УДК 94 (73)
Воробьев Д.Н., аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ «НИАГАРА» И ПОЯВЛЕНИЕ НЕГРИТЯНСКОГО ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ В США (1905 - 1909)
Статья посвящается анализу деятельности афроамериканской организации «Ниагара», основанной в 1905 г. и ставшей пионером негритянского протестного движения. Членами организации являлись представители «цветной» интеллигенции, преимущественно проживавшие на Севере страны, где афроамериканцы не притеснялись в своих правах. Лидером «Ниагары» стал профессор университета Атланты Уильям Дюбуа, бросивший вызов доминировавшим в негритянской общественности идеям приспособления Букера Вашингтона, согласно которым «цветное» население должно было примириться со сложившимися на Юге политическими и социальными порядками в обмен на возможности улучшения своего материального положения. Деятели «Ниагары» считали, что первостепенной задачей негритянской общественности является борьба за гражданское и политическое равноправие, как единственной гарантии защиты чернокожего населения. С этой целью афроамериканцы должны были активно применять все формы протеста против расистских порядков в стране. Несмотря на то, что финансовые трудности, враждебное общественное мнение и антагонизм между лидерами организации привели к ее скорой кончине, «Ниагара» сумела внести существенный вклад в афроамериканское сообщество. Такие идеи членов «Ниагары» как широкая агитация в прессе, протестное голосование, ведение судебных тяжб против расистских законов широко применялись последующими организациями негритянского протестного движения.
Ключевые слова: история США, афроамериканцы, негритянское протестное движение, идеология приспособления, межрасовые отношения, «Ниагара», Уильям Дюбуа, Букер Вашингтон.
Негритянское протестное движение, активная борьба которого привела к достижению афроамериканцами в 1960-е гг. гражданского и политического равноправия в США, зародилось в начале XX в., когда была создана организация «Ниагара». Ее члены призывали чернокожее население к активной борьбе за свои гражданские и политические права на Юге при помощи всех легальных средств. Деятельность «Ниагары» долгое время оставалась без должного внимания исследователей, не только в отечественной, но и зарубежной американистике. Лишь в последнее время американские ученые занялись подробным рассмотрением протестной борьбы данной организации. Отмечая факт того, что члены «Ниагары» являлись пионерами негритянского протестного движения, исследователи заявляют о том, что программа организации по борьбе с расизмом была в дальнейшем широко применена будущими
афроамериканскими протестными
организациями [1, 15]. В этой связи стоит задача не только проследить основные результаты деятельности «Ниагары», но также показать причины создания и упадка данной организации.
Исследование выполнено на основе
междисциплинарного подхода опыта смежных отраслей общественных наук (истории, политологии, культурологии и права) с применением методов инвент-анализа и контент-анализа.
Несмотря на то, что попытки организовать широкий протест негритянской общественности против расистских порядков Юга имели место и в конце XIX в., рубеж веков являлся временем полного доминирования среди афроамериканской общественности идей Букера Вашингтона -директора популярного педагогического училища Таскиги для «цветных», являвшегося самым известным чернокожим деятелем страны. Основу его взглядов составляли идеи необходимости
приспособления чернокожего населения к существовавшим на Юге политическим и социальным реалиям. Призывая
афроамериканцев временно смириться с частичным лишением избирательных прав, а также введением расовой сегрегации, Вашингтон рассчитывал, что взамен негры получат возможности для трудоустройства и получения образования. Таким образом, негритянский лидер надеялся, что афроамериканцы смогут в дальнейшем добиться расового равноправия посредством
улучшения своего материального благополучия. Однако предложенная им идея межрасового компромисса была воспринята большинством южной элиты как фактическое признание второсортности негров, вследствие чего участились случаи линчеваний и расовых погромов, ускорилось введение сегрегации мест общественного пользования, а также приняты «дедушкины статьи», лишавшие избирательных прав практически все негритянское население Юга. В условиях нежелания Вашингтона менять свою стратегию, направленную на отказ от критики действий федерального правительства и властей южных штатов, среди афроамериканской общественности нарастало недовольство его деятельностью. При поддержке подконтрольной «цветной» прессы и организаций, прозванных «машиной Таскиги», Вашингтон стремился всячески подавлять очаги нарастающего протеста среди чернокожего населения.
