3'2014
Пробелы в российском законодательстве
8. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
8.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Липатова Жанна Николаевна, аспирант. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена проблемам применения в прокурорской деятельности антиэкстреми-стскозо законодательства в сфере противодействия распространению экстремистских идей с его спецификой, относительно недолгой и в то же время достаточно обширной практикой правоприменения, компилятивным и бланкетным характером, разрозненностью по многим законам и нормативным актам. Предлагается внесение изменений в законодательство, направленных на его систематизацию и совершенствование правоприменения.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму, экстремистские преступления, экстремистские материалы, гражданское процессуальное законодательство, особое производство, представление (заявление) прокурора, прокурорский надзор в сфере пресечения экстремистских материалов.
PROSECUTOR’S OFFICE ACTIVITIES AND IMPROVEMENT OF LEGAL FRAMEWORK FOR THE PREVENTION OF DISTRIBUTION OF EXTREMIST MATERIALS
Lipatova Zhanna Nikolayevna, postgraduate student. Place of study: Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with issues related to the application of anti-extremism laws in prosecution activities to prevent the spread of extremist ideas, taking into account the specificity and the compiled and blanket nature of anti-extremism laws, relatively short but rather extensive law enforcement practices, and lack of coordination between many laws and regulations. The author proposes to amend legislation to systematize it and improve law enforcement procedures.
Keywords: extremism, countering extremism, extremist crime, extremist materials, civil procedure laws, special proceedings, prosecutor’s petition, prosecutor’s supervision to prevent distribution of extremist materials.
Экстремистские проявления, как это ни прискорбно, становятся частью нашего общества.
Основными катализатором разжигания экстремистских настроений является распространение идей экстремисткой направленности.
Одним из наиболее важных аспектов борьбы с распространением идей межнациональной и конфессиональной ненависти и вражды является признание информационных материалов экстремистскими1.
Предупреждение экстремистских проявлений предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия субъектов противодействия и профилактики, где на передовой план выдвигается прокурорский надзор.
Специфика прокурорского надзора в этой сфере проявляется в том, что действия прокуратуры по регулированию общественных отношений на данном направлении осуществляются от имени государства в форме контроля за соблюдением законов, с одной стороны, и возложенная на прокуратуру ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности» обязанность по обращению в суд о признании материалов экстремистскими, с другой.
С момента принятия Закона «О противодействии экстремистской деятельности» проделана большая работа в сфере противодействия распространения экстремистских материалов: наработана практика выявления, признания в суде, ведется федеральный список экстремистских материалов.
Усиление прокурорского надзора проявляется в увеличении количества проведенных прокурорских проверок (2012 г. - 27264, 2013 г. - 35539), направлением заявлений в суды общей юрисдикции по вопросам межнациональных отношений и противодействии экстремизму (2013 г. - 8431 )1 2.
Несмотря на принимаемые меры, рост преступности в указанной сфере не снижается, что требует не только нового взгляда на совершенствование работы на данном направлении, но, прежде всего, нового правового подхода.
Антиэкстремистское законодательство имеет свои специфические особенности и относительно недолгую и в тоже время достаточно обширную практику применения, носит компилятивный, бланкетный характер, разрозненно по многим законам и нормативным актам и постепенно приводится в соответствие с ранее принятыми правовыми актами.
Проникновение его в многочисленные отрасли права и прокурорского надзора распространено от определения понятия экстремистских материалов и методов
1 Настольная книга прокурора/ под общ. Ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч.ред. А.Ю. Винокуров. - 2-е изд, перераб. И допол. - М.:, Издательство Юрайт, 2013. С. 388
2 (ФБ) Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности.
210
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Липатова Ж.Н.
проведения лингвистических, психологических, религиоведческих и других экспертиз, признания материалов экстремистскими в судебном порядке и процессуального регулирования судебного рассмотрения, до вопросов предупреждения их распространения мерами прокурорского реагирования, уголовной и административной ответственности.
