращать внимание на мотивы поступления на службу кандидата, на интеллект, память и внимание, так как именно эти данные в немалой степени позволяют сделать вывод об успешном прогнозе деятельности кандидата в качестве сотрудника ОВД. Большое значение имеет и группа риска, диагностированная в ЦПД. Отмечено, что многие сотрудники, совершившие нарушения дисциплины и уволенные по отрицательным мотивам, имели в заключении ГР-1в (поведенческие проблемы). Практически ни один из кандидатов с ГР-2 (низкий интеллект) также не смог адаптироваться и эффективно работать — обычно они бывают уволены как не прошедшие испытательного срока или в процессе обучения, в ходе первоначальной подготовки.
В целом, по работе с группами риска нужен дифференцированный подход. Разрешается назначать стажировку кандидатам с ГР от 4 до 6 месяцев, поэтому, если все заключения не вызывают опасений, но в конце значится ГР-7 (ЧС), в этом случае не обязательно назначать испытательный срок в течение всех 6 месяцев, поскольку кандидат служит в Чечне, кроме того, не всегда он принимал участие в боевых действиях.
После определения срока стажировки пси холог ОВД дает письменное заключение о возможности приема на службу того или иного кандидата и таким образом принимает на себя часть ответственности за его дальнейшую ра-
боту в ОВД. И далее продолжает работать с каждым молодым сотрудником, наблюдая за процессом его адаптации к службе и коллективу.
В заключение заметим, что работа психолога ОВД по первичному отбору кандидатов на службу по сути является профилактической, поэтому к ней нужно отнестись с особым вниманием и со всей серьезностью.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ; ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Канд. социол. наук, доцент Д .Д .Невирко Научный сотрудник, канд. мед. наук
Н.А .Горбач
Сибирский юридический институт МВД России
В настоящее время уделяется большое внимание проблеме профессионального психологического отбора в высшие учебные заведения (1; 2). Разработаны нормативные документы, регламентирующие правила приема и профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в высшие учебные заведения системы МВД (3; 4). Однако отсутствие единой методологии проведения отбора, методик и научно обоснованного критериального аппарата для создания оптимального комплекса психологического обследования абитуриентов учебных заведений МВД не позволяют сделать эту работу эффективной. Не разработан и компьютерный вариант тестирования, обработки результатов, составления различных вариантов отчетов, в том числе — централизованных; отсутствуют методики построения базы данных профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу и психологического сопровождения слушателей.