Основу противников идеологии приспособления составила молодая негритянская интеллигенция, проживавшая на Севере, где чернокожее население не испытывало притеснения в своих правах. Лидером оппозиции курсу Вашингтона стал профессор университета Атланты Уильям Дюбуа. Первоначально находясь под влиянием идей приспособления, он в дальнейшем убедился в их
несостоятельности. По мнению Дюбуа, именно достижение гражданского и политического равноправия являлось главной задачей для чернокожей общественности. Таким образом, противники Вашингтона призывали к открытому протесту и агитации против сложившихся на Юге расистских порядков.
Для борьбы на равных с Вашингтоном сторонникам протестного движения было необходимо объединить усилия и создать собственную организацию, способную эффективно противостоять
распространению в стране расизма. В июне 1905 г. Дюбуа обратился к афроамериканской общественности,
«призвав всех, кто верит в свободу и прогресс негров, к организованным и решительным наступательным действиям» [4, р. 307]. Он предложил созвать
конференцию, целью которой было учреждение негритянских печатных органов, отражавших правдивую
информацию о положении дел на Юге.
Такая конференция состоялась 9 июля в городе Буффало (штат Нью-Йорк) при участии 29 делегатов, объявивших о создании движения «Ниагара».
Новоиспеченная организация ставила в качестве главной цели активное проведение в жизнь ряд принципов: «свободу мнений и критики; создание независимой и неподкупной прессы; введение
фактического избирательного права для негров-мужчин; ликвидацию всех социальных различий, основанных на расовой принадлежности и цвете кожи; а также признание братства людей». В программе особо подчеркивалось, что «высшее образование и приобретение любой профессии не могло быть монополией только одного класса или исключительно белой расы» [2, р. 53]. Таким образом, движение «Ниагара» выступило с широкой программой демократических прав для афроамериканцев, как эффективного средства в борьбе с расовыми притеснениями и гражданской
пассивностью чернокожего населения. Одной из центральных задач организации провозглашалась критика Вашингтона, «заигрывание которого перед властями Юга, вело к расовой дисгармонии, утверждению ущербной морали и формированию негативного имиджа негров в глазах белой Америки» [2, р. 57]. В конечном счете, делегаты объявили о создании 10 комитетов, наиболее важным из которых являлся «комитет прессы и общественного мнения», куда вошел Дюбуа. Для решения насущных финансовых вопросов был установлен ежегодный членский взнос в 5 долл., а в плане организации - заявлено о необходимости создать в каждом штате отделение «Ниагары». Дюбуа был избран генеральным секретарем организации, а адвокат из Цинциннати Дж. Джексон - ее казначеем.
В результате отказа подконтрольной Вашингтону прессы освещать события, связанные с деятельностью «Ниагары», о создании протестной организации заявили
лишь несколько оппозиционных
негритянских газет. Например, газета «Chicago Broad Ax» писала: «Ниагара» появилась в подходящее время. Политика Вашингтона «залечь на дно и оставаться в темноте» вызывает тошноту у мужественного негра» [3]. Популярная в столице «цветная» газета «Washington Bee», в свою очередь, также не осталась в стороне от события: «Дюбуа занялся этим делом не по причине того, что ему это нравится, а потому что это его долг и сама правда требует этого» [26].