С момента принятия Закона «О противодействии экстремистской деятельности» проделана большая работа в сфере противодействия распространению экстремистских материалов: наработана практика выявления, признания в суде, ведется федеральный список экстремистских материалов.
До сих пор, несмотря на внесение многочисленных изменений в этот закон, имеются спорные моменты в правоприменительной практике. Это связано, прежде всего, с недостаточной разработанностью основных положений и понятий.
На настоящий момент в правоприменительной практике сложилась ситуация, когда на фоне активного увеличения количества материалов, признанных экстремистскими (в Федеральный список включено более 22803), случаи привлечения к административной ответственности по делам о распространении материалов, признанных экстремистскими, единичны (в 2011 г. - 5, 2012 г. - 1, 2013 г. - 5)4.
Это указывает, с одной стороны, на недооценку важности административных мер, а с другой - на неработающие нормы как таковые.
На необоснованное разрастание федерального списка экстремистских материалов указывают и правоприменители, и эксперты, проводящие экспертизы по материалам с признаками экстремизма, и представители органов публичной власти и гражданского общества.
Законодатель даёт определение экстремистским материалам как «предназначенным для обнародования документам либо информации на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы»5.
В сфере противодействия распространения экстремистских материалов отправной точкой правоприменения должна стать правильная формулировка правового понятия экстремистских материалов.
Говоря о побуждении к осуществлению экстремистской деятельности, надо исходить из призывов и побуждения, тогда круг материалов, признаваемых экстремистскими, сузится, что приведет к признанию экстремистскими только тех материалов, которые имеют
3 Федеральный список экстремистских материалов/ Сайт Министерства юстиции Российской Федерации http://minjust.ru/ru/ex-tremist-materials?search=
4 (ФБ) Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и о результатах расследования уголовных дел экстремистской и террористической направленности
5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ч. 3
ст. 1. [Электронный ресурс] Консультант плюс URL:
http://www.consultant.ru/
реальное действие по побуждению к совершению экстремистской деятельности.
В законе, определяя экстремистские материалы, законодатель выделяет: документы, информацию и публикации.
Дублирующие языковые понятия - документ и публикация, охватывающиеся лингвистическим значением слова информация, подлежат исключению как отягощающие конструкцию определения. При этом никакого дополнительного понятийного смысла они не несут.
Отнесение в определении к экстремистским материалам дополнительной речевой конструкции как «обосновывающие и оправдывающие и национальное и расовое превосходство и практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы» излишне, поскольку данные действия охватываются перечисленными в пп. 3, 4, 5 ч. 1 от. 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» видами экстремисткой деятельности.
Предлагается сформулировать в законе определение экстремистских материалов как «предназначенная для обнародования информация на различных видах носителей (печатных, теле-, видео-, аудио- и иных), призывающая и побуждающая к осуществлению экстремисткой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии».
С одной стороны, признание материалов экстремистскими призвано содействовать пресечению распространению экстремистских идей, в том числе и на религиозной почве, однако при этом необходим не только анализ обстановки, но и правовая оценка на предмет разграничения наличия экстремизма в религиозных текстах и использования канонических текстов в целях провокации религиозной розни.
Канонические религиозные тексты, написанные от 2000 лет до 1500 лет назад, по своей природе, возможно, и указывают на исключительность каждой религии, но данные аспекты необходимы для определенного разумного погружения в веру с целью совершенствования моральных заповедей,
провозглашаемых ею. Религиозные распри исходят не от самих заложенных в текстах канонов, а являются результатом манипуляций религиозными настроениями для достижения различных политических и экономических целей.
В целях сохранения мира между конфессиями необходимо определиться с тем, что является каноническим текстом, а что является его трактовкой, и более того, насколько данная трактовка направлена на возбуждение религиозной розни.
