Батмазов В.А., Фоменко П.П.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОФИЦЕРОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК, УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС (1992-2007 гг.)
Современный этап развития российского общества характеризуется переходом от политики радикальных реформ к планомерному научно обоснованному совершенствованию структуры и состава Вооруженных сил как одного из его социальных институтов. Новые условия выдвигают на повестку дня задачу оптимизации численного состава армии и флота, реформирования большинства соединений и частей, сокращения гарнизонов и военных городков. Предполагаемые преобразования затронут судьбы многих военнослужащих, вынужденных расстаться с военной службой и искать себе применение в другой социальной среде. Для большинства офицеров, членов их семей увольнение из армии - весьма болезненный процесс, связанный с переменой жизненных перспектив, необходимостью адаптироваться к новым взаимоотношениям в современном гражданском обществе. В связи с этим особую актуальность приобрела деятельность органов государственного и военного управления Российской Федерации по социальной адаптации офицеров, уволенных в запас. Сегодня эта проблема обретает уникальное историческое, научное и практическое значение, заслуживает всестороннего и глубокого изучения.
В решении задач социальной защиты офицеров, уволенных из рядов Вооруженных сил, важную роль играет единая система социальной адаптации военнослужащих, под которой принято понимать деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы [2, с. 23].
Анализ нормативно-правовых актов, документов военного управления, посвященных проблемам подготовки военнослужащих к новым жизненным условиям, свидетельствует о том, что важнейшими направлениями в деятельности
1
органов государственной власти и военного управления по социальной адаптации увольняемых офицеров Сухопутных войск в рассматриваемый период были:
- разработка и принятие законов, других нормативных актов, определявших права и льготы офицеров, уволенных в запас и гарантии их реализации;
- создание системы органов и учреждений, осуществлявших социальную защиту и обеспечивавших занятость офицеров Сухопутных войск, подлежавших увольнению или уволенных в запас;
- заблаговременное консультирование военнослужащих перед увольнением с военной службы через сеть справочно-консультационных пунктов, создававшихся при воинских частях;
- профессиональная подготовка и переподготовка, а также трудоустройство офицеров, подлежавших увольнению или уволенных в запас, с максимальным учетом накопленных навыков и умений по основной военно-учетной специальности;
- оказание гражданам, уволенным с военной службы, помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
- социально-психологическая поддержка офицеров Сухопутных войск, уволенных с военной службы, в ходе адаптации к новым условиям.
В начале 90-х гг. XX в. перед руководством страны встала проблема недостаточной социальной защищенности военнослужащих и необходимости принятия дополнительных мер по усилению социальной и правовой защиты военнослужащих, увольняемых с военной службы.
В период с 1992 г. по 2007 г. был создан значительный массив нормативноправовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Приоритетными являлись законы РФ: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О ветеранах». В указанный период также было издано более 30 указов Президента РФ и 80 постановлений Правительства России, повлиявших на уровень социальной защиты офицеров Сухопутных войск.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 1300 [7] и от 26 февраля 1997 г. № 222 [6] , была разработана Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
на 1994-2000 гг. В ходе реализации программы удалось переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. уволенных с военной службы, офицеров Сухопутных войск, что составило около 20 % от числа нуждавшихся в переподготовке [1, л. 12]. В эти же годы было завершено создание сети региональных учебных центров, способных эффективно и в полном объеме решать задачи профориентации и переподготовки, а также обеспечить занятость военнослужащих в условиях массового увольнения.
В 2001 г. в целях дальнейшего решения комплекса проблем, связанных с адаптацией граждан, уволенных с военной службы, к условиям гражданской жизни, постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена новая государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002 - 2005 гг. [5]. Главным, чем отличалась эта программа от принимавшихся ранее, являлось то, что впервые была поставлена цель решения всего комплекса проблем, связанных с социальной адаптацией увольняемых с военной службы граждан, осуществлением их профессиональной ориентации, психологической поддержкой, переподготовкой, трудоустройством. Всего в рамках реализации данной программы около 30 тыс. увольняемых военнослужащих и до 6 тыс. членов их семей прошли профессиональное обучение с последующим трудоустройством. Кроме того, вовлечено в предпринимательскую деятельность свыше 5 тыс. офицеров Сухопутных войск, уволенных с военной службы [9, л. 148].
Правительственные решения по социальной адаптации подлежавших увольнению военнослужащих Сухопутных войск реализовывались в войсках приказами министра обороны Российской Федерации, главнокомандующего Сухопутных войск и командующих военных округов. Изучение документальных источников показало, что органы военного управления адекватно оценивали важность социальной адаптации военнослужащих. В рассматриваемый период 19922007 гг. на различном управленческом уровне был принят ряд важнейших документов, касавшихся организации профессиональной переподготовки на гражданские специальности увольняемых военнослужащих и членов их семей1 [8].