В 1906 г. произошла вторая конференция «Ниагары» в Харперс-Ферри (штат Виргиния). На встрече была принята декларация принципов движения, в которой говорилось о растущей расовой ненависти, наступлении белого Юга шаг за шагом на права чернокожих граждан, дискриминации афроамериканцев в транспорте и местах общественного пользования. Участники движения заявляли о решительном протесте против всех проявлений расовой дискриминации, а конкретными
требованиями прокламации являлись:
1. Получение реального доступа к избирательным урнам, так как с гражданскими правами приходит подлинная свобода. Ни один штат не правомочен признавать право голоса только за гражданами одного цвета кожи;
2. Прекращение дискриминации негров в местах общественного пользования, так как их разделение по цвету кожи является антидемократической выдумкой правящей элиты;
3. Право всех свободных людей поддерживать отношения с другими людьми (отмена запретов на межрасовые браки);
4. Федеральное правительство должно принять меры для борьбы с безграмотностью на Юге, при этом черных детей должны обучать так, как обучают всех интеллигентных белых людей. «Черная» молодежь имеет право знать, мыслить и стремиться вперед [2, p. 5962].
Для продвижения своих программных установок «Ниагара» нуждалась в собственных периодических изданиях. Одним из них стал журнал «Voice of the Negro», издаваемый Дж. Барбером, выпускником университета «Юнион». Как и
многие другие, он долгое время поддерживал политику Вашингтона, но затем, разочаровавшись в ее результатах, отказался от финансовой помощи своему журналу со стороны директора института Таскиги. При финансовом содействии членов «Ниагары» Дюбуа также приступил к изданию еженедельной газеты «Moon» с 2 декабря 1905 г., подписка на которую стоила 5 центов. Газета освещала как внутренние происшествия, касавшиеся разного рода проявлений расизма, так и внешние факторы, связанные с событиями в негритянском мире [18]. Правда, в результате финансовых проблем газета имела ограниченный тираж: ее читатели, составлявшие несколько сот человек, проживали преимущественно в Атланте и Мемфисе, где она печаталась [16, p. 327]. В конце концов, в августе 1906 г. денежные проблемы привели к прекращению издания «Moon». Однако при поддержке издательского дома братьев Мюррей, Дюбуа начал с января 1907 г. издавать ежемесячный журнал «Horizon». Как и предшествовавший ему «Moon», он отображал наиболее насущные проблемы чернокожего населения и, прежде всего, факты линчеваний, пеонажа и расизма. Газета также стояла на принципах гражданского равноправия, всеобщего избирательного права, в том числе и для женщин, прогрессивного налогообложения монополий [8]. Таким образом, повестка «Horizon»
соответствовала идеалам «прогрессивной эры». И хотя банкир Дж. Шифф предоставлял часть средств на финансирование «Moon», «Ниагара» в дальнейшем выступила против
субсидирования собственной периодики белыми издателями: обе ее газеты «Voice of the Negro» и «Horizon» выпускались за счет издательства «цветных» братьев Мюррей [15, p. 81]. Дж. Барбер активно призывал негритянскую общественность
поддерживать периодические издания организации, мечтая превратить «Voice of the Negro» в «большую расовую корпорацию, где сотни молодых мужчин и женщин могли бы найти работу» [23].
Причиной отказа от сотрудничества с белыми структурами была убежденность
многих членов «Ниагары» в их активном содействии политике приспособления Вашингтона [6]. Деятели организации критично отзывались о белой прессе, которую они часто обвиняли в пропаганде негативного образа негров на основе непроверенных источников в ущерб положительным новостям об
афроамериканцах. В результате «Ниагара» не стремилась укрепить контакты с белыми газетами, часто критикуя их деятельность: «Нет ничего легче, чем упустить важные события, о том, что происходит с нами (афроамериканцами), если читать белые газеты, которые об этом не пишут» [7], -отмечалось в «Horizon». И действительно белые периодические издания практически полностью игнорировали деятельность протестного движения. Лишь активно освещавший деятельность Вашингтона журнал «Outlook» критически отозвался о «возмутителях спокойствия», обвинив их в пропаганде социального равенства рас [9].