Вопрос архисложный и подлежит серьезному обсуждению и согласованию позиций. Данное согласие возможно будет закрепить законодательно, дополнив ч. 3 от. 1 ФЗ «О противодействии экстремизму» следующим текстом: «Канонические тексты не подлежат признанию экстремистскими материалами».
Такой подход, с одной стороны, снизит вмешательство государства в религиозные вопросы, с другой стороны, предотвратит намеренные и ненамеренные искажения святых текстов, в том числе в целях разжигания религиозной розни.
Признание материалов экстремистскими невозможно без специальных знаний, оценки экспертов.
«Функция специалиста-эксперта состоит в том, чтобы выделить по правилам лингвистического анализа
211
3'2014
Пробелы в российском законодательстве
имеющуюся текстовую информацию и охарактеризовать ее. Для этого исходный текст должен пройти экспертную обработку - его содержание должно быть по понятным правилам интерпретировано, сокращено и преобразовано в аналитико-справочную информацию, содержащую определенные знания о тексте и о мире, стоящем за текстом»6.
Требования ст. 8 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» о проведении исследований объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме»7,только «придает важность создания и внедрения научно обоснованной и апробированной методической базы проведения анализа первичных информационных материалов экстремисткой направленности»8.
В последнее время различными министерствами и ведомствами, наделенными полномочиями и обязанностями по проведению экспертиз, а также независимыми экспертами предложены различные виды экспертиз и разработано достаточное количество различных методик на предмет выявления экстремизма как в текстах, так и иных видах носителей информации.
С накоплением опыта исследований в этой сфере выделились два основных вида экспертиз: лингвистическая и психолого-лингвистическая. В большинстве своем специалисты пришли к «созданию двух видов специализированных методик - это методика комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методика лингвистических экспертиз без обязательного участия психолога»9.
Выделение именно этих видов экспертиз связано, прежде всего, с неотъемлемой вербальной основой любых материалов, призванных побуждать к действию. Наличие иных компонентов: художественных, графических, музыкальных, элементов флэш-моба и т.д. - всегда направлены на усиление вербального акцента. В случаях, когда иной компонент преобладает, текстовой акцент придает смысловую направленность всем остальным способам передачи информации.
«Исследование прагматической направленности информационных материалов, устанавливающее их коммуникативные задачи и целевую установку, относится к безусловной компетенции лингвистов»10 *.
Такая позиция нашла свое закрепление в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по
6 Кузнецов С.А., Олейников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательский дом . Ема, 2014. С. 15.
7 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». [Электронный ресурс] Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru/
8 Кузнецов С.А., Олейников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательский дом . Ема, 2014. С. 10.
9 Кузнецов С.А., Олейников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательский дом. Ема, 2014. С. 10.
10 Кузнецов С.А., Олейников С.М. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистски-
ми: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание). - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательский дом. Ема, 2014. С. 15.
уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности», который указал, что «в необходимых случаях для определения целевой направленности информационных материалов может быть назначено производство лингвистической экспертизы»11.
В последнее время разработано множество методик проведения экспертиз экстремистских информационных материалов, но, несмотря на это, отсутствует единый теоретический подход и практические основы в проведении лингвистических и иных комплексных экспертиз.
Расхождение во взглядах экспертов и ученых в части теории проведения экспертиз и накладываемые при этом собственные убеждения и мировоззрение экспертов, а также иногда идеологическая и политическая ангажированность, приводит порой к оценочным суждениям и предположениям в ходе исследования, что в свою очередь к получению взаимоисключающих заключений.
Такое положение дел не только ставит в тупик суд при принятии решения, но дискредитирует в глазах общества саму систему признания и запрета экстремистских материалов.
Создание универсального метода проведения экспертиз в информационных материалах экстремистской направленности позволило бы избежать таких проблем, и в свою очередь, могло бы послужить ориентиром по формированию в обществе пределов допустимости в вопросах толерантности.
Неоднократно вносимые как Генеральной прокуратурой РФ, так и Министерством юстиции России предложения по выработке единых критериев проведения экспертиз до сих пор не нашли своей реализации.