1 См., например: Приказ командующего войсками Ленинградского военного округа от 16 ап-
реля 2002 года № 169 «О дальнейшем совершенствовании работы по обеспечению социально-
3
Исходя из требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов военного управления, социальная адаптация военнослужащих Сухопутных войск обеспечивалась деятельностью высших органов государственной власти и военного управления, в том числе Главкомата Сухопутных войск, органов воспитательной работы всех уровней. Практически проблемы социальной адаптации военнослужащих решались путем разделения уровней руководства и управления на законодательный и административно-исполнительный, создания системы взаимодействия между ними, при определении зоны ответственности каждого субъекта. К примеру, Главное командование Сухопутных войск в сфере социальной защиты увольняемых офицеров выполняло следующие функции:
- прогнозирование количества и регионального размещения офицеров, подлежащих увольнению с военной службы;
- подготовка проектов федеральных целевых социально-ориентированных программ;
- создание сети справочно-консультационных пунктов в целях организации профессионального консультирования увольняемых военнослужащих по вопросам социальной адаптации, переподготовки, состояния регионального рынка труда и др.;
- аккумулирование материально-финансовых ресурсов, выделенных на эти цели, в том числе по международным программам;
- привлечение образовательных учреждений, структур, работающих в сфере дополнительного профессионального обучения и в сфере трудоустройства, к реализации на конкурсной основе программ переподготовки и последующего трудоустройства увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- обобщение статистических данных и качественных показателей результатов работы по переподготовке и последующему трудоустройству военнослужащих, подготовка ежегодных докладов в Министерство обороны Российской Федерации [10, л. 116].
профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, и членов их семей в войсках Ленинградского военного округа». - Прим. авт.
На командование военных округов по этому вопросу возлагались следующие задачи:
- создание и обеспечение работы справочно-консультационных пунктов по профессиональному консультированию увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, проживающих на территории военного округа, по вопросам социальной адаптации, переподготовки, состояния регионального рынка труда и др.;
- организация работы специально назначенных должностных лиц в воинских частях и гарнизонах по персональному учету военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы;
- координация деятельности органов военного управления, региональных органов федеральной государственной службы занятости населения, департаментов образования по решению проблем адаптации увольняемых военнослужащих в гражданское общество;
- осуществление статистического учета данных по переподготовке и последующему трудоустройству военнослужащих, ежеквартальные доклады в Глав-комат Сухопутных войск результатов работы в этой сфере [9, л. 117].
Важным направлением социальной адаптации увольнявшихся офицеров в исследуемый период оставалось заблаговременное консультирование военнослужащих через сеть справочно-консультационных пунктов, создававшихся при воинских частях в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 19 марта 2002 г. № 115 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации № 729 от 15 октября 2001 года» [3, л. 714]. Пункты были предусмотрены в воинских частях вплоть до отдельного батальона включительно, в организациях и учреждениях Вооруженных сил и военных комиссариатах. В их состав включался один из заместителей командира воинской части, по представителю от штаба кадрового органа, органа воспитательной работы, помощник командира части по правовой работе и другие должностные лица по решению командира.
Справочно-консультационные пункты оборудовались в местах, доступных для посещения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей. Для их размещения выделялись, как правило, отдельные помещения в Домах офицеров, клубах, библиотеках или иных учреждениях культуры на территории гарнизона.
Как показала практика, работа пункта организовывалась в соответствии с планом, составляемым на квартал. На справочно-консультационном пункте велась следующая документация: книга учета посетителей и поступивших от них вопросов; план работы справочно-консультационного пункта; распорядок работы; опись имущества.
Значительное место в общей системе социальной адаптации офицеров Сухопутных войск в изучаемый период занимали профессиональная подготовка и переподготовка, а также трудоустройство офицеров, подлежавших увольнению или уволенных в запас. На профессиональную переподготовку направлялись военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляла пять и более лет (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях); увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока контракта; по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Профессиональная переподготовка осуществлялась по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе уже имеющегося у военнослужащих образования. Нормативный срок прохождения переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности составлял 500 часов аудиторных занятий. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводилась по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Основной (рекомендуемой) формой профессиональной переподготовки военнослужащих являлась очная форма обучения.
Кроме того, профессиональная переподготовка военнослужащих осуществлялась в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту их службы. При невозможности переподготовки по месту службы военнослужащие могли быть направлены по их желанию на обучение в образовательные учреждения, расположенные в других населенных пунктах. Так, в Ленинградском военном округе работали несколько центров адаптации военнослужащих и членов их семей. Наиболее значимыми из них были: Санкт-Петербургский международный институт повышения квалификации «Перспектива»; Санкт-Петербургский институт дополнительного профессионального образования службы занятости; Центр социально-экономической подготовки Мурманского государственного технического университета; учебный центр Мурман-
ского областного центра занятости населения. Только в этих центрах за счет государственных (бюджетных) средств было переподготовлено более 1200 человек [4, с. 16].
