ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)+343.21:343.163
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДО РЕФОРМЫ 1864 Г.
© и. и. ГОЛОВКО
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал Академии Генеральной Прокуратуры РФ), кафедра прокурорского надзора и обеспечения участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских
и арбитражных дел e-mail: [email protected]
Головко И. И. - Деятельность органов прокуратуры России по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве до реформы 1864 г. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 574-576. - В
статье рассмотрено становление деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве России. Особое внимание обращено на правозащитную деятельность прокурора. Автор приходит к выводу, что в период 1722-1864 гг. прокурор не наделялся полномочиями по защите трудовых прав граждан, а в целом становление деятельности прокурора в гражданском процессе было прогрессивным.
Ключевые слова: прокурор, гражданский процесс, заключение, протест, трудовые права.
Golovko I. I. - Activity of prosecution bodies of Russia on protection of labor rights in civil proceedings before the reform in 1864 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 574-576. - The text considers the formation of the prosecutor in civil proceedings in Russia. Particular attention is paid to human rights work of the prosecutor. The author concludes that the period1722-1864. Prosecutor does not have the authority to protect labor rights, and in general the formation of the prosecutor in the civil process was progressive.
Keywords: attorney, civil process, opinion, protest, labor rights.
По действующему российскому законодательству прокурор вправе обращаться в суд в защиту трудовых прав граждан и давать заключения в делах о восстановлении на работе (ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации). Дела этой категории многочисленны.
Однако проблема наделения прокурора полномочиями по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве исследована недостаточно полно. Эти вопросы в основном рассматривались в рамках общих исследований. Специальные публикации по этой тематике издавались в различные исторические периоды, поддерживали противоположные точки зрения, не учитывают последних изменений в законодательстве [14].
Таким образом, названная проблема важна и актуальна.
Рассмотрим законодательство, регламентирующее деятельность прокурора по защите трудовых права граждан в гражданском судопроизводстве, условия и результаты этой деятельности с периода появления прокуратуры в 1722 г.
Прокурор был представителем верховной власти и государства в Сенате; обладал широкими надзор-
ными полномочиями над всеми учреждениями, подчиненными Сенату, в том числе и судебными органами [18, С. 169-186, 194-200].
Указом от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских» [19] на прокуратуру была возложена также защита прав и интересов государства.
Генерал-прокурору были подчинены прокуроры одиннадцати надворных судов [17, С. 184]. Они имели право проверять решения и опротестовывать незаконные решения судов. Надворные суды существовали не в каждой губернии России [8, С. 707].
До второй половины XVII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Соборное Уложение 1649 г., бывшее основой правовой системы Российской империи на протяжении XVIII столетия, не разделяло уголовный и гражданский процесс. Общий ход процесса, названия процессуальных документов и действий в принципе одинаковы и для уголовных и для гражданских дел (исключая порядок обнародования приговоров) [13].
В XVIII веке трудовые отношения и трудовое законодательство в России еще отсутствовали.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
После смерти Петра I в 1725 г. началась так называемая «эпоха дворцовых переворотов», длившаяся до вошествия на престол Екатерины II [6, С. 746]. Каждый новый правитель прилагал усилия к изменению законодательства и государственного аппарата по своему разумению. В ходе преобразований прокуратура, стеснявшая чиновную аристократию [7, С. 855], была упразднена в 1727 г. [2, С. 17]
В правление императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.[11] были восстановлены должности генерал -и обер-прокурора Сената, прокуроров в судебных местах. Конкретные должности прокуроров в судебных местах и их полномочия Указ не называл.
Через три года была учреждена должность губернского прокурора [16] согласно административно-территориального принципа [3, С. 19], а не при надворных судах. Прокуроры надзирали за судами, был вправе опротестовать незаконные решения судов. В этот период прокуроры не могли предъявлять заявления в суд и участвовать в рассмотрении дел судами. Прокурор приближался к исполнительной власти.
В провинциях прокуроры появились гораздо позже, только в 1763 г. Провинциальные прокуроры были подчинены не губернскому прокурору, а непосредственно генерал-прокурору. они обладали той же компетенцией, какой и губернские прокуроры, но на провинциальном уровне [4, С. 19]. Таким образом, прокуратура как иерархическая система еще не сформировалась.
Этот порядок деятельности прокуратуры России в судах сохранялся до реформирования российского законодательства Екатериной II.
Екатерина II приняла меры к укреплению государства, усилению целостности центральной власти, разделению властей, формированию самостоятельной судебной власти, преобразованию прокуратуры.
Изданные Екатериной II «Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи» в 1775 г. [20] устанавливали систему губернской прокуратуры, были установлены должности прокуроров при губернских правлениях и судах.
Упразднялась не связанная с губернской провинциальная прокуратура, прокуратура приобрела черты единой системы, в которой все нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим вплоть до генерал-прокурора.
Перед прокурорами была поставлена задача сохранения везде порядка, определенного законами, в том числе в производстве и отправлении дел, «целость власти и интересов императорского величества» путем надзора за соблюдением законодательства, участия в рассмотрении судом дел и надзора за законностью разрешения дел.