Определенную настороженность по отношению к белой Америке ощущал и сам Дюбуа. Профессор, выступая в целом противником разделения мест
общественного пользования по расовому признаку, поддерживал культурную и экономическую обособленность негров. Добровольная «духовная сегрегация» чернокожего населения рассматривалась им как залог сохранения своей особой культуры после интеграции в американское сообщество, в то время как «экономическая сегрегация», по его мнению, подразумевала под собой материальную независимость афроамериканцев, прежде всего, путем создания собственных негритянских предприятиях [22, p. 102]. Тем не менее, он верил в возможность найти поддержку протестного движения среди белых американцев. Он вел постоянную тайную переписку с редактором популярной либеральной газеты «Evening Post» О. Виллардом, обсуждая деятельность Вашингтона [22, p. 87].
Критика деятельности негритянского лидера стала основной темой в выпускаемых «Ниагарой» периодических изданиях. В эссе напечатанном в ответ на расовый погром в Атланте в 1906 г. Дюбуа
назвал причиной происшествия ненависть, которую при попустительстве Вашингтона раздувала южная пресса [27]. Резкой критике подвергалась и подконтрольная «машине Таскиги» пресса, в первую очередь самая популярная из них «New York Age»: «Сегодня, когда негритянское население начинает во весь голос кричать «Относитесь к нам как к людям!», «Age» заявляет, что «кричать во весь голос» не является тем, что нужно делать» [19], - писалось на страницах «Moon».
В то время как Вашингтон находился под протекцией федеральных властей, будучи личным помощником президента Т. Рузвельта, деятели «Ниагары» призвали негритянскую общественность отказаться от поддержки республиканской партии. Дюбуа заявлял о том, что президент не оправдал чаяний афроамериканцев, несмотря на свои громогласные обещания [24]. В ходе президентской гонки 1908 г., он, как и другие члены «Ниагары» резко выступал против кандидатуры республиканцев в лице У Тафта, бывшего военным министром администрации Рузвельта, призывая негров к протестному голосованию, чтобы показать себя важной политической силой: «Мы обращаемся с призывом к 500 тысячам свободных чернокожих избирателей на Севере. Используйте свои голоса, чтобы нанести поражение Теодору Рузвельту, Уильяму Тафту... Лучше голосовать за общепризнанного врага, чем за фальшивых друзей» [10]. По его мнению, выбор чернокожих избирателей в пользу демократов мог заставить «партию Линкольна» изменить подход в отношении к афроамериканцам [11]. На призыв «Ниагары», в первую очередь, ответила чернокожая диаспора Бостона, где были традиционно сильны протестные силы. В 1910 г. от Уз до / негров голосовали за демократа на выборах губернатора штата [21]. Показательно, что на выборах 1908 г. Тафт получил наименьшее количество голосов негров из всех республиканских кандидатов в президенты за всю историю [12].
Отсутствие поддержки со стороны демократов и республиканцев в отношении афроамериканцев, вело многих членов
«Ниагары» в ряды сторонников социалистических движений и организаций. Среди прогрессивной общественности «Ниагара» пользовалась активной поддержкой журналистки М.У. Овингтон, входившей в ряды Социалистической партии Америки. Со временем она стала близким другом Дюбуа, что не могло не сказаться на его еще большей заинтересованности в социализме. Постепенно профессор стал предполагать, что истинными союзниками чернокожего населения могли стать «классово угнетаемые» рабочие, к которым в основной массе относились и сами афроамериканцы, считая также возможным передать под управление государства железные дороги, угольные шахты и ряд заводов. В 1907 г. в февральском номере «Horizon» Дюбуа назвал себя «социалистом на половину» [6], тем самым отмечая произошедшие в его мировоззрении трансформации.