Методик может быть несколько и даже множество, но все они должны быть воспроизводимы, т.е. каждый эксперт должен получить аналогичный результат с условием конкретного случая.
Трудно найти компромисс на стыке языка и права, но только это приведет к единообразной практике применения законодательства, что должно, в свою очередь, качественно изменить общество в сторону внутреннего согласия. Если не добиваться этой цели, и не работать в этом направлении, то сам процесс правового регулирования в обществе становится бессмысленным, поскольку право и было создано для закрепления обычая с целью регулирования жизни в обществе.
Видится, что методики исследования текстов на предмет наличия в них признаков экстремизма должны быть научно обоснованными, в связи с чем целесообразно внести в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» положение о том, что оценка текстов производится на основании методик, зарегистрированных в Минюсте.
Кроме того, исключить из от. 13 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» указание на возможность рассмотрения указанных дел в административном производстве, поскольку привлечение к административной ответственности предполагается за распространение экстремистских материалов уже внесенных в федеральный список, что само по себе исключает их признание экстремистскими в ходе административного производства.
11 Пленум ВС РФ от 28 июня 2001 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности». [Электронный ресурс] Консультант плюс URL:
http://www.consultant.ru/
212
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Липатова Ж.Н.
Мало признать материалы экстремистскими - надо еще пресечь их распространение: ст. 13 Закона предусмотрено, что одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Однако законом не урегулирован порядок и субъекты исполнения судебного решения изъятия нереализованной части тиража продукции средств массовой информации, содержащей материал экстремисткой направленности.
С учетом изложенного, представляется необходимым указать в Законе, что такое изъятие осуществляется органами внутренних дел на основании опубликованного в установленном порядке решения суда о признании средства массовой информации экстремистским.
Предлагаемые внесения изменений в законы должны не только привести к единой системе антиэкстремистское законодательство в сфере противодействия распространения экстремистских материалов, исключить дискредитацию проводимой в этом направлении работы прокуратуры и других правоохранительных органов, но облегчить задачу прокуратуры по организации деятельности и выполнению своих функций в данной сфере.
Отзыв
научного руководителя на статью «Деятельность прокуратуры и совершенствование правовых основ в сфере противодействия распространению экстремистских материалов», подготовленную аспирантом Липатовой Ж.Н.
Представленная статья «Деятельность прокуратуры и совершенствование правовых основ в сфере противодействия распространению экстремистских материалов» подготовлена аспирантом Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках работы над диссертационным исследованием, посвященным вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии распространению материалов экстремистского характера.
Автор справедливо отмечает, экстремизм в последние десятилетия стал распространенным явлением, что послужило причиной принятия в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности». При этом одним из типичных проявлений запрещенных законом деяний стало распространение экстремистских идей посредством использования средств массовой информации и иных источников массового пользования.
В контексте борьбы с экстремизмом важная роль отводится органам прокуратуры, надзорная функция которых была дополнена специфическим арсеналом полномочий.
Аспирант обращает внимание на то, что антиэкстре-мисткое законодательство стремительно развивается, действующие законы дополняются нормами, направленными на противодействие распространению экстремистских материалов, которые не всегда согласовываются между собой, что вызывает трудности правоприменения.
Статья посвящена проблемам применения в прокурорской деятельности указанного законодательства, и вносятся предложения изменения в законодательства, направленных на его систематизацию и совершенствование.
В целом следует отметить, что автор, будучи практическим работником профильного подразделения Гене-
ральной прокуратуры Российской Федерации, владеет достаточной информацией по рассматриваемой теме.
Как представляется, статья «Деятельность прокуратуры и совершенствование правовых основ в сфере противодействия распространению экстремистских материалов», подготовленная аспирантом Липатовой Ж.Н., может быть рекомендована к опубликованию в журнале ВАК.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А.Ю. Винокуров
213