Круг полномочий прокуроров в судах расширился. Прокуроры наблюдали за порядком и правосудием, за точным исполнением законов, учреждений и указов, за сроками по делам в производстве; введено заключение прокурора о смысле закона и по спорам о подсудности (ст. 405 «Учреждений»).
Прокурор был введен в отделившееся от уголовного судопроизводство по казенным делам. По этим делам прокурору вменялась обязанность защищать казенный и общественный интерес путем дачи заключений, что было впервые (ст. 407, 409 «Учреждений»). Появились дела «обязательной категории» участия прокурора.
Вводились должности стряпчих - помощников прокуроров в судах.
Прокуроры и стряпчие обладали схожими полномочиями, однако законодатель в официальных разъяснениях считал прокуратуру стоящей вне активного управления, властью только надзирающей; в одном решении суда стряпчий при гражданской палате по казенным делам был сравнен с челобитчиком в его процессуальных правах, законодатель указал, что стряпчий всегда является блюстителем закона, даже ведя казенное дело [9].
Трудовые отношения и трудовое законодательство до конца XVIII в. не появились.
В дальнейшем, в периоды правления Павла I и Александра I штаты прокуратуры были сокращены, но статус прокуратуры не изменялся.
Были упразднены должности стряпчих. Прокуроры при судебных местах становились все более общественными обвинителями, а с уничтожением стряпчих, в силу необходимости, переняли от последних их функции представительства «казенных и общественных интересов» [10, С. 95].
Согласно Манифеста от сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств» Министр юстиции совмещал должность генерал-прокурора. на него возлагались вопросы министерства и активного управления, вопросы устройства судебного порядка [15, С. 95]. Таким образом, прокурорский надзор за судом получил дальнейшее развитие.
несмотря на постоянные изменения, которые в первой половине XIX века вносились в законодательство о прокурорском надзоре, функции и значение губернской прокуратуры существенно не менялись. наибольшее внимание губернские прокуроры в этот период уделяли просмотру решений и приговоров губернских судебных и административных учреждений [5, С.20] и заключениям по делам.
Полномочия прокуроров расширились по «Своду законов Российской империи» 1832 г. [12]: они участвовали в рассмотрении судами дел с участием казны, общества, государства, давали по ним заключения.
Этого требовал принцип особого правительственного попечения по некоторого рода делам. Кроме того, участие образованных лиц в судопроизводстве было необходимо, так как «современник отмечали низкий умственный и нравственный уровень личного состава суда. Это объяснялось рядом причин, первая из которых - выборность судей. для выборных судей не было установлено в законе образовательного ценза, на выборах преобладали мелкопоместные дворяне, которые в массе своей отличались почти поголовным невежеством» [1].
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
Таким образом, сначала прокурор не был участником процесса, не обращался с заявлениями в суд и не вступал в процесс для дачи заключений. Как надзорный орган он мог только проверять и опротестовать незаконные акты судов.
В дальнейшем статус и полномочия прокуроров развивались, прокурор получил полномочия надзора за законностью, сроками и порядком в рассмотрении рассмотрения дел судом.
Прокурор вступал в дело и давал заключения по делам «обязательной категории»: о защите прав и интересов государства, общества и казны; по иным вопросам.
На основании изложенного считаем, что становление деятельности прокурора в гражданском процессе в исследованный период было прогрессивным, соответствовало развитию законодательства, способствовало повышению авторитета прокуратуры и расширению круга ее полномочий.
У прокурора не было права обращаться в суд с иском (заявлением) и оспаривать решения суда. Прокурор не обладал полномочиями защиты трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве в связи с отсутствием соответствующего законодательства.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова Е. А. Общая характеристика гражданского судопроизводства по Своду законов Российской империи // Законодательство. 2004. № 11. С. 83-93.
2. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 30 с.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2009. 970 с.
7. Там же.
8. Там же.
9. Корф С. А. Административная юстиция в России. Книга первая. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России.
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10. Там же.
11. Манифест 2 октября 1730 г. "Быть при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при коллегиях и в других судебных местах - прокурорам и действовать по данной им должности". ПСЗ Т^. № 5625.
12. Свод законов Российской империи. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. См.: Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
14. См.: Казанцев С. М. Роль прокурора в гражданском процессе дореволюционной России // Дореволюционные юристы о прокуратуре. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 81-93; Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2003. 30 с.; Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2009. 970 с.; Ювжик-Компанейц О. А. Участие прокурора в гражданском процессе // Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 225-237.
15. См. Корф С. А. Административная юстиция в России. Книга первая. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
16. Указ Анны Иоанновны 3 сентября 1733 г. «О должности прокурора». ПСЗ. Т. VI. № 6475.
17. Указ Петра I. 18 января 1722 г. Российское законодательство Х-ХХ веков. М.,1986. Т. 4. 512 с.
18. Указы Петра I. 22 января 1722 г. «О бытии при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при каждой коллегии по прокурору», 27 апреля 1722 г. «О должности Сената», 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. Т. 4. 512 с.
19. Указ о хранении прав гражданских. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2010/.
20. Учреждения для управления губерний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2350/.