Однако сами деятели движения не считали «Ниагару» социалистической организацией, так как заявляли только о единогласной поддержке определенных положений, таких как отказ от дискриминации по расовому признаку Тем не менее, налаживание контактов с членами Социалистической партии Америки часто использовалось враждебной по отношению к «Ниагаре» прессой. Например, газета «New York Age» постоянно обвиняла в поддержке социализма увлекшихся «академиков» (так газета называла членов «Ниагары»), называя эти действия безответственным по отношению к нуждам афроамериканцев [20]. Следует отметить, что даже читатели «Horizon» не одобряли социалистический крен газеты, заявляя в рубрике «Обратная связь», об опасности подобного рода идей для репутации негров [8]. «Ниагара» не обладала достаточным влиянием, чтобы противостоять
информационному давлению, созданному подконтрольной Вашингтону прессой, поэтому, за движением закрепился образ опасных черных «радикалов».
Отсутствие массовой поддержки обусловило усугубление проблем «Ниагары». В августе 1907 г. Дюбуа удалось собрать всего 80 делегатов на третьей
конференции в Бостоне. К этому времени у организации имелось только 34 филиала, из которых лишь один располагался в штатах «глубокого» Юга - в Атланте. Находившиеся под сильным давлением «машины Таскиги» члены организации практически не платили взносов, в результате чего в казне находилось лишь 400 долл. [10]. Отсутствие денег постоянно мешало активной деятельности движения. Более того, организация судебного дела против сегрегации на железных дорогах в Виргинии и вовсе превратила ее в должника. Плохо налаженная работа на местах, в сумме с неудовлетворительным финансовым состоянием, создало большие трудности для продолжения судебных тяжб.
Окончательным ударом по
организации стал раскол «Ниагары», в результате выхода из ее рядов сторонников влиятельного чернокожего протестного активиста У. Троттера. Причиной тому, стал его конфликт с К. Морганом, с близким соратником Дюбуа. Троттер считал целесообразным допускать в «Ниагару» лишь тех лиц, кто открыто заявлял о своем неприятии идей Вашингтона, что не находило отклика у Дюбуа и Моргана, желавших привлечь к движению как можно большего числа афроамериканцев. Кроме того, Троттер выступил против переизбрания губернатора К. Гилда в Массачусетсе, из-за выделения им средств на организацию сегрегированной выставки к трехсотлетию Джеймстауна - первого города основанного в Виргинии. Между тем, Морган поддерживал деятельность губернатора, надеясь получить место в легислатуре штата. В этой связи Троттер обвинил Моргана в незаконном избрании членов филиала в Массачусетсе, что было ложью ввиду отсутствия выборов в течение нескольких месяцев [5, p. 104]. В сложившемся конфликте Дюбуа занял сторону Моргана: «К сожалению, я вынужден заявить, что мистер Троттер является бременем для движения «Ниагара», он не может работать с людьми, не руководствуясь своей узкой программой. Пришло время, когда надо поставить вопрос следующим образом: может ли движение «Ниагара» и дальше тащить за собой
мистера Троттера и отвечать за его слова и действия? За себя скажу, что не может» [22, p. 96]. В результате Троттер заявил о выходе из «Ниагары», создав в 1908 г. собственную организацию [5, p. 140]. Дюбуа, негативно относившийся к излишней резкости Троттера в отношении к белой общественности, наносившей
существенный урон имиджу «Ниагары», надеялся, что уход его оппонента из организации поспособствует улучшению ситуации.
Однако в августе 1908 г. было зафиксировано последнее собрание «Ниагары» в Оберлине (штат Огайо), на которое почти никто не явился [25]. Многие деятели честно заявляли о желании сосредоточиться на своей карьере [16, p. 375]. Под давлением Вашингтона Дж. Барбер был исключен из редакции «Voice of the Negro», а финансовые трудности также привели к закрытию «Horizon». В 1909 г. Дюбуа вместе с Барбером пытались организовать новый протестный журнал «New Horizon», ставящий целью «пропаганду равенства всех рас и людей, введение всеобщего избирательного права, в том числе для женщин» [13]. Но журнал вновь оказался неприбыльным, поэтому через год его пришлось закрыть [14]. Вину за неудачу в деятельности «Ниагары» Дюбуа взял на себя: «Я не был прирожденным лидером: не умел относиться к каждому, как к брату, и быстро сходиться с незнакомыми людьми, наконец, я не мог легко избавиться от прирожденной замкнутости и от резкой критической манеры выражаться» [4, p. 314]. Несмотря на то, что в 1909 г. «Ниагара» продолжала формально существовать, фактически организация исчезла из общественного поля зрения.