Войсковая практика показывает, что мало дать человеку новые специальность и квалификацию, пусть и востребованные на рынке труда, важно сформировать его готовность к новой деятельности, создать условия (объективные и субъективные) для трудоустройства в соответствии с полученной специализацией, реализовать конструктивные формы поведения на рынке труда (такие как, создание референтного круга общения, предметность намерений и планов, накопление опыта поведения на свободном рынке труда, достраивание контекста текущей жизненной ситуации) и наконец выработать отношения к трудной ситуации как к совокупности шансов и способности видеть множество сфер приложения своих сил. Все это становится возможным через социально-психологическую поддержку офицеров Сухопутных войск, уволенных с военной службы. В социально-психологической поддержке офицеры нуждаются на всех этапах перехода от военной службы к гражданской деятельности, но ее содержание на каждом отрезке этого процесса имеет свои особенности, отражающие специфику психического состояния военнослужащего и характер решаемых им задач.
Уже на первом этапе органы военного управления стремились к расширению масштабов информированности военнослужащих о гражданской деятельности, рынке труда, новых профессиях, а также о своих профессиональных наклонностях и возможностях. Это становилось предпосылкой снятия излишней психической напряженности на последующих этапах переходного процесса.
На этапе переподготовки психологическая помощь прежде всего была связана с оценкой степени соответствия индивидуальных качеств офицера требованиям будущей специальности и следовательно правильности выбора профиля обучения и учебного заведения. В этот период проводились психодиагностические обследования профессиональных интересов и способностей кандидата. В некоторых случаях вырабатывались конкретные рекомендации по целенаправленному развитию офицером психологических качеств, профессионально важных для будущей деятельности.
На этапе трудоустройства офицеру помогали еще раз уже после окончания курсов оценить свою готовность к выполнению тех или иных обязанностей, убе-
речь его от поспешности в принятии решения и постановки перед собой нереальных, невыполнимых или, наоборот, явно упрощенных, заниженных целей.
Таким образом, социальная адаптация как объект исследования представляет собой активный вид деятельности, основными функциями которого являются освоение новой среды и обретение нового социального статуса. Поскольку данный процесс детерминирован весьма разнообразными условиями, в которых оказался военнослужащий на момент увольнения из Вооруженных сил, нам представляется, что процесс социальной адаптации кадровых военнослужащих, увольняемых в запас, может проходить гораздо успешнее и эффективнее при соблюдении следующих условий.
Во-первых, должна непрерывно совершенствоваться система социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Во-вторых, органы государственного и военного управления обязаны создавать и совершенствовать условия для профессиональной переориентации и переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, как в ходе военной службы, так и после нее.
В-третьих, необходимо осуществлять социально-психологическое сопровождение процесса социальной адаптации офицеров, увольняемых в запас, к новому статусно-ролевому положению.
В-четвертых, в обществе и в военной среде должна быть создана и отлажена работа специальных служб, занимающихся социальной адаптацией кадровых военнослужащих, увольняемых в запас.
В-пятых, для переподготовки офицеров к новой деятельности шире использовать ресурсы образовательных учреждений не только Министерства обороны РФ, но и всей государственной научной школы.
* * *
1. Гатвинский А.Н., Слабнина Е.Б. Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас. Саратов, 1997.
2. Карасев В. Б. Концепция программы конверсии военного городка // Социальная адаптация. 2000. № 3-4.
3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М., 2002.
4. Нехай Р.Ш. Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению, граждан, уволенных в запас, и членов их семей: задачи и пути решения в Ленинградском военном округе // Векторы Россия - НАТО. № 4.
5. О государственной программе «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002 - 2005 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729. URL: http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13534.shtm
6. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222. URL:
http://www.pravoteka.ru/pst/729/364198.html
7. О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и со-
циальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1300. URL:
http://www.pravoteka.ru/pst/735/367397.html
8. Об утверждении направлений взаимодействия Министерства труда и социального развития РФ и Министерства обороны РФ в работе по военно-профессиональной ориентации граждан РФ, состоящих на воинском учете: приказ от 25 июня 2001г. Минтруда РФ № 125 и Минобороны РФ № 282. URL: http://infopravo.by.ru/fed2001/ch04/akt17711.shtm
9. Текущий архив Управления воспитательной работы Сухопутных войск. 2002 г. Д. 5.
10. Текущий архив Управления воспитательной работы Сухопутных войск. 2000 г. Д. 10.