В действительности, главными проблемами, приведшими к неудаче «Ниагары» стали дезорганизация, финансовые проблемы и антагонизм между ее лидерами. Все это в итоге, не позволило движению расширить социальную базу и выйти за пределы немногочисленной негритянской интеллигенции, общее число которой к 1910 г. составляло лишь 2,5% от числа работающих афроамериканцев на Юге и 3% - на Севере [17, p. 185]. «Ниагара»
представляла преимущественно
идеологизированных чернокожих
выпускников колледжей и университетов, многим из которых не были чужды националистические идеи. В отсутствие прямых контактов с негритянскими массами, «Ниагара» также не имела спонсоров в северных штатах, которые могли предоставить необходимые финансовые средства. Белая
общественность Америки, в основной своей массе разделявшая философию
компромисса, выработанную Вашингтоном, с крайним опасением относилась к «радикальной» оппозиции.
Однако в начале XX в. ситуация стала меняться с появлением либерально настроенных белых американцев, считавших, что с началом «прогрессивной эры» реформы должны непременно коснуться всех граждан страны вне зависимости от цвета кожи. Подобные идеи предоставляли возможность объединения белых прогрессистов с негритянским протестным движением, что привело к созданию организации «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения» (НАСПЦН), в состав которой вошло большинство членов «Ниагары» во главе с Дюбуа. Данная организация сумела успешно применить, разработанную своей предшественницей программу действий, направленной на противодействие расизму. Основным вкладом «Ниагары» стали идея протестного голосования на выборах, широкое использование прессы в целях агитации, а также концентрация на достижении гражданского и политического равноправия как первоочередной задачи афроамериканской общественности.
Список литературы
1. Alexander, S.L. (2011). An Army of Lions: The Civil Rights Struggle Before the NAACP. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 408 p.
2. Aptheker, H. (1985). Pamphlets and Leaflets by W.E.B. Du Bois. Millwood: KrausThompson Organization. 372 p.
3. Chicago Broad Ax, 1905, August 12.
4. Du Bois W.E.B. The Autobiography of W.E.B. DuBois: A Soliloquy on Viewing My Life from the Last Decade of its First Century. N.Y.: International Publishers, 1968. 448 p.
5. Fox, R.S. (1970). The Guardian of Boston: William Monroe Trotter. N.Y.: Atheneum.
307 p.
6. Horizon, 1907, February.
7. Horizon, 1907, January.
8. Horizon, 1907, March.
9. Horizon, 1907, October.
10. Horizon, 1907, September.
11. Horizon, 1908, April.
12. Horizon, 1908, November/December.
13. Horizon, 1909, November.
14. Horizon, 1910, January.
15. Jones, A. (2011). African American Civil Rights: Early Activism and Niagara Movement. Santa Barbara: ABC-CLIO. 281 p.
16. Lewis D.L. W.E.B. Du Bois: Biography of the Race 1868-1919. N.Y.: Henry and Holt Company, 1993. 752 p.
17. Meier, A., Rudwick, E. (1963). Negro Thought in America, 1880-1915: Racial Ideologies in the Age of Booker T. Washington. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 336 p.
18. Moon, 1906, March 2.
19. Moon, 1906, March 29.
20. New York Age, 1907, April 4.
21. New York Age, 1908, November 12.
22. The Correspondence of W.E.B. Du Bois: Selections, 1877-1934. Amherst: University of Massachusetts press, 1997. 507 p.
23. Voice of the Negro, 1906, August.
24. Voice of the Negro, 1907, December.
25. Voice of the Negro, 1907, June.
26. Washington Bee, 1907, March 2.
27. World Today, 1906, November.
THE NIAGARA MOVEMENT ACTIVITY AND THE APPEARANCE OF THE AFRICAN-AMERICAN PROTEST MOVEMENT IN THE USA (1905 - 1909)
The article is devoted to the analysis of the activities of the Niagara Movement, founded in 1905, which became the pioneer of the African-American protest movement. The members of the organization were representatives of the black intelligentsia, mainly residing in the North of the country, where African-Americans were not oppressed in their rights. The leader of the Niagara Movement was a professor of Atlanta University W.E.B. Du Bois, who challenged the domination of the ideas of Booker Washington in the black community, according to which the "colored" population had to reconcile with the political and social order that had developed in the South in exchange for opportunities to improve its financial situation. «Niagarites» believed that the primary task of the African-American society was to fight for civil and political equality as the only guarantee for the protection of the black population. To this end, African Americans had to actively apply all forms of protest against racist practices in the country. Despite the fact that financial difficulties, hostile public opinion and antagonism between the leaders of the organization led to its rapid demise, the Niagara Movement managed to make a significant contribution to the African-American community. Such ideas of Niagara's members as broad agitation in the press, protest voting, litigation against racist laws were widely used by subsequent organizations of the African-American protest movement.
Keywords: the US history, African-Americans, the ideology of accommodation, the African-American protest movement, interracial relations, Niagara Movement, W.E.B. Du Bois, Booker Washington.
References
1. Alexander, S.L. (2011). An Army of Lions: The Civil Rights Struggle Before the NAACP. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 408 p.
2. Aptheker, H. (1985). Pamphlets and Leaflets by W.E.B. Du Bois. Millwood: KrausThompson Organization. 372 p.
3. Chicago Broad Ax, 1905, August 12.
4. Du Bois W.E.B. The Autobiography of W.E.B. DuBois: A Soliloquy on Viewing My Life from the Last Decade of its First Century. N.Y.: International Publishers, 1968. 448 p.
5. Fox, R.S. (1970). The Guardian of Boston: William Monroe Trotter. N.Y.: Atheneum.
307 p.
6. Horizon, 1907, February.
7. Horizon, 1907, January.
8. Horizon, 1907, March.
9. Horizon, 1907, October.
10. Horizon, 1907, September.
11. Horizon, 1908, April.
12. Horizon, 1908, November/December.
13. Horizon, 1909, November.
14. Horizon, 1910, January.
15. Jones, A. (2011). African American Civil Rights: Early Activism and Niagara Movement. Santa Barbara: ABC-CLIO. 281 p.
16. Lewis D.L. W.E.B. Du Bois: Biography of the Race 1868-1919. N.Y.: Henry and Holt Company, 1993. 752 p.
17. Meier, A., Rudwick, E. (1963). Negro Thought in America, 1880-1915: Racial Ideologies in the Age of Booker T. Washington. Ann Arbor: The University of Michigan Press. 336 p.
18. Moon, 1906, March 2.
19. Moon, 1906, March 29.
20. New York Age, 1907, April 4.
21. New York Age, 1908, November 12.
22. The Correspondence of W.E.B. Du Bois: Selections, 1877-1934. Amherst: University of Massachusetts press, 1997. 507 p.
23. Voice of the Negro, 1906, August.
24. Voice of the Negro, 1907, December.
25. Voice of the Negro, 1907, June.
26. Washington Bee, 1907, March 2.
27. World Today, 1906, November.
Об авторе
Воробьев Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, E-mail: worobjowdima@mail.ru
Vorobyev Dmitry Nikolayevich - Graduate student of the Department of history of Modern and Contemporary History of European and American Countries History, Lomonosov Moscow State University, E-mail: worobjowdima@mail.ru